Виды личных неимущественных прав автора

Предмет: Семейное право
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 08.03.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по семейному праву:

 

Много готовых рефератов по семейному праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Личные и имущественные правоотношения супругов
История становления и развития семейного права
Комплексный теоретико-правовой анализ опеки и попечительства
История семейного права


Введение:

В соответствии со статьей 1228 Гражданского кодекса Российской Федерации автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, чьим творческим трудом создан такой результат. Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом,-право на имя и иные личные неимущественные права. Право авторства, право на имя и другие личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы.

В современном мире информатизации, инноваций и мозгового штурма феномен интеллектуальной собственности замечателен. Конечно, интеллектуальная собственность в аспекте имущественных интересов не менее продуктивна, чем обычные объекты материальной собственности. Однако не меньшего внимания заслуживают личные неимущественные права субъектов интеллектуальной собственности-авторов произведений, являющиеся источником и основой имущественных прав. Только при их реализации и грамотном правовом регулировании возможно полноценное использование прав собственности.

В данной работе рассматриваются сущность личных неимущественных прав авторов произведений науки, литературы и искусства, содержание основных прав авторов, а также некоторые другие их моральные права. Личные неимущественные права имеют решающее значение для построения всей системы защиты прав интеллектуальной собственности авторов. Следовательно, эти полномочия абсолютны, неопределенны и неотчуждаемы. При защите этих прав не существует срока давности, и личные права не могут быть лишены права выкупа. Объектом исследования выступает понятие личных прав авторов как комплексная характеристика правового статуса субъектов интеллектуальной собственности. Предметом работы является сущность, основные признаки и характерные особенности индивидуальных неимущественных прав авторов произведений, кроме того, сущность явления неимущественных прав и их правовое регулирование.

Целью исследования является получение четкого комплексного представления о предмете исследования, а именно выявление сущностных характеристик одной из основополагающих категорий интеллектуальной собственности, моральных прав авторов, рассмотрение отдельных полномочий, указанных в национальном законодательстве, а также предлагаемых наукой. Для этого необходимо решить следующие задачи: рассмотреть различные признаки неимущественных прав и выявить сущность этого явления, проанализировать развитие законодательства в данной сфере, уточнить особенности отдельных правомочий.

Развитие законодательства о личных неимущественных правах автора

Авторские права - это совокупность предусмотренных действующим законодательством авторских прав, направленных на использование произведения, а также на реализацию личных неимущественных прав автора.

Авторское право имеет двойственный характер, с одной стороны, существует тесная связь с личностью автора (здесь следует говорить о неимущественных, личных правах, выражающих и защищающих интересы личности автора как таковой), с другой, произведение является имущественной ценностью, и автор имеет право извлекать имущественные выгоды из созданного им произведения. Дуализм природы авторских прав определил их разделение в Европейском гражданском праве на две группы, имущественные и личные неимущественные права.

Российское авторское право принадлежит к семейству европейского континентального права и развивается в целом в рамках традиций последнего. Сохраняя верность традициям континентального европейского права, Гражданский кодекс Российской Федерации также делит авторские права на личные неимущественные и имущественные права.

В соответствии со статьей 1226 Гражданского кодекса Российской Федерации о результатах интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средствах индивидуализации признаются права интеллектуальной собственности, к которым относятся исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, также личные неимущественные права и иные права.

В соответствии с приведенным выше определением исключительных прав Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет исключительные права, называя их первыми. Причина такого особого внимания законодателя к исключительному праву заключается, вероятно, в том, что из всех этих прав именно исключительное право является основным предметом гражданского оборота.

Однако этот подход весьма противоречив. Это связано с тем, что личные неимущественные права автора являются первичными и предшествуют имущественным правам.

Более того, исключительные права не могут существовать сами по себе, и их производная от личных неимущественных прав природа очевидна. Например, недобросовестный автор при публикации своего произведения включил часть чужого произведения без ссылки на настоящего автора, то есть допустил плагиат, а затем передал имущественные права на использование произведения третьим лицам. А в случае передачи произведения в общественное достояние исключительные права также должны быть признаны утратившими силу, независимо от срока использования по авторскому договору.

