Уровень и качество жизни населения, и его показатели

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 20.05.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Экономический цикл и его характеристики

Кремниевая долина

Экономический анализ

Экономика (специализация) Германии

 

Введение:

Долгие годы наша страна находилась за некой завесой, название которой «административно-командная система», охватывающая все сферы общества, в том числе каждого человека. Наиболее яркое отражение этого явления было найдено в экономике государства, так как оно наряду с политикой и правом определяет основы государственной и общественной жизни, именно в этом наиболее явные противоречия и закономерности развития общества. проявляется. В настоящее время Россия вступила в новый период своего развития, связанный с переходом к рыночным отношениям.

Двадцатый век для России это век экономических потрясений и великих экспериментов. Сейчас мы часто слышим, что во всех бедах виноваты демократы, разорившие «хорошую» социалистическую экономику. Это далеко не так. Отсталость экономики СССР была заметна уже в 60-е годы. К девяностым годам экономическая машина Советского Союза двигалась по инерции. С начала 1980-х годов стало ясно, что радикальных изменений в экономике избежать невозможно. В то время еще можно было, приняв разумные меры, восстановить плановую экономику, вывести ее на рыночные рельсы и обойтись без такого спада производства, инфляции и падения уровня жизни. История сложилась иначе, и руководству России нужно было не восстанавливать экономику, а воссоздавать ее.

На данный момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономике. Также есть проблема с развитием собственного рынка и расширением экономики. Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование происходит в меньших масштабах, чем в административно-командной системе, по которой мы живем несколько десятилетий. В российской экономике большое внимание уделяется централизованному планированию. 

Переход к рынку, который начался в нашей стране, предполагает полное воссоздание всех рыночных отношений с присущими им экономическими регуляторами. В то же время государство призвано оказывать регулирующее влияние на рынок в интересах своего населения. 

Ключевые показатели уровня жизни и качества жизни населения

Понятия «качество жизни» и «уровень жизни» часто переплетаются и замещают друг друга, что не совсем правильно. При этом уровень жизни определяется как показатель, характеризующий количество и качество товаров и услуг, потребляемых в стране. 

Изучение качества жизни населения предполагает дополнение критериальных оценок системой научного обоснования и систематического организованного наблюдения. Сбор и анализ данных. 

Различное планирование понятия «качество жизни» обусловлено разнообразием показателей. Последние могут характеризовать отдельный элемент качества жизни или целую совокупность.

Соответствующие индикаторы включают: 

  • Здоровье;
  • Умение вести здоровый образ жизни на всех этапах жизненного цикла;
  • Влияние нарушения здоровья на людей;
  • Индивидуальное развитие через обучение;
  • Усвоение детьми базовых знаний и навыков, а также ценностей, необходимых для их индивидуального развития и успешной деятельности в качестве члена общества;
  • Умение продолжать самообразование и умение использовать эти навыки;
  • Использование и развитие людьми своих знаний, навыков и мобильности, необходимых для реализации их экономического потенциала и, при желании, позволяющих им интегрироваться в экономический процесс;
  • Сохранение и развитие культурного развития личности с целью способствовать благополучию членов различных социальных групп.

Занятость и качество трудовой жизни:

  • Наличие выгодной работы для тех, кто стремится ее получить;
  • Характер работы;
  • Индивидуальное удовлетворение своей трудовой жизнью.

Возможность покупки товаров и использования услуг:

  • Персональная возможность приобретать товары и пользоваться услугами;
  • Количество людей, испытывающих материальные лишения;
  • Степень справедливости при распределении товаров и услуг;
  • Качество, выбор и доступность товаров и услуг, производимых в частном и государственном секторах;
  • Защита людей и их семей в случае экономических трудностей.

Личная безопасность и правоохранительные органы:

  • Насилие, притеснения и притеснения в отношении человека;
  • Справедливость и гуманность юридических лиц;
  • Степень доверия человека к законным властям;
  • Социальные возможности и социальная активность.

Степень возможного участия в общественной жизни, в определенных государственных учреждениях и принятии решений Статистическая оценка уровня жизни населения предусматривает использование системы показателей, позволяющих измерить уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах ( продукты питания, одежда, обувь, предметы культуры и быта, в жилье), бытовые услуги в широком смысле (включая транспорт, связь, домашние услуги, а также медицинские услуги) и культурные услуги (в том числе предоставляемые учреждениями культуры, искусство.

Поэтому показатели, используемые для характеристики уровня жизни, можно с некоторой долей условности разделить на 3 типа:

  • Показатели синтетической стоимости (ВНП, фонд потребления, общие доходы населения и др.);
  • Натуральные показатели, измеряющие объем потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, количество перевезенных пассажиров и др.).

