Учет возрастных и психофизиологических особенностей в обучении

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 25.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Проблемы дисциплины обучающихся в современной школе и пути их решения
Сравнительная характеристика педагогической деятельности в школе и в ВУЗе
Формирование коммуникативной культуры школьников
Проблемные ситуации как средство активизации познавательной деятельности школьников


Введение:

Физиология - это наука о функциях живого организма в целом, о происходящих в нем процессах и механизмах его деятельности. Возрастная физиология является самостоятельной отраслью физиологии. Она изучает особенности жизнедеятельности организма в разные периоды онтогенеза (греческий, существо, индивидуум - индивидуальное развитие индивида с момента его рождения в виде оплодотворенной яйцеклетки до смерти), функции органов, систем органов, и организм в целом, как он растет и развивается, уникальность этих функций на каждой возрастной стадии.

Подростковый возраст является одним из критических этапов онтогенеза, во время которого возможны как наиболее эффективное образование, так и наиболее вероятная потеря здоровья. Усиление тренировочных нагрузок, особенно в контексте новых форм и методов обучения, экологических проблем, социально-экономической нестабильности - все это предъявляет высокие требования к адаптивным механизмам, определенное напряжение которых связано с морфологической, функциональной и вегетативной нестабильностью тело подростка.

Проблема обеспечения здоровья должна решаться не только медициной, но и педагогикой путем внедрения системы знаний о человеке, его здоровье, методах его формирования и сохранения.

Современная школа должна создавать благоприятные условия для обучения учащихся. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и включать как образовательную, так и необразовательную деятельность учащихся, семьи и учебного заведения.

Психофизиологические особенности являются предметом обширных и всесторонних исследований. Проблема заключается в плохом состоянии здоровья студентов. Более того, все исследователи находят устойчивое снижение числа здоровых детей. Поэтому определение психофизиологических характеристик учащихся общеобразовательной школы № 66 представляет научный и практический интерес.

Цель курсовой работы: проанализировать психофизиологические особенности школьников школы № 66.

Полученные результаты могут быть использованы для характеристики состояния психофизиологических особенностей школьников в общеобразовательной школе № 66 г. Гомеля.

Психофизиологические особенности подростка

Подростковый возраст - это так называемый «переходный период», в основе которого лежит физиологическая перестройка всего организма, которая начинается у детей в возрасте 10–12 лет с повышением активности щитовидной железы и гипофиза. Интенсивная деятельность желез внутренней секреции часто приводит к некоторым временным нарушениям в деятельности нервной системы подростка. Метаболизм ускоряется, начинается быстрый рост тела в длину. Существует так называемый скачок роста полового созревания. Кости конечностей опережают кости грудной клетки и таза в своем развитии. Рост мышечной ткани не идет в ногу с увеличением длины тела. Младшие подростки становятся непропорциональными, неловкими: длинные руки, узкие плечи и бедра, опущенная грудь. Нарушение координации движений. Походка, осанка меняется. Часто подростки «внезапно» начинают перетасовывать свои ноги, как старики, раздражая взрослых, которые думают, что делают это нарочно, демонстративно. Спустя несколько месяцев под влиянием гормонов щитовидной железы и гипофиза «просыпаются» железы коры надпочечников. Их повышенная активность способствует активному росту мышц, развитию вторичных половых признаков и формированию соответствующей половой структуры организма. Временный разрыв в перестройке различных систем органов приводит не только к внешнему дисбалансу организма, но и к несбалансированному функционированию организма. Подростки 11-13 лет часто испытывают недомогание, физический дискомфорт, быстро устают, сонливы. Беспокойство и беспокойство у многих вызывают перебои в работе сердца, покалывание в груди. Возникает затруднение дыхания, появляется ощущение нехватки воздуха, неполное вдыхание. Развитие легких сдерживается узкой грудной клеткой. Мышцы растут медленнее, чем кости, в том числе и сердце. Оказывается, что сердечно-сосудистая и дыхательная системы работают, как говорится, «со скрипом» с перерывами. Они вряд ли могут "обслуживать" удлиненное тело. Мозг особенно чувствителен к недостатку крови. Младшие подростки могут испытывать шум в ушах и ощущение «хлопковой головы». Их работоспособность снижается, при умственной усталости быстро развивается летаргия.

К 14-15 годам диссонанс в развитии основных систем организма исчезает, а вместе с ним и большинство вышеперечисленных симптомов. Но в сознании некоторых подростков и их родителей страх перед воображаемой болезнью все еще откладывается. Одним из результатов ипохондрии (мнимой болезни) может быть малоподвижный образ жизни. Такие дети ищут занятия, не связанные с активным движением, не любят уроки физкультуры, стараются их избегать. Это плохо сказывается на дальнейшем развитии организма.

Если энергетические возможности из-за гормональных эффектов не находят выхода, могут пострадать тонкие биохимические процессы организма. И тогда развитие подростка задерживается, нарушается гармония во взаимоотношениях различных органов и систем, снижается устойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям.

