Виды рынков несовершенной конкуренции: монополия, олигополия

Содержание:

  1. Несовершенная конкуренция
  2. Тип несовершенной конкуренции
  3. Эта сила генерируется:
  4. Олигополия
  5. Регулирование несовершенных конкурентных рынков в России
  6. Заключение
Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 09.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться выбирать тему и правильно оформлять рефераты:

 

Как выбрать тему реферата и как правильно написать и оформить

 

Посмотрите похожие темы, возможно, они вам могут быть полезны:

 

Роль олигополии в российской экономике

 

Совершенствование методов контроля пищевой безопасности молока и молочных продуктов

 

Институт гражданства в РФ и зарубежных странах

 

Микроскопические методы исследования

 

Введение:

В современных условиях реальный рынок в какой-то степени почти монополизирован - он не является ни полностью конкурентным рынком, ни чисто монополистическим. Несовершенная конкуренция относится к рынку, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

На большинстве реальных рынков, доминируя на рынке, условия продажи продукта, помимо всего прочего, контролируются ограниченным числом компаний, которые могут влиять на цену.

В курсе экономики (экономической теории) существует несколько основных, достаточно различных рыночных структур (моделей):

  1. чистая конкуренция;
  2. чистая монополия;
  3. монополистическая конкуренция;
  4. олигополия.

Все последние рыночные модели - это модели несовершенной конкуренции.

Необходимость изучения рынка несовершенной конкуренции объясняется тем, что даже в странах с устоявшейся системой рыночного управления значительный объем экономической деятельности осуществляется в условиях, близких к чистой монополии (в США - до 6% ВВП). Этот вопрос еще более актуален для современной российской экономики.

Кроме того, с аналитической точки зрения изучение чистых монополий полезно для анализа более типичных рыночных структур: монополистической конкуренции и олигополии.

Значительное количество работ посвящено анализу совершенной и несовершенной конкуренции. А. Смит предложил прототип концепции совершенной конкуренции, которую он назвал свободной конкуренцией, монополия же была задумана как прототип несовершенной конкуренции.

Робинсон предлагает вернуться к статическому анализу совершенной и несовершенной конкуренции, обосновывая взаимосвязь между монопольными ценами, предельными издержками и ценовой эластичностью спроса.

До сих пор проблема несовершенной конкуренции в условиях глобализации не столь важна, но некоторые проблемы мало изучены.

Поэтому все вышесказанное не вызывает вопросов об актуальности данной темы.

Несовершенная конкуренция

Конкуренция - это неотъемлемая часть рыночной экономики.

Рыночное предложение:

  1. лучшая координация планирования производителей и потребителей;
  2. наиболее экономичное использование ресурсов;
  3. распределение выручки от производства в соответствии с достигнутыми результатами.

Это возможно только в том случае, если производители конкурируют друг с другом. Практика показывает, что рынок и конкуренция являются основными механизмами развития современной экономики.

Понятие конкуренции неоднозначно и не охватывается универсальными определениями. Конкуренция, соперничество, конкуренция между товаропроизводителями на рынке за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров с целью получения максимальной прибыли на этой основе.

А. Смит, Д. Рикардо и К. Маркс использовали термины "свобода" и "монополия" конкуренции. Позднее, в XX веке, эти термины также широко вошли в научный оборот.

Теория конкуренции и ее роль в регулировании рыночных цен и рыночных отношений зародилась несколько столетий назад в рамках классической политической экономии.

Адам Смит сделал первое заявление о важной роли конкуренции как механизма автоматического регулирования цен на свободном рынке. Он называет конкуренцию "невидимой рукой", продавец рынка устанавливает цену товара в соответствии с уровнем спроса со стороны покупателя, а сам конкурентный рынок известен как равновесная цена.

В дальнейшем понятие конкуренции значительно расширилось, и на основе уровня концентрации на рынке конкурирующих продавцов однотипных товаров произошло разделение общего понятия "конкуренция" на две разновидности, прежде всего на различные виды "совершенной конкуренции" и "несовершенной конкуренции"различной конкуренции. А. Смит, Д. Рикардо и другие ранние исследователи конкуренции имели совершенную гонку ума, в то время как несовершенная конкуренция стала предметом последующих исследований, в результате чего возникло множество разновидностей идей конкуренции.

