Урбанизация в России в ХХ веке

Содержание:

  1. Этапы урбанизации в России
  2. Начальная стадия 20-50-х гг. XX век
  3. Второй этап 50-90-х гг. XX век
  4. Третий этап «Русского Креста» 1990 года - по настоящее время. время
  5. Основные этапы российской урбанизации
  6. Развитие, рост и состав городов
  7. Формирование агломераций
  8. Формирование системы отсчета отселения
  9. Неполная урбанизация в России
  10. Город: основные характеристики и свойства
  11. Неполная урбанизация
  12. Возможный сценарий пространственного развития урбанизации
  13. Вывод:
Предмет: Социология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 01.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по социологии:

 

Много готовых курсовых работ по социологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Основные парадигмы в социологии XXI века
Территориальная мобильность в современной России
Национальные культуры в условиях глобализации
Информационный терроризм в современном обществе

Введение:

Традиционно урбанизацию можно выделить в узком смысле этого слова как рост городского населения и рост городов, а в широком смысле этого слова - как исторический процесс повышения роли городов и городского образа жизни. в развитии общества. Возрастающая роль городов наблюдалась на протяжении всей истории человечества, но только в XIX веке. Начинается значительная концентрация людей в городах, которая увеличивается в XX в. и достигает своего пика после второй мировой войны. Современная урбанизация - это процесс возникновения не только крупных городов, но и объединений городов - агломераций.

С точки зрения содержания, урбанизация понимается как целостный процесс, содержанием которого является изменение культурной значимости и социальных функций городской концентрации населения, инструментов производства, капитала, удовольствий, потребностей. В рамках наиболее развитого экологического подхода к урбанизации в русском урбанизме последнее относится к «концентрированному выражению форм, методов, принципов организации человеком окружающей среды, территорий окружающей территории, способности освоить неразвитое пространство Организовать его в соответствии с объективными объективными законами окружающей среды".

Для современной урбанизации характерны следующие особенности:

  1. Концентрация, интенсификация, дифференциация и разнообразие городской деятельности в городах и мегаполисах;
  2. Распределение вне центров и урбанизированных районов городского образа жизни;
  3. Развитие крупных городских агломераций;
  4. Усложнение форм и систем городского расселения: переход от точечных агломераций к линейным, узловым, полосовым;
  5. Увеличение радиуса расселения в пределах агломераций и городских территорий, связанных с местами работы, зонами отдыха и т. д.

Урбанизация неизбежно влияет и значительно деформирует структуру пригородов, размер сельской местности уменьшается. Быстрое развитие пригородов (пригородная урбанизация) и внедрение городских норм условий жизни в сельской местности (рурбурбанизация) являются основными чертами современной урбанизации, которые будут обсуждаться в моей курсовой работе.

Этапы урбанизации в России

Начальная стадия 20-50-х гг. XX век

В начале века Россия была слабо урбанизированной страной, значительно уступавшей в этом отношении ведущим западноевропейским государствам. Доля городского населения составила (в современных границах страны) всего 15%. Уже было два города-миллионера - Санкт-Петербург и Москва, но они резко выделялись на общем фоне. За ними лишь несколько точек, насчитывавших от 100 тысяч до 140 тысяч жителей (Саратов, Казань, Ростов-на-Дону, Астрахань, Тула). Масштабное исследование, проведенное в начале XX в. географ В.П. Семенов-Тянь-Шань (1827–1914) показал, что многие маленькие города были таковыми только формально, фактически без городских функций и поэтому не развивались. Большая промышленность часто развивалась не в городах, а в сельских населенных пунктах, но это не учитывалось официальной статистикой. В результате доля городских жителей в стране росла очень медленно - примерно до 17% к началу мировой войны в 1914 году.

В последующие десятилетия процессы урбанизации развивались довольно быстро. Городское население увеличилось более чем в 10 раз, а доля граждан почти достигла 3/4 от общей численности населения. Темпы урбанизации были особенно быстрыми в 1930-х годах, когда городское население увеличивалось на 10% ежегодно, что было связано с государственной политикой того времени. В стране была проведена ускоренная индустриализация, которая привлекла население к городским поселениям, а принудительная коллективизация вытеснила жителей из села. Появились новые города-миллионеры. Основным источником прироста городского населения была миграция сельских жителей в городские поселения, которая в 1960-х гг. превысил 1 миллион человек. в год.

Второй этап 50-90-х гг. XX век

Второй этап находится во второй половине двадцатого века. Этот этап характеризуется интенсивным промышленным развитием страны в послевоенные годы. Для него характерно не только ускорение темпов роста городского населения, но и появление таких новых качественных параметров, как преимущественный рост крупных городов, формирование городских агломераций, распространение городского образа жизни в сельской местности и т. д. В целом за этот период (1950–90-е гг.) Количество городов увеличилось с 877 до 1037 (по данным переписи 1959–1989 гг. Соответственно), то есть в 1,2 раза, а доля городского населения увеличилась с 45%. до 74% (по данным переписи 1951-1990 гг.), то есть в 1,6 раза. Доля горожан и количество городов росли особенно быстро до 1981 г., затем темпы роста несколько снизились. Доля российских городов в СССР составляет 50%. Это уменьшается в 1979-89. Доля городского населения России в СССР также выделяется. Здесь оно составляет 60%, но наблюдается снижение доли граждан России в СССР на 79-89. XX в., Вроде пропорции городов. Таким образом, около 50% городов и 60% городского населения России расположены в СССР.

