Виртуальная реальность как феномен информационного общества
Содержание:
- О природе понятия «виртуальная реальность»
- Виртуальная реальность и культура человека: процесс интеграции и его последствия
- Вывод:
Предмет: | Социология |
Тип работы: | Курсовая работа |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 11.03.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по социологии:
Много готовых курсовых работ по социологии |
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Виртуальная реальность (ВР) стала явлением в современном развитии общества. Именно последние десятилетия человеческой деятельности породили и стали широко известны концепции BP. Это произошло в значительной степени из-за быстро развивающейся компьютерной технологии, которая распространила термин. Началом был проект, который рассматривал создание модельных компьютерных миров, объектами которых пользователь может манипулировать. Благодаря этому проекту открылись неограниченные возможности для искусственного создания самых невероятных процессов: от химических до социальных, включая создание аналога обычной реальности. Этот процесс не мог не привлечь внимание представителей всех областей науки. Философы проявили особый интерес к этому вопросу. На данный момент разработка и практическое применение систем VR параллельны философско-методологическому пониманию проблем виртуалистики. По результатам изучения этого номера в России и за рубежом уже опубликовано много объемных книг и большое количество журнальных и газетных статей. Различают три основных типа зарубежных работ по ВР: «Во-первых, это книги теоретического плана, основанные на учете достижений теории систем, моделирования, компьютерной графики, мультимедиа и т. д. Во-вторых, это работа по философии. психологические аспекты проблем ВР и их влияние на человека, коллектив людей и общество в целом. И в-третьих, это книги, посвященные проблемам использования систем VR в технических областях человеческой деятельности: образование, наука, бизнес». Этические, политические, культурологические исследования и т. д. Также рассматриваются. ВР проблемы.
В России ситуация примерно такая же: «... публикуется литература по этому вопросу (БП), предлагающая две гипотезы, охватывающие все многообразие мнений. Первый сводит АД к техническому явлению, второй - к техническому. Между ними вписывается остальная часть спектра мнений».
Так, по мнению Е.В. Солопова: «... на сегодняшний день существует ряд серьезных исследований об эволюции использования понятий« виртуальность »,« виртуально »,« виртуальная реальность », подробное описание общей специфики БП и его проявления в психологической и компьютерной ВР, анализируется общее состояние виртуалистики, демонстрируются его достижения и возможности для дальнейшего применения ... Эффективно, с использованием методов виртуалистики, проводятся исследования проблем общей и детской психологии. , С точки зрения виртуалистики исследуются общие и частные проблемы развития культуры и цивилизации, в то время как существует тенденция интерпретировать виртуальную реальность как целую культуру. Остро стоит вопрос о взаимосвязи между виртуальной и объективной реальностью, реальным и иллюзорным миром».
Проблемы виртуальности были плодотворно разработаны и разрабатываются П.Н. Алешин В.С. Бабенко А.И. Воронов О.И. Генисаревский, Ф.И. Гиренюком, Л.П. Гримак, В.Ф. Жданов, С.И. Иконников, Е.В. Ковалевская И.Г. Корсунцев, Н.А. Носов, Т.В. Нос, М.Ю. Опенков В.М. Рогозин Е.А. Шаповалов Ю.Т. Яценко.
Моими научными интересами являются теоретические и практические версии новой предметной области - компьютерная геометрия, изучение ее основ в школьном курсе геометрии и при подготовке учителей математики к профессиональной деятельности. В преподавании геометрии остро стоит вопрос поиска эффективных путей развития пространственного мышления школьников в связи с низкой эффективностью преподавания стереометрии с использованием стандартных методик. Внимание методистов-геометров обратилось к использованию компьютерных технологий. В настоящее время трехмерная так называемая трехмерная графика может стать инструментом геометрии. Однако, прежде чем приступить к внедрению этих методов в преподавание в общеобразовательной школе, представляется полезным изучить философские взгляды по этому вопросу, в частности в отношении исторического происхождения и современного содержания концепции ВР, путей развития человеческая цивилизация и культура в результате интеграции последних с виртуальными технологиями. Изучение этих вопросов является основной частью этой работы.