Функция конкуренции:

  1. Это очень интересно.
  2. Создайте механизм выбора наиболее эффективного решения.
  3. Стратификация или дифференциация товаров производителя.

В целом его можно охарактеризовать как двигатель социального прогресса.

В России конкурентная среда наиболее активно формируется в крупных городах, особенно затрагивая следующие сферы деятельности:

  • Сборка и продажа персональных компьютеров;
  • Розничный торговец;
  • Выездное ресторанное обслуживание.;
  • Платные медицинские услуги;
  • Транспортное обслуживание;
  • Издательская и иная деятельность;

Анализируя проблемы конкурентной среды в российской экономике, можно выделить три основные составляющие конкурентной среды:

  • Межотраслевые компании на внутреннем рынке;
  • Между отечественными и зарубежными компаниями на внутреннем рынке;
  • Между отечественными и иностранными компаниями на зарубежных рынках.

В результате стремительного открытия российского рынка для иностранных компаний большинство российских предприятий основных отраслей промышленности (прежде всего-машиностроения) оказались неконкурентоспособными на внутреннем рынке. В этой ситуации на первый план выходит задача выживания лучших компаний, представляющих отечественную промышленность в открытой конкуренции с иностранными компаниями, но конкуренция между отечественными фирмами не так велика.

Опыт промышленно развитых стран показывает, что развитие конкуренции между отечественными предприятиями на внутреннем рынке является наилучшим способом вырастить достойное, конкурентоспособное предприятие для внешних рынков

Экономическая теория сводит все виды и формы конкуренции к двум основным направлениям: совершенному и несовершенному.

Совершенная (чистая) конкуренция - это рыночная модель, отвечающая многим требованиям:

  • Огромное количество продавцов (полиполи) и покупателей с ничтожными рыночными квотами каждого хозяйствующего субъекта;
  • Абсолютная прозрачность рынка означает, что каждый агент получает информацию о состоянии рынка в целом (информацию о ценах, прежде всего);
  • Неспособность любого отдельного субъекта влиять на решения других;
  • Полная мобильность всех элементов производства, то есть свобода входа и выхода из отрасли нового предприятия (возможность перемещения);
  • Абсолютное единообразие продаваемых товаров и услуг;
  • Отсутствие субъективного ценового контроля со стороны производителя.

Некоторые предположения, необходимые для дальнейшего анализа, вытекают из характеристик совершенной конкуренции:

Цена каждой компании указана, поэтому компания может влиять на прибыль только путем изменения оборота;

Линия цен - это также линия спроса на продукцию конкурентоспособных компаний, которая отражает абсолютную эластичность спроса.

В зависимости от текущего уровня цен, компания может оказаться в четырех типичных ситуациях.

Виды рынков несовершенной конкуренции: монополия, олигополия

Цена (P1) устанавливается на таком уровне, что возмещаются только минимальные переменные затраты (min AVC). Поскольку это сопряжено с потерями, то до тех пор, пока это удобно для продолжения производства. Используя правило P=MS, можно минимизировать потери при производстве Q1.

Минимальный убыток равен средней фиксированной стоимости (заштрихованный прямоугольник). Такая компания не заботится о том, производить ли единицу Q1 или прекратить производство. Потери в обоих случаях равны. В краткосрочной перспективе, ожидая изменения рыночной ситуации, компания, скорее всего, будет производить продукцию.

Виды рынков несовершенной конкуренции: монополия, олигополия

Цена устанавливается на таком уровне, что предприятие не окупается даже при минимальных средних переменных издержках производства (P2 < AVC). Такая компания называется запретительной. У него есть потери (заштрихованные прямоугольники), но нет такого производства, которое можно было бы свести к минимуму. Гораздо выгоднее прекратить производственную деятельность, чем производить по этой цене.

Виды рынков несовершенной конкуренции: монополия, олигополия

Цена устанавливается на таком уровне, что компания возместит минимальную среднюю стоимость (RZ=min AC). При такой цене предприятие работает по принципу самообеспечения, и его экономическая прибыль равна нулю в объеме производства 3-го квартала. Если компания решит производить другие объемы продукции, она понесет убытки.

