Устав муниципального образования: правовые проблемы реализации

ВУЗ: РАНХиГС
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ для РАНХиГС:

 

Много готовых курсовых работ для РАНХиГС

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Проблемы укрепления законодательной основы местного самоуправления
Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления
Развитие организационно-правовых основ местного самоуправления
Правовые гарантии местного самоуправления


Введение:

Местное самоуправление, признанное и гарантированное Конституцией Российской Федерации, является самостоятельной и под его ответственность деятельностью населения по решению вопросов местного значения, непосредственно или через органы местного самоуправления, исходя из интересов население, его исторические и другие местные традиции. Другими словами, мы можем сказать, что местное самоуправление - это власть, которая отнимается у государства и передается непосредственно гражданам, проживающим в данном населенном пункте, которым предоставляется возможность решать свои проблемы на референдумах, собраниях, собраниях или путем выборные представители этих граждан.

С 1 сентября 1995 года - даты вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", начинается завершающий этап формирования муниципального права в Российской Федерации. На данном этапе развития правовых основ местного самоуправления формируется федеральное и региональное законодательство, уточняющее общие принципы организации местного самоуправления, принимаются акты, регламентирующие основные аспекты жизни муниципального образования.

Формирование муниципального права сопровождалось формированием выборных представительных органов местного самоуправления, выборами глав муниципалитетов, что позволило перейти к юридическому оформлению статуса муниципалитетов - к разработке и принятию их Уставы. В качестве основных нормативных правовых актов местного уровня они определили конкретную модель организации местного самоуправления для соответствующего муниципального образования. Наряду с Уставами муниципальных образований принимаются и издаются другие правовые акты местного самоуправления, которые наряду с федеральными и региональными актами образуют единую правовую основу для организации и деятельности местного самоуправления.

Цель исследования - охарактеризовать устав муниципального образования как основной правовой акт местного значения.

Объектом исследования является правовое регулирование местного самоуправления.

Предметом исследования является Устав муниципального образования.

Цель исследования заключается в решении следующих задач:

  1. Рассмотреть особенности правового регулирования местного самоуправления.
  2. Дайте классификацию правовых актов местного значения.
  3. Рассмотреть процесс разработки принятия и регистрации Устава муниципального образования
  4. Укажите роль Устава муниципального образования в правовом регулировании местного самоуправления.

В состав работы входит введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Устав муниципального образования в системе правовых

Законотворческая деятельность местного самоуправления:

Понятие и сущность правовых актов местного значения

Местное самоуправление является одним из основных типов самоуправления наряду с национальным, профессиональным, самоуправлением и политическим самоуправлением.

Местное самоуправление является публичной властью, которая также объединяет признаки социального (природного) явления. Местное самоуправление выступает как форма гражданской инициативы населения, проявления его социальной активности, умения участвовать в управлении своими делами и нести за это ответственность. Органы местного самоуправления в концентрированном виде должны выражать социально-экономические и духовные потребности и интересы местного сообщества. Только такое правительство способно обеспечить порядок, стабильность экономических отношений и защитить местное сообщество от произвола и анархии. Социальная основа дает стабильность власти, поскольку в обществе всегда действуют социальные группы с конфликтующими, часто непримиримыми интересами.

Как показывает опыт исторического развития, именно на уровне местного самоуправления создаются наиболее благоприятные условия для разрешения социальных противоречий, для организации межличностных, межгрупповых, межклассовых и национальных отношений и согласования различных интересов. Муниципальные власти ищут уверенности в себе у самых разных социальных групп. Таким образом, обеспечивается определенная самостоятельность и независимость деятельности муниципальных органов. Местное самоуправление структурирует уровень самоорганизации жизни, при котором реализуются естественные потребности человека: в жилье, в питании, водоснабжении, в необходимых условиях для воспроизводства производительных сил и благоприятной природной среды.

Выявление сущности понятия «местное самоуправление» было продолжено при подготовке проекта Конституции Российской Федерации в 1993 году и разработке проекта Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». в Российской Федерации. " Автор одного из первых учебников по муниципальному праву В.И. Фадеев предложил рассматривать местное самоуправление как основополагающий принцип осуществления власти в обществе и государстве, как право граждан и местных общин самостоятельно управлять местными делами, а также как форму, способ организации и осуществления местной власти со стороны население.

Принятие Конституций Российской Федерации ознаменовало определенную веху в понимании местного самоуправления.

В 1995 году законодательные положения были конкретизированы законодателями в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":

  1. Местное самоуправление в Российской Федерации - признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под его ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления на основе об интересах населения, его исторических и других местных традициях.
  2. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации»(статья 2).

Однако как при разработке Федерального закона, так и после его принятия дискуссии продолжались активно. И.И. Овчинников, анализируя важность местного самоуправления в системе демократии, предложил интерпретировать концепцию местного самоуправления в двух аспектах: во-первых, как «право граждан, местных сообществ на самостоятельное управление местными делами»; во-вторых, как «одна из основ конституционного строя, фундаментальный принцип организации власти, который вместе с принципом разделения властей (горизонтальное разделение властей) определяет систему управления (разделение властей по вертикальный)».

Таким образом, местное самоуправление - это:

  • основы конституционного строя России;
  • форма демократии;
  • право населения муниципалитета на самоуправление;
  • самостоятельная деятельность населения муниципального образования, признанная и гарантированная Конституцией Российской Федерации, а также сопряженная с ответственностью;
  • наличие собственной компетенции - вопросы местного значения;
  • сочетание прямой (непосредственной) и представительной демократии;
  • организация власти с учетом интересов населения муниципального образования, его исторических и других местных традиций.

Анализируя это определение, важно подчеркнуть, что наиболее важной существенной характеристикой является признание местного самоуправления в качестве неотъемлемого права населения муниципалитета. Это положение было, в частности, подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30 ноября 2000 г. Конституционного Суда Российской Федерации, отмечая, что часть 4 ст. 81 Устава (Основного закона) Курской области предусматривает возможность самостоятельного и добровольного отказа населения от реализации права на организацию местного самоуправления и тем самым допускает возможность отмены местного самоуправления на территории Раздельное обучение граждан для осуществления местного самоуправления возникает на основе Конституции Российской Федерации и закона, а не на основе воли населения муниципального образования.

Конституция Российской Федерации в ст. 131 объединены три важные нормы, определяющие территориальные основы местного самоуправления:

  1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях; Законодатели, выделив городские или сельские поселения в качестве основного уровня местного самоуправления в Российской Федерации, жестко не определили необходимость местного самоуправления на других уровнях.
  2. Территориальные основы местного самоуправления определяются с учетом исторических и иных местных традиций.
  3. Изменения границ территорий, на которых осуществляется местное самоуправление, допускаются с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Таким образом, Конституция Российской Федерации, как основа для установления территориальной основы местного самоуправления, признала административно-территориальный принцип, придавая особое значение городским и сельским поселениям и допуская возможность местного самоуправления на других территориях. Все административно-территориальные единицы, осуществляющие право на самоуправление, получили название муниципального образования.

