Управление муниципальной собственностью

ВУЗ: РАНХиГС
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 01.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ для РАНХиГС:

 

Много готовых курсовых работ для РАНХиГС

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Планирование в системе государственного и муниципального управления
Финансово-экономическая основа местного самоуправления в условиях формирования рыночных отношений
Центральные органы федеральной исполнительной власти: структура, правовой статус, эффективность деятельности
Информационное обеспечение государственного управления


Введение:

Право населения на местное самоуправление, т. е. Право территориальных коллективов низшего уровня самостоятельно и независимо от государственных органов решать вопросы местного значения, является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения независимости местного самоуправления был создан специальный субъект права - муниципальное образование, для которого государство признало способность иметь, приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности и нести гражданские права. ответственность.

Однако независимость местного самоуправления немыслима без его финансово-экономической базы, в том числе муниципальной собственности. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом об общих принципах организации местного самоуправления муниципалитет самостоятельно осуществляет все полномочия собственника в отношении принадлежащего ему имущества. Но при реализации этих полномочий возникает много проблем, связанных как с несовершенством действующего законодательства, так и с трудностями перехода от командно-административной к рыночной экономике.

Тема управления муниципальной собственностью в современной России является одной из наиболее актуальных. Эффективность деятельности силовых структур обусловлена ​​жизнеспособной структурой местного самоуправления: «Ведь практически все решения правительства, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в быту местных общин.

Рост и развитие муниципалитета невозможны без грамотного и эффективного управления муниципальной собственностью. Эта тема особенно актуальна в современных условиях, когда объем муниципальной собственности уменьшается, и во многих случаях ситуация в муниципалитетах определяется тем, насколько правильно управляются остальные объекты муниципальной собственности. Эти соображения определяют выбор темы исследования.

Ярославль - город в России, административный центр Ярославской области и Ярославской области. Ярославль - третий по величине город в Центральном федеральном округе Российской Федерации и старейший город страны с населением более полумиллиона человек. Город является транспортным узлом, от которого железнодорожные линии и дороги расходятся в направлении Москвы, Вологды, Рыбинска, Костромы, Иванова и Кирова.

Город Ярославль является одной из важнейших артерий социально-экономического развития Ярославской области Российской Федерации.

Целью данной работы является изучение вопросов управления муниципальной собственностью на современном этапе и изучение практической модели управления муниципальной собственностью на примере города Ярославля.

Основными задачами курсовой работы являются:

  1. Изучить теоретические аспекты управления имуществом на муниципальном уровне.
  2. Проанализировать механизм управления муниципальной собственностью в современной России и на примере города Ярославля.
  3. Разработка мероприятий по оптимизации управления муниципальной собственностью в городе Ярославле.

Объектом исследования является муниципальная собственность и ее составные элементы.

Предметом исследования является процесс управления муниципальной собственностью и основные направления деятельности органов местного самоуправления города Ярославля по управлению муниципальной собственностью.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе курсовой работы рассматривается понятие «муниципальная собственность», определяются ее состав и правовые основы.

Во второй главе представлен анализ управления муниципальной собственностью в современной России и на примере города Ярославля.

В третьей главе курсовой работы предусмотрены меры по оптимизации управления муниципальной собственностью в городе Ярославле.

В качестве методологической базы при написании курсовой работы были использованы работы различных авторов по муниципальному управлению, документам, нормативным актам.

Результаты исследования могут быть использованы в системе работы муниципальных органов власти с целью совершенствования механизмов и методов управления муниципальной собственностью.

Теоретические аспекты управления имуществом на муниципальном уровне

Понятие и состав муниципальной собственности

Гражданский кодекс Российской Федерации (Гражданский кодекс Российской Федерации) устанавливает, что имущество, принадлежащее муниципалитетам, является муниципальной собственностью. Муниципальная собственность включает средства из местного бюджета, движимое и недвижимое имущество, муниципальные предприятия и учреждения, имущественные права. Муниципальная собственность служит для эффективного осуществления полномочий местного самоуправления, для решения основных проблем жизнеобеспечения населения. Использование муниципальной собственности должно обеспечивать возможность предоставления услуг населению, включая функционирование муниципальных учреждений, которые предоставляют эти услуги, получение дополнительных доходов в местный бюджет и сокращение расходов бюджета на решение местных проблем.

Содержание права собственности определяется полномочиями владельца владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью. Право на владение является юридически обеспеченной возможностью экономического господства владельца над собственностью. Правовым основанием для владения могут быть: договор купли-продажи, решение о передаче объекта в муниципальную собственность в процессе разграничения объектов государственной собственности, свидетельство о праве собственности на землю и т. д.

