Вексель в системе международных расчетов. Виды векселей

Содержание:

  1. Денежно-кредитная политика. Основные положения   
  2. Реализация денежно-кредитной политики Центральным банком Российской Федерации  
  3. Вывод
Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 09.04.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Прибыль и рентабельность
Стратегические союзы (альянсы) как современная форма интеграции компаний
Организация управления международными корпорациями
Международные связи России

 

Введение:

Одним из ведущих мест в формировании экономически сильного, постоянного и промышленно развитого современного государства является выбор денежно-кредитной политики, которая бы учитывала все тенденции на валютном рынке. Денежно-кредитная политика — это определенный симбиоз действий экономической и внешнеэкономической политики государства, которые состоят из действий правительства относительно внутренних и внешних валютных отношений. 

Актуальность данной темы заключается в том, что эффективность денежно-кредитной политики Центрального банка напрямую коррелирует со стабильностью инфляционных процессов, а значит, влияет на экономическую стабильность страны, что особенно важно в посткризисный период.

Целью данной работы является анализ денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком Российской Федерации.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

  • Рассмотрение статуса Банка России, определение его функций;
  • Определение сущности денежно-кредитной политики государств, анализ ее общих задач и функций;
  • Рассмотрение основных направлений денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком Российской Федерации.

Объектом исследования в данной курсовой работе является Центральный банк Российской Федерации и проводимая им валютная политика; Предмет исследования — международные и внутренние валютные отношения. 

Денежно-кредитная политика. Основные положения   

Описание Центробанка России. Задачи и функции центрального банка   

Согласно определению, приведенному в Большом экономическом словаре, Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является государственным кредитным учреждением, имеющим право выпускать банкноты, регулировать денежное обращение, кредит и обменный курс, а также сохранять официальный валютный резерв. Это банк банков, агент правительства по обслуживанию государственного бюджета. 

Центральный банк Российской Федерации также наделен правом выпускать денежные средства и государственные ценные бумаги, устанавливает норматив суммы кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет им кредиты, является кассовым центром. Его основной задачей является реализация государственной политики в области эмиссии, кредитования, денежного обращения. 

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации юридически определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10.07.2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации». Федерация (Банк России) «и другие федеральные законы.

Статья 75 (пункт 2) Конституции Российской Федерации определяет основную функцию Центрального банка Российской Федерации — защиту и обеспечение стабильности рубля. В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями Банка России являются: 

  • Защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • Развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью Банка России.

Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от государственных органов. Принцип независимости, как ключевой элемент статуса Центрального банка Российской Федерации, проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и действует как особый институт с исключительное право выпускать деньги и организовывать денежное обращение. Банк России является юридическим лицом и выступает субъектом публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; Изъятие и обременение обязательств имуществом Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации также выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не зарегистрирован в налоговых органах. Банк России имеет право защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и арбитражных судах.       

Государство не несет ответственности по обязательствам Банка России, а также Банка России по обязательствам государства, если только они не взяли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, если только Банк России или кредитные организации не принимают на себя такие обязательства. 

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по предложению Президента Российской Федерации) и членов Совет директоров Банка России (по рекомендации Председателя Банка России, согласовано с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальный банковский совет Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает решения по ним , На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурные подразделения и институты. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики.    

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Центральный банк Российской Федерации выполняет следующие функции:

