Учет затрат организации и пути их оптимизации

Предмет: Бухгалтерский учёт
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по бухгалтерскому учёту:

 

Много готовых курсовых работ по бухгалтерскому учёту

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Учет кредитов и займов в условиях кризиса
Учет прибылей и убытков
Учет издержек обращения в торговых организациях
Учет расчетов с покупателями - особенности и проблемы


Введение:

Общеизвестно, что основным фактором, благодаря которому компания может повысить экономическую эффективность своего функционирования и обеспечить конкурентоспособность своей продукции, является снижение себестоимости. В последние годы особое внимание уделялось проблеме снижения себестоимости продукции, но недостаточное внимание уделялось вопросам поиска резервов для повышения эффективности их деятельности на самих предприятиях.

Продукция предназначена для изготовления продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения потребностей людей. В этом процессе основной и оборотный капитал, труд рабочих расходуется. Все затраты на материальные и трудовые ресурсы формируют себестоимость продукции.

Общие затраты предприятия на изготовление и реализацию продукции (работ и услуг) в денежном выражении называются себестоимостью продукции.

Себестоимость - один из показателей эффективности производства - определяет стоимость предприятия по производству и реализации продукции. Чем ниже стоимость (при прочих равных условиях), тем эффективнее производство. Снижение затрат позволяет компании чувствовать себя уверенно на конкурентном рынке.

Актуальность темы определяется тем, что сегодня предприятию необходимо организовать производство таким образом, чтобы реально обеспечить приемлемый уровень себестоимости и возможность ее постоянного снижения. Поэтому акцент в организации учета и управлении затратами следует сместить с трудоемких расчетов на распределение косвенных затрат и определения точных фактических затрат для прогнозирования сметных расходов, составления разумных стандартных (плановых) сметных расчетов, организации мониторинга их соответствия с производственным процессом, анализом затрат на местах их возникновения и т. д.

Резервом для повышения эффективности любой организации, и тем более коммерческой, и обеспечения конкурентоспособности ее продуктов (оказываемых услуг) является снижение затрат, поскольку они напрямую влияют на конечные результаты организации и «маржу» ее конкурентоспособности.

Основные точки производства превращаются в продукт труда, а интенсивность их участия в создании продукта формирует издержки. Таким образом, себестоимость продукции (работ, услуг) занимает доминирующее место в организации, и поэтому проблема управления уровнем затрат является столь актуальной. Взаимосвязь между отдельными моментами производства формируется под влиянием факторов, определяемых внешней и внутренней средой, возможностями организации и так далее. Таким образом, проблема эффективного учета затрат выходит на уровень приоритетных проблем, связанных с эффективным управлением организацией.

Учет и анализ затрат предприятия призваны не только обеспечить расчет фактической стоимости продукции, работ или услуг, но и сформировать такие данные о стоимости, которые в рыночных условиях работы компании были бы полезны для ее руководство для принятия решений о расходах на управление затратами. В то же время стабилизация во времени, оптимизация структуры затрат, снижение затрат без ущерба для качества товаров и т. д.

Целью выпускной квалификационной работы является учет бухгалтерского учета и анализ затрат предприятия, а также разработка рекомендаций по их совершенствованию.

Для достижения этой цели необходимо рассмотреть ряд задач:

  • определить экономическую природу издержек предприятия и их классификацию,
  • изучить нормативную базу учета затрат предприятия,
  • рассмотреть методологию анализа затрат предприятия,
  • изучить текущее состояние учета затрат на конкретном предприятии и рассмотреть пути его улучшения,
  • проанализировать затраты и определить их влияние на финансовый результат деятельности предприятия;
  • определить резервы снижения затрат предприятия и наметить пути совершенствования системы управления затратами.

Объектом исследования является ООО Фирма СМР.

Предметом исследования является состояние бухгалтерского учета и комплексный анализ затрат предприятия.

Исследование основано на методологии финансово-экономического анализа, системном подходе, статистических методах, а также экономико-математических методах.

Теоретической основой исследования стала работа специалистов по бухгалтерскому учету и экономическому анализу, учебная литература, публикации в периодических изданиях, нормативные акты Российской Федерации, а также информация от ООО «СМР Фирма» за 2011–2013 годы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Первый раздел работы посвящен изучению теоретических основ бухгалтерского учета и анализу затрат предприятия. Дается понятие и содержание затрат предприятия, рассматривается классификация затрат, правовое регулирование учета затрат, методология анализа затрат предприятия

Второй раздел посвящен рассмотрению текущего состояния учета затрат в ООО «Фирма СМР»: даны общие характеристики предприятия, изучена организация первичного, аналитического и синтетического учета затрат предприятия и предложены меры по улучшению. их учет.

В третьем разделе проведен анализ затрат предприятия, определены направления оптимизации затрат в ООО «Фирма СМР» и оценена эффективность внесенных предложений.

Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа затрат предприятия

Экономическая сущность и классификация затрат предприятия

Каждая компания (фирма), прежде чем приступить к производству, определяет, какую прибыль, какой доход она может получить.

Прибыль предприятия зависит от двух показателей: цены на продукцию и себестоимости ее производства. Цена товара на рынке является следствием взаимодействия спроса и предложения. Под влиянием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена товара не может быть выше или ниже по требованию производителя или покупателя, она очищается автоматически. Другое дело стоимость производства - стоимость производства. Они могут увеличиваться или уменьшаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, у производителя есть много рычагов для снижения затрат, которые он может реализовать с умелым руководством.

