Виды монополий и особенности определения цены и объема производства при различных типах конкуренции

Содержание:

  1. Теоретические аспекты монополии
  2. Возникновение и сущность монополии
  3. Эксклюзивные формы и типы
  4. Особенности определения цены и объема производства при чистой монополии
  5. Возможность определения цены и производства с помощью чистой монополии
  6. Государственное регулирование монополии в Российской Федерации и за рубежом
  7. Заключение
Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая
Язык: Русский
Дата добавления: 20.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться писать правильное введение для курсовой работы:

 

Как написать введение в курсовой работе

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Циклы и кризисы как проявление нестабильности рыночной экономики
Дискриминация на рынке труда: экономическое сущность и пути преодоления
Арендные отношения в рыночной экономике
Монополия: характерные особенности и основные виды

Введение:

Исключительным является исключительное право на производство, рыболовство, торговлю и другие виды деятельности, принадлежащие одному лицу, определенной группе или государству. Это означает, что по своей природе монополия является силой, которая подрывает конкуренцию и добровольные рынки. Абсолютные монополии, которые охватывают всю экономику, полностью устраняют механизмы свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в разные исторические периоды в экономике возникают разные типы монополий.

Каждый рост отрасли подразумевает концентрацию производства, когда крупные производители действуют на рынке и сильно отличаются от многих мелких предпринимателей. Функциональные требования субъектов рынка меняются.

Другими словами, появляется новая структура рынка (модель рынка). Одним из них является монополия (чистая монополия).

Монополии за счет концентрации экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако такое ускорение будет реализовано, если такое ускорение поможет извлечь монопольную высокую прибыль. Компании с монопольной властью могут тратить монопольную прибыль на исследования, чтобы защитить или усилить монопольную власть. Проводя исследования, они приносят пользу себе и всему обществу. Тем не менее, нет убедительных доказательств того, что монополия играет особенно важную роль в ускорении технического прогресса, поскольку монополия может замедлить развитие технического прогресса, если это угрожает прибыли. Этот фактор оставляет след в деятельности компании, заставляя ее придерживаться немного другого подхода к формированию ценовых стратегий и определяя наиболее эффективный результат с точки зрения прибылей и убытков.

Российская экономика обладает многочисленными монопольными правами, поскольку она наследует определенные характеристики плановой экономики. Это в первую очередь относится к сырью, энергии и транспорту. Они играют важную роль в жизни всех граждан нашей страны. Например, рост цен на электроэнергию и резкий рост цен на нефтепродукты в 2007 году отражают деятельность крупнейших российских монополий.

Теоретические аспекты монополии

Неполная модель конкурентного рынка

Несовершенная конкуренция относится к рынку, где хотя бы одно из условий чистой конкуренции не существует.

Обычно есть три основные модели несовершенной конкуренции:

  • Exclusive;
  • Эксклюзивный конкурс;
  • Гадание-олиго.

Существует два подхода к понятию монополия. Во-первых, монополию можно считать некой компанией. Это крупная ассоциация, занимающая лидирующие позиции в любой стране или мире в определенном секторе (или нескольких секторах) экономики. Монополии обычно ассоциируются с крупными всемирно известными компаниями, но могут занимать часть рынка.

На рынке могут быть ситуации, когда монополистические предприниматели, производящие большую часть конкретного вида продукции, сталкиваются с клиентами.

Но может быть и другое толкование понятия монополия - это экономическое поведение компании. В этом случае относительно небольшая компания может оказаться монополистом, и наоборот. Если доля рынка небольшая, крупная компания не может быть монополией.

Обращаясь к монополиям как форме рыночной экономической структуры, один из участников этих отношений следует рассматривать как особый тип экономических отношений, которые могут определять рыночные условия для конкретного продукта.

Монополия предполагает, что в отрасли существует только один производитель, который полностью контролирует поставки продукции. Это позволяет вам установить цену, которая даст вам максимальную прибыль. Степень использования монопольной власти в ценообразовании зависит от наличия близких заменителей товаров. Если товар является уникальным, покупатель должен заплатить назначенную цену или отклонить покупку. Количество товаров без замены ограничено. Чистые монополии могут включать коммунальные услуги, газ, воду и электричество.

Это, естественно, привлекает в отрасль других производителей, поскольку монополии имеют более высокую норму прибыли, чем обычно. Однако войти в монопольную отрасль фактически невозможно. Потому что барьеры для входа очень велики. Эти барьеры могут быть юридическими (или естественными) препятствиями и могут быть чем угодно, что искусственно препятствует проникновению новых компаний в отрасль.