О природе понятия «виртуальная реальность»
В философской литературе отмечается: «Распространение концепции виртуальности в различных областях науки, искусства и практики позволяет нам говорить о новой парадигме, выраженной в концепциях самоорганизации, совместных эффектах, формирующих авариях и некоторых другие». Что подразумевается под понятием BP? Корни этой концепции, по мнению ученых, уходят в древнюю культуру. Особый анализ древнего и средневекового употребления термина Виртус в этом смысле был проведен Н.А. Носовым, опираясь на тексты Цицерона, Фомы Аквинского, Николая Кузанского и интерпретации их современных авторов А.Ф. Лосева, А.В. Akhtunin. Римлянам термин Виртус прежде всего обозначал силу, мужество, военную доблесть. «Добродетель для римлян - это мужество, то, что присуще мужу (виртус)». Крупнейший ученый средневековья Томас Аквинский, используя виртуальную концепцию, характеризовал сосуществование мыслящей души, животной души и растительной души: «... в человеке нет другой существенной формы, кроме материальной души, и ... последний, поскольку он фактически содержит чувственную душу и вегетативную душу, он в равной степени содержит формы более низкого порядка и независимо выполняет все те же функции, которые в других формах выполняют менее совершенные формы. Аналогичным образом, я должен сказать о чувственной душе у животных, о растительной душе у растений и вообще обо всех более совершенных формах в их отношении к менее совершенным формам». Ученый философ Сигер Брабанский также использовал термин Виртус, размышляя о разуме и мышлении: «... разум, из которого исходит мышление, является высшей способностью (виртус) человека».
Философ и богослов эпохи Возрождения Н. Кузанский, размышляя о начале всего сущего, приводит пример дерева грецкого ореха, которое он видит своими телесными глазами огромными, раскидистыми, зелеными, отягощенными ветвями, листвой и плодами. И он продолжает: «Тогда, умным глазом, я вижу, что то же самое дерево было в его семени не так, как я смотрю на него сейчас, но виртуально; Я обращаю внимание на удивительную красоту семени, в котором это дерево и все его орехи, и всю силу семян орехов, и силу семян - все ореховые деревья ... Дерево, я вижу, является вид раскрытия силы семени».
Виртуус, виртуал, понимается здесь как активный принцип, внутренняя способность, присущая объекту, потенция, которая не реализуется в реальности при соответствующих условиях. Семя содержит дерево фактически, потенциально, как способность расти в это дерево.
В этом аспекте виртуальное сравнивается с вещественным, существенным. Будущее дерево существует в семени не как вещь, не как субстанция, а виртуально, как способность семенной субстанции стать субстанцией - деревом. «Это означает, что действие, метод производства, творческий акт имеют актуальное значение, и определенная форма - это только потенция, способность этого метода действовать». В этом смысле термин «виртуальный» использовал крупнейший советский психолог А.Н. Леонтьев: «Практически мозг не содержит в себе определенных специфических человеческих способностей, а только способность формировать эти способности».
В настоящее время, по мнению Н. А. Носова, ВР следует понимать достаточно широко: «ВР - по нашему мнению, существует особая философская категория, наряду с такими, как время, пространство, сущность и т. д., ... позволяющая в едином плане рассмотреть реалии, которые обычно связаны с различными типами знаний: естествознание, гуманитарное или техническое».
Однако ряд ученых ставят проблему выяснения специфики концепции ВР. Так что П.Е. Солопов считает, что: «... в литературе, даже в научной, не говоря уже о журналистской и популярной, очень часто термин ВР используется произвольно, необоснованно, для привлечения внимания, в результате чего содержание вымывается и понятие, обозначенное им, многократно расширяется». Таким образом, П.Е. Солопов предлагает уточнить собственный смысл этого понятия. Однако это приводит к слишком узкому ограничению спектра научных областей, рассматриваемых с помощью этой концепции. Так, например, это наблюдается у А.И. Воронова. Выступая от имени членов общества виртуальной реальности (Санкт-Петербург), основателем которого был Е. А. Шаповалов, он заявляет, что феномен ВР объясняется чисто техническим вопросом: «виртуальная реальность понимается как кибернетическое пространство, созданное на основа компьютера, в которой изоляция была сделана техническими средствами от внешнего мира, то есть все каналы тактильной, слуховой, визуальной или любой другой связи с внешним миром заблокированы ... Феномен виртуальной реальности является фактом это имеет безусловную техническую И все интерпретации артефакта виртуальной реальности как феноменов психологического или мистического характера, представленные некоторыми современными исследователями, происходят из тех самых мифологических пространств, с которыми связаны их методы исследования. По этой причине мы не берем на себя ни искусство, ни театр, ни литературу как виртуальную реальность, потому что независимо от того, насколько глубоко человек погружается в них, у него всегда есть свободные каналы связи с внешним миром. Особенность виртуальной реальности заключается в том, что ее реальность в основном основана на разрушении всех возможных каналов связи с внешним миром, на разрушении всех возможных каналов связи с внешним миром, кроме технического устройства виртуальной реальности».
