Влияние брачных отношений на эмоциональную сферу взрослого человека

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Аффективная сфера ребенка от 2 до 6 лет
Влияние биологического созревания (пубертатных изменений) на когнитивные и личностные характеристики подростков
Влияние нарушения общения на психическое развитие ребенка
Влияние социометрического статуса на уровень тревожности у детей дошкольного возраста


Введение:

Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути», который определяется как история «становления и развития человека в определенном обществе, развития человека». как современник определенной эпохи и сверстник определенного поколения ». По мнению Ананьева Б.Г., жизненный путь имеет определенные фазы, связанные с изменениями образа жизни, системы отношений, жизненной программы и т. д. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза до такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии называют фазами жизненного пути.

На каждом этапе жизненного пути, как подчеркнул Л. С. Выготский, определенные социальные ситуации развития складываются как своеобразное отношение индивида к окружающей социальной реальности, определяющее пути развития, по которым социальное становится индивидуальным.

Личное развитие, становление человека как личности, как социального существа многогранно и определяется как внутренними, так и внешними условиями. Как правило, современные теории и основанные на них методы психологии развития по большей части абсолютизируют роль отдельных аспектов, порождая множество классификаций возрастных периодов.

Период взрослой жизни является значительным периодом жизни человека, с этим связаны многие исследовательские проблемы этого периода. Взрослая жизнь является предметом исследования в специальной области психологии развития - акмеологии, в рамках которой уже существует несколько взглядов на этот период, в том числе взгляд на взрослую жизнь как на возрастное понятие, не связанное с понятием «зрелость». В период зрелости выделяют подпериоды: ранняя зрелость, средняя и поздняя зрелость.

За сорок пятьдесят лет жизни, в период зрелости, человек оказывается в условиях, которые психологически значительно отличаются от предыдущих. К этому времени уже накоплен большой жизненный и профессиональный опыт, дети выросли, а отношения с ними приобрели качественно новый характер, их родители состарились, и они нуждались в помощи. В организме человека начинают происходить регулярные физиологические изменения, к которым он также должен адаптироваться: ухудшается зрение, замедляются реакции, ослабляется сексуальная потенция у мужчин, у женщин наступает менопауза, которую многие из них физически и психологически переносят очень тяжело , Кроме того, в этом возрасте у многих людей сначала возникают серьезные проблемы со здоровьем.

Когнитивные особенности

Особенности психических когнитивных процессов в период среднего возраста

В настоящее время считается, что средний возраст человека хронологически охватывает продолжительность жизни от 40 до 60-65 лет. Однако в работах разных авторов существуют значительные различия в определении начала и конца данного возраста. Что является причиной этого? Прежде всего, это связано со значительной субъективностью приписывания личности к определенному возрасту, а это, в свою очередь, зависит как от биологических, так и от многих социальных факторов. Например, считает ли женщина 40 лет, которая только что родила своего первого ребенка, среднего возраста? Считает ли 40-летний мужчина, заочно обучающийся в вузе, что его карьерные возможности уже потеряны? Таким образом, одной из основных черт зрелости среднего возраста является крайняя субъективность человека в оценке его возраста. Однако это вовсе не означает, что не произошло никаких изменений как на психологическом, так и на биологическом уровнях. Изменения происходят и влекут за собой изменения в личной сфере.

Одной из основных черт зрелости среднего возраста является крайняя субъективность человека в оценке его возраста. Возрастные изменения, которые можно наблюдать у людей 40-60 лет, выражаются, прежде всего, в снижении физических возможностей. Это, конечно, влияет на характеристики психофизических функций человека, влияет на сенсомоторные и двигательные процессы, а также на деятельность его внутренних органов и систем.

В то же время известно, что в возрасте 41--46 лет функция внимания достигает наивысшего уровня развития. И несмотря на то, что в то же время отмечается один из самых низких уровней функций памяти, люди, достигшие этого возраста, имеют лучшие возможности для активного обучения и самообразования, сохраняя при этом потенциальные возможности для познавательной деятельности. Таким образом, у людей, достигших среднего возраста, наблюдается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это не влияет на их работоспособность - трудовая и творческая деятельность человека полностью сохраняется.

Развитие интеллектуальности

Исследования L. Schoemfeldt и W. Owens (1966), проведенные путем объединения продольного метода и метода возрастных сечений, показали, что словесно-логические функции, достигшие первого оптимума в ранней юности, могут возрастать в зрелом возрасте до 50 лет. лет и постепенно уменьшается только до 60 лет. При определении общей интеллектуальной активности методом возрастных срезов, исследования выявили картину стационарного состояния интеллекта, которое находится практически на одном уровне с 18 до 60 лет. По более тонкому, продольному методу, учитывающему индивидуальные модификации и генетические связи, было выявлено резкое увеличение показателей интеллектуального развития с 18 до 50 лет, после чего наблюдалось постепенное и незначительное снижение показателей. Те же авторы отмечают наличие ярко выраженных прогрессивных сдвигов эволюции, а не инволюцию общих характеристик интеллекта взрослых. Однако вполне возможно, что деятельность, выполняемая индивидом, оказывает существенное влияние на сохранение интеллектуальных функций. Так, у людей интеллектуального труда, достигших среднего возраста взрослой жизни, благодаря постоянному обучению показатели интеллектуального развития практически не могут отличаться от собственных показателей в юности. Более того, некоторые умственные способности тех людей с высшим образованием, которые продолжают плодотворно работать и ведут активную жизнь, даже возрастают в среднем возрасте. Таким образом, развитие индивидуальных способностей человека (особенно связанных с работой и повседневной жизнью), по-видимому, продолжается на протяжении всего среднего возраста.

