Влияние эмоций на проявления самооценки в юношеском возрасте

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 28.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Формирование учебно-познавательной мотивации в младшем школьном возрасте
Психологические последствия неадекватного выбора профессии в период ранней взрослости
Образ телесного Я как механизм подростковой нарциссической регуляции
Развитие различных качеств личности дошкольника (характера, воображения, общения и пр.) в игровой деятельности


Введение:

Подростковый возраст - это острый переход от детства к зрелости, в котором противоречивые тенденции переплетаются. Для этой сложной стадии показательны как положительные, так и отрицательные проявления. В это время завершается формирование модели поведения, которая будет влиять на физическое и психическое здоровье, на всю оставшуюся социальную и личную жизнь.

Одним из основных моментов является то, что в подростковом возрасте человек вступает в качественно новую социальную позицию, в которой сознание и самосознание человека формируется и активно развивается. Поведение подростка все больше регулируется его самооценкой.

Следует отметить, что проблема самооценки является одной из самых сложных в психологии личности. Существует много теорий самооценки, иногда пересекающихся в своих основных частях, а иногда противоречащих друг другу. Основная функция самооценки в психической жизни человека заключается в том, что она выступает в качестве необходимого внутреннего условия для регуляции поведения и деятельности. Поэтому проблеме самооценки необходимо уделять значительное внимание при изучении особенностей подросткового возраста.

Другой особенностью, характеризующей подростковый период, является формирование эмоционально-волевой сферы, с которой тесно связано формирование личности - сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие. При нарушении эмоциональной сферы подростка возникает такое явление, как беспокойство. Тревога - очень распространенный психологический феномен нашего времени. Это частый симптом невроза и функционального психоза, а также спусковой механизм расстройства эмоциональной сферы личности. Значение тревоги как социально детерминированного фактора было отмечено на одном из первых ежегодных симпозиумов, проводимых Американской ассоциацией психологов и психопатологов, что доказывает необходимость более детального изучения его.

Актуальность нашей работы обусловлена ​​тем, что самооценка и тревожность являются наиболее важными взаимосвязанными характеристиками подросткового возраста. Но, несмотря на большое количество работ, посвященных их теоретическому обоснованию, остается необходимость практического изучения взаимосвязей между этими двумя психологическими переменными. А это, в свою очередь, откроет широкие возможности для целостного и всестороннего понимания личности подростка.

Предмет исследования: особенности самооценки и тревожности в подростковом возрасте.

Объект исследования: подростки в возрасте 15-16 лет.

Цель нашего исследования: определить влияние чувства собственного достоинства на эмоциональную сферу подростка.

Научно-исследовательские цели:

  1. Опишите общие характеристики подросткового возраста.
  2. Определить основные научные подходы к изучению самооценки и определить его значение в жизни человека.
  3. Изучить особенности самооценки в подростковом возрасте
  4. Изучить феномен тревожности как нарушения эмоциональной сферы подростка.
  5. Провести практическое исследование взаимосвязи самооценки и тревоги в подростковом возрасте.

Гипотеза нашего исследования: чем ниже самооценка подростка, тем выше его ситуативная и личностная тревожность.

Чтобы провести практическое исследование и доказать гипотезу, мы выбрали два метода - метод измерения самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожане и методика измерения уровня ситуативной и личной тревожности Ч.Д. Спилбергер в переводе Ю.Л. Ханина.

Работа состоит из двух частей. Первая часть посвящена теоретическому анализу особенностей подросткового возраста, в частности вопросам самооценки и тревожности. В этой части описываются общие характеристики подросткового возраста, основные подходы к изучению самооценки, значение самооценки в жизни человека, особенности самооценки в подростковом возрасте и проблема тревоги как нарушения эмоциональной сферы. подростка. Первая часть основана на анализе работ следующих авторов: И.В. Дубровина М.И. Лисина, М. Кле, А.Н. Леонтьев В.В. Столин И.И. Чеснокова, Т.Я. Шибутани, Ф. Зимбардо, Л.И. Божович, Л.Ф. Обухова, Х. Ремшмидт, Д.И. Фельдштейн И.С. Кон, А.В. Захарова и др.

Вторая часть нашей работы посвящена практическому изучению характеристик самооценки и тревожности подростков. Он включает описание образца исследования, обоснование выбранных методов, результаты, полученные в ходе исследования, и их интерпретацию, а также выводы и рекомендации.

Теоретический анализ психологических особенностей подросткового возраста

Общая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст является переходным от детства к подростковому возрасту. Он характеризуется общим подъемом жизни и глубокой перестройкой всего организма. Духовный мир подростка Н.К. Крупская охарактеризовала психологию как половинного ребенка - половинного взрослого: в своем развитии он уже «оставил» детей, но еще не «застрял» со взрослыми. Период труден как для подростка, так и для окружающих его людей. Этот период называется эпохой кризисов и неудавшихся конфликтов. Больше всего написано об этом веке; он широко изучался такими учеными, как Св. Холл, Э. Шпрангер, С. Бюлер, Г. Гетцер, В. Стерн, Л.С., Выготский, Е. Эриксон, Т. В. Драгунова, Л.И. Божович, Д. Б. Эльконин и др.

Характерной чертой подросткового возраста является половое созревание. Для девочек она начинается примерно с 11 лет, для мальчиков - чуть позже, с 12-13 лет. Половое созревание (резкая зрелость тела, внезапное увеличение роста и развитие вторичных половых признаков) вносит серьезные изменения в жизненные функции организма, нарушает внутренний баланс и вводит новые переживания.

Л. С. Выготский подробно рассмотрел проблему интересов в подростковом возрасте, назвав ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». В подростковом возрасте, подчеркнул Л. С. Выготский, наступил период разрушения и отмирания старых интересов, период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Он писал: «Если в начале фаза развития интересов находится под знаком романтических устремлений, то конец фазы отмечен реалистичным и практическим выбором одного из наиболее устойчивых интересов, в основном непосредственно связанных с Основная линия жизни выбрана подростком".

Л. С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к себе); «Доминантная данность» (инсталляция подростка в широком, широком масштабе, что для него гораздо более субъективно приемлемо, чем его близкие, нынешние и нынешние); «Доминирующие усилия» (стремление подростка к сопротивлению, преодолению и волевой напряженности, которая иногда проявляется в упрямстве, хулиганстве, борьбе с образовательной властью, протесте и других негативных проявлениях); «Доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Л. С. Выготский, как и Дж. Пиаже, уделял особое внимание развитию мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления - это усвоение подростком процесса формирования понятий, что приводит к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По мнению Л. С. Выготского, функция формирования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. «Понимание реальности, понимание других и понимание себя - это то, что мышление вносит в концепции», - писал он.

По словам Л. С. Выготского, значительные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии». Говоря о воображении подростка, Л.С. Выготский отметил, что «она превращается с ним в интимную сферу, которая обычно скрывается от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подросток скрывает свои фантазии «как самый сокровенный секрет и с большей вероятностью признает свое проступок, чем раскрывает свои фантазии».