Существует несколько другая позиция ряда исследователей. Например, М.Ю. Опенков отмечает: «В значительной части публикаций по этой теме и стереотипам массовой культуры BP связана с развитием компьютерных технологий и так называемой« киберкультуры »... мы твердо верим, что ... компьютерная реализация АД является лишь вырожденным случаем более глубокого явления. Идея виртуальности приводит к пересмотру концепций реальности и существованию других онтологических категорий. Действительно, чтобы отождествить концепцию виртуальной реальности только с компьютерными технологиями, имея при этом глубокий опыт в изучении виртуального в философии, культурологии, психологии, а также в исследованиях, которые начались в области физики, педагогики и других областях, было бы не совсем правильно. Вероятно, следует подходить к этой концепции более абстрактно, хотя и с существующей долей научных разработок.
А.И. Воронов обосновывает отказ от всех виртуальных категорий, кроме технической, следующим образом: «Виртуальность как категория, наиболее подходящая для аристотелевской категории потенциала, уже обладает чувством энергии у Цицерона, Фомы Аквинского, Николая Кузанского, который выводит добродетель и грациозная чистота божественных энергий. Реальность, однако, готова объявить себя аристотелевской категорией фактического и проявляется в широком спектре мнений современных ученых». Следующий вопрос: «Как объединить нынешнего и потенциального Аристотеля? Как собрать БП, но более того, правильно ли его интерпретировать? «Автор видит выход только в следующем обосновании: «БП - это артефакт современной культуры, который сам по себе может порождать и сочетать довольно противоречивые значения, содержащие понятия« виртуальность »и« реальность »». Поэтому автор призывает нас рассмотреть комбинацию этих двух концепций там, где они естественным образом проявили себя - в компьютерных технологиях и нигде больше.
Принимая во внимание все мнения по обсуждаемому вопросу, мы останавливаемся на мнении о том, что концепция VR не может быть втиснута в рамки только технических особенностей из-за ее широкого использования в других научных областях. Техническая сторона BP является наиболее развивающейся, но она не в состоянии в полной мере отразить весь спектр этого сложного и многогранного явления.
Виртуальная реальность и культура человека: процесс интеграции и его последствия
Обсуждая содержание концепции БП, мы пришли к выводу, что до сих пор эта концепция стала ярким общенаучным феноменом и междисциплинарным научным подходом применительно к различным объектам и процессам. Исходя из целей, поставленных в начале этой работы, мы посвятим эту главу вопросу о влиянии быстроразвивающихся компьютерных технологий и о том, как на своих крыльях стоит именно компьютерная виртуальная реальность, на человеческую цивилизацию и, в частности, на человеческую культуру.
Действительно, в научном сообществе все чаще высказывается мнение о возникновении виртуальной цивилизации и формировании киберкультуры. В контексте этого мнения Н.А. Носов задает вопрос: «Так же, как печатные машины и часы заставили всех теперь читать и писать, чтобы отрегулировать свою жизнь по часам, приведут ли компьютеры к этому?»
Чтобы разумно ответить на поставленный вопрос, необходимо рассмотреть понятие «культура» с точки зрения философии культурологии, искусства. В общем, крайняя двусмысленность концепции зафиксирована: существует до 500 ее определений.
Культура понимается прежде всего как все, что создано самими людьми, человечеством. Это дополняет естественную природу и поэтому называется второй природой. Крупнейший социолог двадцатого века П. Сорокин охарактеризовал культуру как систему ценностей, с помощью которой общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь его институтов. Объясняя свое понимание культуры как совокупности ценностей и ценностей, которые используют люди в обществе, П. Сорокин приводит пример: «В классе учитель и ученики - это индивидуумы, сочетание этих личностей вместе с Нормы их отношений составляют классное общество, не только научные и другие идеи, которыми они владеют и обмениваются, но и книги, доска, мебель, светильники, а сама комната представляет культуру этого общества». Он подчеркнул: «У любой организованной группы есть культура. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать ... без культуры.
