Уровень бедности и социальная защита населения в современной России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 30.12.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Государственный долг, влияние на функционирование экономики 
Внутренняя и внешняя координация в организациях 
Государственное регулирование агробизнеса 
Меркантилизм — первая школа рыночной экономической теории


Введение:

В контексте перехода нашей страны к рыночным отношениям интерес и потребность в знании теоретических основ рыночного механизма, эффективного и рационального использования ресурсов, эффективной деятельности отдельной компании, отрасли, экономики в странах, где рынок Структуры уже успешно функционируют, увеличиваются.

Все экономические проблемы, включая инфляцию, безработицу, бедность, так или иначе, связаны с ограниченными ресурсами.

Целью данной курсовой работы является объяснение таких понятий, как уровень жизни, бедность, а также насколько остро стоит проблема бедности в России и как ее можно преодолеть.

Актуальность данной темы заключается в показателях уровня жизни, критериях бедности, социального неравенства. Исходя из этого, можно судить о том, насколько эффективна социально-экономическая политика государства и в какой степени общество справляется с поставленными задачами. 

Мое исследование уровня жизни и бедности связано с решением проблемы бедности с помощью различных проектов, разработанных во Всероссийском центре уровня жизни.

Объектом нашего исследования является социально-экономическая система в целом.

Конкретно в этой области предметом исследования является уровень жизни бедных в России.

Уровень жизни населения понимается как совокупность социально-экономических, экологических и других показателей, отражающих доходы, благосостояние, а также качество жизни в соответствии с общепринятыми мировыми стандартами и идеями, сложившимися в обществе.

Уровень жизни и его динамика во многом определяются уровнем развития производительных сил, объемом и структурой национального богатства, производством и использованием валового национального продукта, характером распределения и перераспределения доходов.

Уровень жизни включает в себя: данные об основных показателях денежных доходов, характеризующих объем, состав и основные направления их использования; показатели, отражающие распределение денежных доходов населения (в том числе распределение низких доходов); основные показатели социального обеспечения и социальной помощи; Жилой фонд и условия жизни населения. 

Как экономика влияет на социальную сферу, так и социальная сфера влияет на экономику. Он оказывает влияние на экономическую сферу, повышая образовательный и культурный уровень человека, снижая заболеваемость, создавая благоприятные жилищно-культурные и социальные условия жизни и т. д. все это существенно влияет на производительность труда работников, рациональное потребление и использование свободное время работников. 

Задачами моей курсовой работы являются определение уровня жизни и бедности в России и пути его преодоления.

Изучение динамики и качества жизненного уровня населения имеет научное и практическое значение, его прогнозирование крайне важно для устойчивого, сбалансированного развития общества в целом.

Определение бедности и уровня жизни населения

Показатели уровня жизни

Уровень жизни населения Российской Федерации определяется следующими основными показателями:

  • объем валового внутреннего продукта на душу населения;
  • уровень потребления товаров первой необходимости на душу населения;
  • уровень инфляции;
  • уровень безработицы;
  • величина реальных доходов на душу населения относительно прожиточного минимума;
  • размер фактически выплачиваемой среднемесячной заработной платы работника по отношению к прожиточному минимуму;
  • доля граждан с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения Российской Федерации;
  • количество убийств на душу населения;
  • количество самоубийств на душу населения;
  • соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения;
  • отношение средней пенсии к прожиточному минимуму;
  • доля государственных расходов на образование, культуру, здравоохранение и социальное обеспечение в соответствии с действующим законодательством;
  • средняя продолжительность предстоящей и реальной жизни человека;
  • соотношение рождаемости и смертности населения;
  • доля населения, проживающего в неудовлетворительных жилищных условиях;
  • уровень загрязнения окружающей среды относительно предельно допустимых норм.

Данные о фактических показателях уровня жизни населения Российской Федерации ежемесячно публикуются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.

Достигнутые результаты оформляются Соглашением, которое подписывают все стороны и участники переговорного процесса. Подписанные Соглашения являются основой для формирования социально-экономической политики государства, разработки программ и прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, федерального бюджета и других нормативных актов органов государственной власти Российской Федерации. Федерация. 

