Уровень жизни и динамика доходов населения в России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 10.06.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Место и роль экономической теории в развитии общества
Потребности как движущая сила развития экономики 
Экономический рост, его темпы и модели
Развитие рынка труда в России 


Введение:

Во все времена основной целью деятельности государства было улучшение благосостояния населения страны. Важнейшим критерием оценки эффективности социально-экономической политики государства является уровень жизни населения.

В первой статье Конвенции МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики», принятой в апреле 1964 года, четко говорится, что «Любая политика должна, прежде всего, быть направлена ​​на достижение благосостояния и развития населения. Повышение уровня жизни населения следует рассматривать в качестве основной цели при планировании экономического развития».

С началом экономических реформ, направленных на развитие свободного функционирования рыночных отношений, в России началось быстрое расслоение общества, ускорилась дифференциация доходов населения и экономический кризис 2008-2009 гг. усугубила эту проблему, что сделало проблему повышения уровня жизни населения особенно актуальной.

Объектом исследования является уровень жизни населения России на современном этапе.

Целью данной курсовой работы является анализ уровня жизни и динамики доходов населения России, выявление тенденций благосостояния граждан России в период 2005-2010 гг., а также выявление перспективных направлений государственной политики по совершенствованию уровень жизни населения.

Для достижения этой цели были выбраны следующие задачи:

  1. Познакомиться с понятием и системой показателей уровня жизни;
  2. Проанализировать динамику частных показателей уровня жизни населения России в 2005-2010 гг.;
  3. Проанализировать динамику обобщенных показателей уровня жизни населения России по сравнению с другими странами.
  4. Определить основные направления государственной политики по повышению уровня жизни населения Российской Федерации.

Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе рассматриваются понятия уровня и качества жизни, определяются основные различия между этими категориями, определяется система показателей уровня жизни, выделяются наиболее важные частные и обобщенные показатели. Вторая глава посвящена анализу основных показателей уровня жизни населения России в период 2005-2010 гг. Глава 3 определяет направления повышения уровня жизни россиян на примере концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

 

Понятие уровня и качества  жизни

 

В настоящее время не существует единодушного мнения в определении понятий "уровень жизни" и "качество жизни". Часто они используются как взаимозаменяемые, а перечни показателей, которые их описывают, во многом совпадают. Общим у понятий уровня и качества жизни является то, что они оба показывают степень удовлетворения потребностей людей. Однако есть ряд существенных различий.

Уровень жизни - степень обеспеченности населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных( рациональных) потребностей.

Можно выделить четыре уровня жизни  населения:

  • достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);
  • нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);
  • бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы);
  • нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).

Решающее влияние на уровень жизни населения оказывают прежде всего экономические факторы: уровень экономического развития и доходов населения.

 

Уровень жизни и динамика доходов населения в России

 

Качество жизни представляет собой  более широкое понятие, поскольку  при оценке качества жизни учитываются  все сферы общественной жизни. Качество жизни - это комплексная характеристика условий жизнедеятельности населения, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей и связана с восприятием людьми своего положения в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе.

Качество жизни в первую очередь  определяется природно-климатическими, экологическими, техногенными и политическими  факторами. На динамику качества жизни  значительное влияние оказывают изменения в экологии, то есть степень загрязненности атмосферы, водных источников, земли. С социальной стороны определяющее воздействие на качество жизни оказывает возможность для каждого трудоспособного человека реализовать себя в трудовой деятельности, условий труда, продолжительность рабочего времени, степень защиты жизни, достоинства, имущества. К политическим факторам относится степень реальной демократии, таких демократических свобод, как свобода слова, собраний, деятельности партий и общественных организаций, свободные выборы государственных законодательных и исполнительных органов и т.д.

Для измерения качества жизни недостаточно статистических показателей, даже очень подробных и достоверных, необходимы субъективные оценки соответствия этих параметров потребностям людей. По своей природе качество жизни - это объективно-субъективная характеристика условий существования человека, которая зависит от развития потребностей самого человека и его субъективных представлений и оценок своей жизни. Некоторые объективные составляющие качества жизни могут быть более актуализированы в сознании человека, другие менее, третьи совсем не актуальны в силу опыта, культурного капитала, ценностных предпочтений.