Виды монополий и особенности определения цены и объема производства при различных типах конкуренции

Фактические барьеры для входа в монопольный сектор экономики включают в себя:

  • Влияние масштабов производства. В крупномасштабных производственных ситуациях с рыночными монополиями продукция компании растет быстрее, чем используемые ресурсы. В результате затраты на единицу продукции для таких компаний значительно ниже, что экономит значительные производственные ресурсы с общественной точки зрения. Такие монополии с минимальными долгосрочными средними издержками называются естественными монополиями. Другими словами, это отрасль, в которой одна компания может производить продукцию по более низкой цене, чем несколько компаний, занимающихся ее производством, а не одна компания. Поэтому целесообразно сосредоточить производство этих продуктов в одной компании, так как экономия от расширения производства очень велика. Естественные монополии включают предоставление различных коммунальных услуг (таких как водоснабжение, канализация, экономия газа и энергии), телефонных компаний и кабельного телевидения. В этих условиях монополии могут быть оправданы как экономически жизнеспособные. В целом, рассматривая монополии как особый тип экономической структуры, которая может определять рыночные условия конкретного продукта или услуги, новые конкуренты будут входить в отрасль независимо от типа монополии («естественная» или нет). Следует отметить, что экстремальный вход затруднен, потому что другие условия требуют огромных инвестиций. Кроме того, компании, которые доминируют в отрасли, могут на некоторое время снизить цены на продукцию (из-за более низких производственных затрат), чтобы уничтожить потенциальных конкурентов. Организационная монополия служит объединением деятельности одного типа компании и организации (министерство, концерны, ассоциации);
  • Исключительные монопольные права. Такие права могут быть предоставлены правительствами некоторых стран для предоставления определенным компаниям статуса единственного (исключительного) продавца услуг или товаров (транспортные услуги, телекоммуникации, газоснабжение и тд.) и, в принципе, исключены. Злоупотребление монопольной властью регулируется (или сводится к минимуму) тем фактом, что оно сохраняет за собой право регулировать поведение для этой цели. В такой ситуации практически невозможно войти в такую ​​отрасль с третьими сторонами;
  • Эксклюзивная защита патентов и лицензий. Правительство гарантирует патентную защиту для новых продуктов и технологий производства. Это дает производителю исключительную позицию на рынке и гарантирует право владеть рынком исключительно для этого продукта в течение определенного периода времени;
  • Исключительные права на важнейшие виды сырья. Некоторые компании могут быть компаниями-монополистами из-за того, что они владеют собственностью ресурсов, необходимых для производства проприетарного продукта без разделения. Таким образом, американские алюминиевые компании являются владельцами всех основных источников бокситов (алюминиевая руда).

Исключительная конкуренция - это структура, в которой товары взаимозаменяемы, но отличаются качественными характеристиками. Он монополист, но узкая сфера деятельности.

Ключевые особенности этой структуры рынка:

  1. Многие производители;
  2. Он сам устанавливает цену (это связано с монопольной конкуренцией с монополией).

Видимые признаки монопольной конкуренции:

  • Дифференциация продукции;
  • Размер и разнообразие компании;
  • Низкие барьеры входа
  • Неполная информация.

Эксклюзивная конкуренция - это сочетание совершенной конкуренции и монополии.

В эксклюзивном конкурсе продукты взаимозаменяемы, но отличаются качественными характеристиками, такими как вкус, стиль, упаковка и место продажи.

Таким образом, в отличие от условий полной конкуренции, отдельные производители могут влиять на цену товара, изменяя производство.

Из-за большого количества производителей каждый производитель мало влияет на общие условия продажи этой группы товаров. Таким образом, в отличие от гадания на олиго, каждый производитель может не учитывать реакцию конкурентов на какие-либо действия. Эта реакция, очевидно, не так. Это потому, что этот производитель очень мало влияет на всех других производителей.

Олиго оккупация является типом рынка, на котором некоторые компании управляют своей основной массой. В то же время ассортимент продукции является как небольшим (масло), так и очень широким (автомобили, химикаты). Характерной чертой занятости олиго является ограничение на вхождение новых компаний в отрасль. Они касаются эффекта масштаба, высоких затрат на рекламу, существующих патентов и лицензий.