Л. С. Выготский также отметил еще два новообразования возраста. Это развитие рефлексии и, на ее основе, самосознания. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями в самой личности, в связи с появлением у подростка самосознания становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания, как никакой другой стороны психической жизни, считает Л.С. Выготский, зависит от культурного содержания среды.

Центральное новообразование этого возраста - появление понятия о себе как о «не ребенке». Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к выводу, что между ним и взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать от других, чтобы его больше не считали маленьким, он понимает, что у него тоже есть права. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него все еще нет чувства подлинной, полноценной взрослой жизни, но ему крайне необходимо быть признанным взрослым Типы взрослости были определены и исследованы Т. В. Драгуновой. Они разнообразны:

Имитация внешних признаков взрослой жизни - курение, игра в карты, питье вина, особый словарный запас, стремление к моде для взрослых в одежде и прическе, косметика, украшения, техники кокетства, способы релаксации, развлечения, ухаживания. Это самые простые способы достижения совершеннолетия и самые опасные. Социологи и юристы называют подражание особому стилю веселой, легкой жизни «низкой культурой досуга», в то время как познавательные интересы теряются, и определенное отношение настроено, чтобы развлекаться с ее жизненными ценностями.

Равные мальчики-подростки по качеству "настоящий мужчина". Это сила, смелость, смелость, выносливость, воля, верность дружбе и т. д. Средства самообразования часто являются спортивными. Интересно отметить, что многие девушки теперь также хотят обладать качествами, которые считались мужскими на протяжении веков.

Социальная зрелость. Это происходит в условиях взаимодействия ребенка и взрослого в различных видах деятельности, где подросток заменяет собой помощника взрослого. Это обычно наблюдается в семьях, испытывающих трудности, где на самом деле подросток занимает положение взрослого. Здесь забота о близких, их благополучие приобретает характер жизненной ценности.

Многие мальчики стремятся овладеть различными взрослыми навыками (работать столярами, плотниками, фотографировать и т. д.), а девочкам - готовить, шить, вязать. Начало юности очень благоприятное время для этого. Поэтому психологи подчеркивают, что в соответствующие классы для взрослых необходимо включать подростков в качестве помощников.

Интеллектуальная зрелость. Это выражается в желании подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за рамки школьной программы (кружки, музеи и т. д.). Значительный объем знаний у подростков является результатом самостоятельной работы. Учение приобретает личный смысл для таких учеников и превращается в самообразование.

Для подростков характерно доминирование детского сообщества над взрослыми. Ведущая деятельность этого возраста - интимное и личное общение со сверстниками. Эта деятельность является своего рода воспроизведением между сверстниками отношений, существующих между взрослыми, формой развития этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, подросток социально отделен от своей семейной родословной. Именно в общении со сверстниками осваиваются нормы социального поведения и моральные нормы; здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Вот воображаемая и воображаемая игра всех самых сложных аспектов будущей жизни. Эта возможность вместе - в мыслях, во сне - тренироваться, терять свои устремления, свои радости - важна для развития внутренней жизни. И это единственное занятие, в котором будущая жизнь может быть мысленно «продвинута». Если подросток в школе не может найти систему удовлетворения своего общения, он часто «бросает» школу, конечно, чаще психологически, хотя и не так редко и буквально.

Коммуникативная деятельность чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание. Основным новообразованием этого века является перенесенное внутрь общественное сознание. По словам Л. С. Выготского, это самосознание. Сознание означает общее знание. Это знание в системе отношений. А самосознание - это социальное знание, перенесенное на внутренний уровень мышления.

Л. И. Божович также отметил, что к началу переходного периода в общем психическом развитии появились новые, более широкие интересы, личные увлечения и желание занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни. Однако в подростковом возрасте до сих пор нет возможности (ни внутренней, ни внешней) занять эту позицию. Л. И. Божович считал, что несоответствие возникающих потребностей и жизненных обстоятельств, ограничивающих возможность их реализации, характерно для любого возрастного кризиса. Но, тем не менее, независимо от того, насколько субъективно (а иногда и объективно) жизнь подростка, он все равно со всей своей направленностью в будущее, хотя «это будущее кажется ему еще очень туманным». Описывая подростковый возраст, Л.И. Божович писал: «В этот период все прежние отношения ребенка с миром и с самим собой разрушаются и перестраиваются ... и развиваются процессы самосознания и самоопределения, ведущие в конечном итоге к этой жизненной позиции, с которой студент начинает свою самостоятельную жизнь. "

В переходный период происходят преобразования в различных сферах психики. Фундаментальные изменения связаны с мотивацией. В содержании мотивов на первый план выходят мотивы, связанные с формирующимся мировоззрением, с планами на будущую жизнь. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, «наличием определенной системы подчинения различным мотивационным тенденциям, основанной на ведущих социально значимых и ценных для человека мотивах». Что касается механизма действия мотивов, то они теперь действуют не напрямую, а возникают «на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения». Именно в мотивационной сфере, как Л.И. Божович полагал, что основное новообразование переходного возраста находится.

С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие студента, которое существенно меняется в переходный возраст. Как писал Л. И. Божович, «выражая определенные отношения между людьми, моральные нормы внедряются кем угодно в деятельности, требующей коммуникации - промышленной, научной, художественной и т. д.» Овладение нравственным нравом ребенка происходит, когда он совершает реальные моральные поступки в ситуациях, которые для него значимы.

Моральные убеждения возникают и формируются только в переходный период, хотя основание для их возникновения было заложено гораздо раньше. В убеждении, по мнению Л. И. Божовича, более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения моральных норм, находит выражение, а убеждения становятся специфическими для мотивов поведения и деятельности школьников.

Наряду с развитием убеждений формируется моральное мировоззрение, представляющее собой систему убеждений, которая приводит к качественным изменениям всей системы потребностей и устремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения иерархия происходит в системе мотивов, в которой моральные мотивы начинают занимать ведущее место. Создание такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определению ее ориентации и «позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свою моральную позицию». Еще одно новообразование, которое возникает в конце переходного периода, Л. И. Божович назвал «самоопределением». С субъективной точки зрения он характеризуется самосознанием как членом общества и конкретизируется в новой социально значимой позиции. Самоопределение возникает в конце школы, когда человек сталкивается с необходимостью решить проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого предсказания вашей будущей жизни, от снов, связанных с будущим. Он основан на уже устойчиво установленных интересах и устремлениях субъекта, предполагает учет его возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связан с выбором профессии. Но истинное самоопределение, как отметил Л.И. Божович, на этом не заканчивается, оно «как системное новообразование, связанное с формированием внутреннего положения взрослого человека, возникает значительно позже и является конечной стадией онтогенетического развития личность ребенка".

И в конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя - своих способностей и устремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своей цели в жизни.

