Урок – как одна из основных организационных форм обучения

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Альтернативные педагогические технологии и их характеристики
Природосообразные педагогические технологии и их характеристики
Технические средства обучения. Классификация средств обучения
Структурные компоненты процесса обучения


Введение:

С точки зрения целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. Он отражает преимущества системы обучения на уроке, которая, учитывая зачисление студентов в большом количестве, обеспечивает организационную ясность и непрерывность учебной работы. Это экономически выгодно, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учеников и учеников друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние аудиторной команды на образовательную деятельность каждого ученика. Система преподавания на уроках, как никакая другая, предполагает тесную взаимосвязь обязательной образовательной и внеклассной (внеклассной) работы. Наконец, его неоспоримым преимуществом является способность органично сочетать фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения в рамках урока.

Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель следит за точно установленным временем коллективной познавательной и другой деятельности постоянной группы учащихся (класса), учитывая особенности каждого из них, используя инструменты и методы работы. Это создает благоприятные условия для каждого, чтобы ученики овладели основами предмета, изучаемого непосредственно во время урока, а также для обучения и развития познавательных способностей и духовных сил учащихся.

Система классного образования

Понятие о системе обучения на уроке, ее сущность и история развития

Система преподавания на уроке - это такая организация учебного процесса, в которой студенты группируются в классах, а основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и программами. Занятия проводятся по расписанию, составленному на основе учебной программы. Классные комнаты в школе называются классными комнатами, классными комнатами, лабораториями, мастерскими.

Система уроков в классе - самое важное изобретение в дидактике. Она преодолела долгий и трудный путь, заменив индивидуальное обучение, которое широко использовалось в школах античного мира и средневековья.

В средние века в монашеских школах имели место некоторые особенности системы классных занятий (классы, парты, стул учителя, звонки до и в конце занятий). В эпоху Возрождения появилось разделение детей на классы знаний, стали вводить учебные планы, а методы и методы обучения были разными. Система классной комнаты была также принята в иезуитских школах и колледжах. В 20-30-е годы XVI в. система классных комнат использовалась в государственных школах Чехии, Польши, Венгрии, Литвы, Саксонии и других стран.

Создателем системы классных комнат по праву считается Ян Амос Комениус, который проверил, улучшил и использовал ее основные принципы при организации школ в Чешской Республике и Польше. В «Великих дидактиках» и «Законах благоустроенной школы» (1633–1638) он обобщил свой огромный опыт, разработал контуры системы класс-урок, которая доминировала более 350 лет как Форма организации учебного процесса в школах всего мира.

Развитие школьной системы XIX в. оно тесно связано с именем К.Д. Ушинского, который в своих работах представил урок как интегральную и основную форму системы урока. Теория урока, разработанная Ушинским, основана на его дидактическом учении о систематическом, последовательном и устойчивом усвоении знаний, наглядности и активности учащихся в процессе обучения и на основе психофизиологических законов.

В конце XVIII - начале XIX в. Система обучения Bell Lancaster (названная в честь учителей английского языка Абеллы и Дж. Ланкастера) получила широкое распространение в разных странах как система парного обучения: студенты были разделены на десятки (кафедры), обучались у своих старших товарищей (\ "мониторов \") ), которого учитель, в свою очередь, приготовил. Вместо учебников широко использовались иллюстрации (домашние таблицы). Благодаря взаимному обучению учащиеся быстрее, чем в обычных школах, овладевают навыками письма, чтения и счета. Эта система считается прогрессивной; в россии офицеры были декабристами, они учили грамоте своих солдат. Система Bell Lancaster окупалась там, где не хватало учителей, но она не давала надежных знаний, потому что всегда можно было согласиться с «монитором», поэтому она была перенесена в систему небольших школ в деревнях. где учитель преподавал два или три класса одновременно.

