Учет НДС при экспортных операциях

Предмет: Бухгалтерский учёт
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по бухгалтерскому учёту:

 

Много готовых курсовых работ по бухгалтерскому учёту

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Учет заработной платы в бюджетной сфере
Особенности учета НДС в строительстве
Учет НДС при импортных операциях - особенности и проблемы
Учет НДС в строительстве


Введение:

Основными источниками доходов бюджета являются: налоговые и неналоговые доходы. Кроме того, налоговые поступления составляют основную часть доходов бюджета во многих странах мира.

В России роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета очень велика. Важнейшим налогом является налог на добавленную стоимость, так как этот налог долгие годы занимал ведущее место в структуре доходов консолидированного бюджета нашей страны.

Актуальность темы данной курсовой работы связана, прежде всего, с основными функциями налога на добавленную стоимость и его ролью в экономике Российской Федерации. В дополнение к тому факту, что НДС имеет большое значение с точки зрения его фискальной функции, этот налог также используется для регулирования финансовой и экономической жизни страны.

Налог на добавленную стоимость занимает очень важное место в современной системе налогообложения. Однако, несмотря на то, что этому налогу уделяется достаточно много внимания, в нормативную базу, регулирующую налоговые отношения, вносятся постоянные изменения, все еще остается много спорных вопросов, что подтверждается многочисленными арбитражными практиками. Многие проблемы также возникают в связи с несовершенством законодательной базы и налоговой культуры, которые позволяют уклоняться от уплаты налога на добавленную стоимость или производить незаконные возвраты.

Что касается вопроса исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при экспорте, импорте товаров, работ, услуг, следует отметить, что введение главы 21 Налогового кодекса стало огромным шагом на пути к совершенствованию налоговой системы в России. Действительно, до введения ранее согласованной главы правовые отношения в области налогообложения внешнеэкономической деятельности в основном регулировались Законом Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость», который охватывал только основные положения, тогда как гораздо больше внимания уделялось должны быть оплачены до деталей.

Объектом данного исследования являются социальные отношения, возникающие между участниками налогового процесса.

Предметом данного исследования является процесс исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при экспорте, импорте товаров, работ, услуг.

Целью данной работы является анализ принципов и практики исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при экспорте, импорте товаров, работ и услуг.

Мы можем выделить следующие задачи данной курсовой работы:

  • Рассмотрение роли НДС и его функций, характера, развития и формирования этого налога, а также международных принципов взимания и исчисления НДС, используемых в Российской Федерации и странах Европейского Союза;
  • Анализ проблем, связанных с недобросовестностью налогоплательщиков, явлением, называемым «ложный экспорт», то есть незаконным возвратом НДС, и незаконными претензиями налоговых органов;
  • Предложение путей совершенствования налоговой системы Российской Федерации, предложенное как Министерством финансов Российской Федерации, так и ведущими экономистами, а также внесение предложений на основе исследований, проведенных в рамках данной курсовой работы.

В рамках данного исследования анализируется порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость для экспортных и импортных операций и выявляются недостатки в законодательной базе, регулирующей эти правоотношения.

Сущность налога на добавленную стоимость

Понятие налога на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость - федеральный налог, взимаемый на всей территории Российской Федерации, который формирует федеральный бюджет и является обязательным для всех участников рынка, за исключением тех, которые освобождены и освобождены от особых групп.

Основным законодательным актом, регулирующим налогообложение добавленной стоимости, является Налоговый кодекс Российской Федерации, в частности его 21 глава. Налог на добавленную стоимость регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации с 2002 года.

В российском законодательстве налог на добавленную стоимость является формой изъятия в бюджет части добавленной стоимости, созданной на всех этапах производства и определяемой как разница между стоимостью проданных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат. распределяются на издержки производства и распределения.

Налог на добавленную стоимость распространяется на все этапы производства и реализации продукции, включая этап розничной торговли. Однако это совсем не обязательно.

Налог на добавленную стоимость на этапе оптовой торговли является промежуточным этапом его распределения на последующие этапы движения товаров. Налог на добавленную стоимость в производстве и импорте является наиболее распространенным явлением, позволяющим развивающейся экономике взимать аналог на основе увеличения стоимости и помогать торговому сектору адаптироваться к компенсационной системе. Поскольку в большинстве случаев малые предприятия освобождены от налога, налог на добавленную стоимость становится налогом в основном на импорт и крупный бизнес в промышленности.