Подростковый период знаменует собой переход к взрослой жизни, а особенности его течения накладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

Самоуважение: основные подходы и значение в жизни человека

В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки не обделена вниманием. Наиболее полное развитие его теоретических аспектов было найдено в советской психологии в работах Б.Г. Ананьева, Р. Азимова, Л.И. Божович И.С. Кона, М.И. Лисина А.И. Липкина В.В. Столин Е.В. Shorokhovoy. Они разрабатывают вопросы социально-психологического характера и нравственных основ самооценки, ее структуры и роли в психической жизни личности. Проблема самооценки была также изучена экспериментально. Итак, исследование В.А. Горбачева посвящена формированию у детей самооценки, Е.И. Савонко - возрастные особенности отношения ориентации учащихся к самооценке и оценке другими людьми; И.А. Липкина и Л.А. Рыбак считают самооценку в образовательной деятельности В.Н. Куницына - самооценка подростка и др. В зарубежной психологии вопросы самооценки рассматриваются в работах У. Джеймса, К. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, С. Роджерса и других. Эти ученые обсуждают такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структуры, функций, возможностей и моделей формирования. Самооценка рассматривается как важнейшее формирование личности, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности человека, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, который формируется при активном участии личности и отражает качество оригинальность своего внутреннего мира.

Как личностное воспитание, самооценке отводится центральная роль в общем контексте формирования личности - ее способностях, ориентации, активности, социальной значимости. Установлено, что ценности, принятые человеком, составляют основу самооценки, которая определяет специфику его функционирования как механизма саморегуляции и самосовершенствования.

Ведущая роль отводится самооценке в рамках изучения проблем самосознания: она характеризуется как ядро ​​этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, интеграции начала и его личностного аспекта. органически включены в процесс самопознания. Самооценка связана с оценочными функциями самосознания, которые поглощают эмоционально-ценностное отношение человека к себе, отражая особенности его понимания себя.

Итак, в исследованиях проблемы решаются, с одной стороны, взаимосвязью личности и самооценки, с другой - самоосознанием и самооценкой. Эти разные подходы к раскрытию сущности самооценки не противоречат друг другу, а лишь раскрывают его сложность и неоднозначность как психологического явления, его причастность к развитию и функционированию различных психических проявлений личности.

Сложность изучения проблемы самооценки определяется также тем, что она органически включает в себя два взаимосвязанных аспекта: процедурный и структурно-конечный. Изучение специфики репрезентации в самооценке этих аспектов связано с различными исследовательскими задачами: задачей выявления путей, условий и методов ее формирования, развития и функционирования, а также задачей выявления ее показателей как личности формирование, которое объединяет знания человека о себе и его отношение к себе.

Двухсторонний характер самооценки также отражен в определениях, которые даны ему в психологической литературе: они либо обновляют его операционные характеристики, фиксируют способы, которыми человек оценивает себя, либо выделяют ее как личность. В самооценке они видят проекцию сознательных качеств на внутренний стандарт (Budassi SA), (Сафин В.Ф.), сравнение их характеристик со шкалами ценностей (Столин В.В.), форму отражения отношения к себе (Липкина А.И.) и т.п.

Проявления чувства собственного достоинства как личности были изучены более широко, в то время как его процедурные характеристики далеко не достаточно раскрыты. В то же время подход к самооценке как к сложному структурированному системному образованию обязательно связан с реализацией комплексного исследования - изучения присущей человеку специфики самооценки с ее результатами и условиями, обеспечивающими ее оптимальное образование.

Так что же такое самооценка?

Самооценка - это ценность, значение, которое индивид придает себе в целом и определенным аспектам своей личности, деятельности, поведения. Самоуважение действует как относительно устойчивое структурное образование, компонент самооценки, самосознания и как процесс самооценки. Основой самооценки является система личных значений личности, принятая им система ценностей. Самооценка развитого индивида формирует сложную систему, которая определяет природу самооценки индивида и включает общую самооценку, которая отражает уровень самооценки, целостного самооценки и частичной частной самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам личности, действиям и успешности отдельных видов деятельности.

В исследовании А. Зака ​​самооценка представлена ​​как средство анализа и осознания субъектом своих собственных методов решения проблем, на которых построен внутренний план действий, обобщенная схема личностной активности.

Т. Шибутани говорит о самооценке следующим образом: «Если человек является организацией ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка».

Б. Г. Ананьев высказал мнение, что самооценка является наиболее сложным и многогранным компонентом самосознания, что является прямым выражением оценки других лиц, вовлеченных в развитие личности.

Самоуважение также рассматривается как элемент самооценки, наряду с чувством собственного достоинства, самосочувствием, самопринятием и т. д. Так, И. С. Кон говорит о самооценке, определяя ее как конечное измерение «Я», выражая меру принятия или отклонения индивидом самого себя.

А. Н. Леонтьев предлагает интерпретировать самооценку через категорию «чувство» как устойчивые эмоциональные отношения, которые имеют «ярко выраженный объективный характер, являющийся результатом определенного обобщения эмоций».

Таким образом, самооценка представляет собой сложное формирование личности и относится к фундаментальным свойствам человека. Он отражает то, что человек узнает о себе от других, и свою собственную деятельность, направленную на понимание его действий и личных качеств. 

Изучение самооценки как особой формации самоидентификации человека в сочетании с его социальным статусом представляется одной из актуальных областей этого психического феномена. На сегодняшний день накоплено много эмпирического материала о формах проявления самооценки, ее регулирующей функции, взаимосвязи самооценки с самооценкой личности и самопознанием, уровнем адекватности и стабильности Самоуважение в разных возрастах, его связь с социальными отношениями, установленными индивидом.

«Высокая самооценка, - говорит Р. Бернс, - обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет человеку демонстрировать свою ценность без особых усилий. Ребенок приобрел способность сотрудничать в семье, уверенность в том, что его окружают любовь, забота и внимание. Все это создает прочную основу для его социального развития.

Поведение людей с высокой самооценкой является противоположностью известной психотерапевтам картины поведения людей, испытывающих депрессивное состояние. Последние характеризуются пассивностью, неуверенностью в себе, правильностью своих наблюдений и суждений, они не находят в себе сил влиять на других людей, противостоять им и не могут легко и без внутренних колебаний выражать свое мнение.

Многое из того, что человек делает или отказывается делать, зависит от его собственного достоинства. Т. Шибутани говорит следующее: «Те, кто не считает себя особенно талантливыми, не стремятся к очень высоким целям и не проявляют скорби, если им не удается что-то сделать хорошо ... Человек, который считает себя бесполезным, бесполезным объектом, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны, те, кто высоко ценит себя, часто работают с большим стрессом. Они считают ниже своего достоинства плохо работать. 