В 20-х годах ХХ века предпринимались многочисленные попытки заменить на уроках систему обучения, установленную в советской школе. В качестве альтернативы в 1920-х годах в средних школах широко использовался бригадно-лабораторный метод, который побуждал учащихся присоединяться к команде, обрабатывать материал под руководством учителя или консультанта, а затем одного из учащихся всей бригады. передал это учителю. Этот метод, как и любой другой метод обучения, имел свои преимущества и недостатки: в некоторой степени он учил студентов быть независимыми, демократичными и в то же время способствовал безответственности некоторых студентов, которые прятались за спиной руководителя группы. Бригадно-лабораторный метод был чем-то похож на типичный американский «метод проекта», в котором студенты получали большое задание («проект») и разрабатывали его по очереди.

В 1920-х годах американская система Плана Далтона, или, скорее, План Далтона (от имени американского города Далтон, где он широко использовался) частично проникла в советскую школу. Учитель О. Пархерст стал создателем этого плана. Ученики с утра пошли в школу в \ "организационный класс \", где они под руководством учителя-консультанта составили план на день, а затем работали самостоятельно. Работа студентов записывалась с использованием сложной системы: в конце урока студенты сдали тест, результаты которого были записаны на индивидуальной карточке. Домашнее задание пропало. Это была одна из самых распространенных школьных систем, основанная на принципе индивидуального обучения. Негативными особенностями этой системы были: низкий уровень дисциплины, отсутствие у учителя работы со всем классом и конечный слабый результат. В школах России в 20-х годах были попытки использовать план Далтона как форму «бесплатного образования», но он оказался неэффективным.

В начале XX в. А. Ферье (Швейцария), О. Декролли (Бельгия), О. Шульц (Германия) внедрили в школах комплексный метод обучения, заключающийся в объединении учебного материала вокруг тематических комплексов. Сложность нарушала объективность преподавания, систематическое изучение основ науки. В советских школах западные комплексы были заменены новым контентом, появились комплексы-программы «Труд», «Природа», «Общество», предметная система практически утрачена. Все эти системы обучения не выдержали испытания на конечный результат - не хватало надежных, систематизированных знаний, поэтому в 30-х годах отечественная школа и педагогическая наука отказались от этих экспериментов. С 1931 года она вернулась к классической системе преподавания на уроках.

В США, Японии и во многих европейских странах система классных занятий сохраняется только в начальных (1-6) классах, а дальнейшее обучение организуется добровольно в факультативных группах.

В последнее десятилетие система преподавания на уроках была обогащена новыми теориями добросовестности, проблемно-программируемого обучения, системой обучения с большими блоками, обучением, ориентированным на учащихся, дифференциацией и индивидуализацией учебной работы, самостоятельной работой студентов. и т. д. Наблюдения, демонстрации и различные лабораторные работы, экскурсии, использование технических средств обучения, справочные таблицы, сигналы, учебные модули, стандартизация, 12-балльная оценка и тематический учет знаний студентов.

Урок, как основная форма организации обучения

Типология и структура занятий

Под уроком понимается урок, проводимый учителем с постоянным составом учеников одинакового уровня подготовки, объединенных в подгруппу класса или команду. Уроки чередуются по фиксированному расписанию и включают в себя фронтальную, командную и индивидуальную работу студентов с использованием различных методов обучения. Продолжительность урока в мастерских составляет два академических часа (по 45 минут каждый).

Урок является основной формой организации воспитательной работы в мастерских. Для того, чтобы студенты последовательно овладевали знаниями, умениями и навыками по каждой теме программы, необходимо построить строго продуманную систему уроков. Он должен включать в себя все звенья образовательного процесса: восприятие нового материала, его понимание, закрепление и применение знаний, развитие трудовых навыков, их систематизацию, тестирование и оценку знаний, умений и др.

Структура и формы организации воспитательной работы имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку во многом определяют эффективность обучения, его эффективность.

Какие элементы и части урока считаются структурными, а какие нет? В педагогической науке сегодня нет единого мнения по этому вопросу.

Некоторые склонны выделять в качестве элементов урока те, которые чаще всего встречаются на практике, а именно:

  1. изучение нового материала;
  2. закрепление пройденного;
  3. контроль и оценка знаний студентов;
  4. домашнее задание;
  5. обобщение и систематизация знаний.