Характерной чертой занятости олиго является взаимозависимость решений компании с точки зрения цены и производства. Компания не может принять такое решение, если оно не было оценено с точки зрения возможности мести со стороны конкурентов. Поведение конкурентов - это дополнительное ограничение, которое компании должны учитывать при определении оптимальной цены и количества продукции. Не только стоимость и спрос, но и ответ конкурентов будет принимать решение. Следовательно, модель гадания олиго должна отражать все три момента.

Гадание Ол - это структура рынка, для которой характерны многочисленные продавцы. Другими словами, олиго-эксклюзивная структура включает в себя рынок, который ориентирован на от 2 до 24 продавцов. Если есть два продавца, это не монополия, а частный случай дуополии или олигополии. Верхний предел условно ограничен 24 субъектами, так как 25 начинает считать структуру монопольной конкуренции.

Некоторые экономисты говорят о 2-30 компаниях на рынке олиго. Отрасль приобретает профессиональную структуру олиго, когда крупные компании обеспечивают значительную экономию средств, и поэтому крупные компании среди них имеют значительные преимущества перед малыми предприятиями.

Большая доля выпускаемой продукции обеспечивает значительную степень управления рынком для олиго-проприетарных компаний. Уже каждая компания достаточно велика, чтобы повлиять на ситуацию в отрасли. Поэтому, если жители олиго решат сократить производство, это приведет к росту цен на рынке. И поскольку несколько жителей олиго начинают проводить общую политику, власть их общего рынка будет даже приближаться к власти монополий.

Таким образом, возникновение монополий обусловлено естественными и юридическими барьерами для входа в отрасль, что препятствует конкуренции со стороны новых участников.

Поэтому, суммируя вышесказанное, монополии следует понимать как структуру рынка, которая:

  1. Выпуск продукции всей отрасли контролируется только одним продавцом;
  2. Товары, произведенные монополией, являются особенными сами по себе и не имеют тесно связанных заменителей
  3. Монополия заканчивается, чтобы войти в индустрию новой компании.

Возникновение и сущность монополии

Монополии - это частные компании (частные лица, группы или совместные предприятия) и крупные компании (картели, синдикаты, трасты), которые управляют промышленностью, рынками и экономикой на основе высокой концентрации производства и капитала для создания монополий. Цена и монопольная прибыль. Экономическое доминирование является основой того, как монополия влияет на все аспекты жизни страны.

При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина монополия. Прежде всего, природа этого явления не может быть выведена из этимологии слова вещь. В действительности почти невозможно найти ситуацию, когда на рынке действует только одна компания, то есть производитель товаров без заменителей.

Формирование и рост монополий исторически было тесно связано с развитием капитала свободной конкуренции в монополистическом капитализме. В области экономических отношений рост монополистического капитализма привел к усилению диктатуры и контроля. Совершенная конкуренция и чистая абсолютная монополия - это теоретические абстракции, которые представляют две полярные ситуации на рынке, два логических ограничения.

Монополии за счет концентрации экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако такое ускорение будет реализовано, если такое ускорение поможет извлечь монопольную высокую прибыль. Джозеф Шумпетер и другие экономисты утверждают, что монополистические компании могут использовать свою прибыль для исследования и защиты или консолидации монополий, и что крупные Сила, которая претендует на желаемое развитие. Проведение исследований приносит пользу как им самим, так и обществу в целом. Тем не менее, нет убедительных доказательств того, что монополия играет особенно важную роль в ускорении технического прогресса, поскольку монополия может замедлить развитие технического прогресса, если это угрожает прибыли.

История монополий тесно связана с развитием процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост экономической монополии и давали новые формы. Наиболее важными из них являются увеличение доли акционеров, разработка новых ролей и систем участия банков, эксклюзивные слияния как способ централизации капитала, развивающиеся формы капиталистических групп и новейшие формы групп , Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение в развитии современного капитализма. В то же время каждый из них ускорил развитие экономической монополии по-своему.

Важнейший аспект развития монополии связан с новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемыми системами участия. Растущая концентрация производства и капитала будет постоянно усиливать необходимость расширения роли банков, и в случае изменения экономических условий промышленные предприятия будут иметь прочные связи с банками для получения долгосрочных займов и предоставления займов. Вынуждены искать отношения. Банки из скромных посредников стали всемогущими монополиями. Это означало формализацию общего распределения средств производства. Однако по содержанию этот дистрибутив является закрытым. Другими словами, это согласуется с прибылью монопольного капитала. Слияние банковского и промышленного капитала создало финансовый капитал и финансовые руководители.