Гормоны коры надпочечников пробуждают и стимулируют усиленную работу половых желез. Как ни парадоксально, половые гормоны у подростков 13-15 лет вырабатываются чаще, чем у взрослых. Они проявляют себя не столько в привлечении к противоположному полу (хотя это, конечно, тоже), но в огромном количестве энергии, которое необходимо реализовать. Многие учителя слышали сострадательные слова от людей, которые редко ходят в школу: «Это сумасшедший дом. Как ты это переносишь? Кричать, визгать, перепрыгивать через несколько ступенек лестницы или с одного стола на другой, дрожать, дергать друг друга - все это неотъемлемые признаки старшей школы. А какие сумасшедшие танцы предпочитают подростки! Причина не плохого воспитания, а насущных потребностей организма. Физиологи-гигиенисты считают, что мышечная активность подростка должна составлять не менее 4-5 часов в день.

Подростковый является важным периодом в формировании опорно-двигательного аппарата. Сидячий образ жизни может привести к нарушению осанки, что не только портит внешний вид, но и отрицательно влияет на развитие и работу многих внутренних органов.

Другим возможным последствием сидячего образа жизни подростков является привычка мастурбации. Напряжение развивается в заполненных кровью органах малого таза. Недостаток общей физической активности и четкие отношения напряжения с гениталиями приводят к сексуальной самостимуляции. Вероятность такого развития событий возрастает, если низкая физическая активность сочетается с любовью к богатой, богатой белками и жирами пище, острым и острым блюдам и тонизирующим напиткам.

Влечение к противоположному полу у подростков имеет свои особенности. Дело в том, что на этом этапе плотское влечение и чистая, восторженная любовь, как правило, не пересекаются, а сосуществуют, нацеленные на разные объекты. Мальчик теряет в воображении сцены и ситуации, которые они сами воспринимают как грязные и непристойные, хотя и неотразимо соблазнительные, и в то же время с энтузиазмом влюбленные в девушку, в которую немыслим не только поцелуй, но прикосновение к ее руке кажется богохульством.

Активность гормональных процессов определяет высокую эмоциональность подростков. Они находят забавными в таких словах и событиях, в которых взрослые не могут ничего узнать подробно, они бурно радуются существующим мелочам и плачут, расставаясь с друзьями в летнем лагере, проводя всего две недели вместе. Любое незначительное упущение может показаться огромным провалом и разрушить вашу жизнь на несколько дней и недель. Эмоции подростков отличаются не только силой, но и большой нестабильностью. Настроение часто и резко меняется, возможны сильные аффективные вспышки. Подросток может ответить на пустяковый запрос или замечание с криком, слезами, хлопнув дверью. Взрослый очень редко испытывает такие сильные чувства, которые сопровождают повседневную жизнь ребенка.

Эмоциональная сфера подростка характеризуется повышенной чувствительностью. У младшего подростка тревога в сфере общения со сверстниками возрастает, у старших подростков - со взрослыми.

Переход от детства к взрослой жизни - юности - имеет свои психологические закономерности. Важные изменения происходят в мыслительных процессах подростка. В это время ребенок начинает осваивать абстрактное мышление. Во-первых, он очень несовершенен, что приводит к появлению типичного подросткового максимализма, недостаточной гибкости и упрощенности. Давайте проиллюстрируем это на примере. Если вы спросите младшего ученика, что это за друг, он ответит, что это Вася (или Петя, или Маша); что друг - это тот, кто позволит вам списать со счетов, кто позволит вам играть на компьютере и т. д., т. е. описать конкретные ситуации дружбы или назвать конкретного человека. Подросток ответит по-другому: друг - это тот, кто не предает, который всегда понимает и помогает, на кого можно положиться и т. д. и тогда он задает вопрос: «А Вася ли друг?» (с кем он дружит с детским садом). Более того, если вдруг, в один неудачный момент дня, этот Вася не понимает своего состояния, не разделяет его страсти или делает что-то еще, что не соответствует сформулированному вчера определению, тогда подросток со всей уверенностью (хотя и с большим огорчением) утверждает, что Вася, оказывается, не его друг. Более того, чем дольше и тщательнее подросток проверяет своих знакомых на предмет их соответствия понятию «друг», тем больше он будет думать, что у него нет друзей.

Неполноценность абстрактного мышления подростка на первом этапе его развития заключается, прежде всего, в неспособности ребенка учитывать контекст. Создавая свой идеальный образ человека, он берет на себя лучшие черты разных людей, реальных и воображаемых (родственников и мировых знаменитостей, литературных персонажей и героев фильмов). Образец, полученный таким образом, испытывается на себе и других, и реальность осуждается за безнадежную убогость. Это касается как близких подростков, которых он периодически презирает за то, что «ничего не добился в жизни» (не президентов, не героев), так и самого себя. Потому что, выиграв драку, он, конечно, иногда чувствует Рэмбо, но чаще он видит себя в полной и безнадежной ничтожности. Ведь ему уже 14 лет, но он еще ничего не достиг в жизни. Подростки всерьез обеспокоены тем, что они не такие красивые, как Шварценеггер или Клаудия Шиффер, и не такие знаменитые, как Евгений Кафельников. И на этом фоне родительские упреки в тройке лучших в географии и ботинках, разбросанных по коридору, выглядят как-то примитивно.