В компетенцию местного самоуправления входит формирование, объединение, преобразование или упразднение внутригородских муниципалитетов, создание или изменение их территорий. Эти вопросы решаются с учетом мнения населения соответствующих территорий представительным органом местного самоуправления. Кроме того, население муниципального образования и органов местного самоуправления, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут взять на себя инициативу по установлению и изменению границ муниципального образования, в том числе во время образования, объединения, преобразования или отмена муниципалитетов.

Регулирование местного самоуправления осуществляется с помощью сочетания различных типов социальных норм. Они выражают объективную потребность любого общества упорядочить муниципальные отношения и имеют исторический характер. По мнению Б.С. Нерсесянц, системная целостность всех видов социальных норм для обеспечения оптимального регулирования общественных отношений обуславливает необходимость сочетания правовых форм влияния с регулятивными возможностями других социальных норм]. С другой стороны, такая комбинация предусматривает выбор наиболее эффективных социальных норм в тот или иной момент. Формы и методы социального регулирования во многом зависят от социальных потребностей, государственной политики и реальной ситуации на местах.

Местные проблемы включают в себя:

  • принятие и изменение устава муниципального образования, контроль за его соблюдением;
  • владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
  • местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
  • комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования и его отдельных территорий;
  • содержание и использование муниципального жилого фонда и нежилых помещений;
  • организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
  • организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
  • охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов по охране общественного порядка, контроль за их деятельностью;
  • регулирование планирования и развития территорий;
  • создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
  • контроль за использованием земельных участков на территории муниципального образования;
  • регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
  • организация, поддержание и развитие муниципальной энергетики, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
  • организация подачи топлива населению и муниципальным учреждениям;
  • муниципальное строительство дорог и содержание местных дорог;
  • благоустройство и озеленение территории населенных пунктов;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов;
  • организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
  • организация и ведение муниципальных архивов;
  • организация транспортных услуг для населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;
  • создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
  • создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
  • сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
  • организация и обслуживание муниципальной информационной службы;
  • создание условий для деятельности средств массовой информации региона;
  • создание условий для организации развлекательных мероприятий;
  • создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
  • обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
  • участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
  • обеспечение пожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной противопожарной службы.

В процессе правового регулирования организации и деятельности местного самоуправления значительное место принадлежит его актам.

Говоря о формировании нормативного правового акта как основного социального регулятора местного самоуправления, полезно вспомнить известное выражение Гераклита о том, что «граждане должны защищать как законы своего города, так и его стен». Закон как повеление разума, по мнению другого великого мыслителя Ф. Аквинского, должен иметь следующие особенности: 1) рациональность повеления; 2) соблюдение общего блага; 3) компетенция органа, который его учредил; 4) публикация. Принимая во внимание эти требования, нельзя не отметить особую важность нормативных правовых актов, регулирующих вопросы местного самоуправления, а также ответственность субъектов законотворчества. Именно на местном уровне полностью и в первую очередь проверяется обоснованность принятого нормативного акта, его соответствие не только общему благу, но и благу местного коллектива каждого отдельного лица. На том же уровне компетенция отдельного лидера, муниципального органа, более очевидна. Здесь сложнее уклониться от ответственности за необдуманное решение, сослаться на «высшие» или национальные интересы. С другой стороны, если местные акты адекватно отражают интересы местного сообщества, отвечают его взглядам и потребностям, граждане будут защищать «законы своего города».

Органы местного самоуправления принимают решения по таким важным вопросам местной жизни, как: структура органов местного самоуправления, разграничение полномочий между отдельными муниципальными органами и их должностными лицами, административно-территориальная организация муниципалитета, бюджетная структура и бюджетный процесс в муниципалитете, муниципальные займы и кредиты, правила учета нуждающихся в жилой площади и т. д.

Правовой акт местного самоуправления является официальным документом, регулирующим муниципальные отношения. Его официальный характер определяется тем, что он публикуется от имени конкретного субъекта местного самоуправления, а его право на принятие правового акта определяется законодательством или уставом муниципалитета. Из этого вытекает ряд важных требований.

В частности, субъекты муниципального законотворчества должны принимать (издавать) правовые акты в рамках возложенных на них полномочий. Важно, чтобы принятые решения и изданные акты не выходили за пределы компетенции соответствующих субъектов законотворчества.

Правовой акт принимается уполномоченным органом местного самоуправления. Основным из этих предметов является население муниципалитета. Законодательство о местном самоуправлении, регламентирующее довольно традиционный способ принятия населением законных решений на местном референдуме, одновременно вводит новую форму - правотворческую инициативу народа. Его реализация создает новый тип правовых актов местного самоуправления - решение органа местного самоуправления, принятое в порядке правотворческой инициативы народа.

Вместе с населением муниципального образования в соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» право принимать (издавать) правовой акт по вопросам своей компетенции имеют также органы местного самоуправления и их должностные лица. Наименование и виды правовых актов местного самоуправления, полномочия по их изданию, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законодательством субъектов Федерации.

Акт местного самоуправления характеризуется особой формой выражения информации, содержащейся в нем. Эта форма является нормой муниципального права. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 15 определяет суть норм муниципального права как «общеобязательного правила для субъектов юрисдикции муниципального образования, предусмотренного уставом муниципального образования». Учитывая, что нормы муниципального права также устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными и региональными нормативными правовыми актами, муниципальные акты создают лишь часть норм муниципального права.

Пределы законотворческой деятельности органов местного самоуправления, как правило, ограничены двумя способами:

  1. обеспечение прав органов местного самоуправления на принятие конкретных видов нормативных правовых актов (например, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части 2 статьи 6 предусматривает, что принятие и внесение изменений в уставы муниципалитетов);
  2. определение перечня вопросов, в рамках которых органам местного самоуправления предоставляется относительная свобода выбора средств, включая правовое регулирование.

Специфика правового акта местного значения

Правовой акт местного самоуправления в целом является обязательным. Это означает, во-первых, что решения, принимаемые прямым выражением воли граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, являются обязательными для всех предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории муниципального образования независимо от их организационной структуры. - правовая форма, а также органы местного самоуправления и граждане. Во-вторых, правовой акт местного самоуправления официально признается государством и его органами, т. е. Не нуждается в дополнительном одобрении со стороны государственных органов. В силу этого, как это предусмотрено законом, неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых прямым выражением воли граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, влечет за собой ответственность в соответствии с законами. Таким образом, государство обеспечивает юридическую силу правовых актов местного самоуправления наряду с другими актами.

Акты местного самоуправления отличаются особым языком, включая их собственные юридические понятия и термины. В литературе высказывалось опасение, что закон местного самоуправления быстро насыщается понятиями, чуждыми нашим правовым традициям. Так, было предложено использовать понятие «закон о самоуправлении» вместо понятия «муниципальное право». Но большинство понятий муниципального права прочно вошли в юридический словарь, тем более что юриспруденция, как и ряд наук (политология, социология, психология), традиционно «говорит» на латинизированных и древнегреческих языках.

