Власть: понятие, признаки, виды. Общество и власть

Содержание:

  1. Введение
  2. История развития политической мысли о власти
  3. Множественные определения власти
  4. Виды власти
  5. Концепции власти
  6. Заключение
  7. Список литературы

Введение

Власть является одной из основ общества и политики.

Концепция власти занимает центральное место в политологии. Она дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Парадокс политической власти, способной превращаться как в целесообразную силу, так и в злую волю, всегда занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский, Фуко и Кафка пытались в философских категориях или художественных образах приподнять завесу над этим, далеко не открытым, феноменом жизни общества и человека.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и всегда будет сопровождать его развитие в той или иной форме. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого рода. Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлого образа жизни постепенно устанавливалась родоплеменная власть. Формирование территориальной власти было обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также необходимостью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровнородственные и племенные связи были разрушены, а моральный авторитет родовых старейшин был заменен авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и возвысилась над ним.

Власть - это изначально волевое отношение между людьми. Аристотель подчеркивал, что власть необходима прежде всего для организации общества, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, для поддержания его целостности и единства.

История развития политической мысли о власти

На протяжении всего развития политической мысли неразрывность политики и власти считалась аксиомой. Понимание незаменимости власти в развитии и функционировании общества является отправной точкой для всех современных социальных и политических теорий. Общество есть общество, потому что совокупность людей объединена взаимодействием, обменом и властью.

Уже в Древнем Китае Конфуций и Мо-цзы, обращая внимание на божественную и естественную стороны происхождения власти, обосновывали ее существование как механизма поддержания порядка в общении между людьми, регулирующего отношения управляемых и управляющих. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) признавал божественное происхождение власти. Следуя патриархальному пониманию власти, он уподоблял иерархическую власть императора над своими подданными отцовской власти старшего главы семьи или клана над его младшими членами. Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.) имел более рационалистическую концепцию природы власти, будучи, возможно, первым мыслителем, который в самых общих чертах выразил идею ее "естественного происхождения" через своего рода "общественный договор". Аристотель в своей "Политике" утверждал, что механизм власти необходим для организации и регулирования "общения между людьми", поскольку "верховная власть везде связана с порядком государственного правления". В том же трактате Аристотель (в отличие от Конфуция) отделил господскую и семейную власть от понятия государственной или политической власти.

Но уже в раннюю эпоху истории политической мысли была замечена и другая сторона феномена власти. Тот же Аристотель (а позже Монтескье) указывал на опасность злоупотребления властью со стороны тех, кто ею наделен, использования возможностей власти для своей личной выгоды, а не для общего блага. Рецепты преодоления отчуждения власти предлагались в различных формах: от проектов "смешанной власти" (Полибий, Макиавинизм и др.) до "смешанной власти" (Монтефельтро, Августин, 1995). (Полибий, Макиавелли), "разделения властей" (Локк, Монтескье), "сдержек и противовесов" (Джефферсон, Гамильтон) до идеи полной ликвидации системы государственно-общественной власти вместе с самим государством (Годвин и Штирнер, Бакунин и Кропоткин). Гегель определял государственную власть как "всеобщую субстанциальную волю". При этом для блага гражданского общества и оптимизации управления он считал необходимой определенную специализацию власти, разделяя ее на законодательную, отражающую общие интересы, правительственную, связывающую общее с отдельными, частными случаями, и, наконец, княжескую, объединяющую все в единую систему государственного механизма.

Также в Новое время понимание государственной власти как целесообразного механизма нашло широкое обоснование в теории "общественного договора". Например, Т. Гоббс писал о необходимости организации общей власти через соглашение "каждого человека с каждым другим" для преодоления естественного состояния "войны всех против всех". Согласно Гоббсу, общая власть "может быть воздвигнута только одним способом, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан к единой воле".

Т. Гоббс определял власть как средство достижения блага в будущем, и поэтому на первое место он ставил такую тенденцию всего человеческого рода, как "вечное и непрекращающееся стремление к все большей и большей власти, стремление, которое прекращается только со смертью". Ницше утверждал, что жизнь - это воля к власти.

Идея "общественного договора" была также воспринята Ж.-Ж. Руссо. -Ж.-Ж. Руссо, однако, наделяя властью не отдельного суверена-государя, а народное объединение, выражающее общую волю всего народа как результат индивидуальной воли народа.

