Виды безработицы, их формы и специфика проблемы занятости в России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 06.10.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

Мир труда является важной и многогранной областью экономической и социальной жизни общества. Он охватывает как рынок труда, так и его прямое использование в общественном производстве. На рынке труда оценивается стоимость рабочей силы, определяются условия ее трудоустройства, в том числе размер заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессиональный рост, обеспечение занятости и т. д. рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, то есть в социальном разделении труда, а также в мобильности рабочей силы, масштабах и динамике безработицы.

Нынешний переход к рыночным отношениям в России связан с большими трудностями, появлением многих социально-экономических проблем. Одной из них является проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми и их производственной деятельностью. Поэтому эта тема очень актуальна в условиях довольно высокого уровня безработицы. 

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, рассмотрение возможностей ее улучшения, развития занятости на рынке труда в России.

Понятие безработицы и причины ее формирования

Безработица это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активное население) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные вместе с занятыми составляют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица представляется как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. 

Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относятся не только те, кто был уволен по разным причинам, но и те, кто добровольно оставил свою работу и пытается найти новую.

Структура безработицы по своим причинам включает четыре основные категории рабочей силы: 

  • потерявших работу в результате увольнения; 
  • те, кто добровольно уволился с работы;
  • те, кто пришел на рынок труда после перерыва;
  • новички на рынке труда.

Соотношение этих категорий зависит, прежде всего, от фазы экономического цикла.

Кривая спроса на рабочую силу отражает спрос на рабочую силу со стороны предпринимателей. Кривая предложения труда отражает его размер в связи с изменениями уровня заработной платы. В соответствии с законом Сэя предполагается, что цена является функцией увеличения спроса и уменьшением функции предложения. Из-за давления конкуренции между покупателями и продавцами цена определяется равновесием спроса и предложения. Вывод из закона Ж.Б. Сказать довольно ясно и просто: причиной безработицы является чрезмерно высокая заработная плата. 

Закон о рынке труда Ж.Б. Скажем, вызвал спор, который длился полтора века. Идея автоматического равновесия спроса и предложения на рынке труда подверглась критике английского экономиста Томаса Мальтуса (1766-1834). По его мнению, как капитал, так и население в течение значительного периода времени могут быть избыточными по отношению к спросу на продукцию. Причиной падения спроса является сокращение личных доходов, а снижение этих доходов обусловлено демографическими причинами: темпы роста населения превышают темпы роста производства. Поэтому причину безработицы следует искать в чрезмерно быстром росте населения. Однако современный опыт социального развития показал, что во многих высокоразвитых странах уровень рождаемости крайне низок и даже абсолютное сокращение населения, но безработица существует. Это означает, что причины безработицы разные. 

Карл Маркс дал принципиально иное объяснение причин безработицы. По его мнению, причиной безработицы является не увеличение заработной платы, не быстрые темпы роста населения, а накопление капитала в контексте увеличения технической структуры промышленного производства. Переменный капитал, авансированный для покупки рабочей силы, растет медленнее, чем постоянный капитал, авансированный для покупки средств производства. Другая причина банкротство предприятий в рыночных условиях. Факторами, увеличивающими безработицу, являются кризисы и спады, миграция сельского населения в город. 

Безработица является типичным социально-экономическим явлением для рыночной формы производственной деятельности, которая выражается в том, что часть экономически активного населения по независящим от него причинам не имеет работы и заработка.

Устранение безработицы из циклического развития экономики стало после Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается циклически, когда взлеты и падения сменяют друг друга, следствием этого является высвобождение рабочей силы и сокращение производства, увеличение армии безработных. 

Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы заключается в том, что он представил логическую модель механизма, который вращает экономическую нестабильность и ее неотъемлемую составляющую безработицы. Кейнс отметил, что по мере роста национальной экономики в развитой рыночной экономике большая часть населения не потребляет все свои доходы, а определенная часть превращается в сбережения. Для того чтобы они превратились в инвестиции, необходимо иметь определенный уровень так называемого платежеспособного спроса, потребителей и инвестиций. Падение потребительского спроса снижает интерес к инвестициям, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. Когда стимулы для инвестиций падают, производство не растет и может даже сокращаться, что приводит к безработице. 

Динамика, уровень и структура безработицы в разных странах в разные периоды очень разные. Для анализа безработицы важно использовать следующие показатели: 

  • уровень безработицы, который рассчитывается как доля официально зарегистрированных полностью безработных к численности населения , живущего на доходы своего труда;
  • продолжительность безработицы, показывающая, как долго безработные находятся в этом штате.

Но вернемся к причинам этого сложного явления, которое экономисты разных направлений учитывают различными факторами.