Данные категории находятся  в тесной взаимосвязи, но движение их показателей, как количественных, так и качественных, осуществляется не только синхронно, но часто в противоположных направлениях. Так при повышении уровня жизни в зависимости и на основе роста доходов населения, качество жизни может ухудшаться в случае ухудшения экологической обстановки, природных или техногенных катастроф, увеличения преступности и т.д.

 

Система показателей уровня  жизни

 

Различают частные показатели уровня жизни, которые количественно характеризуют отдельные стороны уровня жизни. Такие индикаторы объединяются в группы, каждая из которых характеризует удовлетворение потребностей в соответствующей области( здоровье, питание и т.д.). Совокупность частных индикаторов образует систему показателей уровня жизни.

Отсутствие единства в понимании сущности, содержания и границ близких, но принципиально различных категорий, как уровень и качество жизни, обуславливает различные подходы к системе показателей уровня жизни. 

Наиболее полной и отвечающей современным  требованиям служит система "Основные показатели уровня жизни населения  в условиях рыночной экономики", разработанная в Центре экономической  конъюнктуры и прогнозирования  при Министерстве экономики РФ в 1992 г. В ней представлено 7 разделов, охватывающих 40 показателей

Система показателей статистики уровня жизни включает следующие разделы:

  • доходы населения;
  • расходы и потребление населением материальных благ и услуг;
  • сбережения;
  • накопленное имущество и обеспеченность населения жильем;
  • дифференциация доходов населения, уровень и границы бедности;
  • социально-демографические характеристики;
  • обобщающие оценки уровня жизни населения. Их применение связано с тем, что показатели, обычно рассматриваемые как наиболее важные для анализа уровня жизни (доход, потребление), однако они не охватывают все его аспекты.

Наиболее важные 12 показателей  в систему показателей для  оценки хода экономической реформы  в России в раздел 10 "Социальная сфера, жизненный уровень населения" и в подраздел 10.3 "Уровень жизни". Эта Система показателей разработана Министерством экономики РФ и Госкомстатом России, введена в действие с 1993 г. К 12 показателям относятся:

  1. Средняя оплата труда работников.
  2. Покупательная способность населения со средними заработной платой и пенсией.
  3. Минимальный потребительский  бюджет по основным социально-демографическим  группам населения.
  4. Прожиточный минимум по основным  социально-демографическим группам  населения.
  5. Численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного (физиологического) минимума.
  6. Потребление продуктов питания  в домашних хозяйствах с различным  уровнем среднедушевого дохода.
  7. Денежные доходы и расходы  определенных социально-демографических групп населения.
  8. Показатели дифференциации населения.
  9. Соотношение среднедушевых доходов  10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.
  10. Индекс концентрации доходов  населения (коэффициент Джини).
  11. Структура потребительских расходов различных социально-демографических групп населения.
  12. Распределение населения по  размеру среднедушевого дохода.

В системе показателей уровня жизни  главными и определяющими являются показатели денежных и реальных доходов  населения.«Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение просроченной задолженности), социальные выплаты (пенсии, пособия, стипендии, страховые возмещения и прочие выплаты), доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы». Для сопоставления доходов по регионам, отраслям или социальным группам рассчитываются показатели доходов в расчете на душу населения.

Среднедушевые денежные доходы исчисляются как отношение общей суммы денежных доходов населения за год (или текущий период) к среднегодовой численности наличного населения.

Среднемесячная номинальная  начисленная заработная плата исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде. В фонд заработной платы включаются начисленные работникам суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая системный характер. Пособия, получаемые работниками из государственных социальных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и среднемесячную заработную плату.

Средний размер назначенных  пенсий определяется делением общей суммы назначенных пенсий (1995-2001 гг. - с учетом компенсации) на численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (до 2002 г. - в органах социальной защиты населения.

Для объективного представления об уровне жизни населения необходимо дополнять среднедушевые показатели данными о дифференциации доходов, которая может быть представлена:

  • в виде распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов(показатели численности или долей постоянного населения, сгруппированные в заданных интервалах по уровню этих доходов);
  • с помощью коэффициента фондов(дифференциации доходов), отражающего соотношение 10 % наименее и 10 % наиболее обеспеченного населения.