Под затратами понимается стоимость всех ресурсов, используемых в производственном процессе предприятия.

Расходами считаются только те затраты, которые участвуют в формировании прибыли за определенный период, а оставшаяся часть затрат капитализируется в активах компании в виде готовой продукции, незавершенного производства и остатков полуфабрикатов. готовая продукция для собственного потребления. То есть расходы - это уменьшение активов или увеличение обязательств, что приводит к уменьшению капитала. 

Иногда могут быть определены понятия затрат и расходов, но это не совсем правильно. Потому что затраты - это реальные или предполагаемые затраты финансовых ресурсов предприятия, а затраты - это финансовые затраты на получение дохода за определенный период.

Следовательно, концепция затрат уже является концепцией затрат, а концепция затрат и затрат идентична, поскольку основой их определения является оценка ресурсов, потребляемых в производстве. А издержки и издержки предприятия формируют затраты.

Существуют точки зрения, согласно которым различие между рассматриваемыми понятиями является надуманным и связано с тем, что появление синонимов позволяет избежать тавтологии. Изучение большого количества источников показало, что однозначной интерпретации этих понятий в настоящее время не найдено. Понятия «затраты», «затраты», «затраты», «стоимость» всегда находились под пристальным вниманием отечественной теории и практики.

Перечисленные категории изложены в работах зарубежных экономистов (Друри К., Коуз Р., Уильямсон О., Хан Д., Энтони Р. и др.), А также в той или иной степени рассматриваются в труды русских ученых (Бланка Н.А., Врублевский Н.Д., Николаева С.А., Шеремет А.Д., Ковалев В. .; Бунимович В., Розенберг И., Немчинова В., Чупрунова Д., Аксененко А., Поклад И., Ищенко И., Завьялкова А. и др. (В промышленности); Усика М., Башинский В., Балихин М., Турецкий М., Вареник Е., Рейнина С., Канторера С., Йонас Б., Киперман Г., Галкин И., Наринский А., Баширова А., Кривенцова А., Деркач Е., Черникова И., Дьячкова М. и др. (В строительстве) и др.

В основном все эти понятия имеют одно и то же значение - это расходы предприятия, связанные с выполнением определенных операций. С переходом к определению финансового результата предприятия как разницы между доходами и расходами, а также с необходимостью гармонизации российских и международных стандартов бухгалтерского учета, необходимость в новых подходах к этим концепциям усиливается. В связи с реформированием законодательства о бухгалтерском и налоговом учете содержание этих условий существенно меняется.

Затраты - денежные затраты предприятий, предпринимателей, частных производителей на производство, оборот, маркетинг продукции. Экономическое содержание понятия «затраты» аналогично «затратам», однако на практике в бухгалтерском учете часто используются фразы с «затратами», в экономическом анализе - с «затратами».

Согласно Международным стандартам финансовой отчетности, затраты - это ресурсы, потребляемые в экономической деятельности, которые еще не были признаны в качестве расходов и отражены в балансе на конец года в виде сальдо незавершенного производства, готовой продукции, товаров отправлены и т. д.

Зарубежные авторы кратко и просто описывают категорию затрат: например, «... затраты - это смета расходов на потребление товаров и услуг» или «... обычно затраты означают потребленные ресурсы или деньги, которые должны быть оплачены за товары и услуги». 

Отметим еще одно важное свойство затрат: если затраты не связаны с производством и не списаны (не полностью списаны) на эти продукты, то затраты конвертируются в запасы сырья, материалов и т. д., Запасы работ в процессе, запасы готовой продукции и т. п. Из этого следует, что затраты имеют свойство резервных мощностей, и в этом случае они относятся к активам предприятия.

Авторы и делают следующие выводы:

  1. Поскольку в Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует определение расходов (присутствует само понятие «расходы»), предприятия должны руководствоваться определением, данным в РСБУ 10/99.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет понятия «издержки» и «издержки». А поскольку в правилах бухгалтерского учета отсутствует определение термина «затраты», мы можем принять идентичность этих определений в бухгалтерской практике. Косвенно это предположение подтверждается использованием этого термина наряду с термином «расходы» в ст. 8 RAS 10/99 в части «материальные затраты», «прочие расходы».

В Плане счетов раздел III называется «Производственные затраты», то есть также используется термин «затраты». Он также используется для характеристики содержания счета 20 «Основное производство», в котором говорится, что «счет используется для учета затрат на производство промышленной и сельскохозяйственной продукции ...». Существуют и другие примеры однозначного использования этих терминов в правилах бухгалтерского учета. Например, в инструкции по применению плана счетов, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94/11, раздел 111 «Производственные затраты» начинается со следующей фразы: « Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о расходах по основным видам деятельности ».

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации «обоснованные и документально подтвержденные расходы, понесенные (понесенные) налогоплательщиком, признаются расходами. Под оправданными затратами понимаются экономически обоснованные затраты, оценка которых выражается в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются расходы, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, или документами, составленными в соответствии с действующими в иностранном государстве деловыми обычаями, на территории которых были понесены соответствующие расходы, и (или) документами. косвенное подтверждение понесенных расходов (в том числе таможенная декларация, заказ на командировку, проездные документы, отчет о выполненных работах в соответствии с договором). Расходы - это любые расходы при условии, что они понесены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода». Однако это определение, сформулированное в Налоговом кодексе Российской Федерации, адаптировано для целей налогообложения и не отражает сущности затрат предприятия.