Особенности интеллектуального развития и показатели интеллектуальных способностей человека во многом зависят от его личностных характеристик, установок, планов и жизненных ценностей. В связи с этим для человека, достигшего среднего возраста, проблема кризиса среднего возраста стоит как никогда остро. В чем суть этой проблемы?

Средний кризис

Кризис среднего возраста - это психологический феномен, с которым сталкиваются люди, достигшие возраста 40–45 лет, и заключается в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла без смысла, а время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем настроении. В конце подросткового возраста и в раннем взрослом возрасте многие считают, что лучшие годы позади, и предстоящее время жизни представляется им в виде гигантской «черной дыры», в которой будет проведено по меньшей мере двадцать лет их жизни. , По мнению тех, кто придерживается этой точки зрения, рост и развитие человека прекращаются, когда он достигает средней зрелости. Человеку в этот период жизни придется распрощаться как с юношескими мечтами, так и с планами профессиональной карьеры, семейной жизни и личного счастья. Если молодость - это надежда, то середина жизни - это стагнация и страхи, связанные с потерей здоровья и возможностью реализоваться в этой жизни. Насколько правильно это мнение?

Большинство современных исследователей считают это мнение ошибочным. Среди них Рональд Кесслер, социолог и стипендиат в J. D. и K.T. Мак-Артуров, который занимается вопросами гармоничного развития человека среднего возраста (MIDMAC, Фонд исследований сети по успешному развитию среднего возраста), а также главный руководитель проекта Центра социальных исследований при Мичиганском университете. По мнению ученых, Рональд Кесслер считает: «Все говорят о том, что средний возраст - лучшее время жизни. Изучая статистику по населению США, вы приходите к выводу, что лучший возраст для человека - 50 лет. Вы еще не обеспокоены болезнями и недугами пожилых людей, и вас больше не мучают тревоги молодых людей: кто-нибудь будет любить меня? Смогу ли я когда-нибудь добиться успеха в моей работе?

Уровень общего дистресса низкий: количество депрессивных и тревожных состояний достигает минимума около 35 лет и не увеличивается до конца седьмого десятилетия жизни. Вы здоровы. Вы активны ... Ваши семейные отношения установились, и вероятность развода очень мала. Середина жизни - это «то же самое», к которому вы стремились. Вы можете посвятить свое время бытию, а не становлению».

Исследователи, разделяющие точку зрения Кесслера, считают, что кризис среднего возраста является скорее исключением, чем правилом. Для подавляющего большинства людей переход к среднему возрасту незаметен и плавен, поскольку молодые мечты о славе, богатстве, личных достижениях и красоте приходят на смену более реалистичным ожиданиям.

В чем суть этого процесса у людей среднего возраста? Такая переориентация в первую очередь предполагает сравнение себя с людьми, которые ставят перед собой схожие цели и достигают результатов в схожей профессиональной деятельности. Более того, по словам Кэрол Рифф, психолога и стипендиата MGOMAS, «чем лучше ваше психическое здоровье, тем меньше вы сравниваете себя с людьми, которые заставляют вас чувствовать себя хуже». Психически здоровый человек в зрелом возрасте, испытывая некоторые трудности, часто сравнивает себя с людьми в худшем положении.

Кризис среднего возраста чаще всего и в первую очередь угрожает тем, кто склонен избегать самоанализа и использовать защитный механизм отрицания, стараясь не замечать изменений, происходящих в его жизни и в организме.

Следует отметить, что когнитивные характеристики человека играют очень важную роль в предотвращении кризиса среднего возраста. Так, по словам Пола Балтеса, ученого MIDMAC и одного из руководителей Института человеческого развития и образования им. Макса Планка в Берлине, людям, которые спокойно относятся к достижению среднего возраста, удалось развить определенное психологическое качество или когнитивные способности, сродни мудрость. Пол Балтес определяет понятие «мудрый человек» как обладающее обширными фактическими и процедурными знаниями, способное оценивать события и информацию в более широком контексте и способное справляться с неопределенностью. Несмотря на то, что скорость и точность обработки информации у людей, достигших среднего возраста, снижается из-за биологических изменений, происходящих в организме, их способность использовать информацию остается неизменной. Более того, как вы знаете, хотя когнитивные процессы у человека среднего возраста могут протекать медленнее, чем у молодого человека, эффективность его мышления все еще выше.

Другой известный американский исследователь, Дэвид Фезерман, член научного совета по исследованиям в области социальных наук, рассматривая эту растущую мудрость с точки зрения жизни человека, пишет: «Мудрость приходит к человеку не в 6 и не в 18. Это может занять много времени, прежде чем все его компоненты собраны вместе. Время его появления указывает на то, что во взрослом возрасте мы получаем новый импульс - новый способ понимания жизни, более ориентированный на служение людям. Вполне возможно, что забота о людях является «замковым камнем» процесса жизни, который строители «отвергли».

Таким образом, средняя зрелость, как и любой возрастной период, имеет свои особенности. Главная черта этого возраста может быть определена как достижение человеком состояния мудрости. Не случайно древние греки называли этот период взрослости «высшей точкой», что означало пик, высшую степень чего-либо, момент величайшего расцвета человеческой личности.