В общении с другими людьми основной задачей подростка является достижение отношений с самим собой, как со взрослым. Основным показателем этого является независимость, избавление от опеки. Объективных оснований для придания ему большой независимости недостаточно. Развивается реакция эмансипации. Поведение взрослых во многом зависит от того, насколько острым оно будет. Это может быть длительный открытый конфликт, если взрослые не принимают во внимание изменившуюся реальность и пытаются сохранить старый стиль отношений. Попытки решить для подростка, что надеть, с кем дружить и как проводить свободное время, как правило, не только тщетны, но и приводят к потере контакта между сторонами. Это может быть довольно «мирная» версия сосуществования, когда ребенку предоставляется определенная свобода в обмен на обязательное выполнение определенных правил. Но даже при таком благоприятном развитии событий конфликтные ситуации вполне возможны.

Стремление к независимости и социальному признанию, а также неспособность полностью достичь этого в общении со взрослыми вынуждают ребенка искать другую сферу удовлетворения потребностей - команду сверстников. Психологи называют эту особенность подростков групповой реакцией. Подростки неотразимо стремятся общаться с себе подобными. Он не просто ищет друга. Он хочет быть принятым в определенное сообщество, группу парней. Здесь он признан независимой социальной единицей. В группе 11-12 лет нет четких иерархий. В нем каждый имеет право на свое слово и дело и признает право другого. Чтобы в этих условиях существовала группа, разрабатывается определенный набор правил. Таким образом, модель общества формируется со своими законами и моральными нормами.

А. Катаева - Вагнер отмечает, что подростку нужна спокойная, стабильная обстановка. Дестабилизация ситуации, даже беспринципные изменения, как правило, приводят подростка к дезорганизации деятельности. Подросток подвержен нарушениям в среде, в которой он не может поставить свою личность, его возникающее «я» в подходящее положение. Не может заявить о себе. Такая дестабилизация ситуации часто следует за полной дезорганизацией всех видов деятельности, и прежде всего познавательных. Каждый подросток ищет свое индивидуальное место в команде. Кто-то становится техническим экспертом группы, кто-то «Томас неверующий», сомневается и критикует, а кто-то и козлом отпущения. Некоторые действительно довольны этой последней ролью. Жизнь со сверстниками, участие в их заботах, делах и беседах для них более ценно, чем их собственное достоинство.

Подростковый возраст - это период формирования образа «Я» и развития самосознания, стремления к независимости и обретению личной зрелости. В этом возрасте постоянные неудачи, невозможность самореализации на определенном уровне могут стать причиной серьезных неудач личности. В подростковом возрасте, когда «Я - система», быстро развивается и возникает сильное чувство собственного достоинства, многие подростки значительно усиливают тревогу, что связано с новой мотивацией и переживает собственную сексуальную активность.

Влияние учебного процесса на состояние здоровья учащихся

Проблема человеческой деятельности, и в особенности студентов, является одной из важнейших проблем не только гигиены, но и физиологии и психологии.

Желание как-то повлиять на успеваемость ребенка, защитить его от чрезмерной усталости впервые возникло, очевидно, с началом систематического народного воспитания детей.

С середины XIX века начинается систематическое накопление фактического материала, включающего не только результаты наблюдений, но и специально организованные экспериментальные исследования, проводимые на учащихся различных типов учебных заведений. Основываясь на фактах, возникают научные гипотезы, которые должны быть проверены опытом.

Таким образом, школьная гигиена постепенно превращается в самостоятельную научную дисциплину, задачей которой является правильное знание законов жизни и деятельности детей, а в основном школьного возраста - раскрытие способов использования выявленных закономерностей для рационального организация обучения студентов и защита их здоровья.

В 1882 г. В. Г. Нестеров изучил состояние здоровья учеников гимназии и у 32% учеников наблюдал наличие различных нервных расстройств, распространенность которых постепенно возрастала с младших до старших классов. На последних занятиях у студентов нервные расстройства встречаются в 3-9 раз чаще, чем в первые годы обучения. Это явление было напрямую связано с чрезмерной нагрузкой студентов на академическую работу.

Желание как-то повлиять на успеваемость ребенка, защитить его от чрезмерной усталости, впервые возникло, очевидно, с началом систематического общественного воспитания детей.

И.А. Сикорский показал, что к концу учебных занятий в классе из-за снижения способности различать буквы, похожие по звуку или письму, ученики допускали ошибки в диктовках в среднем на 33% больше, чем в начале занятий , Эти канцелярские ошибки и погрешности не зависели от знания правил орфографии.

F.K. Телятник, используя метод дозированной работы, проследил изменение качественных показателей успеваемости учащихся с первого по пятый уроки.

Дозированная работа включала в себя:

  • подсчет букв в печатном тексте,
  • решение арифметических примеров,
  • запоминание слов и цифр с последующим их написанием,
  • вспоминание слов и цифр, которые необходимо было запомнить при чтении текста и решении примеров.

Для стандарта - 100% для каждого из четырех оцененных показателей - было выполнено количество задач, относящихся ко всей команде. Объем правильно выполненных заданий соотносится с этим стандартом. Предположим, что 24 человека решают 4 задачи, тогда их общее количество составляет 96, что принимается за 100%. Если 76 задач выполнены правильно, то это 79%.

Так, Ф.К. Телятник получил показатели, отражающие, как он полагал, состояние психических функций. В нашем понимании дозированные задачи позволили выявить величину качественных показателей работоспособности организма. С первого урока (9 часов утра) до пятого (3 часа) студенты демонстрировали одинаковую ориентацию при изменении трех показателей в сторону уменьшения на 7, 13, 24%.