Зигмунд Фрейд тоже не ограничивался тем фактом, что культура - это просто все, что создано людьми, но представил разъяснение о том, что то, что создано людьми, должно служить двум целям: защищать человека от природы и регулировать отношения между людьми. Это позволяет сделать вывод о том, что наряду с культурой существует антикультура - та часть создания людей, которая направлена против человека и против общества. Конечно, антикультура также может рассматриваться как часть культуры, но необходимо учитывать неоднородность культуры в ее значении для отдельных людей и для человечества в целом, чтобы подчеркнуть прогрессивные и реакционные проявления культуры. Очевидно, что все это можно оценить разумно только в результате конкретного анализа конкретных ситуаций.
Для более полного рассмотрения взаимоотношений между культурой и ВР необходимо помнить, что наряду с духовным существует и материальная культура: культура повседневной жизни, культура проживания, культура топоса (дома), дома, деревни, города, культура отношения к собственному телу, физическая культура. Материальная культура не тождественна ни материальной жизни общества, ни материальному производству. Характеризует материальную деятельность людей с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрытие и использование человеческих способностей, творческих способностей. Это то, что интересно в образе жизни людей и как они работают. В связи с этим такое определение культуры вполне приемлемо: культура представляет собой систему последовательных правил деятельности, передаваемых из прошлого в будущее, из поступков в будущие поступки.
Наряду с тем, что люди производят на той или иной стадии развития общества, особенно важно знать, как они производят соответствующие вещи и продукты, т. е. очень важно знать саму культуру своего производства. Культура - особый аспект всего многообразия материальной и духовной деятельности людей. С точки зрения объема объектов и процессов понятия «культура» и «деятельность человека» совпадают, совпадают, но различаются по содержанию деятельности человека. В понятии культуры деятельность характеризуется с точки зрения ее влияния на развитие самого человека и выявление его способностей. Культура - это человекообразующее явление, созданное самими людьми и существующее как особый аспект общества. Культура проявляется как в объективных результатах человеческой деятельности, так и в различных (правовых, моральных, религиозных, эстетических и т. д.) нормах, выполнение которых общество требует от всех людей. Чтобы стать полноправным членом своего общества («быть культурным»), человек должен овладеть культурой этого общества, сформировать его внешний вид и духовный мир в соответствии с его требованиями.
Принимая во внимание общую характеристику культуры, вернемся к вопросу о ее связи с ВР. В последнее время наметилась тенденция отождествлять ВР со всей человеческой культурой и общественным сознанием в целом. Итак, Е.В. Ковалевская пишет об этом так: «Изобретение письма, печати, театра, кино и, наконец, компьютерного виртуального реальности - вехи на пути виртуализации нашей жизни, отхода от реальности нашего мира и выхода в другой (другой ) виртуальные реальности».
Далее Ф.Г. Майленова утверждает: «Строго говоря, всю духовную жизнь человечества можно представить как один огромный виртуальный мир с его обитателями, иерархией, законами».
В будущем, считает Н.А. Носов, «... у киберкультуры есть все шансы стать полноценной культурой, освоив особый, виртуальный способ понимания и объяснения мира. Причина этого вывода заключается в том, что идея виртуальности становится все более узнаваемой в самых разных областях науки и практики, а также в том, что существует социальная потребность в новых способах объяснения мира и его освоения». Следующее указывает на уже существующие материальные плацдармы виртуальной цивилизации. «Это не только тренажеры и игровые компьютеры, но и структуры, занимающие большие социальные ниши. Прежде всего, конечно, интернет. Без подключения к Интернету человек просто оказывается информационным «обесточенным» ... Интернет сам по себе является беспрецедентным явлением, но заслуживает внимания с виртуальной точки зрения: быть анархичным по структуре и не иметь надлежащих структур управления, у него очень высокая степень самоорганизации ... Интернет, по мнению одного из разработчиков проекта «Умная сеть связи» Э. Гурова, «виртуальное сообщество людей», превращает современную культуру в новую. Тип культуры - «глобальная деревня», где нет границ для общения».