Затраты - это очевидные (фактические, сметные) затраты предприятия, расходы - это уменьшение средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Издержки означают факт использования сырья, материалов, услуг. Только во время реализации компания признает свои доходы и связанную с ними часть расходов - расходы. При этом понимании вышеуказанных терминов руководствуются стандартом 18 МСФО «Выручка», а также российскими стандартами бухгалтерского учета 9/99 «Доходы организации» и 10/99 «Расходы организации». Затраты, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива; признаются в отчете о прибылях и убытках на основе прямой зависимости между затратами и доходами, полученными по определенным статьям доходов. Этот подход называется сопоставлением затрат и доходов. В бухгалтерском учете все доходы должны соотноситься с затратами на их получение, называемыми расходами.

Итак, расходы - это расходы определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически обоснованные (обоснованные), полностью перенесшие их стоимость на продукцию, проданную за этот период. В отличие от затрат, расходы не могут находиться в состоянии товарно-материальных запасов, не могут относиться к активам предприятия. Они отражаются в расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках. Понятие «затраты» шире, чем понятие «затраты», однако при определенных условиях они могут совпадать.

Существует группа расходов, которая не имеет соответствующих затрат. Это так называемые прочие расходы. Если вы попытаетесь охарактеризовать их в обобщенном и простом виде, то это расходы, понесенные в результате различных просчетов в деятельности компании - нехватки, порчи и кражи в отсутствие исполнителей, безнадежной дебиторской задолженности, штрафов и штрафов за нарушение Условия контрактов и другие вещи, сходные по смыслу, обременяют стороны государства в идее сохранения мобилизационных возможностей.

Затраты в период их возникновения могут совпадать с затратами, если выполняется одно из следующих условий:

  • в результате их реализации получены доходы;
  • доходов не будет, как в отчетном периоде, так и в будущих периодах.

В момент признания дохода расходы признаются как расходы. Основным финансовым отчетом, отражающим результаты деятельности компании, является «Отчет о финансовых результатах». И в этом отчете представлены не затраты (сокращение которых является основной целью предприятий), а затраты. Итак, пытаясь сделать некоторые выводы о расходах на основе данных о расходах, представленных в «Отчете о финансовых результатах», вы можете допустить искажения и перегибы. Причем как со знаком плюс, так и со знаком минус.

В отличие от расходов, расходы на момент их признания не влияют на прибыль. Если бы реализация затрат была связана с показателем прибыли, один из важнейших учетных процессов стал бы бессмысленным - расчет себестоимости продукции. Продуктом расчета является стоимость, которая формируется в производстве, но признается в качестве расхода на момент продажи продукта. Только во время продажи могут быть отражены доходы, расходы и прибыль от ее продажи. В процессе производства эти показатели не могут быть признаны из-за того, что они характеризуют процесс обращения и еще не существуют до продажи продукции. Производственный учет точно основан на необходимости расчета затрат без влияния какой-либо прибыли или убытка, то есть, как указано во всех стандартах бухгалтерского учета, «в соответствии с суммой фактических затрат». Чтобы различать термины «затраты» и «затраты», важно понимать, что реализация затрат не уменьшает капитал организации.

Термин «затраты», используемый в экономической теории, означает общие потери предприятия, связанные с выполнением определенных операций, включая как явные (бухгалтерские, расчетные), так и вмененные (альтернативные) затраты. Затраты на лечение с точки зрения содержания - текущие расходы, которые расходуются каждый год в полном объеме и требуют ежегодных авансов. По своей экономической сущности они отражают потребляемую часть эксплуатируемых ресурсов (авансовые затраты).

Затраты - это совокупность различных видов затрат на производство и реализацию продукции в целом или отдельных ее частей. Например, производственные затраты - это затраты на материальные, трудовые, финансовые и другие виды ресурсов для производства и реализации продукции. Кроме того, «затраты» включают конкретные виды затрат: единый социальный налог, убытки от брака, гарантийный ремонт и т. д. Понятия «производственные затраты» и «производственные затраты» могут совпадать и считаются идентичными только при определенных условиях. Очевидно, что затраты и издержки возникают в результате существенно разных бизнес-операций: в случае затрат мы имеем дело с приобретением ресурсов; в случае затрат мы имеем дело с использованием ресурсов. Следовательно, затраты и расходы могут соответствовать друг другу. Например, материалы, приобретенные предприятием в январе, были использованы в производстве в том же месяце. А также может не совпадать. Причем это расхождение может быть как по времени появления, так и по величине. Если материалы были приобретены в январе и использовались только в марте, то затраты и расходы будут различаться по времени возникновения: затраты, понесенные в январе, и расходы, понесенные в марте.

Следовательно, концепция затрат уже является концепцией затрат, а концепция затрат и затрат идентична, поскольку основой их определения является оценка ресурсов, потребляемых в производстве. А издержки и издержки предприятия формируют затраты.

Понятие «стоимость» рассматривалось в разных аспектах. Результирующее сокращение затрат позволяет нам рассматривать процесс их формирования с разных точек зрения, выявлять механизмы, которые формируют затраты, в результате чего появляются широкие возможности для поиска процедур, методов, методов воздействия и затрат. Результирующие группировки затрат позволяют структурировать, оценивать уровень затрат, изменять его, а также выбирать наиболее подходящий метод расчета.

Стоимость - это денежные затраты на производство и реализацию продукции.

