Учет возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся в воспитательной работе

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 18.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Мотивация в процессе обучения
Этапы педагогического общения
Роль семьи в воспитании эстетических качеств ученика
Педагогическое общение как важнейшее средство воспитания школьников


Введение:

Профориентация может начинаться с детского сада или в начальных классах, когда дети проявляют интерес к различным занятиям. В старшей школе профориентация формирует мотивы выбора профессии, интереса и склонности к определенным видам деятельности, которые могут стать будущей профессией ученика. Когда профессия выбрана и внимание студента сосредоточено на освоении специальности, школа помогает ученику адаптироваться к новым видам деятельности.

Профориентация в школе зависит от возрастных особенностей учащихся. Специфика организации занятий по профориентации со студентами разных возрастов заключается в применении на практике тех методов и приемов, которые наиболее характерны и эффективны для определенного возраста: мини-лекции, игры по профориентации, беседы со специалистами, экскурсии. И чем раньше и шире будет осуществляться подготовка к работе и выбор профессии, тем эффективнее будет происходить процесс формирования профессионального самосознания в старшем школьном возрасте.

Целью является изучение возраста, психофизиологических особенностей учащихся разных возрастов и их учета в профориентационной работе.

Задачи:

  • проанализировать активацию студентов в профессиональном самоопределении, как педагогическую проблему;
  • изучить возрастные особенности профессионального самоопределения;
  • описать возрастные и психофизиологические особенности студентов в профориентационной работе.

Активизация школьников в профессиональном самоопределении как педагогическая проблема

В целом основная цель профориентации сводится к формированию предмета профессионального самоопределения. При пассивной позиции студента профессиональный консультант предлагает ему только готовые решения, и в этом случае работа основывается на схеме субъект-объектных отношений. Нет необходимости говорить об активности или активизации: школьник действует как управляемый объект. Здесь можно, как и Е.А. Климов, говорить о традиционном профориентации, когда клиент просто ориентирован. Но профессиональное самоопределение предполагает переход на последующие уровни решения задач профессионального консультирования.

Но вы можете организовать работу в реальном общении, взаимодействии психолога с клиентом при решении карьерных задач, когда они совместно размышляют над сложными вопросами. В этом случае реализуется схема субъект-субъектных отношений, и мы уже можем говорить об активизации клиента посредством специально организованного взаимодействия и сотрудничества. Это можно назвать совместной деятельностью.

Наконец, можно стремиться постепенно сформировать у студента готовность самостоятельно решать различные карьерные проблемы. Здесь уже можно говорить о формировании внутренней активности клиента, когда он фактически учится решать свои проблемы без помощи психолога. Более того, отношения между психологом и клиентом могут быть описаны как объект-субъект, когда профессиональный консультант постепенно уступает инициативе клиента, то есть превращается из субъекта в более пассивного наблюдателя и консультанта (почти в объект). И сам клиент из объекта психолого-педагогической помощи все чаще превращается не просто в активированного субъекта, а в субъект с сформировавшейся внутренней активностью, которую можно обойтись без помощи психолога. Конечно, все это коррелирует с почти идеальной ситуацией, но, имея перед собой идеал, профессиональный консультант, по крайней мере, знает, к чему стремиться в своей работе.

Активная позиция самоопределенного человека предполагает:

  • готовность увидеть проблему самоопределения;
  • пытается решить ее самостоятельно;
  • Готовность обратиться за помощью к профессиональному консультанту;
  • готовность выполнить определенные требования взаимодействия с профессиональным консультантом;
  • готовность самостоятельно выполнять определенные действия, выходящие за рамки профессиональной консультации (по рекомендации психолога);
  • готовность взглянуть на вашу жизненную ситуацию (а также на ситуацию в обществе) несколько иначе, что требует определенного мужества;
  • готовность пойти на определенные внутренние компромиссы как при работе с профессиональным консультантом (например, чтобы ограничить себя во времени), так и при достижении вами определенных профессиональных целей (например, отказаться от удовлетворения некоторых непосредственных желаний для достижения более важных целей). цели) и т. д. 