Коэффициент дифференциации доходов рассчитывается путем сопоставления девятого (Д9 ) и первого (Д1 ) децилей:

  • в виде коэффициента Джини, характеризующего концентрацию доходов- степень отклонения линии фактического распределения общего объема денежных доходов населения от их равномерного распределения.
  • где Li , Li-1 - доля населения в интервале; Si , Si-1 - доля суммарного дохода (на начало и конец i-го интервала).

Денежные расходы домашних хозяйств – сумма фактических затрат членов домашнего хозяйства за определенный период, включающая:

  • потребительские расходы;
  • расходы, не связанные с потреблением (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные организации, возврат банковских ссуд, проценты за товарный кредит и др.).

Денежные расходы не включают: инвестиции; затраты на приобретение иностранной  валюты, ценных бумаг; средства, положенные на банковские счета.

Для определения расходов населения используется три основных источника информации: выборочное обследование, торговая статистика и баланс доходов и расходов.

При изучении уровня жизни населения необходимо проанализировать уровень бедности. Бедность определяется как состояние нехватки жизненных средств, нужды, не позволяющее удовлетворять насущные потребности индивида или семьи. Российская официальная статистика определяет численность бедного населения согласно абсолютной концепции бедности, по которой живущими за чертой бедности признаются граждане, имеющие доходы ниже официально установленного прожиточного минимума. Европейские страны ориентированы на измерение бедности как относительного показателя, то есть бедным считается гражданин с доходами ниже 60 % медианного дохода по стране( доход, ниже и выше которого располагаются доходы двух групп граждан по 50 % населения). В категорию относительно бедных попадают люди, не испытывающие затруднений с питанием, но не могут позволить себе культурный отдых, образование и т.д.

Ввиду отсутствия единого обобщающего  показателя, характеризующего уровень  бедности населения, для его анализа рассчитывается целый ряд статистических показателей, отражающих различные стороны данной категории и которые можно сгруппировать в следующие основные блоки.

Показатели уровня или масштаба  бедности: численность и доля населения ниже определенного значения, законодательно установленного прожиточного минимума или медианного уровня доходов. Либо ниже уровня предлагаемого международными организациями, например Всемирным банком, так называемая монетарная бедность.

В Российской Федерации для измерения уровня бедности на государственном и региональном уровнях используется показатель численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины (минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности), а также обязательные платежи и сборы.

Прожиточный минимум сопоставляется с доходами домашнего хозяйства, состоящими из поступлений текущего характера в денежной форме и  натуральной в течение определенного периода времени (месяц, квартал, год). Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума.

Показатели глубины бедности, характеризуют положение бедного населения. К ним можно отнести, публикуемые Росстатом: показатель дефицита денежных доходов и дефицита располагаемых ресурсов; показатель численности и доли крайне бедного населения, то есть населения с доходами ниже 0,5 прожиточного минимума, индексы глубины и индексы остроты бедности (индексы Фостера-Грира-Торбека).Дефицит денежного дохода: сумма средств, необходимая для доведения показателей денежных доходов домохозяйств до величины прожиточного минимума:

  • где n – число домашних хозяйств с доходами ниже прожиточного минимума;
  • mi – число членов i-го домохозяйства;
  • cmini – среднедушевая величина прожиточного минимума для i-го домохозяйства, рассчитанная с учетом его половозрастной структуры;
  • di – среднедушевой доход i-го домохозяйства, имеющего доходы ниже прожиточного минимума.

Индекс глубины бедности показывает, насколько доходы домашних хозяйств в среднем ниже прожиточного минимума и зависит от того, насколько ниже относительно черты бедности расположены доходы бедных, и рассчитывается по формуле:

  • где S - общая численность обследованного населения;
  • (cmini – di) :cmini – относительный уровень дефицита дохода в расчете на 1 члена i-го домохозяйства, имеющего доход ниже прожиточного минимума.

Индекс остроты бедности

Для характеристики обеспеченности населения жильем в СНС используются следующие показатели:

  • общая площадь жилых помещений,  приходящаяся в среднем на  одного человека
  • удельный вес числа семей,  состоявших на учете в качестве  нуждающихся в жилых помещениях
  • средний размер одной квартиры  в м

Любая система показателей должна завершаться обобщающим показателем, обеспечивающим методологическое единство всех частных показателей системы и однозначную оценку уровня и динамики исследуемого процесса. Частные показатели отражают количественную и качественную сторону одного из аспектов уровня жизни. Однако дать единую количественную оценку динамики уровня жизни или провести сравнительный анализ по регионам, используя рассмотренные показатели, практически невозможно Существует объективная необходимость в создании обобщающего показателя уровня жизни населения агрегировании в нем основных параметров, отражающих данную категорию.

