Влияние эмоций на продуктивность познавательных процессов

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 26.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Проблема функций эмоций в психологии
Аффективные проявления положительных эмоций
Проблема детерминации эмоций
Влияние патогенных факторов на изменение основных характеристик эмоциональной жизни


Введение:

Связь эмоций с познавательной деятельностью является важным аспектом психологии. На протяжении многих лет отечественные и зарубежные психологи изучали эмоции и их влияние на познавательную деятельность человека. Было предложено много теорий и гипотез, которые пришли к консенсусу. Эмоции - это умственный процесс, связанный с потребностями и мотивами. С помощью эмоций мы можем регулировать активность нашей деятельности, поскольку существует тесная связь с такими когнитивными процессами, как мышление, восприятие и память. А также важно знать, что эмоции играют важную роль в жизни человека, они выполняют поддерживающие, регулирующие и рефлексивные функции. эмоция когнитивного психического индивида

Эмоции являются одним из основных механизмов внутренней регуляции психической деятельности человека, которые отражаются в поведении и направлены на удовлетворение реальных потребностей, а это значит, что когнитивные процессы всегда сопровождаются эмоциональным опытом, который только подтверждает связь эмоций с познавательная деятельность. Влияние эмоций на познавательную деятельность изучали такие психологи, как П.К. Анохина (1984), А. Н. Леонтьев (1974), М. С. Лебединский (1985), О. Ольшевская (1968), С. Л. Рубинштейн (1998), П Ин Симонов (1991), В. К. Вилюнс (1987), В. Джеймс (1979) и др.

Цель работы: изучение влияния эмоций на познавательную деятельность.

Объект: эмоции как психический процесс.

Предмет: влияние эмоций на познавательную деятельность.

Гипотеза: в отличие от отрицательных, положительные эмоции оказывают большее влияние на продуктивность когнитивных процессов.

Задачи:

  1. Рассмотрим общие характеристики эмоций.
  2. Изучить функции эмоций и их роль в жизни человека.
  3. Исследуйте связь эмоций с когнитивными процессами.

Теоретические и методологические основы работы:

  • Принцип детерминизма (С. Л. Рубинштейн. 1940);
  • Принцип сознания и деятельности (М. Я. Басов. 1931; А. Н. Леонтьев. 1979).

Метод исследования: библиографический анализ литературы.

Влияние эмоций на познавательную деятельность человека

Общая характеристика эмоций

В течение многих лет ученые изучали эмоции и их влияние на жизнь человека. Существует много методов исследования и столько же подходов к определению. Некоторые ученые считают эмоции краткосрочными явлениями, другие говорят об обратном. Но многие исследователи убеждены, что мы всегда находимся под влиянием эмоций и редко, когда мы можем сознательно выбрать ситуацию и эмоции для нее. Но все они приходят к единому мнению, рассматривая эмоции как феномен психики.

Долгое время эмоциональный мир человека недостаточно изучался. И каждый исследователь, изучавший эту область психологии, высказал множество теорий о происхождении и влиянии эмоций в силу своих взглядов.

Рассмотрим несколько из них:

  1. По мнению П.К. Анохин, эмоции - это физиологические условия организма, которые охватывают все виды чувств, от глубоких страданий и чувств до высших форм проявления радости и получения положительных чувств. 
  2. По мнению А. Н. Леонтьева, эмоции являются одним из основных механизмов внутренней регуляции психической деятельности человека, которые отражаются в поведении и направлены на удовлетворение актуальных потребностей.
  3. Эмоции по М.С. Лебединскому - один из важнейших аспектов психических процессов, характеризующий переживание человеком реальности.

Итак, основываясь на приведенных выше теориях, остановимся на определении, которое в более или менее полной форме объясняет и позволяет нам понять суть исследуемой концепции.

Эмоции - это психический процесс и состояние, связанное с потребностями человека и его мотивами. Эмоции позволяют регулировать деятельность человека, отражая внешние и внутренние факторы жизнедеятельности.

Эмоции в жизни человека играют важную роль. Они помогают нам субъективно оценить и почувствовать ситуацию. В отличие от других психических процессов, таких как мышление и восприятие, которые только объективно отражают мир вокруг нас, эмоции позволяют нам субъективно отражать отношение человека как к окружающему его миру, так и к себе.

Также важно понимать, что эмоции не только осознаются, но и испытываются нами, поскольку мы не только осознаем свои действия, но и ощущаем и переживаем их.