Кроме того, личные неимущественные права авторов играют усиливающую роль исключительных прав. Таким образом, в случае конфликта интересов автора с интересами третьих лиц (например, в случае конфликта вещных прав на материальный носитель и имущественных прав на само произведение, воплощенное в этом носителе) суд встал на сторону лиц, владеющих личными неимущественными правами.

Эта позиция основана на теории естественного права или, скорее, на применении этой теории к авторскому праву. Считается, что права на их создание имманентны автору.

Аналогичного мнения придерживается В. П. Мозолин, отмечая, что исключительное право существенно вытекает из личного неимущественного права авторства Создателя на результат интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Поэтому независимо от того, какая научная концепция лежит в основе законодательства соответствующего государства о результатах интеллектуальной деятельности и средствах индивидуализации, приоритет в этом законодательстве, касающемся субъективных прав авторов (создателей), должен отдаваться их личным неимущественным правам. К сожалению, это не нашло отражения в правовом определении прав интеллектуальной собственности, содержащемся в статье 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Объективно такого рода коммодификация духовных ценностей личности, по мнению ученого, ведет к умалению роли и значения личных неимущественных прав в жизни не только авторов, но и всего общества, в том числе общества с рыночной экономикой. Это, в частности, очень негативно сказывается на случаях такого вредного явления в обществе, как незаконное производство и сбыт контрафактной продукции на рынке.

Характеризуя личные неимущественные права авторов как субъективные гражданские права, следует отметить, что эти права являются сугубо личными правами. Это означает, что указанные права в соответствии со статьей 150 ГК РФ принадлежат гражданину (в данном случае автору) с момента рождения или действия закона, являются неотчуждаемыми и непередаваемыми иным образом другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законом, когда в установленном порядке моральные права и иные нематериальные блага, принадлежащие умершему, могут осуществляться и охраняться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.

По своей природе личные неимущественные права являются абсолютными правами. Автору противостоит неопределенный круг лиц, которые обязаны воздерживаться от любого нарушения его личных неимущественных прав.

Личные неимущественные права, как права, имеющие абсолютный характер, имеют определенную специфику по сравнению с другими субъективными правами (например, имущественными правами). Их главная особенность заключается в том, что в их структуре отсутствует одно из прав, характерных для прав собственности. Если право собственности подразумевает возможность осуществления права владения, пользования и распоряжения имуществом, то это не характерно для личных неимущественных прав. Автор осуществляет свои личные неимущественные права своими действиями вне закона. В связи с этим личные неимущественные права авторов как субъективные гражданские права характеризуются наличием таких полномочий, как возможность требовать от неопределенного круга обязанных лиц воздерживаться от нарушения их прав и возможность прибегать к правовым мерам защиты в случае нарушения их прав.

Личные неимущественные права авторов охраняются Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений. В соответствии с пунктом 1 ст. 6 бис Бернской конвенции под личными (неимущественными) правами автора, существующими независимо от его имущественных прав или даже после их отчуждения, понимается право на авторство и на предотвращение любого изменения, искажения или иного рода нарушения авторского произведения, которое может быть направлено против репутации или чести автора.

В современный период авторское право претерпевает серьезные изменения. Появляются новые практические потребности и новые технические возможности, меняется соотношение сил в извечном конфликте между автором и пользователями, а значит, при регулировании отношений, связанных с созданием и использованием произведений, могут меняться и традиционные правовые ориентиры. Завершающий этап кодификации гражданского права в России затронул не только отношения, связанные с интеллектуальной собственностью. А поскольку любая кодификация сама по себе знаменует собой создание новой единой системы регулирования в новых условиях, то интересно понять, какое место в настоящее время отводится в авторской системе регулирования тому, что изначально признавалось ее краеугольным камнем-личным неимущественным правам.

Анализ действующего Российского авторского права позволяет сделать вывод о функциях, выполняемых личными неимущественными правами автора. В связи с этим имеются некоторые соображения и прогнозы, касающиеся не только категории субъективных прав автора, но в некотором роде, вероятно, и всего авторского права как института.