К сожалению, не все клиенты готовы к такой позиции, и тогда возникает необходимость их активировать.

Общая схема такой активации:

  • установление эмоционального и доверительного контакта с клиентом (важно не превращать это в «обаяние» клиента своими методами, авторитетом или обаянием).
  • совместное прояснение проблемы клиента: здесь психолог может использовать такие методы оценки ситуации самоопределения, которые не только будут понятны клиенту, но и помогут ему оценить собственную ситуацию.
  • совместное решение проблемы клиента: здесь психолог-профессиональный консультант может использовать такие средства, которые позволят клиенту увидеть, как решается проблема, и, если возможно, быть включены в ее совместное решение.
  • совместное подведение итогов работы, для чего также целесообразно использовать методы, которые понятны и доступны для клиента.
  • своевременное снижение активности самого профессионального консультанта, чтобы позволить клиенту самому решить свои проблемы, чтобы не «доминировать» над ним своими полномочиями.

Суть ревитализации заключается не столько в том, чтобы «очаровать» или даже заинтересовать студента, но и в том, чтобы снабдить его средствами для самостоятельного решения его проблем. В то же время, вначале профессиональный консультант выступает в качестве инициатора деятельности. Это как будто демонстрирует в присутствии студента способ решения проблемы (или обсуждения сложных тем), но именно для того, чтобы немедленно предложить использовать этот инструмент для самого студента

В период перестройки и демократизации советской школы приоритетным является переход от декларативной декларации принципа «Ученик - субъект деятельности и общения» к разработке теоретических задач, правил построения эксперимента, создания и тестирование конкретных образовательных и обучающих программ, в которых этот принцип будет действительно реализован. Результаты изучения теоретических и прикладных вопросов активной профориентации студентов, проанализированные в статье, можно рассматривать как одну из возможных попыток такой работы.

В образовательной психологии термин «активация» часто используется как синоним понятия «развитие» и связан с актуализацией творческих элементов в деятельности. В профориентации наиболее распространенным является понятие «профессиональная активация» - процесс вовлечения студентов в реальную или смоделированную профессиональную деятельность, в которой создаются условия для проверки на прочность, тестирования и развития способностей студентов. Существуют также исследования, в которых активация студентов в профессиональном самоопределении достигается в процессе развития их самосознания и активной профессиональной информации. Выбор таких характеристик, как активность, требует специального анализа.

Общая психологическая интерпретация понятия «деятельность» дается в тех случаях, когда показано, что деятельность - это либо сторона взаимодействия, либо действия, либо сам процесс, природа которого определяется преобладанием внутренней детерминации над внешним и проявляет сам в своем самоопределении, самодвижении и самоизменении. В общей психологии деятельность логически связана с понятием «субъект деятельности», является ее неотъемлемой характеристикой.

Таким образом, проблема активизации школьников в профессиональном самоопределении - это, прежде всего, проблема их развития как активных субъектов учебной, трудовой деятельности и общения. Исходя из этой интерпретации понятий «активация», «деятельность», «субъект деятельности», мы можем предложить следующее понимание активного профессионального самоопределения и проявления активности школьников в процессе трансформации ситуации, которая развивается в этот период их жизни.

Возрастные особенности профессионального самоопределения

Каждый возрастной этап профессионального самоопределения характеризуется определенными особенностями:

  • ученик начальной школы 
  • у подростков 
  • у школьников
  • со студентами

Обучение студентов для профориентации является одним из наиболее важных компонентов профориентации для студентов. На этом этапе необходимо изучить личностные качества: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную ориентацию, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент и состояние здоровья.

В отношении профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности:

  • самоутверждение в обществе, в непосредственной социальной среде;
  • доверие к рабочей силе;
  • признание родственников, знакомых, друзей;
  • самосовершенствование и самовыражение - интересная работа;
  • применение своих знаний, навыков, умений;
  • творческий характер труда;
  • материально-практические, утилитарные ценности - хороший заработок;
  • позиция, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по службе.