В настоящее время такого показателя не существует, поэтому часто используются в качестве обобщающих показателей используют основные индикаторы экономики.

К ним относятся объем валового внутреннего продукта, национальный доход и чистый национальный располагаемый доход. В статистической практике наиболее широко применяется показатель объема ВВП, являющегося конечным результатом производственной деятельности. Для анализа уровня жизни, его динамики и проведения сравнительной характеристики по регионам объем ВВП рассчитывается в реальном выражении ( в постоянных ценах ) на душу населения. При проведении международных сопоставлений данный показатель оценивается в долларах на основе паритета покупательной способности валюты.

В СНС ООН 1993 г. используется определение  дохода, предложенное Дж. Хиксом: доход - это максимальная сумма, которая  может быть израсходована в течение определенного периода на потребление при условии, что собственный капитал хозяйствующего субъекта за этот период не уменьшится. Показатели доходов домашних хозяйств отражают этапы распределения доходов.

Первичные доходы (ПД) -доходы, полученные домашними хозяйствами в результате первичного распределения добавленной стоимости: оплата труда (включая отчисления на социальное страхование), смешанные доходы, чистые доходы от собственности, прибыль и приравненные к ней доходы от жилищных услуг, оказываемых для собственного потребления владельцем занимаемого им жилья. Национальный доход – сумма первичных доходов резидентов страны за определенный период в рыночных ценах.

Часть первичных доходов передается в другие сектора экономики: текущие  налоги на доходы и собственность, отчисления на социальное страхование, добровольные взносы и пожертвования, штрафы. Домашние хозяйства также получают текущие трансферты: социальные выплаты (пенсии, стипендии, пособия), страховые премии и возмещения и т.п.

Располагаемые доходы (РД):

  • РД = ПД + ΔТТ
  • где ΔТТ - сальдо текущих трансфертов, полученных и переданных другим секторам.

Располагаемый национальный доход  – национальный доход с учетом сальдо текущих трансфертов, полученных и переданных “остальному миру”.

За счет располагаемого дохода осуществляются расходы домашних хозяйств на конечное потребление, а разница между ними образует сумму сбережения данного сектора.

Скорректированный располагаемый доход (СРД) – располагаемый доход с учетом трансфертов в натуральной форме (бесплатные услуги учреждений здравоохранения, образования, культуры и т.д.):

  • СРД = РД + СТ
  • где СТ - социальные трансферты в натуральной  форме, получаемые домашними хозяйствами от органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Демографические показатели - коэффициент младенческой смертности, ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Тесно коррелируют с макроэкономическими показателями, отражают качественную характеристику уровня жизни.

Реальные доходы и покупательная способность

Реальная начисленная  заработная плата характеризует покупательную способность заработной платы в отчетном периоде в связи с изменением цен на потребительские товары и услуги по сравнению с базисным периодом. Для этого рассчитывается индекс реальной начисленной заработной платы путем деления индекса номинальной начисленной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.

Индекс стоимости жизни. Рассчитывается в нашей стране с 1920-х гг. Стоимость жизни зависит от а) динамики потребительских цен и б) структуры потребления. Метод расчета:

  • определяется набор потребительских благ (потребительская корзина), типичный для определенной группы населения;
  • сопоставляется стоимость потребительской корзины в текущих и базисных ценах.

В конце 50-х -начале 60-х гг. в большинстве  зарубежных стран название показателя изменено на “индекс потребительских  цен”.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Предложен группой специалистов Программы развития ООН. Включает 3 показателя, отражающих наиболее важные аспекты уровня жизни:

  1. ожидаемая продолжительность жизни при рождении (I1);
  2. достигнутый уровень образования (I2);
  3. реальный объем ВВП в расчете на душу населения в долларах США на основе паритета покупательной способности (ППС) (I3).

ИРЧП=I1+I2+I3

Расчет индекса каждого показателя (за исключением индекса реального  объема ВВП):

  • где xi, ximin, ximax -фактическое, минимальное и максимальное значение i-го показателя.
  • Для расчета индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении (I1) минимальное значение принимается равным 25 годам, а, максимальное — 85 годам.