Муниципальная собственность служит для эффективного осуществления полномочий местного самоуправления, для решения основных проблем жизнеобеспечения населения. Использование муниципальной собственности должно обеспечивать возможность предоставления услуг населению, включая функционирование муниципальных учреждений, которые предоставляют эти услуги, получение дополнительных доходов в местный бюджет и сокращение расходов бюджета на решение местных проблем.

Имущественные права - это права их владельца на получение определенных имущественных выгод, обеспеченных ценными бумагами или другими законными способами. Имущественные права отличаются от собственности тем, что они представляют не само имущество, а лишь определенное право на имущество или доход от его использования.

Что касается муниципальной собственности, то наиболее распространенными являются три правовых режима (статья 215 Гражданского кодекса Российской Федерации):

  • Управление экономикой
  • Оперативное руководство
  • Режим муниципальной казны

Субъектами права хозяйственного ведения являются только муниципальные унитарные предприятия (МОУ). Учредителем MUL является муниципалитет, который наделяет муниципальное унитарное предприятие необходимой собственностью. МУЛ владеет, использует и распоряжается этим имуществом в пределах, определенных в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Возможность и порядок отчуждения имущества, находящегося в хозяйственной юрисдикции, самим унитарным предприятием регулируется законодательством и уставом предприятия и имеет ряд ограничений.

Прекращение права хозяйственного ведения в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации возможно в случаях законного захвата имущества по решению собственника при ликвидации предприятия и уменьшении уставного капитала.

Содержание права оперативного управления гораздо уже, чем содержание права хозяйственного ведения. На основе оперативного управления могут быть созданы государственные предприятия - коммерческие организации, основной целью которых является получение прибыли, и учреждения - некоммерческие организации, созданные собственником имущества для осуществления управленческих, социально-экономических культурные или иные функции некоммерческого характера и финансируемые этим владельцем. Учреждение не может распоряжаться имуществом, переданным ему владельцем и приобретенным за счет средств, выделенных владельцем согласно смете. Вмешательство в деятельность муниципальных учреждений и государственных предприятий со стороны органов МСУ не допускается, за исключением выполнения функций учредителя.

Третий правовой режим - нахождение имущества в муниципальной казне. Имущество, не переданное муниципальным предприятиям и учреждениям, вместе со средствами местного бюджета составляет муниципальную казну муниципального образования.

Реализация местного самоуправления невозможна без наличия материальных и финансовых ресурсов, совокупность которых составляет его экономическую основу.

Местные налоги выступают источником доходов местного бюджета, который является элементом муниципальной казны, которая, в свою очередь, является частью муниципальной собственности (статья 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Другими словами, один элемент поглощается другим. В результате все названные элементы (местный бюджет, налоги, являющиеся источником его формирования, права собственности муниципалитетов, являющихся частью его собственности, собственно муниципальная собственность) подпадают под категорию «муниципальная собственность». Она, по большому счету, является экономической основой местного самоуправления.

Все перечисленные в таблице виды имущества могут принадлежать городским округам. Городские районы и муниципальные районы могут также владеть движимым и недвижимым имуществом, переданным государственными органами для осуществления определенных государственных полномочий (например, социальные услуги населению, транспортные средства и т. д.). Одна часть движимого и недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, передается в управление муниципальным предприятиям и учреждениям, другая часть является частью муниципальной казны. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации муниципальная казна состоит из средств местного бюджета и имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями. Эффективное управление муниципальной собственностью обеспечивает качественное предоставление муниципальных услуг.

Нормативно-правовая база управления муниципальной собственностью

Правовую базу, регулирующую вопросы муниципальной собственности, можно разделить на три самостоятельных блока:

  • формирование муниципальной собственности;
  • управление муниципальной собственностью;
  • приватизация муниципальной собственности.

Вопросы муниципальной собственности регулируются в первую очередь на уровне Конституции Российской Федерации. Конституция, признавая и гарантируя права местного самоуправления, определяет экономические условия его функционирования. Это выражается прежде всего в признании и равной правовой защите муниципальной собственности наряду с другими формами собственности - государственной и частной (статья 8). Права органов местного самоуправления включают владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130 Конституции), а также независимое управление ею (статья 132).

Гражданский кодекс Российской Федерации развивает положения Конституции, в которых указывается, что права собственника муниципальной собственности (владение, пользование, распоряжение) принадлежат городским, поселковым, сельским и другим муниципалитетам, в границах которых находится местное самоуправление. осуществляется Основным законодательным актом федерального уровня является федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131), который в соответствии с Конституция, устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, определяет государственные гарантии его осуществления.

Этот закон вступил в силу в своей основной части в 2009 году.

Муниципальная собственность является одним из трех составных элементов экономической основы местного самоуправления наряду с фондами из местных бюджетов, а также имущественными правами муниципалитетов (статья 49 Федерального закона № 131).