К. Дарвин, изучая взаимосвязь эмоций с изменениями в организме, пришел к выводу о том, какую роль эмоции играют в жизни человека:

  1. Внутренние и внешние проявления эмоций играют адаптивную роль в жизни человека. С их помощью человек настроен на определенные действия, и это также сигнал, который намерено предпринять другое живое существо.
  2. Реакция адаптивных действий на окружающую среду. Например, человек или животное в ярости обнажает зубы, напрягает мышцы, как будто готовясь к атаке, их дыхание и пульс становятся быстрее. Это сигнал: живое существо готово совершить акт агрессии.

В. Джеймс, создавший теорию субъективного эмоционального опыта, полагал, что эмоции играют огромную роль в жизни человека, и сказал: «Представьте, если это возможно, что вы внезапно потеряли все эмоции, которыми наполняет вас окружающий мир, и попытайтесь представьте себе этот мир таким, какой он есть, без вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, без вдохновленных им надежд или страхов. Такой вид отчужденного и безжизненного взгляда будет для вас почти невозможен, потому что в нем нет ни одной части Вселенной. должно иметь большее значение, чем любое другое, и совокупность вещей и событий не будет иметь смысла, характера, выражения или перспективы.

Все ценное, интересное и важное, что каждый из нас находит в своем мире, - это чистый продукт созерцательной личности».

Все это только показывает полную ценность эмоций в нашей жизни, потому что без эмоций мы могли бы не только действовать в реальной жизни, но и не могли бы взаимодействовать с внешним миром, потому что эмоции являются неотъемлемым компонентом окружающей среды и, следовательно, человека. И также важно знать, что эмоции тесно связаны с нашей физиологией, то есть эмоциональные переживания вызывают изменения в организме, например, изменения в центральной нервной системе, мышечной системе, сердце, железах внутренней секреции и т. д.

Вывод: эмоция - это умственный процесс, связанный с потребностями и мотивами человека. Эмоции играют важную роль в жизни человека, они играют роль в субъективной оценке ситуации в целом, в принятии решений, во взаимодействии с окружающей средой. Влияние эмоций на познавательную деятельность было исследовано многими психологами, и каждый из них внес невыносимый вклад в их изучение.

Функции эмоций

Чтобы рассмотреть роль эмоций в жизни человека, важно знать, что эмоции выполняют регулирующие функции. А именно:

Рефлексивный, мотивирующий, укрепляющий, переключающий и коммуникативный:

  1. Рефлексивная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции воздействуют на весь организм в целом и позволяют определить полезность и вредность факторов, влияющих на человека. Например, повредив ногу, мы немедленно ищем положение, которое уменьшит боль.
  2. П.В. Симонов подчеркивает усиливающую функцию в эмоциях. Эмоции участвуют в процессах обучения и памяти. Те события, которые имеют высокую степень значимости, как вы знаете, запечатлеваются в памяти быстрее и надолго. 
  3. Функция переключения служит для того, чтобы побудить человека изменить свое поведение. Эта функция чаще всего встречается в экстремальных условиях, когда возникает борьба между инстинктом самосохранения и социальной необходимостью следовать определенной норме. Ярким примером является конфликт между страхом и стыдом. Исход таких конфликтов зависит от силы мотивов и личных установок человека.

Влияние эмоций на поведение и деятельность человека обсуждалось даже тогда, когда психология была источником науки. Так, например, греческий мыслитель Рене Декарт сказал: «Независимо от того, сколько раз неизвестный нам объект появляется в нашем поле зрения, мы абсолютно не храним его в нашей памяти, если бы только идея об этом была укреплена в нашем мозгу какой-то страстью».

Эмоции играют огромную роль на всех этапах мотивационного процесса. Эмоции опережают понимание человеком ситуации и сигнализируют о возможном исходе события, давая организму сигнал к стимулу об опасности или пользе какого-либо явления. Также с помощью эмоций определяется значимость ситуации для человека.

Эмоции также участвуют и влияют на принятие решений, указывая на объекты и действия, которые ведут к удовлетворению потребностей и, следовательно, к принятию решений. Но необходимой информации для принятия решений не всегда достаточно, в этом случае эмоции выполняют компенсационную функцию, то есть заменяют эту недостающую информацию. Например, когда мы встречаемся с незнакомым объектом, эмоции дают нам информацию об этом объекте (нравится это или нет, хороший или плохой), но чаще всего это сравнение происходит с теми объектами, с которыми человек встречался. 