Одной из основных черт периода зрелости среднего возраста является крайняя субъективность человека в оценке его возраста. Однако это вовсе не означает, что не произошло никаких изменений как на психологическом, так и на биологическом уровнях. Изменения происходят и влекут за собой изменения в личной сфере. У людей, достигших среднего возраста, наблюдается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это не влияет на функционирование познавательной сферы человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему поддерживать трудовую и творческую деятельность. Следовательно, вопреки ожиданиям снижения интеллектуального развития после того, как оно достигнет своего пика в молодости, развитие индивидуальных способностей человека продолжается в течение всего среднего возраста. Особенно это относится к тем из них, которые связаны с работой человека и его повседневной жизнью.

Текущий интеллект достигает максимального развития в молодости, а в период зрелости его показатели снижаются. Максимальное развитие кристаллизованного интеллекта становится возможным только тогда, когда достигнут период средней зрелости. Интенсивность инволюции интеллектуальных функций человека зависит от двух факторов: одаренности и образования, которые сопротивляются старению, тормозя инволюционный процесс. Особенности интеллектуального развития человека и показатели его интеллектуальных способностей во многом зависят от личностных характеристик человека, его жизненных установок, планов и жизненных ценностей.

Главная черта этого возраста может быть определена как достижение человеком состояния мудрости. В этот период своей жизни человек обычно обладает обширными фактическими и процедурными знаниями, способностью оценивать события и информацию в более широком контексте и способностью справляться с неопределенностью. Несмотря на то, что из-за биологических изменений в организме человека в зрелом возрасте скорость и точность обработки информации снижается, способность использовать информацию все же остается прежней. Более того, хотя когнитивные процессы у человека среднего возраста могут протекать медленнее, чем у молодого человека, эффективность его мышления выше.

Таким образом, несмотря на снижение психофизических функций, средняя зрелость, вероятно, является одним из наиболее продуктивных периодов в работе человека, особенно если его деятельность связана с гуманитарными знаниями.

Средний возраст - это промежуточный период в жизни человека, своего рода мост между двумя поколениями. Человек, достигший середины своей жизни, осознает свою изоляцию не только от молодежи, но и от тех, кто выходит на пенсию и доживает до старости.

«Настроение» периода среднего взрослых

В процессе общения между людьми всегда вырабатывается определенный «общий знаменатель» настроения. Например, мы часто обнаруживаем, что с отъездом наших гостей что-то от нас также уходит: мы внезапно теряем анимацию, чувствуем усталость или, если встреча и беседа нас немного угнетают, мы ощущаем прилив сил и хорошее настроение. Один человек просто неспособен на настоящее веселье и смех, с другой стороны, в подавленном настроении он ищет общество людей, чтобы «забыть» в нем. Он также не может оставаться полностью безразличным к тому, о чем другие говорят со страхом, энтузиазмом, негодованием, интересом, и если у него также есть свои собственные причины для таких чувств, его опыт может достигать неадекватных размеров.

Какие чувства люди среднего возраста относятся к своему возрасту? Большинство людей среднего возраста двумя способами. Средний возраст может быть расцветом семейной жизни, карьеры или творчества человека. Однако в то же время люди все чаще думают, что они смертны и что их время истекает. Некоторые люди в середине жизни начинают беспокоиться о реализации своего творческого потенциала и необходимости передавать что-то следующему поколению, они беспокоятся о стагнации и упущенных возможностях, и они беспокоятся о том, как поддерживать тесные отношения с Семья и друзья.

Эффективная сфера

Влияние брака на эмоциональную сферу личности

В зрелом возрасте люди часто испытывают чувство одиночества. Дети растут и уходят или собираются покинуть родительский дом, а супруги, начинающие стареть, снова сталкиваются с необходимостью играть только роли мужа и жены. Но зрелость далеко не всегда печальный период жизни. Мужчины и женщины, которые довольны своей семейной жизнью, обычно легко приспосабливаются к этому возрасту и в зрелые годы наслаждаются жизнью. Многие данные свидетельствуют о том, что большинство людей, которые привязаны к кому-то, чувствуют себя счастливее, чем те, кто лишен этого. Во всем мире около 90% всех мужчин и женщин в близких отношениях в конечном итоге становятся супругами. Серия исследований, основанная на опросах десятков тысяч европейцев и американцев, неуклонно ведет к одному и тому же результату: по сравнению с вдовами и одинокими людьми, особенно с разведенными и брошенными, женатые люди чувствуют себя более довольными жизнью.

Эмоции в профессиональной деятельности играют важную роль. Различные направления социально-трудовой деятельности человека порождают или развивают всевозможные направления и аспекты его эмоциональности. В ходе исторического развития они не только проявляются, но и формируются. Развитие социальных межчеловеческих отношений рождает моральные чувства. С отделением теоретической деятельности от практической деятельности человека, возникновение интеллектуальных чувств - любопытство, любовь к истине, которые, вступая в противоречие с преобладающими взглядами, привели людей науки к кострам инквизиции. Каждая новая предметная область, которая создается в общественной практике и отражается в сознании человека, порождает новые чувства, в которых устанавливается новое отношение человека к миру.

Стресс в жизни человека в средние возрасты

Образ жизни людей оказывает огромное влияние на их здоровье. Стресс и стрессовые ситуации способствуют развитию многих заболеваний у человека. Важно понимать, какие виды стресса опасны для здоровья. Средний возраст - это время, когда люди теряют своих супругов в результате их смерти, развода или решения жить отдельно. Кроме того, в этот период в их жизни происходят такие неприятные события, как болезнь или досрочный выход на пенсию. В связи с этим нетрудно понять, что этот момент в жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса. Стресс - это требование, предъявляемое различными жизненными обстоятельствами к адаптивным возможностям нашей психики и тела. Стресс неизбежен. Фраза Г. Селье о том, что «полная свобода от стресса означает смерть», стала обычным явлением и постоянно цитируется в научных работах. Вся человеческая жизнь соткана из радостных или вредных стрессов (стрессов).