Интересная интерпретация безработицы выдающегося английского экономиста А. Пигу, который в своей знаменитой книге «Теория безработицы» (1923) обосновал тезис о несовершенной конкуренции на рынке труда. Это приводит к увеличению цены труда. Поэтому многие экономисты отмечали, что для предпринимателя выгоднее платить высокую зарплату квалифицированному специалисту, который может увеличить стоимость продукции. Благодаря высокопродуктивному труду у предпринимателя есть возможность сократить количество работников (принцип таков: лучше нанять одного и хорошо ему заплатить, чем удерживать 5-6 человек с более низкой зарплатой). В своей книге А. Пигу основательно и всесторонне обосновал мнение о том, что общее сокращение денежной заработной платы может стимулировать занятость, но эта теория до сих пор не может дать полного объяснения источников безработицы, и статистика не подтверждает предположение, что армия безработные всегда пополняются за счет работников сравнительно низкой заработной платой. 

Принципиально новые подходы к этой проблеме были представлены в известной работе английского экономиста Олбани Филлипса (1914–1975), которая была опубликована в 1958 году. Обобщив статистику по Великобритании за 1861–1957 годы, автор построил кривую, характеризующую соотношение между средними ежегодный рост заработной платы и безработица ... Эта взаимосвязь оказалась противоположной: если доходы быстро росли, безработица была низкой, и наоборот. Кривая О. Филлипса оказалась вогнутой по оси ординат: такое же увеличение заработной платы соответствовало относительно небольшому снижению безработицы на низком уровне и значительному снижению на высоком. 

Сам О. Филлипс очень осторожно подошел к интерпретации зависимости, которую он вывел, указав, что для окончательных выводов необходимо более детальное изучение взаимосвязи между безработицей и уровнем заработной платы. Однако последователи Дж. М. Кейнса начали связывать кривую О. Филлипса с ростом цен и, следовательно, с инфляцией. По оси ординат они стали откладывать не увеличение номинальной заработной платы, а рост цен, уровень инфляции, предполагая, что увеличение заработной платы автоматически приводит к росту цен, к инфляции. Теперь, чтобы увеличить занятость, они начали рекомендовать увеличение инфляции в рамках управляемости. 

Новая интерпретация ситуации на рынке труда была дана монетаристами, которые разработали теорию сдвигов кривой Филлипса или модель ускорения.

Согласно концепции монетаристов, классическая кривая Филлипса верна только для коротких периодов времени и в диапазоне, когда рост заработной платы соответствует реальному увеличению потребления товаров, реальному увеличению производительности труда. Расширить занятость за это короткое время можно только за счет ускорения (ускорения) инфляции. Следовательно модель называется ускорением. Если безработица продолжит снижаться, рост цен ускорится, кривая Филлипса сместится и так далее. 

Общий вывод по вопросу о причинах безработицы состоит в том, что сама рыночная форма организации экономики неизбежно порождает безработицу, поскольку она неизбежно предполагает:

  • разорение некоторых предприятий;
  • накопление капитала в условиях технического и научного прогресса;
  • диспропорциональность в динамике потребления, сбережений и инвестиций;
  • циклический характер производства;
  • несовершенство конкуренции на современном рынке в целом и, прежде всего, на рынке труда.

Уровень и продолжительность безработицы. Типы безработицы 

Состояние безработицы характеризуется двумя показателями, которые дополняют друг друга. Такими показателями являются уровень безработицы и продолжительность безработицы. Уровень безработицы определяется отношением официально зарегистрированных полностью безработных к численности работающего населения, которое включает людей, которые живут в основном за счет доходов от своего труда. Однако уровень безработицы сам по себе не дает надежной картины состояния рынка труда с точки зрения занятости. Это связано с тем, что этот коэффициент, отражающий долю безработных в работающем населении, без учета временного фактора, т.е. продолжительности пребывания людей без работы. Поэтому более высокий уровень безработицы может быть предпочтительнее для экономики, чем более низкий. 

Короткая продолжительность безработицы свидетельствует о мобильности рабочей силы, интенсивности миграционных потоков трудовых ресурсов, наличии надежной информационной системы, развитой инфраструктуры рынка труда, что обеспечивает быструю адаптацию свободных трудовых ресурсов к изменение экономической ситуации под влиянием как рыночных механизмов, так и структурных изменений в национальной экономике.

Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные типы. Различают безработицу: фрикционную, структурную, циклическую, застойную, добровольную, сезонную и скрытую. 