Общая физиология, возрастная физиология и морфология, которые являются естественнонаучной основой гигиены детей и подростков, из-за их развития в то время, не могли снабдить гигиенистов и педиатров теоретическими положениями, с помощью которых можно было бы Поэкспериментируйте глубже и объясните результаты обобщения фактического материала.

С открытием И.П. В результате условного рефлекса становится очевидным, что основной функцией центральной нервной системы является формирование положительных и отрицательных временных связей, которые обеспечивают адаптацию организма к постоянно меняющимся и сложным условиям среды. Выявленные физиологами закономерности высшей нервной деятельности являются отправной точкой, на основе которой становится возможным дать теоретическое обоснование необходимости последовательного чередования работы и отдыха детей. С точки зрения учения о стереотипах, о ценных условных рефлексах, рефлексах во времени и атмосфере, о «особенно легкой и полезной» для организма ритмической деятельности, гигиенических рекомендаций по выполнению учащимися различных видов деятельности и отдыха. в то же время найти свое объяснение.

Физиологическая доктрина мозаики коры головного мозга, возбуждения и торможения, облучения и концентрации, взаимной индукции наряду со специальными исследованиями состояния различных функций в процессе обучения, работы и отдыха студента, позволяет обосновать чередование различные мероприятия для поддержания производительности на относительно высоком уровне в течение длительного времени.

Состояние и динамика так называемой «общей» работоспособности тела, изменения зрительных функций, силы, выносливости к статическим и динамическим нагрузкам, координации движений и т. д. Послужили основой для нормализации таких факторов окружающей среды, как уровень естественное и искусственное освещение классных комнат, наружное проектирование учебников и наглядных пособий, размеры и вес автоматических ручек для учеников начальной школы, оборудование классных комнат и гостиных, планирование и благоустройство школ и интернатов, воздушно-тепловые режимы гимназий и классных комнат раскраска учебной мебели и оборудования для школьных слесарных мастерских. Состояние здоровья учащихся во время их обучения в школе показывает, что число здоровых детей сокращается в 4-5 раз, и к концу школы у 70% учащихся возникают определенные хронические заболевания. Только 10-12% школьников могут считаться абсолютно здоровыми. Уже 70% детей, поступающих в первый класс, имеют различные отклонения в состоянии своего здоровья, от функциональных нарушений до хронических заболеваний.

Перечислим факторы, которые негативно влияют на здоровье детей в процессе обучения:

  • принудительное изучение материала школьных предметов. Это приводит к постоянной усталости, неврозам и возникновению хронических заболеваний;
  • перегруженная учебная программа, увеличение времени на домашние задания, что в результате негативно сказывается на качестве образования и здоровье учащихся;
  • Авторитарный стиль отношений между учителем и учениками, особенно при оценке знаний, является одной из причин, вызывающих негативное отношение к учебной деятельности и ее медлительность.

Проблема обеспечения здоровья должна решаться не только медициной, но и педагогикой путем внедрения системы знаний о человеке, его здоровье, методах его формирования и сохранения.

Эффективность обучения детей в школе во многом зависит от их состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, независимы, эффективны, но, к сожалению, сегодняшняя статистика свидетельствует о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми.

Противоречия между физическим и моральным здоровьем молодого поколения и отсутствием условий, необходимых для формирования этих приоритетов в образовательных учреждениях, усилились. Физическая культура и спортивная база ослабли, система летних баз отдыха была ликвидирована, организация школьного питания ухудшилась, нагрузка на студентов увеличилась из-за введения множества факультативных курсов и дисциплин в ущерб преподаванию основ науки и здоровья школьников. Результатом является физиологическая усталость и психоэмоциональная перегрузка.

Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, а также несбалансированное питание подрывают здоровье детей в будущем.

Быстрые непредсказуемые нововведения, несовершенство системы образования и рост социально-педагогических потребностей еще более негативно влияют на здоровье учащихся.

Физические упражнения, движения, подвижные игры должны прочно войти в жизнь каждого человека и, если возможно, каждой семьи. Мускульная работа влияет на эмоциональное состояние человека, организм, в том числе мозг, способствует развитию умственных способностей.

Регулярные физические упражнения укрепляют сердце, улучшают функцию дыхательной системы.

Моторная активность ребенка является одновременно условием и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер жизни. В движениях детей 7 лет много избыточных элементов, которые не характерны для взрослых, но у здоровых детей эти элементы исчезают к 8-10 годам.

Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимозависимы: более здоровое, более продуктивное обучение, в противном случае конечная цель обучения теряет свое истинное значение и ценность. В период обучения в школе организм ребенка способен чутко реагировать как на факторы, ухудшающие здоровье, так и на благоприятные, оздоровительные. И это время нельзя упускать, чтобы закрепить уровень здоровья, который должен обеспечить каждый ребенок, поскольку уровень здоровья формируется и, наконец, развивается именно в школьные годы. В то же время, отрицательное влияние на здоровье школьников в образовательном процессе было доказано, особенно в ситуации инновационного бума. Естественно, возникает необходимость в тщательно осмысленном и правильном подходе при оценке конкретной педагогической системы, изучении влияния образовательного процесса на организм детей. Целесообразно включить в учебный процесс и использование следующие аспекты: - создание оптимальных санитарных условий на уроке; - увеличение двигательной активности (физическая пауза, тренировка в режиме динамической позы); - профилактика нарушений зрения (офтальмотерапия), гимнастика для глаз; - профилактика плоскостопия. Для соблюдения гигиенических требований в классе необходимо регулярно проветривать помещение в перерывах между уроками.