Одним из наиболее значимых и неотложных требований к правовым актам местного самоуправления является необходимость их соответствия российскому законодательству. Отсутствие необходимого опыта, достаточно подготовленный персонал часто приводит к появлению нормативных актов, содержание которых иногда грубо нарушает российское законодательство. В таких случаях предусмотрен порядок их отмены или признания недействительным. Правовые акты, если они противоречат законодательству и также могут быть оспорены в порядке прокурорского надзора.

В целях упорядочения местного нормотворчества, повышения качества актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общие принципы подготовки, принятия и утверждения муниципальных актов обычно разрабатываются более подробно.

Их содержание можно резюмировать следующим образом:

  1. Все акты представительных органов местного самоуправления, носящие нормативный характер, принимаются большинством голосов депутатов от числа избранных в представительный орган. Другие акты представительного органа местного самоуправления принимаются в порядке, установленном представительным органом самостоятельно, однако для их принятия требуется большинство голосов депутатов, принявших участие в голосовании.
  2. Акты об утверждении устава муниципального образования или о внесении изменений и дополнений в него административно-территориального устройства, об отстранении от должности главы администрации и других должностных лиц исполнительного органа, назначение которых согласовывается с представительным органом местного самоуправления, считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от числа депутатов, избранных в представительный орган.
  3. Акты, принятые представительным органом, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут быть применены, если они не опубликованы (обнародованы) официально.
  4. Глава местной администрации вправе обжаловать решение соответствующего представительного органа местного самоуправления, адресованное местной администрации, если это решение, по его мнению, противоречит законодательству или иным решениям представителя. орган или недостаточно обеспечен финансовыми, материально-техническими и организационными средствами. Протест с необходимым обоснованием подается в письменном виде в соответствующий представительный орган не позднее чем через пять дней со дня принятия решения представительным органом местного самоуправления. Действие оспариваемого решения приостанавливается с момента, когда представительный орган местного самоуправления получает протест от главы местной администрации.

Представительный орган местного самоуправления отклоняет протест главы местной администрации, если за оспариваемое решение проголосовало не менее 2/3 от числа избранных депутатов этого представительного органа. В этом случае решение представительного органа местного самоуправления вступает в силу в срок, указанный представительным органом, и не может быть вновь оспорено главой местной администрации. Если решение представительного органа местного самоуправления оспаривается на основании его противоречия действующему законодательству, глава местной администрации после отклонения его протеста представительным органом имеет право обжаловать решение Решение представительного органа в суде. Если в течение месяца представительный орган не отклонил протест главы местной администрации, оспариваемое решение представительного органа считается отмененным.

Глава местной администрации может иметь право вернуть акт на новое рассмотрение, если он не имеет права подписывать акты, принятые представительным органом местного самоуправления.

Глава местной администрации (муниципалитета) имеет право «вето», то есть право отклонять правовые акты, принятые представительным органом местного самоуправления.

Правовой акт, принятый представительным органом местного самоуправления, после его принятия направляется на подпись главе местной администрации (муниципального образования). В течение не более семи дней после получения правового акта глава местной администрации (муниципалитета) может вернуть его для повторного рассмотрения в представительный орган по причинам несоответствия правового акта нормам действующего законодательства или невозможность исполнения из-за недостаточной финансовой или материальной обеспеченности.

Если после этого представительный орган местного самоуправления повторно принимает правовой акт в предыдущей редакции или с учетом всех или части поправок, предложенных для рассмотрения главой администрации (муниципалитета), большинством не менее 2/3 голосов избранных депутатов представительного органа он подлежит безоговорочному подписанию главой местной администрации (муниципального образования) в течение трех дней и опубликованию (обнародованию).

Порядок подготовки и подписания правовых актов местной администрации устанавливается главой местной администрации в соответствии с законодательством. Порядок официального опубликования (обнародования) и вступления в силу правовых актов местного самоуправления устанавливается соответствующим представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством.

Таким образом, правовой акт местного самоуправления является официальным письменным актом, принятым непосредственно населением муниципалитета или органом местного самоуправления или его должностным лицом в рамках его собственных полномочий и устанавливающим общеобязательные правила в отношении субъектов местного самоуправления. Правительство в соответствии с российским законодательством и уставом муниципального образования.

Классификация правовых актов местного значения

Правовые акты местного самоуправления разнообразны. Для их изучения используется классификация правовых актов. Следует отметить, что их полная классификация возможна только с учетом уставов и других актов муниципалитетов, которые определяют названия и виды правовых актов, действующих на конкретных территориях.

В то же время, независимо от региональных особенностей, правовые акты местного самоуправления можно классифицировать по следующим признакам:

  • различаются по своему нормативному характеру:
  1. долгосрочные нормативные правовые акты, адресованные широкому кругу лиц: уставы муниципалитетов, положения о представительных органах местного самоуправления, решения представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах и т. Д .;
  2. правовые акты индивидуального содержания, адресованные конкретному лицу или органу и предназначенные для однократного применения: порядок - договор аренды жилых помещений в муниципальном жилищном фонде для общественного пользования, распоряжение мэра города о выделение дополнительных средств на ремонт социально-культурного объекта, распоряжение заместителя главы райадминистрации об увольнении муниципального служащего и т.д .;
  • согласно порядку усыновления, среди правовых актов местного самоуправления имеются:
  1. решения, принятые непосредственно населением муниципалитета на местном референдуме: уставы муниципалитетов, решения об изменении структуры органов местного самоуправления, решения о приватизации муниципальной собственности и т. д. Эти решения не должны быть одобрены каким-либо государственные органы, государственные чиновники или органы местного самоуправления и вступают в силу после официального опубликования (обнародования); граждане: решения о создании органов территориального общественного самоуправления, решения об избрании главы сельского поселения главой муниципального образования и т.д .;
  2. решения, принимаемые коллективно на собраниях (собраниях) граждан: решения на собрании органов территориального общественного самоуправления, решения об избрании главы сельского поселения главой муниципального образования.
  3. правовые акты, принятые в порядке правотворческой инициативы народа: решения представительного органа местного самоуправления об изменении структуры местного самоуправления и т. д .;
  4. правовые акты, принятые коллегиально представительным органом местного самоуправления или выборным коллегиальным органом территориального общественного самоуправления: положения об органах территориального общественного самоуправления и т. д .;
  5. правовые акты, принятые на основе единоличного управления: приказы и распоряжения главы муниципального образования (главы местной администрации) и т.д .;
  6. договоры, если хотя бы одна из сторон представляет интересы соответствующего муниципалитета: соглашение между местной администрацией и частной фирмой о строительстве муниципального жилья, соглашение между представительным органом местного самоуправления и выборным коллегиальным органом. орган территориального общественного самоуправления по разграничению полномочий и финансовых ресурсов и т.д .;
  • по содержанию правовые акты местного самоуправления можно сгруппировать в зависимости от субъектов местного самоуправления следующим образом:
  1. правовые акты о хозяйственной деятельности;
  2. правовые акты по вопросам социальной политики;
  3. правовые акты о деятельности местного самоуправления в сфере культуры;
  4. правовые акты по охране общественного порядка и др.
  • в соответствии с порядком вступления в законную силу правовых актов местного самоуправления действуют:
  1. правовые акты, требующие обязательной публикации; нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования);
  2. правовые акты, не требующие официального опубликования (обнародования), как правило, акты для официального использования. Отдельные виды актов местного самоуправления также могут быть классифицированы. Так, например, акты применения муниципального права в зависимости от функций, выполняемых ими в сфере правового регулирования, можно разделить на: (1) исполнительные акты, с помощью которых исполняются предписания верховенства права организовано их применение к конкретным случаям жизни, и (2) правоохранительные акты, с помощью которых нормы права защищены от нарушений. Среди исполнительных и правоохранительных актов, в свою очередь, имеются: (а) основные, которые решают вопрос по существу или содержат окончательную оценку дела о совершении правонарушения и завершают действия правоохранительных органов, являются окончательным решением и ( б) вспомогательные, которые готовят публикацию основных актов, обеспечивают правильное рассмотрение дела, а также выполнение принятых решений.