Мотивы выбора профессии можно разделить на следующие группы:

  • на вид: общая мотивация; романтика профессий; когнитивные мотивы; мотивы, подчеркивающие социальную значимость профессии; ссылка на пример; немотивированный выбор;
  • по природе: мотив, который четко и разумно обосновывает целесообразность выбора данного направления работы; мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная; мотивация неопределенная, необоснованная; необоснованная мотивация.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет выяснить, что именно побудило человека выбрать этот вид работы и насколько понятны мотивированные мотивы выбора. Это, в свою очередь, позволяет уточнить связь личности с объективными ценностями.

Основными видами профессионального отношения подростков являются: установка на профессионального консультанта. Для конкретной конкретной задачи профессионального выбора, для профессиональной задачи в целом.

Таким образом, профориентация направлена ​​на формирование у студентов готовности к профессиональному самоопределению, активизации внутренних ресурсов, чтобы, присоединившись к профессиональной деятельности, человек мог полностью реализовать себя в ней.

Учет возрастных и психофизиологических особенностей студентов при профориентации

Чтобы улучшить профориентацию в школе, вы должны иметь информацию о влиянии профориентации на ученика, как он использовал рекомендации школы и семьи, насколько эти рекомендации были правильными.

Профориентационная работа может быть разделена на фазы, соответствующие уровню развития ребенка и определяемые не только общими целями профориентации, но и динамикой профориентации самого студента:

  • подготовительный этап (ранняя профориентация) - начинается в детском саду и продолжается до 4 класса. В течение этого периода, в рамках профориентационной работы, учится студент, ему прививают интерес и любовь к работе. Это может быть достигнуто путем вовлечения детей в различные виды игровой и учебной деятельности.
  • этап формирования - период, когда ученик действительно заинтересован в выборе профессии (5–9 классы). С помощью специальных мероприятий в школе учеников прививают мотивы выбора различных специальностей и профессий;
  • руководящий этап (10-11 классы) - продолжается формирование мотивов выбора профессии среди учащихся, которые все еще сомневаются в выборе профессии;
  • этап консолидации - период после выбора студентом профессии. Целью данного этапа является продолжение формирования профессиональных интересов, создание условий для реализации студенческого выбора, адаптации в профессиональной среде.

Рассмотрим циклограмму психологической поддержки студентов с учетом возрастных и психофизиологических особенностей.

Особенности профориентационной работы с учениками начальных классов

Целью мероприятия является формирование у учащихся младшего возраста первичного ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; Развитие интереса к образовательной деятельности основано на возможной практической вовлеченности в ее различные виды (социальные, трудовые, игровые, исследовательские).

Профориентация в начальной школе довольно специфична. Особенность заключается в том, что в 1-4 классах цель не сводить детей к выбору конкретной профессии. Главное - заинтересовать детей, развить мотивацию к учебе и работе, то есть развить внутренние психологические ресурсы личности учащихся: трудолюбие, познание, решительность, настойчивость в достижении целей, бережливость. Таким образом, в начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие учащихся, важно дать им представление о разных профессиях, расширить интересы и исходные представления о роли и ценности труда. Им все еще трудно понять некоторые элементы профессиональной деятельности, но в каждой профессии есть область, которая может быть представлена ​​на основе визуальных образов, конкретных жизненных ситуаций, историй, впечатлений работника, приглашенного на урок.

Существуют различные варианты представления материала в доступной для детей форме, в том числе на основе практического участия в его различных формах. Например, самим первоклассникам будет интересно поговорить о том, где работают их родители, чем они занимаются, будет интересно узнать, какие профессии преобладают в городе, а какие - только в сельской местности. Почему они разделены и чем они отличаются. Дети могут знакомиться с сельскохозяйственными профессиями, приобретая первые практические навыки по выращиванию растений.