Федеральные и региональные законы составляют нормативную базу для управления муниципальной собственностью. По вопросам, связанным с полномочиями местного самоуправления, представительные органы местного самоуправления принимают муниципальные положения (положения). 

Органы местного самоуправления обязаны вести учет наличия и изменений в составе муниципальной собственности. Для этого ведется реестр муниципальной собственности, представляющий собой информационную систему, построенную на единой классификации по всей стране, методологическую основу и базу программного обеспечения. Для организации учета и управления муниципальной собственностью в структуре местной администрации обычно создается комитет по управлению имуществом (далее - Комитет) или другой орган по названию.

По своей экономической природе муниципальные имущественные отношения представляют собой различные виды экономических (имущественных) отношений. Так, это могут быть товарно-денежные отношения (например, отношения, возникающие в процессе муниципального заказа), кредитные отношения (например, отношения, возникающие в процессе муниципального кредита), финансовые отношения в виде таких разновидностей, как бюджет отношения (например, отношения, возникающие в процессе бюджетного финансирования) и налоговые отношения (например, отношения, возникающие в процессе взимания местных налогов).

Разнообразная экономическая природа муниципальных имущественных отношений также предопределяет различия в механизме их правового регулирования, что выражается в регулировании этих отношений через различные отрасли права. Основным требованием к использованию муниципальной собственности является наиболее сбалансированное сочетание принципов экономической эффективности и социальной ответственности органов местного самоуправления за обеспечение жизни муниципальных образований, социально-экономических интересов населения.

Управление муниципальной собственностью заключается в использовании местными органами власти организационно-экономического механизма воздействия на хозяйствующих субъектов в сфере владения, распоряжения и использования их имущества на основе изменений законодательства, налогообложения, процентных ставок, целевых норм и др. социальные стандарты, критерии, показатели и стандарты качества, и др.

Для управления муниципальной собственностью необходимо разработать и внедрить на всех уровнях государственного управления взаимосвязанную систему правовых, административных и экономических мер, объединенных единой политикой регулирования отношений собственности, которая должна обеспечить стабильное, сбалансированное и эффективное развитие всех объекты недвижимости в пределах муниципального образования.

Анализ управления муниципальной собственностью на примере города Ярославля

Формы и методы управления муниципальной собственностью в современной России

Управление муниципальной собственностью осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией через императивный метод правового регулирования.

Получающиеся правовые отношения носят характер организационно-имущественных отношений, основанных на признаке «власти и подчинения». Право на управление муниципальной собственностью принадлежит собственнику - муниципалитету и относится к категории публично-правовых полномочий данного субъекта.

Владение, пользование и распоряжение имуществом относится к категории гражданско-правовых полномочий муниципалитета, осуществляемых им на основании юридического равенства с другим субъектом гражданско-правовых отношений.

Управление муниципальной собственностью осуществляется различными способами: сдача в аренду объектов недвижимости, концессия, доверительное управление, использование имущества на основе хозяйственного ведения, оперативное управление. Каждый из этих методов имеет свои особенности, свои особенности в управлении имуществом.

Существует четыре основных метода муниципального управления:

  • Прямой контроль;
  • Муниципальная контрактная система;
  • Муниципальная система аренды;
  • Муниципальная концессия.

Поэтому важно выявить сильные и слабые стороны каждого метода управления муниципальной собственностью и сравнить их.

Прямой контроль

Под непосредственным руководством муниципалитеты напрямую управляют муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями.

Гражданский кодекс предусматривает создание муниципальных предприятий в форме унитарных предприятий, которые не наделены правом собственности на имущество, переданное им собственником. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, долям), в том числе среди работников предприятия.

Органы местного самоуправления имеют право создавать муниципальные учреждения и передавать им имущество, находящееся в муниципальной собственности. Особенности правового статуса закрепленного за муниципальным учреждением имущества заключаются в следующем.

В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество принадлежит учреждению на основе права оперативного управления. В связи с этим владелец имущества имеет право изъять лишнее, неиспользованное или неправильно использованное имущество и распоряжаться им по своему усмотрению.

Учреждение не имеет права отчуждать или иным образом распоряжаться присвоенным ему имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему в соответствии с сметой, но если владелец дал право учреждению осуществлять доход, генерирующая деятельность, тогда доходы, полученные от такой деятельности и полученные через эти доходы и имущество, поступают в независимое распоряжение учреждения и отражаются в отдельном балансе.

Примером создания муниципального учреждения в современных условиях является схема управления муниципальными парками.

С созданием муниципального учреждения городские власти хотят заменить арендные отношения, которыми теперь управляют парки.

Арендатор обязан производить платежи. Арендатор платит деньги и, как любой предприниматель, заботится о получении прибыли. Для парков очень важно сохранить красоту территории.