Важной формой создания отраслевых и межотраслевых монополий была система участия. Его потенциал развития находится в форме корпорации. Если контролирующим владельцем является другая компания, это дает вам возможность управлять дочерней компанией. Это система участия, по сути многоуровневая, которая обеспечивает огромный контроль над капиталом для компаний, расположенных на вершине пирамиды.

Эксклюзивный статус желателен для каждого предпринимателя или компании. Избегайте многих проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занимайте привилегированное положение на рынке, приобретайте определенную экономическую мощь, влияйте на других участников рынка с сильной позиции и обуславливайте их. Они могут предположить, что навязывают свои личные интересы контрагентам, а иногда и обществу.

Эксклюзивные формы и типы

Существуют разные типы монополий, которые можно разделить на три основных. Природа, управление, экономика.

Естественные монополии возникают по объективным причинам. Это отражает ситуацию, когда спрос на конкретный продукт лучше всего удовлетворяется одной или несколькими компаниями. Он основан на технологии производства и возможностях обслуживания клиентов. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примеры включают в себя энергоснабжение, телефонную связь и телекоммуникации. В этих секторах количество государственных предприятий ограничено, если не исключено, и, следовательно, естественно занимает доминирующее положение на рынке.

Административные монополии возникают в результате действий государственных органов. С одной стороны, это дает отдельным компаниям исключительное право на осуществление определенных видов деятельности. С другой стороны, это организационные структуры государственных предприятий, объединенные и подчиняющиеся различным руководителям, провинциям и ассоциациям. Здесь, как правило, компании из одной отрасли группируются. Они появляются на рынке как единое целое, и между ними нет конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза была одной из самых монополизированных в мире. Таким образом, доминирующей была административная монополия, главным образом монополия всемогущего министерства. Кроме того, существовала абсолютная государственная монополия на организацию и управление экономикой, которая основывалась на общей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Его появление по экономическим причинам и развивается по правилам экономического развития. Он рассказывает о предпринимателях, которые завоевали эксклюзивные позиции на рынке. Два пути ведут к нему. Первое - это успешное развитие компании, постоянное расширение за счет концентрации капитала. Второй (более быстрый) основан на процессе концентрации капитала, поглощении добровольных союзов или банкротстве победителями. В некотором смысле, или с помощью обоих, компании достигают такого соотношения, когда начинают доминировать на рынке.

Особый тип монополии - международная монополия. Экономической основой возникновения и развития международной монополии является высокая социализация капиталистического производства и интернационализация экономической жизни. Есть два типа международных монополий. Первый - трансграничная монополия. Они являются национальными по капиталу и управлению, но международными по своей сфере деятельности. Например, американская нефть связана с компанией Standard Oil из Нью-Джерси, которая имеет компании в более чем 40 странах, иностранные активы составляют 56% от общей стоимости, объем продаж 68% и прибыль 52%. Большая часть производственных мощностей Nestlé и сбытовых организаций расположены в других странах. Только 2-3% от общего объема продаж приходится на Швейцарию. Второй тип на самом деле является международной монополией. Особенностями международного доверия и озабоченности являются международная диверсификация собственного капитала и многонациональная структура основного доверия или озабоченности. Например, англо-голландские химикаты и продукты питания связаны с Unilever, немецким и бельгийским фондом фотохимического продукта Agfa-Gevert. Капитал разных национальностей, таких как различия в национальных законах, двойное налогообложение и оппозиция со стороны правительства, не так многочислен из-за сопряженных с этим больших трудностей.

В чем причина возникновения и развития монопольных тенденций? Экономическая литература имеет две точки зрения по этому вопросу. Во-первых, монополии рассматриваются как случайные, а не характеристики рыночной экономики. С другой стороны, исключительная сущность определяется как нормальная сущность. Одним из таких предпочтений во взглядах является британский экономист А. Пигу. Он утверждает, что «монопольная власть не происходит случайно». Это логическое завершение корпоративной стратегии. Перефразируя известную фразу, все дороги ведут к монополии. Принцип экономической выгоды, сформулированный А. Смитом, заставляет компании постоянно искать возможности для увеличения прибыли. Наиболее привлекательным и надежным из них является создание или достижение монопольного положения. Поэтому можно сделать вывод, что монопольный тренд экономики обусловлен законом максимизации прибыли.