В 1-4 классах учащиеся знакомятся с миром профессий с помощью таких форм работы, как экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми, участие в проектах «Календарь профессий», «Карнавал профессий», дизайн альбома или портфолио «Люди». разных профессий », конкурсы рисунков, ролевые игры. Первые психологические игры проводятся с учениками 3-4 классов.

Уже в начальной школе детям должна быть предоставлена ​​возможность выбрать собственную образовательную траекторию. Занятия по интересам, учебные группы, обучение по общим эстетическим занятиям могут развить творческие способности учащихся В результате на данном этапе создается определенная визуальная основа, на которой основано дальнейшее развитие профессионального самосознания. Поэтому очень важно создать самую разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы на основе этого материала дети могли более осмысленно анализировать профессиональную сферу и чувствовать себя более уверенно.

На среднем уровне учителям-предметникам и классным учителям необходимо взять эстафету, начатую в начальной школе. Но задача профориентации на этом этапе уже меняется. Это способствует профессиональному самопознанию учащихся 5–9 классов, а именно: исследование и разработка индивидуальных особенностей, склонностей, интересов, подготовка к осознанному выбору профиля обучения в вузе.

Особые возможности для профориентации предоставляют уроки трудового обучения, на которых студенты знакомятся с различными областями работы, воспитанием профессионально важных качеств, изучением личности учащихся и тому подобным. Комплексный подход к профориентации также предусматривает всестороннее изучение личности студента. Это помогает выявить характерные особенности личности учащихся, найти правильные формы и методы для дальнейшей работы с ними. Исследование должно проводиться различными методами, но главное - системно и целенаправленно. Самым распространенным методом изучения школьников является наблюдение, которое имеет конкретную цель, проводится по плану, и его окончательные результаты фиксируются. Также используются диагностические разговоры, которые могут проводиться как индивидуально, так и в группах. Для изучения личности студента вы также можете использовать анализ документов и практических действий студентов.

Студенты должны получать знания об одной и той же профессии в разных классах. В то же время необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и подбирать материал таким образом, чтобы он был понятным и интересным для детей разных возрастов. Теоретическое знакомство с профессиями в вузе осуществляется с помощью професиограмм. Для младших школьников более приемлемый рассказ, беседа, встречи с представителями профессий, просмотр кинолент, фильмов, альбомов, экскурсии. В этом случае учитель (психолог, социальный педагог, социальный работник, консультант по вопросам карьеры) должен не только дать знания о профессии, но и получить обратную связь о том, как они приобретаются детьми. Для этого при повторении переданного материала необходимо включить вопросы, чтобы проверить уровень усвоения студентами профориентационного материала.

Наиболее распространенным методом профориентации в начальных классах является разговор. Важно, чтобы он был логически связан с учебным материалом и проходил при активном участии детей. Для этого студентам сначала могут быть даны простые задания, которые имеют отношение к теме разговора. Разговор о профориентации не является отдельным методом, он используется в сочетании с другими методами профориентации. Например, при ведении разговора о конкретной профессии желательно использовать технические средства (телевидение, киноленты, фильмы).

Важная роль в профориентационной работе принадлежит внешкольным и внешкольным занятиям. Мероприятия организованы интересно, хорошо спланированы работы заинтересованных групп, развивают способности детей, их творческую активность. В процессе внеклассной профориентационной работы происходит расширение, углубление для закрепления основных концепций и идей профориентации; отбор содержания профориентационной деятельности внеурочной деятельности направлен на создание у студентов возможности проявить свою самостоятельность и творческий потенциал в различных сферах деятельности (познавательной, трудовой, художественной, социальной и т. д.); Все виды внеклассной деятельности способствуют активному использованию имеющихся знаний и побуждают студентов приобретать новые знания и навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности.

Экскурсии, которые значительно расширяют кругозор учащихся, их познание мира и более глубоко знакомят детей с различными профессиями, оказывают большое влияние на учащихся начальной школы. Эффективность профориентации во время экскурсий значительно повышается при непосредственном знакомстве студентов с соответствующими специалистами.