Давайте начнем с той формы безработицы, которую можно обсуждать практически в любом обществе и которая во многих отношениях является необходимым следствием активных структурных изменений в экономике. Это фрикционная безработица. Работники имеют разные склонности и способности, и к каждому конкретному рабочему месту предъявляются особые профессиональные требования. Кроме того, система распространения информации о соискателях несовершенна, и географическое перемещение работников не может происходить мгновенно. Поиск подходящей работы требует времени и усилий. Действительно, поскольку разные рабочие места различаются как по сложности, так и по оплате, безработный может даже отказаться от первой предложенной работы. 

Кроме того, рабочие, неожиданно для себя, могут быть уволены в случае банкротства предприятия, если качество их работы признано неудовлетворительным.

Безработица, вызванная тем, что сопоставление рабочих и рабочих мест требует времени, называется фрикционной безработицей.

В некоторой степени такая безработица желательна, поскольку многие работники переходят с низкооплачиваемых, низкооплачиваемых рабочих мест на более высокооплачиваемые, более производительные рабочие места. 

Это означает более высокие доходы для работников и более рациональное распределение трудовых ресурсов и, следовательно, больший реальный объем реального национального продукта.

Структурная безработица по сути является углублением фрикционной безработицы. Со временем происходят важные изменения в структуре потребительского спроса и в технологии, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вообще прекращается. Спрос на другие профессии, в том числе новые, растет. Безработица возникает изза того, что рабочая сила медленно реагирует на это изменение, и ее структура не соответствует новой структуре рабочих мест. 

Разница между структурной и фрикционной безработицей весьма неопределенна. Существенным отличием является то, что «фрикционные» безработные имеют навыки, которые они могут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу без переподготовки. Фрикционная безработица носит краткосрочный характер, а структурная безработица носит более долгосрочный характер и поэтому считается более серьезной проблемой. 

Если речь идет о систематическом освобождении работников предприятий, которые вынуждены сокращать свою деятельность из-за своей технологической или экономической неэффективности, из-за того, что научно-технический и социальный прогресс требует перестройки экономической жизни, то такого рода освобождение рабочей силы Следует рассматривать, конечно, положительный процесс. Поскольку освобождение работников в некоторых областях всегда сопровождается параллельным появлением значительного числа вакансий в новых отраслях и сферах деятельности, порожденных научно-техническим развитием. Однако все это воплощается в реальность только при условии, что в обществе действуют социально-экономические отношения, обеспечивающие гибкую занятость, взаимное соответствие рабочей силы и производственных структур, а перестройка структуры занятости не обязательна, а основана на свободный доступ каждого работника к системе переподготовки, получения дополнительного образования, смены места работы, проживания и т. д. Между тем, в специфических условиях переходной экономики фрикционная, структурная безработица принимает, как правило, нерациональные формы, Закрытие предприятий происходит гораздо быстрее, чем создание новых рабочих мест в перспективных отраслях, что усугубляется, кроме того, опережающим спадом в областях, которые, напротив, заслуживают наибольшего развития (высокие технологии, наукоемкое производство) и требуют квалифицированной рабочей силы. В результате сегодня в России инженеры и ученые проходят переподготовку как продавцы и грузчики. 

Другой классической формой безработицы является циклическая безработица. Это вызвано спадом производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада, то есть фазы делового цикла, которая характеризуется отсутствием общих или общих затрат. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость уменьшается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей на стороне спроса. С переходом на выздоровление и выздоровление число безработных обычно уменьшается. 

Однако циклическая безработица в переходной экономике имеет ряд существенных особенностей. В экономике переходных обществ циклическая безработица фактически превращается в постоянную безработицу в период постоянного сокращения производства. Более того, постепенное, временное восстановление экономики с гораздо меньшей вероятностью ликвидирует безработицу, чем можно было ожидать. Причины этого вполне понятны: модель «шоковой терапии», ведущая к глобальной рецессии, разрешает противоречия экономического роста в первую очередь за счет работников. Постепенно, конечно, создаются формы общественных работ или другие механизмы противодействия наиболее серьезным последствиям безработицы. Однако циклическая безработица, связанная с устойчивой тенденцией к снижению в экономике, является основной формой безработицы в переходной экономике. 

На самом деле такую ​​стабильную безработицу можно назвать скорее застойной, чем циклической.

Долгосрочная безработица является наиболее типичной для экономики переходного общества. Долгосрочная безработица как наиболее типичная форма безработицы в переходной экономике усугубляется тем фактом, что традиции прошлого в значительной степени приводят к надеждам значительной части работников на то, что они смогут решить свои проблемы в будущем посредством государственная поддержка, но не через собственную деятельность. К такой безработице относятся работники, которые потеряли надежду найти работу, а иногда и не ищут ее. 

Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе есть слой людей, которые из-за своей психики или по другим причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по насильственному размещению так называемых «бездомных» не привели к переориентации этой категории населения. 

Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, осуществляемыми некоторыми отраслями в разные периоды времени, то есть в некоторые месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет (и, следовательно, снижается безработица), в других уменьшается (а безработица увеличивается ). Отрасли, для которых характерны сезонные колебания производства (и, следовательно, занятости), это прежде всего сельское хозяйство и строительство. 

Наконец, существует скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть его заключается в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенное рабочее время (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют их в вынужденном неоплачиваемом отпуске. Формально таких работников нельзя назвать безработными, но на самом деле это так. Следовательно, скрытая безработица, скорее всего, даже не безработица, а неэффективная занятость. 

Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость это нонсенс, несовместимый с идеей рыночной экономики. В то же время полная занятость не означает полное отсутствие безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу абсолютно неизбежной; следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. 

Социально-экономические последствия безработицы

Влияние безработицы на экономическую и социальную жизнь общества противоречиво.

В качестве положительных аспектов проблемы можно назвать следующие:

  • Во-первых, безработица выступает условием роста производства и появления новых предприятий. Без этого фактора было бы сложно расширять воспроизводство, что требует дополнительных ресурсов: труда, земли, капитала. 
  • Во-вторых, безработица повышает дисциплину и эффективность тех, кто все еще занят в производстве.

В то же время безработица влечет за собой серьезные негативные социально-экономические последствия.

Безработный труд означает недоиспользование экономического потенциала общества, прямые экономические потери в результате естественной и реальной безработицы (и, соответственно, занятости).

Уровень естественной безработицы представляет собой ситуацию на рынке труда, в которой спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы совпадают. Естественная безработица включает в себя фрикционную и структурную, то есть нечто неизбежное, объективно обусловленную. Все остальные виды безработицы можно рассматривать как прямое недоиспользование трудовых ресурсов. 

Уровень естественной безработицы позволяет определить потенциальный ВНП, то есть объем валового национального продукта, который может быть произведен в условиях естественной занятости. 

Фактический уровень ВНП обычно ниже его потенциального уровня, а фактический уровень безработицы выше естественного уровня безработицы. В этих условиях становится необходимым определить, какую часть ВНП общество получает меньше из-за превышения естественного уровня безработицы. Американский экономист Артур Оукен (1928, 1980) сформулировал закон, согласно которому существует обратная зависимость между уровнем безработицы и реальным объемом ВНП, показывая, что сокращение безработицы на один процентный пункт дает дополнительное увеличение реального ВНП примерно на 2%. Это закон Окуня, а показатель равен 2,0. 

Безработица сковывает требования профсоюзов о повышении заработной платы как бы работают на требования профсоюзов предпринимателей.

При длительной безработице работник теряет свою квалификацию, и ему часто приходится получать новую квалификацию и адаптироваться к новым условиям.

Безработица приводит к прямому снижению ранее достигнутого уровня жизни. Пособия по безработице всегда меньше заработной платы и носят временный характер. Рост безработицы снижает покупательский и инвестиционный спрос и уменьшает объем сбережений среди населения. 

Сам факт безработицы наносит человеку серьезную психологическую травму, сравнимую с самыми неприятными обстоятельствами (смерть близких, лишение свободы и т. д.). Многие социологи связывают рост преступности с ростом безработицы. 

Анализ рынка труда в России

До недавнего времени труд в нашей стране не считался товаром. Однако нет никаких сомнений в том, что в реальной жизни, не очень тесно связанные с политико-экономическими концепциями, миллионы людей вступили и вступают в отношения найма. Но нет никаких сомнений в том, что существующий рынок труда в нашей стране был своего рода квазирынок, продуктом административной экономики, обремененным многочисленными дисбалансами. 

Главное, что отличает наш рынок труда от реального, это наличие административных, правовых и экономических ограничений, которые по-прежнему препятствуют свободной продаже рабочей силы на самых выгодных для большинства работников условиях. Это наличие регистрации, которая формально заменила вид на жительство, и отсутствие реального рынка жилья с его огромным дефицитом, а также неразвитость механизмов государственного регулирования и социальной поддержки в сфере занятости. 

Рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов страны в 90-х гг. стали излишними. 

Так, в ряде регионов и республик России на начало 2008 г. предложение рабочей силы было в десятки, а то и сотни раз выше, чем спрос на нее: в Ивановской области в 158 раз, в Республике Тыва на 143 раз, а в Архангельской и Тамбовской областях, республиках Удмуртия, Бурятия, Дагестан от 42 до 47 раз. 

