Учет налогов – особенности и проблемы исчисления

Предмет: Бухгалтерский учёт
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по бухгалтерскому учёту:

 

Много готовых курсовых работ по бухгалтерскому учёту

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Значение Реформации баланса
Влияние учетной политики организации на ее финансовые результаты
Особенности учета при Упрощенной системе налогообложения, и др. виды налогов
Состав Бухгалтерской финансовой отчетности


Введение:

Сбор налогов является древнейшей функцией и одним из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с делением общества на классы и появлением государственности, как взносы граждан, необходимые для поддержания государственной власти. В истории развития общества ни одно государство не могло обойтись без налогов, потому что для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему нужна определенная сумма денег, которую можно собрать только за счет налогов. Исходя из этого, минимальная налоговая нагрузка определяется суммой расходов государства на выполнение его минимальных функций: администрации, обороны, суда, правоохранительных органов - чем больше функций у государства, тем больше оно должно собирать налоги.

Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования как национальной экономики, так и международных экономических отношений. Этому способствуют процессы глобализации и растущая взаимосвязь экономик различных стран, развитие интеграционных процессов на микро и макроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран из закрытых национальных экономик в открытую экономику. В связи с этим важнейшим условием функционирования открытой экономики является разработка эффективной налоговой стратегии, обеспечивающей равную защиту отечественных производителей и благоприятный налоговый климат для иностранных инвесторов.

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный период к рынку налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономика. Эффективное функционирование всей национальной экономики зависит от того, насколько хорошо построена налоговая система. Именно налоговая система сегодня оказалась, пожалуй, основным предметом дискуссий о путях и методах реформ, а также резкой критики.

Таким образом, в настоящее время вопрос правильного учета для целей исчисления налогов и сборов является очень важным, поскольку существующий механизм налогообложения для предприятий состоит из очень многочисленной и довольно сложной системы налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетных платежей. бюджетных средств, что вызывает определенные трудности у специалистов бухгалтерской службы. Законом, руководствами, инструкциями установлены сроки уплаты налогов, порядок отчетности в налоговую инспекцию и соответствующие органы, нарушение которых влечет за собой введение серьезных финансовых санкций. В этом случае ошибки в налоговых расчетах возникают в основном из-за недостаточно грамотной работы специалистов бухгалтерского и финансового служб предприятия. По некоторым оценкам, 75% ошибок происходят из-за низкой организации бухгалтерского учета, и только остальные являются результатом несовершенного законодательства. В связи с этим ведение расчетов с бюджетом является очень ответственной областью бухгалтерского учета. Следует также иметь в виду, что методы учета, которые формируют оценку активов, признание выручки от продаж и списания, напрямую связаны с налогообложением предприятия и его финансовым положением. Варьируя методологию бухгалтерского учета в степени, разрешенной законодательством, можно разработать наиболее удобный способ учета с целью экономии налогов, наличие и значение которого зависят от правильности учета для целей налогообложения. Это определяет актуальность выбранной темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является рассмотрение порядка учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

Достижение этой цели требует последовательного решения следующих задач:

  • Рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
  • Изучить организацию бухгалтерского учета для расчетов по налогам и сборам;
  • Определить основные направления совершенствования учета расчетов с бюджетом.

Теоретической основой курсовой работы являются нормативные правовые акты Республики Беларусь, интернет-источники и учебные пособия по бухгалтерскому учету.

Исследование проведено на примере Полоцкого районного потребительского общества.

Налоговая система Республики Беларусь

Налоги, основные понятия, принципы и функции

Любое государство может существовать только при наличии определенной материальной и финансовой базы. Налог - это платеж, связанный с государством. Чтобы уточнить экономическое содержание налога, необходимо учитывать его особенности. Налог - сложное многогранное явление, являющееся материальной, экономической и юридической категорией.

Налогообложение - это процесс установления и сбора налогов в стране, определение суммы налогов и их ставок, а также порядок уплаты налогов и круг юридических и физических лиц, облагаемых налогом.

В материальном смысле налог - это определенная сумма денег, которая должна быть переведена в государство налогоплательщиком в указанное время определенным образом. В юридическом смысле это правительственный указ, в соответствии с которым лицо обязано переводить в штат денежные суммы в определенных суммах в течение определенного времени в установленном порядке.

Под государственной налоговой системой понимается совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных на ее территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, методов, форм и методов их применения. коллекция.

Экономическое понимание налога включает в себя следующие особенности:

  1. налог выражает распределение совокупного общественного продукта в пользу государства;
  2. налог, как признак, наличными;
  3. Налог не подлежит возврату;
  4. уплата налога не эквивалентна;
  5. при уплате налога происходит смена форм собственности;
  6. Налог создает стабильные экономические отношения.

Правовые признаки:

  • Налог устанавливается только государством в лице установленного органа;
  • может существовать только в правовой форме;
  • Установление налога порождает финансовое обязательство для налогоплательщика;
  • Налог является обязательным;
  • арест, осуществленный путем оплаты, является законным.

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь обязательный индивидуальный безвозмездный платеж взимается как налог с организаций и физических лиц в форме отчуждения их денежных средств в республиканский и (или) местный бюджеты.

Взыскание (пошлина) в соответствии с Налоговым кодексом признается обязательным платежом в республиканский и (или) местный бюджеты, взимаемым с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий выполнения в отношении их государства органы, в том числе местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, другие уполномоченные организации и должностные лица, юридически значимые действия, в том числе предоставление определенных прав или выдача специальных разрешений (лицензий), или в связи с перемещением товаров через таможню граница Республики Беларусь.