Таким образом, учащиеся 1-4 классов все еще далеки от выбора профессии, но при правильном ведении среди них профориентация должна стать основой, на которой в будущем будут развиваться профессиональные интересы и намерения старшеклассников. Поэтому профориентационная работа с младшими школьниками носит специфический характер и отличается от работы со средними и старшими классами. Специфика, в первую очередь, заключается в том, что при работе с начальными классами цель состоит не в том, чтобы напрямую привести учащихся к выбору конкретной профессии, а только в том, чтобы подготовить основу для этого выбора. Детей нужно постепенно вводить в мир профессий. Соответственно, профориентационная работа в младших классах состоит в основном в проведении профессионального образования.

Содержание профориентации в средней школе

На этом возрастном этапе основными задачами профориентации являются воспитание трудолюбия, стимулирование осознанного выбора работы, развитие творческих способностей учащихся, ознакомление их с различными видами профессиональной деятельности. Происходит постепенное усложнение профориентационного материала: например, если в младших классах учащиеся получают общее представление о профессии (название профессии, информация о том, чем занимаются специалисты профессии, условия труда и т. д.) Затем в средних классах эта информация расширяется (можно говорить о значении профессии в обществе, истории ее развития, содержании работы в этой профессии, товарах и т. д.). В средних классах они знакомятся с условиями труда, объемом специальных и общих знаний и навыков, которыми должен овладеть специалист в данной профессии, гигиеническими характеристиками профессии, психофизиологическими требованиями профессии к человеку и система обучения и повышения квалификации персонала по данной профессии. Подростки часто меняют интерес к профессии. Иногда это может происходить в результате влияния некоторых внешних факторов, например, когда учащиеся неправильно понимают содержание труда или перспективы профессии или не объективно оценивают свои возможности, игнорируя их психофизиологические характеристики и переоценить их сильные стороны. Многим студентам нисколько не интересна будущая профессия. Эти аспекты необходимо учитывать при организации профориентационной работы в средних классах.

На этом этапе продолжается работа по профориентации. Эффективной формой обучения являются тематические вечера. В то же время значимы не только сами вечера, но и подготовка к ним, что оказывает большое воспитательное воздействие на студентов, формирует их ответственность и навыки самостоятельной работы.

Основными формами внеклассных и внеклассных мероприятий, которые можно эффективно использовать для достижения карьерных целей, являются массовые формы - вечера, встречи, конференции, встречи, конкурсы, клубы, выставки, олимпиады; групповые формы - разговоры, экскурсии, кружки, секции, факультативы; индивидуальные формы - подготовка рефератов, внеклассное чтение, сбор, подготовка и представление отчетов, самостоятельные занятия. Внеклассная работа со школьниками является стимулирующей. При проведении профориентационной работы на этом этапе важно вызвать познавательный интерес к различным видам деятельности. Студенты продолжают формировать социальные установки, и в то же время фактически начинается профориентация.

Целью мероприятия является развитие у студентов личной заинтересованности в профессиональной деятельности, представления о собственных интересах и возможностях; приобретение начального опыта в различных областях социальной и профессиональной практики: технологии, искусство, медицина, сельское хозяйство, экономика, культура. Этому способствуют учащиеся, выполняющие профессиональные тесты, которые позволяют им соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями профессиональной деятельности человека.

Профориентационная работа в 5–7 классах формирует у школьников развитие личностного самосознания в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, представление собственных интересов и возможностей, помогает приобрести первоначальный опыт работы в различных областях социально-профессиональной практики. : технологии, искусство, медицина, сельское хозяйство, экономика и культура. Работа по профессиональному самоопределению в 5-7 классах может найти свое выражение в деловых играх, профориентации, играх погружения, играх о путешествиях. Эти формы работы позволяют студентам более подробно изучить мир профессий, представиться в этом мире. Конечно, нельзя обойтись без других известных форм профориентации: поездки на предприятия, встречи с успешными людьми, тематические классные часы, оформление углов для поро-ориентации, исследовательские отчеты по различным профессиям, профессиональные тесты, тесты и анкеты. (в том числе Е. А. Климов, В. П. Петров, С. В. Титова). Эффективность профориентации повышается, когда она осуществляется группой квалифицированных работников (учителя, психологи, медицинские и социальные работники и библиотекари, консультанты служб занятости, учителя дополнительного образования).