Есть и другая сторона вопроса. Муниципальные зоны отдыха требуют серьезных вложений. Администрации может просто не хватить денег на дорогие аттракционы. Кроме того, трудно привлечь инвесторов, поскольку парки открыты на короткий сезон, и для окупаемости инвестиций требуется время. Использование городских парков в качестве простых зон отдыха не выгодно.

Здесь можно добавить, что обе стороны как раз правы, и отметить, что в этом случае муниципалитет отказывается от возможности получения арендной платы в бюджет, но получает возможность напрямую управлять муниципальной собственностью.

Преимуществами создания муниципального унитарного предприятия являются получение доходов в долгосрочной перспективе в виде отчислений от чистой прибыли и платежей за использование муниципальной собственности, возможность решения проблем социально-экономического развития территории.

Муниципальная контрактная система.

В рамках муниципальной системы контрактов строительство и выполнение определенных функций не выполняются службами муниципалитета, а временно нанимаются на конкурсной основе частными подрядчиками, которые получают часть прибыли. Система контрактов играет очень важную роль в современных муниципальных хозяйствах, но ее эффективное внедрение требует соблюдения определенных принципов и правил, строгой системы учета и контроля.

В Российской Федерации этот метод регулируется Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

С 1 января 2011 года начал функционировать единый официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, который с этого Дата является единственным официальным источником размещения информации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Муниципальная система аренды

Следующая форма распоряжения муниципальной собственностью - аренда муниципальной собственности.

Он используется не для того, чтобы избавить местные органы власти от расходов по эксплуатации имущества, а только в том случае, если невозможно распоряжаться муниципальной собственностью более выгодным способом.

Муниципальная собственность сдается в аренду частным лицам на определенный срок. В то же время муниципалитет на срок аренды полностью отказывается от доходов, полученных от использования арендованного имущества, в обмен на фиксированные платежи, регулярно выплачиваемые арендатором. Арендатор обычно занимается деятельностью, не связанной с выполнением инструкций местных органов власти по решению определенных вопросов местного значения, что снижает возможность муниципального регулирования.

Преимуществами лизинга являются появление стабильного источника дохода и возможность использования недвижимости в будущем для развития муниципального образования. Недостатками аренды являются потеря возможного дохода в виде земельного налога; по фиксированной ставке возможны потери от инфляции.

Муниципальная концессия.

Это уступка муниципалитета на определенный срок и на контрактной основе частному субъекту предпринимательской деятельности права на организацию и управление экономикой в ​​конкретной сфере деятельности. Фактически использование такой системы означает неспособность муниципалитета управлять той или иной частью местной экономики.

Что касается применения механизма концессии, то в литературе описываются два опыта применения механизма концессии.

В первом случае эксперты отмечают, что с помощью концессий около 50% прибыли, полученной в результате деятельности организации, передается из государственных в частные руки. В то же время концессионная деятельность общеупотребительных предприятий чаще всего не обеспечивает ни интересы потребителей (высокие тарифы), ни интересы работников таких предприятий (минимальная заработная плата).

Местные власти оказываются связанными соглашением на много лет вперед и не могут отказаться от невыгодных концессионных соглашений. Как правило, местные власти не имеют реальных инструментов для работы с крупными внешними, особенно иностранными, концессионерами.

В этом случае практика показывает, что в рамках концессии частная монополия не стремится инвестировать в развитие и техническое совершенствование производства, и в конце контракта изношенное оборудование и недвижимость возвращаются муниципалитету.

Сторонниками такой системы являются исключительно представители частного бизнеса.

Следующий опыт применения определяет преимущества и проблемы использования концессионного механизма, в число преимуществ которого входят.

Ограничение финансового участия муниципалитетов в реализации проектов:

  • Создание конкурентной среды в отрасли;
  • Приток дополнительных средств на территорию;
  • Создание дополнительного количества рабочих мест за счет строительства или реконструкции объектов коммунального хозяйства;
  • Расширение числа потенциальных инвесторов, поскольку как предприятия в целом, так и отдельные объекты коммунальной инфраструктуры могут быть переданы под управление;
  • Пополнение имущества муниципалитета современным оборудованием, поскольку после истечения срока действия договора оно передается в распоряжение органов местного самоуправления.

Но реализация концессионного механизма также связана с такими проблемами, как:

  • Отсутствие практики договорных отношений между владельцем и концессионером и потребителем коммунальных услуг, поэтому об эффективности этого метода можно судить по рассчитанным параметрам;
  • Необходимость обеспечить ответственность за тарифное регулирование услуг, например, теплоснабжения и водоснабжения, перед местными органами власти (только при этом условии концессия будет работать);
  • Потеря влияния в сфере государственных услуг;
  • Отсутствие стимулов для инвесторов и местных властей к заключению такого типа соглашения.