Каждый продавец является сборщиком налога на добавленную стоимость на протяжении всей цепочки движения товаров до момента акта продажи (налог на добавленную стоимость добавляется к цене продажи товара, но указывается отдельно). Из выручки он вычитает налог на добавленную стоимость, который был уплачен при покупке товара. Разница между этими налогами выплачивается государству. Смысл компенсации (зачета) налога на добавленную стоимость состоит в том, что на каждом этапе производства облагается этой суммой заработная плата, проценты, рента, прибыль и другие факторы производства.

Продавец не несет никакого экономического бремени при покупке товаров для своей продукции, так как он получает возмещение от государства за любую сумму налога, уплаченную им поставщикам (система зачета).

Смысл этого механизма заключается в том, чтобы переложить налог на конечного пользователя. Последний платит этот налог в виде части окончательной цены продажи продукта или услуги и не может его компенсировать. Таким образом, налог на добавленную стоимость является налогом на потребление, бремя которого несет конечный пользователь.

В отличие от других видов налога на добавленную стоимость, налог на добавленную стоимость позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производства и распределения. В то же время конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.

Как уже упоминалось, базой исчисления налога является налогооблагаемый оборот, который представляет собой стоимость реализованных товаров (работ, услуг), рассчитанную на основе следующих цен: свободные (рыночные) цены и тарифы без учета в них налога на добавленную стоимость; регулируемые государством оптовые цены и тарифы без учета в них налога на добавленную стоимость; розничные цены, регулируемые государством (за вычетом торговых скидок, где это уместно) и тарифы, включая налог на добавленную стоимость.

Свободные рыночные цены формируются исходя из затрат, связанных с производством и реализацией продукции, и прибыли, с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств товаров (работ, услуг). Предприятия продают товары (работы, услуги) по ценам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость, рассчитанную по установленной ставке (18%, 10% или 0%). В своей окончательной форме свободная (рыночная) цена продажи включает общую стоимость (затраты на производство и распределение) этих товаров (работ, услуг); прибыль, акцизы (для подакцизных товаров) и налог на добавленную стоимость.

Основной функцией налога на добавленную стоимость является фискальный (распределительный), т. е. основной целью этого налога является осуществление формирования финансовых ресурсов государства (в среднем налог на добавленную стоимость составляет 13,5% бюджетов стран, в которых он находится приложенный).

В то же время ряд свойств характерен для налога на добавленную стоимость:

  • фискальный - как было сказано, пополнение государственной казны;
  • регулирование через налоговый механизм;
  • стимулирование, осуществляемое через систему льгот и преференций.

История НДС, его сущность и роль в налоговой системе Российской Федерации

Налог на добавленную стоимость является наиболее важным косвенным налогом на потребление. НДС - это многоступенчатый косвенный налог, взимаемый на каждом этапе движения товаров (услуг), начиная с первого производственного цикла и заканчивая продажей товаров потребителю.

Налогообложение по этому налогу распространяется как на товарооборот на внутреннем рынке, так и на оборот, который развивается при осуществлении внешнеэкономической деятельности России со странами ближнего и дальнего зарубежья. НДС, являющийся косвенным налогом, включается в виде надбавки в цену товара, а также в тариф за работу или услуги и оплачивается потребителем. Владелец товаров, работ или услуг при их продаже получает от покупателя одновременно цену и суммы налога, которые затем передаются государству. Поэтому косвенные налоги часто называют налогами на потребление. Таким образом, косвенные налоги предназначены для передачи реального налогового бремени конечному потребителю. Субъектом НДС является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога - потребителем данного товара (работы или услуги).

Несмотря на то, что НДС активно используется при реализации фискальной политики, он также имеет определенные стимулирующие функции. Так, в европейских странах средства, вложенные в основные средства, освобождаются от налогов, банки, финансовые учреждения, учебные заведения, врачи и юристы, люди, которые арендуют жилье, не платят налоги. За этим была усилена характеристика самого «нейтрального» налога.

Правительства многих зарубежных стран пытаются покрыть дефицит бюджета, в первую очередь из-за увеличения доходов от НДС, поскольку увеличение прогрессивного характера налогообложения доходов, которое практиковалось в прошлом в таких случаях, отрицательно сказалось на процессе накопления и деловая активность в целом.

Кроме того, налог взимается еще в 35 странах Азии, Африки и Латинской Америки. Этот тип косвенного налогообложения еще не действует в Канаде, США, Австралии и Швейцарии. Значительный разброс НДС обусловлен многочисленными преимуществами этого налога по сравнению с другими.

Налог на добавленную стоимость взимается с доходов от конечного потребления.