Цель занятия в 8–9 классах - прояснить просьбу об образовании во время факультативных занятий и других факультативных курсов; групповое и индивидуальное консультирование с целью определения и формирования адекватного решения о выборе профиля обучения; формирование учебного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

Профориентация среди учащихся 8–9 классов направлена ​​на содействие осознанному выбору профиля и, в будущем, выбору профессии. Здесь формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умении адекватно оценивать свои личные способности в соответствии с требованиями выбранной профессии. Студенты изучают профессии, наиболее востребованные на рынке труда, знакомятся с профессиями, требующими повышенной моральной ответственности (сотрудник МВД, спасатель, сотрудник МЧС, здравоохранение, образование). Это, в свою очередь, играет огромную роль в воспитании, самообразовании, формировании личности старшеклассников. Большое внимание уделяется консультационной помощи при выборе профессии, определяется стратегия действий по выработке запасного варианта. Учащиеся занимаются научно-исследовательской деятельностью, делают первые шаги в составлении професиограмм, участвуют в создании базы данных «Алфавит профессий».

В среднем студентам предоставляется возможность пройти предварительное обучение. Студенты имеют право выбирать факультативные занятия и курсы по выбору. На этом этапе целесообразно привлекать образовательные учреждения в прилегающих районах. Это так называемое сетевое взаимодействие призвано помочь расширить профессиональные горизонты учащихся, способствовать личному самоопределению и повысить социальную зрелость подростков при выборе профессии, увеличить статус узконаправленных специальностей. От сетевого взаимодействия мы ожидаем создания условий для формирования учебного плана для получения выбранной (выбранной) профессии. В то же время необходима ориентация на выбор и развитие не одной, а нескольких профессий (в том числе сочетание профессий высшего, среднего и начального образования в одном лице). Это значительно расширит возможности трудоустройства на рынке труда конкретного человека и повысит качество человеческих ресурсов на уровне региона и страны.

Таким образом, в вузе происходит постепенное знакомство студентов с профессограммами. Следует иметь в виду, что отношение подростков к определенному виду профессиональной деятельности часто зависит от того, как они относятся к конкретному человеку - представителю данной профессии. Поэтому особое внимание следует уделить тому, какие специалисты привлекаются к работе со студентами в рамках профориентации.

Профориентационная работа со старшеклассниками

Старшеклассникам необходимо расширять, углублять и систематизировать знания о профессии, приобретенные в процессе учебной деятельности. В связи с этим основными направлениями профориентационной работы со студентами являются: профессиональное образование, профессиональное образование, профессиональная диагностика и профессиональное консультирование студентов. Содержание профессионального образования включает в себя формирование и развитие устойчивых профессиональных интересов профессии у студентов. В этом случае отдельные формы работы со старшеклассниками имеют особое значение. Споры являются эффективной формой профессионального образования в вузе. Они могут быть организованы с учениками одного, нескольких параллельных классов или в масштабе всей школы. Учитель должен обеспечить умелое и тактическое руководство в ходе дискуссии, направить мысли учащихся так, чтобы они сами пришли к правильному выводу. Одним из компонентов профориентации старшеклассников является профессиональная консультация, которая дополняется индивидуальными психологическими и медицинскими консультациями, поскольку ученики старших классов часто испытывают колебания в выборе профессии, связанные с недооценкой себя и неуверенностью в правильности выбора.

Большое значение для определения содержания профориентационной работы имеет уровень профессиональной направленности студентов. Чтобы определить это, проводится опрос.