Прочие - цель урока, содержание учебного материала, методика и методика обучения, методы организации учебной деятельности.

Урок включает в себя содержание материала, методы и формы обучения, методы управления и контроля учебной деятельности, технические средства, учебные пособия, дидактические материалы для самостоятельной работы, формы организации учебной деятельности учащихся, личность учителя Но являются ли они составляющими урока? Конечно нет! Поскольку урок не является составной частью урока. Нельзя согласиться с утверждением об отсутствии объективно постоянной структуры урока.

В то же время ученые и педагоги едины в том, что структура урока не может быть аморфной, безликой, случайной, что она должна отражать: законы процесса обучения как феномен реальности, логику процесса обучения; закономерности процесса ассимиляции, логика ассимиляции новых знаний как внутреннего психологического феномена; закономерности самостоятельной умственной деятельности студента как способа его индивидуального познания, отражающие логику познавательной деятельности человека, логику обучения; виды деятельности учителей и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса. Элементами урока, которые с их взаимосвязанным функционированием отражают эти закономерности, являются актуализация, формирование новых концепций и методов действия и применение того, что было изучено. В реальном педагогическом процессе они выступают как на этапах учебного процесса, так и в качестве основных, неизменных, обобщенных дидактических задач, которые обязательно присутствуют на каждом уроке, и в качестве компонентов дидактической структуры урока. Именно эти компоненты обеспечивают на уроке необходимые и достаточные условия для изучения студентами материалов программы, развития в них знаний, навыков и умений, активизации умственной деятельности студентов при выполнении самостоятельной работы и развития их интеллектуальных способностей - все что школа должна обеспечить ученикам полноценное обучение жизни и работе.

Взаимодействие структурных компонентов урока является объективным. Однако процесс обучения эффективен только тогда, когда учитель правильно понимает единство функций каждого компонента в отдельности и его структурные взаимодействия с другими компонентами урока, когда он осознает, что каждый из компонентов дидактической структуры урока связан с предыдущие. Формирование новых знаний может быть успешным только на основе существующих знаний, а развитие навыков и умений успешно осуществляется после освоения новых.

Методологическая подструктура урока, разработанная учителем на основе дидактической структуры, характеризуется большой вариативностью. Так, на одном уроке он может включать рассказ учителя, поднимать вопросы к ученикам для воспроизведения своих знаний, выполнять упражнения в соответствии с моделью, решать проблемы и т. д.; с другой стороны, демонстрируя методы деятельности, воспроизводя ее студентами, решая проблемы с использованием того же метода в новых, нестандартных ситуациях и т. д .; третье - решение поисковых задач, с помощью которых приобретаются новые знания, обобщения учителей, воспроизводство знаний и т. д. Все это свидетельствует о том, что практически невозможно дать единую схему для всех уроков по всем изучаемым предметам. в школе.

Типология уроков посвящена многим научным работам. Сегодня эта проблема остается спорной в современной дидактике. Существует несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых имеет определяющий атрибут. Уроки классифицируются на основе дидактической цели, цели организации занятий, содержания и методов урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, решаемых на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности. студентов.

Классификация уроков по целям организации определяется общей дидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обучения студентов. В соответствии с этим подходом выделяют следующие пять типов уроков: уроки по изучению нового учебного материала (тип 1); уроки по улучшению знаний, умений и навыков (в том числе уроки по формированию навыков, целевому использованию приобретенных и т. д.) (урок 2 типа); уроки обобщения и систематизации (тип 3), комбинированные уроки (тип 4); уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5 тип). Эта классификация очень перспективна, хотя и не признается всеми теоретиками дидактики.