Субъектом налога является юридическое или физическое лицо, которое согласно законодательству государства обязано уплачивать налог.

Объект налога - объект, действие или явление (доход, имущество, товары, добавленная стоимость, передача или продажа имущества и т. д.), которые в соответствии с законодательством подлежат налогообложению.

В зависимости от критерия, принятого за основу, налоги можно разделить на различные классификационные группы:

  • прямой и косвенный:

Прямой налог - налог на имущество физических лиц или доходы физических и юридических лиц. Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов плательщика. Конечный плательщик является владельцем имущества или дохода.

Косвенный налог - это налог, который включается в цену товара, который увеличивает размер этой цены и в конечном итоге уменьшает доход конечных плательщиков. Таким образом, налогоплательщики только перечисляют косвенные налоги в бюджет, но фактически они оплачиваются потребителями товаров.

  • республиканские и местные налоги:

Республиканские налоги устанавливаются высшим органом государственной власти и действуют на всей территории Республики Беларусь. За счет республиканских налогов и сборов могут формироваться доходы как республиканского, так и местных бюджетов.

Местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов и обязательны для уплаты на соответствующих территориях. Местные налоги и сборы являются фиксированным доходом местных бюджетов.

  • фиксированные и регулирующие налоги:

Назначенные налоги - это налоги, которые выплачиваются в полном объеме фиксированной доле на постоянной или долгосрочной основе в соответствующий бюджет, для которого они назначены.

Нормативные налоги - налоги, используемые для регулирования доходов нижестоящих бюджетов в виде процентных вычетов из налогов по ставкам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.

  • общие и целевые:

Общие налоги - налоги, которые обезличиваются и поступают в единую государственную казну. Они предназначены для национальных мероприятий.

Специальные целевые налоги - это налоги, которые имеют строго определенную цель и обычно образуют внебюджетные фонды (пенсии, социальное страхование и т. д.).

Налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность налогов, сборов и пошлин, предусмотренных налоговым законодательством, принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, установления прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и др. Стороны отношений регулируются налоговым законодательством, а также формами и методами налогового контроля и несут ответственность за нарушение налогового законодательства. Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс.

Основными принципами налогообложения в Республике Беларусь являются:

  • Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), за которые это лицо признается плательщиком.
  • Никто не может быть обязан уплачивать налоги, сборы или любые другие взносы и платежи, установленные настоящим Кодексом, а также другие платежи и платежи, не предусмотренные Налоговым кодексом.
  • Налогообложение в Республике Беларусь основано на признании универсальности и равенства.
  • Не допускается устанавливать налоги, сборы и льготы по их уплате, наносящие ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушая общее экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивая свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых ресурсов на территории Республики Беларусь.
  • Разрешается устанавливать особые виды таможенных пошлин или дифференцированные ставки таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с Налоговым кодексом и таможенным законодательством.

Принцип равенства и справедливости налогов тесно связан с принципами их определенности, однозначности и простоты уплаты. Налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы добросовестный налогоплательщик мог свободно ориентироваться в ней и быть полностью уверенным в правильности своих действий. Такое доверие дает экономическую свободу и реальные перспективы развития.

Большой недостаток белорусской налоговой системы существует в зависимости от суммы платежей друг от друга. Ошибка в расчете одного из них приводит к цепочке налоговых нарушений по другим платежам и соответствующим финансовым санкциям, которые могут превышать неоплаченную сумму в 5-6 раз и более.

Налоговые законы должны быть прямыми, тогда к ним будут относиться одинаково налогоплательщики и налоговые органы. Многочисленные методические указания, письма, объяснения перегружены ненужными деталями, сбивающими с толку технику, написанную на языке, который трудно понять. Они идут бесконечным потоком через прессу и не всегда вовремя достигают своего адресата.

Сложность налоговых инструкций и их многочисленность привели к тому, что для правильного расчета платежей требуется самая высокая квалификация, которой обладают только некоторые опытные аудиторы. Обычные бухгалтеры не в состоянии освоить весь объем налоговой информации, отслеживать ее изменения и, следовательно, совершать ошибки, чреватые значительными финансовыми потерями для предприятий.

Налоговая система не может быть абсолютно простой, сводится к двум-трем налогам. Подобные проекты были разработаны учеными разных стран и не увенчались успехом. В то же время осложнения должны быть обоснованы реальной необходимостью и приносить ощутимый эффект в бюджет. В противном случае они должны быть оставлены, соразмерными с производительностью труда для выполнения определенных требований.

Установленные формы налоговой отчетности также не совершенны. Они перегружены информацией. Например, при наличии полного объема компьютерных данных о налогоплательщике каждый расчет должен сопровождаться обязательными реквизитами, включая номера налоговой инспекции и коды налогоплательщика, его полное имя, адрес, номер телефона, фамилию лица ответственный, при этом будет достаточно указать только номер счета и название компании.

Каждый год налоговая система совершенствуется за счет упрощения процедуры исчисления налогов и сборов, а также снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков.

Налоговый учет признает осуществление налогоплательщиками учета объектов налогообложения и определение налоговой базы по налогам и сборам. Цель налогового учета состоит исключительно в полной и достоверной информации об объектах налогообложения, о сумме налоговых платежей в бюджет.

Задачами учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам являются:

  1. обеспечение эффективности расчетов с бюджетом по налогам и сборам;
  2. своевременный перевод платежей в бюджет;
  3. соблюдение правил налоговых деклараций и других документов;
  4. своевременное и правильное отражение расчетов в бухгалтерском учете;
  5. своевременная и правильная подготовка бухгалтерской и статистической отчетности.