Существует несколько видов стресса:

  • стресс как стимул или случай в окружающей среде, требующий от человека увеличения стоимости ресурсов и реакций;
  • стресс как реакция - общий адаптационный синдром (Г. Селье);
  • стресс как взаимодействие организма (личности) и среды (среды).

Иногда при понимании стресса как состояния организма или личности различают эмоциональное и физиологическое состояние. Но стресс не вызван жизненными обстоятельствами. Важность, которую конкретный человек придает событию, его специфическая реакция на него будет определять силу стресса.

Ряд авторов выделяют три основных способа успешно справляться со стрессом, а также управлять событиями, которые его вызывают:

  1. Решите вашу проблему. В этом случае необходимо четко сформулировать конкретную проблему, рассмотреть имеющиеся возможности и выбрать один из вариантов в качестве решения. Существуют свидетельства того, что люди, которые решают свои проблемы, чаще других довольны собой и чувствуют себя хозяевами своей жизни.
  2. Изменить отношение к проблеме. Например, вы можете рассматривать проблемы как способ умерить вашего персонажа. Иногда людям удается найти забавные стороны в стрессовых ситуациях.
  3. Примите проблему, но постарайтесь уменьшить влияние стресса, вызываемого ею, на ваше тело. Когда человек расстроен и испытывает стресс, полезно взять тайм-аут и немного расслабиться. Этот метод особенно эффективен, если проблема не может быть обойдена или решена. Кроме того, нельзя не вспомнить, что шутка, юмор - это мастера хорошего настроения и одно из самых сильных лекарств от стресса. Люди, лишенные чувства юмора, гораздо чаще страдают от стресса, чем те, кто всегда готов смеяться над собой, своими проблемами и недугами.

Развитие аффективной сферы человека в зрелом возрасте неравномерно. Этот возраст может стать для человека расцветом его семейной жизни, карьеры или творческих способностей. Но в то же время он все больше начинает думать, что он смертен и что его время истекает. Большинство людей, привязанных к кому-то, чувствуют себя счастливее, чем те, кто лишен этого. По сравнению с вдовами и одинокими людьми, особенно разведенными и брошенными, женатые чувствуют себя более довольными своей жизнью. Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Те эмоции, которые обычно играют очень большую роль в жизни и существенно влияют на общее эмоциональное состояние, настроение человека, связаны с ходом его трудовой деятельности, ее успехом или неудачей. Этот период жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса, что способствует развитию многих заболеваний среднего возраста. В зрелом возрасте люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества.

Сфера мотивационная

Особенности развития мотивационной сферы в среднем возрасте

Большинство людей, которые достигли среднего возраста, то есть от 40 до 60 лет, полностью осознают, что они уже не молоды. Тем не менее, это обстоятельство их совсем не беспокоит - они считают, что они сейчас «в расцвете сил». Их физическая активность несколько снижена, но опыт и знания их способностей позволяют им продолжать добиваться успехов в жизни. Поколение 40-летних становится авторитетом как для тех, кто моложе, так и для тех, кто старше их. Родители больше не контролируют их, дети до сих пор не сомневаются в них (Gould R., 1978). Уверенность в себе позволяет им принимать ответственные решения с такой легкостью, которая ранее была недоступна. Вот почему возрастная группа 40-60 лет иначе называется поколением лидеров. По-видимому, это связано с тем, что большинство людей, ответственных за принятие решений в правительстве, организациях, на рабочих местах и ​​в обществе в целом, принадлежат к этой возрастной категории. Что движет этими людьми, которые, с одной стороны, уверены в себе и достигли определенных результатов в жизни, а с другой стороны, размышляют о том, что половина их жизней уже прожита, старость и время впереди ? Двойственность сложившейся ситуации приводит к изменению стремления к высоким достижениям, обеспечению стабильности и надежности в третьем десятилетии, к необходимости действовать без промедления и немедленно получать результат. Мотивирующей силой в этот период являются слова: «Мы должны успеть сделать всю нашу работу сейчас». Соответственно, структура мотива также изменяется, смещая компоненты, формирующие мотив, в сторону удовлетворения растущих потребностей: реализации своего творческого потенциала на фоне снижения профессиональной мобильности и чувства сужения жизненного пространства; необходимость передать что-то следующему поколению, способному оценить продуктивность или инерцию результатов человека; корректировки деятельности с точки зрения возможной стагнации, то есть стагнации и упущенных возможностей; забота о поддержании близких отношений с семьей и друзьями; подготовка к спокойной и благополучной жизни в старости. Каждое значимое событие - рождение ребенка, смерть близких, смена работы, развод - заставляет взрослого взглянуть на свою жизнь с точки зрения потребностей, которые вышли на первый план.