Возрастная периодизация

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время в каждом веке есть свои особенности, свои трудности. Подростковый возраст не является исключением.

Это самый продолжительный переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.

Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель.

Пифагор (VI век до н.э.) выделял четыре периода в жизни человека: весна (становление человека) - от рождения до 20 лет; лето (юность) - 20-40 лет; Осень (расцвет) - 40-60 лет; зима (вымирание) - 60-80 лет.

Гиппократ на протяжении всей своей жизни выделил 10 семилетних периодов, а Аристотель разделил детство и юность на три этапа: первый - от рождения до 7 лет; второй - с 7 до 14 лет и третий - с 14 до 21 года. К сожалению, сегодня нет единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось много разных классификаций, и единой классификации не было создано. В то же время можно отметить наличие общих тенденций в разные возрастные периоды, а также близость некоторых из них друг к другу.

Возрастная периодизация является одной из сложных и неоднозначно решаемых проблем психологии. Эту тему в своих работах рассматривали такие ученые, как А. Валлон, Дж. Пиаже, В. Стерн, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и другие.

С точки зрения биогенетической теории наиболее естественно разделить детство на отдельные периоды в соответствии с основными периодами истории человечества. Таким образом, периодизация детства основана на периодизации филогенетического развития. Эта группа включает периодизацию детства, предложенную Хатчинсоном и другими авторами.

Не все попытки этой группы одинаково несостоятельны. К этой группе относится, например, попытка периодизации детства в соответствии с уровнями воспитания и образования ребенка, с расчленением государственной системы образования, принятой в стране (дошкольный возраст, возраст начальной школы и т. д.). Периодизация детства строится не на основе внутреннего разделения самого развития, а, как мы видим, на основе уровней воспитания и образования.

Говоря об ошибочности такой схемы, Л.С. Выготский признает, что «расчленение детства по педагогическому принципу очень приближает нас к истинному разделению детства на отдельные периоды» благодаря огромному практическому опыту образования, который соотносит эти уровни с возрастом. связанные изменения.

Выготский считает, что признаком, по которому можно отличить одну эпоху детства от другой, должно быть:

  • свидетельствует о суждении об общем развитии ребенка;
  • легко доступны для наблюдения;
  • цель.

В относительно стабильных или стабильных возрастах развитие происходит главным образом из-за микроскопических изменений в личности ребенка, которые, накапливаясь до определенного предела, затем внезапно обнаруживаются как возрастные новообразования. Эти стабильные периоды заняты, судя чисто хронологически, большей частью детства. Поскольку внутри них развитие идет как бы подпольем, то при сравнении ребенка в начале и в конце стабильного возраста особенно выражены огромные изменения его личности.

Стабильные возрасты изучаются гораздо более полно, чем те, которые характеризуются другим типом развития - кризисами. Последние обнаружены чисто эмпирическим путем и еще не введены в систему, не включены в общую периодизацию развития ребенка. Многие авторы даже ставят под сомнение внутреннюю необходимость их существования. Они склонны воспринимать их больше как «болезнь» развития, за его отклонение от нормального пути.

Указанные периоды с чисто внешней стороны характеризуются чертами, противоположными устойчивому или стабильному возрасту. В эти периоды в течение относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большее, два) концентрируются резкие и капитальные сдвиги и сдвиги, изменения и изменения в личности ребенка. Ребенок за очень короткое время меняет целое, в основных чертах личности. Развитие принимает бурный, быстрый, иногда катастрофический характер, оно напоминает революционный ход событий как с точки зрения темпов изменений, так и смысла изменений. Это поворотные пункты в развитии детей, которые иногда принимают форму острого кризиса.

Психологическая периодизация не совпадает с педагогической во всем, так как развитие психики начинается в утробе матери, а воспитание ребенка начинается с момента его рождения.

Педагогическая возрастная периодизация основана на доступных типах учебных заведений и задачах воспитания детей в разные возрастные периоды:

  1. Младенчество (1-й год жизни)
  2. Дошкольный возраст (от 1 до 3 лет)
  3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)
  4. Младший дошкольный возраст (3-4 года)
  5. Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
  6. Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
  7. Младший школьный возраст (6-10 лет)
  8. Средний школьный возраст (10-15 лет)
  9. Старший школьный возраст (15-18 лет)

В средней и старшей школе учатся мальчики и девочки от 15 до 18 лет. По возрастным характеристикам их можно отнести к двум группам:

подростковый возраст - мальчики 13–16 лет, девочки - 12–15 лет, юношеские годы - мальчики 17–21 года и девочки - 16–20 лет. В некоторой степени возрастная периодизация является условной и позволяет установить только приблизительные границы между фазами роста. Однако в каждом возрастном периоде физическое воспитание имеет свои различия. Возрастные особенности организма во многом определяют содержание и методику физического воспитания. С учетом возраста подбираются средства, определяются допустимые нагрузки, нормативные требования

Возраст 15-20 лет характеризуется прогрессирующим развитием организма.