В мировой политологии современное понимание власти вообще, политической в частности, является результатом использования различных концептуальных подходов. Согласно западной традиции, первичным типом власти является индивидуальная власть как произвольная от естественного права на свободу действий, распоряжения собой, вещами, всем, что доступно. Поэтому распространенные модели власти - это межличностные конструкции, отношения между двумя и более субъектами. Согласно позитивистскому подходу, в основе определения власти лежит признание асимметричных отношений между субъектами, существующей в связи с этим возможности одного субъекта влиять или воздействовать на другого субъекта.

Множественные определения власти

Определение понятия власти, ее сущности и характера имеет огромное значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

В научной литературе существуют различные определения власти, что отражает сложность и многоаспектность этого явления. Можно выделить следующие наиболее важные аспекты трактовки власти.

Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достигать поставленных целей, получать намеченные результаты. Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром; в этом смысле, например, говорят о власти над природой.

Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, в котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Этот подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных индивидов, уделяя особое внимание субъективной мотивации власти. Согласно типичной бихевиористской интерпретации, предложенной Г. Лассуэллом, человек рассматривает власть как средство улучшения жизни: обретения богатства, престижа, свободы и т.д. В то же время власть является и самоцелью, позволяющей получать удовольствие от обладания ею.

Психологические интерпретации власти пытаются выявить субъективную мотивацию этого поведения, источники власти, коренящиеся в сознании людей. Одним из наиболее ярких направлений такого рода является психоанализ. Различные психоаналитики по-разному объясняют причины психологического подчинения. Одни (С. Московичи, Б. Эдельман) видят их в своеобразном гипнотическом внушении, существующем в отношениях между лидером и толпой, другие (Ж. Лакан) - в особой восприимчивости человеческого подсознания к символам, выраженным в языке. В целом, психологический подход помогает раскрыть механизмы мотивации власти как отношения командования-подчинения.

Системный подход исходит из выведения власти не из индивидуальных отношений, а из социальной системы, рассматривает власть как "способность обеспечить выполнение ее элементами взятых на себя обязательств", направленных на реализацию ее коллективных целей. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как средство социальной коммуникации (общения), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системный характер власти обусловлен ее относительностью, т.е. преобладанием в определенных системах.

Структурно-функционалистские трактовки власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческого сообщества, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Власть - это свойство социальных статусов, ролей, позволяющих контролировать ресурсы, средства влияния. Другими словами, власть связана с занятием управленческих позиций, позволяющих влиять на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.

Реляционистские определения рассматривают власть как отношения между двумя партнерами, агентами, один из которых оказывает определяющее влияние на другого. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, в котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних людей осуществлять свою волю по отношению к другим, властвовать и управлять другими. Но в то же время, в отличие от других форм власти, она имеет свою специфику. Ее отличительными чертами являются:

  1. суверенитет, обязательность ее решений для общества в целом и, соответственно, для всех других форм власти. Она может ограничивать влияние других форм власти, ставя их в разумные рамки, или устранять их вовсе;
  2. универсальность, т.е. публичность. Это означает, что политическая
  3. власть действует на основе закона от имени всего общества;
  4. законность в применении силы и других средств
  5. власти внутри страны;
  6. моноцентричность, т.е. наличие национального центра (системы органов власти) принятия решений;
  7. самый широкий спектр средств, используемых для получения, удержания и реализации власти.

Политическая власть как, одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие политической власти шире понятия государственной власти. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других звеньях социально-политической системы: в партиях, профсоюзах, международных организациях и т.д.

Виды власти

Любая организация, даже самая простая, не включающая в себя большое количество людей, буквально пронизана отношениями власти.

Власть - очень важная составляющая человеческих отношений. Власть традиционно определяется как способность и возможность конкретного человека, опираясь на различные средства (сила, власть, закон, экономические механизмы, традиции), влиять на других людей и принимаемые ими решения.

Влияние - это любое поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношение, чувства другого человека.

Власть необходима для эффективности организации, потому что менеджеры зависят от людей, над которыми они не имеют прямой власти, или имеют, но очень мало.

Власть может существовать, но она не используется. Если сотрудник работает по правилам, руководителю нет необходимости применять к нему власть. Это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти у обоих. Обладать властью - значит иметь возможность влиять на удовлетворение потребностей.