Критическая точка мотивационного кризиса - потеря человеком центрального жизненного мотива - смысла жизни, который Эрих Фромм определяет как преданную преданность чему-либо или кому-либо. Итак, человек, потерявший семью или родителей, составивший смысл своей жизни, оказывается в ситуации бесцельного существования, потери смысла и жизненной ориентации. Между тем чувство потери смысла (экзистенциальный мотивационный вакуум) является причиной невротических расстройств, не зависящих от пола, возраста, образования, интеллекта, дохода, которые могут возникнуть практически у любого человека. В. Франкл рассматривает это обстоятельство как важное подтверждение своего тезиса о том, что смысл жизни может быть не только потерян, но и найден любым человеком в любой момент его жизни. Более того, чем выше уровень значимости жизни у человека, тем ниже мотивация к поиску жизненных целей. Это связано с тем, что осмысленность жизненного пути предполагает четкое представление человека о его целях, действиях и желаниях, поэтому нет необходимости в их поиске.

Основными характеристиками уровня человеческой значимости жизни являются:

  • цель, которая дает направление и временную перспективу;
  • интерес, отражающий эмоциональное богатство и полноту смысла;
  • эффективность жизни и удовлетворенность самореализацией, с указанием оценки пройденного сегмента жизни;
  • локус контроля, демонстрирующий представление о себе как о человеке с достаточной свободой выбора, чтобы строить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее значении;
  • управляемость жизнью, характеризующая убеждение, что человеку дан контроль над его жизнью.

Эти характеристики уровня осмысленности жизни существенно зависят от того, насколько человек принимает на себя ответственность за события, происходящие в его жизни, то есть от уровня его внутренности. По сути, это означает, что чем выше степень ответственности, тем более сфокусированной, интересной, эмоционально насыщенной, продуктивной является жизнь человека.

Кроме того, на значимость постановки жизненных целей, которая является основой мотивации достижения, также положительно влияют потребности человека во внутренней поддержке, самоуважении и познании мира.

Мотивация отношений с детьми и родителями

Нереализованные возможности человека, достигшего периода зрелости, начинают ассоциироваться с достижениями детей, воплощенными в двух наиболее распространенных вариантах:

  1. Самореализация через достижения детей, которые основаны на собственном выборе и потенциальных возможностях.
  2. Подмена собственной мотивации роста путем стимулирования развития мотивационной сферы подрастающего поколения в направлении «необходимо» родителям (или одному из родителей); убедить детей в необходимости принятия тех мотивов и целей, которые составляют личную ценность человека, обрекая молодых людей на реализацию нереализованного жизненного сценария родителей.

Иногда мотивом выбора последнего варианта является соблюдение семейных традиций, стремление передать опыт, полученный предыдущими поколениями. Это обстоятельство связано с тем, что, находясь в семье между детьми и престарелыми родителями, люди среднего возраста обременены обязательствами как перед двумя поколениями, так и перед собой. Теперь они берут на себя роль опекуна семьи, направляя свою деятельность на сохранение семейных традиций, достижений и сохранение семейной истории. Забота о близких людях вызвана чувством чьей-то значимости. Согласно Эриксону, забота - это «расширение обязательств, взятых на себя заботой о людях, результатах и ​​идеях, которые интересуют человека» (Erikson, 1982, p. 67). Будучи главным личным преимуществом зрелости, забота является не только чувством долга, но и естественным желанием человека внести свой вклад в жизнь будущего поколения, а также выразить благодарность тем, кто заботился о нем раньше. Отношения между средним поколением, детьми и родителями часто характеризуются попытками повлиять на поведение друг друга. В то же время существует миф, что это влияние приводит к грубым разногласиям и разногласиям из-за различий в образе жизни и ценностях. Тем не менее, исследования показывают, что в семье между поколениями наблюдается удивительная преемственность в мотивационной ориентации.

Поддержание отношений между членами семьи является важной потребностью для людей среднего возраста, которая является главной ценностью этого поколения. При отсутствии необходимости заботиться о ком-то взрослый постепенно погружается в себя, в которой его личные потребности и удобства являются главной заботой. Человек не заботится ни о ком или о чем-либо, потворствуя только его желаниям. Жизнь превращается в удовлетворение собственных потребностей, межличностные отношения обнищают. Смещение ценностных ориентаций в другие сферы деятельности: личное здоровье, религия, работа. Однако приближающийся пенсионный возраст, связанный с ограничением круга реализации профессиональных способностей и опасностью потерять работу, при отсутствии необходимости заботиться о ком-либо, может вновь привести человека к переживанию мотивационного кризиса с характерными чувство безнадежности, тоски и бессмысленности существования.

Мотивация брачных отношений

Если семья имеет смыслообразующее значение в жизни человека, а отношения в семье не удовлетворяют его потребности в уходе и безопасности, то выходом из этой ситуации часто является развод и формирование новой семьи через 40 лет. , Однако в целом в этой возрастной группе уровень разводов намного ниже, чем среди молодых пар. Таким образом, мы можем ожидать, что из 8 супружеских пар в их первом браке, только 1 пара расстанется. Доля разводов в браках продолжительностью 20 и более лет составляет всего 11,6%. Эти цифры указывают на резкое изменение в человеческом сознании концепции брака как союза на всю жизнь. Мотивы для развода пар в зрелом возрасте в основном те же, что и у молодых супругов: они хотят получить больше от совместной жизни, чем в настоящее время. Наиболее распространенными мотивами развода являются пьянство или алкоголизм, измена или подозрение в измене. Кроме того, если муж и жена все время испытывали определенные трудности в отношениях, то оставление взрослых детей из домов их родителей («пустое гнездо») также может вызвать личный или семейный кризис супругов. Они понимают, что устали друг от друга, имеют другой круг общения, который определяет отдельное времяпрепровождение, что в их отношениях есть дисгармония в сексуальных потребностях и возможностях, сформировалось психологическое отчуждение и больше нет необходимости оставаться вместе ради детей.