  1. в сотрудничестве с Правительством Российской Федерации разрабатывает и осуществляет единую государственную денежно-кредитную политику;
  2. монополизирует выпуск наличных и организует денежное обращение;
    • утверждает графическое обозначение рубля в виде знака; 
  3. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  4. устанавливает правила расчетов в Российской Федерации;
  5. устанавливает правила проведения банковских операций;
  6. Обслуживает счета бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, путем проведения расчетов от имени уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, ответственных за организацию исполнения и исполнение бюджетов;
  7. Эффективно управляет золотовалютными резервами Банка России;
  8. принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает лицензии кредитным организациям на осуществление банковских операций, приостанавливает их деятельность и отзывает их;
  9. контролирует деятельность кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор);
  10. регистрирует выпуск ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  11. самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации осуществляет все виды банковских операций и иных операций, необходимых для выполнения функций Банка России;
  12. организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  13. определяет порядок расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  14. устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
  15. устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  16. принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует подготовку платежного баланса Российской Федерации;
  17. Устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами мероприятий по организации операций по купле-продаже иностранной валюты, выдает, приостанавливает и отзывает разрешения на валютные биржи для организации операций по купле-продаже иностранной валюты. ;
  18. анализирует и прогнозирует состояние экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитным, денежно-кредитным, финансовым и ценовым отношениям, публикует соответствующие материалы и статистику;
    • осуществляет платежи в Банк России по вкладам физических лиц в банках, признанных банкротами, не участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и в порядке, установленных федеральным законом; 
    • является депозитарием денежных средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и операции, предусмотренные статьями Соглашения о Международном валютном фонде и соглашениями с Международным валютным фондом; 
  19. Осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Вы можете сгруппировать вышеперечисленные функции Банка России по пяти функциям (они совпадают с функциями центральных банков промышленно развитых стран): проведение денежно-кредитной политики, монополистическая эмиссия наличных денег и организация их обращения, функции банков банков , банк правительства и внешнеэкономической функции. Последнее заключается в том, что Центральный банк Российской Федерации является проводником государственной денежно-кредитной политики, органом валютного контроля. Он определяет режим обменного курса национальной валюты, проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, регулирует международные платежи, контролирует движение валютных ценностей как внутри страны, так и за ее пределами, организует подготовку платежного баланса и регулирует это.  

Таким образом, Центральный банк является регуляторным звеном в банковской системе, поэтому его деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением стабильности национальной валюты и ее обменного курса по отношению к иностранным валютам; а также с развитием и укреплением банковской системы страны и обеспечения эффективных и бесперебойных расчетов. 

Валютная политика: сущность, формы, основные методы 

В большинстве стран Центральный банк является проводником государственной денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика — это «комплекс мер в области валютных отношений, осуществляемых государством в соответствии с разработанными политическими и экономическими ориентирами. Его стратегическая цель совпадает с общей целью государственной экономической политики, но имеет свой конкретный объект влияния и субъектов ее реализации. 

Объектом денежно-кредитной политики являются валютные ценности — иностранная валюта и иностранные ценные бумаги. Определение валютных ценностей содержится в статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. № 173- ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». 

Под иностранной валютой понимается наличная валюта (банкноты в форме банкнот, казначейских векселей, монет в обращении и законного платежного средства на территории соответствующего государства или в группе государств, а также банкноты, изъятые или изъятые из обращения, но подлежащие на обмен) и безналичные (средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах).

Валюта Российской Федерации является субъектом валютного регулирования при участии нерезидентов в экономических отношениях. Например, если покупателем российских ценных бумаг за российские рубли является иностранная нерезидентная компания, то возникающие отношения регулируются нормами валютного законодательства. 

В соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» к иностранным ценным бумагам относятся также иностранные ценные бумаги: платежные документы, основными видами которых являются чеки, векселя и аккредитивы. Перечень платежных документов в законе остается открытым, поскольку в результате улучшения банковских услуг появляются новые виды платежных документов; стоимость акций — акции и облигации, номинированные в иностранной валюте; другие долговые инструменты, номинированные в иностранной валюте (казначейские векселя, железнодорожные коносаменты, коносаменты).   

Ценные бумаги, как и банкноты, должны соответствовать требованиям подлинности и платежеспособности. Ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, могут выпускаться как за рубежом, так и в Российской Федерации. 

Субъектами валютной политики являются органы и агенты валютного регулирования и валютного контроля, определенные Законом о валютном регулировании и валютном контроле.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк и Правительство Российской Федерации.

Органами валютного контроля (ст. 22 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле») являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти (федеральные органы), уполномоченный (уполномоченный) Правительством Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются:

  • уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе владельцы реестров (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
  • таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.

Таким образом, Банк России одновременно выступает как основным органом валютного регулирования и одним из органов валютного контроля в Российской Федерации. Банк России уполномочен издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми участниками валютного рынка и внешнеэкономической деятельности.   

Денежно-кредитная политика направлена ​​на достижение основных целей экономической политики: обеспечить устойчивость экономического роста, сдержать рост безработицы и инфляции, сохранить платежный баланс.

