Виды формы и функции контроля в обучении

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 05.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Средства обучения. Классификация дидактических средств
Разнообразие форм организации обучения в современной педагогической практике
Педагогические познавательные процессы и их развитие
Инновационные подходы в физическом воспитании школьников


Введение:

Неотъемлемой частью сложного процесса воспитательной работы является контроль. В широком смысле контроль связан с ориентацией человека, и без него учебная работа студента и работа учителя невозможны.

Мониторинг знаний студентов является неотъемлемой частью учебного процесса. По определению контроль - это отношение достигнутых результатов к запланированным целям обучения. Эффективность управления образовательным процессом и его качество во многом зависят от его правильной организации. Проверка знаний учащихся должна давать информацию не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о самом себе: соответствует ли форма действия этой стадии ассимиляции. Правильно установленный контроль над учебной деятельностью учащихся позволяет учителю оценивать полученные знания, навыки и умения, своевременно оказывать необходимую помощь и достигать целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы в классе.

Хорошо зарекомендовавший себя контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изученного материала, но и увидеть свою удачу и ошибки.

Контроль - самое широкое понятие с точки зрения объема. Он охватывает и включает в себя все другие концепции в качестве составных структурных компонентов. Начальным моментом контроля является наблюдение и проверка. В процессе наблюдения и проверки выявляется и измеряется контролируемый материал. В результате наблюдений и проверок накапливается первичная информация, которая учитывается. Впоследствии эта информация подвергается анализу-синтезу, сравнению. При этом раскрываются его значение и значение, эта информация оценивается с точки зрения контрольных задач. Результаты оценки получают внешнее или внутреннее выражение, устный комментарий. В будущем, основываясь на значении, значении и значении, эта информация становится своего рода сигналом для продолжения педагогического процесса в том же направлении или для внесения в него исправлений. Все зависит от того, соответствуют ли результаты оценки ранее изложенным образовательным задачам или отличаются от них.

Цель контроля

Основной целью контроля знаний и навыков является выявление достижений и успехов учащихся, указание путей их совершенствования, углубление знаний и навыков, с тем чтобы были созданы условия для последующего включения учащихся в активную творческую деятельность.

Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала - уровня овладения знаниями, умениями и навыками, обеспечиваемыми программой по предмету. Во-вторых, конкретизация основной цели управления связана с обучением студентов методам взаимного контроля и самоконтроля, формированию необходимости самоконтроля и взаимного контроля. В-третьих, эта цель предполагает воспитание у студентов таких качеств личности, как ответственность за проделанную работу, проявление инициативы.

Функции управления

Если перечисленные цели контроля знаний и навыков реализованы, то можно сказать, что контроль выполняет следующие функции:

  • Контролирующий, обучающий, диагностический, прогностический, развивающий, ориентирующий, обучающий.
  • Контрольной функцией является выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их психического развития, изучение степени усвоения познавательных практик, умений рациональной воспитательной работы.

С помощью контроля определяется начальный уровень для дальнейшего овладения знаниями, навыками, а также изучается глубина и объем их усвоения. План сравнивается с фактическими результатами, усваивается эффективность методов, форм и средств обучения, используемых учителем.

Образовательная функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют усвоенный материал. Они не только воспроизводят ранее усвоенные, но и применяют знания и навыки в новой ситуации.

Тестирование помогает студентам выделить основное, основное в изучаемом материале, сделать тестируемые знания и навыки более четкими и точными. Контроль также способствует обобщению и систематизации знаний.

Суть функции диагностического контроля заключается в получении информации об ошибках, недостатках и пробелах в знаниях и умениях учащихся при освоении учебного материала, о количестве и характере ошибок. Результаты диагностических тестов помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направления дальнейшего совершенствования содержания методов и инструментов обучения.

Прогностическая функция верификации служит для получения ведущей информации в образовательном процессе. В результате проверки получена основа для прогнозирования успеваемости определенного сегмента образовательного процесса: имеются ли конкретные знания, навыки и умения, достаточные для усвоения последующей части учебного материала (раздел, тема).

Результаты прогноза используются для создания модели дальнейшего поведения студента, допускающего сегодня ошибки такого типа или имеющие определенные проблемы в системе познавательной деятельности.

Прогноз помогает получить правильные выводы для дальнейшего планирования и реализации образовательного процесса.