На структуру затрат влияют следующие факторы: уровень специализации, кооперации, концентрации, объединения и диверсификации производства; Особенности процесса создания продукта: уровень прогрессивности технологии, механизации и автоматизации труда, уровень использования технических средств, уровень организации производства и труда и др .; расположение организации по отношению к источникам сырья, энергоресурсам, рынкам труда и т. д .; инфляционные процессы, изменения процентных ставок, финансовая политика, осуществляемая Центральным банком Российской Федерации.

Управление затратами - это целенаправленное воздействие на общую сумму затрат или на ее отдельные компоненты, определяемые данной целью. При управлении затратами важна политика конкретной организации в области ценообразования, основанная на критериях, по которым можно выбрать тот или иной способ маневрирования уровня цен с учетом действий конкурентов. Поэтому часто в организации возникают конфликты целей, которые устанавливаются менеджерами в момент принятия концепции развития организации или выбора стратегии генерирования затрат, что влияет на величину прибыли. Чрезвычайно важно использовать хорошо скоординированные инструменты для управления затратами и постоянного мониторинга показателей рентабельности, поскольку это важно для любой коммерческой организации, по какой цене достигается достигнутый результат.

Себестоимость продукции является наиболее важным синтетическим показателем качества, поскольку она отражает все аспекты экономической деятельности организации, ресурсоэффективности, рациональности организации производства, труда и управления. Именно себестоимость продукции, характеризующая издержки производства предприятия, является наилучшей мерой того, насколько рационально организация использует основные средства, материальные и трудовые ресурсы.

Прибыль зависит от уровня себестоимости продукции. Чем ниже себестоимость производимой продукции, тем выше конкурентоспособность предприятия, тем доступнее производимая продукция для покупателей или услуги, предоставляемые покупателям, ощутимый экономический эффект от продажи продукции (предоставление услуг, выполнение работ).

Себестоимость продукции служит основой для расчета продажных (отпускных) цен и формирования финансовых результатов. Поэтому планомерное снижение себестоимости продукции является необходимым условием повышения экономической эффективности производства. Финансовые результаты предприятия, степень расширенного воспроизводства и финансовое состояние хозяйствующих субъектов зависят от уровня затрат. Снижение себестоимости продукции является постоянным фактором повышения эффективности производства.

Идея затрат предприятия основана на трех важных моментах:

  • Затраты определяются использованием ресурсов, отражая, сколько и какие ресурсы затрачены на производство и реализацию продукции.
  • Количество используемых ресурсов может быть представлено в физических и денежных единицах, но в экономических расчетах прибегают к денежному выражению затрат.
  • Определение затрат всегда соотносится с конкретными целями и задачами, то есть объем ресурсов, используемых в денежном выражении, рассчитывается для конкретной функции (производство, ее реализация). 

Особенностями затрат как субъекта управления являются:

  • Динамика. Постоянное движение, изменения в затратах, так как цены постоянно меняются, продукты обновляются, пересматриваются нормы потребления ресурсов, что влияет на себестоимость продукции.
  • Разновидность, требующая использования широкого спектра приемов и методов управления ими. Разнообразие раскрывается в классификации затрат.
  • Сложность измерения, учета, оценки - сложность и непоследовательность влияния затрат на экономический результат.

Снижение затрат ведет к увеличению прибыли - с одной стороны, а с другой - к увеличению подоходного налога.

Большое значение для правильной организации управления затратами имеет их научно обоснованная классификация. Классификация затрат позволяет объективно определить существующие группы затрат, процессы формирования затрат и взаимосвязи между их отдельными частями.

Сложность структуры и разнообразие процессов формирования затрат предполагает их подразделение по ряду признаков. В зависимости от целей и методологических подходов различают несколько классификаций затрат.

Классификация затрат для целей управления должна отвечать основному требованию - на основе характеристик, которые позволяют дифференцировать затраты для управления ими в различных аспектах.

В бухгалтерском и налоговом учете используется группировка расходов по элементам, которая обеспечивает консолидацию отдельных расходов на основе их однородности независимо от того, на что и где они расходуются. В экономической практике такая группировка называется оценкой затрат.

Он состоит из пяти элементов:

  • материальные затраты;
  • расходы на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • износ основных фондов;
  • прочие расходы.

Элемент «материальные затраты» отражает стоимость сырья и полуфабрикатов, приобретенных извне для производства продуктов, компонентов и полуфабрикатов, топлива и энергии всех видов, потребляемых как для технологических целей, так и для технического обслуживания производства (отопление). здания, транспорт и т. д.) Стоимость возвратных отходов исключается из стоимости материальных ресурсов, которые понимаются как остатки сырья, материалов, охлаждающих жидкостей, образовавшихся в процессе производства, которые утратили все или часть потребительских качеств оригинального продукта и, следовательно, используются с повышенными затратами или не используются по прямому назначению.

В состав «затрат на оплату труда» входят затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия (предприятия), в том числе премии работникам и работникам за производственные результаты, поощрительные и компенсационные выплаты, а также затраты на оплату труда неработающих на предприятии ( компания) занимается основной деятельностью.

Элемент «отчисления на социальные нужды» отражает обязательные отчисления в соответствии с установленными нормами в органы государственного и негосударственного социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования в процентах от заработной платы работников.

Структура «износ основных средств» включает сумму амортизации для полного восстановления основных средств, рассчитанную на основе их балансовой стоимости и установленных норм, включая ускоренную амортизацию их активной части. 

