Виды и формы обучения в России

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 01.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Принципы воспитания, как основные теоретические положения процесса воспитания и их характеристика
Дидактика и ее основные принципы
Методы обучения и их классификация
Средства обучения. Классификация дидактических средств


Введение:

Любая деятельность состоит из трех частей:

  • ориентировочно мотивационный;
  • операционный и исполнительный;
  • рефлексивный и оценочный.

Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без четкой и сознательной цели, когда человек не видит личного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя. Отсутствие третьей части также приводит к потере цели деятельности, поскольку у человека не формируется одновременно способность оценивать свое постепенное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия их поведения в будущем. Успех деятельности, способность ее исправлять, развитие своих творческих способностей и самосовершенствование в целом становятся очень трудными в отсутствии или низком уровне формирования рефлексии.

Поэтому образовательная деятельность, как и любая другая, должна обязательно содержать все три из этих компонентов, и наиболее важной задачей образования является научить студентов строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все три части сбалансированы, достаточно развиты, сознательны и полностью реализован. В то же время понятно, что все действия, включая мониторинг и оценку, выполняет сам студент.

Формирование образовательной деятельности, как способа активного приобретения знаний, является одним из направлений развития личности студента. Специфика этого метода заключается в последовательном и целенаправленном развитии деятельности самих студентов (понимание учебного задания, овладение методами активных преобразований объекта обучения, овладение методами самоконтроля). На этой основе возникает задача создания все более самостоятельного перехода учащихся от реализации одного компонента образовательной деятельности к другому, то есть формирования способов самоорганизации деятельности.

Обзор и краткое описание отдельных видов и форм образовательной деятельности и этому эссе посвящены.

Формы обучения

В литературе по педагогике понятия метода и формы обучения часто путают. Мы даем следующие определения.

Форма - это характер направленности деятельности. Основой формы является ведущий метод.

Метод - способ совместной деятельности учителя и ученика с целью решения проблем.

Формы обучения являются конкретными (урок, домашний. Работа, факультативные занятия, курсовые работы, консультации, дополнительные занятия, формы контроля и т. д.) и общие.

Рассмотрим некоторые формы более подробно.

Урок - это коллективная форма обучения, которая характеризуется постоянным составом учащихся, определенным объемом занятий, строгим регламентом воспитательной работы на одном и том же учебном материале для всех.

Анализ проведенных уроков показывает, что их структура и методология во многом зависят от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе обучения, а также от средств, доступных для учителя.

Все это позволяет говорить о методологическом разнообразии уроков, которые, однако, можно классифицировать по типу:

  1. лекционные уроки (на практике это монолог учителя по заданной теме, хотя при определенном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер разговора);
  2. лабораторные (практические) занятия (такие занятия обычно посвящены развитию навыков);
  3. уроки тестирования и оценки знаний (тесты и т. д.);
  4. комбинированные уроки.

Такие занятия проводятся по схеме:

  1. повторение пройденного - студенты воспроизводят ранее пройденный материал, проверяют домашнее задание, устный и письменный опрос и т. д.
  2. разработка нового материала. На этом этапе новый материал преподается преподавателем или «извлекается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой.
  3. развитие навыков и умений применять знания на практике (чаще всего - решение задач на новом материале);
  4. выдача домашнего задания.

Дополнительные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х - начале 70-х годов. в процессе очередной неудачной попытки реформировать школьное образование. Эти классы предназначены для более глубокого изучения предмета для всех желающих, хотя на практике они очень часто используются для работы с учениками.

Экскурсии - форма организации обучения, при которой воспитательная работа осуществляется в рамках непосредственного знакомства с объектами обучения.

Домашнее задание - это форма организации обучения, при которой обучение характеризуется отсутствием прямого руководства со стороны учителя.

Внеклассные мероприятия: олимпиады, клубы и т. д., Должны способствовать лучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.

Типы тренировок

Существует много подходов к классификации видов обучения. В резюме будут рассмотрены три из них: традиционное, дистанционное обучение и развивающее обучение.

Традиционное обучение

Этот тип обучения является наиболее (на сегодняшний день) широко распространенным (особенно в старшей школе) и представляет обучающие знания, навыки и умения в соответствии со схемой: изучение новых вещей - консолидация - контроль - оценка. Этот тип обучения имеет ряд недостатков, которые будут рассмотрены ниже по сравнению с двумя другими типами обучения. В настоящее время традиционное образование постепенно заменяется другими видами образования, так как определяются другие требования к личности и процесс ее развития в школе. Их суть в том, что предыдущая образовательная парадигма, основанная на мнении о том, что можно определить запас знаний, достаточный для успешной жизнедеятельности, и передать его ученику, себя исчерпала.