Такая компания называется предлимитной компанией, прибыль которой равна нулю.

Виды рынков несовершенной конкуренции: монополия, олигополия

Цена устанавливается на уровне, превышающем минимум средней стоимости (P4>min AC). Компания получает чистую прибыль (теневой прямоугольник), максимальное значение которой достигается в объеме Q4. Это маржинальная компания с чистой прибылью.

Применение правила p=MS при различных возможных рыночных ценах означает, что сегмент кривой предельных издержек на короткий период выше минимального значения средней переменной стоимости будет являться картой поставок компании в краткосрочной перспективе.

Таким образом, в каждой из рассмотренных ситуаций компания приспосабливается к цене и производит продукт в том объеме, который максимизирует прибыль или минимизирует убытки. Сама цена определяется соотношением совокупного спроса и совокупного предложения. Если они равны, то устанавливается единая равновесная цена, которая сохраняется в течение короткого времени.

Современный рынок - это рынок несовершенной конкуренции.

Если нарушается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, то конкуренция называется неполной.

Особенности совершенной конкуренции:

На рынке работает множество малых предприятий;

Выпускаются только однородные продукты;

  • Нетрудно войти или выйти из рынка;
  • Вы имеете равный доступ ко всем видам информации;
  • Ни одна компания не может существенно повлиять на рыночную цену;
  • Кривая притязаний идеального конкурента лежит боком.

Сущность понятия "несовершенная конкуренция" наиболее точно отражает слово "несовершенная", но в русской литературе и западных источниках широко используется слово"монополия"(моно-одно, только и Полео-продажа). При использовании термина "монополистическая конкуренция" существует определенная степень обусловленности, поскольку сущность этого явления не может быть выведена из этимологии этого слова.

Несовершенная конкуренция, характерная для Робинсон в ее работе, напоминает монополию. Спрос на них снижается. Здесь нет условий для свободной конкуренции. Цены влияют на спрос и служат средством регулирования продаж.

Дж. Робинсон проанализировал новую форму конкуренции с понятием "себестоимости" цены лидерства производителя-поставщика Yamaha, регулируемой государством цены и объема продаж. "Ценовая дискриминация" осуществляется путем разделения товарного рынка на сегменты с разным уровнем цен для разных категорий потребителей. Пользуясь разнообразием цен, эксклюзивное предприятие может увеличить объемы производства и увеличить выручку. Цена будет являться источником монопольной прибыли.

Компания, которая использует неэластичность спроса для удержания монопольного положения на рынке, может сократить объемы производства. В то же время у компании есть возможность повышать цены и увеличивать общую выручку.

Степень неполноты конкуренции (или монополии) может быть разной.

Первым шагом к монополизации после полной конкуренции является монополистическая конкуренция,при которой на рынке действуют многие компании, но каждая из них практически не может вступать в сговор между компаниями по качеству продукции или услуг. Каждая компания действует на свой страх и риск. Основой монополии в данном случае является дифференциация продукции (различия в ее качестве, уровне практичности), что позволяет более полно учитывать предпочтения потребителей в момент продажи. Эта дифференциация также может быть основана на различиях в качестве предоставляемых потребителям услуг, что особенно важно в таких сферах, как туризм, бытовое обслуживание.

Следующим шагом на пути к несовершенной конкуренции является олигополия(от греч. Oligos-немногочисленные и poleo-продажи), ситуация, при которой на рынке доминируют сразу несколько крупных компаний. В этом случае кривая спроса для каждой фирмы падает, и в отрасли больше нет свободной конкуренции.

В отрасли больше нет монополистической конкуренции, потому что действия одной компании вызывают реакцию со стороны другой. Однако вряд ли эта отрасль обладает полной монополией.

В современной экономической теории олигополии делятся на два типа:

  1. олигополия первого типа, при которой некоторые крупные компании производят примерно одни и те же товары;
  2. олигополия второго типа, при которой некоторые крупные компании производят товары дифференцированного качества.