Индекс достигнутого уровня образования (I2) рассчитывается как средняя арифметическая взвешенная из двух субиндексов: индекса грамотности среди взрослого населения (i21) весом 2/3 и индекса совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений (i22) весом 1/3.

При исчислении индекса грамотности  среди взрослого населения (в  возрасте от 15 лет и старше) хi min  принимается равным 0, a x i mаx = 100%. Индекс совокупной доли учащихся рассчитывается для лиц моложе 24 лет, а предельные значения доли принимаются такие же, как и в индексе грамотности (0 и 100%)

Индекс реального объема ВВП  в расчете на душу населения

В юбилейном Докладе  о развитии человека за 2010 год «Реальное богатство народов: пути развития человека» вводится ИРЧП, скорректированный с учетом неравенства – мера измерения уровня человеческого развития общества, учитывающая неравенство. При идеальном равенстве ИРЧП и ИРЧП, скорректированный с учетом неравенства, равны. Когда существует неравенство в распределении здоровья, образования и дохода, ИРЧП сред-него человека в обществе ниже, чем совокупный ИРЧП,; чем ниже ИРЧП, скорректированный с учетом неравенства (и чем больше разница между ним и ИРЧП), тем выше неравенство.

 

Анализ  частных показателей  уровня жизни населения РФ  в  период 2005-2010 гг.

 

Одним из важнейших показателей  благосостояния человека выступает  доход, так как он предопределяет потенциальную возможность населения приобретать товары и услуги и соответственно степень удовлетворения  потребностей. Рассмотрим как изменился объем и структура доходов россиян за 2005-2010 гг.

Наибольший удельный вес в структуре доходов граждан составляет оплата труда(63,6 % в 2005 г. и 66,4 % в 2010 г.). За рассматриваемый период отмечается увеличение удельного веса социальных выплат на 5,3 %  пунктов с 12,7 до 18 ,что свидетельствует об активизации государственной политики по поддержке граждан. Одним из последствий кризиса 2008 г. стало снижение доходов от собственности, составивших 8,2 % в 2009 г. и 4,3 % в 2010 г. За исследуемый период наблюдалась тенденция к снижению доходов от предпринимательской деятельности на 2,2 % пункта( с 11,4 % до 9,2 %).

Резко изменилось распределение населения по среднедушевому доходу. В 2005 году 23,2 % населения имели  среднедушевой доход ниже 3500 р., 17, 6 %  имели доход 5000-7000 р.,17, 1 % 7000-10000 р. В 2010 году население распределилось  по среднедушевому доходу следующим образом: наибольший удельный вес-23,3 % населения имеют доход 15000-25000 р.,20,3 % с доходом 10000-15000 р., появилась группа граждан с доходами более 25000 р.Распределение населения по среднедушевому доходу стало менее симметричным, смещенным вправо, неравномерным.

Для оценки дифференциации доходов рассмотрим показатели дифференциации - коэффициент Джини и коэффициент фондов.

Коэффициент Джини вырос в 2010 году по сравнению с 2005 годом с 0,409 до 0,420 и по-прежнему остается очень высоким, что свидетельствует о существенном отклонении линии фактического распределения общего объема доходов от их  равномерного распределения.

Для сравнения, в Норвегии коэффициент Джини равен 0,258,в  Германии – 0,283, в Швеции-0,250, во Франции-0,327,  в Украине -0,276, в Азербайджане-0,168, в Литве -0,358, в Беларусии-0,288.

До 2007 г. отмечается увеличение коэффициента фондов с 15,2 до 16,8 раз, после 2007 года данный коэффициент уменьшается, но незначительно. В 2010 г. коэффициент фондов равен 16,5 раза, что говорит о высокой степени дифференциации доходов населения. Доходы 10 % наиболее обеспеченного населения превышают доходы 10 % наименее обеспеченных в 16, 5 раз.

В Республике Беларусь в последние годы коэффициент фондов составляет 5,6  в Германии, Австрии, Франции составляет 5-7, Казахстане – 7,4, Украине – 8,7, Польше – 16,5, странах Балтии – 10,4-11,6. Критически допустимый уровень этого индикатора не должен превышать 10.

Анализ расходов населения позволяет  исследовать один из важнейших аспектов уровня жизни населения - потребление.