Утверждая, что «новая виртуальная цивилизация с ее киберкультурой и виртуальной психологией начинает разрушать и заменять новый европейский тип культуры», Н.А. Носов приводит удивительный факт создания в Японии целого виртуального города с населением 10 тысяч человек. , Система, которая имитирует город, использует новейшую компьютерную графику, улучшая реализацию виртуальной среды.
Каждый владелец компьютера может стать жителем этого города, выбрав свой внешний вид из 1100 предложенных вариантов. Жители города женятся, веселятся, общаются, выбирают правительство и т. д.
С появлением более мощных каналов связи, протоколов и серверов многие функции могут быть перенесены в Интернет: телефон, телевидение, почта. И все это становится интерактивным, используя виртуальную реальность. Даже специальный язык под названием VRML (язык моделирования виртуальной реальности) был создан для общения в виртуальных мирах, созданных в Интернете с использованием WWW. Используя этот язык, можно описать все аспекты доступа и взаимодействия с этими виртуальными мирами. Язык VRML позволяет объектам рисовать себя. Таким образом, с помощью такого языка каждый не только перемещается по виртуальному миру, но и общается с другими людьми.
Возможная ошибка Солопова: «У ВР есть дополнительные особенности, которые отличают ее от других культурных проявлений. Такой подход кажется более оправданным и плодотворным. BP является частью культуры, но не вся культура является виртуальной. Тем труднее согласиться рассмотреть всю культуру ВР». Он продолжает: «Люди до и особенно сейчас, как часть их нормальной, очень реальной жизни, все больше общаются с BP. Более того, отдельные субъекты настолько тесно сталкиваются с BP, что перестают отличать имитацию реальности от самой деятельности. Но тем не менее, это не значит, что вся духовная и материальная жизнь людей, вся культура должны рассматриваться как БП. Следует отметить, что определение АД можно отнести ко всей культуре и цели чисто формально. Но в каждом случае такое рассмотрение общественного сознания и культуры не исчерпывает всего богатства их содержания, будучи приемлемым лишь в качестве одного из многих аспектов соотношения материального и идеального, объективного и субъективного. В культуре каждого общества много относительного и случайного, с общей точки зрения, факультативного, обусловленного субъективными предпочтениями людей. Но для каждого общества его культура развивалась в силу множества объективных и субъективных обстоятельств, которые существуют как единая и целостная система. Для нее (культуры) люди в своей массе вынуждены подчиняться объективной реальности для них, которую не может заменить ни один произвольно созданный ВР. В этом смысле культура не может быть идентична БП».
Тем не менее, все больше и больше сторонников формирования виртуальной культуры: «Тот факт, что виртуализация является одним из направлений современной культуры, очевиден. Представляется более проблематичным придать виртуализации такое значение для всей культуры современности, чтобы говорить о качественно новом этапе ее развития. Конечно, вся культура и наиболее значимая часть БП неразрывно связаны с человеком, его деятельностью и психикой, сознанием. С некоторыми оговорками мы можем сказать, что культура как виртуальность построена на разнице между реальностью и нереальностью. Реальность всегда сопровождается тем фактом, что поверх нее, сбоку, под ней, но не самой ... Появляются вещи, которые существуют, если мы хотим, чтобы они существовали. Если я вижу дьявола в комнате, то он есть. И это будет культурная виртуальность или, что то же самое, реальность культуры».
Принимая во внимание все взгляды на отношения между культурой и ВР в настоящем и будущем, мы можем сделать вывод, что человечество постепенно переходит от письменной культуры к экрану, от индустриальной цивилизации к информации.
Пути интеграции BP и культуры были обрисованы в общих чертах, и они довольно широки, так как они охватывают или будут охватывать очень широкие сферы человеческой деятельности. Теперь задача состоит в том, чтобы оценить последствия этого процесса. В изучаемой литературе существует широкий спектр мнений: от поклонения светлым перспективам раскрытых возможностей BP до крайне мрачных «предупреждающих романов».
Например, как отмечают специалисты в области создания виртуальных сред А.А. Степанов и С.Ю. Желтов: «... усиливающееся влияние вероятности компьютерного ВР открывает новые возможности для реализации психологических и психофизических способностей человека».