Однако доходы, расходуемые на накопление и инвестиции, освобождаются от налога, что косвенно стимулирует эти процессы. Преимущество НДС состоит в том, что он позволяет значительно увеличить государственные доходы от доходов, расходуемых на потребление, поскольку он имеет более широкую налоговую базу, чем другие налоги. В то же время этот налог в определенной степени стимулирует расширение производства экспортируемых товаров, поскольку при продаже продукции за границу применяется минимально возможная ставка НДС в размере 0%.

НДС, в отличие от других видов косвенных налогов и налогов с продаж, позволяет государству получать часть дохода на каждом этапе цикла производства и распределения. В то же время конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.

Налог на добавленную стоимость для государства является чрезвычайно привлекательным налогом, поскольку он зависит от оборота (объема продаж) и не зависит от эффективности предприятия, от прибыльности или убыточности, от наличия и стоимости имущества, от того, что Заработную плату рабочие получают и получают ли она вообще. Если предприятие осуществляет хоть какую-то деятельность, оно создает добавленную стоимость и должно платить этот налог. В связи с этим фискальная функция налога на добавленную стоимость очень велика.

Косвенные налоги являются простейшими для государства с точки зрения их сбора, но также довольно сложными для налогоплательщика с точки зрения сокрытия от их уплаты.

Налогообложение добавленной стоимости является одной из важнейших форм косвенного налогообложения. НДС составляет около 80% всех косвенных налогов во Франции, более 50% в Великобритании и Германии. В то же время поступления НДС в бюджеты развитых стран постоянно растут. Доля НДС в структуре налоговых поступлений многих стран также велика. Например, во Франции НДС составляет 46%. Однако НДС с его довольно высокими ставками и широкой налоговой базой значительно ограничивает платежеспособный спрос. Это свойство НДС эффективно используется в экономиках развитых европейских стран. Когда происходит перепроизводство каких-либо товаров, ставка увеличивается с целью сокращения их производства. В Российской Федерации НДС был введен в январе 1992 года и фактически заменил (вместе с акцизами) прежний налог с продаж и налог с продаж, значительно превосходя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций. Налог с продаж и налог с продаж должны были быть отменены с целью обеспечения согласованности налоговой системы Российской Федерации. В налоговой практике промышленно развитых стран, как правило, одновременно не существует двух одинаковых налогов, поскольку это нарушает экономический смысл налоговых отношений.

Первоначально расчет ставок НДС был направлен на предоставление тех же сумм, которые поступили в бюджет из налога с продаж и налога с продаж (в версии, существовавшей в 1994 году). К сожалению, не было научно обоснованных расчетов элементов налоговой базы, экономических возможностей для налогоплательщиков, потребностей бюджета, взаимосвязи между различными типами налогов и общей суммой потребностей бюджета. Масштабные научные исследования, появившиеся намного позже практики налогообложения этого налога с продаж товаров (работ, услуг), подтвердили антирыночный характер введенной модели НДС и необходимость ее изменения.

Сбор НДС при пересечении таможенной границы Российской Федерации в настоящее время регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации. К сожалению, есть еще много нерешенных вопросов, о чем свидетельствует арбитражная практика. Однако введение главы 21 стало огромным шагом на пути совершенствования налоговой системы в России в этом направлении, поскольку до этого правовые отношения в сфере налогообложения внешнеэкономической деятельности в основном регулировались Законом Российской Федерации «О стоимости». Налог на добавленную стоимость », который охватывал только основные положения.

В результате можно сделать вывод, что налог на добавленную стоимость является одним из наиболее значительных источников доходов бюджета. Он занимает четвертое место в структуре доходов консолидированного бюджета России в 2012 году. Несмотря на то, что в целом объем поступлений НДС в бюджет достаточно велик, остается много проблем, связанных с недоплатой этого налога. Более того, задолженность по НДС может быть связана не только с недооценкой налоговой базы и незаконным использованием вычетов при ведении хозяйственной деятельности в Российской Федерации, но и при ведении внешнеэкономической деятельности.

Анализ особенностей взимания НДС при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации

Особенности расчета НДС при экспорте

Расчет НДС экспорт-импорт

Согласно статье 97 Таможенного кодекса Российской Федерации (Трудовой кодекс Российской Федерации) и статье 2 Закона Российской Федерации от 13.10.1995 N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешней торговли», экспорт товаров (работы, услуги) понимается как вывоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства реимпорта. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаров таможенной границей Российской Федерации. Отдельные коммерческие операции приравниваются к вывозу товаров без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу (в частности, когда иностранное лицо приобретает товары у русского человека и передает его другому российскому лицу для обработки и последующего вывоза обработанных товаров за рубежом).