В условиях олигополистических монополий может быть жесткая конкуренция, но соглашение также возможно. Основной формой договора является картель, члены которого открыто договариваются по определенным вопросам (цена, объем продаж, рынок сбыта и др.), А концерн -различные, но взаимосвязанные объединения предприятий отрасли.

Высшая стадия неполноты - это чистая монополия, когда вся отрасль состоит из одной компании, то есть понятия "компания" и "отрасль" в количественном отношении одинаковы. В этом случае этимология слова (греч. monos -один, polio - продавать) и сущность понятия совпадают. Такая ситуация довольно редка в масштабах страны, но в масштабах небольшого города или региона она вполне реальна и даже типична.

Высшей формой неполноты является монопсония (от греческого monos-один, psonio-покупать), если на рынке есть только один покупатель.

Поэтому большая часть реального рынка - это несовершенный рынок конкуренции. Свое название они получили из-за того, что добровольные механизмы конкуренции, а значит и саморегулирования, действуют слабо. В частности, часто нарушается принцип отсутствия излишков и дефицита в экономике, что лишь доказывает эффективность и совершенство рыночной системы.

Предпосылками для неполной конкуренции являются:

  1. Значительная доля рынка от отдельных производителей;
  2. Наличие барьеров для проникновения в отрасль;
  3. Неоднородность продуктов.
  4. Несовершенство рыночной информации (неадекватность).

Тип несовершенной конкуренции

Несовершенная конкуренция обычно делится на три основных типа: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Их функции можно представить в следующей таблице:

Виды рынков несовершенной конкуренции: монополия, олигополия

Рассмотрим особенности конкурентного поведения компаний, работающих в той или иной рыночной структуре.

Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, в которой многие компании конкурируют друг с другом за производство дифференцированной продукции, но ни одна из них не имеет полного контроля над ценами. Многие продавцы выступают против многих покупателей. Монополистическая конкуренция широко представлена на легком и продовольственном рынках, а также в розничной торговле.

На рынке такого типа есть много продавцов, которые предлагают один и тот же тип недифференцированных продуктов (например, джинсы, зубная паста от разных компаний), и продавец является монополистом, но есть много похожих продавцов продуктов, то есть есть много заменителей, и объем продаж одной компании относительно невелик, поэтому контроль компании над ценой исключает возможность сговора. Основной способ конкуренции–подчеркнуть различия между товарными знаками, рекламой и продукцией.

Выход на рынок монополистической конкуренции происходит относительно свободно, так как влияние масштаба незначительно, а капитал, необходимый для начала бизнеса, относительно невелик.

Внешне монополистическая конкуренция сходна с совершенной конкуренцией, но наличие ограниченной монополии, возможность влиять на цены, снижает эффективность использования общественных ресурсов, производство происходит с более высокими издержками, чем в условиях совершенной конкуренции. Однако широкий выбор марки, типа, стиля и качества продукции компенсирует потери общества от более высоких издержек производства и разнообразных потребностей клиентов.

Помимо основных типов рыночных структур, существуют и другие:

  • Наличие единственного покупателя на рынке называется монопсонией (государство является единственным покупателем рынка вооружений, крупная компания в маленьком городе является монопсонией рынка труда и т. д.).
  • Компания, которая продает товары клиентам разных категорий по разным ценам, является монополистом, использующим ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация включает в себя изменение цены в связи с количеством приобретаемого товара, а также дискриминацию между покупателями (по группам потребителей, по регионам, по времени и т. д.).
  • Один продавец (монополист) и один покупатель (монопсонист) представлены рынком, который называется двусторонней монополией.

Чистая Монополия (от греч. mono-one, Poleo-seller) - это рынок, на котором товары без близких заменителей продаются одним продавцом.

Прежде всего, под монополизацией понимаются крупные компании, занимающие лидирующие позиции в той или иной отрасли ("Кока-Кола","ксерокс", "Форд" и др.) .Во-вторых, монополии относятся к положению предприятия на рынке, которое дает возможность контролировать его. Фридман отмечает: "Когда всегда есть монополия.".. Компании контролируют определенные продукты и услуги и могут в первую очередь диктовать условия, к которым другие имеют доступ."