Показатели, показывающие пропорции и структуру распределения богатства (распределение населения по группам доходов, показатели концентрации и дифференциации потребительских доходов и т. д.).

Индекс потенциального развития человека

Индекс человеческого развития один из важнейших показателей, с помощью которого UNPI измеряет развитие социальной сферы в разных странах.

Среди основных составляющих этого индекса: продолжительность жизни; образовательный уровень населения и реальный валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения . Взятые вместе, они отражают три основных качества развития страны: здоровый образ жизни, обеспечивающий долголетие населения, достигнутый уровень образования и достойное человека материальное благополучие. 

Максимально возможное значение ИЧР 1, минимальное 0. ИЧР, равное 1, будет для страны со средней ожидаемой продолжительностью жизни 85 лет, ВВП на душу населения (паритет покупательной способности) составляет 40 000 долларов, в которой 100% взрослое население грамотно, и каждый, достигший соответствующего возраста, посещает начальную или среднюю школу либо поступает в высшие или средние специальные учебные заведения. Ближе всего к этому показателю сегодня Норвегия, у которой ИЧР составляет 0,944 (по данным на 2001 год). 

ИЧР, равный 0, будет для страны с ожидаемой продолжительностью жизни 25 лет, ВВП на душу населения (паритет покупательной способности) в 100 долларов, в которой 100% взрослого населения неграмотно и никто не получает никакого образования. В советское время Россия входила в число развитых стран мира по ИЧР. Она была известна своим образованием; Продолжительность жизни хоть и не была очень высокой, но росла, а уровень жизни рассчитывался таким образом, что его можно было считать вполне сопоставимым с развитыми странами. Спад производства и падение ВВП в России в 90-е годы, связанные с трансформационным переходом к рыночной экономике, привели к тому, что она вышла из группы развитых стран по ИЧР и заняла место в группе государств с средний уровень развития. Например, в 1995 г. Россия занимала только 114-е место по ИЧР из 174 стран, для которых рассчитывается индекс человеческого капитала. 

После 2000 г. в связи с быстрым экономическим ростом ИЧР России начал расти, в результате чего Россия переместилась на 62-е место.

Денежные доходы

Денежные доходы населения являются основной формой личных доходов граждан и семей, домашних хозяйств, получаемые в денежной форме. Денежный доход формируется за счет получения заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, доходов от продажи товаров, произведенных в собственном хозяйстве, в виде платежей за оказанные услуги, доходов от продажи движимого имущества и его сдачи в аренду. 

К денежным доходам населения относятся доходы лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, выплачиваемая заработная плата работников (начисленная заработная плата с поправкой на изменение задолженности), социальные выплаты (пенсии, льготы, стипендии, страховые выплаты и другие выплаты), имущественный доход в виде процентов по депозитам, ценным бумагам, дивидендам и прочим доходам.

Номинальная сумма денежных доходов населения / начисленная заработная плата / назначенная пенсия является абсолютным показателем, отражающим размер фактически сформированных денежных доходов / заработной платы / назначенных пенсий в отчетном периоде.

Средний доход на душу населения (в месяц) рассчитывается путем деления годового объема денежных доходов на 12 и на среднегодовую численность населения.

Располагаемый денежный доход Денежный доход за вычетом обязательных платежей и взносов.

Располагаемый доход сектора домашних хозяйств это сумма доходов, полученных от первичного распределения (заработная плата, смешанный доход, баланс имущественных доходов), а также от перераспределения денежных доходов (текущие трансферты).

Реальные денежные доходы относительный показатель, рассчитываемый путем деления показателя номинальной величины (то есть фактически сформированного в отчетном периоде) денежных доходов населения на индекс потребительских цен за соответствующий период времени. Показатель в целом по Российской Федерации рассчитывается с 1992 г., по субъектам Российской Федерации с 1994 г. 