За период с 2005-2010 гг.структура расходов населения практически не изменилась. Большую часть расходов населения составляет покупка товаров и услуг( 69,6 % в 2005 г. и 69,8 % в 2010 гг.). До 2008 г. наблюдался рост  удельного веса обязательных платежей и взносов, составивших 12,3 % в 2008 г. ,против 10,1 % в 2005 г. Однако в целом за исследуемый период доля обязательных платежей и взносов практически не изменилась( 10,1% в 2005 г. и 10 % в 2010 г.). Доля расходов на приобретение недвижимости непрерывно увеличивалась до 2008 г.(прирост в 2008 г. по сравнению с 2005 г. составил 2,2 % пункта), снизившись в 2010 г. до 3%, что связано с экономическим кризисом 2008 -2009 г. Склонность к сбережению( прирост финансовых активов) сохраняется достаточно высокой ( 17,8 % в 2005 г. и 17 % в 2010 г.). В 2008 г. отмечалось перераспределение расходов населения, увеличилась доля расходов на покупку товаров и оплату услуг ( 74,1 %), увеличились расходы на приобретение недвижимости , составив 4,7 %, что привело к сокращению прироста финансовых активов на 5,8 % пункта с 14,7 % в 2007 г. до 8,9 %.

Важнейшее место в системе показателей  уровня жизни занимает характеристика потребления населением товаров и услуг. Рассмотрим, как изменилась за исследуемый период структура потребления основных продуктов питания.

В целом структура потребления  населением основных продуктов питания  стала более здоровой, в силу снижения потребления хлебных продуктов  с 113 кг.до 99 кг. в год, картофеля с 78 до 67 кг., увеличения потребления население овощей с 90 до 95 кг, фруктов и ягод с 51 до 64 кг., мясопродуктов с 64 до 73 кг,молока и молочных продуктов с 244 до 256 кг. и рыбы с 17 до 20 кг. в год в среднем на одного члена домохозяйства

Одним из наиболее острых проявлений проблемы социального неравенства выступает проблема бедности, ставшая  особо актуальной в России на переходном этапе развития.

В 2010 г.  величина прожиточного минимума составила 5688 р. В 2005 и 2008 году в процентах к предыдущему году отмечались самые высокие темпы роста величина прожиточного минимума -119 %, однако в 2009 и 2010 гг. отмечается снижение темпов прироста данной величины, составивших 12 и 10 % соответственно.

Наблюдается тенденция  к увеличению соотношения с величиной прожиточного минимума среднедушевых денежных доходов населения, среднемесячной  начисленной заработной платы и среднего размера назначенных пенсий. В 2005 г. соотношение среднедушевых доходов с величиной прожиточного минимума составило 269 %, а в 2010 г.-326 %.

Соотношение среднемесячной начисленной  заработной платы и величины прожиточного минимума составило в 2005 г. 263 % в 2005 г. и 345 % в 2010 гг.

Особенно заметно выросло соотношение  с величиной прожиточного минимума и среднего размера пенсий. В 2005 г. средний размер назначенных пенсий был меньше величины прожиточного  минимума и составляло 98 %, в 2010 же году он превышал величину прожиточного минимума в 1,65 раза.

Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума значительно уменьшилась за рассматриваемый  период с 25, 2 млн. до 18,5 млн. человек, сократившись на 4,6 % пункта и в 2010 г. составила 13,1 % от общей численности.

Поскольку доходы населения в значительной степени определяют размеры и  структуру потребительских расходов,  которые через мультипликационный механизм воздействуют на национальную экономику,  целесообразно определить ту границу, ниже которой доходам опускаться не следует. В соответствии с критериями экономической безопасности пороговым значением соотношения среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума считается три раза. То есть если среднедушевые денежные доходы превышают прожиточный минимум на величину,  не превышающую три раза, то они не только не могут стимулировать структурной перестройки национальной экономической системы, но и не выполняют таких функций заработной платы, как воспроизводственная и стимулирующая. 

Однако размер среднедушевого дохода впервые за пореформенные годы превысил прожиточный минимум в три раза только в 2007 г. Но, учитывая высокие показатели дифференциации доходов, этот показатель нуждается в корректировке:  исследование распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов показывает,  что только 40% населения получают доходы, соответствующие критериям экономической безопасности,  в то время как доходы оставшихся 60%  им не соответствуют.