Режим личных неимущественных прав автора в современном российском законодательстве

Основы этого режима сформулированы в главе 69 Гражданского кодекса. На эти основания распространяются личные неимущественные права в отношении любого объекта, охраняемого частью четвертой Гражданского кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 1228, Все права такого рода обладают свойством быть неотчуждаемыми и непередаваемыми, и отказ от этих прав является ничтожным (то есть недействительным сам по себе, независимо от решения суда). Корни этой характеристики уходят в общегражданское положение пункта 1 статьи 150 ГК РФ, в котором неотчуждаемость и непередаваемость определяются как отличительные свойства личных неимущественных гражданских прав. Пункт 3 пункта 2 статьи 1228 добавляет к этой характеристике бессрочную охрану тех материальных благ (авторства и имени автора), которые составляют основу двух соответствующих субъективных прав. Указание на эти свойства фактически дублируется в специальных статьях, касающихся личных неимущественных прав авторов произведений литературы, науки или искусства (статьи 1265 и 1267 ГК РФ).

Прямое присвоение признака бессрочности товара только праву авторства и праву на имя вовсе, кстати, не исключает, что такое свойство может быть присуще и другим личным неимущественным правам автора. Помимо прямой оговорки, существуют и другие косвенные правовые и технические способы санкционирования бессрочной охраны имущества. Его наличие может быть восстановлено сочетанием признаков, если они исключают возможность третьих лиц защитить или предпринять позитивные действия по реализации права после смерти автора и в то же время предполагают некоторую возможность контроля со стороны автора над этим процессом. Далее мы увидим, действительно ли это произошло.

В тексте Кодекса не упоминаются иные качества, кроме тех, которые отражают неразрывную связь с личностью носителя, как составляющие специфику личных неимущественных прав автора.

Понятно, что модус последнего не ограничивается этими свойствами. Относясь к более широкой категории моральных гражданских прав, моральные права автора охраняются способами, хотя и перечисленными (открыто) в специальной норме статьи 1251 ГК РФ, но подпадающими под действие перечня общих способов защиты гражданских прав статьи 12 ГК РФ (через признание прав, восстановление ситуации, существовавшей до нарушения прав, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возмещение морального вреда и др.). Единственным исключением, позволяющим говорить о введении особого способа защиты данного вида авторских прав, является публикация судебного решения о нарушении, упомянутом в статье 1251 ГК РФ. Но вряд ли эта чисто информативная мера может всерьез сделать погоду при создании особого режима личных неимущественных авторских прав. Таким образом, защита этих прав осуществляется по обобщенной модели, не носящей заметных видовых признаков (с учетом, конечно, пункта 2 ст. 150 ГК РФ О защите всех нематериальных благ только в случаях и в той мере, в какой применение гражданских средств правовой защиты будет оправдано характером нарушенных нематериальных прав и характером последствий нарушения).

Показательно в этой связи, что ныне специально признанное право автора требовать защиты своей чести, достоинства или деловой репутации, опороченной в результате искажения или иного изменения произведения, также реализуется в соответствии с общегражданским положением о защите прав (статья 152 ГК РФ). Поясним, что в статье 1266 ГК РФ (в отличие от предыдущего закона об авторском праве) указанное право представлено как самостоятельное. Она формулируется отдельно от более широкого содержания права автора на неприкосновенность произведения (которое не связано с какой-либо угрозой чести, достоинству или деловой репутации автора).

Гражданский кодекс содержит положение, раскрывающее еще один важный аспект режима личных неимущественных прав автора. Норма пункта 2 пункта 1 статьи 1231 говорит об экстерриториальном характере действия на территории Российской Федерации таких прав, принадлежащих иностранцам и лицам без гражданства (со ссылкой на пункт 4 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса о применении общего правила национального режима к отношениям с участием этих субъектов). Но этот элемент личных неимущественных прав автора не является исключительным для них, то же правило распространяется и на другие интеллектуальные права.