В то же время в районах Крайнего Севера сохраняется нехватка рабочей силы, особенно квалифицированной. Существует также неудовлетворительный спрос на определенные категории специалистов с растущей безработицей в большинстве профессиональных категорий рабочей силы. 

Несмотря на все эти трудности, можно надеяться, что текущий квазирынок скоро закончится.

В 2007 году негосударственный сектор экономики уже составлял 61% от общего числа занятых. В условиях конкуренции предприятия будут стремиться оптимизировать состав и количество работников. В свою очередь, сотрудники смогут найти работу на самых выгодных условиях. 

Все это может быть реализовано только путем создания действительно конкурентной среды, отмены регистраций, которые препятствуют свободному перемещению рабочей силы, путем создания рынка жилья и эффективной системы содействия занятости.

Экономически активное население на конец марта 2008 года , по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), составило 73,9 млн человек, или около 52% от общей численности населения Российской Федерации. 

Численность безработных в России, по данным Росстата, на конец марта 2008 года составила 5,3 млн человек, что на 6,6% меньше, чем за аналогичный период 2007 года. Таким образом, уровень безработицы в РФ в марте 2008 г. составил 7,2% экономически активного населения страны по сравнению с 7,3% в феврале. 

В то же время 1,7 млн. Человек были зарегистрированы в качестве безработных в государственных службах занятости в марте этого года (на 10,2% меньше, чем в марте 2007 года). Из зарегистрированных пособий по безработице 1,5 миллиона человек получили. 

Виды безработицы, их формы и специфика проблемы занятости в России

Подавляющее большинство занятого населения сосредоточено в крупных и средних организациях. В феврале 2008 года на них работало 38,3 миллиона человек, или 56% от общего числа занятых. Кроме того, в крупных и средних организациях было набрано 1,8 миллиона человек (в эквиваленте полной занятости) на условиях частичной занятости и в соответствии с гражданско-правовыми договорами. Общее количество штатных рабочих мест для работников, занятых полный рабочий день в крупных и средних организациях, определяемое как общее число работников, занятых на постоянной основе, работников, занятых неполный рабочий день, и работников, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, в феврале 2008 года составило 40,1 и был больше, чем в феврале 2007 года. на 0,4 млн человек, или на 1,1%. 

Оценки Росстата были сделаны в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ).

Факторы, способствующие безработице в России

Проблема безработицы усугубляется сложной финансовой ситуацией, которая заставляет домохозяек, пенсионеров и студентов искать работу.

В соответствии с опытом, накопленным службой занятости, и мнением экспертов, увеличению числа безработных в Российской Федерации будет способствовать наличие следующих факторов:

  • подавление безработицы (досрочный выход на пенсию для мужчин в возрасте 58 лет, женщин в возрасте 53 лет);
  • частичная вынужденная безработица (сокращение рабочего времени, сокращение рабочих недель, удлинение отпуска);
  • условная безработица (прерывистая работа);
  • временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, инвалидами, тяжелобольными и пожилыми людьми, отпуск без оплаты);
  • потенциальная безработица (из-за инвалидности);
  • безработица из-за освобождения женщин от производства с вредными и опасными условиями труда;
  • структурная безработица (переориентация, закрытие, банкротство);
  • вынужденная безработица (из-за нехватки сырья, энергии, комплектующих, что привело к остановке предприятия);
  • безработица из-за повышения производительности труда и его интенсификации;
  • безработица из-за демобилизации, отставки и реструктуризации в армии;
  • безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в Российскую Федерацию из-за рубежа;
  • безработица в закрытых городах из-за переустройства и заводских городов из-за остановки производства;
  • первичная безработица (выпускники школ, профессионально-технических училищ, техникумов, университетов);
  • безработица среди молодых людей, отчисленных из учебных заведений или прекративших обучение по собственной воле;
  • безработица из-за недостаточной профессиональной квалификации;
  • субъективная безработица из-за нежелания или невозможности переучиться и получить другую профессию;
  • безработица из-за вынужденной миграции (беженцы)
  • безработица специалистов, которые работали по долгосрочным контрактам за рубежом;
  • безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
  • безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;
  • безработица из-за стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (несчастные случаи, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);
  • безработица из-за невозможности перемещения из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест без нарушения паспортного режима и потери жилья. 

Здесь перечислены не все существующие способы пополнения армии потенциальных безработных. Незарегистрированные источники относятся к нескольким группам населения. Как и в каждом государстве в России, есть определенная часть населения, которая не хочет работать. Эта группа является постоянной зависимостью от государства; он не пойдет на биржу труда и не будет зарегистрирован как безработный. Однако эта масса людей, по некоторым оценкам, несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее будут постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда вступит в силу закон о пособиях по бедности. Вторая группа прямо или косвенно связана с криминальным миром. Поскольку государство борется с преступностью, люди, входящие в состав преступных групп, вступают в ряды безработных. Третья группа это состоятельные люди, которые нигде официально не работают, а также формально не имеют работы. 