Рассмотрим основные показатели, отражающие обеспеченность  населения жильем.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного человека увеличилась с 20,9 м2 до 22,6 м2 и на 2 % пункта сократился удельный вес семей, нуждающихся в жилых помещений, в общем числе семей(с 7 % до 5%). Общая площадь капитально отремонтированных жилых домов росла до 2009 г. и составила в 2009 г. 17316 тыс.м2, резко снизившись в 2010 г.-8660 тыс. м2. Таким образом, можно говорить о незначительном улучшении жилищных условий населения России.

 

Основные направления повышения уровня жизни населения России

 

Для решения основных проблем повышения  уровня жизни необходимо выработать систему мер, а именно:

  • повышение денежных доходов населения, снижение дифференциации доходов населения;
  • повышение обеспеченности населения благоустроенным жильем и качественными коммунальными услугами;
  • государственное регулирование занятости населения и улучшение условий труда;
  • совершенствование мер социальной поддержки и социального обслуживания населения;
  • доступность социальных услуг населению;
  • социальная ответственность бизнеса и благотворительность;
  • улучшение демографической ситуации.

17 ноября 2008 г. Правительством Российской  Федерации была утверждена Концепция  долгосрочного социально-экономического  развития Российской Федерации на период до 2020 года, одной из основных целей которой является определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020  годы)  устойчивого повышения благосостояния российских граждан.

Выделены основные направления повышения благосостояния граждан России:

  • развитие человеческого потенциала России, создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека,  улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды
  • преодоление негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышение качества жизни населения;
  • формирование условий для устойчивого повышения заработной платы, обеспечение возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы
  • создание эффективной адресной системы поддержки лиц, относящихся к категории бедных, и предоставления социальных услуг для пожилых людей, инвалидов и детей
  • качественное жилье российским семьям.

Повышение доходов граждан

Сегодня наблюдается серьезный  дисбаланс в доходах отдельных  групп населения. Заработная плата в бюджетной сфере существенно отстает от заработной платы граждан, занятых в экономике. Низок уровень пенсионного обеспечения, особенно лиц, трудовой стаж которых наработан еще в советское время. Недостаточно развиты механизмы адресной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Развитие пенсионной системы

Будут созданы условия, позволяющие  работающему человеку сформировать в системе обязательного пенсионного  страхования достаточные пенсионные накопления. В частности, будет реализован комплекс мер по укреплению накопительной составляющей пенсионной системы, урегулирован порядок финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии. А для лиц, не имеющих возможности по объективным причинам осуществлять полноценную трудовую деятельность, будет обеспечен необходимый уровень социальной поддержки.

Предстоит расширить инвестиционный портфель управляющих компаний в  целях предоставления возможности  повышения доходности инвестирования средств пенсионных накоплений при условии обеспечения их надежности.

Будут реализованы дополнительные меры, стимулирующие участие граждан  и работодателей в формировании накоплений на цели добровольного пенсионного  страхования и негосударственного пенсионного обеспечения. Предстоит реализовать комплекс мер по повышению уровня информированности населения по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионного страхования.

Итак, выше были рассмотрены частные индексы, характеризующие ту или иную сторону уровня жизни. Для того, чтобы оценить как изменился уровень жизни в целом необходимо проанализировать обобщающие показатели.

Введение новых систем оплаты труда

Будет продолжено совершенствование  нормативной правовой базы и созданы организационные механизмы, обеспечивающие повышение оплаты труда работникам, занятым в сферах науки, образования, здравоохранения и культуры, на основе перехода на новые системы оплаты труда.

Улучшение качества жизни  социально незащищенных групп населения

Будут реализованы меры по профилактике беспризорности и безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, обеспечена приоритетная поддержка различных форм семейного  устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, социальной поддержке семей с детьми-инвалидами, реабилитации детей, совершивших преступления и правонарушения, будет способствовать Фонд поддержки детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации.

Предстоит повысить эффективность  системы выплат социальных пособий, внедрить систему социальных контрактов при предоставлении адресной помощи бедным, создать механизм привлечения  частных организаций для социального  обслуживания лиц старшего возраста.