В правовых актах местного самоуправления, как правило, виды правовых актов, принимаемых представительными органами местного самоуправления и местного самоуправления, определяются более подробно. К актам представительного органа местного самоуправления относятся: указы, решения, постановления, заявления, обращения и т. д. Среди актов местного самоуправления, главы местного самоуправления, наиболее распространенными являются: указы, распоряжения и распоряжения.

Таким образом, основными правовыми актами местного самоуправления являются.

Устав муниципального образования является основным нормативно-правовым актом, определяющим статус муниципального образования; нормативный и учредительный акт.

Устав муниципалитета детально определяет вопросы местного значения, относящиеся к юрисдикции муниципалитета; система местного самоуправления; регулируются территориальные, финансовые, экономические и организационные основы местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; полномочия отдельных муниципальных органов и их должностных лиц разграничены; гарантии местного самоуправления и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Регулирование представительного органа местного самоуправления - это правовой процессуальный акт, регулирующий общие принципы работы представительного органа местного самоуправления, в том числе порядок внесения и рассмотрения вопросов на его сессиях, формирования и деятельности органов местного самоуправления. комитеты и комиссии, созыв регулярных и внеочередных сессий, голосование по определенным вопросам и т. д.

Постановление - нормативный акт или акт общего значения; акт, затрагивающий, как правило, права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также связанный с решением основных вопросов экономического и социального развития, охраной общественного порядка, использованием муниципальной собственности, финансовыми ресурсами, и т. д. По своей структуре нормативные акты состоят из (1) нормативной части, которая указывает цели и задачи предписанных действий и причины издания акта (нормативная часть не является обязательной), и (2) административной части , который начинается с названия органа, издавшего указ, и обычно включает в себя ряд пунктов. Административная часть обычно включает в себя список предписанных действий, исполнителей, характеристики ресурсов и конкретных действий, необходимых для реализации, а также сроки выполнения.

Как правило, только в форме постановлений могут издаваться акты представительного органа местного самоуправления, который: (а) принимает или изменяет структуру организации местного самоуправления, формирует, реорганизует структурную единицу или орган местного самоуправления; (б) налагается штраф или иное наказание, устанавливается правило или постановление, за нарушение которого налагается штраф или иное наказание; (c) взимаются местные налоги или сборы; (d) пособия предоставляются, возобновляются или продлеваются; (e) размер счетов за коммунальные услуги регулируется; (f) получение кредита разрешено; (g) установлены правила передачи или аренды, или разрешена передача или аренда имущества под юрисдикцией местного самоуправления; (h) использование земли регулируется; (i) внесены дополнения или любое из ранее принятых правил отменено.

Регламент - это акт, который систематизирует нормы нормативного (об организме) или тематического содержания и утверждается административным актом. В форме нормативного акта обычно принимаются акты, подробно регулирующие порядок организации и работы органов местного самоуправления, а также определения их взаимоотношений с другими органами, организациями, учреждениями и гражданами. Кроме того, на местном уровне нормативные акты регулируют полномочия отдельных органов, например, органов территориального общественного самоуправления; учреждения или организации, например, Фонд поддержки молодых талантов, полномочия муниципальных органов власти в определенных сферах местного сообщества, например, в сфере укрепления общественного порядка.

Правила - нормативно-правовой акт, подробно регламентирующий порядок осуществления любого вида деятельности.

Приказ - акт ненормативного характера, выданный по оперативным вопросам; акт применения закона.

Правовые акты решительного характера - резолюции, заявления, обращения - акты, как правило, принятые в результате обсуждения конкретного вопроса (события) и предусматривающие принятие новых решений (действий) другими органами, организациями, должностными лицами реальные меры.

Протокол представляет собой документ коллективного органа, в котором фиксируются основные этапы его работы, перечень обсуждаемых вопросов, содержание выступлений и принятых решений.

Приказы и распоряжения являются правовыми актами оперативного и административного характера. В инструкциях обычно излагаются правила, регулирующие особые аспекты деятельности организации или должностного лица.

Инструкция является административным документом, изданным органом местного самоуправления, главным образом по информационным и методологическим вопросам, связанным с выполнением приказов, инструкций и других актов.

В соответствии с действующим законодательством существуют механизмы контроля населением за деятельностью органов местного самоуправления. Таким образом, реализация населением права на законотворческую инициативу в вопросах местного значения закреплена в статье 25 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления», которая обязывает органы местного самоуправления рассматривать проекты правовых актов по вопросам местного значения, представленные населением для открытых собраний с участием их представителей. Результаты обзора должны быть официально объявлены. Эта же статья Федерального закона устанавливает и обязывает органы и должностных лиц местного самоуправления давать ответы по существу индивидуальных и коллективных обращений граждан в течение месяца. Практика местного самоуправления показывает, что наиболее важные проекты решений по вопросам местного значения (например, проект Устава муниципального образования) могут публиковаться для обсуждения населением.

Формы контроля населением деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления должны быть закреплены в Уставах муниципальных образований.

Местное самоуправление выступает как форма гражданской инициативы населения, проявления его социальной активности, умения участвовать в управлении своими делами и нести за это ответственность. Органы местного самоуправления в концентрированном виде должны выражать социально-экономические и духовные потребности и интересы местного сообщества. Только такое правительство способно обеспечить порядок, стабильность экономических отношений и защитить местное сообщество от произвола и анархии. Социальная основа дает стабильность власти, поскольку в обществе всегда действуют социальные группы с конфликтующими, часто непримиримыми интересами.

Правовой акт местного самоуправления является официальным документом, регулирующим муниципальные отношения. Его официальный характер определяется тем, что он публикуется от имени конкретного субъекта местного самоуправления, а его право на принятие правового акта определяется законодательством или уставом муниципалитета.

В правовых актах местного самоуправления, как правило, виды правовых актов, принимаемых представительными органами местного самоуправления и местного самоуправления, определяются более подробно. К актам представительного органа местного самоуправления относятся: указы, решения, постановления, заявления, обращения и т. д. Среди актов местного самоуправления, главы местного самоуправления, наиболее распространенными являются: указы, распоряжения и распоряжения.