Одним из важнейших принципов построения государственной налоговой системы является эффективность налогообложения.

Реализация этого принципа заключается в соблюдении следующих требований:

  • Налоги должны влиять на принятие экономических решений;
  • Налоговая структура должна способствовать реализации политики стабилизации и развития экономики страны;
  • Налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятной для налогоплательщиков и принята большинством компаний;
  • Административные расходы на налоговое управление и соблюдение налогового законодательства должны быть минимальными.

Налоговые системы, построенные и функционирующие на основе вышеуказанных принципов, могут стать мощным стимулом для экономического развития.

Характерной чертой научной обоснованности и устойчивости национальных налоговых систем является совпадение форм налогов, провозглашенных в законодательстве, и фактических форм. В налоговом законодательстве такого соответствия пока не достигнуто, что связано с трудностями перехода на рынок. Провозглашенные принципы налогообложения еще не реализованы на практике. Принцип единого налогообложения, эластичность налоговых ставок, равная напряженность налоговых льгот не соблюдается. Допускается избирательный подход к определению системы налоговых льгот и санкций для отдельных налогоплательщиков.

Определение целесообразности состава и структуры перераспределения финансовых ресурсов из центра в регионы требует, в свою очередь, тщательного аудита государственных расходов. Оптимизация этих затрат является одним из объективных условий для создания рационального налогообложения.

Принцип стабильности налоговой системы характеризуется не только долговременным постоянством состава налогов и условий взимания, но и тем, что он присваивается звеньям (уровням) бюджетной системы в качестве собственной базы доходов. Во многих зарубежных налоговых системах полномочия центральных и территориальных органов власти юридически определены и установлена ​​система их налоговых отношений. Почти во всех странах, где налоговая система существовала десятилетиями, межтерриториальные налоговые отношения формируются в зависимости от государственного устройства.

Налоговая система в любом государстве предполагает сохранение принципа единства налоговой системы как определяющей при ее первоначальной организации и в процессе ее дальнейшего реформирования. Этот принцип предполагает разработку единой налоговой стратегии, унификацию национальных подходов к организации налоговых отношений, их соответствие требованиям, широко используемым в зарубежных странах.

Таким образом, налоговая система любого государства создается в соответствии с социально-политической структурой общества, типом государства, его задачами, принятыми конечными целями и текущей экономической политикой. При построении налоговой системы выбор видов налогов, методов и методов их сбора особенно важен.

Формирование налоговой системы Республики Беларусь

Новая рыночная налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 году. Ее основой стал Закон «О налогах и сборах, взимаемых с бюджета Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства, определяющие для каждого Вид налога, конкретные объекты налогообложения, порядок уплаты, ставки и льготы. Он был построен с учетом наиболее приемлемых моделей иностранного налогообложения для меняющейся политической и экономической ситуации в стране, а также российских инноваций в этой области.

Усиливающийся экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственном бюджете, и поэтому налоговая политика того периода приобрела исключительно фискальный характер, что выражалось в чрезмерном захвате доходов у налогоплательщиков и недостаточно эффективных методах его реализации. Сосредоточив внимание на ужесточении налогового режима, разработчики налогов не смоделировали свои решения относительно платежеспособности налогоплательщиков и получили результат, противоположный ожидаемому: началось массовое уклонение от уплаты налогов и сокращение налоговой базы. В белорусской экономике отчетливо проявилась ситуация, когда, образно говоря, оказалось, что «налог был убит налогом». Это побудило государство постепенно уменьшить жесткость налоговой прессы.

С 1992 года были внесены многочисленные корректировки в налоговое законодательство, что несколько снизило уровень налоговых льгот, но не привело к существенному улучшению самой налоговой системы. Это все более усугублялось множеством инструкций, требований, разъяснений, из которых только несколько высококвалифицированных специалистов смогли выбраться из дебря.

В целях усиления контроля за исполнением государственных средств большинство внебюджетных фондов с 1998 года были преобразованы в целевые бюджетные средства, что, однако, не изменило общий уровень налогового бремени. Следует отметить, что непредсказуемость налоговых нововведений вызывает наибольшую негативную реакцию налогоплательщиков, поскольку лишает их возможности составить бизнес-план даже на год вперед. Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов.

Основой единой налоговой системы является Налоговый кодекс Республики Беларусь, принятый 19 декабря 2002 года. На сегодняшний день общая часть кодекса и его особенная часть (приняты Палатой представителей и утверждены Советом Республика 18 декабря 2009 г.), устанавливающие систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых с бюджета Республики Беларусь, вступили в силу. основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирование властных отношений по установлению, введению, изменению, прекращению налогов, сборов (пошлин) и отношений, возникающих в процессе исполнения налоговых обязательств, осуществления налогового контроля, обжалования решений Налоговые органы, их действия (бездействие), должностные лица, а также устанавливают права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений.

Статья 8 Налогового кодекса Республики Беларусь устанавливает следующие виды республиканских налогов и сборов (пошлин):

  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акцизы
  • Подоходный налог;
  • Налоги на доходы;
  • Подоходный налог;
  • Экологический налог;
  • Налоги с пользователей природных ресурсов;
  • Налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • Дорожные налоги и сборы;
  • Таможенная пошлина и таможенные пошлины;
  • Гербовый сбор;
  • Оффшорный налог;
  • Консульский сбор;
  • Общегосударственный налог;
  • Регистрация и лицензионные сборы;
  • Патентные сборы.