Особенностями этого возраста являются постепенное увеличение массы тела и размеров, расширение адаптационных возможностей организма. Формирование скелета заканчивается в основном к 17-18 годам. К этому времени формируется физиологическая кривизна позвоночника. К 16-18 годам формирование стопы заканчивается. В возрасте 15-16 лет особое внимание учителя физкультуры следует уделить формированию правильной осанки и развитию стопы. Чем полнее осанка, тем лучше условия для функционирования внутренних органов и организма в целом.

Начало обучения ребенка в школе вносит фундаментальные качественные изменения на протяжении всей его жизни. В воспитательной работе формируется произвольная регуляция всей психической деятельности ребенка: произвольное внимание, произвольная память (запоминание и воспроизведение), произвольное восприятие (наблюдение), мышление.

Особенности средней школы и старшего школьного возраста. В этот период происходят быстрые количественные и качественные изменения в развитии организма подростка и его личности. Быстрый физический и моральный рост приводит к постоянной перестройке отношений подростка с другими: младшими, сверстниками, и особенно старшими, включая родителей и учителей. Вот почему взрослые обозначают этот возраст различными эпитетами: «переходный», «трудный» и даже «критический».

Гиппократ на протяжении всей своей жизни выделил 10 семилетних периодов, а Аристотель разделил детство и юность на три этапа: первый - от рождения до 7 лет; второй - с 7 до 14 лет и третий - с 14 до 21 года. К сожалению, сегодня нет единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось много разных классификаций, и единой классификации не было создано. В то же время можно отметить наличие общих тенденций в разные возрастные периоды, а также близость некоторых из них друг к другу. Пятый этап - ранняя зрелость, 17-25 лет. Шестой этап - зрелость, 25-50 лет. Седьмая фаза - поздняя зрелость, 50-75 лет. Восьмой этап - старость, начиная с 75 лет.

По мнению Б. Г. Ананьева, недостаток этой классификации состоит в том, что единый принцип дифференциации здесь не поддерживается. Второй этап (дошкольный возраст) отличается не по возрастному критерию, как в других случаях, а по социально-педагогическим признакам. Отметим, что такая смесь критериев возрастной периодизации характерна не только для классификации Дж. Биррена, но и довольно распространена (например, Бромли Д., 1966; А. Люблинская, 1959; и др.). Проведя многомерный анализ различных подходов к возрастной периодизации, Д.И. Фельдштейн, как и Б. Г. Ананьев, обращает внимание на некорректность построения периодизации развития, когда она основана на разных принципах дифференциации - по возрасту (младенчество, детство и т. д.) и по роду занятий (дошкольное, школьное и т. д.).

Изучение возрастных характеристик детей и молодежи осуществляется по специальному разделу психологии - возрастной психологии. Советские психологи предлагают следующую возрастную периодизацию:

дошкольный возраст, подразделяется на ранний детский возраст - до трех лет (дошкольная группа в детском саду), дошкольный - 4 года жизни детей (младшая группа детского сада), дошкольный - 5-7 лет (средняя группа - 5-й год) , старше - 6-й год и подготовительный - 7-й год жизни). Школьный возраст в соответствии с основными этапами обучения и воспитания делится на самый младший (соотносится с I - II - III классами), средний (с IV - V по VII - VIII класс) и старший (с VIII по X класс).

Отмечая условность и известную подвижность упомянутых здесь границ, следует обратить внимание на некоторые новые явления, которые определенным образом влияют на решение вопроса о границах между отдельными возрастными группами. Это относится к недавно наблюдавшемуся повсеместному раннему физическому и умственному развитию детей - ускорению, причины которого еще не выяснены. В то же время, в связи с продлением периода обучения, позднее наступает социальная зрелость молодежи, разница между наступлением половой зрелости и экономической самостоятельностью человека. Правильное решение вопроса о возрастных границах отдельных этапов развития человека имеет большое значение не только для определения сроков начала обучения, академической нагрузки, режима дня студентов, выбора средств и методов их обучения и образование, а также для решения многих вопросов, связанных с юридической и медицинской практикой, правилами и судейством в спорте и т. д. 

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга в последние десятилетия активно развивается, накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако в практической работе педагогов и психологов дошкольных учреждений и школ данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка редко учитываются. Основы функциональной специализации полушарий головного мозга являются врожденными. По мере развития ребенка механизмы межполушарной асимметрии усложняются.

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий головного мозга:

  • Доминирование левого полушария - вербально-логический характер когнитивных процессов, склонность к абстракции и обобщению (люди левого полушария);
  • Доминирование правого полушария - мышление конкретной формы, развитое воображение (люди правого полушария);
  • Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равных полушариям людей).

К односторонне представленным типам ответа для правого полушария и левого полушария относится чуть менее половины людей. Следует иметь в виду, что разделение людей на правое и левое полушарие упрощает реальность, но многое позволяет вам ясно видеть человека. Наряду со специализацией полушарий мозг работает как единое целое. Предполагается, что различия между функциями полушарий сводятся к разным способам организации контекстной коммуникации между элементами обрабатываемой информации.

Формально-логические компоненты мышления «левого полушария» организуют любой знаковый материал таким образом, чтобы создать строго упорядоченный и однозначно понятный контекст, необходимый для успешного общения между людьми. Это могут быть не только слова, но и другие символы, знаки и даже изображения. То есть из всех реальных и потенциальных связей между объектами и явлениями выбирается несколько конкретных, которые не создают противоречий и вписываются в этот контекст. Таким образом, слово, включенное в контекст, имеет только одно значение, хотя в словаре их может быть больше.