На втором этапе возрастает роль интенсивных факторов урбанизации, что связано с внутренней дифференциацией самого процесса. Сфера урбанизации, которая первоначально была локализована в компактных городах, теперь из-за их «распространения», все больше распространяется на сельскую местность и охватывает общество в целом. Этот процесс определяет важнейшую социально-экономическую особенность современного этапа урбанизации в России - преодоление различий между городом и деревней. Современная задача - обеспечить дальнейшее сближение уровней и условий жизни городского и сельского населения, последовательное преодоление социально-экономических и культурно-бытовых различий между городом и деревней. Соответственно, меняются и формы городских поселений - компактный город заменяется городским районом, в котором учитываются две противоположные тенденции - концепция производства и населения и их деконцентрация путем перераспределения внутри области (от центра к периферии). 

Эволюционные тенденции пространственных форм расселения в России во многом связаны с переходом от города к агломерации - накоплением крупных и близких городских и сельских поселений, объединенных интенсивными и устойчивыми связями вокруг крупных центров и далее в урбанизированные районы и зоны. Урбанизированный район - это сравнительно обширная территория с высокой плотностью и уровнем развития городских поселений, территория которых практически полностью покрыта зонами непосредственного влияния крупных многофункциональных центров. Развитые городские районы являются важнейшими звеньями территориальной организации поселения.

В области географии агломерации, урбанизированные районы и урбанизированные районы все чаще попадают в поле зрения, но это не уменьшает важность изучения отдельных городов и других населенных пунктов.

Широко распространенный городской образ жизни, охват урбанизацией новых территорий, уникальность проблем, которые он порождает в общегосударственном, региональном и локальном характере, - все это повышает важность изучения географических аспектов урбанизации, особенностей ее проявления в конкретных условиях страна.

Третий этап «Русского Креста» 1990 года - по настоящее время. время

Третий этап по времени соответствует 1990-м годам. С 1993 года рост числа городов прекратился. Наблюдается тенденция к уменьшению городского населения: если в 1993 году - 108,5 млн человек, то в 2000 году - 106,1 млн человек. Доля граждан составила 73,3% и 73,1% соответственно. Рост городского населения в период переписи 1989-1997 годов составил 0,8%. Этот этап в России называется «русский крест». То есть население в настоящее время сокращается.

В 1990-х годах численность и доля городского населения страны несколько уменьшились. Первоначальной причиной этого был острый социально-экономический кризис, который способствовал возникновению естественного спада и массовым административным преобразованиям небольших городских поселений в сельские поселения. В течение нескольких лет также происходил миграционный отток жителей из городских в сельские населенные пункты. Подобное «кризисное» сокращение числа и доли граждан наблюдалось в России во время гражданской войны в начале 1920-х годов.

Наибольшая доля городского населения среди экономических районов страны наблюдается в Северо-Западном регионе - около 87%. Более 80% городского населения также находится в центральном регионе. Эти территории являются наиболее развитыми с точки зрения урбанизации. Его интенсификация началась здесь в конце 19-го века, когда появился массовый поток сельских жителей в города, прежде всего в Москву и Санкт-Петербург. В настоящее время здесь расположены крупнейшие городские агломерации России - Москва (около 15 млн. Жителей) и Петербург (5,4 млн. Жителей). Началось формирование Центрального мегаполиса (Москва - Нижний Новгород - Ярославль). Наименьшая доля городского населения наблюдается в Северо-Кавказском экономическом регионе - 55%. Для этого есть две причины. Во-первых, в районе существуют самые благоприятные условия в стране для развития сельского хозяйства, что приводит к высокой плотности и большому количеству сельского населения. Во-вторых, национальные республики, которые составляют большинство регионов региона, являются наиболее отстающими в развитии урбанизации. Интенсивное развитие городов и расселение в них сельских жителей началось только в 1970-х годах. И в 1990-х. развитие городских поселений резко замедлилось, сельское население снова стало расти быстрее городского населения.

Экстремальные места занимают практически одинаковые территории (Северо-Западный и Южный районы), но порядок между ними несколько иной. Центральный округ занимает только третье место, уступая Уральскому и Северо-Западному районам. Хорошо видно, что Южный округ резко отличается от остальных, сразу получая 13% пунктов в Сибирский округ, причем разница между всеми остальными районами составляет менее 12%. Более того, со временем дифференциация увеличивается, поскольку в Южном округе доля граждан в начале XXI века. уменьшается, в то время как в других районах она стабильна или увеличивается.

Среди отдельных субъектов Российской Федерации северные промышленно развитые регионы выделяются как наибольшая доля городского населения. Некоторые из них - Мурманская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Магаданская область - имеют более 90% городского населения. Сельское население в таких регионах невелико, поскольку условия для развития сельского хозяйства очень неблагоприятные. И здесь много городских поселений, так как промышленность относительно развита. Также около 90% городских жителей имеют Московскую область с Москвой и Ленинградскую область с Санкт-Петербургом. Эти регионы, как отмечалось выше, являются наиболее развитыми в России в урбанистическом отношении. В 1990-х годах они показали признаки субурбанизации.