Пути снижения безработицы, государственная политика занятости

Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека.

Поэтому для ограничения безработицы разрабатываются следующие законодательные и экономические меры: 

  • государственная политика, направленная на стимулирование роста занятости путем увеличения числа рабочих мест за счет использования таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной степени инвестиций за рост новых рабочих мест или потери от их сохранения и т. д.;
  • стимулирование самостоятельной занятости населения, особенно женщин;
  • расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;
  • разрешение на трудовую эмиграцию;
  • активное использование в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и т. д. 

В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативно-правовая база для оказания помощи безработным в организации предпринимательской деятельности.

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 июня 1998 г. № 57 внесены изменения и дополнения в Положение «О содействии государственной службе занятости безработным в организации самостоятельной занятости».

В настоящее время безработный, выразивший желание начать собственный бизнес, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательства, на получение субсидий и займов соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме того, безработный получает компенсацию из фонда занятости за расходы в размере 15 минимальных заработных плат за регистрацию в качестве предпринимателя, открытие счета, изготовление печати и другие действия, связанные с организацией самозанятости. 

Разнообразие видов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку нет единого способа борьбы с безработицей, любая страна должна использовать разные методы для решения этой проблемы. 

Уровень фрикционной безработицы можно снизить путем:

  • совершенствование информационной поддержки рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации занятости (биржи труда). Они собирают информацию от работодателей о существующих вакансиях и информируют безработных; 
  • устранение факторов, снижающих мобильность рабочей силы.

Это требует, прежде всего: 

  • создание развитого рынка жилья;
  • увеличение масштабов жилищного строительства;
  • устранение административных барьеров для перемещения из одного населенного пункта в другой.

Снижение структурной безработицы наиболее способствует программам профессиональной переподготовки и переподготовки. Программы такого рода должны обеспечивать, чтобы рабочая сила наилучшим образом подходила для имеющихся рабочих мест. Эта задача достигается с помощью программы обучения, информации о рабочих местах. Программы профессионального обучения предусматривают как обучение на рабочем месте, так и профессиональную подготовку для безработных, молодежи и пожилых работников, чья профессия устарела. 

Сложнее всего бороться с циклической безработицей. Для решения этой проблемы наиболее эффективны следующие меры. 

Создание условий для роста спроса на товары. Поскольку спрос на рынке труда является производным и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, занятость увеличится и безработица снизится, если на товарных рынках будет расти спрос, и для его удовлетворения потребуется нанять дополнительных работников. 

Способы увеличения спроса:

  • стимулирование роста экспорта. Это может привести к увеличению объемов производства и, соответственно, занятости в них; 
  • поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции. Создание условий для снижения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей подадут заявку на работу, тем легче будет найти работу даже при том же количестве доступных рабочих мест. Вполне возможно сократить количество претендентов на эти рабочие места и, кроме того, освободить дополнительные вакансии для безработных. 

Некоторая помощь может быть обеспечена, например, путем предоставления возможностей досрочного выхода на пенсию для работников, которые еще не достигли пенсионного возраста. В России, например, после отмены руководящих органов профсоюзного уровня мужчинам, работавшим в своих штатах, было разрешено выходить на пенсию в 57–58 лет, а женщинам 53–54 года. Без этого пожилым сотрудникам пришлось бы искать работу. И поскольку у них было мало шансов найти работу в этом возрасте, они увеличили бы армию безработных. Ранний выход на пенсию помог предотвратить такое развитие событий. Однако этот метод можно использовать только в очень ограниченных масштабах, поскольку он влечет за собой значительное увеличение пенсионных выплат. 

Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ заключается в том, что людям помогают начать собственный бизнес, чтобы они могли прокормить себя и свои семьи, даже если они не могут найти работу. 

Реализация программ поддержки молодых работников. Сильнее всего страдают от безработицы пожилые люди (никто не хочет их нанимать из-за падения производительности труда и ухудшения здоровья) и самые молодые (никто не хочет их нанимать из-за их низкой квалификации и отсутствия опыта). 

Различные методы могут быть использованы, чтобы помочь молодым людям:

  • экономическое стимулирование занятости молодежи;
  • создание специальных фирм, предлагающих рабочие места специально для молодежи;
  • создание учебных центров для молодежи по тем профессиям, в которых шансы на трудоустройство самые большие.

Список программ по сокращению безработицы можно продолжать в течение длительного времени, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью устранить или значительно сократить циклическую безработицу. Этот результат достигается только при общем улучшении экономической ситуации в стране. 