Функция «правополушарного» компонента мышления заключается в одновременном захвате большого количества противоречивых связей с точки зрения формальной логики и формировании целостного и многозначного контекста за счет этого. Преимущество такой стратегии мышления проявляется в случаях, когда информация сложна, внутренне противоречива и не может быть сведена к однозначному контексту. Роль когнитивной стратегии правого полушария, проявляющейся в способности улавливать множество связей и вариантов в многозначном контексте, делает ее наиболее важным участником творческого процесса.

Как известно, психофизиологические возможности ребенка должны соответствовать требованиям, предъявляемым ему социальной средой. Одним из важнейших свойств личности является функциональная асимметрия мозга: она определяет характеристики восприятия, запоминания, стратегии мышления и эмоциональной сферы человека. Зная тип межполушарной асимметрии, моторной и сенсорной латерализации, мы можем объяснить нетерпеливым родителям и учителям, почему первоклассник, который не лишен способностей, не доволен успехом. Например, правша, но левоглазый ребенок находится на поздней стадии развития, поскольку до 9-10 лет нервные пути, соединяющие два полушария, не сформированы полностью. Такие дети, опаздывая в младшем школьном возрасте, затем должны догнать своих сверстников в своем развитии, а когда они станут взрослыми, у них высокий уровень интеллектуального развития.

Специфика мышления ребенка заключается в том, что у него еще недостаточно развиты способности к логическому мышлению, а образное мышление со всем потенциальным богатством не упорядочено. Взрослый учитель часто уже не помнит, с какими трудностями он сталкивался, сидя за столом. Это одна из причин, по которой Блонски описал недопонимание между учеником и учеником. Это является источником многих горьких недоразумений, которые осложняют жизнь как тем, кто учится, так и тем, кто учит.

Способность детского ума воспринимать все конкретно, буквально, неспособность подняться над ситуацией и понять ее общее, абстрактное или образное значение - одна из основных черт мышления детей. Особенно ярко это проявляется при изучении таких абстрактных школьных дисциплин, как математика или грамматика.

При изучении проблемы функциональной асимметрии функций мозга (латерализации) были открыты новые направления. Правило Брока хорошо объясняло связь между повреждением левого мозга и афазией у правшей. Как оказалось, левши образуют две группы: первые центры речи расположены в полушарии напротив ведущей руки (как предсказывал Брок), а представители другой группы имеют функции речи, локализованные в левом полушарии. Существование второй группы было обнаружено в результате наблюдения левшей, у которых возникла афазия в результате повреждения левого полушария. Эти случаи, называемые перекрестной афазией, были впервые описаны в 1899 г. Бромвелем. Они наглядно демонстрируют, что с точки зрения функциональной организации левша не всегда является противоположностью правору.

Изучение происхождения латеральности продолжается. Обилие фактов, порой противоречащих друг другу, показывает, что каждая из теорий функциональной межполушарной асимметрии мозга требует дальнейшего обоснования. В то же время очевидно, что основополагающие принципы вышеупомянутых подходов формируют основу для будущих системных исследований, необходимость которых вытекает из многих проблем и вопросов, которые остаются открытыми.

Объект, программа и методология исследования

Объектом исследования являются психофизиологические особенности учеников общеобразовательной школы № 66. Обследовано 30 учеников. Из них 14 девочек и 16 мальчиков.

Программа исследования включала в себя следующие задачи:

  1. отбор и анализ литературы по изучаемой теме;
  2. разработка методов определения психофизиологических характеристик;
  3. проведение экспериментальной части работы;
  4. статистическое уточнение результатов;
  5. выполнение работ в соответствии с правилами ГОСТ;

Методология Общепринятая методология определения психофизиологических особенностей:

Определение психофизиологических характеристик у школьников проводилось с использованием методики определения индивидуального профиля асимметрии.

Исследование проходит 4 этапа:

  • Определение ведущей руки:

Испытуемого просят быстро, не задумываясь, скрестить пальцы обеих рук. Палец ведущей руки находится сверху (правая рука - 1 балл, левая - 0).

Субъекту предлагается скрестить руки (встать в позу Наполеона). Считается, что лидерство - это рука, чья рука сначала направлена ​​на предплечье другой руки и находится над ним, в то время как рука другой руки находится под предплечьем ведущей руки (правая рука - 1 балл; слева - 1)

Испытуемому предлагается запустить часы. Ведущая стрелка выполняет точные точно дозированные движения, которыми заводятся часы. Не ведущая стрелка фиксирует часы (часы фиксируются правой рукой - около точек; левой - 1).

Субъектов просят нарисовать вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см друг от друга, сначала правой, а затем левой рукой. Количество линий, проведенных ведущей рукой, намного больше, чем линий, проведенных не ведущей рукой (асимметрия справа - 2 балла; слева - 0; асимметрии нет - 1);

  • Определение ведущей ноги:

Испытуемого просят скрестить ноги. Ведущая нога чаще всего сверху (справа - 1 балл; слева - 0).

Испытуемому предлагается поразить цель мячом по мячу правой и левой ногой. Функционально преобладающая нога производит более точные движения (асимметрия справа - 2 балла; слева - 0; асимметрия отсутствует - 1).