Все прочие расходы, не включенные в вышеуказанные виды затрат, отражаются в элементе «прочие расходы». Это налоги, сборы, отчисления в специальные фонды, платежи по кредитам в пределах установленных ставок, командировочные расходы, оплата услуг связи и т. д.

Таким образом, группировка затрат по статьям калькуляции отражает место возникновения этих затрат и используется для планирования, учета и расчета затрат на производство и реализацию единицы продукции, всей товарной продукции. Во многих случаях он содержит сложные статьи затрат. Исходя из структуры затрат экономических элементов, можно судить о расходе материалов, зарплате и капиталоемкости производства.

Практика организации управленческого учета в экономически развитых странах предусматривает различные варианты классификации затрат в зависимости от постановки целей, направлений учета затрат. Потребители внутренней информации определяют направление бухгалтерского учета, которое им необходимо для предоставления информации по исследуемому вопросу. Прежде всего, бухгалтерский учет накапливает информацию о трех категориях затрат: материальные затраты, трудовые и накладные расходы.

Затем обобщенные затраты распределяются по областям учета:

  1. рассчитать и оценить себестоимость продукции;
  2. для планирования и принятия управленческих решений;
  3. реализовать процесс контроля и регулирования. 

Кроме того, в каждой из трех вышеуказанных областей, в свою очередь, происходит дальнейшее уточнение затрат в зависимости от целей управления. себестоимость себестоимость

В теории внутреннего учета и анализа классификация затрат была разработана по разным причинам.

Одним из наиболее используемых является разделение затрат на переменные и постоянные.

Переменные издержки изменяются в целом прямо пропорционально изменениям объема производства товаров (работ, услуг). К ним относятся стоимость сырья и основных материалов, технологического топлива и энергии, основная заработная плата производственных рабочих и т. д.

Постоянные затраты включают общую стоимость, которая существенно не изменяется при уменьшении или увеличении объема производства, что приводит к изменению их относительной стоимости на единицу продукции. Это расходы на отопление и освещение, зарплаты управленческого персонала, амортизация и т. д.

На основании этого разделения могут быть приняты решения:

  • какой объем производства должен быть запланирован на следующий период планирования;
  • какую цену на продукцию следует устанавливать в условиях монопольной конкуренции;
  • следует ли покупать дополнительное оборудование для увеличения производства.

Термины «переменные», «постоянные», «полупостоянные», «полупостоянные» используются в тех случаях, когда необходимо охарактеризовать поведение затрат в связи с изменением объема производства. 

Следует отметить, что такого разделения затрат иногда недостаточно для обеспечения обоснованности разработки ценовой и ассортиментной политики, а именно для определения наиболее выгодного ассортимента товаров и оптимальных цен. Неточность возникает из-за того, что на практике возникают ситуации, когда при внедрении нового типа продукта или при увеличении выпуска существующих продуктов может потребоваться увеличение части постоянных затрат.

Указанная ошибка уменьшается при делении затрат на прямые и косвенные с последующим расчетом промежуточной маржи в результате продажи, полученной после вычитания прямых переменных и прямых постоянных затрат из выручки.

В то же время их называют прямыми затратами, которые напрямую связаны с этим продуктом.

Косвенные постоянные затраты - это постоянные затраты всего предприятия (кроме прямых), например, административные расходы различных служб предприятия на аренду, содержание административных зданий, их амортизацию, расходы на научные исследования. Косвенные затраты трудно отнести к конкретным типам продуктов, поэтому во многих случаях они относятся к конкретному продукту пропорционально доле этого продукта в стоимости всего производства.

Следует отметить, что выбор наилучшей структуры затрат зависит от многих факторов, включая долгосрочную стратегию продаж, ежегодные колебания доходов и отношение руководства к риску.

Таким образом, издержки предприятия являются сложным и многогранным явлением. Для их эффективного управления необходимо использовать экономически обоснованную классификацию, которая включает в себя группирование затрат по определенным критериям. Это поможет не только лучше планировать и учитывать затраты, но и более точно их анализировать, а также выявлять определенные взаимосвязи между отдельными видами затрат и рассчитывать степень их влияния на уровень производственных затрат и прибыльности. Понимание всех значений термина «затраты» и применение правильной классификации затрат является основой для принятия правильных, обоснованных решений, поскольку менеджер, принимая решения, должен знать, какие затраты и выгоды они повлекут за собой.

Правовое регулирование учета затрат

В настоящее время в России разработана четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой большое влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость работы организаций в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных финансовых стандарты отчетности.

Основным документом является Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерского учета и отчетности, состав субъектов хозяйствования, которые являются требуется для ведения бухгалтерского учета и предоставления финансовой отчетности.

Нормативные документы первого уровня системы также должны включать:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации;
  • Федеральные законы от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и др .;
  • Указы Президента Российской Федерации;
  • Постановления Правительства Российской Федерации (например, «Об утверждении Программы реформы бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности» от 6 марта 1998 г. № 283).

Организация обязуется подавать отчеты в налоговую инспекцию. 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговый кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс предусматривают налоговую, административную и уголовную ответственность руководителя и других должностных лиц за достоверность финансовой отчетности.

Федеральные законы об организационно-правовых формах организаций (об акционерных обществах, унитарных предприятиях и т. д.) Содержат множество правил, указывающих на важность наличия финансовой отчетности, поскольку рассчитывается ряд показателей (дивиденды, чистые активы и т. д.). только на основе финансовой отчетности, и одним из основных вопросов высшего органа любой организации является рассмотрение и утверждение финансовой отчетности (для публичных компаний также аудиторское заключение).