Наряду с общей стратегической целью денежно-кредитной политики, которая совпадает с целью общей экономической политики, тактическими или оперативными, различают цели:

  • укрепление валютно-финансового положения страны,
  • повысить свою международную платежеспособность и кредитоспособность, международную валютную ликвидность;
  • повышение инвестиционной привлекательности страны для иностранных инвесторов и противодействие «бегству капитала» за границу;
  • укрепление национальной валюты, создание условий для ее конвертируемости и стабильности обменного курса по отношению к иностранным валютам.

По форме проведения денежно-кредитная политика подразделяется на структурную и текущую.

Структурная денежно-кредитная политика — это комплекс долгосрочных мер, направленных на реализацию структурных изменений в мировой валютной системе. Реализуется в форме валютных реформ. 

Текущая денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мер, направленных на ежедневное, оперативное регулирование обменного курса, возможных операций, активности на валютном рынке и рынке золота. Нынешняя политика традиционно реализуется рядом государственных органов — Министерством финансов, Центральным банком, специализированными учреждениями валютного контроля. 

Используются следующие методы проведения денежно-кредитной политики: дисконт, девизная политика и ее вариант — валютная интервенция; диверсификация валютных резервов; валютные ограничения; девальвация и переоценка.

Дисконтная (учетная) политика — это изменение учетной ставки национального банка, направленное на регулирование обменного курса и платежного баланса путем воздействия, с одной стороны, на международное движение капитала, а также на динамику внутренних займов, денежной массы, цен и совокупный спрос, с другой. Например, при пассивном платежном балансе в условиях относительно свободного движения капитала увеличение учетной ставки может стимулировать приток капитала из стран с более низкой процентной ставкой и сдерживать отток национального капитала, что помогает улучшить платежный баланс и повысить обменный курс. 

В современных условиях эффективность дисконтной политики снизилась. Это связано в первую очередь с противоречивым характером его внутренних и внешних целей. Если процентные ставки снижаются, чтобы оживить ситуацию, это отрицательно влияет на платежный баланс, если вызывает отток капитала. Повышение учетной ставки с целью улучшения платежного баланса негативно сказывается на экономике, если она находится в состоянии стагнации. Эффективность дисконтной политики зависит от притока иностранного капитала в страну, но в условиях нестабильности процентные ставки не всегда определяют движение капитала.    

Регулирование международного движения капитала и кредитов также ослабляет влияние учетной политики на платежный баланс. Это подразумевает короткую продолжительность и относительно низкую эффективность дисконтной политики. 

Девизная политика — это метод воздействия на курс национальной валюты путем покупки и продажи иностранной валюты государственными органами. Чтобы повысить курс национальной валюты, Центральный банк продает, а для его снижения он покупает иностранную валюту в обмен на национальную валюту. Девизная политика в настоящее время осуществляется главным образом в форме валютных интервенций, то есть интервенций центрального банка в операциях на валютном рынке с целью влияния на обменный курс. Его характерными особенностями являются относительно большие масштабы и относительно короткий срок применения. Валютная интервенция осуществляется за счет официальных валютных резервов или краткосрочных взаимных займов центральных банков в национальных валютах в рамках соглашений о межбанковском свопе.     

Диверсификация валютных резервов — это политика государств, банков и транснациональных корпораций, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения различных валют в их состав для обеспечения международных расчетов, валютных интервенций и защиты от валютных потерь. Эта политика обычно реализуется путем продажи нестабильных валют и покупки более стабильных валют, а также валют, необходимых для международных платежей. 

Валютные ограничения — представляют собой различные виды отклонений от рыночного установления валютных пропорций. В частности, можно говорить о таких методах регулирования степени конвертируемости валют, как создание валютного коридора, установление режима обменного курса и так далее. 

Девальвация и ревальвация являются традиционными методами денежно-кредитной политики. Девальвация — это девальвация национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным валютным единицам, а ранее — к золоту. Его объективной основой является завышение официального курса по сравнению с рынком. Переоценка — это повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или счетным единицам в международных валютах, а ранее — к золоту. Результаты девальвации и переоценки зависят от конкретных условий и появляются через определенное время (лаг), если другие факторы не противодействуют.    

Таким образом, как видим, монетарная политика тесно связана с монетарной политикой государства. Оба они являются практически неотъемлемыми частями государственной экономической политики, имеют тесно связанные цели и обычно осуществляются одним и тем же учреждением — Центральным банком. Во многих развитых странах не проводится различий между денежно-кредитной и денежно-кредитной политикой, и для их обозначения используется один и тот же термин «денежно-кредитная политика».  