Сициальная дифференциация

Слово «дифференциация» происходит от латинского корня, означающего «различие». Социальная дифференциация это разделение общества на группы, занимающие разные социальные позиции. Многие исследователи считают, что социальное расслоение присуще любому обществу. Даже в первобытных племенах группы различались по полу и возрасту, с присущими им привилегиями и обязанностями. Был и влиятельный и уважаемый лидер, и его окружение, и преступники, жившие «вне закона». На последующих этапах развития социальная стратификация усложнялась и становилась все более очевидной. Принято различать экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию. Экономическая дифференциация выражается в разнице в доходах, уровне жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения. Разделение общества на правителей и управляемых, политических лидеров и массы является проявлением политической дифференциации. К профессиональной дифференциации можно отнести выделение различных групп общества по роду их деятельности, занятиям. Однако одни профессии считаются более престижными по сравнению с другими. Таким образом, уточняя понятие социальной дифференциации, мы можем сказать, что она означает не просто выделение каких-либо групп, но и определенное неравенство между ними с точки зрения их социального статуса, объема и характера закона, привилегий и обязанностей, престижа и влияние. Устранимо ли это неравенство? На этот вопрос даются разные ответы. Например, марксистское учение об обществе исходит из необходимости и возможности устранения этого неравенства как наиболее яркого проявления социальной несправедливости. Для решения этой проблемы необходимо, прежде всего, изменить систему экономических отношений, ликвидировать частную собственность на средства производства. В других теориях социальное расслоение также рассматривается как зло, но оно непоправимо. Люди должны принять это положение как неизбежное. Другая точка зрения состоит в том, что неравенство рассматривается как положительное явление. Это заставляет людей стремиться к улучшению социальных отношений. Социальная однородность приведет общество к разрушению. В то же время многие исследователи отмечают, что в большинстве развитых стран наблюдается снижение социальной поляризации, увеличение средних слоев и уменьшение групп, принадлежащих к крайним социальным полюсам. Задумайтесь над этими точками зрения, постарайтесь соотнести их с реальными социально-историческими процессами. 

Реформы социальной сферы

Социальная сфера оказалась одной из наиболее пострадавших от системного кризиса.

Проблема, по всей видимости, заключается в том, что в советское время была создана комплексная система социальной защиты населения (бесплатное образование и медицинское обслуживание, льготные условия выхода на пенсию и др.), А объем декларированных социальных прав и гарантий часто не соответствовали экономическим возможностям. штат. Кризис плановой системы, возникший в 1970-1980-х годах, привел к кризису в социальной сфере, что потребовало ее трансформации. 

Пенсионная реформа. Исторически сложилось так, что в России сложилась распределительная пенсионная система, то есть пенсии выплачиваются за счет взносов сотрудников, а не сбережений самих пенсионеров.

Причины нынешнего кризиса пенсионной системы России следующие: 

  1. Демографическое старение. Население старше 60 лет увеличилось вдвое за последние сорок лет и растет более быстрыми темпами, чем другие возрастные группы. 
  2. Институциональные и правовые причины. Система распределения в России допускает большое количество льготных и досрочных пенсий, в результате чего количество получателей социальных пособий значительно увеличивается. 
  3. Социально-экономические причины. Во-первых, уменьшилась численность занятых в российской экономике, уменьшилось количество плательщиков взносов в Пенсионный фонд. Во-вторых, в негосударственном секторе занято около 60% работающего населения. 
  4. Финансово-экономические причины. С 1991 года государство перестало играть роль основного донора пенсий, сейчас только 6-8% всех пенсионных выплат идет из госбюджета (до 1991 года более 70%), а отчисления работодателей около 90 %. 

Суть этой реформы состоит в том, чтобы дополнить традиционную систему «солидарности поколений» двумя более эффективными: одной, основанной на взносах предприятий и добровольных пенсионных накоплениях, с возможностью инвестировать эти активы в рыночные инструменты. Постепенная «приватизация» пенсионного обеспечения помогает решать пенсионные проблемы, развивает рынок капитала и обеспечивает экономику инвестиционными средствами. Согласно международной статистике, уменьшение государственных пенсионных расходов по сравнению с «частными» пенсионными накоплениями приводит к форсированному росту капитализации фондового рынка. 

Преимущества накопительной пенсионной системы:

  • не зависят от демографической ситуации в стране и соотношения работающих и пенсионеров;
  • обеспечивает дифференциацию пенсий в зависимости от того, сколько человек накопил и насколько эффективно были вложены его сбережения;
  • позволяет использовать накопленные сутки для долгосрочных вложений в экономику.

Но с вступлением в силу закона «Об инвестировании средств на финансирование накопительной части трудовой пенсии в РФ »ситуация станет противоположной желаемой. Государство не только не снижает своей активности, но и направляет пенсионные накопления в государственные ценные бумаги. Пенсионный фонд, жалуясь на нехватку средств для выплаты пенсий, одновременно тратит значительные средства, предназначенные для сегодняшних пенсионеров, на собственные нужды например, на создание инфраструктуры для своего будущего бизнеса для сбора взносов на накопительную пенсию и контроля их вложений. В последние годы расходы фонда на собственную деятельность достигли 8% от имеющихся в его распоряжении средств. 