Коммуникативная функция эмоций также важна, то есть выражения лица, жесты, позы и т. д., с помощью которых мы также можем передавать довольно много информации, и не всегда сознательно. Благодаря эмоциям мы можем лучше понимать друг друга, показывать свое отношение к ситуациям, сигнализировать об опасности без использования речевых компонентов.

Вывод: Итак, изучая функции эмоций, мы пришли к выводу, что эмоции имеют регулирующие функции - рефлексивные, побуждающие, усиливающие, переключающие и коммуникативные. Кроме того, эмоции опережают понимание человеком ситуации и сигнализируют о возможном исходе события, давая организму сигнал к стимулам об опасностях или преимуществах какого-либо явления. Также с помощью эмоций определяется значимость ситуации для человека.

Связь эмоций и деятельности

Все, что происходит вокруг нас, вызывает определенные эмоции, но связь эмоций человека с его деятельностью занимает особое место. И также важно знать, что под влиянием эмоций меняется и активность нашего организма - дыхание, кровообращение, пищеварение и другие органы. Чрезмерная продолжительность опыта может привести к серьезным нарушениям в организме человека.

Помимо регулирования состояния тела, эмоции также регулируют поведение человека в целом. Они важны для оптимизации всей человеческой деятельности. Отрицательные эмоции сигнализируют о нарушении гомеостаза в организме, подталкивая человека к действию, для полной гармонии жизненных процессов. А положительные эмоции служат своеобразной наградой за проделанную им работу по достижению полезного результата. Это говорит о том, что с помощью положительных эмоций в организме фиксируются полезные реакции. Действительно, положительные эмоции человека всегда обусловлены достижениями в его деятельности. Например, выучив стих, студент получает хорошую оценку.

Эмоции способствуют концентрации всех сил организма, необходимых для достижения результата. И это помогает человеку справляться с трудностями.

Важное место занимают эмоции, которые напрямую связаны с той или иной деятельностью, поскольку именно она дает либо положительный, либо отрицательный результат. И они также отличаются от физического чувства удовлетворения или неудовлетворенности (чувство успеха, неудачи, удачи), поскольку эти чувства в первую очередь связаны с результатом определенной деятельности. В некоторых случаях человек испытывает чувство удовлетворения от происходящего, другие - от результата. Однако в этом случае все эти чувства переживаются эмоционально. В случае достижения цели положительные эмоции фиксируются в организме, переходя в нормальное состояние. И та деятельность, которая будет похожа на предыдущую, вызовет у человека положительные эмоции. Например, хорошо выучив стих и получив 5, в аналогичной ситуации студент испытывает похожие чувства.

Существует также такая особенность, когда мы можем определить благоприятный исход для нас или неблагоприятный исход. По мере приближения таких ситуаций напряжение нарастает, и после того, как такой момент проходит, происходит разрядка. Таким образом, эмоции тесно связаны с ходом и результатом нашей деятельности и, безусловно, влияют на результат наших действий.

Вывод: На основании этого раздела мы можем сделать вывод, что эмоции тесно связаны и влияют на ход текущих действий. В любой ситуации, независимо от того, благоприятно ли это для нас или нет, мы испытываем эмоции, и также важно знать, что эмоции закреплены в наших умах и тем самым проявляются в аналогичных для нас ситуациях. Результат любой деятельности также может быть предопределен нашими чувствами и опытом.

Влияние эмоций на познавательную деятельность человека

Связь эмоций с познавательной деятельностью является важным аспектом психологии. Даже Л.С. Выготский раскрыл эту связь и написал: «Кто бы с самого начала отрезал мышление от аффекта, он навсегда преградил ему путь к объяснению причин самого мышления». 

С.Л. Рубинштейн полагал, что эмоции как таковые в первую очередь определяют динамическую сторону когнитивных функций, тонус, темп активности, его «настроение» для определенного уровня активации, обратил внимание на тот факт, что действие эмоций может быть как стеновым, усиливающим, так и астеническое снижение.

Сознательная интеллектуальная деятельность подавляет эмоциональное возбуждение и дает ориентировку и избирательность в работе, а в случаях аффектов проявляется сверхэмоциональность, и в таких случаях нарушается избирательность и ориентация действий, что приводит к непредсказуемости поведения. 

Оценка и мотивация к действию - одна из важнейших функций эмоций, которая, по мнению В.К. Вилюньс, оправдывает невозможность существования эмоций без когнитивных процессов. 