Развивающая функция контроля заключается в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль имеет исключительный потенциал в развитии студентов. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление учащихся. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление личностных качеств, таких как способности, склонности, интересы, потребности.

Суть ориентирующей контрольной функции - в получении информации о том, в какой степени цель обучения достигается отдельными учениками и группой в целом - состоит в том, сколько изучено и насколько глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует студентов на их трудности и достижения.

Раскрывая пробелы, ошибки и недостатки учеников, он указывает им направление применения сил для совершенствования знаний и навыков. Контроль помогает студенту лучше узнать себя, оценить свои знания и способности.

Воспитательная функция контроля заключается в воспитании у учащихся ответственного отношения к обучению, дисциплине, точности и честности.

Тест поощряет студентов более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Это условие для воспитания сильной воли, настойчивости и привычки к регулярной работе.

Выделение функции управления подчеркивает ее роль и знания в процессе обучения. В образовательном процессе сами функции проявляются в разной степени и в разных сочетаниях. Реализация выбранных функций на практике делает контроль более эффективным, и сам учебный процесс также становится более эффективным.

Виды контроля

В зависимости от того, кто контролирует успеваемость студентов, различают следующие три типа контроля:

  • Внешняя (проводится учителем над деятельностью студента)
  • Взаимное (осуществляется учеником над деятельностью друга)
  • Самоконтроль (осуществляется студентом над своей деятельностью)

Внешнее управление

В процессе учительского контроля знаний и умений учащихся выделяются следующие компоненты:

  1. Разъяснение целей изучения данного сегмента учебного материала и установление конкретного содержания контроля.
  2. Оценка результатов обучения студентов.
  3. Выбор видов, форм, методов и средств контроля, соответствующих целям.

Установление содержания контроля зависит от целей изучения данного сегмента учебного материала. Существуют различные подходы к описанию целей и содержания, так что они служат основой для разработки инструментов контроля знаний и навыков учащихся. Рассмотрим два из них: первый подход связан с указанием тех качеств, которые должны быть присущи знаниям и навыкам учащихся, сформированным в результате обучения: полнота, глубина, обобщение, осознанность. Второй подход связан с указанием уровней усвоения знаний и соответствующих видов деятельности.

Различают следующие уровни усвоения материала: распознавание, запоминание, воспроизведение.

Процесс контроля знаний и навыков учащихся связан с оценкой и оценкой. Необходимо различать эти понятия. Оценка - это процесс, действие (действие) оценки, осуществляемое человеком. Знак действует как результат этого процесса (результат действия), как его условно-формальное выражение.

Для учителя оценка является результатом обработки информации, которая поступает к нему в ходе обратной связи в системе учитель-ученик. Обрабатывая эту информацию, учитель ставит учащемуся оценку, которая служит количественным выражением оценки. Оценка фиксируется в документах, отражающих уровень успеваемости студента. В средних специальных учебных заведениях знания и навыки учащихся оцениваются по десятибалльной системе.

Оценка имеет большое образовательное и воспитательное значение. Он является характеристикой учебной деятельности студента, дает представление о состоянии его знаний и навыков и степени их соответствия требованиям контроля, информирует студента о мнении учителя о нем. Все это исправляет самооценку студента.

Взаимный контроль

Роль взаимного контроля качества и эффективности образовательной деятельности трудно переоценить. Это способствует развитию личностных качеств, таких как честность и справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает учителю проверить знания учеников. В образовательном учреждении сравнительно часто используется взаимная проверка организационной готовности к уроку (с указанием взаимного контроля над домашним заданием) и частичная, эпизодическая взаимная проверка знаний учащихся (проверка ответов на уроке, проверка письменных работ). Систематический тест знаний, умений и навыков используется редко.

Перекрестная проверка знаний значительно активизирует деятельность студентов, повышает интерес к знаниям и даже нравится им. В ходе взаимного контроля выявляются индивидуальные особенности студентов, их отношения с друзьями.

Самоконтроль

У хорошего урока всегда есть своя суперзадача, которая сводится к формированию этих навыков и изменениям в зависимости от темы урока. В одном случае оно заключается в обучении методам анализа, умению видеть закономерности, ставить вопросы и делать выводы.