Таким образом, вышеуказанные документы прямо или косвенно регулируют учет и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н. Однако, несмотря на важность этого документа, его нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку он был утвержден не законодательным органом, а приказом Минфина России.

Второй уровень состоит из правил бухгалтерского учета (ПБУ). Среди этих документов, прежде всего, ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н. Настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методологическую базу для формирования финансовой отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, за исключением кредитных организаций и бюджетных организаций.

ПБУ 10/99 (с изменениями от 27 апреля 2012 г.) Организационные расходы. Определяет правила формирования учетной информации о затратах предприятий, классифицирует их состав и устанавливает условия для признания расходов. Описывает признание и раскрытие торговых и административных расходов в отчетности.

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, рассчитанной в денежном выражении, равной сумме платежа в денежной или иной форме или сумме кредиторской задолженности (с учетом положений пункта 3 настоящих Правил).

Если платеж покрывает только часть признанных расходов, то расходы, принятые к бухгалтерскому учету, определяются как сумма платежа и кредиторской задолженности (в части, не покрытой платежом).

Сумма платежа и (или) кредиторская задолженность определяется исходя из цены и условий, установленных соглашением между организацией и поставщиком (подрядчиком) или другим контрагентом.

В бухгалтерском учете расходы формируются следующим образом.

Сравнивая дебетовые и кредитовые обороты по счету 90 «Продажи», определяют результат (в виде прибыли или убытка), который ежемесячно списывается со счета 90 «Продажи» на счет 99 «Прибыли и убытки».

Результирующая потеря записывается как:

  • Дт 99 «Прибыли и убытки» Кт 90 «Продажи».
  • Счет 90 «Продажи» закрыт и не имеет остатка.

Операционные и внереализационные доходы и расходы отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет для счета 91 «Прочие доходы и расходы» ведется по каждому виду операционных и внереализационных расходов.

Операционные расходы, учитываемые на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99).

Результирующая потеря отражается: Дт 99 «Прибыли и убытки» Кт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Баланс прочих доходов и расходов».

Однако следует помнить, что убытки от выбытия основных средств не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Правила учета затрат на производство товаров, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и изделий, калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами. акты и методические указания по ведению бухгалтерского учета.

К другим расходам относятся: (в редакции Приказа Минфина России от 18 сентября 2006 г. № 116н) расходы, связанные с предоставлением во временное пользование (временное владение и пользование) имущества организации (с учетом положений пункта 5 настоящих правил); а также расходы, возникающие вследствие чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийное бедствие, пожар, авария, национализация имущества и т. д.) (с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 18 сентября 2006 г. № 116н)

Для целей бухгалтерского учета сумма прочих расходов определяется в следующем порядке:

  • сумма расходов, связанных с продажей, выбытием и другим списанием основных средств и других активов, кроме денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции, а также с участием в уставном капитале других организаций, с обеспечение сбора за временное использование (временное владение и использование) активов организации, прав, вытекающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности (когда это не является предметом деятельности организации), процентов, уплачиваемых организацией за предоставление денег для их использования, а также расходы, связанные с оплатой услуг, предоставляемых кредитными организациями, определяются в порядке, аналогичном предусмотренному в пункте 6 ПБУ 10/99
  • штрафы, пени, штрафы за нарушение условий договоров, а также возмещение убытков, причиненных организацией, принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных организацией.
  • Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, прочие нереальные долги для взыскания включаются в расходы организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации.
  • Суммы дисконтирования активов определяются в соответствии с правилами, установленными для переоценки активов (в редакции приказа Минфина России от 30 марта 2001 г. № 27н)
  • Расходы признаются в бухгалтерском учете, если существуют следующие условия.
  • расходы производятся в соответствии с конкретным договором, требованиями законодательных и нормативных актов, обычаев бизнеса;
  • объем потребления можно определить;
  • Существует уверенность, что в результате конкретной операции экономические выгоды организации уменьшатся. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, есть, когда организация передала актив или нет неопределенности в отношении передачи актива. 

Если в отношении каких-либо расходов, понесенных организацией, хотя бы одно из указанных выше условий не было выполнено, дебиторская задолженность признается в бухгалтерском учете организации.

Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они произошли, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и других форм осуществления (допущение временной достоверности фактов хозяйственной деятельности).

В отчете о финансовых результатах (прибылях и убытках) расходы организации отражаются с разбивкой на стоимость товаров, продукции, работ, услуг, хозяйственные расходы, административные расходы и другие расходы (с изменениями, внесенными приказом Министерства Финансы России от 18 сентября 2006 г. № 116н)

Другие расходы не могут быть отражены в отчете о финансовых результатах в отношении соответствующего дохода, если (с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 18 сентября 2006 г. № 116н):

  • соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение расходов;
  • расходы и связанные с ними доходы, возникающие в результате одинакового или сходного характера факта хозяйственной деятельности, несущественны для характеристики финансового положения организации.

По крайней мере, следующая информация должна быть раскрыта в финансовой отчетности:

  • расходы по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат;
  • изменение стоимости расходов, не связанных с расчетом стоимости товаров, товаров, работ, услуг, проданных в отчетном году;
  • расходы, равные сумме отчислений в связи с формированием в соответствии с правилами учета резервов (будущие расходы, оценочные резервы и т. д.).