Какую бы форму управления ни выбирали органы местного самоуправления, они должны стремиться максимально сохранить управляемость имущества на своей территории, однако неэффективно муниципальную собственность не следует сохранять искусственно. Например, потребность в муниципальных унитарных предприятиях может быть оправдана только в тех случаях, когда их цели и задачи не могут быть эффективно реализованы предприятиями других форм собственности.

Выбор метода распоряжения муниципальной собственностью должен зависеть от возможности конкуренции на рынке конкретных услуг или нецелесообразности, в том числе экономической, создания альтернативных предприятий.

Также необходимо, чтобы вся деятельность, связанная с управлением муниципальной собственностью, была увязана как с точки зрения времени и ресурсов (финансовых, материальных, трудовых), так и, при решении проблем, интересов развития местного сообщества и территории. быть приняты во внимание.

Для этого необходима программа повышения эффективности управления муниципальной собственностью.

Наряду с разработкой программы необходимо ужесточить комплексный контроль за использованием муниципальной собственности, продолжить работу по сокращению дебиторской задолженности перед местным бюджетом от недобросовестных арендаторов муниципальной собственности.

В ряде муниципалитетов существует множество организаций, которые, имея в собственности здания, юридически не регистрируют муниципальные земли под зданиями, что означает не только незаконное использование земельных участков, но также сокращение потенциальных доходов в местный бюджет от использования имущества.

Следующим условием является предупреждение коррупции, предусмотренное Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Таким образом, при соблюдении этих условий эффективное управление муниципальной собственностью в рамках Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не только поможет повысить доходность муниципальной собственности, а также изменить роль собственности в социально-экономическом развитии муниципального образования. Это станет реальностью, если при выборе метода управления муниципальной собственностью будут учитываться не только интересы различных сторон (население, органы местного самоуправления, организации различных форм собственности), но и средства на текущий функционирование и стратегическое развитие территории.

Общая характеристика имущества города Ярославля и деятельности в его распоряжении

Согласно ст. 2 Согласно Уставу города Ярославля город был основан Ярославом Мудрым в 1010 году, имеет статус исторического, является муниципальным образованием Ярославской области и его административным центром. По закону Ярославской области город Ярославль наделен статусом городского округа.

Ярославль сегодня - современный город с развитой сервисной инфраструктурой. Здесь проживает около 600 тысяч человек. Ярославль - один из немногих российских городов, где сохранилось так много памятников исторического прошлого. В городе 785 памятников истории и культуры (7 памятников археологии, 43 исторических, 13 художественных, 722 архитектурных). В 2005 году ЮНЕСКО включила исторический центр Ярославля в список объектов всемирного наследия и взяла его под свою защиту. Сегодня Ярославль продолжает свои лучшие исторические и культурные традиции, привлекает повышенное внимание, а население города всегда рада новым интересным друзьям.

Население города за 2013 год составляет чуть более 597 тысяч человек (данные переписи на 1 января 2013 года). Если посмотреть в центральном федеральном округе России, то город Ярославль является третьим по величине городом по численности населения.

В соответствии с действующим законодательством Устав муниципального образования город Ярославль является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.

Другие муниципальные правовые акты не должны противоречить Уставу муниципального образования.

Деятельность города Ярославля осуществляется на основании Устава города Ярославля, в котором закреплены основные принципы местного самоуправления, вопросы местного значения, органы муниципального образования город Ярославль. Устав устанавливает порядок организации местного самоуправления на территории муниципального образования город Ярославль.

Согласно ст. 106, 107, 108 Устава города Ярославля город может владеть:

  1. имущество, определенное федеральным законом и предназначенное для решения вопросов местного значения;
  2. имущество, предназначенное для осуществления определенных государственных полномочий, переданных городской администрации, в случаях, установленных федеральными законами и законами Ярославской области;
  3. имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов государственной власти города и должностных лиц города, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального образования города;
  4. имущество, необходимое для решения вопросов, право на разрешение которого предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и не отнесено к вопросам местного значения.

В случаях, когда город имеет право собственности на имущество, не предназначенное для осуществления определенных государственных полномочий, переданных органам городского управления, для обеспечения деятельности органов городского управления и должностных лиц города, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и В учреждениях, или не относящихся к типам имущества, предназначенных для решения вопросов местного значения, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) или отчуждению.

Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом. Особенности возникновения, реализации и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципальной собственности устанавливаются федеральным законом.

Органы городского самоуправления в пределах полномочий, установленных настоящим Уставом, от имени города самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами органов городского самоуправления. Правительство принято в соответствии с ними.

Мэрия города в порядке, установленном муниципальным образованием, имеет право передавать муниципальную собственность во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Ярославской области) и органам местного самоуправления. Органы других муниципальных образований отчуждают, совершают иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Муниципалитет города определяет порядок и условия приватизации муниципальной собственности в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципальной собственности идут в городской бюджет.