Монопольное положение на рынке может занять не только крупная, но и мелкая компания, если только она не обеспечивает рынок значительной частью этого вида продукции. Чистая монополия в масштабах внутреннего рынка встречается очень редко, но она очень характерна для местного рынка. Маленькие города: есть один банк, одна большая компания, в которой занято большинство населения, один аэропорт, одна железнодорожная компания и так далее.

Таким образом, монополия означает власть, которая доминирует на рынке больше, чем что-либо другое " над ценой."

Эта сила генерируется:

  • При отсутствии близкой замены;
  • При наличии значительных барьеров для входа в отрасль из-за наличия низких производственных издержек, связанных с экономией масштаба доминирующего предприятия;
  • При наличии государственных патентов и лицензий, подразумевающих исключительное право на изобретение, промышленный образец или товарный знак;
  • За исключительное право доступа к природным ресурсам и т.д.

Продавец также может осуществлять контроль на рынке путем создания тайного или явного соглашения о разделе рынка и уровне цен,а также искусственного дефицита и т.д.

Целью монополии является получение сверхприбыли путем контроля цены (установления исключительно высоких или исключительно низких цен) или объема производства на монопольном рынке.

Монопольно высокая цена - Цена товара, установленная продавцом, и (или) качество товара, компенсирующие необоснованные затраты, вызванные эксплуатацией производственных мощностей;

Исключительная низкая цена: компенсация необоснованных затрат по цене, установленной покупателем и (или) за счет продавца для получения дополнительной прибыли; умышленный убыток от реализации данного товара

Существует несколько видов монополий, в зависимости от причин, которые позволяют отдельным компаниям, компаниям или их объединениям занимать доминирующее положение на соответствующих рынках:

  • Монополия (искусственная монополия), порожденная конкуренцией. В процессе конкуренции малые и средние предприятия проигрывают, разоряются, уходят с рынка, а производство постепенно тяготеет к крупным компаниям. Жесткая, деструктивная природа конкуренции между крупными компаниями побуждает их заключать контракты, определяющие слияния,слияния, объемы производства, рынки сбыта, установленные цены и т. д.;
  • Технические характеристики производства, которые обусловливают более низкие производственные затраты в одном крупном предприятии, чем во многих мелких (вода, газ, электричество, телефон и др.); Порождают техническую или естественную монополию - рыночные условия, при которых удовлетворение спроса оказывается более эффективным, если отсутствует конкуренция;
  • Государственная (правовая) монополия-исключительное право государства на производство денег, наркотиков, ядерного оружия, монополия на водку и др.;
  • Временная монополия, порожденная научно-техническим прогрессом.

Возникает на основе монопольного владения обществом научно-техническими достижениями. Такая компания сохраняет монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующие показатели не будут широко распространены;

Случайная монополия - результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением. Если дефицит фиксируется сознательно,то случайная монополия может превратиться в искусственную.

Олигополия

Отличительной чертой олигопольного рынка является малое количество продавцов. Олигополия (от греч. oligo-миноритарий и Poleo-продавец) - это рынок, на котором доминируют несколько крупных компаний. Четких количественных критериев для олигополии нет, но на этом рынке обычно существует от трех до десяти компаний. Например, типичным олигополистическим рынком в США является табачный рынок (90% продаж управляются 4 компаниями), рынок жевательной резинки (95% продаж управляются 9 компаниями).

В зависимости от количества продавцов существуют "жесткие"олигополии (3-4 компании на рынке) и "аморфные" олигополии: 6-8% рынка контролируют 80-90 продавцов.

По виду продукции существует чистая олигополия, которая производит однородные продукты (цемент, удобрения, чугун и сталь), и олигополия, которая производит различные (дифференцированные) продукты (табак, бытовую технику, автомобили).

Компании, работающие на олигополистических рынках, являются высокорентабельными, так как посторонним компаниям трудно войти в отрасль, как это происходит с чистыми монополиями. Барьеры для въезда для новичков такие же, как и для чистых монополий,таких как экономия за счет масштаба,владение патентами и лицензиями и контроль над сырьевыми источниками.

Отличительной чертой олигополистического рынка является взаимозависимость предприятия, ни на одного из олигархов не оказывают большого влияния действия других компаний, и эту зависимость необходимо учитывать.