Наименьшая доля городского населения (менее 50%) наблюдается в национальных автономиях, которые традиционно отстают в развитии процессов урбанизации. Помимо большинства северокавказских республик, это также республики Калмыкия, Алтай и автономные районы Коми-Пермяцкий, Эвенкийский, Корякский, Агинский Бурятский. В результате административных преобразований 1990-х гг. появился даже такой субъект Российской Федерации - Усть-Ординский Бурятский автономный округ, в котором вообще нет городского населения. Среди российских регионов наименьшая доля городского населения (53%) приходится на Краснодарский край, который имеет лучшие в России природные условия для ведения сельского хозяйства.

Городское переселение - распределение жителей по городским поселениям. В то же время в России выделяются две категории городских пунктов - города и поселки городского типа (городские поселения). В свою очередь, они могут быть рабочими, загородными или курортными. Критерием отделения городских поселений от сельских является доля занятых в сельском хозяйстве людей - не более 15% от всех занятых в селе. Кроме того, критерий для населения. Не менее 12 тысяч жителей должны проживать в городах и не менее 3 тысяч в поселках городского типа (не менее 2 тысяч в курортных поселках). На практике такие строгие критерии применяются только к выделению новых городских поселений. Некоторые города и городские поселения, потеряв необходимое население, продолжали оставаться таковыми на протяжении десятилетий. Только в 1990-х. большое количество поселков городского типа (и один город), не отвечающих необходимым критериям, были преобразованы в сельские поселения. Всего на начало 2004 года в России было 1097 городов и 1793 городских поселения.

Во втором холсте XX в. Новые городские поселения в России возникли в основном в двух случаях:

  1. городские поселения, районы освоения природных ресурсов - это в основном с севера на восток России: Нижневартовск (добыча нефти), Мирный (добыча алмазов), Новый Уренгой (добыча газа), Нерюнгри (добыча угля), Братск (развитие лесного хозяйства) и водные ресурсы);
  2. городские поселения в составе агломерации - преимущественно центральные районы страны: Зеленоград под Москвой, Пущино и Черноголовка в Московской области, Междуреченск и Детра-Дубрава в Самарской области, Никольское и Сертолово в Ленинградской области и др.;
  3. заросшие и преобразующие сельско-районные центры - это, как правило, небольшие городские поселения по всей стране (например, в Орловской области, Верхнем, Долгом, Шаблыкино и др.).

Таким образом, процессы урбанизации развивались как в ширину (в ранее неорганизованных районах), так и внутри страны (в районах с развитой системой городских поселений). Особенно масштабные преобразования городских поселений в сельские произошли в таких регионах, как Алтайский край, Ростовская, Оренбургская и Тюменская области, республики Карелия, Калмыкия и Алтай. В целом можно сказать, что подобные преобразования были более характерны для национальных автономий и южных сельскохозяйственных регионов России. Если принять во внимание, что ранее эти регионы характеризовались снижением доли городского населения, это объясняет увеличение дифференциации регионов страны до уровня урбанизации за период 1990-х годов. Больше сельских регионов отошло от городских. Эта тенденция противоположна той, которая наблюдалась в предыдущие десятилетия, когда происходило постепенное выравнивание уровня урбанизации в разных регионах страны, поскольку доля городского населения в более сельских районах росла быстрее, чем в среднем.

Изменения в тенденциях урбанизации имеют три основные причины:

  1. В советские годы уровень урбанизации в стране был искусственно завышен по идеологическим причинам. Во-первых, методом неоправданного перевода крупных сельскохозяйственных поселений в городские (в южных регионах страны). Кроме того, за период 1990-х гг. многие промышленные предприятия в этих городских поселениях были закрыты или резко сократили количество рабочих в результате экономического кризиса - в результате доля занятых в сельском хозяйстве населения по закону превысила пороговый уровень в 15%. Во-вторых, методом сохранения городского статуса за населенными пунктами, число жителей в которых упало ниже необходимого порога (это часто имело место в северных регионах - вблизи закрытых горнодобывающих и лесозаготовительных предприятий). Таких слишком маленьких городских поселений стало особенно много в результате начала депопуляции в большинстве регионов России. В результате, как только ослабло политическое давление со стороны центра, такие деревни (крупные сельскохозяйственные на юге страны, небольшие на севере) стали преобразовываться в сельские поселения в соответствии с законодательством.
  2. В условиях острого социально-экономического кризиса люди стали использовать все возможные способы выживания. И оказалось, что при прочих равных условиях быть сельскими жителями выгоднее, чем городскими: у них больше возможностей получить землю для сельского хозяйства, меньше платить за электроэнергию и коммунальные услуги, повысить заработную плату и т. д. Поэтому население было заинтересовано в преобразовании своих земель. поселения от городского до сельского.
  3. История России сложилась так, что урбанизация и городской образ жизни не коренятся в культуре и сознании основной массы населения страны, хотя с 1950-х годов. большинство жителей считались городскими жителями. Возможно, корень этого - незначительность прошедшего времени, в течение которого городское сознание не успело развиться. Возможно, при собственно сельском образе жизни населения малых городов и городских поселений в России наблюдается их низкая степень благоустройства, преобладание усадебного жилища, практически полное отсутствие культурных центров. Результатом является сельский менталитет значительной части городского населения страны, особенно проживающего в небольших городах и поселках городского типа на юге страны. Поэтому с моральной стороны люди выступали за превращение своих городских поселений в сельские.