Уровень жизни отражает степень развития и удовлетворения потребностей человека, живущего в обществе. Категория «уровень жизни населения» не ограничивается только сферой доходов и, следовательно, потреблением населения. Уровень жизни как характеристика благосостояния людей, наряду с доходами и потреблением, также включает условия труда и быта, объем и структуру рабочего и свободного времени, показатели культурного и образовательного уровня населения, а также как здоровье, демография и экологическая ситуация. 

Однако основной характеристикой социально-экономической категории «уровень жизни» является характер и степень реализации потребностей населения в целом и его отдельных групп.

Качество жизни3 является синтетической характеристикой уровня и условий жизни населения, принимая во внимание также состав семьи, состояние здоровья ее членов, их социальную удовлетворенность и т. д. в то же время качество Жизнь населения той или иной территории или государства определяется совокупным воздействием экономических, социальных, демографических, экологических, географических, политических, моральных и других факторов как объективного, так и субъективного характера. Среди них очень важны такие, как удовлетворенность условиями труда и жизни, возможности для развития человека и его семьи, положение семьи в обществе, ее финансовое положение или оценка условий жизни и качества трудовой жизни. 

Качественные изменения в условиях жизни населения России, которые происходят с начала экономических реформ, указывают на то, что бедность становится широко распространенной.

Основные показатели уровня жизни населения

Система стандартов жизни, рекомендованная ООН, включает в себя широкий спектр характеристик условий жизни.

Существует двенадцать групп показателей:

  • Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики;
  • Санитарно-гигиенические условия проживания;
  • Потребление продуктов питания;
  • Условия жизни;
  • Образование и культура;
  • Условия труда и занятость;
  • Доходы и расходы населения;
  • Прожиточный минимум и потребительские цены;
  • Транспортные средства;
  • Организация отдыха;
  • Социальное обеспечение;
  • Человеческая свобода;
  • Перечисленные показатели считаются основными.

Наряду с этим, для оценки и расчета уровня жизни выделяется ряд информационных показателей, которые, по мнению экспертов, не являются прямыми характеристиками уровня жизни. Информационные показатели включают национальный доход и валовой внутренний продукт на душу населения с учетом их среднегодового роста и ряд других. 

Критерии для определения уровня бедности

Бедность это социально-экономическое положение той части населения и домохозяйств, которая находится на относительно низком уровне обеспеченности денежными, имущественными и другими ресурсами и, следовательно, на низком уровне удовлетворения своих естественных физиологических, материальных и духовных необходимо.

Бедность это положение человека ниже прожиточного минимума: временное или застойное. Между тем, бедность части населения является постоянным фактором функционирования любого современного общества, но она не может и не должна быть хронической для конкретной семьи. Поэтому задачей социальной защиты населения является снижение масштабов бедности в обществе и создание условий для ее преодоления в отдельной семье. 

В мировой практике в подходе к определению уровня бедности используются две основные концепции: концепция абсолютной бедности как отсутствие дохода, необходимого для удовлетворения минимальных жизненных потребностей человека или семьи, и концепция относительной бедности как соотношение доходов низших слоев общества ко всем остальным. При таком подходе в некоторых странах бедными являются те, чей доход не превышает 50% (40% или 60%) от среднего национального дохода. Однако на практике ни то, ни другое понятие не применяется в чистом виде. 

Бедные это не просто люди с относительно низкими доходами. Это члены определенного общества, живущие по его законам, но лишенные минимально необходимого уровня потребления, признанного тем же обществом. Проблема бедности существует во всех странах мира, и ее уровень зависит от стадии развития общественного производства, возможностей личности и условий жизни населения. 

Бедность напрямую связана с неравномерным распределением доходов и имущества. В общих чертах, бедность основана на сравнении строго определенного набора потребностей и возможностей удовлетворения их для определенных групп населения. Потребности оцениваются на основе так называемых потребительских корзин. 

Потребительская корзина4 это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизни.

Минимальный доход5 это те границы семейного дохода, за пределами которых воспроизводство социально приемлемых условий жизни не обеспечивается; на его основе определяется порог бедности и рассчитывается прожиточный минимум.

Порог бедности, как показывает опыт, не отражает роста потребления, увеличивающегося из-за роста цен.

Количественная оценка черты бедности проводится на основе данных о стоимости продуктов питания, исходя из рациональных норм потребления и доли затрат на продукты питания в семейных бюджетах.

Проблема измерения бедности основана, в конечном счете, на том диапазоне потребностей, удовлетворение которого считается социально необходимым.