Конкурентное поведение отдельных продавцов влияет на поведение всех конкурентов и вызывает соответствующую реакцию последних.

Эта взаимозависимость особенно ярко проявляется в процессе ценовой конкуренции. Стремясь избежать конкурентов, компания снижает цены, но и другие компании тоже снижают цены, возникают ценовые войны - для того чтобы вытеснить конкурентов с олигополистического рынка, уже потребители выигрывают от ценовой войны, но для олигополиста она губительна, компания заключает соглашение о ценах, конкуренция-это способ повышения качества, индивидуализации рекламной продукции.

Таким образом, несовершенная конкуренция обычно делится на три основных типа:

  • Чистая монополия;
  • Олигополия;
  • Монопольная конкуренция.

Чистая монополия - это рынок, на котором продукт без близкого заменителя продается одним продавцом или на рынке есть один покупатель (монопсония).

Олигополия - это рынок, на котором доминируют несколько крупных компаний.

Эксклюзивная конкуренция. На рынке этого типа есть много продавцов, которые продают однотипные дифференцированные продукты (например, джинсы, зубную пасту от разных компаний).

Регулирование несовершенных конкурентных рынков в России

Антимонопольная система Российской Федерации

Антимонопольный акт - это конституционная норма о конкуренции (например, статьи 8, 34, 74 Конституции Российской Федерации), а также прямое регулирование конкурентных отношений и руководящий принцип антимонопольной политики государства (законодательный акт о конкуренции и ограничении монопольной деятельности, биржи, банки, защита прав потребителей, связь и другие акты, в том числе требования антимонопольного законодательства).

Антимонопольное законодательство включает в себя вышеуказанные нормы Конституции и законодательных актов Российской Федерации, а также приказ (распоряжение) председателя Правительства Российской Федерации и антимонопольное законодательство Правительства Российской Федерации, например.

Антимонопольный закон рассчитан не только на заявленные виды норм и актов, но и на то, чтобы конкуренция обеспечивалась правовыми принципами и категориями, такими как равенство, свобода договора, возмещение убытков, ответственность и т.д.

Практическая значимость определения состава антимонопольного законодательства заключается в том, что применение ряда федеральных законов связано с необходимостью точного установления объема актов, содержащихся в антимонопольном законодательстве.

26 марта 2006 года вступил в силу Федеральный закон "О защите конкуренции". закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарном рынке".

Закон О защите конкуренции (антимонопольное законодательство) является средством государственного регулирования рыночных отношений и их регулирования:

  1. Защита и поощрение конкуренции;
  2. Контроль за хозяйствующими субъектами, имеющими важные полномочия на товарных рынках;
  3. Регулировать процесс концентрации на товарном рынке и контролировать структуру рынка;
  4. Защита прав и интересов потребителей;
  5. Содействие развитию малого бизнеса. Развитие и поддержка конкуренции сегодня стало одним из ключевых направлений экономической политики. Однако известно, что в экономике существуют отрасли, где конкуренция по объективным причинам невозможна или неэффективна (в сфере естественных монополий). Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке является более эффективным при отсутствии конкуренции за счет технических характеристик продукции. Эта эффективность выражается в значительном снижении себестоимости продукции на единицу продукции, так как объем производства увеличивается. Кроме того, продукция, произведенная органом естественной монополии, не может быть заменена другой продукцией.

Рассмотрим развитие монополий на российском рынке.

К крупнейшим монопольным органам, действующим на российском рынке, относятся компании, удовлетворяющие хотя бы одному из двух условий:

  • Имеет оборот более 10 миллиардов долларов;
  • Они занимают доминирующее положение в одной из важнейших отраслей российской экономики.

Согласно статистике, в России насчитывается 28 организаций, в том числе 22 корпоративных лидера и 6 отраслевых лидеров.

Пять из них полностью принадлежат государству,а десять-в основном государству.

Большинство крупнейших российских предприятий находятся в государственной собственности.