На сегодняшний день в республике практически создана систематическая нормативно-методическая база налогообложения, которая, несмотря на ее объем, позволяет плательщику найти ответ практически на любой вопрос, возникающий при выполнении налоговых обязательств. Все это не означает, однако, что налоговая система и налоговое законодательство достигли своего совершенства. И сегодня актуальность улучшения внутренней структуры налогов сохраняется.

Налоговая база (основа налогообложения) является частью объекта налогообложения, формирующегося в результате учета всех применимых льгот и льгот и являющегося предметом непосредственного применения ставки налога.

Конечно, следует иметь в виду, что из всей совокупности налогов и сборов, формирующих налоговую систему республики, налоги на прибыль и добавленную стоимость следует рассматривать в качестве основных в зависимости от экономической деятельности налогоплательщиков. Основанием для уплаты других налогов является либо соответствующая специфика деятельности, например, выпуск подакцизных товаров или ввоз таких товаров на территорию республики, либо комиссия налогоплательщика или в пользу налогоплательщика. определенных действий (например, уплата государственной пошлины). Некоторые налоги имеют четко определенную стимулирующую направленность (например, экологический налог - как инструмент, стимулирующий рациональное использование природных ресурсов).

Подоходный налог

Налоговая база

Объектом налогообложения по налогу на прибыль является валовая прибыль (разница между выручкой от продажи товаров (работ, услуг) и затратами на производство и их продажу), уменьшенная на расходы, учитываемые при налогообложении.

Ставка

Прибыль организаций облагается налогом по ставке 24 процента.

Налогооблагаемый период

Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год, а отчетным периодом является календарный месяц. Налоговые декларации представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа, а налог уплачивается не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Сумма налогового обязательства отражается в налоговых декларациях в совокупности с начала года.

Прибыль освобождена от подоходного налога

От налога на прибыль подоходный налог освобождается в том числе:

  • Прибыль организаций, направленная на финансирование капитальных вложений на производственные цели и жилье, а также на погашение банковских кредитов, полученных и использованных на эти цели;
  • Прибыль организаций (в размере не более 5 процентов от валовой прибыли) перечисляется в бюджетные организации здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта, зарегистрированные в Республике Беларусь;
  • Прибыль организаций от производства протезно-ортопедических изделий (в том числе зубных протезов), средств реабилитации и обслуживания инвалидов;
  • Прибыль организаций, использующих работу людей с ограниченными возможностями, если число людей с ограниченными возможностями в них составляет более 50 процентов средней заработной платы за отчетный период, за исключением прибыли от торговли, торговли, закупок и посреднической деятельности.
  • Прибыль организаций от продажи продукции растениеводства (кроме цветов, декоративных растений), животноводства (кроме звероводства), рыбоводства и пчеловодства;
  • Прибыль организаций, полученных от производства детского питания;
  • Прибыль, полученная страховыми организациями в результате вложения средств страховых резервов по договорам добровольного страхования, связанным со страхованием жизни, направленных на увеличение сбережений на лицевых счетах застрахованных лиц;
  • Прибыль организаций от услуг, предоставляемых гостиницами - в течение трех лет с начала этой деятельности на туристических объектах, введенных в эксплуатацию в 2006 году, согласно перечню таких объектов, утвержденному Президентом Республики Беларусь.
  • Средства, освобожденные в результате освобождения от подоходного налога в соответствии с указанным подпунктом, используются организациями для финансирования строительства, реконструкции туристических объектов, благоустройства прилегающих территорий, а также для погашения банковских кредитов, полученных и использованных для этих целей;
  • Прибыль, полученная от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса - в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов.
  • Объекты придорожного сервиса включают капитальные сооружения, расположенные на обочинах республиканских автомобильных дорог (здания, сооружения) и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения вдоль маршрута (мотели, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, объекты торговли и общественного питания, автомойки );
  • Прибыль от продажи произведенных автомобилей и автокомпонентов собственного производства - в течение трех лет с 1-го числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу соглашения об условиях производства автомобилей, заключенного в установленном порядке с Министерство промышленности Республики Беларусь;
  • Прибыль организаций в иных случаях определяется Президентом Республики Беларусь.

Налог на добавленную стоимость

Налоговая база

Суммы, полученные от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, а также их ввоза с учетом акцизов и таможенных пошлин, являются объектами налогообложения на добавленную стоимость. Сумма подлежащего уплате налога уменьшается на сумму (входного) НДС, уже уплаченного поставщиками за товары (работы, услуги), использованные в процессе создания или продажи продукта (налоговые вычеты). Если входной НДС превышает начисленный НДС, то налоговый вычет переносится или возвращается.

НДС не оплачивается с:

  • Имущество внесено в качестве вклада в уставный капитал организации в размерах, установленных учредительными документами;
  • Операции по первичному размещению ценных бумаг эмитентами, осуществляемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • Медицинские услуги;
  • Реализация отдельных видов лекарственных средств и медицинского оборудования;
  • Банковские услуги
  • Страховые услуги
  • Операции с ценными бумагами
  • И так далее.