Доступное жилье

Повышению доступности жилья будет  способствовать Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, деятельность которого направлена на создание условий для реализации крупномасштабных программ строительства  качественного жилья с применением современных энергоэффективных и экологически чистых технологий. Территории массовой застройки должны быть обеспечены всей необходимой инженерной и социальной инфраструктурой. Будут созданы условия для привлечения частных инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений

Планируется развитие ипотеки и других инструментов, повышающих доступность жилья, а также повышение качества жилищно-коммунального обслуживания.

Эффективная политика занятости населения должна включать:

  • Содействие занятости молодежи, выпускников ВУЗов, мигрантов, лиц с ограниченными возможностями.
  • Проведение ярмарок вакансий, профессиональная переподготовка и переквалификация безработных граждан
  • Поощрение частного предпринимательства, предпринимательства в сельской местности.

 

Заключение

 

В ходе выполнения данной курсовой работы были рассмотрены понятия качества  и уровня жизни, определены  их основные отличия:

Качество жизни - это более широкое понятие, чем уровень жизни, определяющееся не только экономическими, но и политическими, экологическими, техногенными и пр. факторами.
Для измерения качества жизни недостаточно статистических показателей, даже очень подробных и достоверных, необходимы субъективные оценки соответствия этих параметров потребностям людей. По своей природе качество жизни - это объективно-субъективная характеристика условий существования человека, которая зависит от развития потребностей самого человека и его субъективных представлений и оценок своей жизни.

На основе анализа показателей  уровня жизни населения России  за 2005-2010 гг. можно сделать вывод,  что в целом отмечается незначительное  повышение уровня жизни россиян. Размер пенсии в реальном выражении увеличился в 2010 гг. по сравнению с 2005 годом на 25 % пунктов, сократилось число семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 7 % до 5%, увеличилась общая площадь капитально отремонтированных жилых домов и составила в 2009 г. 17316 тыс.м2 , уменьшилась численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума за рассматриваемый период с 25, 2 млн. до 18,5 млн. человек и в 2010 г. составила 13,1 % от общей численности.

Однако кризис 2008-2009 гг. оказал существенное влияние на доходы граждан. В реальном выражении отмечается снижение начисленной заработной платы за период 2005-2010 гг. на 8 % пунктов. В 2007 году рост реальной начисленной заработной платы был рекордным, составил 117 % , в последующие 2 года наблюдался отрицательный прирост. Реальные располагаемые денежные доходы снизились в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 10 % пунктов. В 2010 году положение немного улучшилось, прирост располагаемых денежных доходов в реальном выражении составил 2 % пункта.

По-прежнему актуальна для России проблема дифференциации доходов населения, о чем свидетельствуют коэффициенты Джини и дифференциации доходов: коэффициент Джини вырос в 2010 году по сравнению с 2005 годом с 0,409 до 0,420, а доходы 10 % наиболее обеспеченного населения превышают доходы 10 % наименее обеспеченных в 16, 5 раз, при том, что критический уровень данного показателя не должен превышать 10.

Среднедушевые денежные доходы превышают  прожиточный минимум в 3,3 раза, только 40 % граждан получают доходы, соответствующие критерию экономической безопасности (среднедушевые денежные доходы должны превышать уровень прожиточного минимума более чем в 3 раза).

В рейтинге стран по ИРЧП Россия  находится в группе стран с  высоким уровнем развития человеческого  потенциала, заняла в 2010 г. 63 место, поднявшись на 2 позиции относительно 2006 г. Однако, в рейтинге стран по продолжительности жизни многие развитые и развивающиеся страны значительно опередили Россию, занявшую 115 место. Средняя продолжительность жизни в нашей стране по-прежнему достаточно низка-67,2 г.

Таким образом, можно выделить следующие тенденции изменения уровня жизни:

  • замедление темпов прироста реальных среднедушевых доходов населения
  • значительный  рост доли социальных трансфертов в общем объеме доходов населения, в основном за счет увеличения пенсий.
  • сохранение высокой степени дифференциации доходов населения, неравномерности распределения среднедушевых доходов.
  • повышение реального размера пенсий
  • улучшение обеспеченности населения жильем
  • снижение уровня бедности

Увеличение покупательной способности среднедушевых доходов населения на основные продовольственные и непродовольственные товары, при снижении покупательной способности на услуги, такие как водоснабжение, отопление и пр.

Таким образом, наблюдаются положительные тенденции в изменении уровня жизни, но существуют и ряд проблем, таких как бедность ,дифференциация доходов населения и пр.