Порядок исчисления НДС, в том числе при экспорте товаров, регулируется главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации продажа товаров, работ и услуг на экспорт облагается налогом по ставке 0 процентов. Правда, чтобы применить эту ставку, необходимо предоставить пакет документов, подтверждающих вывоз в налоговую инспекцию. Следует отметить, что речь идет не об освобождении от уплаты НДС во время экспортных операций, а о применении ставки 0 процентов. На первый взгляд может показаться, что это одно и то же - ведь ставка 0 процентов подразумевает, что НДС по экспортным операциям не уплачивается (в конце концов, любая сумма, умноженная на ноль, равна нулю). Однако на самом деле наличие налоговой ставки как таковой - независимо от ее размера - дает организации право на получение налоговых вычетов. Другими словами, экспортирующая организация не взимает ни копейки НДС с иностранного покупателя, но имеет право представить сумму «входного» НДС на сырье, материалы, товары, работы и услуги, связанные с экспортом (например, , транспортные расходы), франшиза.

В соответствии с пунктом 3 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации выручка от реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, полученная в иностранной валюте, переводится в рубли по курсу ЦБ РФ на дату оплаты за отгруженный товар (выполненные работы, оказанные услуги). В иных случаях при определении налоговой базы выручка конвертируется в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации товаров, установленной статьей 167 Налоговый кодекс Российской Федерации.

Как уже отмечалось, для обоснования права применять налоговую ставку 0 процентов к экспортным операциям организация должна представить определенные документы в налоговые органы. Какие из них регулируются статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, согласно пункту 6 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации об экспортных операциях в налоговые органы должна быть подана отдельная налоговая декларация.

Согласно пункту 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации при продаже готовой продукции или товаров на экспорт в налоговую инспекцию необходимо представить следующие документы:

  1. договор (копия договора) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации;
  2. выписка из банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке;
  3. таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, выдавшего товары в режиме экспорта, и пограничного таможенного органа (российского таможенного органа, в регионе, где имеется пункт пропуска, через который товары были вывезены за пределами таможенной территории Российской Федерации);
  4. копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

В некоторых ситуациях вышеуказанный пакет документов может быть изменен. Особенности подачи документов в отдельных случаях также прописаны в статье 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Так, при проведении внешнеторговых обменных (бартерных) операций вместо извлечения банка налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (работ, услуг), полученных по этим операциям, в Российскую Федерацию и их капитализацию. При экспорте товаров по трубопроводам или линиям электропередачи копии транспортных или товаросопроводительных документов могут не предоставляться. А в случае вывоза через посредника предусмотрен пакет документов, предусмотренный пунктом 2 статьи 165 Налогового кодекса.

В любом случае этот пакет документов должен быть представлен в налоговую инспекцию не позднее 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта. Этот срок установлен в пункте 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Более того, в соответствии с пунктом 9 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации моментом определения налоговой базы для экспортных операций считается последний день месяца, в который собирается полный пакет документов.

Указанный пакет документов в соответствии с пунктом 10 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации должен быть представлен в налоговую инспекцию вместе с налоговой декларацией - а это отдельная налоговая декларация по НДС по ставке 0 процентов. Другими словами, если организация продает товары или товары как в России, так и на экспорт, она представляет две отдельные декларации. Формы деклараций и порядок их заполнения в настоящее время утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 ноября 2006 г. N 136н.

Срок подачи декларации по НДС по ставке 0 процентов - ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Особенности расчета НДС при импорте

Под импортом понимается ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию Российской Федерации из-за рубежа без обязательства реэкспорта. Факт ввоза фиксируется в тот момент, когда товары пересекают таможенную границу Российской Федерации, получают услуги и права на результаты интеллектуальной деятельности (см. Федеральный закон «О государственном регулировании внешней торговли»).

Порядок исчисления и уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, особенности и исключения в налогообложении при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации регулируются соответствующими статьями Налогового кодекса Российской Федерации. Федерация, Инструкция Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 07.02.2001 N 131 «О порядке применения налогов таможенными органами Российской Федерации добавленной стоимости в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации», а также а также Методические рекомендации «О порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации», утвержденные Государственным таможенным комитетом России от 19.02.2000 № 01-06 / 36951.