  • Урок изучения нового материала

Цель данного урока - овладеть студентами новым материалом. Для этого школьники должны быть вовлечены в решение таких дидактических задач, как освоение новых концепций и методов действия, самостоятельная поисковая деятельность, формирование системы ценностных ориентаций. нетрадиционный учебный урок

Такие уроки наиболее применимы при работе со школьниками среднего и старшего возраста, так как в средней и старшей школе изучается довольно объемный материал, используется метод изучения большого блока. Формы такого исследования могут быть самыми разными: лекция, объяснение преподавателя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений, эвристического разговора, самостоятельной работы с учебником, других источников, постановка и проведение экспериментов, эксперименты , и т.д.

  • Урок по улучшению знаний, навыков

Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующему: а) систематизация и обобщение новых знаний; б) повторение и закрепление ранее полученных знаний; в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее приобретенных знаний; г) формирование навыков; г) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

В большинстве классификаций этот тип урока делится на несколько типов: уроки закрепления изучаемого материала; повторение уроков; уроки комплексного применения знаний, навыков; уроки по формированию навыков и т. д. Типы уроков этого типа: а) уроки самостоятельной работы (репродуктивного типа - устные или письменные упражнения); б) урок - лабораторные работы; в) урок практической работы; г) урок - экскурсия; г) урок - семинар.

  • Урок обобщения и систематизации

Урок такого типа направлен на решение двух основных дидактических задач - установление уровня владения студентами теоретическими знаниями и когнитивными методами по ключевым вопросам программы, которые имеют решающее значение для усвоения предмета в целом, а также тестирования и оценки учащихся. «Знания, навыки и умения по всему материалу программы изучаются в течение длительных периодов в четверть, шесть месяцев и в течение всего года обучения.

Психологически такие уроки стимулируют учащихся систематически повторять большие разделы, большие блоки учебного материала, позволяют им осознать его системность, находить способы решения типичных проблем и постепенно осваивать опыт перевода их в нестандартные ситуации при решении новых необычных задач. которые возникают перед ними.

Уроки обобщения и систематизации предусматривают все основные типы уроков, которые применяются во всех пяти типах уроков.

  • Комбинированный урок

Это самый распространенный тип уроков в существующей школьной практике. Это решает дидактические задачи всех предыдущих трех типов уроков, описанных выше. Отсюда он получил свое имя - в сочетании.

Основными элементами этого урока, составляющими его методологическую подструктуру, являются:

  1. организация учащихся по классам;
  2. повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени силы всего, изученного в предыдущих классах, и обновление необходимых знаний и методов деятельности для последующей работы над пониманием вновь изученного материала в текущем уроке;
  3. ознакомление преподавателя с новым материалом и организация работы студентов по его пониманию и усвоению;
  4. первоначальное закрепление нового материала и организация работы по развитию у студентов навыков применения знаний на практике;
  5. назначение домашнего задания и инструкция по его выполнению;
  6. подведение итогов урока с присвоением класса урока, оценка работы отдельных учащихся на протяжении урока.

Сущность понятия нетрадиционных форм обучения в классе

Наряду с традиционными формами образования, в последнее время широко используются нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, уроки семинаров, тесты, лекции, конкурсы, уроки-экскурсии, комплексные уроки, уроки, конференции, диспуты, тематические игровые уроки, благодаря которым студенты быстрее и лучше изучают программный материал.

Ориентация современной школы на гуманизацию образовательного процесса и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания самой образовательной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания и навыки, с творческой деятельностью. связанные с развитием индивидуальных склонностей учащихся, их познавательной деятельностью, способностью самостоятельно решать нестандартные задачи и т. д. Активное внедрение разнообразных развивающих действий в традиционный учебный процесс, специально направленных на развитие личностно-личностных качеств ребенка. Мотивационная и аналитико-синтетическая сферы, память, внимание, пространственное воображение и ряд других важных психических функций является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

Что мы подразумеваем под понятием нетрадиционной формы урока?

Нетрадиционный подход к уроку как отступление от четкой структуры комбинированного подхода и комбинации различных методов обучения. То есть основной формой учебного процесса остается традиционный урок, но в который обязательно внедряются элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. И это, прежде всего, шестиуровневое развитие познавательных способностей: знания; понимание; применение; анализ; синтез; рейтинг. На этой основе фактический материал для урока, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т. д. Отбираются более тщательно. На уроках используются различные виды деятельности: составление таблиц, вспомогательные рефераты, заполнение карточек, кроссворды на разные источники, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита сочинений, игр и т. д.