Значительное количество людей, особенно те, кто прожил вместе более 15 лет, воспринимают развод как поражение. Те, кто инициировал развод, могут чувствовать грусть, гнев, вину, но также и чувство контроля над ситуацией. Интересным фактом является то, что хотя после развода женщины оказываются в более сложной моральной и финансовой ситуации, именно они в большинстве случаев являются инициаторами развода. Партнер, не решивший развестись, часто чувствует себя отвергнутым. Часто он испытывает чувство унижения и бессилия. Если семья представляла для него основную жизненную ценность, то последствия могут быть довольно серьезными - от депрессии до потери желания жить. Между тем, большинство разведенных супругов справляются со своими проблемами через 2-3 года. Те, чья жизнь идет хорошо, обычно вступают в повторный брак через 3-4 года. Однако число повторных браков среди разведенных мужчин в 3 раза выше, чем среди разведенных женщин.

Как и мотивы развода, причины образования новых союзов остаются такими же, как и в период ранней взрослой жизни. Человек хочет любви, духовной близости и заботы о себе и других. Многие разведенные мужчины старше 40 лет, вступая в повторный брак, выбирают женщин намного моложе себя и снова заводят детей. Вероятно, такой выбор мотивирован желанием человека не только начать все сначала, но и снова почувствовать себя молодым, как это было много лет назад, чтобы вернуть прежнюю серьезность чувств и чувств. Меньшая, но заметная доля разведенных людей испытывает горечь и одиночество в течение 10 лет после развода. Некоторые мужчины практически теряют связь со своими детьми и, несмотря на свое материальное благополучие, отказываются помогать им, мотивируя свое поведение тем, что им неуютно вспоминать их предыдущую семейную жизнь. Некоторые женщины продолжают использовать своих детей в качестве оружия для борьбы со своими мужьями, стремясь получить как можно больше материальных благ или просто из-за желания раздражать их. Психологический анализ пар, которые прожили вместе более 15 лет, показывает, что наиболее распространенным мотивом для сохранения брака, как для мужчин среднего возраста, так и для женщин, являются благоприятные отношения между ними, когда супруг является их лучшим другом.

Интересно отметить, что у мужчин и женщин, которые долгое время были женаты, семь самых важных мотивов совместной жизни совпадают (G. Craig, 2000):

  1. Он (она) мой лучший друг.
  2. Я люблю его как личность.
  3. Брак - это долгосрочное обязательство.
  4. Брак священен.
  5. У нас общие цели и задачи.
  6. Он (она) со временем становится интереснее.
  7. Я хочу, чтобы наши отношения закончились успешно.

Желание человека среднего возраста действовать без промедления и сразу же получить результат меняет структуру его мотивации, смещая составляющие его составляющие в сторону удовлетворения насущных потребностей. Среди них основными являются: реализация их творческого потенциала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректировка деятельности с точки зрения возможного застоя и упущенных возможностей; забота о поддержании близких отношений с семьей и друзьями; подготовка к спокойной и благополучной жизни в старости. В контексте этих изменений происходит понимание и переоценка жизни в целом; корректировка существующей системы ценностей в трех взаимосвязанных областях: личная, семейная и профессиональная. Внезапные социальные и жизненные изменения в любой из этих областей, такие как досрочный выход на пенсию, сокращение работы, потеря ребенка или супруга, принудительное переселение на новое место жительства и т. д., могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отказом У человека ведущий жизненный мотив, его изменение, а также определение последующего пути мотивационного развития личности. Критическим моментом мотивационного кризиса является утрата человеком жизненного мотива - смысла жизни и формирование так называемого экзистенциального мотивационного вакуума, который является основной жизненно необходимой потребностью для самоуважения и самореализации. помогите побороть.

В период средней взрослости самооценка личности обогащается новыми самооценками, учитывает постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценки и определяет все взаимодействия. Я-концепция зрелого взрослого развивается в результате появления большого количества частных Я-концепций и в процессе генерации концептуального ядра личности. Сущность самооценки заключается не в самореализации любыми доступными для человека средствами, а в самореализации в рамках моральных правил и более значимых, чем ситуативные, личностных ценностей. Самооценка в раннем взрослом возрасте характеризуется тенденцией к усилению когнитивного компонента. Сознательное, уравновешенное, реалистичное отношение к себе приводит к тому, что знания о себе начинают регулировать и направлять эмоции, адресованные своему «я». Количество личной самооценки уменьшается, самооценка становится обобщенной, и в различных ситуациях возникает «проекция» этой общей самооценки, то есть происходит ее ситуативное изменение. Я-образ динамически гармонично развивающейся личности в этом возрасте трансформируется в образ себя, в основном связанный с обеспечением развития других личностей (детей, студентов, младших коллег и т. д.). В связи со сменой ролей, происходящих в этом возрасте, для многих людей характерна «стратегия самопрезентации» и «самопрезентация», которая влияет на «социальную составляющую» их самооценки. Самореализованная личность развивает эффективную самооценку, а пограничные состояния характеризуются «диффузностью самоидентификации» или расщепленным самосознанием.

Поведенческие особенности

Социальное поведение

В среднем возрасте труд остается ведущей человеческой деятельностью. «Там, где доминируют внешние утилитарные цели, подчиняя внутренние цели логике их развития, труд там реализуется. Там же, где основными целями являются внутренние цели, которые реализуются через следующие функции: удовлетворение социальных и духовных потребностей, культурные, человеческие, творческие, творческие, в данном случае мы имеем дело со свободной деятельностью».