Существует ряд фактов, которые влияют на взаимосвязь эмоций с когнитивной активностью, например, многие ученые считают, что когнитивные процессы всегда сопровождаются эмоциональным опытом, а темп, скорость, производительность когнитивных процессов влияют на переживаемые эмоции. Поэтому мы можем с уверенностью указать на взаимосвязь эмоций и когнитивных процессов, таких как мышление, память, воображение.

Я хотел бы более подробно остановиться на анализе влияния эмоций на прием, обработку и воспроизведение информации, в частности на такие процессы, как восприятие и обучение.

Восприятие - сложный процесс умственной деятельности. С его помощью выполняются такие процессы, как изоляция фигуры от фона, оценка величины, яркости и удаленности воспринимаемого объекта, выбор деталей, составляющих объект. Итак, каждый из этих процессов может быть изменен под влиянием эмоциональных факторов.

Рассмотрим влияние эмоционального опыта на выделение фигуры из фона. Ярким примером является исследование Шафера и Мерфи, показывающее влияние эмоциональных факторов на процессы восприятия. В течение примерно 1/3 секунды испытуемым показывали контур лица и предлагали запомнить имена, представленные одновременно. Лица были представлены неоднократно, двое из них были постоянно подкреплены наградами - после их воздействия субъект получал 2 или 4 цента, после того, как остальные были подвергнуты регулярному наказанию - субъект сам должен был заплатить 2-4 цента. Каждое лицо было выставлено 25 раз; Награды и наказания распределялись так, чтобы в конце эксперимента испытуемые могли немного заработать (около 15 центов). Критическим моментом эксперимента стало представление двойной фигуры, полученной путем объединения двух профилей. Испытуемые должны были сказать, какое лицо они видят на этой двойной картине. Оказалось, что из 67 презентаций в 54 случаях испытуемые воспринимали человека, которого сопровождало положительное подкрепление. Другими словами, та конфигурация стимулов, с которой был связан положительный эмоциональный опыт, выделялась на заднем плане.

Следует отметить, что испытуемые не знали, почему они получили вознаграждение или наказание. Тенденция воспринимать то, что получило положительное подкрепление, проявлялась как бы автоматически.

Теперь рассмотрим влияние эмоционального опыта на восприятие свойств объекта. Выбор объекта и точная оценка его свойств связаны с эмоциональным опытом человека. Об этом свидетельствуют, в частности, эксперименты Мерфи по парному сравнению линии и груза. Эксперимент проводился следующим образом.

Первая часть: испытуемые тестировали попарные линии и нагрузки. Экспериментатор определил точность оценок. Вторая часть: предметы были разделены на три группы - A, B и C. Испытуемые группы B (контроль) не были ни вознаграждены, ни наказаны. Третья часть: испытуемые сравнивали линии и веса в парах (как в первой части).

Оказалось, что в третьей части эксперимента количество ошибок увеличилось, характер которых зависел от того, что он получил положительное подкрепление. Таким образом, те субъекты, которые получили вознаграждение за указание более длинных линий и более легких нагрузок (группа B), обнаружили тенденцию переоценивать длину и недооценивать вес. Испытуемые группы А, получившие награду за обозначение более коротких линий и более тяжелых нагрузок, показали противоположную тенденцию. Контрольная группа, которая не получила ни положительного, ни отрицательного подкрепления, но изменений не обнаружила.

Таким образом, в этом случае эмоциональный опыт привел к изменению перцептивных действий: точность восприятия различий между стимулами изменилась.

В рассматриваемых экспериментах эмоциональная значимость стимула определялась экспериментатором, который применял награды или наказания в соответствии с ранее разработанным планом.

Заключение. В этой главе мы рассмотрели влияние эмоций на когнитивную деятельность и пришли к выводу, что когнитивные процессы всегда сопровождаются эмоциональным опытом. Поэтому любая деятельность основана на действии эмоциональных факторов, и независимо от признака эмоций, деятельность всегда будет меняться либо в сторону улучшения, либо наоборот. Также существует тесная связь между эмоциями и когнитивными процессами, такими как мышление, восприятие и память.

Методология и методы исследования

Методология - это учение о методах, приемах, методах и средствах познания. В психологии существует много методов, с помощью которых изучаются различные аспекты науки.