Данные бедных показывают, что бедность неравномерна среди разных групп населения, молодых и пожилых, состоящих в браке и одиноких, занятых и безработных.

Дифференциация причин бедности приводит к необходимости различать виды бедности с целью определения конкретных мер по ее устранению и сокращению.

Уровень жизни и бедность в России

Социальное неравенство

Бесконечно высокое неравенство в распределении собственности по территориям и секторам российской экономики, с точки зрения доходов, потребления и сбережений населения, с точки зрения доступного человеческого и социального капитала.

Анализ заработной платы в различных секторах нашей экономики показывает, что различия в заработной плате велики. По данным опроса, проведенного в апреле 2004 года, примерно 30% занятых в российской экономике получали заработную плату ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. В то же время в сельском хозяйстве заработную плату ниже прожиточного минимума получили около 70% работников, в сфере культуры и искусства 52,3%, в сфере образования 43,5% и в сфере здравоохранения 38,5%. Чтобы проиллюстрировать контраст между этими секторами российской экономики, где заработная плата самая высокая, я привожу следующие цифры. В том же апреле 2004 года половина работников топливной промышленности получала заработную плату, превышающую прожиточный минимум в среднем в 20 раз, а более трети работников банковского сектора получали заработную плату, превышающую прожиточный минимум в среднем в 26 раз. , Неудивительно, что в российской экономике в целом заработная плата 10% самых высокооплачиваемых работников превышает заработную плату 10% самых низкооплачиваемых работников в 28 раз. 

Если говорить об общем показателе неравенства и о том, как он меняется во всех регионах России, то наша страна демонстрирует спектр практически всех стран, начиная с уровня африканских и латиноамериканских.

Такие регионы, как Московский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, близки к развитым странам по уровню жизни. Но это достигается за счет неравенства доходов, которое во много раз превышает показатели неравенства в Европе, а также в Соединенных Штатах. В Москве доходы 10% самого богатого населения превышают доходы 10% самого бедного населения в 39 раз, а в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах в 27-28 раз, а во многих бедных регионах доход неравенство выше, чем в этих районах. 

Уровень бедности и социальная защита населения в современной России

Подобные сравнения дают лишь частичное представление о межрегиональном экономическом неравенстве и показывают, что тенденция к увеличению концентрации доходов в определенных регионах с неразвитостью и бедностью других регионов становится тревожной.

Российский уровень жизни

В 90-х годах прошлого века сформировался слой очень богатых людей, в который в первую очередь попадали люди с низкими социальными и духовными качествами. Многие из них получили свое богатство в результате захвата государственной собственности. Более того, этот социальный слой пополняется и теперь часто в том же режиме. Однако следует отметить, что как в 90-е годы, так и в настоящее время формируется слой предпринимателей, причем не только успешных, не только высокообразованных, но и с высокими жизненными устремлениями. Хотя этот слой людей функционирует в неблагоприятных условиях, он вносит все больший вклад в дело процветания страны и тем самым в искоренение нищеты в ее нынешнем виде. 

Во Всероссийском центре уровня жизни (ВЦЖ) бедность изучается по-разному, на фоне анализа социально-экономического в целом. Мы уделяем особое внимание изучению уровня жизни в регионах Российской Федерации. В ряде из них были реализованы крупные проекты, направленные на повышение уровня и качества жизни и сокращение масштабов нищеты. 

Центр научно-исследовательской работы ориентирован на изучение семей, в которых есть работники. Это связано с тем , что почти 50  из них имеют доходы ниже прожиточного минимума, который полностью ненормальным. Для повышения уровня их доходов были реализованы методы повышения заработной платы и ряд проектов по внедрению минимальных отраслевых социальных стандартов по заработной плате в отдельных секторах экономики на основе механизмов социального партнерства. 

Уже более десяти лет ВЦУЖ проводит комплексный мониторинг уровня и качества жизни населения. Ежеквартально, согласно оригинальным методам, разрабатывается и публикуется информация о значениях прожиточного минимума, потребительских бюджетов уровней восстановления и развития, покупательной способности личных денежных доходов. Исходя из этого, группы населения формируются по уровню материального благосостояния на всей территории Российской Федерации и во всех ее субъектах. Дана оценка социально-экономической дифференциации российского общества, субъекты Российской Федерации сгруппированы по значениям частных и интегральных показателей уровня и качества жизни. 