Другой движущей силой поведения предпринимателей в этом направлении является закон производства и концентрации капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его двигатель - соревнование. Чтобы выжить в такой борьбе и получить значительную прибыль, предприниматели вынуждены внедрять новое оборудование и наращивать производство. В то же время некоторые крупные отделены от общей массы малых предприятий. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей есть альтернативы. Либо продолжайте невыгодную конкуренцию между ними, либо договаривайтесь о масштабах производства, ценах, рынках и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант. Это приводит к соучастию между ними. Это один из главных признаков экономической монополии. Таким образом, выводы свидетельствуют о том, что возникновение монополий является результатом повышения производительности труда, осознающего преимущества крупных компаний по сравнению с небольшими.

Современная теория различает три типа монополий:

  1. Эксклюзивность отдельных компаний;
  2. Эксклюзивность как договор;
  3. Монополия, основанная на дифференциации продукции.

Первый способ добиться монопольного статуса не легок, о чем свидетельствует факт исключительности этих субъектов. Кроме того, этот путь к монополии можно считать аккуратным. Это потому, что он предлагает постоянное повышение эффективности деятельности, обеспечивая преимущество над конкурентами.

Более доступными и распространенными являются консенсусные каналы некоторых крупных компаний. Это позволит продавцам (производителям) быстро создать ситуацию, когда они выйдут на рынок как единый фронт.

Эксклюзивные отношения бывают пяти основных форм. Монополия монополизирует все сферы общественного возрождения, включая прямое производство, обмен, распределение и потребление. Основываясь на монополии циркосферы, родилась простейшая форма монопольной ассоциации между картелями и синдикатами.

Картель - это объединение нескольких компаний в одной производственной зоне, участники которых сохраняют за собой право собственности на средства производства и производимую продукцию, производственную и коммерческую независимость, производство, цены и рынок. Согласитесь на каждую акцию от общей суммы.

Syndicate - это объединение многих компаний в одной отрасли, участники которых сохраняют средства на средства производства, но теряют право собственности на производимую продукцию. То есть они сохраняют производство, но теряют коммерческую независимость. В Синдикате продажа товаров осуществляется отделом продаж.

Траст - это объединение ряда компаний в одной или нескольких отраслях, участники которых теряют право собственности на средства производства и производимую продукцию, производственную и коммерческую независимость. То есть, объединяя производство, маркетинг, финансы и управление, каждый отдельный владелец компании получает долю в доверии сумме инвестированного капитала. Дайте им право участвовать в управлении и сделайте соответствующую часть трастовых интересов соответствующей.

Диверсифицирующими проблемами являются объединения десятков или сотен компаний в различных отраслях промышленности, транспорта и торговли, члены которых утратили право собственности на производственные средства и производимую продукцию.

В 1960-х годах конгломераты начали развиваться в Соединенных Штатах и некоторых столичных странах - исключительной ассоциации, созданной путем поглощения интересов диверсифицированных компаний без технического и промышленного единства.

Опыт показывает, что монополии, которые доминировали в конкретной отрасли и заняли сильную и эксклюзивную позицию, рано или поздно потеряют динамику развития и эффективности. Это объясняется тем, что преимущества крупномасштабного производства не являются абсолютными, а только увеличивают прибыльность до определенного времени.

Особенности определения цены и объема производства при чистой монополии

Кривая спроса и доход монопольного рынка

Эксклюзивные компании, ориентированные на конкуренцию, производят и продают определенные виды продуктов, которые отличаются от других продуктов этой группы. Какая кривая спроса (кривая продаж) у этого продукта?

С другой стороны, если кривая спроса является полностью эластичной, можно с уверенностью сказать, что кривая спроса находится в определенном диапазоне, поскольку доля компании не так велика и увеличение продаж не влияет на цену вообще.

В большинстве случаев оно уменьшается по следующим причинам:

  1. У компаний в монополистической конкуренции меньше конкурентов, чем на конкурентных рынках;
  2. Продукты этих конкурентов близки, но не являются идеальной заменой.

С другой стороны, кривая спроса более устойчива, чем монопольный рынок. Здесь агрессивная дифференциация продуктов позволяет достичь эффекта замещения, когда спрос со стороны других продуктов этой группы переключается на продукты этой компании.