Также низкая самооценка может быть как причиной, так и следствием одиночества. Низкая самооценка - это определенный набор мнений и поведения, который мешает установлению или поддержанию удовлетворительных социальных отношений. Люди с низкой самооценкой интерпретируют социальные взаимодействия самоуничижительно. Они склонны приписывать сбои в общении из-за внутренних, самоубийственных факторов. Такие люди более чувствительны к призыву к общению и отказу от него. Люди с низкой самооценкой особенно отзывчивы по отношению к своим друзьям-партнерам и особенно враждебно относятся к своим отвергнутым партнерам. Люди с низкой самооценкой интерпретируют неоднозначный социальный обмен как более отрицательный, чем люди с высокой самооценкой.

Низкая самооценка влияет на социальное поведение людей. Люди с низкой самооценкой чаще испытывают социальную нестабильность и менее подвержены риску в социальных вопросах и, следовательно, менее склонны устанавливать новые отношения или углублять существующие.

Ф. Зимбардо пишет, что то, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. «Люди, осознающие свою важность, как правило, распространяют вокруг себя ореол удовлетворения. Они меньше зависят от поддержки и одобрения других, поскольку они научились стимулировать себя. Такие люди благодаря своей инициативе и инициативе заставляют вращаться социальный механизм и, соответственно, получают львиную долю выгод, предоставляемых обществом.

Люди с высокой самооценкой не расстраиваются, когда их критикуют, и не боятся быть отвергнутыми. Скорее, они готовы поблагодарить за «конструктивный совет». Получив отказ, они не воспринимают это как унижение своей личности. Они рассматривают его причины по-другому: нужно приложить больше усилий, чтобы не сломаться; запрос был чрезмерным или, наоборот, незначительным; время и место были выбраны плохо; человек, который дал отказ, страдает от каких-то проблем и поэтому должен быть понят. В любом случае причины отказа не в них, а вне их; эти причины следует проанализировать, чтобы перегруппировать свои силы и начать новое наступление с более надежными средствами. Таким людям легко быть оптимистами: они скорее достигнут своей цели, чем проиграют.

Человек с низкой самооценкой, напротив, выглядит потерянным. Он (она), как правило, более пассивен, внушаем и менее популярен. такие

люди слишком чувствительны к критике, считая это подтверждением своей неполноценности. Они вряд ли принимают комплименты ... Исследователи отмечают в целом более высокий невротизм у людей с низкой самооценкой по сравнению с теми, у кого высокая самооценка ... Очень одаренные люди могут быть их худшими врагами, если их самооценка недооценена .. Если человек застенчив, как правило, он страдает от низкой самооценки; - пишет Ф. Зимбардо, «там, где высока самооценка, не возникает вопроса о стеснительности».

Вирджиния Н. Куинн пишет об исследованиях, проведенных Леванвеем и Уайли, которые позволили сделать вывод, что люди с позитивным понятием «я», как правило, более терпимы к другим, им легче смириться со своими неудачами , которые менее распространены для них, поскольку они работают, они более эффективны, чем люди с низкой самооценкой; высокая самооценка обычно сочетается с такими качествами, как независимость и искренность; люди с позитивными представлениями о себе, как правило, полагаются на себя и поэтому с большей вероятностью принимают критику и советы.

Чтобы человек мог лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо сохранять позитивную картину самого себя. И, наоборот, люди с низкой самооценкой реагируют на ту или иную неудачу таким образом, что она усложняет любую возможность для улучшения «Я-концепции». Кроме того, они не только сами оценивают результаты своей деятельности очень низко, но также крайне обеспокоены мнением других, если последний, скорее всего, будет иметь неблагоприятную оценку. 

Многие авторы отмечают снижение самооценки в подростковом возрасте с появлением акцента на общении, на сверстниках, на контрольной группе. Следовательно, особая уязвимость подростков к манипулятивному влиянию и давлению группы очевидна. В будущем человек с низкой самооценкой часто воспринимает любые действия других людей как негативную интерпретацию, независимо от того, насколько позитивно это действие выглядит в глазах других.

По мнению многих авторов (К. Роджерс, В. Сатир и др.), позитивное отношение к себе, самопринятие оказывается взаимосвязанным со способностью конструктивно взаимодействовать с другими людьми. Высоко оценивая себя, человек, вероятно, будет так же добр к другим. Такой человек характеризуется открытостью, свободой в выражении своих чувств и способностью к самораскрытию в общении. 

Обобщая мнения различных исследователей, мы можем заключить, что все они единодушны в своем мнении о негативном влиянии низкой самооценки на социальное поведение человека и на развитие межличностных отношений.

В целом, следует сказать, что отношение человека к себе является новейшим образованием в системе его мировоззрения. Но, несмотря на это (и, возможно, именно из-за этого), самооценка занимает особенно важное место в структуре личности.

Особенности самооценки в подростковом возрасте

Развитие самосознания и его наиболее важная сторона - самооценка - это сложный и длительный процесс, сопровождаемый подростком с целой гаммой специфических (часто внутренне противоречивых) переживаний, к которым буквально все психологи причастны в этом возрасте. Обратил внимание.

Переход от младшего школьного возраста к подростковому возрасту характеризуется рядом серьезных изменений, происходящих в физическом, умственном и эмоциональном развитии ученика. 

Фаза индивидуализации в подростковом возрасте характеризуется утончением и развитием представлений о себе - активным формированием образа «Я». Ведущим центральным психическим новообразованием подростка является чувство зрелости и становления самосознания, необходимость осознавать себя как личность. Подросток развивает интерес к своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребности в чувстве собственного достоинства, сравнении себя с другими людьми. Потребность в самосознании возникает в результате практической деятельности, определяется растущими потребностями взрослой команды и необходимостью оценивать их возможности, чтобы найти свое место в команде. 

У подростка самооценка часто оказывается внутренне противоречивой; сознательно он воспринимает себя как значимого, даже исключительного человека, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. В то же время внутри него грызут сомнения, которые он пытается не впустить в свое сознание. Но эта подсознательная неопределенность дает о себе знать в опыте, депрессии, плохом настроении, снижении активности и т. д. Подросток не понимает причину этих состояний, но находит свое выражение в его обиде («уязвимости»), грубости, частых конфликтах. с окружающими взрослыми.

Сначала самосознание подростка все еще основывалось на мнении других - взрослых (учителей и родителей), команды и товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. Взрослея, ребенок начинает более критично относиться к взрослым оценкам; для него важны оценки его сверстников и его собственные представления об идеале; кроме того, начинает проявляться тенденция к самостоятельному анализу и оценке собственной личности. Но поскольку подросток по-прежнему не обладает достаточной способностью правильно анализировать свои личные проявления, на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальной позицией в команда, взрослое отношение к нему и товарищам. Было установлено, что дети, которые негативно воспринимаются своими сверстниками, имеют более низкую самооценку, и наоборот.

Таким образом, только в подростковом возрасте начинает развиваться подлинная самооценка - оценка человеком себя с первичной опорой на критерии своего внутреннего мира, благодаря его собственному «я». Это не означает, что оценка других больше не имеет значения: она просто перестает играть доминирующую роль.