Уровень и качество жизни населения, и его показатели

В конце июня 2002 года Дума приняла в первом чтении поправки к закону «О негосударственных пенсионных фондах (НПФ)», которые, по сути, являются продолжением законопроекта «Об инвестициях», который предусматривает участие НПФ в накопительной пенсионной системе с 2004 года. Поправки в закон «О НПФ» предоставляют гражданам возможность переводить свои сбережения из государственной пенсионной системы в частную в НПФ и управляющие компании. 

Исходная ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), сложившаяся к началу рыночных реформ, была обусловлена ​​долгосрочным доминированием административно-командной системы. В начале 90-х годов в государственной собственности находилось 67% всего жилищного фонда, 79% жилищного фонда города. Индивидуальное жилье, находящееся в собственности граждан (26% от общего жилищного фонда), было в основном сосредоточено в сельской местности и малых городах. Жилищные кооперативы составляли незначительную часть жилищного фонда (4%), и их доля была значительной лишь в некоторых крупных городах (например, в Москве 10%). 

В советское время тарифы на жилищно-коммунальные услуги сознательно поддерживались на крайне низком уровне и субсидировались государством на 80-90%. С учетом коммунальных платежей арендная плата в 1990 г. составляла примерно 2,5% от среднего дохода семьи рабочего и служащего. 

Бюджетные субсидии на жилищно-коммунальные услуги были связаны с политикой удешевления строительства, что привело к увеличению эксплуатационных расходов.

В ходе либерализации цен в 1992 году было решено сначала не менять уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. В этом районе некоторое время продолжали действовать тарифы 1928 года, когда арендная плата за 1 кв. М площади была установлена ​​в размере 13,2-16,5 коп. в месяц. Таким образом, был упущен момент для формирования механизмов финансирования жилищно-коммунального хозяйства за счет потребителей, что могло бы создать стимулы для быстрых институциональных изменений в этой сфере. В результате в 1992-1993 гг. уровень покрытия стоимости жилищно-коммунальных услуг за счет населения резко упал, опустившись почти до нуля. 

Бюджетные субсидии на жилищно-коммунальные услуги привели к тому, что городам стало невыгодно строить жилье, поскольку каждый вводимый в эксплуатацию жилой дом или социальный объект накладывает дополнительную нагрузку на местный бюджет, требуя новых субсидий.

Наконец, в связи с многочисленными льготами снижаются выплаты населения за жилищно-коммунальные услуги. В России насчитывается 43 льготных категории граждан, которые полностью или частично освобождены от оплаты жилищно-коммунальных услуг, и приходящиеся на них расходы на жилищно-коммунальные услуги не компенсируются ни федеральными властями, ни ведомствами. Доля оплаты жилищно-коммунальных услуг населением увеличилась в среднем по России на 30-40% с 1992 по 2002 год. 

Жилищными субсидиями в 1997 г. воспользовались 8% населения, или 3,7 млн. Семей. Хотя, по оценкам, каждый четвертый россиянин не может оплачивать подорожавшие жилищно-коммунальные услуги, только половина этих бедняков пользуется жилищными субсидиями. 

Неспособность правительства решать проблемы бюджетной сферы является причиной появления новых проблем, связанных с трудовым потенциалом страны.

Заключение

Переходная экономика это особое состояние экономической системы, когда она функционирует во время перехода общества от одной установившейся исторической системы к другой. Переходный период это период времени, в течение которого в обществе происходят фундаментальные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. 

Экономика с переходной экономикой имеет ряд отличительных черт: нестабильность; незавершенность, отсутствие или зачаточное состояние определенных рыночных институтов; масштаб и глубина происходящих преобразований; альтернативный персонаж и другие. 

Можно выделить следующие основные задачи переходной экономики:

  1. Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вхождения общества в переходную экономику.
  2. Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.
  3. Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.
  4. Создание условий экономической свободы для всех хозяйствующих субъектов.
  5. Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, защищающей население от тяжелых последствий экономической реформы.

Есть две противоположные концепции по отношению к определению экономики с переходной экономикой. Один из них называется «градуализм» (от английского слова «постепенный» постепенный), а второй «шоковая терапия». 

Градуализм это экономическая концепция, которая подразумевает медленные, постепенные реформы и отводит государству центральную роль в формировании рынка.

«Шоковая терапия» это экономическая концепция, которая рассматривает одновременную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета как инструмент формирования рынка и антиинфляционной политики. Он основан на идеях монетаризма.