Власть - это, по сути, социальное понятие. Ею обладает один индивид по отношению к другому, один коллектив по отношению к другому и т.д. Концепция власти строится на взаимодействии людей и коллективов в организации. Власть используется как руководителями, так и подчиненными для достижения своих целей или укрепления своего положения.

Слово "власть" часто используется как синоним слова "авторитет". Авторитет - это власть, возникающая на формальной основе, данная кому-то и принимаемая подчиненными как нечто, с чем они согласны и что считают правильным. В первом случае власть дается "сверху", а во втором ее нужно получить "снизу". Авторитет как понятие не исчерпывает всех вариантов проявления власти. Власть в должности проистекает не из самой должности, а делегируется ее обладателю теми, кому он подчинен. Объем власти зависит от уровня доверия, которое обладатель должности может получить от того, кто выше его в иерархии. В то же время делегированная власть может быть в любой момент взята обратно "наверх". Это позволяет сделать вывод, что не существует прямой зависимости между уровнем должности и объемом власти. Их соотношение зависит от ситуации и отдельных людей.

Личная власть - это уважительное, хорошее и лояльное отношение к ее обладателю со стороны подчиненных. Она основана на близости целей. Личная власть может быть отнята подчиненными у руководителя в результате его неправомерных действий. Наилучшая ситуация - когда руководитель обладает как официальной, так и личной властью. Однако в большинстве случаев этого очень трудно добиться.

Власть может быть формальной и реальной.

Формальная власть - это власть должности. Она обусловлена официальным местом занимающего ее человека в структуре управления организацией и измеряется либо количеством подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны выполнять приказы, либо объемом материальных ресурсов, которыми человек может распоряжаться без согласования с другими.

Реальная власть - это власть как по положению, так и по авторитету. Она обусловлена местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений и измеряется либо количеством людей, которые добровольно готовы подчиняться данному человеку, либо степенью его зависимости от окружающих.

Границы формальной и реальной власти не всегда совпадают. Часто их носителями являются разные люди, даже противостоящие друг другу, что ослабляет взаимное стремление к монополизации власти. Это положительный момент, ведь чем больше власти сосредоточено в руках одного человека, тем выше цена ошибок и злоупотреблений.

Специалисты разработали несколько подходов к классификации источников власти. Согласно одному из них, существует пять основных источников: принуждение, экспертная власть, закон или власть принятия решений, пример или харизма, вознаграждение. Позже был добавлен шестой источник - информация, а затем седьмой - коммуникация. В нашей классификации существует десять источников власти. При этом все источники делятся на две большие группы. В первую группу входят те, которые имеют личностную основу, а во вторую - организационную, которую еще называют структурно-ситуационной.

Концепции власти

Наиболее распространенными концепциями власти являются субъективистско-психологические или бихевиористские концепции. Согласно этим концепциям, любой нормальный человек имеет потребность во власти, которая складывается из следующих основных потребностей личности, преобладание каждой из которых по отношению к власти формирует соответствующий тип личности. Так, потребность в свободе порождает отношение к власти как к стремлению к независимости и автономии, что формирует нонконформистский тип личности; гедонистические потребности, осмысленные через отношение к власти как к источнику материального благополучия, порождают конформистский тип личности; потребность в самоутверждении рождает отношение к власти как к господству, доминированию над другими, как к источнику престижа, высокого статуса, славы, что соответствует типу личности диктатора; потребность в самовыражении по отношению к власти как к игре формирует тип личности авантюриста; потребность быть личностью, осмысленная через отношение к власти как к служению людям и обществу, формирует тип личности демократа. Естественно, потребность человека во власти не является механической суммой вышеперечисленных преобладающих потребностей. Она индивидуализирована и наполняется содержанием лишь по мере преобладания одной из доминирующих потребностей.

Широко распространен функциональный подход к трактовке власти. Здесь власть рассматривается не как определенное качество или свойство, а как отношение между субъектами, как функциональная связь между ними, то есть она предстает в виде полномочий и способностей осуществлять контролирующие, регулирующие действия, важные для всей политической системы. Согласно этому подходу, существуют две стороны "монеты власти" - лидер и подчиненный, руководитель и ведомый, господин и подданный. Если нет двух субъектов, то нет и власти. В этом случае суть власти заключается в отношениях руководства и управления, господства и подчинения.