Реализация денежно-кредитной политики Центральным банком Российской Федерации  

Банк России как орган валютного регулирования. Политика обменного курса  

Валютное регулирование представляет собой широкую концепцию, которая включает в себя установление соотношения национальной валюты и важнейших иностранных валют, обращения иностранной валюты внутри страны, международных расчетов, системы обязательных платежей в иностранной валюте, влияния валютного регулирования по экономической динамике.

С вступлением в силу новой редакции Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ валютное законодательство России в целом было приведено в соответствие с требованиями современного международного экономическое сотрудничество.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года являются:

  • приоритет экономических мер при реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • исключение необоснованного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • единство внешней и внутренней денежно-кредитной политики Российской Федерации; денежно-кредитная политика центрального банка 
  • единство системы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации;
  • обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при проведении валютных операций.

Валютное регулирование основывается на валютном законодательстве, которое представляет собой систему правил, регулирующих порядок проведения валютных операций и определяющих права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, использования и распоряжения валютными ценностями.

Задачами валютного регулирования являются:

  • Поддержание стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса;
  • Обеспечение и защита прав собственности на валютные ценности;
  • Установление и внедрение особого порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа и режима для иностранных инвестиций;
  • Регулирование международных расчетов;
  • Обеспечение желаемого (интеграционного или изолированного) способа взаимодействия страны и мирового валютного рынка;
  • Создание и поддержание функционирования органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определил валютное регулирование как один из инструментов государственной денежно-кредитной политики. Как инструмент денежно-кредитной политики, валютное регулирование может осуществляться двумя способами: 

  • административный: выдача нормативных правовых актов, обязательных для исполнения всеми участниками валютных отношений, устанавливающих порядок проведения валютных операций, в том числе посредством валютных ограничений;
  • экономические: проведение уполномоченным органом политики процентных ставок, операций на открытом рынке, валютных интервенций и других мер.

Использование методов зависит от конкретной макроэкономической ситуации.

Функции Центрального банка России в валютном регулировании заключаются в следующем:

  • Вводит ограничения для коммерческих банков по объему кредитов из-за рубежа;
  • Устанавливает для них максимальный размер валютных, процентных и курсовых рисков;
  • Управляет валютными резервами на своем балансе;
  • Определяет объем и порядок обращения иностранной валюты в стране;
  • Проводит все виды валютных операций;
  • Регулирует валютный рынок;
  • Регулирует курс рубля к иностранной валюте;
  • Контролирует деятельность коммерческих банков, внедряет единые формы учета, отчетности, документации и статистики по валютным операциям;
  • Подготавливает и публикует статистику по денежно-кредитным и финансовым операциям Российской Федерации в соответствии с международными стандартами.

Важной составляющей валютного регулирования является валютная политика. Каждая национальная валюта имеет денежную оценку в другой валюте, называемой обменным курсом. Обменный курс — это цена национальной валюты, выраженная в иностранной валюте. Обменный курс позволяет измерять национальную российскую валюту (российский рубль) с иностранной валютой.   

На формирование обменного курса влияет ряд факторов. В России обменный курс в настоящее время формируется на валютном рынке в основном под влиянием соотношения спроса и предложения для конкретных валют. Фиксация (установление) национальной валюты обычно называется валютной кавычкой или валютной кавычкой. При расчете доходов и расходов государственного бюджета для всех видов платежно-расчетных отношений государства с субъектами хозяйствования и гражданами, для целей налогообложения и учета, для таможенных целей применяется курс рубля, установленный Центральным банком Российской Федерации. используется. Центральный банк Российской Федерации на основе рыночного курса валют, появляющихся на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), ежедневно (кроме выходных и праздничных дней) устанавливает официальный курс некоторых свободно конвертируемых валют к рублю ,    

В 2009 году Банком России проводилась политика обменного курса в режиме управляемого плавающего обменного курса, направленная на обеспечение стабильности национальной финансовой системы. 23 января 2009 года Банк России завершил масштабную постепенную корректировку границ технического коридора, который начался в ноябре 11 , 2008, определяющий допустимые колебания стоимости бивалютной корзины (операционный индикатор Центрального банка Российской Федерации, в который входят 0,55 долл. США и 0,45 евро). Максимально допустимые колебания обменного курса были установлены на уровне 41 руб. И 26 руб. За бивалютную корзину. Впоследствии они были официально отменены, и, по мнению экспертов, с осени 2010 года нынешние границы плавучего коридора находятся в районе 33 рублей (нижний предел) и 37 рублей (верхний предел). В 2011 году коридор, как неоднократно отмечали представители ЦБ РФ, может быть расширен в дальнейшем. Источник: Итоги года: евро рухнул, рубль укрепился.