Таким образом, можно сказать, что эластичность кривой спроса зависит от количества конкурентов, с которыми компания контактирует, и степени дифференциации продукта в отрасли.

Чем больше группа конкурентов и менее дифференцированные продукты, тем более эластичными будут их кривые спроса. В этом случае монопольная конкуренция приближается к совершенству. Если число конкурентов ограничено, а степень дифференциации продукта высока, появление кривой спроса будет менее устойчивым, и положение компании на монопольном рынке приблизится к чистой монополии.

Учитывая предисловие, рассмотрим механизм выбора производства и цены в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Подобно монопольному рынку, кривая предельной доходности всегда имеет убывающую характеристику (хотя и с небольшим наклоном), которая характеризует отношение цена к продукту, которое можно рассматривать на монопольном конкурентном рынке. Используя общие правила, компании на краткосрочном монопольном конкурентном рынке могут максимизировать прибыль или минимизировать потери, производя продукцию, которая соответствует координатам пересечения кривых предельных издержек и предельной прибыли.

Поскольку компания производит продукты без абсолютных заменителей, цены несколько возрастут, поскольку предложение на рынке уменьшится. Таким образом, в краткосрочной перспективе монопольные компании могут добиться экономической выгоды.

Однако у компании нет страховки от убытков. Условием получения экономических выгод является характер спроса на продукцию компании, а кривая спроса пересекает кривую средней стоимости. Если она ниже кривой средних затрат, но пересекает кривую средней переменной, компания решает проблему минимизации потерь.

Если кривая спроса падает ниже средней кривой переменных затрат, компания вынуждена принять решение о прекращении производства. Это связано с тем, что убыток превышает фиксированную стоимость независимо от суммы убытка.

Таким образом, в краткосрочной перспективе компании, находящиеся в монопольном положении, могут получать экономические выгоды, нести убытки и решать проблемы закрытия. Что будет в долгосрочной перспективе?

На этот вопрос невозможно четко ответить. Можно говорить только об общих тенденциях. Возможно, вы захотите установить цены на уровне твердой прибыли, безубыточности или среднего уровня затрат.

Экономическая выгода, полученная типичной компанией в условиях монопольной конкуренции, привлечет новые компании в отрасль. Количество конкурентов увеличивается, а количество продуктов увеличивается. Это позволяет очень эффективно заменить типичные корпоративные продукты. Это приводит к тому, что кривая спроса становится более эластичной, приближая условия монополистической конкуренции к условиям конкурентных рынков. Расстояние между кривой спроса и кривой средних затрат уменьшается, и нет экономической выгоды.

Напротив, если типичная компания терпит убытки, будет отток производителей из отрасли, меньше конкурентов, более глубокая дифференциация продукта и более крутая кривая спроса (меньшая эластичность сима). В результате, кривая средней стоимости может быть превышена, устраняя потери предприятия.

В то же время следует признать тот факт, что на рынке монопольной конкуренции установление цен на уровне средних затрат является лишь тенденцией. В конечном счете, существуют факторы, которые усложняют прогнозирование результатов монополистической конкуренции.

К ним относятся следующие ситуации:

  1. Существуют определенные барьеры для входа в отрасль в условиях монопольной конкуренции. Поэтому коммерческие и комиссионные операции на фондовом рынке Украины требуют разрешения Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (лицензия);
  2. Дифференциация продуктов или услуг может основываться на ситуациях, которые конкуренту сложно или невозможно воспроизвести. Например, рекламная компания привлекла к сотрудничеству талантливых художников, что положительно влияет на продукт и отличает его от продуктов аналогичных компаний. Нельзя исключать более глубокую дифференциацию продукта в этом случае для новых конкурентов. Поэтому компании получают долгосрочные экономические выгоды.

Возможность определения цены и производства с помощью чистой монополии

Решающая разница между чистой конкуренцией и чистой монополией заключается в характере кривой спроса (рисунок 2.2.1): для конкурентной компании, для абсолютной эластичности (прямой), для чистой монополии Если у вас есть личность, которая уменьшается.

Снижение характера кривой спроса оказывает существенное влияние на развитие моделей поведения монополий на рынке при выборе продукции.

Во-первых, следует иметь в виду, что цена продажи дополнительных производственных единиц монополии всегда превышает дополнительный доход (предельный доход), полученный от продажи. На самом деле производители не могут продавать больше товаров без снижения цен. Кроме того, он вынужден снизить цену всего объема продаж, а также дополнительных производственных единиц. На конкурентном рынке, где предельный доход продавца формируется исключительно за счет прибыли от увеличения продаж, в случае чистой монополии эта прибыль уменьшается на величину убытка из-за более низкой цены всего проданного продукта.