Результаты мониторинга валового внутреннего продукта на душу населения, покупательной способности денежных доходов на душу населения, доли населения с доходами ниже прожиточного минимума и выше минимального потребительского бюджета, социально-экономического неравенства, а также здравоохранения и образования в Субъекты Российской Федерации используются в качестве основы для расчетов показателей качества жизни. Результаты мониторинга и другие разработки ВЦУЖ широко используются для повышения эффективности федеральной и региональной социальной политики, оценки уровня и качества жизни и сокращения бедности. 

Бедность в России и пути ее преодоления

В настоящее время в нашей стране начальный этап изучения бедности и разработки подходов к ее снижению в новых условиях в основном завершен. Результатом этого стало значительное развитие социального законодательства, формирование общественной потребности во всеобъемлющем решении этой проблемы на основе науки, а также создание ряда исследовательских групп, способных вместе с практиками осуществлять сложные международные, национальные и региональные проекты по сокращению бедности. 

На рубеже веков начался новый этап в решении проблемы бедности в России в связи с зарождающейся внутренней экономикой. Это уже привело к тому, что в 2003 году во всей Российской Федерации и примерно в половине субъектов Российской Федерации уровень бедности не только упал до уровня кризиса, существовавшего до 1998 года, но и упал ниже их. 

Доля и число бедных, частично в стране и в ее регионах, в начале XXI века остаются высокими. Бедными являются те, чьи доходы ниже прожиточного минимума. 

Чтобы решить проблему снижения уровня бедности в ближайшие годы как минимум вдвое, необходимо ответить на ряд жизненных вопросов. Известно, что в настоящее время для макроэкономических оценок используются в основном показатели денежных доходов и прожиточного минимума. В 2005 году началась так называемая «монетизация» льгот, которая ознаменовала начало системных изменений в составе денежных доходов населения. Поскольку денежный доход является официальным индикатором для определения уровня бедности, рекомендации по его определению должны пересматриваться с участием независимых экспертов и общественности. 

Необходимо проанализировать методологию расчета прожиточного минимума, который также является ключевым показателем при определении уровня бедности. Он служит основой для обоснования минимальной заработной платы, стипендий, пособий и других социальных выплат, которые установлены на федеральном уровне. Прожиточный минимум также необходим для оценки уровня жизни российских семей, например, для определения доли малоимущих граждан, для предоставления им необходимой государственной помощи, для реализации других социальных программ и формирования бюджетов субъектов РФ. Российская Федерация. Таким образом, прямо или косвенно этот социальный стандарт касается большинства россиян. 

Стоимость жизни основана на оценке стоимости (то есть денежной) потребительской корзины. В настоящее время прошло пять лет, для которых федеральная минимальная потребительская корзина была юридически утверждена, что является основой для расчета величины минимального денежного дохода, который является правовой основой для преодоления бедности. В 2004 году при участии экспертов была подготовлена ​​и обсуждена с общественностью новая версия потребительской корзины. 

Предлагаемая новая потребительская корзина для основных групп населения (трудоспособных людей, пенсионеров и детей) представляет собой более качественный набор продуктов питания, в который входит большое количество белковых продуктов: мяса, молока, рыбы и яиц, а также а также овощи и фрукты. И наоборот, он обеспечивает меньшее потребление хлеба и картофеля. 

Однако непродовольственные товары и платные услуги в натуральной форме не предусмотрены в законопроекте. Таким образом, у него нет той потребительской корзины, к которой мы уже привыкли: «минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизни». Вместо предложенной продовольственной корзины, а также доля расходов на непродовольственные товары и платные услуги. То есть этот законопроект касается не потребительской корзины, а суммы минимального дохода, необходимой для обеспечения минимальных потребительских расходов. 

Сейчас в России проводятся социальные реформы, которые приводят к изменению структуры расходов граждан. Бенефициары теперь платят из личного дохода, например, за использование телефона и установку радиоприемника. Расходы на жилищно-коммунальные услуги, образование и лечение также растут. 

Из этого следует, что при определении прожиточного минимума нельзя отказаться от потребительской корзины.