Таким образом, представляется, что личные неимущественные права автора индивидуализируются только присущими им свойствами неотчуждаемости и непередаваемости, а также неопределенным характером охраны нематериальных благ, составляющих их сущность. Напомним, что все личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы (а отказ от них ничтожен), и как минимум два из них обладают свойством бессрочной охраны соответствующих материальных благ. Оба свойства призваны радикально отличать личные неимущественные права от исключительных (имущественных) прав, которые могут просто переходить от первичного правообладателя (в нашем случае автора) к другим лицам и при этом иметь четко ограниченный временной объем.

Заметим, однако, что эти свойства, как бы они ни были важны для автора, в конечном счете не могут рассматриваться как исчерпывающий квалифицирующий признак анализируемой категории прав актуальные вопросы российского частного права, сборник статей, посвященный 80-летию со дня рождения профессора.

Заключение

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что личные неимущественные права авторов как самостоятельный вид субъективных прав, возникающих из нематериальных благ, неотделимы от личности автора, служат правовым средством обеспечения личной сферы автора от вмешательства других лиц, а также требуют применения гражданско-правовых методов их защиты.

Представленная работа позволила детально рассмотреть фундаментальные теоретические аспекты личных неимущественных прав авторов произведений науки, литературы и искусства, проследить динамику их законодательного регулирования, основы защиты личных прав. Кроме того, проведенное исследование позволило выявить принципиальные особенности некоторых конкретных прав, прямо или косвенно предусмотренных нашим законодательством.

В ходе работы было выявлено:

  • Неимущественные права авторов произведений, фундаментальная основа правового статуса собственника. В нашей стране регулирование этой категории прав имело специфические особенности, что было обусловлено существующей системой права. Сегодня дуалистическая концепция авторского права различает личные неимущественные (или моральные) и имущественные права. Согласно действующему законодательству, основными правами авторов произведений считаются права на авторство, наименование, защиту репутации и публикацию.
  • Защита авторских и, в частности, неимущественных прав является наиболее актуальной в мировом масштабе. Это часто связано с международной ценностью произведений науки, литературы и искусства. Сегодня различные международные акты утверждают широкий круг полномочий и серьезную защиту создателей произведений. Но еще предстоит проделать значительную работу в этой области, чтобы обеспечить реализацию правовых положений и их целостное применение во всем мире.
  • Право авторства является абсолютным основополагающим правом создателей произведений. Это означает, что право считаться автором произведения, а следовательно, оно неотделимо от личности автора, может осуществляться только им лично, отказываться от этого права недопустимо. Право на имя тесно связано с правом авторства. Используя это право, создатель произведения может указать свое имя, псевдоним или не указывать имя при представлении произведения по своему усмотрению.
  • Право на защиту репутации обеспечивает защиту чести и достоинства авторов. Это подразумевает запрет на внесение каких-либо изменений в саму работу, ее название или обозначение имени автора. Право на публикацию означает способность автора публиковать, публично демонстрировать или исполнять, поручать передавать по радио или телевидению или каким-либо иным способом впервые доводить до сведения общественности. При этом автор лично принимает решение о зрелости своего произведения и способе его выпуска.
  • Право на публикацию произведения имеет определенные признаки имущественного права и тесно связано с правом на публикацию. Однако его особенность заключается в том, что он возможен только один раз (если нет рецензии) и предусматривает выпуск определенного количества экземпляров произведения. Автор также имеет право отозвать свое произведение с обязательством возместить причиненный ущерб. В этом случае произведение вновь приобретает юридический статус неопубликованного.

Бернская конвенция провозглашает только два права создателей произведений, право на авторство и защиту репутации. В отечественной правовой системе реализуется гораздо более широкий круг этих прав. Однако современная эпоха создает все больше и больше трудностей в реализации авторских норм. Использование информационных технологий и интернет-ресурсов, существенно упрощающих и разнообразящих нашу жизнь, создает самые серьезные препятствия для обеспечения прав авторов.

Таким образом, можно сделать вывод, что среда авторского права очень динамична, поэтому необходимо реагировать на изменения и совершенствовать систему защиты этих прав.

Структурный анализ рассматриваемой темы позволил сделать вывод о том, что разработка и углубленное изучение представленных вопросов имеет существенное практическое значение и необходимо для совершенствования правового регулирования в сфере авторского права.