Ставка

Налогообложение осуществляется по следующим налоговым ставкам:

ноль (0) процентов - при продаже:

  • Товары, помещенные под таможенные режимы экспорта, реэкспорта, а также вывезенные (без обязательства реимпорта на территорию Республики Беларусь) в Российскую Федерацию (включая товары, не происходящие с территории государств-членов таможенного союза для их постоянного размещения в Российской Федерации) при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь;
  • Работы (услуги) по техническому обслуживанию, погрузке, перевалке и другим аналогичным работам (услугам), непосредственно связанным с продажей товаров, указанных во втором абзаце настоящего подпункта;
  • Вывозимые транспортные услуги, в том числе транзитные перевозки, а также вывозимые работы по изготовлению товаров из толлингового сырья (материалов);
  • Работы (услуги) по изготовлению товаров (за исключением переработки импортных товаров), вывозимых с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации;
  • Работы (услуги) по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств (в том числе частей транспортных средств), ввозимых с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь для ремонта (модернизации, переоборудования) с последующим вывоз отремонтированных (модернизированных, переоборудованных) транспортных средств (в том числе частей транспортных средств) на территорию Российской Федерации;

десять (10) процентов:

  • При продаже продукции растениеводства (кроме цветов, декоративных растений), животноводства (кроме звероводства), рыбоводства и пчеловодства;
  • При ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей согласно перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь;

двадцать четыре (24) процента:

  • При продаже на территории Республики Беларусь и при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь белого сахара;

двадцать (20) процентов:

  • В других случаях.

Налогооблагаемый период

Налоговым периодом для НДС является календарный год, а отчетным периодом является календарный месяц. Налоговая декларация подается не позднее 20-го числа каждого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а сам налог рассчитывается по методу начисления с начала года.

Налог уплачивается не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным, если сумма налога не превышает 40 тысяч евро. Если сумма превышает сумму, то налогоплательщики должны уплатить НДС за текущий отчетный месяц шестью частями не позднее 10-го, 15-го, 20-го, 25-го и последнего дня текущего месяца, а также не позднее 5-го числа месяца, следующего за текущим.

Подоходный налог в 2012 году снизится с 24% до 18%.

Налоговая нагрузка в Беларуси в 2012 году снизится за счет снижения налога на прибыль с 24% до 18%. Об этом журналистам сообщил министр по налогам и сборам Владимир Полуян, передает БЕЛТА.

«Налоговая нагрузка снизится за счет прибыли», - сказал министр. «На начальном этапе такое решение было принято, налог на прибыль снижен с 24% до 18%. Это предусмотрено на следующий год».

Что касается налога на добавленную стоимость, который «фактически влияет на ценообразование в стране», он останется на том же уровне. И при экспорте продукции всегда применяется нулевая ставка этого налога, сказал Владимир Полуян.

В настоящее время в Беларуси ставка НДС составляет 20%.

Для Республики Беларусь характерны выплаты из доходов и прибыли целевым бюджетным фондам, наличие которых связано с необходимостью государственной поддержки определенных секторов или видов деятельности: сбор средств для поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продуктов питания и аграрной науки. в республиканский фонд; целевые сборы (транспортный сбор за обновление и восстановление общественного транспорта, используемого на маршрутах в городских пассажирских, пригородных и междугородних автобусных сообщениях, сбор за содержание и развитие инфраструктуры города (района)).

На основе анализа белорусского налогового законодательства можно выделить следующие наиболее характерные структурные элементы, относящиеся к понятию налоговой системы Республики Беларусь:

  • Виды налогов и сборов, уплачиваемых налогоплательщиками Республики Беларусь;
  • Основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений, а также порядок исполнения обязательств по уплате налогов и сборов;
  • Принципы установления, исполнения и прекращения ранее наложенных налогов и сборов;
  • Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений;
  • Формы и методы налогового контроля;
  • Ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Учет расчетов по налогам и сборам

Организация учета налогов и сборов в Полоцком районном потребительском обществе

Полоцкое районное потребительское общество является самостоятельным субъектом предпринимательской деятельности, имеет права юридического лица, руководствуется в своей деятельности законодательством Республики Беларусь, постановлениями, приказами коллегии Белкоопсоюза, областного потребительского союза и Уставом компания. Компания на общественных началах входит в Витебский областной союз потребительских обществ.

Компания постоянно проводит расчеты с бюджетом для платежей в бюджет и ассигнований из него. В то же время основную часть бюджетных расчетов составляют платежи.

Это включает:

  • Подоходный налог (доход);
  • Налог на добавленную стоимость;
  • Налог за использование природных ресурсов (экологический налог);
  • налог на имущество;
  • Акцизы
  • земельный налог
  • Взносы в инновационный фонд
  • подоходный налог

В Полоцком РАЙПО для учета налогов и отчислений используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», в котором обобщается информация о расчетах с бюджетом налогов и сборов, уплачиваемых организацией, и налогов на доходы ее персонала.

Субсчета открываются для счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»:

  • 68/1 «Налоги и отчисления, включенные в себестоимость продукции, работ, услуг»;
  • 68/2 «Налоги, уплачиваемые с выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг»;
  • 68/3 «Налоги, уплачиваемые с прибыли (дохода)»;
  • 68/4 «Налоги на доходы физических лиц»;
  • 68/5 «Прочие налоги, сборы и пошлины».

На субсчете 68/1 «Налоги и вычеты, включенные в себестоимость продукции, работ, услуг», учитываются налоги, включенные в стоимость.

В организации Полоцкого РАЙПО аналитический учет по субсчету 68/1 «Налоги и отчисления, включенные в себестоимость продукции, работ, услуг» ведется отдельно для каждого налога:

  • 68/1/1 «Взносы в инновационный фонд»;
  • 68/1/2 «Земельный налог»;
  • 68/1/3 «Экологический налог».

На субсчете 68/2 «Налоги, уплаченные с выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг», учитываются налоги, уплаченные с выручки от продажи продукции, работ, услуг.