Структура управления муниципальной собственностью в городе Ярославле

Комитет по управлению муниципальным имуществом Ярославля осуществляет полномочия в области управления и распоряжения муниципальным имуществом.

Комитет состоит из трех отделов:

  • отдел арендных отношений;
  • отдел учета и распоряжения муниципальной собственностью;
  • отдел бухгалтерского учета и отчетности.

Полное наименование комитета - Ярославский комитет по управлению муниципальным имуществом, сокращенное наименование - КУМИ.

В своей деятельности Комитет руководствуется следующими нормативными правовыми актами:

Конституция Российской Федерации, статья 132, пункт 1;

  • Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статья 16, часть 1, пункт 3;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон № 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции», статьи 17.1, 19.20;
  • Устав муниципального образования - Ярославский городской округ, глава 11, статья 46;
  • Приказ ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения торгов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом и иных договоров, предусматривающих передачу права собственности и (или) пользования в отношении государственной или муниципальной собственности, а также перечень видов имущества, в отношении которых заключение этих договоров может быть осуществлено путем проведения торгов в форме конкурса »;
  • Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом г. Ярославля, Постановление Малого Совета Ярославского городского совета ND от 06.05.1993 №127.

Комитет от имени местного правительства:

  • ведет реестр муниципальной собственности города Ярославля;
  • ремонтирует и изымает объекты муниципальной собственности для хозяйственного управления и оперативного управления муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, структурными подразделениями администрации города Ярославля;
  • передачи во временное владение и пользование (аренда, бесплатное пользование и т. д.) и на хранение объектов муниципальной собственности;
  • осуществляет контроль за сохранностью и использованием объектов муниципальной собственности города Ярославля по назначению;
  • осуществляет регистрацию всех сделок по распоряжению муниципальным имуществом города Ярославля;
  • осуществляет приватизацию объектов муниципальной собственности;
  • управляет в отношении имущества муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями в порядке, установленном Положением о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля, Положением о муниципальном унитарном предприятии и муниципальном учреждении города Ярославля, другие муниципальные правовые акты органов местного самоуправления города Ярославля;
  • контролирует поступление средств от приватизации и использования имущества и земельных ресурсов в муниципальную собственность города Ярославля в городской бюджет, принимает необходимые меры для обеспечения этих поступлений;
  • согласовывает залог муниципальной собственности, находящейся в хозяйственной юрисдикции муниципальных унитарных предприятий, в порядке, определяемом Положением о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля.

В состав Комитета по управлению муниципальным имуществом входят отделы и службы, обеспечивающие выполнение возложенных на него функций.

Комитет состоит из следующих структурных подразделений:

  • Департамент имущества, в состав которого входят:
  1. Департамент управления муниципальной собственностью.
  2. Отдел приватизации и организации продаж.
  3. Отдел аренды недвижимости.
  4. Отдел регистрации.
  5. отдел по организации деятельности комитета.
  6. отдел администрирования доходов и бухгалтерского учета.
  7. Отдел наружной рекламы.
  • Земельный департамент, в состав которого входят:
  1. Отдел аренды земли.
  2. Отдел земельного контроля.
  3. Департамент землеустройства и сопровождения банкротства.
  4. Отдел приема и экспертизы документов.
  5. Отдел согласования документов.
  6. Юридическое управление.

В установленной сфере деятельности Комитет представляет интересы города Ярославля, органов городского управления в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и мировых судах в соответствии с муниципальными правовыми актами (с изменениями, внесенными решением муниципального образования). г. Ярославль № 693 от 19.07.2012 г.).

Разработка мероприятий по оптимизации управления недвижимостью в городе Ярославле

Основные цели и направления политики управления имуществом города Ярославля на 2014 год и будущее

Муниципальная собственность занимает важное место в экономической основе местного самоуправления. Важным моментом является то, что благодаря муниципальной собственности местные органы власти могут активно влиять на развитие муниципалитета, структуру его экономики, деловой и инвестиционный климат и, в конечном итоге, на решение различных задач, связанных с улучшением качества жизни населения. население, которое формирует местное сообщество. Органы местного самоуправления при определении порядка управления муниципальной собственностью должны ставить своей главной задачей достижение наивысшего уровня благоустройства муниципального образования и социального обеспечения населения при минимальных затратах (трудовых, материальных, финансовых) ,

Основными задачами в части управления муниципальной собственностью являются:

  • продолжать работу по перераспределению собственности между тремя уровнями публичной власти;
  • провести работы по отчуждению неиспользованного муниципального имущества, имущества, которое требует больших материальных затрат на содержание и ремонт, завершение незавершенного строительства, а также излишки имущества;
  • проанализировать финансово-хозяйственную деятельность и оценить уровень доходности муниципальных унитарных предприятий, а также контроль за распределением прибыли, доступной предприятиям от использования муниципальной собственности;
  • продолжить работы по оформлению прав муниципальной собственности в Ярославле, оценке и страховой защите объектов недвижимости;
  • провести работу по замене отношений безвозмездного пользования арендными отношениями;
  • проанализировать использование переданного недвижимого имущества муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями с целью вовлечения его в арендные отношения;
  • усовершенствовать автоматизированную систему регистрации объектов недвижимости муниципальной собственности, обеспечить информационную поддержку управления недвижимостью, реформировать и регулировать имущественные отношения;
  • увеличение доходов бюджета Ярославля от использования муниципальной собственности;
  • создание условий для развития малого и среднего бизнеса в Ярославле;
  • повышение эффективности использования муниципальной собственности.

Модель управления муниципальными образованиями может быть эффективно реализована на основе принципов социального партнерства органов местного самоуправления, деловых кругов, территориальных структур гражданского общества и муниципального сообщества на основе баланса интересов и в рамках наиболее демократичных процедуры.

Вектор, траектория и темпы развития муниципального образования формируют и определяют следующее:

  • осознание муниципалитетом своей патриотической миссии;
  • творческий потенциал населения;
  • возможности для самореализации трудолюбия, профессионализма и таланта людей;
  • эффективность муниципального управления.

Стратегическое планирование становится эффективным инструментом в арсенале муниципального управления, позволяющим найти адекватные ответы на вызовы времени, если его идеология основана на пяти принципах, отражающих соответственно направление, механизм, ресурсы, технологию и технику планирования.

Первый принцип - это переход от функционального к социальному управлению, ориентированный на благосостояние людей и измеряемый показателями качества жизни (ожидаемая продолжительность жизни, увеличение доли здорового населения, доступность жилья, доходы населения и т. д.).

Вторым принципом является переход в управлении от ведомственного к программно-целевому подходу для достижения целей и решения проблем комплексного, межведомственного характера: улучшение демографической ситуации; воспроизводство трудовых ресурсов; обеспечение безопасности жизни населения; сохранение и укрепление здоровья жителей города и др.

Третий принцип - это отказ формировать бюджет «из того, что было достигнуто» в пользу среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результаты, с максимизацией роста качества жизни на рубль расходов.

Четвертый принцип заключается в обеспечении устойчивого развития муниципалитета путем перехода к общему экологическому и городскому планированию, что предполагает экологизацию градостроительных решений с перспективой формирования контуров экополиса.

Пятый принцип - аналитическое, информационное, правовое и административное сопровождение процесса оптимизации и координации задач и действий по реализации запланированной стратегии развития, а также процесса мониторинга (по объективно проверенным показателям качества жизни). эффективность действий и возможность их своевременной коррекции.

Экономическая эффективность отражает финансовые последствия реализации мероприятий по управлению имуществом для местного бюджета.

Экономическая эффективность в основном характеризуется дополнительными налоговыми поступлениями благодаря этим мерам, уменьшением расходов бюджета на содержание муниципальных организаций, доходов от приватизации и продажи акций убыточных предприятий, принадлежащих муниципалитетам. Экономическая эффективность управления муниципальной собственностью должна рассчитываться как отношение суммы всех доходов организации к бюджету и внебюджетным фондам (за вычетом пособий) к стоимости использованного имущества, а затем сравнивать полученные результаты с соответствующие стандарты для различных объектов по сфере деятельности.

Установление таких стандартов потребует разработки, например, оптимального удельного расхода определенных видов ресурсов на содержание имущества, допустимых объемов производства товаров и услуг на квадратный метр используемой площади, минимально допустимых вычетов в бюджет и внебюджетные фонды и т. д.

Сравнение рассчитанных показателей с нормативными, установленными для предприятий различных сфер деятельности (промышленность, строительство, транспорт, жизнеобеспечение города, культурно-бытовая сфера и т. д.), Покажет уровень эффективности управления муниципальной собственностью.

Основной целью разработки таких стандартов является создание таких экономических условий, которые заставили бы предприятия избавляться от ненужных площадей, оборудования и другой коммунальной собственности.

Стандарты эффективности управления имуществом муниципальных предприятий должны обеспечивать сопоставимость достигнутых показателей управления имуществом, прозрачность системы учета затрат на управление имуществом и доходов от его использования, привлечение профессиональных менеджеров, их ответственность (в том числе материал) по результатам управления имуществом.

Для определенных направлений деятельности муниципальных предприятий также могут использоваться такие специфические нормативные показатели, как допустимое рациональное потребление ресурсов на содержание муниципальной собственности, минимально допустимые отчисления в бюджет и внебюджетные фонды на квадратный метр площади. подержанный, объем производства товаров или оказания услуг на квадратный метр полезной площади.