И.С.Кон описал развитие самосознания и образа «Я»: «Ребенок рос, изменялся, набирался сил еще до переходного возраста, и все же это не вызывало у него интроспекции. Если это происходит сейчас, то это в первую очередь потому, что физическое созревание является одновременно социальным симптомом, признаком взросления, взросления, которому уделяют внимание и за которым внимательно следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивая позиция подростка, изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь актуализирует вопрос: «Кто я?».

В этот период происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Тем не менее, у подростков мы наблюдаем только появление этого процесса, полное развитие которого произойдет уже в юношеском и раннем взрослом возрасте. В подростковом возрасте человек пересматривает многие ценности, в основном сосредотачиваясь на референтной группе по своим вкусам и образцам.

В целом, для младших подростков (это особенно заметно у 12-летних) характерны отрицательные самооценки (согласно научным данным, примерно треть детей этого возраста оценивают себя таким образом). Но к 13 годам в самовосприятии появилась положительная тенденция. В подростковом возрасте человек более дифференцированно оценивает свое поведение в различных ситуациях, появляется детальная система самооценки и в основном формируется «самооценка» - относительно стабильная система самооценки.

Уже сформировавшаяся у детей способность к обобщению позволяет подростку обобщать в довольно сложной области - деятельности по усвоению норм человеческих отношений. Поэтому ведущая деятельность подростка является интимной - личное общение в различных сферах деятельности. Это дает ему возможность проявить себя и заявить о себе. Вот почему подростки активируют интимное - личное и спонтанное - групповое общение как в школе, так и вне ее. Из множества областей общения подростка выделяется контрольная группа сверстников, с требованиями которой он считается и чье мнение руководствуется в значимых для себя ситуациях.

У подростка ярко проявляется мотивационно-требовательная сфера - сфера общения, эмоциональных контактов. Чувство принадлежности чрезвычайно развито в этом возрасте, то есть стремление принадлежать к группам своего рода. Любое нарушение в сфере отношений с товарищами остро ощущается. Фактическая или воображаемая потеря привычного положения часто воспринимается молодым человеком как трагедия. Самооценка своего места в обществе играет, если не решающую, то одну из главных ролей в формировании личности, определяя в значительной степени социальную адаптацию и дезадаптацию личности, являясь регулятором поведения и деятельности.

Если самооценка подростка не находит поддержки в обществе и потребность в самооценке остается нереализованной, возникает острое чувство личного дискомфорта. Одним из распространенных способов решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой характеристика его личности другими людьми адекватна самооценке или даже превосходит ее. Описанный способ разрешения противоречия между оценкой и самооценкой может иногда приводить к негативным последствиям, в зависимости от типа неформальной группы, в которую входит подросток.

Из-за своих возрастных характеристик подростки гораздо чаще, чем другие возрастные группы, становятся неадаптивными в результате внутренней или внешней (иногда сложной) дегармонизации взаимодействия человека с самим собой или с окружающей средой, проявляющейся во внутреннем дискомфорте, нарушениях в отношениях , поведение и деятельность. Сами по себе возрастные особенности не влекут за собой дезадаптацию, но если появляются провоцирующие факторы, это обычно происходит, а затем очень трудно преодолеть.

Самооценка подростка часто нестабильна и не дифференцирована. Согласно литературным данным, подростковый возраст является наиболее противоречивой и противоречивой стадией в развитии самооценки. В разном возрасте подростки оценивают себя по-разному. Самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении могут возникать немотивированные действия. Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание. Сравнивая развитие ранних (ускорители) и поздних (замедлители) созревающих мальчиков-подростков, можно сделать вывод, что первые имеют ряд преимуществ перед последними. Ускоренные мальчики чувствуют себя более уверенно со своими сверстниками и имеют более благоприятный образ «я». Раннее физическое развитие, дающее преимущества в росте, физической силе и т. д., Помогает повысить престиж сверстников и уровень притязаний.

Таким образом, общими для всех подростков, независимо от различий в их социализации, являются те психологические характеристики, которые основаны на развитии рефлексии, порождающей потребность понять себя и быть на уровне своих собственных требований к себе, то есть достичь своей любимой модели , А неспособность удовлетворить эти потребности определяется целым «букетом» психологических характеристик, характерных для подросткового кризиса.

Беспокойство как нарушение эмоциональной сферы подростка

Подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе формирования эмоционально-волевой регуляции личности.

Опыт в этот период углубляется, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни становится более постоянным и стабильным. Гораздо более широкий спектр явлений социальной реальности становится безразличным для подростка и вызывает у него различные эмоции.

Подростки младшего возраста представляют собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится наиболее очевидным. Характеризуется легкой возбудимостью, резким изменением настроения и переживаний. В определенных ситуациях он может прятаться под маской безразличия, тревоги, волнения, горя. Но при определенных обстоятельствах подросток может быть более импульсивным в поведении.

Выраженные психологические особенности подросткового возраста называют «подростковым комплексом».

Это включает перепады настроения, от безудержного веселья до уныния и наоборот, а также альтернативное проявление ряда полярных эмоциональных реакций. Более того, достаточных, весомых причин для такого изменения настроения у подростка зачастую просто не существует.

Таким образом, чувствительность к чужой оценке их внешности, способностей и навыков сочетается у подростков с чрезмерным высокомерием и императивными суждениями относительно других. Иногда чувство сопровождается удивительной черствостью, мучительной застенчивостью - чванством, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьбой с властями, общепринятыми правилами и общими идеалами - с обожествлением универсальных идолов и чувственными фантазиями - с сухим философствованием.

Формирование личности подростка, расширение его интересов, развитие самосознания, нового опыта общения со сверстниками, как правило, приводят к интенсивному росту социально значимых побуждений и переживаний. Подросток более склонен к сочувствию при виде горя других людей; для него характерно стремление бескорыстно отказаться от чего-то ценного для него во благо другого человека. В подростковом возрасте больше, чем в любом другом, есть озабоченность растущего человека опытом, связанным с добротой, сочувствием, способностью жертвовать своими потребностями, потребностями ради других людей.

Основная сложность в подростковом возрасте - быстрые изменения, как физические, так и психологические. В этот период формируются и формируются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоциональной реакции; это время достижений, быстрый рост знаний и навыков; формирование своего «я», завоевание новой социальной позиции. Подросток постепенно попадает в ситуацию дискомфорта, испытывает разочарование; негативный опыт часто вызывает беспокойство. Это состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачными предчувствиями и, с точки зрения физиологии, активацией вегетативной нервной системы. Тревога возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть различной по интенсивности и динамичной во времени. Определенный уровень тревожности является естественной и обязательной характеристикой активной деятельности. Беспокойство обычно вызывается ожиданием неудач в социальном взаимодействии и неспособностью определить источник опасности. Оно может проявляться в виде беспомощности, неуверенности в себе, чувства бессилия перед внешними факторами, вызванного преувеличением их угрожающей природы и значимости. Постоянная личная тревога возникает у подростков с повышенной уязвимостью, чувствительностью, подозрительностью и является признаком нарушения эмоциональной сферы человека. 