Обратите внимание, что валовой доход монополии не всегда увеличивается по мере увеличения продаж. Продажи девятой и десятой единиц продукции сопровождаются снижением валовой выручки. Легко видеть, что динамика валового дохода тесно связана с предельными уровнями доходов. Если предельный доход положительный, валовой доход увеличивается с увеличением продаж. Если предельный доход получает отрицательное значение, общий доход уменьшится.

Следовательно, максимальное значение валового дохода получается, когда предельный доход становится равным нулю: MR = 0 TR-max.

Процесс монополии привел к значительным изменениям в социальной и экономической жизни общества. Они вызвали изменения в хозяйственном механизме и усилили в нем сознательную регулирующую силу. Ускоренное появление крупных экономических объектов, координация общеотраслевых мероприятий и мест пересечения увеличат масштаб планируемого экономического развития. Монополия использует элементы массового производства, что экономит производственные затраты и обеспечивает потребителей дешевыми, качественными товарами. Было доказано, что производство в два раза снижает себестоимость единицы продукции на 20%.

Поэтому монополией на современном этапе является крупная компания с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополия осознает преимущества крупномасштабного производства и экономит социальные издержки производства и распределения.

Но с другой стороны, количество негативных факторов в существовании монополии намного выше, первым из которых является практика монопольного ценообразования. Цена монополии отклоняется от рыночной цены, генерируя больше прибыли для монополий и в то же время облагая налогом потребителей своего рода «жалобой». Покупатели вынуждены покупать товары по более высоким ценам, чем на конкурентных рынках. В то же время повышение цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, что создает ситуацию, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешних рынках. Чтобы укрепить эту ситуацию, монополии создают искусственную нехватку товаров и услуг. В результате наиболее очевидными внешними проявлениями существования монополии являются рост цен и наличие дефицитов, стимулирующих инфляционный процесс.

Еще одним негативным фактором в присутствии монополии является препятствие для научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополии создают экономические предпосылки для ограничения внедрения инноваций в производство. Статус монополии и вытекающие из этого выгоды сводят на нет стимул к постоянному улучшению производства и эффективности. Способность избегать конкуренции приводит к замедлению экономического развития.

Монополии могут также привести к экономическим связям и процессам трансформации. Создана структура, которая удовлетворяет монопольной цели: оптимизация монопольной прибыли. В этом случае также имеет место неправильное распределение доходов (в пользу монополий), что приводит к неправильному распределению ресурсов. Кроме того, частные контракты, такие как картельные контракты, обеспечивают адекватные стимулы и помогают защитить финансово «уязвимые» компании путем установления более высоких цен. Монополии эффективно предотвращают исчезновение невозможных компаний.

Таким образом, монополии вызывают стагнацию и крах экономических механизмов, препятствуют конкуренции и представляют угрозу для обычных рынков. Проанализировав положительные и отрицательные факторы и последствия монополий, мы можем сделать вывод, что монополии могут привести к значительным потерям для производства.

Государственное регулирование монополии в Российской Федерации и за рубежом

Применение антимонопольных положений за рубежом может осуществляться административным, судебным или смешанным образом.

Наиболее сложная ситуация государственного контроля над монопольными операциями сложилась в Великобритании. Характеристики развития антимонопольного законодательства в Великобритании создали две системы управления для антимонопольного законодательства. Во-первых, Бюро по справедливой торговле, Комитет по эксклюзивности и министр торговли и промышленности играют важную роль в соответствии с Законом о справедливой торговле и конкуренции. Вторая система управления, как она определена в Законе об ограниченной практике, играет важную роль для судов по ограничительной практике.

Институт справедливой торговли хранит различную информацию о злоупотреблении доминирующим положением, информирует правительство о своем решении и при необходимости инициирует следующие процедуры. Случаи отраслевых монополий будут переданы в Эксклюзивный комитет, будут отслеживаться обвинения в слияниях, а картельный контракт с судом об ограничительной практике инициирует процедуры установления и поддержания цен перепродажи. Следует также отметить, что деятельность агентства по определению конкурентной политики носит рекомендательный характер.