Во-первых, рост научных знаний не может обойти школу, проецируя на содержание академических дисциплин. Во-вторых, учителя, сохраняя ориентацию на передачу, а не на самостоятельное развитие знаний, необходимых ученику, повышают требования к объему знаний, приобретаемых учеником. В-третьих, попытки учителей и школ предоставить различные варианты определения жизнедеятельности учащихся и предоставить им необходимый запас знаний также приводят к увеличению и усложнению учебного материала. Все это приводит к перегрузке студентов. Из этого можно сделать вывод, что в современных условиях школа должна перейти от информационной ориентации к личной и преодолеть большую инерцию традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Это то, что служит развитию и дистанционному обучению (соответственно).

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение (ДО) - это получение образовательных услуг без посещения университета, с использованием современных информационных и образовательных технологий и телекоммуникационных систем, таких как электронная почта, телевидение и Интернет. Дистанционное обучение может быть использовано в высшем образовании, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Учитывая территориальные особенности России и растущие потребности в качественном образовании в регионах, дистанционное обучение скоро займет прочное место на рынке образовательных услуг. Дистанционное обучение позволяет вам получить университетский диплом для любого, кто по тем или иным причинам не может учиться полный рабочий день. Это особенно актуально для России, где в последнее время остро стоит проблема подготовки и переподготовки специалистов. Дистанционное образование предлагает большие возможности для студентов с ограниченными возможностями. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться для слепых, глухих и страдающих от заболеваний костно-мышечной системы. Получив учебные материалы в электронном и / или печатном виде с использованием телекоммуникационных сетей, студент может приобрести знания дома, на рабочем месте или в специальном компьютерном классе в любой точке России и за рубежом.

Компьютерные системы могут тестировать, выявлять ошибки, давать необходимые рекомендации, проводить практические занятия, открывать доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную цитату, абзац, абзац или главу книги, выделить в ней главное. Учебные курсы сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены терминологическим словарем и обеспечивают доступ к основным отечественным и международным базам данных и знаниям на любом расстоянии и в любое время. Индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость учащегося принимаются во внимание. Он может изучать курсы в любом порядке, быстрее или медленнее. Все это делает дистанционное обучение лучше, доступнее и дешевле традиционного.

Лекции DO, в отличие от традиционных аудиторных занятий, исключают живое общение с преподавателем. Однако у них есть ряд преимуществ. Лекции и дискеты используются для записи лекций. Использование новейших информационных технологий (гипертекст, мультимедиа, ГИС-технологии, виртуальная реальность и т. д.) Делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций вы можете использовать все функции кино: режиссура, сценарий, артисты и т. д. Такие лекции можно услышать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется набрасывать материал.

Консультации ранее являются одной из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Использует телефон и электронную почту. Консультации помогают учителю оценить личные качества ученика: интеллект, внимание, память, воображение и мышление.

Лабораторные работы предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют: специального оборудования, макетов, тренажеров, тренажеров, химикатов и т. д. Возможности ДО в будущем могут значительно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедийных технологий ГИС технологии, имитационное моделирование и т. д. Виртуальная реальность позволит студентам демонстрировать явления, которые в обычных условиях очень трудно или невозможно показать.

Экзамены - это проверка результатов теоретического и практического усвоения студентом учебного материала.

Развивающее образование

Среди большого числа инноваций, которые сегодня охватывают школу, развитие образования (РО) занимает довольно стабильную позицию и является одним из первых по значимости и связанным с этим ожиданиям по улучшению качества образования. В то же время теория и технология развития образования далеки от завершения, особенно для руководителей среднего и высшего звена. Более того, концепция «развивающего обучения» существует на уровне довольно расплывчатого имиджа и далеко не однозначна даже для специалистов.

Одно из первых определений этого понятия связано с работой пионеров в области развивающего образования, прежде всего с работами В.В. Давыдова: «... развитие - это воспроизведение индивидом исторически сложившихся видов деятельности и соответствующих им способностей, которое реализуется в процессе их присвоения. Таким образом, присвоение (его можно представить как процесс образования и обучения в широком смысле) является универсальной формой психического развития человека».

Смысл сказанного выше дополнительно уточняется путем определения двух типов мышления: рационального эмпирического и теоретического. В то же время, как следует из следующей экспозиции, развивающее образование сводится к формированию теоретического мышления. Последнее определяется следующим образом: «Следовательно, теоретическое мышление имеет свое особое содержание, отличное от содержания эмпирического мышления, - это область объективно взаимосвязанных явлений, составляющих всю систему. Вне и за ее пределами эти явления могут быть только предметом эмпирического рассмотрения».

Есть более простые формулировки этих понятий.

Эмпирическое мышление - ориентация на внешние, чувственно воспринимаемые свойства. Обобщение, если оно выполняется на материале множества задач, также основано на внешних признаках.