Подростковый возраст часто называют периодом дисбаланса в развитии. В этом возрасте повышается внимание к себе, к своим физическим характеристикам; реакция на мнение окружающих обостряется, самооценка и обида возрастают. Физические недостатки часто преувеличиваются. Прежде всего, по сравнению с детством повышенное внимание к вашему телу обусловлено не только физическими изменениями, но и новой социальной ролью подростка. Люди ожидают, что благодаря физической зрелости он уже должен справиться с определенными проблемами развития.

У подростков возникает беспокойство и нормы развития, это в первую очередь связано с дисбалансом в развитии, с преждевременным развитием и его задержкой.

Осознание соматических изменений и их включение в схему организма является одной из важнейших проблем полового созревания. Подростки также отмечают социальную реакцию на изменение своего внешнего вида (одобрение, восхищение или отвращение, издевательство, презрение) и включают это в свое представление о себе. Это формирует низкую самооценку у подростка, неуверенность в себе, ограничение в общении и снижение самооценки. Кроме того, половое развитие очень тесно связано с формированием чувства достоинства и гордости, личной идентичности.

Становится актуальным, как отмечает Г. Ремшмидт, в своей работе «Подростковый и подростковый возраст» сравнение себя со сверстниками. Поскольку диапазон нормальной изменчивости остается неизвестным, это может вызвать беспокойство и привести к острым конфликтам или депрессивному состоянию и даже к хроническому неврозу. 

Это включает в себя такие функциональные изменения в организме, как преждевременное половое созревание, задержка развития, а также причины, вызывающие беспокойство у подростков, в том числе юношеские прыщи, избыточный вес и недостаточный вес, задержку роста.

Следующая причина - половое развитие подростков. В этом процессе центральная нервная система играет решающую роль, место интеграции нервных и психических явлений.

Таким образом, развиваются сексуальные потребности и побуждения, которые под воздействием психосоциальных и социокультурных факторов (половое воспитание, нормы, индивидуальная психическая зрелость, примеры для взрослых) по-разному выражаются в поведении: психоаффективном, т. е. Движимом чувством любви и склонность иметь определенного партнера по взаимоотношениям, или психофункциональный, как в значительной степени независимый от этого, не связанный с конкретным партнером сексуальным удовлетворением. Но здесь могут возникнуть сексуальные нарушения: если по какой-то причине нет взросления, то нет сексуального влечения, нет соответствующих переживаний. Если нет необходимых психосоциальных (социокультурных) факторов или наказания, и среди них преобладают ограничения, сексуальные потребности также могут исчезнуть или отстать в развитии. Это может привести к несоответствию между нормальным развитием и умственным опытом и поведением, вызывая неуверенность в себе, снижение самооценки и т. д.

Следует отметить, что проявление тревоги может происходить двумя способами: это страх - гнев и страх - страдание, которые проявляются по-разному, но одинаково дезадаптируют человека.

Необходимо обратить внимание на важность семьи и школы в период взросления. Поскольку подростковый возраст является противоречием между желанием показаться и неспособностью «быть взрослым». Это противоречие между стремлением к независимости и необходимостью подчиняться указаниям взрослых.

Трудности в подростковом возрасте связаны с повышенной возбудимостью, с ипохондрическими реакциями, с аффективностью, с острой реакцией на обиду и с повышенной критичностью по отношению к старшим.

Если эти особенности не принимаются во внимание, то у подростков могут образовываться стойкие отклонения в нравственном развитии и поведении. И здесь важны отношения между родителями и ребенком. Поскольку подростковый возраст является переходным возрастом, переходным периодом, от детства к взрослой жизни, возникают многочисленные конфликты, которые негативно влияют на формирование эмоциональной и когнитивной сферы.

Роль референтной группы растет, что способствует разрыву с родителями, как образец для подражания. Со стороны родителей возрастают ограничения и запреты; В связи с новыми изменениями в семье количество конфликтов увеличивается. Экономические условия могут быть причиной для беспокойства: поскольку подросток постоянно чувствует себя зависимым, не независимым. Молодые люди долгое время зависят от своих родителей в финансовом отношении, из-за большой продолжительности обучения. Школьная неудача может стать причиной конфликта. Напряженность в отношениях между родителями и детьми вызвана не столько конфликтами между поколениями, сколько изменением экономических условий и технического прогресса, перед которыми родители, подобно детям, чувствуют себя неуверенно и беспокойно, что создает беспокойство и нерешительность, и они, в свою очередь, формируют свои собственные персонаж . Наряду с родительским домом, школа является наиболее важным примером социализации. Формирование молодежи как фазы возрастного развития тесно связано с появлением системы всеобщего школьного образования. Школьные конфликты связаны в основном с успеваемостью, адаптацией, авторитетом и автономией. В связи с требованиями к успеваемости возникают конфликты как с учителями, так и со сверстниками. Протест, отказ от участия и достижения успеха могут возникнуть в отношении учителей. Такое поведение встречается как у способных, так и у критических молодых людей. Чье стремление к успеху сталкивается с неблагоприятными перспективами на будущее. В отношениях со сверстниками конфликты могут возникать из-за соперничества. Это влияет на психосоциальную адаптацию учащихся и сохранение класса как единого общества. Конфликты в области автономии и власти вызваны ограничениями свободы школьными правилами. Молодые люди требуют оправдать их, почувствовать нежелательную опеку над собой.

Тревога - это субъективное проявление дисфункции человека. У младших и старших подростков есть свои отличительные черты, и они замечательные, но мы можем говорить о типичных, характерных чертах этого периода, с точки зрения уровня и характера психического развития, подростковый возраст - это типичная эпоха детства, которая имеет Ряд этапов, которые имеют свои особенности, с одной стороны, а с другой стороны, подросток - это растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни.

Достигнутый уровень умственного развития, возросшие способности подростка обуславливают необходимость независимости, самоутверждения, признания взрослыми его прав, его потенциальных возможностей, в том числе участия в социально значимых делах. Между тем взрослые подчеркивают, что подросток уже не маленький ребенок, и, предъявляя к нему повышенные требования, они иногда продолжают лишать его права на независимость, возможности самоутверждения. Именно здесь возникает большинство конфликтных ситуаций, обид и различных форм протеста.

Состояние тревоги является следствием подросткового кризиса, который происходит по-разному и дезорганизует личность подростка, затрагивает все стороны его жизни. Эти кризисы могут вызывать различные формы девиантного поведения и расстройства личности, включая тревогу, на которой мы остановимся более подробно.