Характерно, что формирование новых городских поселений в 1990-х гг. почти остановился За 10 лет появилось только около 20 новых поселений, то есть примерно столько же, сколько в предыдущие десятилетия, образовалось за 1 год. Более того, некоторые из новых городских поселений 1990-х годов. - это части уже существующих городов и городских поселений, то есть появилась тенденция к фрагментации существующих городских поселений, тогда как ранее наблюдалась только унификация поселений (включение небольших городских поселений в более крупные, что продолжалось в некоторых регионах в 1990-е годы). В результате по сравнению с 1991 г. количество городских поселений и страны сократилось более чем на 10%, что является беспрецедентным событием в истории городских поселений в России.

Основные этапы российской урбанизации

Развитие, рост и состав городов

Развитие и рост городов (растет как бы отдельно). Это «точечная» концентрация. Город накапливает потенциал, усложняет его функциональные и планировочные структуры. Его проблемы становятся все более распространенными и становятся все более острыми, однако их решение в самом городе становится все более трудным из-за ограниченных территориальных ресурсов.

Особенности урбанизации оставили сильный отпечаток на составе русских городов, наделили их характерными чертами:

  1. Монофункциональные города обычны, заняты только одним делом. Особенно многочисленны узкоспециализированные промышленные центры. В разных частях России они образуют целые "семьи". Это текстильные центры Ивановской области, угольные города Кузбасса, целлюлозно-бумажные центры Карелии, центры добычи нефти и газа на Тюменском Севере. Определенная часть монофункциональных городов унаследована от прошлого. К ним, например, принадлежат текстильные города Центральной России. Но еще больше их было создано усилиями промышленности в годы индустриализации. Даже при больших размерах такие центры нельзя считать сформированными (правда, по мнению В.П. Семенова-Тян-Шанского) городами. Это города и поселки. В основном маленький. Но бывают случаи, когда город значительных размеров - средний или большой - также по сути является деревней, состоящей из группы деревень, объединенных административной линией города. Город Копейск Челябинской области (72,9 тыс. Человек) состоит из 22 деревень, протянувшихся над полосой 55 км2.
  2. Многочисленные «сельские города» скрывают свою сельскую сущность под статусом городов. Во многих случаях их сельское происхождение дает название, которое они не догадались дать городскому звуку - Алексеевка, Жуковка, Бугурлиновка, Козловка и т. д. Развивая городские функции, они не отказываются от прежних сельских. Сельские особенности сохранились в развитии, планировке, образе жизни жителей. На Кубани, в Ставропольском крае, на Дону, не менее половины городов - это бывшие села. В Поволжье, на Южном Урале и на Алтае много сельских городов.
  3. По состоянию на начало 1998 года 156 российских городов (14,2% от общего числа) имели менее 12 тысяч жителей, а в 26 из них даже было менее 5 тысяч жителей. Таким образом, 1/5 малых городов России «не достигли» городских критериев гуманности, установленных законом, что иногда не мешает получить городской статус. Так, в городе Кедровом Томской области, получившем такой статус в 1987 году, проживает всего 2,2 тысячи человек. Интересно отметить, что в 1917-1926 гг. По распоряжению правительства 81 город был преобразован в сельские поселения. Как правило, карликовые города являются анахронизмом прошлого. Обычно их снимают с крупных центров и магистралей. У них нет предпосылок для превращения в крупные поселения; сфера влияния на окружающую территорию очень ограничена.

Приток в города огромных масс людей из сельской местности, которые не успели присоединиться к городскому образу жизни, вызвал формирование значительного слоя маргинального населения. По некоторым оценкам, городские жители, для которых характерен полугородской образ жизни, составляют почти четверть городского населения. Исследователи в сельской местности давно определили довольно большую категорию «скрытого городского населения», проживающего в сельской местности. Но также законно говорить о «скрытом сельском населении», которое еще больше.

Вывод, сделанный в начале века А. Геттнером о том, что в большинстве городов России отсутствует городская жизнь, остается столетие спустя.

Формирование агломераций

Появление галактики городских поселений на базе большого города вносит фундаментальные изменения в схему расселения. Агломерации становятся ключевой формой территориальной организации производительных сил и расселения. Агломерация избирательная, но в то же время очень распространенная. Агломерации играют ведущую роль во всех развитых и в ряде развивающихся стран. Большой город находит в них свое дополнение и в то же время находит новые возможности для решения своих проблем, в том числе экологических. Выдающийся потенциал большого города более полно реализован.