Аналитический учет на предприятии Полоцкого РАЙПО ведется по каждому налогу:

  • 68/2/1 «Налог на добавленную стоимость»;

На субсчете 68/3 «Налоги, уплачиваемые с прибыли (дохода)» учитываются расчеты по налогам на имущество, доходам, а также части прибыли (дохода), выплачиваемой из прибыли (дохода) организации.

В организации для этого субсчета аналитический учет ведется для каждого уплаченного налога. 68/3/1 «Часть прибыли (дохода)».

Субсчет 68/4 «Налоги на доходы физических лиц» учитывает расчеты налога на доходы физических лиц и налога на доходы от дивидендов.

Субсчет 68/5 «Прочие налоги, сборы и отчисления» учитывает расчеты налога на доходы иностранных юридических лиц, на приобретение транспортных средств, на рекламу и другие налоги и сборы, взимаемые местными Советами депутатов на территориях их административно-территориальные единицы.

Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов. Объекты налогообложения, принципы определения налоговой базы, ставки НДС, порядок ее исчисления и учета изложены в Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (Пост. МНС РБ № 16 от 01.31. 04).

Организация также использует счет 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам и услугам».

Счет 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» отражает информацию о сумме налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате и уплате организацией за приобретенные товары, принятые работы и услуги.

Субсчета были открыты для счета 18 «Налог на добавленную стоимость на приобретенные товары, работы, услуги»:

  • 18/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам»;
  • 18/2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам»;
  • 18/3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам»;
  • 18/4 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам».

На субсчете 18/1 «Налог на добавленную стоимость по основным средствам» учитывается сумма налога на добавленную стоимость, связанная со строительством, созданием и приобретением основных средств, подлежащая уплате и уплачиваемая организацией поставщикам или в бюджет Республика Беларусь, в том числе ввоз основных средств на таможенную территорию Республики Беларусь.

На субсчете 18/2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам» учитывается сумма налога на добавленную стоимость, связанная с приобретением (созданием) нематериальных активов в связи с уплатой и уплатой организацией поставщикам (подрядчикам) или в бюджет Республика Беларусь, в том числе при ввозе нематериальных активов на таможенную территорию Республики Беларусь.

Субсчет 18/3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным запасам, работам, услугам» учитывает сумму налога на добавленную стоимость, связанную с закупкой сырья, полуфабрикатов и других видов материально-производственных запасов, а также приемкой работ и услуги, подлежащие оплате и уплачиваемые организацией поставщикам (подрядчикам, подрядчикам) или в бюджет Республики Беларусь, в том числе при ввозе материальных ценностей на таможенную территорию Республики Беларусь.

Субсчет 18/4 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам» учитывает сумму налога на добавленную стоимость, относящуюся к закупке товаров, которая должна быть уплачена и уплачена организацией поставщикам или в бюджет Республики Беларусь при импорте. товары на таможенную территорию Республики Беларусь.

Для учета исчисления налога на добавленную стоимость по реализованной продукции, работам, услугам организация использует субсчет 90/3.

На субсчете 90/3 «Налог на добавленную стоимость, рассчитанный из выручки от продажи товаров, работ, услуг», сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная с выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг в соответствии с законодательством принимается во внимание.

Для учета налога на добавленную стоимость от операционной прибыли организация использует счет 91/3 «Налог на добавленную стоимость от операционной деятельности», из внереализационных доходов и счет 92/3 «Налог на добавленную стоимость от внереализационной деятельности».

Порядок исчисления и уплаты налогов регулируется законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Все субъекты хозяйствования в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь обязаны вести налоговые книги. В этих регистрах на основе данных бухгалтерского учета отображается и группируется сводная информация по элементам налогового учета.

Регистры налогового учета представляют собой документы для систематизации и накопления данных бухгалтерского учета, которые размещаются в первичных документах, принятых к бухгалтерскому учету, по элементам налоговой базы за отчетный период. Это могут быть специально разработанные книги, журналы, открытки и выписки. Они проводятся ежемесячно с последующим отражением соответствующих показателей при расчете налоговой базы. Размер налоговой базы определяется для каждого налогового платежа в специальном расчете, который составляется плательщиком или другим обязанным лицом как для налога, так и для отчетного периода.

Налоги, включенные в стоимость, включают в себя:

  • Взносы в инновационный фонд.
  • Земельный налог.
  • Экологический налог.

Организация Полоцкого РАЙПО внесла взносы в инновационный фонд.

Инновационные фонды создаются при республиканских государственных органах (ассоциациях, организациях). Средства инновационных фондов направлены на создание отраслей, основанных на новых и высоких технологиях, на исследования, разработки, разработку новых видов научно-технической продукции, отраслевые программы энергосбережения и др.

Инновационные фонды выделяются тем организациям, которые участвуют в формировании этих фондов на безвозвратной и возвратной основе. Если организация получает эти средства, это отражается в бухгалтерском учете следующим образом: Дебет счета 51 "Текущий счет".

Кредитный счет 86 «Целевое финансирование».

Взносы в инновационный фонд осуществляются путем расчета рассчитанных сумм взносов в инновационный фонд.

Этот документ содержит следующие реквизиты: код проверки Министерства по налогам и сборам, имя плательщика, его местонахождение, а также регистрационный номер плательщика, фамилия ответственного лица, период для расчета. В конце требуется подпись руководителя организации или уполномоченного им лица, а также должностного лица инспекции Министерства по налогам и сборам, печать или отметка инспекции Министерства по налогам. и Леви прикреплены. Обязательным реквизитом при расчете является дата получения расчета налоговой инспекцией и дата в установленный срок. Размер взносов в инновационный фонд определяется путем умножения себестоимости продукции, которая является основой расчета, на норму взносов в инновационный фонд.