В другом - при формировании у учащихся критического отношения к результатам их работы, самодисциплины. Постоянное внимание учителя также требует проблема воспитания учеников в их вере в свои способности. Известно, что многие студенты боятся начинать решать проблемные вопросы, процесс решения которых им неизвестен. Иногда проявляется страх трудностей, неспособность преодолеть их самостоятельно. Выход один - привить учащимся навыки самоконтроля. Это важно с образовательной, психологической и педагогической точек зрения. Действительно, в то же время студенты фактически участвуют в управлении собственной образовательной деятельностью. Это дает им удовлетворение учебой, работой, позволяет им поверить в себя, в свои познавательные способности и открывает пространство для творческой инициативы и независимости.

Формы контроля

Учебные планы и программы средних специальных учебных заведений предусматривают следующие формы организации контроля знаний и умений студентов: обязательные тесты, тесты, квалификационные тесты, защита курсовых и дипломных проектов (работ), семестр, а также государственные экзамены ,

Проверка проводится в различных формах итогового контроля, во многом определяется характер контрольных задач и информация, содержащаяся в них. Все это требует тщательного, осознанного выбора задач.

Задание должно всегда отражать задачи изучения конкретного предмета при подготовке специалиста, соответствовать требованиям программ обучения. Экзамены проводятся, как правило, после завершения изучения тем или ключевых вопросов, особенно важных для освоения других предметов, важных для освоения приобретенной специальности, наиболее трудной для понимания студентами.

В учебных заведениях используются следующие виды тестов: теоретические, которые позволяют учащимся изучать основные теоретические понятия, закономерности, умение определять характерные признаки, особенности процессов и явлений; практические, с помощью которых они проверяют способность применять полученные знания для решения конкретных задач; комплекс, содержащий задачи как теоретического, так и практического характера.

Зачет как окончательная форма контроля применяется в основном в период производственной практики. По результатам учебной, производственно-технологической и производственной практики студенты получают тест с дифференцированной оценкой.

Тест также служит одной из форм контроля за выполнением лабораторных и практических работ, предусмотренных учебным планом и программами.

Квалификационные испытания предоставляются только для учебных программ по техническим и сельскохозяйственным специальностям. Основным направлением квалификационных испытаний является проверка формирования знаний, умений и навыков по одной из рабочих профессий, установленных учебным планом по специальности. Квалификационные испытания проводятся после завершения учебной практики для получения рабочей профессии.

Разработка курса и диплома наряду с функцией обучения в учебном процессе и выполняет функцию мониторинга, является наиболее важной формой проверки усвоения студентами теоретических знаний, практических навыков.

Выпускной дизайн, являющийся заключительным этапом обучения и конечной формой контроля, обеспечивает наиболее глубокую и систематическую проверку готовности студентов к профессиональной деятельности.

Семестровые экзамены являются ведущими, наиболее значимыми формами контроля. В ходе них проводится итоговая проверка результатов учебной деятельности студентов при изучении той или иной дисциплины, выявляется уровень формирования знаний и навыков.

Государственные экзамены являются итоговой формой контроля, направленной на всестороннюю проверку подготовки будущего специалиста к работе, на определение степени овладения знаниями, навыками в соответствии с характером профессиональной деятельности.

Виды контроля

В зависимости от функций, которые контроль выполняет в учебном процессе, существует три его основных типа: предварительные, текущие, промежуточные (периодические) финальные.

Основой для различения этих видов контроля является специфика дидактических заданий на разных этапах обучения: текущий контроль проводится в процессе освоения нового учебного материала, пограничный контроль используется для проверки усвоения значительного количества изучаемых материал (тема, раздел); с помощью итогового контроля выявляется степень освоения учебного материала по предмету, ряд дисциплин (на экзаменах, зачисление на курсовой проект, защита дипломного проекта). Таким образом, все эти типы в определенной степени повторяют логику образовательного процесса.

Предварительный контроль является обязательным условием успешного планирования и управления учебным процессом. Это позволяет определить текущий (начальный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его в качестве основы, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании предварительных данных контроля, проведенных в начале года, учитель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделять больше внимания в классе с определенной группой, и намечает способы устранения выявленных проблемы в знаниях студентов.

Текущий контроль является одним из основных видов тестирования знаний, умений учащихся. Основной задачей текущего контроля является регулярное управление учебной деятельностью студентов и ее корректировка. Это позволяет получать непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и, исходя из этого, оперативно вносить изменения в учебный процесс. Другими важными задачами текущего контроля являются стимулирование регулярной, интенсивной активности; определение уровня овладения студентами навыками самостоятельной работы, создание условий для их формирования.