В социальном плане городская агломерация - это область, в которой завершается недельный жизненный цикл современного городского жителя. Агломерации имеют два фундаментальных свойства: близость их составляющих

расчеты и взаимодополняемость (взаимодополняемость) последних. Значительный экономический эффект связан с агломерациями, благодаря возможности закрыть значительную часть производственных и других связей в пределах территориально ограниченных районов агломерации. Это особенно важно для стран с большой территорией. В условиях централизованного управления экономикой эффект агломерации использовался недостаточно: ведомства предпочитали организовывать отношения в своих рамках, не обращая внимания на их экономическую нецелесообразность.

Положительные свойства агломераций сочетаются с их недостатками. Это связано с тем, что агломерации, по-видимому, накапливали разрозненные, плохо скоординированные частные решения. Их развитие не регулировалось в соответствии с ранее разработанным генеральным планом. Формирование агломераций можно рассматривать как одно из проявлений саморазвития переселения. Преимущества агломераций неоспоримы, недостатки устранимы. Важно, что агломерационный подход, ранее игнорируемый, нашел свое отражение в развитии городов, что, в частности, подтвердило Генеральный план Москвы и Московской области в 1988 году.

Формирование системы отсчета отселения

Опорная рама - это обобщенный городской портрет страны или региона. Он образован сочетанием узловых (города, столичные районы) и линейных (шоссе, многолинейных) элементов. Там, где они довольно близко друг к другу и территория заблокирована зонами их непосредственного влияния, образуются урбанизированные территории.

Формирование опорной рамы указывает на проявление двух основных тенденций в развитии расселения - центростремительной и линейно. О масштабах центростремительных тенденций свидетельствует тот факт, что на территории бывшего Советского Союза 1/3 всех вновь возникающих новых городов поселились вблизи крупных центров, став, таким образом, частью агломераций. Формирование урбанизированной полосы Москва - Нижний Новгород явилось примером ярко выраженной линейно-стремительной тенденции. Однако шоссе не во всех случаях проявляет себя как ось развития, вдоль которой формируется мощная полоса переселения. Так, например, оно не складывалось вдоль Москвы-ул. Петербургское шоссе, соединяющее крупнейшие центры России - столицу и вице-столицу, и впервые построенное в нашей стране. Интересно, что русский писатель, автор фантастических рассказов В.Ф. Одоевский в первой половине прошлого века предсказывал, хотя и в далеком будущем, соединение Москвы и Санкт-Петербурга в единый город. Относительно недавно Д.С. выступил с идеей формирования «линейного города» Москвенинграда. Лихачев. Теперь внимание к мегаполису и, прежде всего, к «коридору» Москва - Санкт-Петербург вновь возросло в связи с проектом по строительству скоростной автомагистрали между этими центрами. Авторы проекта считают, что эта магистраль будет способствовать социально-экономическому развитию мегаполиса, в котором уже давно наблюдается экономический застой и отток населения. Предполагается, что приток населения будет обеспечен путем расселения внутренне перемещенных лиц и демобилизованных офицеров (вместе с членами их семей) подразделений, выведенных из Европы. Существующая и активно работающая автомагистраль, которая является одной из наиболее технически совершенных в России, тем не менее имела в основном транзитное значение и не соединяла территорию, которую она пересекла. Поэтому сложно на этот раз уверенно прогнозировать социально-экономический подъем области и формирование некоего мегаполиса Москва - Санкт-Петербург.

Территориальная структура страны с формированием опорной рамы приобретает новое качество. По выражению В.П. Семенова-Тянь-Шанский увеличивает прочность территории государства. Рамка поддержки направляет пространственное развитие экономики, ее совокупность узлов и линий определяет центры и оси приоритетного развития. Важность опорной рамы, отлично подходит для любой страны, особенно в России растет благодаря своей обширной территории и сильной дифференциации пространства. В этих условиях значение опорной рамы в качестве фактора в территориальной и экономической интеграции всех регионов России имеет большое значение. Рассмотрение особенностей расположения городов внутри регионов России показывает, что они не захватывают территорию равномерно. Города, как правило, сближаются, образуя тем самым зону интенсивного взаимодействия - наиболее экономически активную часть территории. Это сокращает время и деньги, затрачиваемые на взаимодействие, что можно назвать экономией на расстоянии.

В будущем, когда будет осуществляться строительство системы скоростных автомагистралей (а это тенденция развития транспортных сетей), можно будет сформировать суперкадр, который будет включать основные центры регионов и основные узлы связи страны. В городской практике планирования, было признание идей опорного кадра, который до этого не был распространен только в научном сообществе. Теперь идея признана конструктивной и практически важной в руководящих органах. В результате рассмотрения Общей схемы переселения на территории России Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации в своем решении отметил важность создания базовой системы расселения. Его роль в новой геополитической ситуации в России растет.

Неполная урбанизация в России

Город: основные характеристики и свойства

Город является очень емкой формой территориальной организации жизни, которая вбирает в себя все черты, присущие обществу. Не случайно город определяется как модель общества, которое его создало. Философ П.Г. Щедровицкий говорит, что в городах есть все, и это очень затрудняет определение города как явления.