А.И. Воронов: «Потеря сознания через схемы информационного сюжета, которые логически и целостно представляют собой мозаику, может стать виртуальным символом информационного общества». В качестве примера он приводит сюжет книги Э. Тоффлера «Смена власти. Знания, богатство и насилие на пороге двадцатого века », созданный в 1990 году. Автор данной работы обращает внимание на то, что из четырех ветвей власти главным является сила информации. Будущее Э. Тоффлера описывает, как общество пользователей компьютеров максимально обезличено и удалено друг от друга. Он задает вопрос для информационного общества - что произойдет, если кто-то вытащит вилку из розетки.
Таким образом, информационный человек еще более далек от обычной реальности, чем человек индустриального общества, лишенный личного опыта реальности; такой индивид, по мнению Э. Тоффлера, будет контролироваться не только силой насилия и богатства, но гораздо более стихийными процессами в мировой информационной сети. Большое значение в виртуальной культуре А.И. Воронов посвящает СМИ: «СМИ ... становятся культовым институтом такого общества, основным ядром новой мифологии. Результатом этого может стать рождение класса приверженцев информационно-игровой культуры, основным лейтмотивом которого будет идея наслаждения информацией». В качестве примера А.И. Воронов ссылается на другого писателя, Жана Бодрийяра, и его книгу «В Персидском заливе не было войны». Эта работа описывает новое общество, которое живет в своем «существовании», живет не событиями реального мира, а их информационными эквивалентами. Такое «информационное» общество доверяет своим чувствам, страхам, мечтам, сформулированным средствами массовой информации, больше, чем реальным событиям, даже если они произошли за окном обычного человека.
Таким образом, А.И. Воронов считает, что современный человек был практически не готов к использованию электронных информационных технологий, которые предлагали «старый, как мир, метод подражания истине». Он предлагает в ближайшем будущем, с точки зрения наихудшего сценария, сформировать нового человека Homo-medium, который будет характеризоваться истощенной нервной системой и внутренней безличностью, а также полной неспособностью установить фильтры для входящих сообщений. Информация.
Но такая удручающая перспектива предсказана не всеми исследователями. Вот, например, мнение П.Е. Солопова: «Виртуальные миры могут и не могут соответствовать реальному миру. Они могут не искажать реальность, но, напротив, служат средством более глубокого проникновения в нее с целью ее повторного улучшения, в частности, улучшения собственной человеческой жизни. И СМИ могут это сделать. Все зависит от природы общества ... Разве в реальный мир не входят люди, которые знают самих себя, свое сознание и знания и использование результатов знаний в устройстве человеческой жизни, и возможно ли это в современной жизни без СМИ? Конечно нет. Просто необходимо учитывать противоречивую роль одного, другого и третьего, различать правду, ошибку и ложь, соответствие и несоответствие сознания объективным законам природы и общества. Более того, большинство людей всегда различают компьютер и иллюзорные миры...». Нельзя не согласиться с такими рассуждениями.
Вывод:
Подводя итог, можно сказать, что поставленные цели работы достигнуты. Представлены и проанализированы различные подходы к содержанию концепции BP в ее современном контексте, к изучению мнений исследователей по этому вопросу о способах интеграции BP и человеческой культуры и последствиях этого процесса интеграции. Концепция BP охватывает многие области знаний и во многих теперь интегрирована с компьютерными технологиями. Конечно, у каждого процесса есть как положительные, так и отрицательные стороны. Так, Н.А. Носов считает, что «... хотя основной упор в развитии киберкультуры делается на киберсекс, вампиризм и насилие, скорее на негативные культурные явления, на антикультуру, чем на подлинную культуру, направленную на возвышение человека». «Но в будущем», - сказал Н.А. Носов, - у киберкультуры есть все шансы стать полноценной культурой, освоив особый, виртуальный способ мышления, понимания и «объяснения мира». В этом смысле А.И. согласен с ним Воронов: «Вступление в ВР потребует от нас духовной трезвости, чтобы сохранить существующий потенциал культуры». Таким образом, исследование дает все основания полагать, что внедрение элементов компьютерных технологий в преподавание математики в школе является перспективным направлением школьного образования, что будет способствовать развитию полноценной культуры формирующейся информации общество.