При этом следует отметить, что не только подчиненный зависит от господина, но и господин зависит от подчиненного. Ведь подчиняться можно по-разному. Например, формально вроде бы принимать приказы, а на деле - уклоняться от их реального выполнения. Так возникает то явление, которое называется "сила слабого" и бессилие силы.

Итак, с точки зрения функционального подхода, власть рождается не "до", а "в ходе" отношений между субъектами. Данный подход в анализе власти подчеркивает роль и статус индивида, поэтому первая власть уходит в глубь веков. Из равенства соплеменников выделяются самые сильные, умные, хитрые и способные влиять на других. Затем власть и ее институты начинают передаваться по наследству. На этапе возникновения частной собственности зарождается экономическая власть, формируется государство и так далее. В обществе устанавливаются и функционируют отношения контроля и подчинения, которые основаны на различных принципах легитимности. Таким образом, власть - это форма общественных отношений, характеризующаяся способностью и возможностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических, культурных и организационно-правовых механизмов.

Третья группа концепций власти связана с попытками найти некое обобщающее понимание природы и содержания власти. Власть понимается как творческое начало, как создание смысла в процессе взаимодействия и общения между людьми. Здесь власть выступает как любая деятельность, способствующая приведению системы в оптимальное состояние, поддержанию и повышению уровня ее организованности. В этом важную роль играют знания. Без знаний власть дикая, необузданная, импульсивная. Знания придают власти осмотрительность, предсказуемость. На плоскости "знания" актуализируется сознательный расчет действий и их последствий в данных обстоятельствах, устанавливается рациональность. С этой точки зрения, главное в сущности власти - ее роль в целесообразной организации отношений в обществе. Власть - это целесообразность, хотя чаще всего она лишь маскируется идеями порядка, гармонии, организованности, рациональности и т.п., а на деле может выражать интересы меньшинства. Но в идеале политическая власть - это функция политической целесообразности, правильности. В обществе, как и в природе, действуют законы целесообразности, организации, упорядочения. Без власти в политике нет упорядоченности.

Все рассмотренные подходы к анализу такого социального явления, как власть, противостоят тоталитарным теориям гегемонии класса или нации по отношению к личности. Они отстаивают ценность индивидуальной человеческой воли, обосновывая способность индивида противостоять воле лидера и даже всей системы. Ни одно определение власти не является универсальным.

Заключение

Власть опять-таки определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; она - необходимый атрибут общественных отношений, суть которых - перевод материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен проявить инициативу порядка. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: господство, доминирование, согласие и подчинение. В реализации реального действия власти, однако, все гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление переплетаются друг с другом очень сложным и специфическим для каждого конкретного случая образом.

Классический подход к вопросу о власти исходит из того, что она представляет собой совокупность политических институтов, благодаря функционированию которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими (национальными) интересами. Центральным среди этих институтов является государство, которое имеет право и обязано выступать от имени народа или всего организуемого им сообщества. Государство - это необходимый общественный институт. Особенностью государства является то, что оно претендует на монополию легитимного политического насилия в пределах своей юрисдикции. Более того, сущностное определение государства, по Веберу, состоит в том, что это единственный институт, который имеет право применять насилие против своих граждан и на своей территории.

Политическая власть, охватывая все сферы жизни и моделируя человеческие отношения, придает им статус политических, является источником и основой этой политики, т.е. власть является первоосновой политики.

Список литературы

  1. Буренко В.И., Журавлев В.В. Политология: Учебник. - Москва: Издательство Московского гуманитарного университета, 2004.
  2. Козырев Г.И. К9 Основы социологии и политологии: Учебник. - М.: ИМО-ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.
  3. Политология: Учебник / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. - СПб: Питер, 2005. - 560 е.: илл. - (Серия "Учебное пособие").
  4. Гаджиев К.С. Политология: Учебник. Москва: "Логос", 2002.
  5. Грязнова А.Г. Курс политологии. М.: "Инфра-М", 2003.
  6. Полунина Г.В. Политология: Учебник для вузов. М.: "Акалис", 2005.
  7. Сирота Н.М. Политология. С-Петербург: "Питер", 2006.
  8. Соловьев Л.И. Политология. М.: Аспект Пресс, 2002.