Как и при исчислении акцизов, особенности налогообложения импортируемых товаров налогом на добавленную стоимость зависят от выбранного таможенного режима, согласно пункту 1 статьи 151 Налогового кодекса Российской Федерации:

  1. при выпуске в свободное обращение НДС уплачивается в полном объеме;
  2. при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщик уплачивает сумму налога, от которой он был освобожден, или сумму, которая была ему возвращена в связи с вывозом товаров в соответствии с Налоговым кодексом, в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации;
  3. когда товары помещены под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства, движение поставок НДС не оплачивается;
  4. при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории НДС не уплачивается при вывозе обработанной продукции с таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока;
  5. при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза полное или частичное освобождение от уплаты НДС применяется в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации;
  6. при ввозе продуктов переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории, применяется полное или частичное освобождение от уплаты НДС в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации;
  7. при помещении товаров под таможенный режим переработки для внутреннего потребления НДС уплачивается в полном объеме.

Налоговая база по НДС определяется отдельно для каждой группы товаров одного наименования, вида и марки, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. Кроме того, в случае если в составе партии товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, присутствуют как подакцизные, так и не подакцизные товары, налоговая база определяется отдельно для каждой группы этих товаров. Налоговая база определяется аналогичным образом, если партия товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, содержит продукты переработки товаров, ранее вывезенных с таможенной территории Российской Федерации для переработки за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Если в соответствии с международным договором Российской Федерации таможенный контроль и таможенное оформление товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, отменяются, налоговая база определяется как сумма стоимости приобретенных товаров, включая стоимость доставки этих товаров. до границы Российской Федерации и акцизы, подлежащие уплате (за подакцизные товары).

В соответствии с пунктом 1 статьи 174 и статьей 177 Налогового кодекса Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством, а именно: в соответствии с пунктом 1 статьи 329 Таможенного кодекса Российской Федерации - не позднее 15 дней со дня представления товаров таможенному органу по месту их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или из дата завершения внутреннего таможенного транзита, если товары заявлены за пределами места их прибытия.

Согласно пункту 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяются налоговые ставки 18% и 10% в соответствии с общепринятыми требованиями, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 164 Налогового кодекса.

Порядок формирования налоговой базы по НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации предусмотрен статьей 160 Налогового кодекса Российской Федерации.

В целом, налоговая база определяется как сумма:

  1. таможенная стоимость ввозимых товаров;
  2. подлежащая уплате таможенная пошлина;
  3. подлежащие уплате акцизы (на подакцизные товары).

При освобождении от уплаты таможенных пошлин или акцизов условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов не включаются в налоговую базу для исчисления НДС.

В случае освобождения от НДС для целей бухгалтерского учета условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов включаются в налоговую базу для целей налогообложения.

При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, ранее вывезенных из нее для переработки за пределами таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки за пределами таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки.

Вывод:

В данной курсовой работе был рассмотрен один из основных элементов налоговой системы России - налог на добавленную стоимость. Следует сказать, что этот налог является одним из важнейших источников получения доходов консолидированного и федерального бюджетов. На протяжении многих лет налог на добавленную стоимость является лидером в структуре доходов консолидированного бюджета нашей страны. Несмотря на то, что в целом объем поступлений налога на добавленную стоимость в бюджет достаточно велик, остается много проблем, связанных с недоплатой этого налога. Кроме того, задолженность по налогу на добавленную стоимость может быть связана не только с занижением налоговой базы и незаконным применением вычетов при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации, но и при осуществлении внешнеэкономической деятельности. В мире существует два принципа, согласно которым налог на добавленную стоимость может взиматься при перемещении товаров через таможенную границу: принцип страны происхождения товаров или услуг и принцип страны назначения.

Как известно, продажа товаров, вывозимых из России в таможенном режиме экспорта, облагается НДС по ставке 0% (пункт 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации). В целом, для подтверждения правомерности применения ставки 0% для экспортных операций соответствующие документы должны быть представлены в налоговые органы, перечень которых предусмотрен в статье 165 Налогового кодекса Российской Федерации в пределах 180 дней со дня выпуска товаров таможенными органами.

Если говорить о ввозе товаров на территорию Российской Федерации, следует отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации, ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации облагается НДС.

Порядок исчисления и уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации определяется не только главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, но и положениями Таможенного кодекса. Таможенного союза (ТС ТС) и зависит от таможенного режима, при котором они будут помещены ввозимые товары.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 151 Налогового кодекса Российской Федерации, при выпуске товаров в свободное обращение НДС уплачивается в полном объеме.