С начала этого десятилетия и до первой половины 2008 года при активной поддержке государства основным критерием деятельности предприятия был капитал. В то же время государство приветствовало обращение бизнеса к зарубежным источникам финансирования, считает главный научный сотрудник Национального института экономического прогнозирования РАН, доктор экономических наук Яно по его мнению, рост стоимости акций компании, вероятно, воспринимался как объективный показатель успеха, а иностранное финансирование не угрожало стабильности, покупка иностранных активов рассматривалась как демонстрация возрождающейся экономической мощи России.

Поэтому серьезных проблем в отношениях с большинством крупных компаний не было. В результате иностранные стратегические партнеры получили 50% акций ведущих российских компаний (известные примеры - ТНК и Илим Палп).

Автор анализирует состояние отношений между большинством крупных компаний с 2003 года по первое полугодие 2008 года и, в частности, плавность деловых отношений между государством и крупными компаниями в этот период. Тем не менее в целом этот процесс соответствовал мышлению правительства о "командных высотах" и "стратегических позициях" в экономике", - подчеркнул Папппе.

Среди национализированных компаний-ЮКОС, основные активы которого были приобретены "Роснефтью", и Сибнефть (ныне Газпромнефть), купленная "Газпромом" по рыночным ценам у частных собственников.

В конце 2008 года. Возникла новая ситуация. Финансовый кризис лишил крупные компании иностранных инвестиций и поставил вопрос о погашении кредитов. В результате государство получило право влиять на крупные компании, став владельцем акций "Норникеля", которые составляют 44% акций "ВымпелКома".

И этот процесс, по мнению ученых, продолжается.

Отношения государства с крупнейшими монополиями в инфраструктурном секторе развиваются по-разному. Все ассоциации находятся в полной или преимущественной собственности и имеют доминирующее влияние. Такая ситуация должна сохраниться и в ближайшем будущем, то есть до середины 2010 года.

Возможная трансформация - это организационное (но не корпоративное) разделение монополий и конкурентных элементов, требование к независимым производителям иметь доступ к инфраструктуре.

По словам Я. Резкие изменения, такие как приватизация "Связьинвеста" и радикальная реформа железнодорожного транспорта, основанная на модели нефтяной отрасли, в этот период маловероятны.

Продолжая этот анализ, ведущий научный сотрудник Центра проблемного анализа Ирина Колесник поделилась результатами исследований по эволюции основных российских компаний, проведенных сотрудниками Центра естественных монополий (Газпром и РЖД), государственных монополий (Росспиртпром), компаний, отвечающих требованиям "общего закона О некоммерческих организациях", а также ведущих компаний диапазона, выходящего за рамки его появления в 2007 году. Оказалось, что это вполне соответствовало событиям того времени.

В процессе правового, экономического и политического анализа создания и принципов функционирования государственных предприятий были подтверждены следующие результаты:

Во-первых, правовая база деятельности госкорпораций, создаваемых Федеральным законом, неоправданно широка. Более подробно будут рассмотрены механизмы регулирования деятельности ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" и ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", созданных указом президента. ОАО "Российские железные дороги" создано постановлением Правительства Российской Федерации.Деятельность этого акционерного общества в основном ограничена федеральными законами и решениями правительства.

Во-вторых, значительная часть имущества и денежных средств передается в собственность госкорпорации бесплатно.

Исключение составляет "Росатом". Если предприятие ликвидируется, то имущество должно быть возвращено в государственную собственность. ОАО "Российские железные дороги", коммерческая организация, основной целью которой является извлечение прибыли, вообще не может распоряжаться значительной частью своего имущества, и это серьезно сказывается на его деятельности.

В-третьих, отсутствует эффективный механизм контроля за деятельностью государственных предприятий. По мнению исследователей, ежегодные и ежеквартальные отчеты, которые они представляют правительству, недостаточны для эффективного контроля за их работой. В то же время ОАО " РЖД "и ОАО" Газпром "максимально открыты в отношении финансовой информации, как того требует федеральный закон "Об акционерных обществах".

В-четвертых, государственные предприятия не подпадают под действие закона О бюджете, закона О государственных закупках и ряда других нормативных актов.

Падение мировых цен на сырье и спад в промышленности больно ударили по российской монополии, которая считалась опорой экономики. Объем добычи газа и железнодорожных грузоперевозок с начала года сократился более чем на 19%, а выработка электроэнергии - почти на 6%.