Также в 2009 году в соответствии с измененным механизмом реализации политики обменного курса Центральный банк начал использовать плавающий оперативный внутридневной коридор приемлемых значений для корзины валют, границы которого корректируются в зависимости от объема интервенций. сделано Банком России. Ширина этого коридора изначально составляла 2 рубля, с июня 2009 года она была увеличена до 3 руб.

В целом, изменение курса рубля с февраля 2009 года компенсировало значительную часть девальвации, которая произошла в конце 2008 — начале 2009 года. По состоянию на 31 декабря 2009 года стоимость бивалютной корзины составляла 36,16 руб., Что на 11,7% ниже максимального уровня, достигнутого 5 февраля 2009 года, и на 3,9% выше аналогичного показателя на конец 2008 года. Там же. В следующем 2010 году стоимость бивалютной корзины снизилась на 1 рубль 7 копеек, или чуть менее 3%. 

Анализируя динамику курса доллара США и евро по отношению к рублю и показателям биржевой торговли за 2010 год, можно сделать вывод, что рубль завершил посткризисный рост. Так, в первые месяцы 2010 года рубль укреплялся, а стоимость бивалютной корзины снижалась, а в предыдущие два года рубль падал как по отношению к доллару, так и к евро. В 2009 году доллар вырос на ММВБ на 99,5 копейки, или на 3,4%. Евро вырос на 1 рубль на 89,5 копейки, или на 4,56%. В 2008 году доллар вырос на 4 рубля 66 копеек (на 19%), евро — на 5 рублей 69 копеек (на 15,8%). Стоимость бивалютной корзины, которая на конец 2009 года была несколько выше отметки в 36 рублей, постепенно снижалась, достигнув 33,4 рубля в конце апреля и начале мая. В этот момент стоимость бивалютной корзины упала до минимума с осени 2008 года. Этот момент стал переломным в динамике рубля. В последующие месяцы стоимость бивалютной корзины начала незначительно расти, рост ускорился осенью, и в начале ноября корзина приблизилась к 36,5 руб., Максимальному уровню с декабря 2009 года, после чего она скорректировалась вниз и завершила год чуть выше уровня 35 рублей — примерно на рубль ниже начала года, но более чем на 1,5 рубля выше минимума, достигнутого в мае.            

Тенденция восстановления курса рубля после девальвации конца 2008-2009 гг. К началу лета себя исчерпала: в июне представители ЦБ РФ объявили, что, по их оценкам, период пост Кризисный курс рубля закончился. Так, первый заместитель председателя Центробанка РФ Алексей Улюкаев заявил, что участники рынка не должны рассчитывать на безусловное сохранение тенденции к повышению курса рубля. «Мы считаем, что период быстрого восстановительного укрепления рубля в основном закончился; мы вступили в период большой волатильности и непредсказуемости обменного курса », — сказал он. 

Валютные интервенции ЦБ РФ 

Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» валютные интервенции относятся к числу основных инструментов денежно-кредитной политики Банка России. Они подразумевают продажу и покупку Банком России иностранной валюты на валютном рынке, чтобы повлиять на курс рубля и общий спрос и предложение денег. Согласно МВФ (Международный валютный фонд), интервенции обычно проводятся в форме покупки или продажи иностранной валюты центральным банком или фондом стабилизации валюты во внутренних операциях с коммерческими банками.   

Принципы курсовой политики, требуемые МВФ:

  • государство должно избегать манипулирования валютными курсами или международной валютной системой для предотвращения эффективной стабилизации (корректировки) платежного баланса или получения несправедливого преимущества в конкуренции с другими государствами-членами МВФ; 
  • в случае необходимости государству следует вмешиваться на валютном рынке, чтобы противостоять его дезорганизации, которая может характеризоваться, в частности, неустойчивыми краткосрочными колебаниями обменного курса его валюты; 
  • Государства-члены должны учитывать в своей политике вмешательства интересы других государств-членов, в том числе интересы стран, валюту которых они используют для интервенций; 
  • Государствам-членам следует избегать политики обменного курса, ведущей к внешней нестабильности. С. Моисеев, В. Шилов, Д. Касимова, М. Кузьмин. 