Теоретическое мышление - это способ ориентации, обеспечивающий разделение отношений, универсальных для этого класса проблем (это первый, аналитический уровень обобщения). Использование общего метода и умение выделить особые формы этих универсальных отношений, то есть существенные отношения, необходимые для построения подклассов задач предлагаемого класса (содержательная группировка решаемых задач), является рефлексивным уровнем. Если, кроме того, человек может предложить условия для проблемы нового подкласса решаемого класса, то есть способного вывести особое отношение из универсального, он переходит на синтетический уровень обобщения.

В будущем, с развитием технологии RO, на передний план вышла другая концепция: образовательная деятельность. И развитие образовательной деятельности, наряду с развитием теоретического мышления, стало одной из основных задач РО, по крайней мере, на уровне начальной школы.

Другая интерпретация концепции развивающего обучения основана на структурных концепциях человеческого знания.

Итак, Н.И. Чуприкова утверждает: «... что дифференциация когнитивных структур и процессов является ведущим содержанием психического развития (Вернер, Уиткин), что разделение различных свойств и отношений в суждениях является ключевым моментом перехода от прямого сенсорного познания к абстрактное мышление ... »И далее:« Центральным вопросом проблемы психического развития является выделение субстрата развития, при определении того, что именно развивается с возрастом и в процессе обучения. Современная психология позволяет нам рассматривать внутренние когнитивные структуры субъекта как такой субстрат развития. »

В ряде работ степень формирования когнитивных структур напрямую связана с одаренностью и интеллектом человека. Так, М. А. Холодная утверждает: «... было показано, что одаренные дети и взрослые имеют более богатую базу знаний, они имеют более структурированную структуру и легко доступны с точки зрения возможной актуализации». И далее: «По своему онтологическому статусу зрелый интеллект, следовательно, является формой организации познавательного опыта, представленной в форме« накопленных »в ходе онтогенеза ментальных структур, степень формирования которых определяет структурные характеристики субъективного. пространство интеллектуального отражения. Основной целью интеллекта является построение особого рода представлений о происходящем, связанных с воспроизведением объективных знаний о мире. »

В своей более поздней работе М.А. Холод утверждает, что отличительными чертами базы знаний интеллектуально одаренного человека (эксперта или мастера) являются: высокая степень их разнообразия и структуры, высокая гибкость и быстрая актуализация в нужное время в любой новой ситуации. , их представление в обобщенном виде ... ».

Исходя из приведенных выше утверждений, можно утверждать, что процесс разработки - это процесс формирования определенного набора когнитивных структур и операций (хотя не ясно, каким должен быть такой набор?). В соответствии с этим, обучение должно быть направлено на формирование таких структур и операций. Подобное желание хорошо видно у Л.В. Занькова особенно отчетливо прослеживается в работах Н.Ф. Талызина и в ряде других работ. Технология этого направления в развивающем образовании предусматривает разработку операций по выделению признаков объекта, операций с понятиями и классами и тому подобное. Акцент делается на начальных структурах и операциях, практикуемых на уровне начальной школы.

Вышеуказанные интерпретации не исключают, а дополняют друг друга: конечно, в процессе обучения необходимо разработать определенную систему знаний, выработать определенный стиль мышления и прогрессивную технологию действий для получения и использования. знание должно быть выработано. Исходя из этого, самая общая идея развития обучения, давайте обратим внимание на некоторые особенности традиционного и развивающего обучения. Существует хорошо известное внешне юмористическое, но глубоко осмысленное определение: образование - это то, что остается человеку после того, как он забывает все, чему его учили. Действительно, большинство сохраняет в памяти мало того, чему нас учили, но маловероятно, что кто-либо возьмется отрицать полезность образования для достижения жизненных целей. Хорошее образование помогает человеку ориентироваться в новой для него ситуации и находить в ней эффективные варианты деятельности; способность действовать таким образом обычно связана с интеллектом.

Исходя из этого, было бы логично рассмотреть, наряду с усвоением определенного количества фактов и алгоритмов, наиболее важной задачей образования является развитие интеллектуальных способностей человека. Как уже отмечалось, накопленные сегодня знания позволяют утверждать, что уровень интеллекта определяется совершенством, прежде всего, степенью структурированности и обобщения, модели человеческого мира и степенью сложности операций на этой модели. Другими словами, человеческое знание - это не сумма, а система. Создание такой системы и развитие на ее основе познавательных операций, обеспечивающих успешную деятельность в нестандартных ситуациях, является главной задачей образования. Согласно этому критерию (знание как сумма, знание как система) можно выделить два крайних типа технологий обучения, между которыми существует целый ряд практически реализованных технологий: суммирование знаний и развитие интеллекта (далее просто технологии суммирования и развития). ).

Первый тип ориентирован на накопление объема знаний (данных и алгоритмов), во втором конкретные знания - это прежде всего средство создания системы знаний (модели мира) и выработки над ней когнитивных операций.