Наряду с этим необходимо изучить возможности практического использования в нашей стране относительного метода определения бедности. Наряду с абсолютным определением бедности, более целесообразно определить размер дохода, ниже которого материальные возможности граждан не позволяют им обеспечить самый распространенный уровень жизни в стране. Тогда у нас будет полная картина как с точки зрения статистики, так и с точки зрения реальной ситуации, в которой оказались наши люди. 

Следующая вещь, о которой стоит подумать сейчас, это расширение нормативно-правовой базы для определения бедности. Имеет смысл дополнить оценку бедности доходами на душу населения, измерив ее располагаемыми ресурсами домашних хозяйств. Поскольку в дополнение к денежному доходу они включают денежные оценки натуральных поступлений продовольственных товаров и пособий, представленных в натуральной форме, а также привлеченных средств и потраченных сбережений, они позволяют более полно учитывать материальные ресурсы людей, использованные для потребление. В бюджетных обследованиях домашних хозяйств органы государственной статистики определяют этот показатель. Доля денежных доходов в нем составляет около 90% в Российской Федерации в целом, в том числе 92% в городских районах и 76% в сельской местности. 

Экспериментальные расчеты распределения по размеру располагаемых ресурсов на душу населения, проведенные на ВЦЖ, существенно изменили оценки уровня бедности в стране в целом и коренным образом в ряде субъектов Российской Федерации, особенно в регионах. с высокой долей сельского населения.

Измерение уровня бедности должно быть дополнено оценкой обеспеченности жильем, поскольку стоимость жизни также предполагает содержание существующего жилья. Пока что этот социальный стандарт на потребление жилья, который составляет 18 кв. М для арендатора и 12 кв. м для каждого из остальных членов семьи, не исключается из потребительской корзины. 

При оценке бедности объединение информации о текущих доходах и жилищной безопасности является важным шагом вперед в направлении ее комплексного измерения. Это приведет к более широкому взгляду на российскую бедность и ее структуру. 

Список проблем, которые необходимо решить для снижения уровня бедности, расширяется, уточняются приоритеты и методы государственной поддержки представителей различных социальных групп бедных.

Характеристика бедного населения также должна быть дополнена сравнением фактических показателей здоровья (например, ожидаемой продолжительности жизни), образования (например, в возрасте 15–16 лет, не охваченных образованием). Бедность, определяемая совокупностью показателей, позволит более полно раскрыть содержание этого явления. 

Таким образом, на новом этапе борьбы с бедностью необходимо уточнить официальные показатели ее измерения. Эти показатели должны более полно отражать специфику российской бедности, а методы их определения должны быть прозрачными и не изменяться в процессе достижения поставленной задачи. 

Вторая группа вопросов связана с необходимостью определения приоритетных проблем, решение которых позволит быстрее сократить бедность.

Высокая доля семей, возглавляемых наемными работниками, среди бедных семей говорит о том, что для сокращения бедности необходимо прежде всего повысить заработную плату.

Минимальные репродуктивные потребительские бюджеты для работника и ребенка являются основой для определения минимального социально приемлемого уровня потребления семьи. Опора на них в практической государственной политике формирования затрат на оплату труда позволит всем ее составляющим (заработная плата и другие расходы) обеспечить достижение социально приемлемой цены труда. 

Принципиально важно не увеличение номинальной заработной платы как таковой, а повышение ее покупательной способности.

Государственные гарантии в части установления минимальной заработной платы (минимальной заработной платы) будут социально справедливыми, если они обеспечат равные возможности для минимального потребления в регионах Российской Федерации. Это означает, что минимальная заработная плата должна стать не федеральным, а региональным социальным стандартом. Таким образом, необходимо перейти от единой минимальной заработной платы в стране к дифференцированной заработной плате, установленной в субъектах Российской Федерации, с учетом размера регионального прожиточного минимума. 

Чтобы не допустить снижения уровня государственных гарантий в регионах с более низким уровнем прожиточного минимума, чем его общенациональное значение, в федеральном государственном бюджете на следующий год необходимо предусмотреть соотношение минимальной заработной платы и потребительской корзины для субъекта образования. Российская Федерация с наименьшим прожиточным минимумом.

Конечно, потребуется некоторое время, чтобы поднять минимальную заработную плату до прожиточного минимума. Это будет зависеть не только от наличия средств у работодателей для увеличения минимальной заработной платы. Одним из основных социальных препятствий для более быстрого увеличения минимальной заработной платы является поддержание достигнутого уровня занятости, чтобы предотвратить значительное увеличение безработицы. 