Нормы взносов в инновационный фонд, которые должны быть отражены в строке 2 расчета расчетной суммы взносов в инновационный фонд, устанавливаются управляющими фондами инновационных фондов.

В Полоцком РАЙПО уплачивается земельный налог, основанием для которого является акт на земельный участок. Объектом налогообложения является земельный участок, который в установленном порядке предоставляется во владение, пользование или владение. Размер земельного налога зависит от качества земельного участка в соответствии с кадастровой оценкой земельного участка и местоположением земельного участка.

При расчете земельного налога производится учетная запись:

  • Дебет счета 20 "Основное производство"
  • Кредитный счет 68/1/2 "Земельный налог"
  • При перечислении в бюджет:
  • Дебет счета 68/1/2 «Земельный налог»
  • Кредитный счет 51 "Текущий счет".

Еще одним налогом, включаемым в стоимость производства работ, услуг, является экологический налог. Экологический налог или налог на использование природных ресурсов включает налог на добычу природных ресурсов, налог на переработку нефти и нефтепродуктов, налог на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и налог на размещение отходов производства и потребления.

Объектом налогообложения является объем ресурсов, извлекаемых из природной среды.

Экологический налог в пределах установленного лимита применяется к себестоимости производства следующих бухгалтерских записей.

При начислении налога производится следующая учетная запись:

  • Дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общие производственные затраты», 26 «Общие производственные расходы»
  • Кредитный счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».
  • При переводе в бюджет.
  • Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
  • Кредитный счет 51 «Текущий счет».

За выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов или без утверждения лимитов налог взимается в 15 раз по сравнению с действующими ставками (за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия). В этом случае выполняются следующие учетные записи.

При расчете экологического налога:

  • Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»
  • Кредитный счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».

При перечислении в бюджет:

  • Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
  • Кредитный счет 51 «Текущий счет».

Рассмотрев все налоги и сборы, включенные в себестоимость продукции, можно сделать следующий вывод. Это косвенные налоги, поскольку они в конечном итоге достигают потребителей промышленных товаров, продукции, работ, услуг. Другими словами, эти налоги являются элементом себестоимости продукции, они формируют отпускную цену товаров, работ, услуг и оплачиваются потребителями этих товаров.

Взнос в инновационный фонд предоставляет предприятиям некоторую поддержку со стороны государства, что является стимулом для уплаты таких взносов.

Так, в Полоцком РАЙПО налоги и сборы, включенные в себестоимость продукции, работ, услуг, включены в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общие производственные затраты», 26 «Общие коммерческие расходы».

Аналитический учет для счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется в журнале-заказе «Расчеты с бюджетом», в котором отражаются суммы дебиторской и кредиторской задолженности на начало и конец отчетного периода, а также обороты по кредитам. в соответствии с дебетом соответствующих счетов. Дебетовые записи по типу платежа записываются в сумме. Кроме того, аналитический учет расчетов с бюджетом осуществляется в ведомости «Постановка аналитического учета расчетов по налогам и сборам».

Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, рассчитанным из выручки организации

Налоги и сборы, рассчитанные на основе выручки организации, включают:

  1. налог на добавленную стоимость.
  2. Акциза.

Для учета налога на добавленную стоимость организация использует счет 90/3 «Налог на добавленную стоимость, рассчитанный на основе выручки от продажи товаров, работ, услуг». На этом субсчете учитываются начисленные суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные с выручки от продажи товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством.

Организация не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляет в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по налогу на добавленную стоимость. Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22-го дня после истекшего отчетного периода.

Налоговая декларация (расчет) по налогу на добавленную стоимость включает в себя:

  • Титульный лист, часть I, где приведен расчет суммы налога на добавленную стоимость при продаже товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • Часть II, где исчисление суммы налога на добавленную стоимость, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, к форме налоговой декларации (исчисления) для налог на добавленную стоимость осуществляется.

Часть I заполняется методом начисления с начала налогового периода за отчетный период, определяемый в соответствии со частью второй части 1 статьи 108 Налогового кодекса, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Часть II заполняется без совокупного итога с начала года по всем товарам, ввозимым в отчетный период (месяц) на таможенную территорию Республики Беларусь, сбор налога на добавленную стоимость по которым осуществляется налогом органы власти. Отчетным периодом является месяц, в котором плательщик отражает поступление товаров на счета бухгалтерского учета.

При продаже товаров (работ, услуг) налог на добавленную стоимость рассчитывается по методу начисления после каждого отчетного периода для всех операций, связанных с продажей продукции, товаров (работ, услуг) и всех изменений налоговой базы в соответствующем отчетном периоде. ,

Сумма налога на добавленную стоимость рассчитывается как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

При реализации продукции, товаров, работ, услуг налог на добавленную стоимость по ставке 20% рассчитывается следующим образом:

  • налог на добавленную стоимость = налоговая база (выручка) * 20/120;

в размере 10% рассчитывается как:

  • налог на добавленную стоимость = налоговая база (выручка) * 10/110.

Помимо налога на добавленную стоимость с реализованной продукции, работ, услуг, в стоимость входит акцизный налог.

Подакцизные товары включают ректифицированный этиловый спирт, технические алкогольные продукты, непищевые спиртосодержащие продукты, табачные изделия, автомобильные бензины, дизельное и биодизельное топливо, морское топливо, сжиженный углеводородный природный газ, природный газ, автомобили и фургоны и другие.