Краткие энциклопедические определения характеризуют город только в его наиболее общем виде. Город - поселок, классифицируемый по закону государства как город. Как правило, оно имеет значительное население (по сравнению с сельскими поселениями), которое в основном занято вне сельского хозяйства - в промышленности, торговле, сфере услуг, науке, культуре. Российское законодательство устанавливает, что минимальное население города составляет 12 тысяч человек, а минимальная доля рабочих, служащих и членов их семей в общей численности составляет 65%. Следует отметить, что эти показатели условны. На начало 1989 года в 140 городах России проживало менее 12 тысяч человек. Границы между городскими и сельскими поселениями не только в нашей стране, но и во многих других штатах расплывчаты и изменчивы. Согласно статистике ООН, города считаются поселениями с населением более 20 тысяч человек. Часто в населенных пунктах, которые официально считаются городами, четко не видны городские объекты.

Настоящий город многофункциональный. Его сложная концентрация разнообразия обеспечивает город экономической устойчивостью. В последние годы именно специализированные города, например, города-курорты и центры текстильной промышленности, оказались в очень сложной ситуации. Многофункциональность создает основу для социального разнообразия. Расширяются возможности выбора профессии, места учебы и работы, способы проведения свободного времени, самообразования и встречи интересов. Жители многофункционального города имеют богатство общения. Многофункциональные города предпочтительны как в качестве экономических центров, так и в качестве среды обитания. Курс на многофункциональность в развитии города является регулярным и естественным. Даже когда город сохраняет свою специализацию, у него есть возможность стать своего рода специализированным комплексом. В нем основная функция играет роль ядра, вокруг которого формируются связанные и взаимодополняющие виды деятельности.

Город динамичен как в развитии, так и в функционировании. Характеризуется высокой концентрацией взаимодействий. Динамизм города проявляется в трансформации функциональной структуры, в территориальном росте, перепланировке, обновлении зданий, в обогащении городской среды, в притоке нового населения. Эти свойства города породили концепцию динамичного города. В конце 1920-х годов Н.А. предложил динамическую модель для Москвы. Ладовский. Город должен был иметь ось направления развития на Ленинград. Модели динаполиса, предложенные греческим архитектором К. Доксиадисом, широко известны. В градостроительстве широко распространены концепции и схемы направленного развития городов и агломераций. Примером является Схема развития Парижского округа по параллельным осям, предложения по направленному развитию Москвы в приоритетных областях в проекте Генплана 1986 года.

Город исторически многослойный. Эта собственность, украшающая город, может также вызвать много трудностей, установить препятствия для развития и реконструкции. В исторических городах история видна. Вы можете коснуться этого. Это города с особой атмосферой. Обеспокоенность тем, что города приобретают и сохраняют свою историческую многослойность, также должна проявляться в отношении новых городов. Здесь необходимо использовать историческую память о местности, ее исторический дух. N.K. Рерих сказал, что не было мест, где бы не было ничего.

Благодаря постоянному обновлению, динамичности, концентрации разнообразия, особым свойствам многоконтактной среды, город является местом зарождения, формирования и развития нового. Главная цель настоящего города - быть двигателем прогресса. Жилец Щедровицкий сказал, что «... город является формой роста и создания ресурса для развития», «... город позволяет обществу строить встречи со своим будущим».

Высокий интеллектуальный потенциал делает город духовной мастерской человечества. Эта способность города быть генератором идей связана с его особой городской средой, которая должна рассматриваться как один из главных ресурсов города.

Городская среда является сложной, ключевой концепцией. Изучение свойств и характеристик городской среды открывает путь к познанию города, его сути как явления. Городская среда является важной составляющей городского потенциала. Это позволяет реализовать творческий потенциал общества и способствует накоплению энергии общества для продвижения вперед.

Городская среда представляет собой сочетание многочисленных и разнообразных каналов массовых коммуникаций, форм и способов коммуникации, подключения к различным источникам информации. Основополагающим признаком является увеличение разнообразия. ОН. Яницкий приходит к выводу, что научно-технический прогресс не может развиваться без увеличения разнообразия связей и коммуникаций. Разнообразие создает широкие возможности для знакомства человека с бесконечным миром культуры. Городская среда определяет привлекательность большого города.

Начиная свою жизнь, город ведет себя в высшей степени своенравным. Он наступает на свое естественное окружение, в контакте с которым он в первую очередь заинтересован. Это привлекает мигрантов на свои предприятия и строительные площадки, которые изо всех сил пытаются приспособиться к жизни в городских условиях, особенно если этот город большой. В городе сосредоточены величайшие культурные ценности, но в нем также возникает социальное дно. В городе величие культуры, достижения прогресса сочетаются с явлениями социальной патологии. Будучи динамичным, двигателем прогресса, который требует постоянных изменений от самого города, он также является хранителем культурного и исторического наследия, замечательных произведений архитектуры разных эпох. Сама городская планировка часто является историческим памятником. В результате этих особенностей и противоречий в городе возникает определенный тормозной механизм. Задача градостроителей - сделать город полностью сплетенным из проблем и противоречий, гармоничным и удобным, с полноценной городской средой.

Неполная урбанизация

Урбанизация в России не завершена. Новые переходные тенденции остановили процесс на полпути. Как и прежде, в России ощущается нехватка городов, в том числе крупных, способных стать лидерами как в отраслевом, так и в региональном развитии.