Региональные приоритеты сокращения масштабов нищеты вытекают из изучения ее межрегиональных различий и расселения бедных на всей территории нашей страны.

Бедное население сосредоточено в тех регионах, где уровень бедности далеко не самый высокий. Например, Москва является одним из регионов, в котором проживает одна из самых больших долей всего бедного населения, а уровень бедности в ней является самым низким в стране. И, наоборот, в Усть-Ординском автономном округе доля бедных самая высокая, а число бедных в 13 раз меньше, чем в столице. 

Общероссийская целевая программа должна включать в себя решение следующих задач:

  • Увеличение населения и улучшение его качественного состава для более полного освоения богатства нашей страны и повышения качества жизни людей;
  • Улучшение состояния здоровья людей: увеличение ожидаемой продолжительности жизни и, прежде всего, активной трудовой жизни с учетом более высокого уровня благосостояния;
  • Улучшение качества образования;
  • Формирование эффективного рынка труда и продуктивной занятости населения;
  • Создание условий для обеспечения каждой семьи комфортным домом;
  • Экономический рост, повышение конкурентоспособности экономики, уменьшение социально-экономических различий между регионами, между городами и сельскими районами.

Рост уровня и качества жизни не должен противоречить устойчивому развитию страны.

Заключение

В заключение следует отметить, что любой показатель, характеризующий уровень жизни или бедность, можно проанализировать и сделать соответствующие выводы.

На мой взгляд, было бы целесообразно использовать следующие приоритеты в решении этой проблемы.

Для более быстрого сокращения бедного населения необходимо определить те субъекты Российской Федерации, в которых реально ускорить сокращение бедности. Таким образом, этого было бы достаточно, чтобы оказать поддержку небольшому числу регионов с динамично развивающейся экономикой, чтобы значительно сократить общее число бедных в стране. 

Тогда усилия могут быть сосредоточены на том, чтобы вдвое сократить уровень бедности в тех регионах, где проживает не менее 50% всего бедного населения страны.

В реальной жизни эти приоритеты не могут быть реализованы в чистом виде. В меру своих возможностей каждый субъект Российской Федерации будет сокращать число бедных, не ожидая дополнительной поддержки своих усилий. 

В одном государстве необходимо помогать всем, у кого есть проблемы. Для решения этих общегосударственных задач часть ресурсов федерального бюджета централизована. Однако если вы сначала окажете помощь более сильным, то ресурсы государства будут расти быстрее и в больших объемах. Это позволит значительно помочь менее сильным, а затем и самым слабым. Все это позволит в более короткие сроки решить национальную проблему сокращения бедности. 

Обсуждаемый проект Программы социально-экономического развития страны на 2005-2008 годы ориентирован на решение проблем повышения качества жизни.

Эта программа должна стать общенациональной программой по сокращению бедности, повышению уровня и качества жизни населения. Комплексное решение всех этих задач имеет стратегическое значение и позволяет нам рассматривать преодоление бедности в аспекте улучшения качества жизни. 

Комплексная методология сокращения бедности должна включать определение целей, анализ ситуации с бедностью в контексте социально-экономического неравенства, определение целей и разработку стандартов для их решения в нашей стране. Учитывая серьезность существующих проблем, необходимо определить содержание мер, направленных на сокращение бедности и повышение уровня жизни населения. Прежде всего, те из них важны, которые напрямую влияют на рост уровня потребления населения, наличия товаров и их качества, а также ведут к развитию человеческого потенциала. 

Наряду с федеральной программой необходимо разработать региональные целевые программы по снижению уровня бедности, повышению уровня и качества жизни. Это позволит в полной мере реализовать новые социальные полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации перед жителями соответствующих регионов, учитывать на местах те черты бедности, которые не могут быть предусмотрены в Всероссийская программа. Это позволит координировать усилия государственных органов и четко распределять их функции. 

Необходимо привлекать бизнес, а также организации гражданского общества, включая исследовательские, неправительственные и религиозные организации, а также средства массовой информации, к решению странных задач по сокращению бедности. Также необходимо активизировать население на местном уровне и развивать местную инициативу. Было бы целесообразно создать авторитетную общероссийскую неправительственную организацию для координации участия в преодолении бедности, повышении уровня и качества жизни государственных, деловых и общественных структур.