Основными правовыми актами местного самоуправления являются Устав муниципального образования - основной нормативно-правовой акт, определяющий статус муниципального образования; нормативный и учредительный акт.

Устав муниципального образования как основной правовой акт

Сущность, структура и юридическое значение устава

В системе локальных нормативных правовых актов особое место занимает устав муниципалитета. Исторический анализ деятельности муниципальных образований показывает, что устав (устав) является одним из наиболее традиционных актов местного самоуправления.

История этого документа в российском нормотворчестве началась в 1991 году с принятия Закона РСФСР о местном самоуправлении. Закон предусматривал принятие районными и городскими советами положений (уставов) о местном самоуправлении. Поселковые и сельские советы, согласно этому закону, могут принять положение (устав) о местном самоуправлении. Законом определено, что в уставе (уставе) о местном самоуправлении уточняются функции, порядок работы, система и структура органов местного самоуправления и управления, разграничение полномочий между ними, организация территориального общественного самоуправления населения. Установлено, что устав (устав) о местном самоуправлении регистрируется органами государственной власти соответствующих территорий, областей, автономных округов и автономных округов.

Местные власти принимали активное участие в разработке новых нормативных актов, но в этой деятельности они столкнулись с множеством трудностей и вопросов. Эти трудности и вопросы возникли из-за слабой разработки основных положений российского законодательства. По этим причинам в период действия этого Закона было принято небольшое количество законов.

Итак, Устав муниципального образования является одним из самых традиционных актов местного самоуправления. Устав вольности в Англии, уставы в русском централизованном государстве XVI-XVII вв. и из других источников постепенно формировался опыт создания подобных актов местного самоуправления. К концу XX в. Мировая муниципальная практика имела в своем распоряжении огромное разнообразие законодательных актов, различающихся как по форме, так и по содержанию.

Таким образом, только в Соединенных Штатах можно найти четыре основных типа нормативных документов, основой для классификации которых является характер функций местного самоуправления:

  1. устав общего типа - позволяет органам местного самоуправления выполнять различные функции;
  2. секретный устав - регулирует функции в зависимости от населения муниципального образования;
  3. хартия является факультативной - она ​​предполагает, что органы местного самоуправления имеют право изменять формы деятельности в зависимости от реальных обстоятельств;
  4. статуты «местных правил» - наиболее гибкий тип статута, предоставляющий органам местного самоуправления наибольшую свободу в выборе форм деятельности.

Устав муниципалитета является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию независимости местного самоуправления. Юридическая значимость устава муниципального образования заключается в том, что он является правовым актом, которым городской, сельский, а также иной населенный пункт устанавливает свой статус муниципального образования, то есть субъектов юрисдикции, прав, обязанностей и компетенции. органов местного самоуправления, обеспечивающих реализацию местного самоуправления населением соответствующего муниципального образования.

Устав муниципального образования, как правило, начинается с преамбулы, в которой, как и в пояснительной части, отражены те нормативные правовые акты, на основании которых был разработан данный устав муниципального образования, а также его роль, цели и задачи. Преамбула может также иметь другую форму, например, в Европейской хартии местного самоуправления или в Декларации «О принципах местного самоуправления в государствах-членах Содружества». Примерный текст преамбулы может иметь следующее содержание: «Собрание представителей муниципального образования (наименование муниципального образования), руководствуясь Конституцией Российской Федерации, выражающее волю и интересы жителей муниципального образования. утверждая права и свободы человека и гражданина, желая сохранить и неуклонно развивать духовные, культурные (и другие исторические и местные) обычаи и традиции, стремясь к лучшей организации и устройству на принципах демократии, достигая большей эффективности в деятельности правительства Органы, обеспечивающие законность действий всех органов и должностных лиц, принимает настоящий устав муниципального образования. «При написании такого текста в нем перечисляются все основные причины, по которым устав муниципалитета был создан и принят.

Устав является своего рода сводом норм, регулирующих жизнь муниципалитета.

Он должен содержать нормы четырех типов:

  • Нормы-концепции. Любой, кто ссылается на текст хартии, должен примерно одинаково воспринимать все найденные в ней понятия и термины. Конечно, невозможно достичь полного совпадения в понимании и толковании содержания Хартии, но, по крайней мере, следует стремиться максимально приблизить идеи всех тех, кто руководствуется ею.
  • Нормы, определяющие структуры представительных и исполнительных органов муниципального образования, названия департаментов, основные должности, их права и функциональные обязанности. Это необходимо для стабильности работы подразделений, их взаимодействия друг с другом, с населением, со всеми предприятиями и организациями.
  • Процедурные нормы, регулирующие разработку, принятие и отмену основных актов местного самоуправления, формирование органов местного самоуправления и избрание или назначение его должностных лиц, разрешение споров между органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и другими физическими и юридическими лицами. юридические лица.
  • Запрещающие нормы, ограничивающие деятельность органов местного самоуправления и его должностных лиц (депутатов), в том числе занятие ими определенных должностей, деятельность в общественных организациях, получение дополнительного дохода и т. д. 

Важной особенностью хартии является ее самостоятельность. Это означает, что, по возможности, он должен включать все нормы, необходимые в практике местного самоуправления. Поэтому хартия должна конкретизировать основные законодательные нормы, связанные с местным самоуправлением, и, при необходимости, цитировать сами статьи законов, чтобы те, кто ссылается на текст хартии, не были вынуждены искать другие нормативные акты.

Кроме того, устав муниципалитета должен быть достаточно стабильным, то есть не изменяться в течение относительно длительного времени, что в значительной степени способствовало бы стабильности деятельности на его территории других субъектов муниципального права. Это также обеспечивается соответствующей процедурой внесения дополнений и изменений, закрепленной в тексте устава.

Важнейшим требованием к уставу является наличие в нем механизмов реализации его положений и норм, а также положений и норм федерального законодательства и законов субъекта Российской Федерации. Хартия должна преимущественно содержать четкие нормы прямого действия.

Тем не менее анализ истории развития муниципальных уставов показывает, что отсутствие опыта нормотворчества на местном уровне, недостаточно демократичная процедура их принятия, а также другие обстоятельства привели к тому, что в учредительных В субъектах Российской Федерации уставы не отличаются друг от друга, не выражают индивидуальность. муниципалитеты, живущие в рамках закона в соответствии со своими правилами.

Порядок разработки, принятия и регистрации Устава муниципального образования

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривал разработку и принятие устава муниципального образования в качестве основного нормативного и учредительного документа, определяющего статус муниципального образования.

Согласно ст. 8 этого закона в уставе указано:

  1. граница и состав территории муниципального образования;
  2. вопросы местного значения, связанные с юрисдикцией муниципального образования;
  3. формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;
  4. структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
  5. наименование и полномочия избранных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
  6. срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;
  7. виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
  8. основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
  9. порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
  10. статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;
  11. гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;
  12. условия и порядок организации муниципальной службы;
  13. экономическая и финансовая основа для осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
  14. вопросы организации местного самоуправления; из-за компактного проживания на территории муниципалитета национальных групп и общин, коренных (аборигенных) народов, казаков, с учетом исторических и других местных традиций;
  15. иные положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация.