Необходимо увязать достижение этих нормативных показателей с размером арендной платы за помещения и землю, предоставлением налоговых льгот и других форм поддержки предпринимательской деятельности.

Разработка руководства по оптимизации процессов управления недвижимостью

Для решения задач оптимизации процессов управления недвижимостью в Ярославле в будущем необходимо провести комплекс мероприятий организационного и экономического характера.

Одним из необходимых условий является участие в обсуждении и реализации целей, задач и мероприятий плана активной части населения города, прежде всего бизнес-сообщества. Для этого необходимо периодически проводить встречи с руководителями городов, опросы населения и использовать возможности местных СМИ. Поддержка гражданских инициатив, направленных на улучшение состояния конкретных домов, дворов, парков, водоемов города, будет способствовать развитию городского сообщества, осознанию горожанами своей ответственности за свою судьбу.

Разработать перечень дополнительных оценочных показателей, в том числе для расчета неэффективных бюджетных расходов города Ярославля.

Кроме того, в рамках целевой программы оптимизации управления недвижимостью необходимо:

  • Оптимизация работы по учету имущества, в том числе путем формирования электронных регистров, содержащих полную и достоверную информацию о наличии и состоянии муниципальной собственности;
  • Использование удобного инструмента для оперативного анализа структуры и эффективности использования объектов муниципальной собственности;
  • Упрощение процедуры расчета арендной платы, в том числе за счет универсального механизма настройки алгоритмов расчета;
  • Автоматизация расчета арендной платы и штрафов;
  • Обеспечение возможности анализа состояния оплаты договоров (подробная и сводная информация о начислении, оплате и балансе базовой арендной платы, пени и штрафов);
  • Обеспечение возможности контроля условий договоров, контроля и контроля за получением арендных платежей;
  • Оценка экономического потенциала муниципального образования, в том числе путем анализа возможных поступлений от использования муниципальной собственности.

Компьютеризация процесса учета имущества в деятельности муниципального образования Ярославль позволяет использовать следующие источники повышения эффективности управления муниципальным имуществом:

  • Полный учет муниципальной собственности и достоверная оценка суммы возможных неналоговых доходов, вовлечение неучтенных и незанятых объектов в хозяйственную деятельность;
  • Четкая тарификация арендных отношений, хозяйственного использования, оперативного управления и других отношений с хозяйствующими субъектами;
  • Мгновенная и полная информация о долгах арендаторов, возможность организации систематической работы по взысканию задолженности;
  • Минимизация «теневых» отношений при использовании муниципальной собственности, потому что деятельность соответствующего комитета (отдела) становится более прозрачной для руководства администрации муниципального образования.

Доля неналоговых доходов в структуре доходов муниципальных образований может варьироваться от 75% в городских районах-донорах до 10% в сельских и городских поселениях.

Характерной особенностью внедрения программно-методического решения по управлению муниципальной собственностью является более быстрое получение эффекта от его использования.

Вывод:

Актуальность темы обусловлена ​​необходимостью совершенствования механизмов управления муниципальной собственностью, которые в настоящее время недостаточно эффективны.

В современных условиях представляется важным прояснить функции управления муниципальной собственностью с целью расширения материальных и социально-экономических предпосылок для эффективного воспроизводства совокупного консолидированного капитала общества и создания равных условий для экономических и правовых отношений между государственные и другие предметы собственности, в том числе иностранные. Необходимо создать благоприятные институциональные и экономические условия для развития предпринимательства, функционирования некоммерческой социальной сферы, производства материальных благ и услуг, обеспечения национальной безопасности, «сглаживания» экономических кризисов и т. д.

Управление муниципальной собственностью является одним из важнейших вопросов государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. Используя права собственности, государство прямо или косвенно влияет на экономические процессы в различных отраслях как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В настоящее время эффективность управления муниципальной собственностью актуальна как никогда и является одним из важнейших условий развития российской экономики. Поэтому совершенствование системы управления муниципальной собственностью является одной из важнейших задач органов государственной власти на современном этапе.

Механизмы управления муниципальной собственностью в отечественных корпоративных структурах в настоящее время используются недостаточно эффективно, прежде всего из-за несовершенства нормативно-правовой базы. Исследования по этой теме довольно фрагментированы и не позволяют представителям правительства систематически и эффективно работать в этом направлении.

В последнее время, в связи с мировым экономическим, и, прежде всего, финансовым кризисом, можно наблюдать усиление роли государства во всех экономически развитых странах, государство берет под контроль все большее число предприятий и банков с целью минимизации возможные негативные последствия, связанные с кризисом. Это еще раз подтверждает необходимость усиления роли государственных органов во взаимодействии с реальным сектором экономики.