Оскорбление взрослого от чувства собственного достоинства подростка воспринимается им очень чутко. Из-за незнания взрослыми периодизации возрастного развития личность подростка будет развиваться ненормально, то есть «подростковый кризис» будет сопровождаться осложнениями. Кризис идентичности характеризуется тем, что подросток испытывает чувство неполноценности, депрессии и сексуальных намерений. Кризис идентичности, согласно Х. Ремшмидту, можно рассматривать как реакцию на потерю статуса ребенка, на несоответствие между биологическими возможностями и социальными, на отсутствие уверенности в своей компетенции, в своем статусе, на внезапные биологические изменения, которые происходят в теле взрослого. 

Небезопасность и страхи могут достигать такой степени, что существует страх потери единства тела и души, поэтому «часто подростки создают поведенческие ритуалы».

Д. И. Фельдштейн выделил дифференциальный анализ принципиально нового психического состояния подростка, обусловленного необходимостью подрастающего человека утверждать себя в окружающем его мире, осознавать себя в общении. Все это позволяет нам установить и охарактеризовать психологически - разные условия, своего рода три этапа кризиса развития подростка. Первый уровень, называемый Д.И. Фельдштейн, "местный каприз". Для него характерно то, что желание подростка 10–11 лет проявляется в необходимости для взрослых осознать его важность и значимость путем решения конкретных проблем, поэтому его называют локальным и капризным, поскольку в ситуации преобладают ситуативно обусловленные эмоции. Это. Более того, эмоционально окрашенное стремление к независимости проявляется у разных детей по-разному, что отражается в мотивационных структурах. Характерно, что дети 10–11 лет пытаются осознать факт своего взросления.

Оценка поведения и отношения детей в специально организованных ситуациях показывает, что возрастающее стремление подростков к независимости не просто сводится к желанию понять некоторые права у взрослых, но должно основываться на их понимании важности выражения конкретных задачи, социально утвержденные случаи, хотя они иногда не осознают их значение.

Д. И. Фельдштейн назвал второй уровень «закон - значимым». 12 - 13-летний подросток не удовлетворен уже своим участием в определенном наборе дел, решениях; он раскрывает необходимость общественного признания; происходит усвоение не только обязанностей, но и самого важного, прав в семье, обществе, стремление к взрослости формируется не на уровне «хочу», а на уровне «могу» и «я должен».

На третьем уровне, «утвердительно», 14-15-летний подросток развивает желание функционировать во взрослом мире, что порождает желание использовать свои способности, чтобы проявить себя, что приводит к созданию его социальной включение, усугубляющее необходимость самоопределения, самореализации.

Таким образом, изучение уровня подросткового возраста на основе изменения одного из основных показателей их психического состояния - необходимости самостоятельности, самоутверждения, позволяет учитывать не только подростков младшего и старшего возраста, но и выявлять сложная динамика развития их уровня.

Важнейшим моментом в характеристике подростка, его новой социальной позицией является осознание своего «я». Потребность подростка в самонаблюдении, самооценке, самоутверждении и самосовершенствовании проистекает из моральной потребности анализировать свои сильные и слабые стороны, из желания понять, что хорошо и что плохо в собственных действиях и целях, что следует искать и от чего воздержаться. То есть личный интерес возникает из потребностей жизни и деятельности, которые раскрывают личностные черты. Что касается потребности, наблюдаемой в подростковом возрасте, в одиночестве, то они никоим образом не эквивалентны так называемому желанию одиночества, но когда должным образом организованные действия являются потребностями только в условиях, благоприятных для концентрации и рефлексии.

Отношения со сверстниками становятся более сложными в этот период. У подростка есть особая потребность в дружбе, где возможна система реального равенства. Но конфликты возможны на основе соперничества. Зачастую подростки играют агрессивную роль по отношению к тем людям, от которых исходит угроза: их престижу, чувству собственного достоинства. На самом деле механизм психологической защиты срабатывает и часто выражается в агрессии. На самом деле, такие подростки часто имеют низкую самооценку, повышенную тревожность, незащищенность и подозрительность.

Подростки чутко воспринимают отношение взрослых к ним, оценка которых оказывает большое влияние, активно формирует самооценку растущего человека. Это может быть как положительно, так и отрицательно.

Конфликты в школе могут привести к поведенческим расстройствам, которые необходимо исправить, например, к «схолофобии», которая основана на страхе перед школой; боязнь издевательств и оскорблений прогулы. Однако родительский дом часто является причиной дезадаптации подростка. Это включает в себя ряд причин: ухудшение психических условий (дисгармония в семье, частые ссоры, конфликты и т. д.), Экономическое положение родителей и образование. Причиной дезадаптации подростка может послужить последствие окончания школы. Такие подростки показывают расстройства личности и отклонения в социальном поведении. Их отправной точкой часто являются нарушения формирования личности, склонность к понижению настроения, низкая самооценка и, следовательно, неуверенность в себе, высокая тревожность.

Шиллинг Буллер выделил 2 этапа в юношеском периоде: положительный и отрицательный. Подростковая фаза относится к отрицательной фазе. Его характерные черты: беспокойство, раздражительность, агрессивность, бесцельное восстание, стремление к независимости, не подкрепленные соответствующими физическими и умственными способностями. Эта фаза начинается, по словам С. Бюлера, в 11–13 лет, у мальчиков в 14–16 лет.

Таким образом, мы видим, что подростковый период является трудным периодом в жизни человека, для которого характерен ряд изменений, которые происходят не только в физическом и психическом, но и в эмоциональном развитии. Этот период полон забот, трудностей, кризисов и внутренних противоречий, и поэтому именно ему следует уделить особое внимание.

Практическое исследование особенностей самооценки и тревожности подростков

Описание образца и обоснование выбранных методов

Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 11 города Волжского. В исследовании приняли участие учащиеся 10 класса. Общий размер выборки составил 20 человек, из которых 8 девочек (40%) и 12 мальчиков (60%). Возраст испытуемых был 15-16 лет.

Выбор методов исследования определяется поставленными задачами.

Для выявления уровня самооценки подростков используется методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожане. Методика была предложена С.Я. Рубинштейна в 1970 году. Он использовал технику Т. Дембо, с помощью которой были раскрыты представления субъекта о его счастье. Метод Дембо-Рубинштейна используется для определения самооценки и уровня притязаний испытуемого, а также несоответствия между самооценкой и уровнем притязаний, которое определяется как арифметическая разница между этими показателями. Обычно уровень притязаний должен быть выше уровня самооценки, так как это стимулирует развитие, улучшение личности.

Любой человек оценивает свои способности, способности, характер и т. д. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой символизирует самое низкое развитие, а верхняя - самое высокое , Субъектам предлагается семь таких строк, они указывают: 1 - здоровье, 2 - ум, способности, 3 - характер, 4 - авторитет среди сверстников, 5 - умение много делать своими руками, 6 - внешность, 7 - самооценка доверие.

Техника может выполняться как фронтально - с целым классом (или группой), так и индивидуально.