Последнее положение предполагает, что Федеральный закон оставил открытым перечень вопросов, которые могут регулироваться уставом муниципального образования. Каждый муниципалитет, в зависимости от особенностей организации и деятельности, может регулировать законодательные нормы и другие правила, которые являются обязательными для данной территории. Федеральный закон также указывает в ст. 8 что Устав муниципалитета разрабатывается муниципалитетом самостоятельно. Устав муниципального образования утверждается представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением.

По существу, в муниципальной практике закреплены следующие варианты принятия законов: (1) закон принимается в результате местного референдума; (2) Устав принимается представительным органом местного самоуправления большинством не менее 2/3 голосов его членов.

Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. В соответствии с постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 1997 г. «государственная регистрация Устава муниципального образования является обязательным условием вступления в силу Устава».

Рассмотрим пример из судебной практики:

«Болмасов, Давыдов, Трапезников обратились в суд с заявлением о признании недействительным: п. 4 ст. 6 Закона Рязанской области от 10 января 1996 г.« О местном самоуправлении в Рязанской области»в части, устанавливающей, что устав Муниципалитет вступает в силу после его регистрации, а пункт 1 статьи 5 Закона Рязанской области от 25 января 1996 года «О порядке регистрации уставов муниципальных образований в Рязанской области» в части установления требования государственная регистрация устава муниципального образования является необходимым условием вступления устава в силу.

В то же время они ссылались на противоречие названных Законов области в этой части п. 5 ст. 8 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования) и это обстоятельство не связано с фактом регистрации устава.

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда удовлетворила требования заявителей, признав указанные положения законов Рязанской области не соответствующими названному Федеральному закону.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила решение суда первой инстанции и вынесла новое решение об отказе заявителей в удовлетворении их требований.

В знак протеста заместитель Генерального прокурора Российской Федерации поднял вопрос об отмене кассационной жалобы в связи с неправильным применением норм материального права.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации 29 октября 1997 года отклонил протест, указав следующее.

По мнению прокурора, установление законом субъекта Российской Федерации норм, связывающих вступление в силу уставов муниципальных образований с их предварительной государственной регистрацией, выходит за рамки компетенции субъекта Российской Федерации и является противоречивым с положением Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

Нельзя согласиться с доводами протеста.

В силу статьи 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «П.» Ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). ).

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации федеральные законы и законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с ними, издаются на объектах совместной юрисдикции Российской Федерации и субъекты Российской Федерации. Исходя из вышеупомянутых конституционных положений, кассационная инстанция обоснованно указала, что в статье 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации Федерация включает, в частности, принятие и изменение законов субъектов Российской Федерации. Федерация по местному самоуправлению, устанавливающая порядок регистрации уставов муниципальных образований (пункты 1, 16).

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 настоящего Федерального закона устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, и в соответствии с пунктом 5 того же Закона, Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что, как было указано в протесте, нормы, оспариваемые заявителями в отношении процедуры регистрации уставов муниципалитетов и их вступления в силу, были приняты субъектом Российской Федерации. Федерация сверх своей компетенции или противоречит названному Федеральному закону.

Логическое толкование вышеупомянутых статей Федерального закона позволило кассационной инстанции сделать правильный вывод о том, что акт государственной регистрации устава муниципального образования является обязательным этапом соответствующего унифицированного нормотворческого процесса после принятия Устав и предшествует его опубликованию (обнародованию), после чего Устав вступает в силу.

В связи с этим суд второй инстанции указал на ошибочный подход суда первой инстанции, который рассматривал этапы принятия, регистрации и опубликования (обнародования) устава в отрыве друг от друга.

Аргумент в знак протеста о том, что регистрация уставов муниципалитетов означает вмешательство органов государственной власти в осуществление полномочий местного самоуправления, является необоснованным, поскольку противоречит Конституции Российской Федерации и названному Федеральному закону.

Требование о государственной регистрации уставов муниципальных образований касается установления общих принципов организации местного самоуправления, которые являются предметом совместной юрисдикции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому такая регистрация не может рассматриваться как участие органов государственной власти в осуществлении полномочий местного самоуправления, а, напротив, является необходимым условием деятельности местного самоуправления. Положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о том, что основания для отказа в регистрации устава могут составлять только противоречие его Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и законы субъекта выступают в качестве гарантии соблюдения прав местного самоуправления на данном этапе. От РФ и сам отказ может быть обжалован гражданами и местными органами власти в судебном порядке.

Таким образом, суд второй инстанции принял законное и обоснованное решение».

Субъект Российской Федерации вправе определять конкретные механизмы регистрации устава муниципального образования.

Так, Закон города Москвы «О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в городе Москве» устанавливает следующее: «Устав подается на государственную регистрацию главой муниципального образования в течение 10 дней». со дня его принятия муниципальным собранием муниципального образования или со дня официального опубликования результатов местного референдума по уставу.

Документом, подтверждающим государственную регистрацию устава, является свидетельство о государственной регистрации, выданное уполномоченным органом (Приложение 1). Решение о государственной регистрации устава принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения документов.

Государственная регистрация устава осуществляется путем внесения записи в Государственный реестр уставов муниципальных образований города Москвы с указанием регистрационного номера и даты регистрации.

Принятие уполномоченным органом решения об отказе в государственной регистрации устава не является препятствием для повторного представления устава на государственную регистрацию после устранения замечаний, указанных в решении уполномоченного органа. За регистрацию уставов плата не взимается.

Устав должен быть официально опубликован в течение 10 дней после получения свидетельства о его государственной регистрации. Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования.

Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. 

Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и законам субъекта Российской Федерации. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в суде.

В качестве примера рассмотрим определение Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 1999 г. N 60-О "В случае проверки конституционности положений статей 4, 5 и 6 части второй статьи 7 и статьи" 9 Закона Санкт-Петербурга "О порядке регистрации уставов муниципальных образований Санкт-Петербурга".

Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи В.Г. Стрекозов, судьи Н.Т. Ведерников Ю.М. Данилов, Л.М. Жаркова, В.Д. Зорькин В.О. Лучин О.С. Хохрякова, с участием адвоката Д.М. Кирдяшкин - представитель Администрации Санкт-Петербурга в качестве стороны, направившей запрос в Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей 125 (пункт "б" части 2) Конституции Российской Федерации, подпункт " б "пункта 1 части первой статьи 3, подпункт" б "пункта 1 части второй статьи 22, статьи 36, 84, 85 и 86 Федерального конституционного закона" О Конституционном Суде Российской Федерации " , рассмотрев в открытом заседании дело о проверке конституционности положений статей 4, 5 и 6 части второй статьи 7 и статьи 9 Закона Санкт-Петербурга от 9 декабря 1997 г. «О порядке регистрации Уставы муниципальных образований Санкт-Петербурга».