Общие требования к современному уроку

Требования к уроку по дидактике подразделяются на дидактические, учебно-развивающие, организационные и гигиенические.

В современной теории и практике образования выделяются следующие способы эффективности урока:

  • вооружить студентов осознанными, глубокими и твердыми знаниями;
  • сформировать у студентов сильные навыки и способности, способствующие их подготовке к жизни;
  • повысить образовательный эффект от преподавания на уроке, сформировать у учащихся личностные качества в процессе обучения;
  • осуществлять всестороннее развитие студентов, развивать их общие и специальные особенности;
  • сформировать у студентов самостоятельность, творческую активность, инициативу как устойчивые черты личности, способность творчески решать проблемы, возникающие в жизни.
  • развивать навыки самостоятельного обучения, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, осваивать навыки и навыки и творчески применять их на практике;
  • сформировать у учащихся положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, необходимость расширять и приобретать знания, позитивное отношение к учебе.

Образовательные требования. Воспитывать нравственные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь между обучением и жизнью, ее потребностями и потребностями и формировать активное отношение к ней.

Дидактические требования. Обеспечить познавательную деятельность на уроке, рационально сочетать словесные, визуальные и практические методы с проблемами, работать с учебником и решать когнитивные проблемы.

Реализовать требования единства обучения, воспитания и развития через тесную связь теории с практикой, обучения с жизнью, использования знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимо проводить систематический мониторинг качества усвоения знаний, умений и навыков и коррекции их воспитательных усилий. Постоянная обратная связь позволяет влиять на ход учебного процесса, корректировать его. Если пробелы в знаниях обнаружены, необходимо проанализировать их причины и найти способы их устранения. Приучить студентов к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность и выполнение практических заданий на уроке помогает закрепить знания, навыки и умения.

Психологические требования. Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения студентами каждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уроке во всех его действиях. Особенно ценится студентами требовательность учителя в сочетании с справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Учителя следует отличать по самоконтролю и самоконтролю, чтобы преодолеть негативное психическое состояние на уроке - неуверенность, скованность или, наоборот, чрезмерную уверенность в себе, игривость, повышенную возбудимость.

Гигиенические требования. Соблюдение температурного режима в классе, соблюдение норм освещения. Монотонности в работе, монотонности изложения следует избегать, чередуя прослушивание учебной информации с выполнением практической работы. Смена видов работы приносит расслабление, позволяет включать различные органы чувств в познавательную деятельность.

Вывод:

Подготовка учеников к жизни, работе и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого учебный процесс и организационная методика урока должны быть структурированы таким образом, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность для усвоения новых знаний и их успешного применения на практике.

Система класс-урок предусматривает различные формы организации учебного процесса: домашние задания (самостоятельная работа), экскурсии, практические занятия и практические занятия, семинары, внеклассные занятия, факультативные занятия, консультации, тесты, экзамены. Но основной формой организации учебы в школе является урок.

Подготовка к любой форме урока требует от учителя много времени и энергии, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому, прежде чем приступить к такой работе, вы должны взвесить свои сильные стороны и оценить возможности.

Для успешной подготовки урока и его проведения учитель должен обладать рядом личностных качеств и соответствовать определенным требованиям, основными из которых являются:

  • Хорошее знание предмета и методологии;
  • Творческий подход к работе, изобретательность;
  • Осознанное отношение к использованию различных форм урока в учебном процессе;
  • С учетом вашего собственного характера и темперамента.

Нетрадиционные уроки лучше проводить как окончательные при обобщении и закреплении знаний, навыков и умений учащихся. Как правило, они посвящены определенной теме, и для ее раскрытия уже необходим определенный набор знаний, на основании которых основывается личное восприятие и понимание изучаемой проблемы.