В рамках обобщающих технологий целью обучения является накопление специфических знаний. Для развития технологий конкретные знания являются прежде всего средством достижения главной цели - развития интеллектуальных способностей человека. Никоим образом не отрицая необходимость и полезность конкретных знаний, мы только подчеркиваем, что процесс их получения должен быть структурирован таким образом, чтобы интеллектуальные способности человека были целенаправленно развиты и улучшены. Это та технология обучения, которую мы называем развитием технологий.

При суммировании технологий формирование интеллекта не отслеживается. Слоган, учение об обобщении технологий можно сформулировать следующим образом: мы дадим знания, а интеллект даст Бог, и он сам будет сформирован. Но, к сожалению, не каждый дает Бога. Более того, конкретные знания в большом количестве препятствуют интеллектуальному развитию человека. Эта идея была наиболее четко сформулирована в работах известного философа и педагога Е.В. Ilyenkova.

Э.В. Ильенков утверждает: «Человек не может передать человеку идеал как таковой, как чистую форму деятельности ... Идеал как форма субъективной деятельности приобретается только посредством активной деятельности с субъектом и продуктом этой деятельности ... И далее: «... если идеальный образ усваивается только формально как жесткая схема и порядок операций, не понимая его происхождение и его связь с реальной (не идеализированной) реальностью, индивид не способен критически относиться к такому образу то есть как особый, отдельный объект. И тогда он как бы сливается с ним, не может представить его перед собой как объект, сопоставимый с реальностью, и изменить его в соответствии с ним".

Другими словами, знание становится догмой, непригодной для практического использования. Такие знания «в лучшем случае не задерживаются в голове человека, в худшем случае они забивают мозг и портят интеллект».

По словам того же Ильенкова: «Крамминг, поддерживаемый бесконечным повторением ... наносит урон интеллекту, чем правдивее, как ни парадоксально, тем« умнее »приобретенные истины». В то же время следует полагать, что унизит не только ученик, но и учитель. По мнению американских психологов, способность употреблять в пищу результаты чужой интеллектуальной деятельности - «стандартные таблетки школьных знаний» - предоставляется не каждому, а только двум процентам из нас, без ущерба для нашего собственного интеллектуального пищеварения. Остальные 98 теряют свой творческий потенциал во время строгой сортировки всех детских идей на «правильные» и «неправильные».

Известный исследователь психологии мышления М. Вертхаймер обратил внимание на другую сторону этого явления: «Таким образом (с помощью механического обучения) можно воспитывать детей, которые будут вести себя рабски, как машины, решая не только арифметику, но и любые другие жизненные задачи, и будут слепыми, руководствуются соображениями престижа, следуют моде, нормам, политическим или музыкальным убеждениям, полагаясь на то, что сказал учитель, на моду или авторитет. Прямая опасность механического, фактического образования для общества также прорисована в современной книге американского психолога: автор видит прямую связь между методом обучения и уровнем антиобщественного поведения.

К сожалению, технологии, используемые в нашем образовании (дошкольное, школьное, университетское) в целом, ближе к обобщению знаний, чем к развитию интеллекта. А перевод центра тяжести с первых технологий на вторые является актуальной задачей образования на всех уровнях. Среди прочего, это будет вкладом в улучшение общества.

Таким образом, мы не связываем какие-либо образовательные системы развития с термином развивающее образование и понимаем его как образовательный процесс, в котором наряду с передачей конкретных знаний должное внимание уделяется процессу интеллектуального развития человека, направленному на формирование его знания в форме хорошо организованной системы, развития когнитивных структур и операций внутри этой системы.

Исходя из вышесказанного, развитие развивающихся технологий обучения требует, прежде всего, ответа на два вопроса:

  1. Какую систему следует «встроить» в учебный процесс?
  2. Как должно осуществляться само «строительство»?

Ответы на первый вопрос являются структурными основами развития обучения и в конечном итоге сводятся к построению определенной, мы назовем ее рациональной, модели интеллекта. Они определяют цели, окончательный образ того, что должно быть создано.

Ответы на второй вопрос - это технологические основы развития образования, которые определяют, как должен быть организован образовательный процесс для наиболее эффективного получения желаемого результата. Рассмотрение этих вопросов является узкоспециализированным и выходит за рамки реферата.

Вывод:

Образование является частью процесса формирования личности. Благодаря этому процессу общество передает знания, навыки от одного человека другому. В процессе обучения определенные культурные ценности накладываются на студента; учебный процесс направлен на социализацию личности, но иногда обучение противоречит истинным интересам студента.

Это эссе было посвящено общему описанию форм обучения и более подробному рассмотрению наиболее привлекательного и бесконфликтного (в форме передачи знаний и с точки зрения автора) вида обучения - развивающего обучения ,