Многие экономисты называют главной опасностью монопольного кризиса резкое снижение инвестиций, и Россия не может быстро преодолеть рецессию.

За первые пять месяцев 2009 года потребление электроэнергии в России сократилось на 5,86%.

Наиболее значительное сокращение потребления электроэнергии произошло в промышленно развитых районах. Так, за четыре месяца в единой системе Урала снижение потребления составило 8%, а в системе среднего Поволжья - 10,8%.

Сокращение объемов производства в электроэнергетике можно считать относительно небольшим на фоне снижения добычи газа и сокращения железнодорожного транспорта. В январе-марте Россия сократила добычу газа на 19,3%. А снижение загрузки российских железных дорог за четыре месяца составило 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Пассажиропоток также сократился более чем на 10%, а РЖД сократила движение пассажирских поездов.

Снижение спроса на услуги естественных монополий вынуждает сокращать инвестиционные программы. А это уже чревато долгосрочными серьезными проблемами с ростом спроса, связанными с выходом экономики из кризиса.

На волне кризиса придется модернизировать производственные мощности, и даже стратегические инвестиционные проекты будут отложены, а затраты на их ввод в эксплуатацию будут высокими.

Между тем снижение инвестиций в некоторые монополии оказалось почти двукратным, так как РЖД сократила свой инвестиционный план с 442 до 252 млрд рублей. "Мосэнерго" сократило свою инвестиционную программу в 2,5 раза. В целом сокращение инвестиций естественных монополий в этом году превысит 30%.

Не намного лучше обстоят дела и в "Газпроме".

Газовая отрасль была одной из наиболее пострадавших от кризиса среди всех отраслей российского топливно-энергетического комплекса.

Экспорт в первом квартале рухнул на 56,2% - самый большой удар был нанесен по наиболее прибыльным статьям доходов "Газпрома". Только сократила импорт газа на 40%.

Сегодня для "Газпрома" на первый план вышла угроза дефицита инвестиций.

Общий объем инвестиций, необходимых для развития отрасли в ближайшие 20 лет, составляет более полумиллиарда долларов. За этими цифрами стоят крупнейшие энергетические проекты 2010-2020-х годов: освоение Ямальского месторождения, шельфа Северного моря, Восточной Сибири и Дальнего Востока, строительство новых трубопроводов.

Финансовый кризис нанес ущерб деятельности многих крупнейших российских монополий, и многие крупные инвестиционные программы были свернуты. Одним из важнейших условий существования рынка является конкуренция, которая представляет собой наилучшие условия и конкуренцию между участниками рынка за результаты производства, купли-продажи.

Конкуренция сильно стимулирует экономическую активность, прогрессивные инновации, рационализацию производства и снижение издержек, "отбраковку" убыточных предприятий, тем самым повышая уровень эффективности экономики.

Благодаря этому для всех партнеров и потребителей создается большое разнообразие продуктов и богатый выбор, цены на одни и те же продукты разных производителей выравниваются, а общее качество улучшается.

Несовершенная конкуренция - это успешная реализация монопольной стратегии отдельными конкурентами, разделение рынка, конкуренция хозяйствующих субъектов в условиях возникновения олигополии. Она появилась в первой половине двадцатого века как антитеза полной конкуренции.

Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цену производимой продукции.

В условиях несовершенной конкуренции трудно войти на рынок и выйти из него, а доступ к информации ограничен.

Несовершенная конкуренция обычно делится на три основных типа:

  • Чистая монополия;
  • Олигополия;
  • Монопольная конкуренция.

Чистая монополия - это рынок, на котором продукт без близкого заменителя продается одним продавцом или на рынке есть один покупатель (монопсония).

Олигополия - это рынок, на котором доминируют несколько крупных компаний.

Заключение

Эксклюзивная конкуренция. На рынке этого типа есть много продавцов, которые продают однотипные дифференцированные продукты (например, джинсы, зубную пасту от разных компаний).

Современный этап развития рынка характеризуется синтезом конкуренции и монополии.

Несмотря на принятые в России меры по регулированию антимонопольного законодательства, поддержке конкуренции, защите прав потребителей, стимулированию малого бизнеса и регулированию деятельности естественных монополий.