При удачном выборе профессиональной деятельности человек по зрелости накапливает такой опыт в своей профессиональной сфере, что предмет труда становится для него «проницаемым» настолько, насколько это возможно, и выполняет свою работу «без усилий».

Особенности поведения в семейной жизни

В семейной жизни большинство людей в это время также претерпевают значительные изменения. Наиболее важные проблемы семейной жизни связаны с отношениями между супругами, отношениями со взрослыми детьми и пожилыми родителями.

Отношения с супругами

Хрупкость отношений между супругами в развитых странах стала «разговором о городе». Количество разводов постоянно растет, а причины этого явления до сих пор недостаточно понятны. Однако было установлено, что в экономически трудные времена частота разводов уменьшается и увеличивается в периоды экономического процветания. Другие факторы влияют на частоту разводов: политические, религиозные, расовые (Arone K., 1995). Сохранение брака к тому времени, когда пара достигла среднего возраста, казалось, скорее исключением, чем правилом, поскольку доля разведенных мужчин и женщин в возрасте до 40 лет составляла около 75%. Однако продолжительность брака не является гарантией против развода: в браках продолжительностью 20 и более лет доля разводов составляет 11,6%.

Любовь как мотив брака также не является прочным основанием для ее сохранения: 48,5% работников и 43,5% работников, вступивших в брак по причине любви, считают ее неудачной (Young family ..., 1991). Факторы, которые влияют на чувство удовлетворения браком и, следовательно, на его устойчивость, многочисленны.

Это:

  • продолжительность брака - показано, что удовлетворенность браком, сначала высокая, достигает минимума к 12-18 годам брака, а затем снова начинает расти (Алешина Ю. Е., 1985);
  • удовлетворенность своей работой и степень участия супруга в домашних делах - существует положительная корреляция с удовлетворенностью браком;
  • совместимость в браке, которая включает духовную, личную, семейную, бытовую и физиологическую совместимость;
  • большие группы факторов - демографические и экономические характеристики семьи, характер жизни супругов вне семьи, поведение и отношение к жизни семьи (домашние обязанности, досуг), отношения между супругами (взгляды и интересы) Любовь, верность и т. д.).

Интересно в этой связи данные, приведенные С.И. Голодом: выяснилось, что удовлетворенность людей браком в современной семье связана со степенью личной автономии супругов: при полной автономии 48,7% удовлетворены браком в максимально возможной степени 24,1% удовлетворены и 2,9 не удовлетворены% людей, при отсутствии автономии максимально 8,5% удовлетворены, 29,1% удовлетворены и 57,1% не удовлетворены (Голод С.И., 1998). Разводы приводят к повторным бракам, семьям с одним родителем, одиночеству или сожительству, пик которого приходится на вторую половину третьего десятилетия жизни. Повторный брак после развода входит 25%

мужчины и 23,3% женщин. В последние десятилетия растет число матерей-одиночек с детьми от отцов, не имеющих юридической формы, семей по так называемой материнской модели. Число детей, рожденных от внебрачных детей, увеличилось с 10,57% в 1970 году до 26,95% в 1998 году (от общего числа рождений).

Отношения с детьми

Важным моментом в жизни людей среднего возраста являются отношения со взрослыми детьми. Основные проблемы родителей связаны с перестройкой отношений с детьми, которые вступили в брак, с предоставлением им материальной помощи, помощи в поиске жилья и уходе за маленькими детьми (внуками).

Как ни странно, в наших экономических условиях даже семидесятилетние родители материально помогают детям - 33% мужчин и 41% женщин. Около 52% женщин среднего возраста помогают своим детям воспитывать детей до достижения ими трехлетнего возраста.

Отношения с родителями

Другим важным аспектом жизни человека в этом возрасте является помощь и забота о пожилых родителях. Основная проблема здесь - здоровье пожилых родителей. Ухудшение предоставления медицинской помощи в последние годы привело к тому, что в настоящее время 53% мужчин и 74% женщин в возрасте около 70 лет субъективно оценивают свое здоровье как «плохое», в то время как 54 из них зарегистрированы в клинике или диспансере. 7% мужчин и 42,7% женщин (Потанина Ю.А., 1999). Учитывая текущую продолжительность жизни, подавляющее большинство людей среднего возраста переживают трагедию потери родителей. Это становится все труднее, потому что, согласно статистике, большинство людей умирают, когда еще, если не в трудоспособном возрасте, то, по крайней мере, в активном возрасте. Трагедия потери родителей влечет за собой определенные психологические последствия - взрослый, во-первых, становится «сиротой», во-вторых, он вынужден взять на себя ответственность за всю семью (пол), в-третьих, у него есть мысли о том, что он умрет следующим.

Третья по важности сфера жизни человека - это сфера, связанная с проведением свободного времени, досуга и обеспечением жизни. В связи с экономическими обстоятельствами, сложившимися в нашей стране, огромное количество людей вынуждены дополнительно работать в свободное от основной работы время. В связи с этим, наряду с уменьшением материальных возможностей людей, количество свободного времени уменьшилось, а качество его реализации ухудшилось. В частности, количество публичных библиотек сократилось с 62,6 тыс. В 1990 году до 52,2 тыс. В 1998 году. Правда, за это время количество театров увеличилось в 1,5 раза, но количество людей, посещающих театры за тот же период, сократилось вдвое (с 55,6 до 27,6 миллиона). Большинство людей проводят большую часть своего свободного времени в будние дни за просмотром телевизора, чтением и пассивным отдыхом. Из-за сокращения возможностей для активного отдыха, увеличения общего стресса и беспокойства людей, а также по ряду других причин потребление алкоголя значительно возросло. Летом миллионы людей среднего возраста добровольно выезжают за город на дачи по выходным. Работая на свои сотни, люди не только получают ощутимую прибыль в доходах своей семьи. Дача - это место встреч и общения, а для многих - возможность проявления творческого потенциала и самореализации. Труд и общение между людьми на дачах сливаются, принося видимые плоды затраченных усилий, и ожидание нового летнего сезона приносит дополнительное зерно пониманию человеком смысла его собственного существования, вселяя надежду на будущее.