Многим городам в России придется привести свою градообразующую базу в соответствие с новыми условиями, расширить ее и сделать ее более разнообразной, развивать рыночную инфраструктуру, более полно использовать свое экономическое и географическое положение, улучшать городскую среду, повышать стандарты жизни своих жителей и сделать их настоящими гражданами.

Незавершенность урбанизации проявляется на уровне опорной рамы поселка. В восточной части России есть только одна трансконтинентальная транспортная ось - Транссибирская магистраль. Нелогично, что трехтысячный километр БАМа заканчивается в Тихом океане небольшими поселениями - городом Советская Гавань (31,7 тыс. Человек с подчиненными селами) и городским поселением Ванино (20,6 тыс. Человек). Между Читой и Благовещенской железной дорогой расстояние составляет 1911 км, и на ней нет ни одного большого города. Можно ли представить, что между Москвой и Челябинском нет ни одного большого города (1919 км)? На трассе БАМ была спроектирована сеть городских центров по освоению природных ресурсов прилегающей территории - Звездный, Ургальский, Чарский и др., Но пока проекты остались на бумаге.

Северный морской путь - единственный морской путь, который полностью проходит в территориальных водах России. Но теперь транспортировка по СМП значительно сократилась, метеорологическая система разрушается, а квалифицированные специалисты уходят. В 1996 году через СМП было перевезено 2 миллиона тонн грузов, а в 1987 году (максимальный показатель) - 6,6 миллиона тонн.

Логично сделать вывод, что усилия по завершению урбанизации и связанного с этим развития автомобильных дорог и городов должны быть продолжены. Для более рационального устройства России, для создания полноценной городской среды как в существующих городах, так и в новых, которые еще не созданы, необходима урбанизация. Однако условия в России существенно изменились. Если раньше урбанизация без проблем удовлетворяла свои потребности в людских ресурсах, поскольку Россия имела демографический достаток, то сейчас пришло время демографического дефицита. Демографическая слабость России привела к тому, что сельская местность, которая надежно снабжала население растущими городами, теперь не может этого сделать. Это подразумевает бесспорный вывод о том, что развитие урбанизации и городов может быть только качественным. Высокие технологии, эффективные системы переселения, высокое качество городской среды и, самое главное, высокое качество населения, могут обеспечить решение проблем с сокращением демографических ресурсов. Тем не менее, текущие процессы работают не на улучшение, а на снижение качества населения. Общественное здоровье ухудшается, особенно среди молодежи. Доля новорожденных с патологией увеличилась. Увеличивается доля молодых людей призывного возраста, которые не годятся к военной службе. Существующая система здравоохранения рушится. Доступ провинций к высшим учебным заведениям крупных центров затруднен. Отмечается, например, что расположенные в столице университеты все чаще становятся московскими по составу, а не общероссийскими.

Возможный сценарий пространственного развития урбанизации

Географическая логика в развитии урбанизации, в территориальном распределении различных форм и систем расселения, в формировании опорной рамы, в конечном счете должно превалировать. Урбанизация связана с саморазвитием городов и их систем, естественно, учитывает ограничения, которые определяются природой. Мы попытаемся предложить достаточно реалистичный, географически обоснованный сценарий пространственного развития урбанизации.

Решающая роль в социально-экономическом развитии страны в переходный период принадлежит крупным центрам, которые имеют лучшие стартовые возможности по сравнению с другими городами. Это успешно демонстрирует Москва. В то же время усиление отделения Москвы от других центров чревато ростом напряженности между центром и периферией. Лидер должен не только идти вперед, но и вести за собой, не позволяя последователям сильно отставать. Санкт-Петербург, согласно русской традиции, должен быть не просто «вторым городом» России, а ее второй столицей. В XX веке Петербург демонстрировал удивительную жизненную силу, дважды поднимаясь с колен. По культурно-историческому потенциалу Петербург не уступает Москве. Научный, технический и образовательный потенциал обоих городов также соизмерим. Санкт-Петербург, как промышленный и проектный центр, лидирует в ряде отраслей и концентрирует многие из своих материнских предприятий. Он традиционно шеф-повар Севера. Проектно-исследовательские институты Санкт-Петербурга обслуживают обширные пространства Севера и Востока России. Его нельзя назвать просто областным городом или столицей северо-запада страны. Сфера его влияния гораздо шире. «Россия пришла с двумя столицами. Ничто в мире не существует напрасно: если у нас две столицы, то каждая из них необходима », - писал В.Г. Белинский в 1848 году. Великий критик был одним из первых, кто не противостоял этим двум городам, но обратил внимание на то, что они дополняют друг друга и со временем могут образовывать «красивое и гармоничное целое».