Основная задача Комитета по монополии и слияниям состоит в том, чтобы расследовать и сообщать о статусе монополии или о существовании (или потенциальном) слияния компаний. Если Комиссия по исключительности приходит к выводу, что это нарушает общественные интересы, государственный секретарь имеет широкие полномочия применять различные меры, затрагивающие правонарушителя: издавать приказы о расторжении договоров, запрещение, обязательная торговля, дискриминация, запрещение или ограничение слияния, продажа частей или иное разделение компаний.

Роль министра торговли в регулировании монополии и конкуренции очень важна. Поскольку выводы доклада Комитета по эксклюзивности носят рекомендательный характер, окончательное решение по вопросам монопольной или антиконкурентной практики принимает государственный секретарь или другой министр. Кроме того, государственный секретарь был уполномочен делать исключения из закона об ограничительной торговой практике на основе экономической значимости соответствующего картельного соглашения.

В Соединенных Штатах основная работа по государственному контролю над монопольной деятельностью осуществляется антимонопольным департаментом Министерства юстиции, который уполномочен возбуждать судебные разбирательства в отношении лиц, нарушающих антимонопольное законодательство. Помимо Министерства юстиции Федеральная торговая комиссия осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. В то же время отметим, что основное бремя осуществления этих мер лежит на федеральном суде и, прежде всего, на Верховном суде США, который оценивает законность или недействительность определенных ограничений по контрактам или экономической деятельности.

В Германии так называемые картельные агентства внедряют связанные с рынком национальные правила, которые могут смягчить негативные последствия чрезмерной монополии. Эти агентства включают Федеральное управление по картелям, Федеральный министр экономики и высшие органы власти на земле. Рядом с ними находится Немецкий деловой комитет, который был создан, чтобы прокомментировать концентрацию компаний в Германии. Деятельность отраслевых и профессиональных организаций по разработке правил конкуренции в отрасли признается саморегулированием конкуренции частными компаниями. Власти картеля могут проводить административные разбирательства, устранять административные взыскания и проводить расследования в отношении компаний, картелей, торговых ассоциаций и профессиональных организаций. В ходе административных дел, в частности, решаются вопросы разрешения или запрещения картельных соглашений, признания недействительными соглашений о слиянии и запрещения незаконной деятельности компаний, доминирующих на рынке.

Во Франции монопольная деятельность предоставляется Совету по конкуренции, Министерству экономики и суду общей юрисдикции. Совет по конкуренции считается независимым административным органом, принимающим решения, в которых министр экономики не может применять право вето. Он выполняет консультативные функции по поручению различных учреждений и организаций и в некоторых случаях налагает соответствующие санкции. Ключевым фактором в управлении французской монопольной практикой является проверка экономической концентрации на рынках. Под руководством министра экономики Совет по конкуренции может проверить концентрацию любых концентрированных проектов или компаний, которые могут препятствовать конкуренции, особенно создание или укрепление доминирующей позиции на рынке.

Заключение

Таким образом, модель рыночной ситуации является чистой или абсолютной монополией, то есть рынком, где одна компания является единственным продавцом продукта или услуги. На местном уровне мы часто встречаем монополии, такие как телефон, электричество и химчистка. В большинстве городов государственные коммунальные услуги - газ, электричество, вода и телефон - являются монопольными по своей природе.

Проникновение других компаний в отрасль заблокировано. Покупатель должен купить монопольный товар или купить его без него. Следовательно, чистая монополия определяет производство, которое приносит наибольшую прибыль, исходя из затрат и спроса. Из-за неэластичного спроса на свой продукт (заменителя нет, но спрос постоянен), он одновременно выбирает и цену, и выпуск.

До недавнего времени внутренняя экономическая теория утверждала, что в развитых странах в экономике доминируют монополии и супермонополии, которые используют рыночные силы для манипулирования ценами в соответствии с узкими экономическими интересами.

Они устанавливают эксклюзивно высокие цены и в результате получают исключительно высокую прибыль.

Такие заявления не всегда верны.

Монополии, как и обычные предприниматели, пытаются максимизировать валовую прибыль, но не прибыль на единицу продукции. Монополии могут увеличить прибыль, осуществляя ценовую дискриминацию, когда продукт или услуга не могут быть легко перемещены между изолированными рынками.

Однако следует иметь в виду, что большинство чисто монополистических отраслей являются естественными монополиями и, следовательно, подлежат социальному регулированию. Цены и цены на товары и услуги регулируются государственными или местными органами власти.