В зрелом возрасте труд остается ведущей человеческой деятельностью. К этому возрасту большинство людей накапливает достаточно большой опыт в выбранной профессиональной деятельности, что позволяет человеку компенсировать грядущие возрастные изменения в его организме. Отношения с супругом до этого возраста, как правило, определяются и стабилизируются, и проблемы помощи выходят на первый план: с одной стороны, дети, вступающие в самостоятельную жизнь, а с другой - пожилые родители.

Большинству людей приходится тратить большую часть своего свободного времени на основную работу, чтобы заработать дополнительные деньги и обеспечить свою повседневную жизнь, поэтому очень немногие могут позволить себе тратить свободное время на самореализацию.

Вывод:

У людей, достигших среднего возраста, наблюдается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это не влияет на функционирование познавательной сферы человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему поддерживать трудовую и творческую деятельность. Развитие индивидуальных способностей человека продолжается в течение всего среднего возраста. Особенно это относится к тем из них, которые связаны с работой человека и его повседневной жизнью. Интенсивность инволюции интеллектуальных функций человека зависит от двух факторов: одаренности и образования, которые сопротивляются старению, тормозя инволюционный процесс. Специфика интеллектуального развития человека и показатели его интеллектуальных способностей во многом зависят от личностных характеристик человека, его жизненных установок, планов и жизненных ценностей. Основное достижение этого века можно определить как достижение состояния мудрости.

В этот период своей жизни человек обычно обладает обширными фактическими и процедурными знаниями, способностью оценивать события и информацию в более широком контексте и способностью справляться с неопределенностью. Развитие аффективной сферы человека в зрелом возрасте неравномерно. Этот возраст может стать для человека расцветом его семейной жизни, карьеры или творческих способностей. Но в то же время он все больше начинает думать, что он смертен и что его время истекает. Труд становится важнейшим источником человеческих чувств.

Те эмоции, которые обычно играют очень большую роль в жизни и существенно влияют на общее эмоциональное состояние, настроение человека, связаны с ходом его трудовой деятельности, ее успехом или неудачей. Этот период жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса, что способствует развитию многих заболеваний среднего возраста. В зрелом возрасте люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества. Желание человека среднего возраста действовать без промедления и сразу же получить результат меняет структуру его мотивации, смещая составляющие его составляющие в сторону удовлетворения насущных потребностей. Среди них основными являются: реализация их творческого потенциала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректировка деятельности с точки зрения возможного застоя и упущенных возможностей; забота о поддержании близких отношений с семьей и друзьями; подготовка к спокойной и благополучной жизни в старости. В контексте этих изменений происходит понимание и переоценка жизни в целом; корректировка существующей системы ценностей в трех взаимосвязанных областях: личная, семейная и профессиональная. Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих областей могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отказом человека руководить жизненным мотивом, его изменением, а также определить последующий путь мотивационного развития личности. В период средней взрослости самооценочная личность обогащается новыми самооценками, учитывает постоянно меняющиеся ситуационные отношения и различия в самооценке и определяет все взаимодействия.

Я-концепция зрелого взрослого развивается в результате появления большого количества частных Я-концепций и в процессе генерации концептуального ядра личности. Сущность самооценки заключается не в самореализации любыми доступными для человека средствами, а в самореализации в рамках моральных правил и более значимых, чем ситуативные, личностных ценностей. Самооценка периода взрослой жизни характеризуется тенденцией к увеличению когнитивного компонента. Сознательное, уравновешенное, реалистичное отношение к себе приводит к тому, что знания о себе начинают регулировать и направлять эмоции, адресованные своему «я». Количество личной самооценки уменьшается, самооценка становится обобщенной. Я-образ динамически гармонично развивающейся личности в этом возрасте трансформируется в образ себя, в основном связанный с обеспечением развития других личностей (детей, студентов, младших коллег и т. д.).

Самореализованная личность развивает эффективную самооценку, а пограничные состояния характеризуются «диффузностью самоидентификации» или расщепленным самосознанием. Поведенческие характеристики связаны с тем, что в зрелом возрасте труд остается основным видом человеческой деятельности. К этому возрасту большинство людей накапливает достаточно большой опыт в выбранной профессиональной деятельности, что позволяет человеку компенсировать грядущие возрастные изменения в его организме. Отношения с супругом до этого возраста, как правило, определяются и стабилизируются, и проблемы помощи выходят на первый план: с одной стороны, дети, вступающие в самостоятельную жизнь, а с другой - пожилые родители. Большинству людей приходится тратить большую часть своего свободного времени на основную работу, чтобы заработать дополнительные деньги и обеспечить свою повседневную жизнь, поэтому очень немногие могут позволить себе тратить свободное время на самореализацию. Следует отметить, что ведущим фактором развития в этом возрасте является успешная работа, которая обеспечивает самореализацию личности.