Следующий шаг в иерархии состоит из региональных центров и субцентров. Отказ от чрезмерно централизованной административной системы, развитие различных форм собственности, ослабление ведомственности и другие проявления и последствия демократизации усиливают важность регионов и их центров. Роль сибирской столицы Новосибирска возрастет еще больше. По сравнению с другими областными центрами развитие ведущих городов Дальнего Востока целесообразно. Региональные лидеры формируют ядро ​​опорной рамы, вид распределения супер-кадра. Значительную роль в качестве точек роста будут играть городские научные и научно-производственные центры. В России их около 70-80. Они являются важным дополнением к ведущим городам, расположенным в большинстве случаев рядом с ними. Богатый опыт разработки высоких технологий позволяет им работать на глобальном уровне. В соответствии с географической логикой развития территориальной структуры хозяйства и расселения, с постоянно повторяющимися, начиная с дореволюционных времен, предложениями по строительству новых железных дорог, не только целесообразно, но и необходимо признать формирование новых осей развития. В западной части России эти оси станут продолжением транспортных панъевропейских коридоров, которые в ближайшем будущем определят транспортные рамки Европы.

Идея создания второй широтной железной дороги, Севсиб, была выдвинута почти столетие назад8. БАМ, возможность которого до сих пор не оспаривается, является восточным участком этой автомагистрали. В XX веке были созданы центры, наметившие будущий маршрут Севсиб: Сургут, Нижневартовск, Стрежевой, Лесосибирск, Кодинск, Усть-Илимск, Усть-Кут, Тында, Комсомольск-на-Амуре. Уже давно говорят о целесообразности строительства автомагистрали до Якутска и Анадыря. Проект аналогичной северо-восточной автомагистрали немного другого маршрута был предложен в начале века иностранными предпринимателями.

Как европейские (особенно скандинавские) страны, так и страны Азиатско-Тихоокеанского бассейна, в первую очередь Япония, заинтересованы в реанимации Северного морского пути. Наличие мощных атомных ледоколов в России позволяет продлить период навигации. Предлагается использовать подводные танкеры. Для этого можно использовать выведенные из эксплуатации атомные подводные лодки. Маршрут из Северной Европы в Японию сокращен вдвое по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал. Этот «путь к японскому изварягу» может дать России значительные валютные доходы. Надо полагать, что формирование и последовательное укрепление контактных зон будет продолжаться, призванное рационализировать взаимодействие российских регионов друг с другом и включение страны в мировые экономические отношения. Роль контактной полосы на подходах к северу будет возрастать по мере продвижения ресурсов на север (уже начаты работы по разработке месторождений на континентальном шельфе северных морей). В меньшей степени, чем в недавнем прошлом, следует создавать ресурсные города в местах, крайне трудных для проживания неаборигенами. Целесообразно сосредоточить основное производство и деятельность, обеспечивающую развитие ресурсных районов Крайнего Севера и переработку сырья, поступающего с них, в зону контакта, которая станет новым широтным поясом Сибири и Дальнего Востока, который продолжается в европейской части страны. Вопросы создания нового широтного пояса детально изучаются сибирскими экономистами и географами.

Чтобы компенсировать потерю портов, расположенных в соседних с Россией странах бывшего Советского Союза, вам понадобятся порты на российских участках побережья Балтийского и Черного морей. Порты спроектированы и строятся в Усть-Луге, Приморске, в Батарейной бухте на побережье Финского залива. Предлагается наряду с расширением нашего главного порта в южных морях Новороссийска строить порты на Азовском море - к западу от Таганрога и на Таманском полуострове. К существующим портам в Южном Приморье будет добавлен порт в устье реки Туманной. Несомненно, в районе Советской Гавани-Ванино будет сформирован мощный портово-промышленный комплекс.

Другим типом контактной зоны является новая российская граница на границах со странами Балтии, Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном. До недавнего времени эти районы были «глубоко в России», как правило, экономически слабыми и требовали улучшения инфраструктуры и более развитой сети городов, что позволит им стать интеграционным поясом.

Во всех указанных структурах роль точек роста и центров развития играют ведущие города. Одной из предпосылок выполнения ответственной миссии городов является признание важности городов в обществе, в социально-экономическом и культурном развитии страны.

Вывод:

Из результатов развития урбанизации в России за последние десятилетия вытекают многие ее задачи на ближайшее будущее. Урбанизация в России похожа на мировую, которая отличается приоритетным развитием крупных городов, формированием агломераций и развитием методов реорганизации расселения.

Советская урбанизация оказалась особым этапом, характеризующимся планомерным и административным способом решения проблем «быть или не быть городом», «людей» и схем строительства. Эта тенденция связана с особенностями постсоветских городов, которые резко отличают их от исторически развитых городов и глобального процесса урбанизации.

На протяжении всей истории России урбанизация была причиной и неотъемлемой частью развития. Тенденции и процессы, которые существовали в формировании города до 1917 года, изменились в направлении последнего компонента - индустриализации. Именно с этой целью были основаны новые города, а сельские поселения различных типов были преобразованы в города.

Таким образом, урбанизация как важный индикатор развития подтверждает целесообразность перемен - от масштабного лобового движения на восток и север до тщательно продуманного развития относительно небольшого количества районов к востоку от Урала. В ближайшие годы основное внимание следует уделить дальнейшему развитию урбанизированных старых индустриальных регионов европейской и азиатской частей России, потенциал которых еще очень далеко не исчерпан. Русская урбанизация вернулась к прежним условиям естественного постепенного развития.