Руководство МВФ «О принципах интервенционной политики» рекомендует использовать интервенции для снижения волатильности обменного курса, но не для регулирования его уровня.

В Российской Федерации термин «валютная интервенция» обычно используется в связи с задачей поддержания российского рубля, его стабильного курса по отношению к доллару США, когда Центральный банк Российской Федерации продает доллары, чтобы предотвратить падение рубля. на валютном рынке и тем самым влияют на покупательную способность денег, курсы валют и экономику страны в целом. И наоборот, покупка иностранной валюты Центральным банком Российской Федерации влечет за собой обесценение российского рубля. Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы, поэтому при серьезных нарушениях в системе платежного баланса валютные интервенции могут в конечном итоге привести к истощению валютных резервов страны без предотвращения обесценивания национальной валюты.  

В статье С. Моисеева «Политика валютных интервенций центральных банков: сущность, теневые механизмы и эффективность операций Банка России», опубликованной в 2002 году в журнале «Финансы и Кредит», дан анализ эффективности Представлены валютные интервенции Банка России, основанные на среднесрочных месячных данных. Анализ проводился по трем альтернативным критериям успеха валютных интервенций: 

  • Критерий «направление» — был предложен профессором Гарвардского университета Дж. Френкелем. Суть его: если направление валютного курса совпадает с направлением интервенции, то оно эффективно 
  • Критерий «сглаживания» — предложен экономистом Федерального резервного банка Кливленда (США) О. Хампейджем. Этот критерий связан со сглаживанием колебаний обменного курса: вмешательство эффективно, когда развитие тенденции замедляется усилиями Центрального банка. Если скорость падает, то вмешательство должно привести к плавному падению, если оно увеличивается, то к замедлению роста.  

Критерий «разворота» — его автор — эксперт Европейского центрального банка Р. Фатум. Вмешательство является эффективным, когда не только выполняется первый критерий, но и во время вмешательства колебание обменного курса за предыдущий период полностью нивелируется. 

В целом из анализа можно сделать несколько выводов:

До валютного кризиса августа 2008 года Центральный банк России был наиболее успешным (78% случаев) в сглаживании колебаний обменного курса и наименее успешным (47% случаев) в сохранении рыночных тенденций;

После кризиса и введения плавающей ставки общая эффективность интервенций Банка России снизилась. Он все еще смог замедлить развитие тренда (в 65% случаев) и удержать его (в 39% случаев); 

За весь период наблюдения было установлено, что российские монетарные власти способны снижать волатильность обменного курса и не способны влиять на его уровень. В частности, они на самом деле не могут «преодолеть» рынок и совершить разворот тренда. 

Таким образом, как мы видим, в начале XXI века Банк России фактически следовал инструкции МВФ «О принципах интервенционной политики»: использовать интервенции для снижения волатильности обменного курса, а не для регулирования его обменного курса.

Вывод

Итак, денежно-кредитная политика — это комплекс мер в области валютных отношений, осуществляемых государством в соответствии с разработанными политическими и экономическими ориентирами. Его стратегическая цель совпадает с общей целью государственной экономической политики, но имеет свой конкретный объект влияния и субъектов ее реализации.  

Денежно-кредитная политика является неотъемлемой частью денежно-кредитной политики государства, преследующей одни и те же цели и задачи во всем государстве. Оба они являются практически неотъемлемыми частями государственной экономической политики, имеют тесно связанные цели и обычно осуществляются одним и тем же учреждением — Центральным банком. Во многих развитых странах не проводится различий между денежно-кредитной и денежно-кредитной политикой, и для их обозначения используется один и тот же термин «денежно-кредитная политика».  

В большинстве стран Центральный банк является проводником государственной денежно-кредитной политики.

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации юридически определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10.07.2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации». Федерация (Банк России) «и другие федеральные законы.

Центральный банк является регуляторным звеном в банковской системе, поэтому его деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением стабильности национальной валюты и ее обменного курса по отношению к иностранным валютам; а также с развитием и укреплением банковской системы страны и обеспечения эффективных и бесперебойных расчетов.