Существуют высокий, средний и низкий уровень профессиональной направленности студентов:

  • высокий уровень профессиональной ориентации - общие и профессиональные интересы широки, информативны и устойчивы; разработана система значимых ценностных ориентаций, которые характеризуются глубоким пониманием значения профессии как для отдельного человека, так и для всего общества;
  • средний уровень - общие и профессиональные интересы устойчивы, но не всегда сочетаются с интересами в будущей профессиональной деятельности; другие интересы ограничены; ценностные ориентации выражаются позитивным отношением к исполнению профессиональных обязанностей, добросовестным исполнением обязанностей;
  • низкий уровень - общие и профессиональные интересы четко не выражены; нет никакой комбинации с интересом к будущей профессиональной деятельности.

На этом возрастном этапе основными задачами профориентации является проверка собственных сильных сторон студентов в конкретном виде профессиональной деятельности, дальнейшее формирование профессиональных интересов и склонностей студентов. Для этого этапа характерна занятость школьников в различных кружках, кружках и факультативах.

Основными формами и методами проведения занятий по профориентации является школьная лекция, урок разговорной речи, экскурсия, семинары и практическая работа. Метод лекционных занятий используется в основном при изучении психологического материала и общих вопросов обучения. Для интенсификации занятий и привлечения старшеклассников к обсуждению вопросов вы можете использовать расширенный разговор. Семинары и споры, посвященные решению основных вопросов профессионального самоопределения молодежи.

Внеклассная работа по профориентации старшеклассников осуществляется по следующим направлениям:

  • привить любовь к работе, формирование позитивного профессионального отношения;
  • формирование и развитие устойчивых профессиональных интересов и наклонностей;
  • выбор специальности, профессии и способов освоения.

Целью мероприятия является формирование у студентов осознанного отношения к непрерывному образованию как к условию успешной профессиональной и социальной деятельности; формирование готовности и умения делать осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; формирование отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, социальных, государственных, национальных проблем.

Используются различные формы работы со старшеклассниками: беседы, консультации по выбору профиля обучения, информирование о способах получения желаемого образования, требования к профессии для человека, заработная плата. Продолжается работа по созданию професиограмм, отражающих психофизические характеристики профессий, расширению базы данных образовательных учреждений и редких профессий.

Таким образом, этап профориентации в старшей школе является наиболее ответственным и направлен на оказание помощи старшеклассникам в их профессиональном самоопределении. Проводятся экскурсии в профессиональные образовательные организации (мастер-классы, профессиональные тесты, презентации и конкурсы профессионального мастерства и др.). В этот период более широкое распространение получили консультации среди учащихся и их родителей.

Вывод:

В результате изучения возрастных, психофизиологических характеристик учащихся разных возрастов в контексте профориентации можно сделать следующие выводы:

  • На разных возрастных этапах профессиональное самоопределение учащихся выражается в разной степени. В связи с этим в профессиональной ориентации школьников опора на ведущий вид деятельности в соответствии с возрастными характеристиками учащихся дает возможность последовательно и целенаправленно регулировать процесс их профессионального самоопределения;
  • при организации и проведении профориентационной работы необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Учитывая психологические и возрастные особенности школьников, рекомендуется, чтобы определенные этапы и содержание внеклассных занятий (в свободное время) сопровождались профессиональным самоопределением учащихся;
  • в современном обществе профориентация имеет большой потенциал в построении профориентации с использованием различных методов и техник: мини-лекции по содержанию профессии, проективные приемы, игры по профориентации, беседы с приглашенными экспертами, поездки на предприятия, проектирование угол профессии в классе.

Таким образом, работа по поддержке профессионального самоопределения учащихся в образовательной организации происходит в 4 этапа. Каждый этап расширяется, углубляется, дополняет следующий. Если система работает бесперебойно, то на выходе из стен школы мы получаем востребованного студента, мотивированного образованием и самообразованием, подготовленного к осознанному выбору профессии и ориентированного на мир профессий, готового строить личная профессиональная перспектива и планы, которые понимают важность профессиональной деятельности человека в интересах устойчивого развития общества и природы.