Поводом к рассмотрению дела послужило требование Администрации Санкт-Петербурга о проверке конституционности указанных положений Закона Санкт-Петербурга «О порядке регистрации уставов муниципальных образований Санкт-Петербурга». Основанием для рассмотрения дела послужила выявленная неопределенность в вопросе о соответствии этих норм Конституции Российской Федерации.

Выслушав доклад судьи-докладчика Л.М. Жаркова, объяснения представителя партии, выводы экспертов - доктора юридических наук А.Е. Постникова и кандидата юридических наук Л.А. Ревенко, выступления приглашенных на заседание представителей: от государства Дума - ВВ Лазарев, от Совета Федерации до И.Б. Власенко, от Верховного Суда Российской Федерации до М.Н. Лаврентьев, из Министерства юстиции Российской Федерации Т.Е. Шуберт, из Генеральной прокуратуры Российской Федерации А.А. Белкин, из Аппарата Президента Российской Федерации по вопросам местного самоуправления А.А. Замотаев, изучив представленные документы и другие материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил.

В соответствии с частью первой статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 9 декабря 1997 года «О порядке регистрации уставов муниципальных образований Санкт-Петербурга» Устав муниципального образования зарегистрирован Законодательным собранием. Санкт-Петербург. Другие положения статьи 4, а также статьи 5 и 6, вторая часть статьи 7 и статья 9 устанавливают условия и порядок представления хартии, ее рассмотрения и регистрации Законодательным собранием, а также правила, касающиеся регистрация и ведение реестра уставов.

В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Администрация Санкт-Петербурга утверждает, что эти положения, определяющие полномочия Законодательного собрания Санкт-Петербурга по регистрации уставов муниципалитетов, нарушают принцип разделения властей, закрепленный в статье 10. Конституции Российской Федерации, поскольку регистрация законодательных актов, по мнению заявителя, относится к исполнительной и административной деятельности, по своему характеру является административной функцией и должна осуществляться органами исполнительной власти. Кроме того, заявитель считает, что полномочия представительного органа по регистрации устава не соответствуют статьям 12 и 133 Конституции Российской Федерации, которые гарантируют независимость местного самоуправления и право на его судебную защиту.

Вопрос о порядке регистрации устава муниципального образования прямо не регулируется Конституцией Российской Федерации. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает порядок регистрации устава муниципального образования в рамках полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Федерация в сфере местного самоуправления (пункт 16 статьи 5). В то же время в настоящем Федеральном законе определены некоторые основные положения, связанные с этой процедурой, а именно: устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации; основанием для отказа в государственной регистрации устава может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и законам субъекта Российской Федерации; Отказ в регистрации устава может быть обжалован гражданами и местными органами власти в суде (пункты 3 и 4 статьи 8). На основании и в соответствии с этими положениями законодатель субъекта Российской Федерации вправе определять конкретные механизмы и процедуры регистрации уставов муниципальных образований.

Установление порядка регистрации устава муниципального образования (в том числе определение того, какой государственный орган его осуществляет), таким образом, является предметом юрисдикции субъекта Российской Федерации и также находится за пределами юрисдикции Российской Федерации. как совместная юрисдикция Российской Федерации и ее субъектов, т.е. в данном случае субъекты Российской Федерации по смыслу статей 73 и 76 (часть 4) в сочетании со статьями 5 (часть 3), 71, 72 (пункт «п» части 1) и 76 (части 1, 2, 3, 5 и 6) Конституции Российской Федерации, имеют полную государственную власть и осуществляют собственное правовое регулирование.

В соответствии со статьей 125 (пункт "б" части 2) Конституции Российской Федерации и подпунктом "б" пункта 1 части первой статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" "Конституционный Суд Российской Федерации в связи с требованием исполнительной власти субъекта Российской Федерации проверяет конституционность закона субъекта Российской Федерации, если этот закон издан по вопросу связанные с юрисдикцией органов государственной власти Российской Федерации и совместной юрисдикции органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с иными законами субъекта Российской Федерации, как следует из пункта 7 части первой статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации вправе проверять по таким запросам, предусмотрено ли это договорами, заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации о разграничении субъектов юрисдикции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Российская Федерация.

Закон Санкт-Петербурга «О порядке регистрации уставов муниципальных образований Санкт-Петербурга» издан по вопросу, отнесенному Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к юрисдикция органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а не юрисдикция органов государственной власти Российской Федерации или совместная юрисдикция органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Соглашение о разграничении субъектов юрисдикции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербург, утвержденное Законом Санкт-Петербурга от 28 июня , 1996 г. Конституционным Судом Российской Федерации право проверять конституционность таких законов по запросам органов государственной власти Санкт-Петербурга не предусмотрено. Что касается соответствующих положений указанного Федерального закона, то они не оспариваются в запросе Администрации Санкт-Петербурга.

При таких обстоятельствах ходатайство о проверке конституционности положений санкт-петербургского закона «О порядке оформления уставов муниципальных образований Санкт-Петербурга» в силу части второй статьи 85 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» не может быть признано приемлемым, и поэтому производство по данному делу в соответствии с пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и статьей 68 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде» Российской Федерации "подлежит прекращению.

Проверка соответствия Устава Санкт-Петербурга оспариваемым положениям Закона Санкт-Петербурга «О порядке регистрации уставов муниципальных образований Санкт-Петербурга» относится к полномочиям Уставного суда Санкт-Петербурга. Петербург как орган конституционного контроля, вытекающий из статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и предусмотренный статьями 50 и 51 Устава Санкт-Петербурга.

Другие суды при рассмотрении конкретных дел, связанных с отказом в регистрации уставов муниципальных образований, в соответствии с решением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 г. по делу о толковании некоторых положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, имеют право самостоятельно решать, руководствуясь статьей 120 (часть 2) в ее связи со статьей 76 (части 3, 5 и 6) Конституции Российской Федерации, какой закон применяется в случаях противоречия между федеральным законом и законодательством субъекта Российской Федерации. Статьи 76, 118, 120, 125, 126, 127 и 128 Конституции Российской Федерации не исключают право законодателя конкретно предусматривать осуществление судами общей юрисдикции и арбитражными судами административной процедуры полномочий проверять соответствие законов субъектов Российской Федерации иным актам, имеющим большую юридическую силу, за исключением Конституции Российской Федерации.

Заявитель считает, что порядок регистрации уставов муниципальных образований Санкт-Петербурга в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, закрепленный в оспариваемых нормах, значительно снижает эффективность механизма судебной защиты прав местного самоуправления, установленного Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство, поскольку специфические особенности законодательного органа (его коллегиальность, особый статус депутатов) могут препятствовать исполнению решения суда о незаконности и необоснованности отказа в такой регистрации, что, По мнению заявителя, нарушаются статьи 12 и 133 Конституции Российской Федерации, которые гарантируют независимость и право на судебную защиту местного самоуправления.