Принцип детерминизма - любое действие, совершаемое нами, является результатом любой причины. Этот принцип также называется принципом причинности. Он был предложен С. Л. Рубинштейном в 1940 году. В нашей работе мы опираемся на этот метод, потому что эмоции регулируют поведение человека в целом. Взаимосвязь эмоций и деятельности все еще изучалась в древней психологии, например, греческий мыслитель Рене Декарт сказал: «Независимо от того, сколько раз неизвестный нам объект появляется в нашем поле зрения, мы полностью не храним его в нашем память, если идея об этом не была укреплена в какой-то страсти к нашему мозгу. «Любая деятельность всегда сопровождается эмоциональным опытом, а также способствует развитию самой деятельности, поскольку именно эмоции регулируют любую деятельность человека. Эмоции важны для оптимизации всех видов человеческой деятельности, поэтому любая деятельность, как умственная, так и физическая, поддерживается ими, и результат действий уже будет зависеть от того, сопровождались ли положительные или отрицательные стороны во время действия. Действительно, как М.С. По словам Лебединского, любая работа всегда характеризуется определенным опытом.

Принцип сознания и активности - этот принцип предполагает, что в процессе формирования деятельности психика и сознание неразделимы. Возникновение этого принципа связано с работами М.Я. Басов в 1931 году. Сознание и психика образуют единое целое. Наши эмоциональные переживания всегда отражаются в нашей деятельности. Эмоции опережают понимание человеком ситуации и сигнализируют о возможном исходе события, давая организму сигнал к стимулу об опасности или пользе какого-либо явления. Также с помощью эмоций определяется значимость ситуации для человека. Как сказал А. Н. Леонтьев, эмоции регулируют умственную деятельность и влияют на поведение людей.

Эмоции не только осознаются, но и испытываются нами, так как мы не только осознаем свои действия, но и ощущаем их. Они помогают нам субъективно оценить и почувствовать ситуацию. И противоположный эффект также может произойти, например, торможение умственной деятельности. Все эти факты указывают на то, что эмоции тесно связаны как с психикой человека, так и с нашей деятельностью.

Вывод:

Изучив работу, мы выяснили, что долгое время эмоциональный мир человека недостаточно изучался, были исследованы многие способы влияния эмоций на жизнь человека. И, несмотря на большое количество вариантов, наука пришла к общему мнению об эмоциях - психическом процессе, связанном с потребностями человека и его мотивами. Эмоции позволяют регулировать деятельность человека, отражая внешние и внутренние факторы жизни. И есть также тесная связь с мышлением, восприятием и памятью. Ведь любая умственная деятельность всегда сопровождается определенными переживаниями.

В ходе исследования гипотеза была подтверждена. Независимо от знака эмоций (положительных или отрицательных), активность наших когнитивных процессов всегда увеличивается или уменьшается. Еще А. Н. Леонтьев считал, что эмоции являются одним из основных механизмов внутренней регуляции психической деятельности человека, которые отражаются в поведении и направлены на удовлетворение текущих потребностей.

Эмоции тесно связаны и влияют на ход текущей деятельности. В любых ситуациях, независимо от того, благоприятны они для нас или нет, мы испытываем эмоции, а эмоции фиксируются в наших умах и тем самым проявляются в аналогичных для нас ситуациях. Результат любой деятельности также может быть предопределен нашими чувствами и опытом.

Эмоции - это психический процесс, связанный с потребностями человека и его мотивами. Эмоции позволяют регулировать деятельность человека, отражая внешние и внутренние факторы жизни. Эмоции играют важную роль в жизни человека, они взаимодействуют с такими психическими процессами, как мышление, восприятие, память.

Эмоции имеют регулирующие функции - рефлексивные, мотивирующие, укрепляющие и коммуникативные. Каждая функция важна для жизни человека. А также при изучении роли эмоций, по мнению К. Дарвина, внутренние и внешние проявления эмоций играют адаптивную роль в жизни человека, то есть человек настроен на определенные действия и реакцию адаптивных действий. для окружающей среды это говорит о том, что человек способен взаимодействовать с внешним миром.

Восприятие, память, мышление взаимосвязаны с эмоциями. Поведение человека зависит от действия эмоциональных факторов, поскольку мы субъективно оцениваем и переживаем окружающую обстановку. Как положительные, так и отрицательные эмоции влияют на ход умственной деятельности. Когнитивные процессы всегда сопровождаются эмоциональным опытом, а темпы, скорость, производительность когнитивных процессов влияют на переживаемые эмоции.