Налоговая база по НДС в этом случае определяется как сумма:

  • Таможенная стоимость этих товаров;
  • Уплачивается таможенная пошлина;
  • Акцизы, подлежащие уплате (с подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья).

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяются налоговые ставки, аналогичные тем, которые применяются к таким товарам при их продаже в Российской Федерации (пункт 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации). НДС, уплачиваемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, вычитается на основании таможенных деклараций на ввозимые товары и платежных документов, подтверждающих фактическую уплату этого налога в таможенные органы. В настоящее время существуют достаточно острые проблемы, связанные с механизмом возмещения НДС. Поэтому одним из наиболее важных вопросов в сфере фискальной политики является упорядочение ситуации с возмещением НДС для организаций-экспортеров, которые применяют ставку налога 0%. Более того, важно, чтобы проблема возмещения налогов состояла, главным образом, не в том, был ли фактический экспорт, а в том, были ли возвращенные суммы НДС уплачены в бюджет и поступила ли эта сумма налога в бюджет.

Существует арбитражная практика, доказывающая, что далеко не все налогоплательщики добросовестны. В случае отказа от возмещения НДС возможны несколько различных вариантов аргументации в пользу налогового органа. Прежде всего, налоговый орган может доказать, что представленные экспортером документы не соответствуют требованиям ст. 165 НК РФ (например, выписка не подтверждает получение денежных средств от иностранного покупателя), и поэтому он не имеет права применять ставку 0%. Кроме того, при определении суммы возмещения налоговый орган может ссылаться на нарушения при покупке товаров (неправильная подготовка счетов-фактур, неправильная разноска товаров и т. д.). В этом случае может применяться ставка 0%, но входной НДС в любом случае не возвращается.

Если выясняется, что все документы от экспортера формально находятся в порядке, но факты указывают на наличие «ложного экспорта», у налогового органа фактически есть два варианта аргументации. Во-первых, могут быть ссылки на недобросовестность налогоплательщика и (или) злоупотребление правом. Во-вторых, налоговый орган может сделать заявление о фальсификации доказательств.

С другой стороны, налоговый орган может воспользоваться процессуальной возможностью, предусмотренной ст. 161 АПК РФ, объявляющих фальсификацию доказательств. Действительно, поскольку перечень документов установлен ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации, он предназначен специально для подтверждения фактов экспорта и получения экспортной выручки, в случае «ложного экспорта» некоторые документы неизбежно будут подделаны. Согласно АПК РФ, суд, объяснив уголовно-правовые последствия такого заявления, либо исключает спорный документ из рассмотрения с согласия налогоплательщика, либо проверяет обоснованность заявления о фальсификации, назначая экспертизу, если необходимо и т. д. Если один из документов, требуемых Налоговым кодексом для возврата налога, исключен из рассмотрения (добровольно или из-за доказанной фальсификации), дело, конечно, не будет принято в пользу налогоплательщика.

Однако, к сожалению, добросовестному налогоплательщику нелегко получить право на возмещение налога на добавленную стоимость. Похоже, что для получения права на компенсацию необходимо только представить в налоговый орган надлежащим образом оформленные документы согласно перечню ст. 165 Налогового кодекса. В этом случае судебная практика допускает некоторые отклонения от буквального прочтения списка, если они не препятствуют установлению факта экспорта и получению экспортной выручки. Право на возврат не зависит от уплаты налога поставщиками экспортера. Некоторые налоговые органы могут рассмотреть любые отклонения от перечня, указанного в ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации, основание для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость. В этом случае налогоплательщик может отстаивать свою позицию в суде.

В рамках данного исследования были разработаны предложения по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации, которые связаны с тем, что одной из наиболее известных схем уклонения от уплаты налогов является создание однодневных фирм, которые продают свои товары экспортные организации. Более того, фирмы-однодневки не перечисляли полученные суммы НДС в бюджет, а сами экспортеры вполне законно получили право вычитать суммы НДС, уплаченные ими поставщику.

Итак, с каждым годом становится все более очевидной необходимость внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Действительно, в настоящее время арбитражная практика демонстрирует очевидные недостатки своих отдельных положений. Кроме того, требуются не только технические изменения, связанные с гармонизацией нормативных правовых актов, но и более существенные, что позволит избежать неверного толкования норм Налогового кодекса Российской Федерации и, соответственно, сократить количество судебные процессы. Изменения в законодательстве также требуются таким образом, чтобы снизить уровень уклонения от уплаты налогов и незаконного возмещения.