Под документально подтвержденными расходами понимаются расходы, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все деловые операции, проводимые организацией, должны быть оформлены сопроводительными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать перечень обязательных реквизитов:

  • Наименование документа;
  • дата подготовки документа;
  • название организации, от имени которой был составлен документ;
  • содержание бизнес-транзакции;
  • счетчики деловых операций в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи этих лиц.

Документы второго уровня должны также включать План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкции по его применению (Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. № 94н (с изменениями от 8 ноября), 2010)), которые являются основными документами системы бухгалтерского учета в России.

Третий уровень объединяет ведомственные документы: инструкции, инструкции, определяющие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевыми особенностями. Начиная с отчетности за 2011 год, организации (кроме кредитных, государственных (муниципальных)) представляют финансовую отчетность в новых формах. Новые формы финансовой отчетности и инструкции по их составлению отражены в Приказе Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2010 г. № 66н (с изменениями от 5 октября 2011 г.) «О формах финансовой отчетности организаций». ».

Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, изданные самой организацией. Основные рабочие документы организации: документ об учетной политике предприятия; Утверждается руководителем формы первичных учетных документов, графиков документооборота, плана счетов, форм бухгалтерского учета внутренней отчетности.

Таким образом, состав нормативных документов, регулирующих учет финансовых результатов, довольно обширный.

Методология анализа затрат предприятия

В отечественной практике учет затрат предполагает точный расчет себестоимости продукции (работ, услуг). Точность в основном определяется полнотой включения в расчет всех затрат отчетного периода. Для этого необходимо провести правильную классификацию затрат в зависимости от специфики и условий финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. В то же время не существует такой системы калькуляции, которая позволила бы определять стоимость единицы продукции с абсолютной точностью. Любое косвенное распределение затрат на себестоимость продукции, независимо от того, насколько это оправдано, искажает фактические затраты и снижает точность расчета.

Получение наибольшего эффекта при наименьших затратах, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как компания решит снизить производственные затраты.

Непосредственными целями анализа являются:

  • проверка достоверности плана по себестоимости, прогрессивных стандартов затрат;
  • оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений;
  • выявление резервов для снижения затрат;
  • найти способы их мобилизации

В общем случае себестоимость продукции складывается из материальных затрат, затрат на выплату заработной платы работникам и сложных статей расходов. Увеличение или уменьшение затрат на каждый элемент вызывает либо повышение цены, либо снижение себестоимости продукции. Поэтому при анализе необходимо проверить затраты на сырье, материалы, топливо и электроэнергию, расходы на заработную плату, мастерские, фабрику и другие расходы. Выявление резервов для снижения издержек должно основываться на комплексном технико-экономическом анализе предприятия: изучении технического и организационного уровня производства, использовании производственных мощностей и основных фондов, сырья, труда, экономических отношений.

Основным мотивом деятельности любой компании в рыночных условиях является максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены производственными затратами и спросом на производимую продукцию. Поскольку затраты являются основным ограничителем прибыли и в то же время основным фактором, влияющим на объемы поставок, принятие решений руководством компании невозможно без анализа существующих производственных затрат и их величины на будущее.

Для анализа уровня и динамики изменения себестоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: оценки себестоимости продукции, себестоимости реализованной продукции и продукции, снижение себестоимости сопоставимых товаров и затрат на рубль товаров (реализованных) товаров.

Сметная себестоимость продукции является наиболее распространенным показателем, отражающим общую сумму затрат предприятия на его производственную деятельность в разрезе экономических элементов. Он отражает, во-первых, все затраты на основное и вспомогательное производство, связанные с выпуском товаров и валовой продукции; во-вторых, затраты на работы и услуги непромышленного характера (строительство, транспорт, исследования и проектирование и т. д.); в-третьих, расходы на разработку новых продуктов независимо от источника их возмещения. Эти затраты рассчитываются, как правило, без учета внутрифирменного товарооборота.

Стоимость товарной продукции включает в себя все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе статей затрат. Себестоимость реализованной продукции равна стоимости реализации за вычетом возросших затрат на первый год массового производства новой продукции, возмещаемых фондом на разработку нового оборудования, плюс себестоимость продукции, проданной из прошлогодних остатков. Затраты, возмещаемые из фонда на разработку новых технологий, включаются в себестоимость продаж, но не включаются в себестоимость продаж.

Чтобы проанализировать уровень затрат на разных предприятиях или его динамику за разные периоды времени, издержки производства должны быть сведены к одному объему.

Себестоимость единицы продукции (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и реализацию определенного вида продукции на одну натуральную единицу. Калькуляция широко используется в ценообразовании, бухгалтерском учете, планировании и сравнительном анализе.

Показатель снижения себестоимости товарной продукции используется для анализа изменений себестоимости продукции с течением времени при сопоставимых объемах и структуре товарной продукции на тех предприятиях, которые имеют стабильный во времени ассортимент продукции. Под сопоставимым понимают такие продукты, которые были произведены серийно или массово в прошлом году. Частично модернизированные продукты также применяются к нему, если эти изменения не привели к внедрению новых моделей, стандартов и технических спецификаций.

Стоимость одного рубля товарной (проданной) продукции является наиболее известным обобщающим показателем на практике, который отражает стоимость единицы продукции в стоимостном выражении анонимно, не разграничивая ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику себестоимости продукции в целом по отрасли.

В настоящее время при анализе фактической себестоимости продукции, выявлении запасов и экономического эффекта ее снижения используется расчет экономических факторов.

Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы производственного процесса - средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы групп предприятий по снижению издержек: повышение производительности труда, внедрение современного оборудования и технологий, более эффективное использование оборудования, удешевление запасов и более эффективное использование предметов труда, сокращение административных и других накладных расходов, сокращение брак и устранение накладных расходов и потерь.

Экономия, определяющая фактическое снижение стоимости, рассчитывается в соответствии со следующей композицией (типовой список) факторов.

Повышение технического уровня производства. Это внедрение новых, прогрессивных технологий, механизация и автоматизация производственных процессов; совершенствование использования и применения новых видов сырья; изменение дизайна и технических характеристик продукции; другие факторы, повышающие технический уровень производства. Эта группа анализирует влияние на стоимость научно-технических достижений и лучших практик. Для каждого события рассчитывается экономический эффект, который выражается в снижении издержек производства.

Совершенствование организации производства и труда. Снижение затрат может произойти в результате изменений в организации производства, форм и методов труда при развитии производственной специализации; совершенствование управления производством и снижение затрат на него; улучшение использования основных средств; улучшение материально-технического снабжения; снижение транспортных расходов; другие факторы, повышающие уровень организации производства.

При одновременном совершенствовании технологии и организации производства необходимо устанавливать сбережения для каждого фактора в отдельности и включать их в соответствующие группы. Если такое разделение трудно осуществить, тогда экономия может быть рассчитана на основе целевого характера мер или групп факторов.

Изменения в объеме и структуре продуктов, которые могут привести к относительному снижению постоянных затрат (за исключением амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продуктов, а также повышению их качества. Условно постоянные затраты не зависят напрямую от количества продукции. С увеличением производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению его себестоимости.

Относительное изменение амортизации рассчитывается отдельно. Часть амортизационных отчислений (а также другие производственные затраты) не включаются в себестоимость, а возмещаются из других источников (специализированных фондов, внешних услуг, не включенных в состав коммерческих продуктов и т. д.), поэтому Общая сумма амортизации может уменьшиться.

Изменение ассортимента и ассортимента продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень себестоимости продукции. При различной рентабельности отдельных товаров (по отношению к стоимости) сдвиги в составе продукции, связанные с улучшением ее структуры и повышением эффективности производства, могут привести как к снижению, так и к увеличению себестоимости продукции. Влияние изменений в структуре производства на себестоимость анализируется по переменным затратам для элементов калькуляции стандартной номенклатуры. Расчет влияния структуры продукции на себестоимость должен быть связан с показателями повышения производительности труда.

Совершенствование использования природных ресурсов. Он учитывает: изменения в составе и качестве сырья; изменения продуктивности поля, подготовительные работы при добыче, способы добычи природного сырья; изменить в других условиях окружающей среды. Эти факторы отражают влияние природных условий на величину переменных затрат. Анализ их влияния на снижение себестоимости продукции проводится на основе отраслевых методов добывающих отраслей.

Промышленность и другие факторы. К ним относятся: внедрение и развитие новых мастерских, производственных единиц и производства, подготовка и развитие производства в существующих объединениях и предприятиях; другие факторы. Необходимо проанализировать резервы снижения себестоимости в результате ликвидации устаревших и ввода в эксплуатацию новых цехов и производственных мощностей на более высокой технической основе с лучшими экономическими показателями.

Значительные резервы заложены в сокращении затрат на подготовку и разработку новых видов продукции и новых технологических процессов, в сокращении затрат на период запуска для вновь введенных в эксплуатацию цехов и объектов.

Факторы сокращения затрат и запасы, выявленные в результате анализа, должны быть обобщены в окончательных выводах, и следует определить общее влияние всех факторов на снижение общих затрат на единицу продукции.

Оценка выполнения плана по стоимости всей товарной продукции основана на данных о его фактическом объеме и ассортименте, рассчитанных по плановой и фактической стоимости отчетного года.

Решающим условием снижения затрат является постоянный технический прогресс. Внедрение новых технологий, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологий, внедрение современных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда затраты на рабочую силу на единицу продукции уменьшаются, и, следовательно, уменьшается доля заработной платы в структуре затрат.

Снижение затрат на обслуживание производства и управления также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема производства, но и от их абсолютного объема.

Значительные резервы снижения затрат заключаются в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника позволяют проводить мероприятия по устранению потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию производственных отходов.

Себестоимость продукции характеризуется показателями, выражающими:

  • общая сумма затрат на всю произведенную продукцию и выполненные предприятием работы за плановый (отчетный) период - стоимость товарной продукции, сопоставимой товарной продукции, реализованной продукции;
  • затраты на единицу объема выполненных работ - стоимость единицы продукции отдельных видов товарной продукции, полуфабрикатов и производственных услуг (продукции вспомогательных цехов), затраты на 1 руб. товарная продукция, стоимость 1 руб. регуляторные чистые продукты.

Снижение затрат планируется по двум показателям: для сопоставимой товарной продукции; по стоимости 1 руб. Товарная продукция, если в общем объеме выпуска доля продукции, сопоставимая с предыдущим годом, невелика.

Вывод:

Таким образом, себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность производственного объединения, предприятия. Себестоимость продукции - это стоимость предприятия в денежном выражении для его производства и реализации.

Стоимость как общеэкономический показатель отражает все аспекты деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и развития технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень загрузки производственных мощностей; экономное использование материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.