Проведение текущего контроля является продолжением педагогической деятельности учителя. Текущий контроль является неотъемлемой частью всего учебного процесса, он тесно связан с представлением, закреплением, повторением и применением учебного материала. Текущий контроль осуществляется во всех организационных формах обучения. Более того, он может быть особым структурным элементом организационной формы обучения и может сочетаться с представлением, закреплением и повторением учебного материала. Этот контроль может быть индивидуальным и групповым.

При организации текущего контроля необходимо добиться осознанного, а не формального, механического усвоения учащимися учебного материала.

Текущий контроль должен занимать небольшую часть тренинга, чтобы не приводить к спешке при изложении нового материала и консолидации полученной информации.

Нельзя допускать больших интервалов в контроле каждого ученика. В этом случае ученики перестают регулярно готовиться к занятиям и, следовательно, систематически объединяют материал, который они изучили.

Периодический (пограничный) контроль позволяет определить качество обучения студентов учебному материалу по разделам, темам по предмету. Такой контроль обычно проводится несколько раз в семестр. Примером контрольного этапа могут служить контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие уроки, тесты для лабораторных работ.

Периодический мониторинг позволяет проверить степень усвоения приобретенных знаний и приобретенных навыков, поскольку он проводится в течение длительного периода времени, а не в соответствии с индивидуальными дозами учебного материала. Как уже упоминалось, с этим типом контроля покрываются значимые по объему разделы курса, и студентам нужна большая самостоятельная конструктивная деятельность. С помощью периодического (граничного) контроля обобщается и усваивается целый раздел (тема), выявляются логические связи с другими разделами, обнаруживаются другие объекты.

Контроль Milestone охватывает учащихся всей группы и проводится в форме устного опроса, небольших письменных, графических и практических работ. Его реализация обычно предусмотрена в календаре и тематических планах работы учителей.

Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени усвоения учащимися системы знаний, навыков, приобретенных в процессе изучения конкретного предмета или ряда дисциплин.

Итоговый контроль является интегрирующим, он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более глубокое обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет поднять знания и навыки на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений учащихся развивающий эффект обучения проявляется в большей степени, поскольку на этом этапе интеллектуальные навыки формируются особенно интенсивно.

Итоговый контроль проводится по переводным и семестровым экзаменам, квалификационным экзаменам (по техническим и сельскохозяйственным специальностям), государственным экзаменам и защите дипломного проекта.

Методы контроля

Методы контроля - это методы деятельности учителя и учеников, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение учениками необходимыми знаниями, умениями и навыками.

В средних специальных учебных заведениях основными методами контроля знаний и навыков учащихся являются: устные интервью, письменные и практические тесты, стандартизированный контроль и т. д.

Общая цель этих методов состоит в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между учащимися и учителем, на основе которой устанавливается, как учащиеся воспринимают и усваивают учебный материал. Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что эти методы могут использоваться во всех видах контроля. Следует помнить, что только их комплексное применение позволяет регулярно и объективно выявлять динамику формирования системы знаний и умений студентов. Каждый метод управления имеет свои преимущества и недостатки, область применения, ни один из них не может быть признан единственным, способным диагностировать все аспекты процесса обучения. Только правильное и педагогически правильное сочетание всех методов помогает повысить качество образовательного процесса.

Вывод:

Систематический контроль знаний и умений учащихся является одним из основных условий повышения качества образования. Преподаватель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работа, устный опрос у доски и т. д.), но и систематически изобретать и применять свои собственные средства контроля. Умелое овладение учителем различными методами контроля знаний и умений помогает повысить интерес студента, обеспечивает его активную работу. Контроль за студентами должен быть образовательным. Контроль как необходимый компонент образовательного процесса должен быть системным и осуществляться во всех его функциях, не ограничиваясь фактическим контролем. Формы, методы, методы и средства контроля должны быть гибкими и разнообразными. Только в этом случае контроль обеспечивает индивидуализацию процесса обучения, заложенную в самих условиях образовательного процесса: каждая учебная группа, новый материал, уровень подготовленности; Преподаватель обязан на каждом уроке, независимо от темы, средств и времени, стимулировать, контролировать и поощрять познавательную деятельность учащихся, поддерживать обратную связь на протяжении всего урока.