Испытуемому предлагается сделать 10 шагов с места. Измерьте длину шагов, сделанных правой и левой ногой, с помощью рулетки и вычислите среднее арифметическое значение для каждой ноги. Ступени ведущей ноги длиннее ступеньки не ведущей (правосторонняя асимметрия - 2 балла; левосторонняя - 0; асимметрия отсутствует - 1).

  • Определение ведущего глаза:

Субъекта просят моргнуть одним глазом. Не ведущий глаз обычно закрывается.

Субъекта просят просмотреть «подзорную трубу». Руки обычно подводят к ведущему глазу.

В центре куска плотной бумаги размером 5x10 см вырезано отверстие размером 1x1 см. Экспериментатор держит этот лист на расстоянии 30-40 см, а субъект, глядя в отверстие, фиксирует объект, расположенный на расстоянии 2-3 м от него. При закрытии ведущего глаза объект смещается.

Если во всех заданиях правый глаз был лидером - 2 балла; слева - 0; если в одном - правый глаз, а в другом - левый - 1 балл.

  • Определение ведущего уха:

Экспериментатор рассказывает предмету шепотом небольшие фразы. В случае равной остроты слуха субъект заменяет ведущий ухо на говорящего, то есть на ухо, которое легче и быстрее распознает то, что слышно.

Испытуемому предлагается оценить объем тикающих часов обоими ушами. При этом отмечается, к какому уху он впервые ставит часы и слышит ли он один и тот же тик разными ушами.

Если в обоих заданиях правое ухо правое - 4 балла; слева - 0); если в одном из заданий - правое ухо, а в другом - 2 балла.

Затем сложите все полученные баллы и сравните их с табличными данными.

Оценка была сделана на уровне логического мышления. Испытуемому предоставляется лист бумаги, на котором представлены 7 числовых рядов. Испытуемый в течение 5 минут должен найти схему построения каждого ряда и ввести пропущенные цифры.

Примерный вариант номера серии:

  • 24 21 19 18 15 13 - - 7
  • 1 4 9 16 - - 49 64 81 100
  • 16 17 15 18 14 19 - -
  • 1 3 6 8 16 18 - - 76 78
  • 7 16 19 5 21 16 9 - - 4
  • 2 4 8 10 20 22 - - 92 94

Далее оцениваются результаты: норма - определяют через 5 минут 4 и более строк.

Результаты исследования и их обсуждение

В 2012 году нами было проведено определение психофизиологических характеристик 30 школьников в возрасте 13-15 лет. Исследования проводились на базе общеобразовательной школы № 66 г. Гомеля. Обработка данных проводилась с использованием пакета программ Microsoft Office Excel 2007.

Эти ученики способны к целостному восприятию материала (интонационная сторона речи, визуальное и тактильное восприятие), а также быстрой обработке информации. Среди людей с профилем «Чистая левша» были отмечены 7% девочек и 0% мальчиков. Ученики этого типа способны к дискретному восприятию материала (семантическая сторона речи, слуховое восприятие) и медленной обработке информации. Со смешанным профилем асимметрии наблюдается 57% девочек и 62,5% мальчиков.

Правосторонний профиль наблюдается у 22% девочек и 31% мальчиков. Эти подростки склонны отвлекаться, развлекаться, а также обладают интуитивным и абстрактным сознанием. Левый профиль составил 7% для девочек, для мальчиков его не наблюдалось. Учащиеся этого типа отличаются своим логическим и последовательным сознанием и способностью фактически передавать информацию, а также необходимостью действовать в соответствии с инструкциями.

Вывод:

В ходе исследования были обследованы 30 школьников средней школы № 66 г. Гомеля в возрасте 13–15 лет.

В результате исследований было установлено, что смешанный профиль асимметрии преобладает у учащихся средней школы № 66 в Гомеле. Также было обнаружено, что у мальчиков и девочек есть различия в профилях асимметрии.

Среди девушек преобладает смешанная асимметрия, которая составила 57%, профиль правшей - 36%, левшей - 7%. Среди юношей выявлено 62,5 амбидекстра, правши - 37,5%, левши не выявлены.

В ходе исследования была зафиксирована 71% женщин, правосторонний профиль асимметрии наблюдается у 22% девочек, левшей - 7%. Молодые люди составили 69% ambidextras, 31% с правосторонним профилем и с левосторонним профилем не найдено.

В результате исследований по оценке уровня логического мышления были получены следующие результаты:

Девочки, которые соответствуют норме уровня логического мышления, составили 64%, остальные 36% потратили более 5 минут на выполнение задания.

Среди юношей наблюдается большинство студентов с нормой логического мышления 69%, остальные 31% не соответствуют норме.

У большинства студентов амбидекстромия. Остальные студенты с профилем «Чистая правша». Очень малая часть - это студенты с профилем «Чистая левша».

У подростков, в связи с разным доминированием функционирования асимметрии мозга, преобладают разные типы мышления, восприятия материала, обработки информации. Следовательно, это необходимо учитывать в педагогической практике.

Необходимо проводить различные методы для лучшего усвоения материала, чтобы нагрузка от обучения не влияла на состояние здоровья подростка. Вам также необходимо учитывать возрастную категорию учащегося, так как подростки испытывают пик эмоциональных всплесков и изменений в организме.