В соответствии со статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, а также пунктом 3 части первой статьи 3, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации проверяет жалобы о нарушении конституционных прав и свобод граждан на конституционность законов, издаваемых не только по вопросам, отнесенным к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и совместной юрисдикции органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации - предметом проверки может быть также закон, изданный по вопросу, отнесенному к компетенции государственных органов органами власти субъектов Российской Федерации, если имеется жалоба на нарушение конституционных прав и свобод граждан, права и свободы которых нарушаются в соответствии с законом, применяемым или подлежащим применению в конкретном случае. Граждане и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе, вправе подать такую ​​жалобу.

Однако, как следует из представленных материалов, заявитель фактически ставит вопрос не о существующих, а о возможных нарушениях конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления в связи с процедурой, установленной Законом Санкт-Петербурга. «О порядке регистрации уставов муниципальных образований Санкт-Петербурга». Все уставы муниципалитетов Санкт-Петербурга зарегистрированы, и суды не рассматривали дела по спорам об отказе в их регистрации. Жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод оспариваемыми положениями указанного Закона Санкт-Петербурга не были получены Конституционным Судом Российской Федерации. Следовательно, проверка конституционности оспариваемых норм Закона Санкт-Петербурга «О порядке регистрации уставов муниципальных образований Санкт-Петербурга» в настоящем деле не может быть осуществлена ​​Конституционным Судом Российской Федерации. не только по требованию исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ст. 125, п. «б» ч. 2 Конституции РФ), но и в порядке, предусмотренном для рассмотрения дел по жалобам о нарушении о конституционных правах и свободах граждан (статья 125, часть 4 Конституции Российской Федерации).

В силу статей 10 и 118 Конституции Российской Федерации и в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» судебные решения являются обязательными для всех государственных органов без исключения и подлежат строгое исполнение; их неисполнение влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом. Поэтому постановление суда, согласно которому отказ в регистрации устава муниципального образования признается незаконным, должно обязательно исполняться независимо от того, какой государственный орган - законодательный или исполнительный - принял решение об отказе. Коллегиальный характер законодательного органа и связанные с ним особенности принятия им решения не могут служить препятствием для исполнения решения суда о незаконности его решения и, следовательно, не могут служить основанием для оценки нормативного акта в соответствии с которой такое решение принято как неконституционное.

На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, статьи 68, частей первой и четвертой статьи 71, частей первой и второй статьи 79 и части второй статьи 85 Федерального конституционного закона "О Конституционный Суд Российской Федерации ", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

  1. Прекратить производство по требованию Администрации Санкт-Петербурга для проверки конституционности положений статей 4, 5 и 6, части второй статьи 7 и статьи 9 Закона Санкт-Петербурга от Изд. 9 декабря 1997 г. «О порядке регистрации уставов муниципальных образований Санкт-Петербурга», устанавливающих полномочия Законодательного собрания Санкт-Петербурга по регистрации уставов муниципальных образований.
  2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по данному делу является окончательным и обжалованию не подлежит.
  3. В соответствии со статьей 78 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее Определение подлежит опубликованию в Сборнике законодательных актов Российской Федерации, «Российской газете», официальных публикациях органов государственной власти св. Петербурга, а также в "Бюллетене Конституционного Суда Российской Федерации".

Итак, Устав муниципального образования является локальным законом, в соответствии с которым строится работа администрации, собраний депутатов, общественных объединений, их взаимоотношения, права, обязанности и ответственность. Устав муниципалитета является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию независимости местного самоуправления. Этот документ четко определяет компетенцию представительных и исполнительных органов, что помогает в работе местной администрации. На территории муниципальных образований работают многочисленные партии: Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия, Народно-демократическая республика, Отечество, ДРП и др .; общественные движения, профсоюзы, «Союз предпринимателей», Совет ветеранов, Совет женщин и т. д. проявляют большую активность. Устав регулирует права всех организаций, партий, движений.

Вывод:

Местное самоуправление - признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под его ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления. Местное самоуправление как выражение власти народа является одной из основ конституционного строя Российской Федерации и выступает как форма гражданской инициативы населения, проявление его социальной активности, умение участвовать в управление своими делами и нести ответственность за это.

Органы местного самоуправления в концентрированном виде должны выражать социально-экономические и духовные потребности и интересы местного сообщества.

Местное самоуправление в России является результатом одной из важнейших демократических и либеральных реформ, которая началась в 1991 году с принятия Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». Особенностью формирования МСУ в России, в отличие от западных демократий, является перераспределение власти и собственности «сверху вниз» - от государства к местным органам власти, то есть децентрализация власти, в то время как в большинстве европейских стран Местное самоуправление развивалось практически параллельно и одновременно с образованием государства и в борьбе с ним за свои права. Это, несомненно, оставило свой негативный отпечаток на характере МСУ и его отношениях с государственным управлением в России.

Конституция Российской Федерации, как основа создания территориальной основы местного самоуправления, признала административно-территориальный принцип, придавая особое значение городским и сельским поселениям и допуская возможность местного самоуправления на других территориях. Все административно-территориальные единицы, осуществляющие право на самоуправление, получили название муниципального образования.

Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией, часть поселения, другая обитаемая территория, на которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. правительство. Кроме того, под муниципальным образованием понимается субъект муниципального права, население, проживающее в городском или сельском поселении или на другой территории.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают и изменяют законы, определяющие территориальные основы местного самоуправления в регионе, на территории муниципальных образований; регулировать законами особенности, в том числе территориальную организацию местного самоуправления, с учетом исторических и других местных традиций; установить и изменить порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципалитетов, установить и изменить их границы и названия; имеют право выступать с инициативой установления и изменения границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципалитетов.

В процессе правового регулирования организации и деятельности местного самоуправления значительное место принадлежит его актам. Органы местного самоуправления принимают решения по таким важным вопросам местной жизни, как: структура органов местного самоуправления, разграничение полномочий между отдельными муниципальными органами и их должностными лицами, административно-территориальная организация муниципалитета, бюджетная структура и бюджетный процесс в муниципалитете, муниципальные займы и кредиты, правила учета нуждающихся в жилой площади и т. д.

Правовой акт местного самоуправления - это официальный документ, принятый непосредственно населением муниципалитета или органом местного самоуправления или его должностным лицом в пределах его полномочий и устанавливающий общеобязательные правила для субъектов местного самоуправления. Правительство в соответствии с российским законодательством и уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования является основным нормативно-правовым актом, определяющим статус муниципального образования; нормативный и учредительный акт.

Устав муниципалитета детально определяет вопросы местного значения, относящиеся к юрисдикции муниципалитета; система местного самоуправления; регулируются территориальные, финансовые, экономические и организационные основы местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; полномочия отдельных муниципальных органов и их должностных лиц разграничены; гарантии местного самоуправления и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Юридическая значимость устава муниципального образования заключается в том, что он является правовым актом, которым городской, сельский, а также иной населенный пункт устанавливает свой статус муниципального образования, то есть субъектов юрисдикции, прав, обязанностей и компетенции. органов местного самоуправления, обеспечивающих реализацию местного самоуправления населением соответствующего муниципального образования.

Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Субъект Российской Федерации вправе определять конкретные механизмы регистрации устава муниципального образования.