Что должно сделать государство, чтобы проблема острой безработицы не стояла перед нами? Прежде всего, политика занятости, разработанная государством, должна носить превентивный характер и включать в себя комплекс мер государственного регулирования, направленных на предотвращение роста безработицы. 

Наиболее важными мерами такого рода являются:

  • Перераспределение существующего спроса на рабочую силу путем стимулирования перехода предприятий на работу с частичной занятостью, рабочую неделю с неполным рабочим днем ​​и т. д. такие предприятия должны получать налоговые льготы для компенсации расходов по найму новых сотрудников. 
  • Бюджетные субсидии на дополнительную (по отношению к фактическому уровню) рабочую силу на действующих предприятиях. Это может принять форму государственного кредитования под заработную плату дополнительных наемных работников. 
  • Сокращение фактического предложения труда за счет снижения установленного пенсионного возраста. Такой же эффект может вызвать развитие служб переподготовки и повышения квалификации. 
  • Предоставление рабочих мест, которые не ориентированы на получение прибыли, но связаны с работой в общественных интересах, например: работа в области охраны окружающей среды и т. д.

Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма разработки трехсторонних соглашений (работодателей, профсоюзов государства) с целью ограничения роста заработной платы. Работодатели должны облагаться налогом на дополнительную заработную плату, потраченную и используемую для субсидирования занятости. 

Расширение занятости в будущем также зависит от иностранных инвестиций. В целом, инвестиции в реконструкцию и технологическое перевооружение предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест. 

Количество безработных может быть значительно сокращено из-за структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии имеет большой потенциал для увеличения занятости, и даже его стабилизация сегодня станет большим плюсом в регулировании рынка труда. 

Что касается безработицы, у государства есть три типа политики: социальная, макроэкономическая и занятость.

Функция социальной политики состоит в том, чтобы помочь безработным поддерживать свой уровень жизни.

Макроэкономическая политика предполагает использование монетарных и фискальных мер по снижению безработицы.

Политика занятости направлена ​​на создание новых рабочих мест, систем переподготовки, центров занятости и т. д.

Все методы и меры, с помощью которых государство влияет на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры направлены на создание дополнительных рабочих мест. Среди активных мер, в первую очередь, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет государственного бюджета. Во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают в себя: организацию системы образования и производственно-технической подготовки кадров на базе служб занятости и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности персонала; расширение производства товаров и услуг за счет увеличения государственных субсидий; реализация программ общественных работ в коммунальных, строительных, ремонтных и реставрационных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии на трудоустройство лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование в наиболее перспективные или трудоемкие отрасли; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самозанятости населения; содействие в развитии малого и среднего бизнеса. 

Политика пассивной занятости включает в себя создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом предыдущего заработка, система материальной помощи направлена ​​на обеспечение безработных прожиточным минимумом. 

Прогноз развития рынка труда

Макроэкономическая стабильность в 2007 году сделала возможным рост инвестиций, укрепил доверие российских производителей и увеличил спрос на рабочую силу. Однако не следует забывать и о негативных тенденциях: старении населения страны и сокращении его численности. В 2007 году число россиян сократилось на полмиллиона. 

В то же время требования к персоналу возросли. Поскольку уровень профессионального образования отстает от требований рынка, возникает острая нехватка инженерно-технического персонала. На рынке рекрутинга (то есть на рынке рекрутинга и оценки персонала) произошли качественные изменения, которые, с одной стороны, позволили повысить зарплату высококвалифицированным специалистам до 30% в год, с другой стороны, они увеличили «вилку» зарплат в общем сегменте экономики ... Для одной и той же «должности» (вакансии) компетентного специалиста зарплата может отличаться в два и более раз. 

Наиболее растущие сегменты рынка труда являются финансовые и инвестиционные компании (рост 12%), телекоммуникации и IT компании (10%), оптовой и розничной торговли предприятий (8%), строительство и развитие (5%), транспорт и логистика (5 %). 

Средний срок работы на одном рабочем месте был значительно сокращен. Если раньше это было два или три года, сейчас это около года. При удержании специалиста важную роль играет социальный пакет и позитивный имидж работодателя. В современной России больше не роскошь предоставлять работнику личный автомобиль, медицинскую страховку; И прозрачность компании, и наличие «белой» зарплаты, что связано с развитием ипотеки, являются привлекательными. 