Для определения уровня тревожности испытуемых разработана методика изучения тревожности Ч.Д. Спилберг. Шкалы тревоги и беспокойства Спилбергера представляют собой группу анкет, разработанных Ч.Д. Шпильбергер в 1966-1973 гг. Согласно концепции Шпильбергера, следует различать тревогу как состояние и тревогу как черту личности. Тревога - это реакция на неизбежную опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние рассеянного безобъектного страха, характеризующееся неопределенным чувством угрозы, в отличие от страха, который является реакцией на четко определенную опасность. Тревога - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе в тех, чьи объективные характеристики не предрасполагают к этому. С точки зрения автора, можно измерить различия между двумя упомянутыми типами психических проявлений, которые обозначаются A-состоянием (состояние тревоги) и A-чертой (черта тревоги), то есть между временным , преходящие черты и относительно постоянное расположение.

Наиболее широко используемой является шкала состояния-черты-тревожности (STAI), которая представляет собой комбинацию из трех хорошо известных тестов: шкалы тревожности Каттелла и Шейера, шкалы тревожности Тейлора (MAS) и шкалы тревожности Уэлча (1964). Шкала состоит из двух частей по 20 заданий в каждой. Первая шкала предназначена для определения того, как человек чувствует себя сейчас, в данный момент, то есть для диагностики текущего состояния, а задачи второй шкалы направлены на выяснение того, как обычно чувствует себя субъект, то есть диагностируется тревога. как личностная черта.

Каждая часть шкалы снабжена собственными инструкциями, заполнение формы ответа простое, продолжительность экзамена составляет примерно 5-8 минут. Каждое утверждение, включенное в анкету, оценивается респондентами по 4-балльной шкале.

Используя технику Шпильбергера, возможны как индивидуальные, так и групповые экзамены. Анкеты широко распространены в прикладных исследованиях, особенно в области клинической психодиагностики, и высоко ценятся за их компактность и надежные диагностические данные.

Русскоязычная версия STAI, известная как шкала реактивной и личной тревожности Шпилбергера-Ханина (1976, 1978), широко используется. Ю.Л. Ханин адаптировал, модифицировал и стандартизировал методику.

Наши исследования позволили нам установить следующее:

  • 15% подростков имеют низкий уровень самооценки, высокий уровень притязаний, а также высокий уровень как ситуационной, так и личной тревожности. Эта группа подростков наиболее уязвима при общении с окружающими и подвержена воздействию различных стрессовых факторов. Они характеризуются неуверенностью в себе, чрезмерным конформизмом, как правило, они не способны к гибкости в общении, закрыты и неактивны.
  • 10% испытуемых имеют низкий уровень самооценки, низкий или умеренный уровень ситуативной тревожности и умеренный уровень личной тревожности.
  • 20% подростков имеют довольно высокий уровень самооценки и в то же время низкий или умеренный уровень ситуационной тревоги и умеренный уровень личной тревоги. Эта группа подростков характеризуется гибкостью в общении, стремлением к лидерству и активностью в общественно полезных делах. Они чувствуют себя комфортно и уверенно в различных ситуациях и не подвержены стрессу. Таким образом, это наиболее эмоционально устойчивый тип, и те особенности поведения, которыми он обладает, желательны для успешного преодоления кризиса подросткового возраста.
  • 20% студентов имеют высокий или умеренный уровень ситуационной тревоги и высокий уровень личной тревоги с высоким уровнем самооценки и претензий.

А остальные 35% студентов согласно обработке результатов исследования имеют средние показатели уровня самооценки и с низким или средним уровнем ситуативной тревожности и умеренным или высоким уровнем личной тревожности. Этот тип также является нормой для безболезненного прохождения переходного периода и обеспечивает оптимальные условия для дальнейшего развития коммуникативно-эмоциональной сферы.

Выводы и рекомендации

В ходе нашего исследования были определены пять основных групп субъектов с различной комбинацией уровней самооценки и личной и ситуативной тревоги. Наиболее уязвимой в социальном отношении была группа подростков с низкой самооценкой и высоким уровнем ситуативной и личной тревожности, что составляет 15% от общего числа выборок. Школьные психологи должны уделять повышенное внимание подросткам с такими характеристиками и проводить с ними корректирующую работу в форме индивидуальных консультаций и бесед. Также для таких подростков необходимо организовать психологические тренинги по самопринятию, уверенности в себе, социальному взаимодействию и т. д., которые помогут им научиться свободно общаться как внутри своей группы, так и за ее пределами. Было бы также полезно провести беседы с родителями этих детей с целью рекомендации помощи и поддержки с их стороны и в результате создания благоприятного климата в семье.

Кроме того, необходимо включать таких детей в общественную деятельность, давать им ответственные задания для организации любых школьных жизненных мероприятий, чтобы подросток чувствовал свою значимость для других. Качественная психологическая работа поможет повысить самооценку этих подростков и снизить уровень как ситуационной, так и личной тревожности до оптимального.

В целом, согласно результатам нашего исследования, показатели самооценки и тревожности основной группы испытуемых являются нормальными. Эти подростки чувствуют себя комфортно в коллективе, они активны в общественной деятельности и не испытывают проблем с общением с другими людьми. Подростки этого типа эмоционально устойчивы и не подвержены ненужным переживаниям в стрессовых ситуациях.

Вывод:

В результате работы нам удалось установить влияние чувства собственного достоинства на эмоциональную сферу подростка. Мы изучили общие характеристики подросткового возраста, определили основные научные подходы к изучению самооценки и определили его значение в жизни человека, а также изучили особенности самооценки в подростковом возрасте и изучили феномен тревожности как нарушения эмоционального состояния. В сфере подростка проведено практическое исследование с целью выявления взаимосвязи между самооценкой и тревожностью в подростковом возрасте.

В результате нашего исследования была подтверждена гипотеза о том, что низкий уровень самооценки соответствует высокому уровню ситуативной и личной тревожности. Таким образом, мы получили основу для дальнейшего более глубокого и детального изучения этой проблемы.

В ходе этой работы мы смогли дать теоретическое обоснование того факта, что развитие самосознания и самооценки является сложным и длительным процессом, сопровождаемым целой гаммой конкретных переживаний. Опыт в этот период углубляется, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни становится более постоянным и стабильным.

Что касается подросткового периода, мы можем еще раз отметить, что это самый сложный период в жизни человека, характеризующийся рядом изменений, которые происходят не только в физическом и психическом, но и в эмоциональном развитии. Этот период полон эмоций, трудностей, кризисов и внутренних противоречий, и поэтому именно ему следует уделить особое внимание в рамках психологического исследования.

В целом мы убедились в актуальности проблемы, поставленной в рамках психологии развития и психологии личности, в том, что чувство собственного достоинства и тревожность являются наиболее важными взаимосвязанными характеристиками подросткового возраста и что по-прежнему существует необходимость практического изучения отношения между этими двумя психологическими переменными. Мы надеемся, что в будущем это откроет широкие возможности для целостного и всестороннего понимания личности подростка.