Борьба за выпускников престижных вузов страны становится все более актуальной, в то время как в ней побеждают иностранные компании и крупные российские банки. Даже английский язык, который не так давно был необходим для хорошей работы, больше не рассматривается как «точка отсчета». Средний возраст корпоративных сотрудников вырос с 30 до 35 лет, из-за декриминализации бизнеса наблюдается рост карьеры женщин. Женщин можно найти на руководящих должностях в исконно «мужских» отраслях металлургии и машиностроения. 

Рынку труда препятствует низкая мобильность населения России, связанная с постоянным повышением арендной платы и ставок аренды.

Прогноз до 2016 года для российского рынка труда можно считать неутешительным. Компетентные демографы и статистики сходятся во мнении, что доля трудоспособного населения к этому времени составит 58%, а общая численность населения страны сократится на 10 миллионов человек по сравнению с 2007 годом. На фоне вступления России в ВТО и По мере обострения конкуренции в этой связи нехватка кадров будет только расти. Последствия демографической «дыры», образовавшейся в 90-х годах, будут преодолены только к 2030 году. 

Доля иностранных работников в сфере услуг, строительства останется неизменной в ближайшие годы, а что касается привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов, то этот процесс сегодня связан с подготовкой компаний к IPO (первичное публичное размещение акций компаний на фондовая биржа) и не получила широкого распространения. ИТ и телекоммуникации, финансовый и инвестиционный секторы, медицина будут развиваться лучше всего. 

Разрыв между спросом и предложением на рынке труда будет расти, а требования к персоналу будут вынуждены уменьшаться. Чтобы не тратить время, российские кадровые службы (службы, занимающиеся подбором и оценкой персонала, а также другие аспекты управления персоналом) должны быть чувствительны к изменяющимся рыночным тенденциям.

Заключение

Наличие как макроэкономических, так и других ограничений и препятствий оказывает сдерживающее влияние на сокращение безработицы и рост занятости даже в период восстановления экономики. Надежды на автоматическое улучшение функционирования рынка труда при наличии благоприятной макроэкономической динамики выглядит чрезмерно оптимистичным. На сегодняшний день нет оснований полагать, что проблема открытой безработицы будет устранена в ближайшие годы. Он либо будет интенсивно расширяться, либо сохранит свой «ползучий» характер. Возможно, что рост безработицы будет происходить параллельно с положительными изменениями в ВВП и производительности на этапе восстановления. Весьма вероятно, что российская экономика столкнется с довольно уникальной ситуацией "восстановления без работы". 

Проблема «неполной занятости» также останется актуальной. Его «накопленные» объемы, а также скорость, с которой будет происходить рационализация фонда рабочего времени (ликвидация «неполной занятости»), будут влиять как на темп экономического восстановления, так и на уровень открытой безработицы. 

В целом, похоже, что вопрос не в том, какие положительные изменения следует ожидать на рынке труда, а в том, как использовать крайне ограниченные возможности для нейтрализации потенциальных факторов риска ухудшения занятости. Макроэкономическая политика играет здесь решающую роль. Учитывая, что состояние рынка труда и динамика безработицы будут оказывать все более возрастающее влияние на восстановление экономики и ее скорость, эту политику следует изменить. 

С точки зрения ее влияния на занятость, эффективность макроэкономической политики должна определяться ее положительным влиянием на способность экономики поддерживать баланс между повышением производительности на этапе восстановления и созданием новых рабочих мест для безработных граждан и тех, кто вступает в трудовые отношения. рынок в первый раз или вновь выйти на рынок труда. Повышение и поддержание высокой способности экономики "создавать рабочие места" в целом является задачей экономической политики. 

Многочисленные факторы, не связанные с макроэкономическими возможностями трудоустройства, могут сделать бессмысленной попытку стабилизировать рынок труда ценой тонны "чистых" экономических мер. После завершения перехода экономики от переходного периода к ее функционированию на собственной рыночной основе значение фактической политики на рынке труда будет возрастать. Результаты макроэкономических усилий будут ощутимо зависеть от эффективности политики в сфере труда. Повышение и поддержание «высокой трудоспособности» рабочей силы и поддержание благоприятной «рабочей среды» для реализации этой способности и поддержания существующей занятости, как правило, должно быть ключевой задачей политики на рынке труда. 

По мере роста открытой безработицы, в том числе в связи с оптимизацией фонда рабочего времени, приведением числа работников к величине «экономически определенного спроса», важность политики преодоления открытой безработицы будет возрастать. Его основная задача повысить «трудоустройство» безработных граждан. Под «способностью к трудоустройству» понимается устранение объективных препятствий (информация, квалификация, социальные, психологические и т. д.), которые не позволяют безработным занимать существующие вакансии или новые рабочие места, создаваемые экономикой. Основная цель скорейшее возвращение ищущих работу к активной работе, предотвращая их переход в длительную безработицу.