Акциз на подакцизные товары исчисляется как произведение налоговой базы и ставки акцизного налога.

Все организации, которые платят акцизный налог, ежемесячно (или в установленный законом срок) подают налоговую декларацию (расчет) акцизов в налоговые органы.

Таким образом, налоги и сборы, уплачиваемые с выручки от реализации, представляют собой сумму отчислений в бюджет из полученной выручки. Эти суммы получены путем расчета налога на валовой доход. Они очень важны для государства, так как налоги, уплачиваемые с доходов, являются основным источником дохода для страны.

В отношении налогов и сборов, уплачиваемых с выручки от продаж, данные отражаются в учетных регистрах. Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется в журнале-приказе № 8 «Расчеты с бюджетом». Составленные балансовые отчеты по счету 68.

Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, исчисленным из прибыли

Налоги и пошлины, рассчитанные из прибыли, включают в себя:

  1. Подоходный налог.
  2. Часть прибыли (дохода) государственного унитарного предприятия, государственного объединения, хозяйственного общества.
  3. налог на недвижимость.

В налоговой системе, действующей в настоящее время в Республике Беларусь, подоходный налог для предприятий и организаций занимает важное место. Он служит инструментом перераспределения национального дохода и является одним из основных источников доходов республиканского бюджета, а также региональных и местных бюджетов.

Налог на недвижимость также применяется к налогам, исчисленным с прибыли, однако, согласно Налоговому кодексу, налог на недвижимость включается в стоимость продукции, работ и услуг.

Основным источником доходов бюджета является корпоративный подоходный налог. Для подавляющего большинства предприятий всех форм собственности установлена ​​единая ставка налога на прибыль. Это было сделано для того, чтобы создать одинаковые экономические условия для функционирования предприятий. В то же время были созданы различные стимулы, направленные на стимулирование и развитие отраслей.

В бухгалтерском учете информация о начисленных и уплаченных налогах обобщается в журнале-приказе № 8 «Расчеты с бюджетом».

Таким образом, учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам в организации Полоцкого РАЙПО осуществляется в разрезе следующих групп налогов и отчислений: налоги и сборы включаются в себестоимость продукции, работ по оказанию услуг; налоги и сборы, исчисленные с выручки от продажи продукции, работ, услуг; налоги исчисляются из прибыли. Каждая группа налогов включает определенные налоги, которые организация должна соответствующим образом отразить в бухгалтерском учете. В конце отчетного периода бухгалтер должен заполнить регистры и передать их в налоговые органы.

Регистры налогового учета представляют собой документы для систематизации и накопления данных бухгалтерского учета, которые размещаются в первичных документах, принятых к бухгалтерскому учету, по элементам налоговой базы за отчетный период.

В бухгалтерском учете информация о начисленных и уплаченных налогах и сборах обобщается в журнале-ордере № 8 «Расчеты с бюджетом». После этого данные переносятся в Главную книгу по соответствующим счетам.

Отчетность по расчетам с бюджетом по налогам и сборам

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность показателей, отражающих фактическое состояние стоимости экономических активов и их источников, а также экономические результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

Суть его заключается в обобщении данных бухгалтерского учета в виде экономических показателей, удобных для восприятия и использования внутренними и внешними пользователями.

По видам хозяйственного учета отчетность предприятия делится на оперативный, бухгалтерский и статистический.

Оперативная отчетность составляется на основе оперативного учета и представляет собой краткосрочную информацию для оперативного управления хозяйственной деятельностью. Обычно знакомят с генеральным менеджером, менеджером, главным бухгалтером, главным экономистом и на других руководящих должностях.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе синтетического и аналитического учета и отражает сводные показатели хозяйственной деятельности предприятия.

Организация готовит финансовую отчетность за месяц, квартал и год по методу начисления с начала отчетного года, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. В этом случае ежемесячные и квартальные финансовые отчеты являются промежуточными.

Перед подготовкой годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо провести большую подготовительную работу: провести инвентаризацию всех видов бытовых активов и их источников и отразить в учете результаты инвентаризации; переоценка основных средств и других материальных ценностей; проверка полноты отражения за отчетный период всех хозяйственных операций; проверка достоверности данных аналитического учета данных синтетического учета; изучение инструкций, инструкций по заполнению форм отчетности и их взаимная проверка.

Министерством финансов Республики Беларусь для организаций, являющихся юридическими лицами в соответствии с законодательством, утверждены следующие формы бухгалтерской отчетности:

  1. Бухгалтерский баланс
  2. Отчет о прибылях и убытках
  3. Приложение к бухгалтерскому балансу

Пояснительная записка и аудиторский отчет о достоверности отчетности должны быть приложены к финансовой отчетности (если организация подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Республики Беларусь).

Бухгалтерский баланс заполняется на основе остатков на синтетических счетах главной бухгалтерской книги - Главной книги. Счета с дебетовым балансом отражаются в активе баланса, а счета с кредитным балансом отражаются в пассивах.

Баланс активов показывает состав и размещение стоимости активов домашних хозяйств. Обязательства отражают источники формирования стоимости одних и тех же бытовых активов. Таким образом, актив должен быть равен пассивам. Активы и пассивы разделены на разделы, некоторые разделы на подразделы, в которых отображаются статьи баланса.

Если говорить о расчетах с бюджетом налогов и сборов, то в активе отражаются налоги на приобретенные товары, работы, услуги, а также дебиторская задолженность по налогам и сборам. Налоги на приобретенные товары и дебиторскую задолженность отражены во втором разделе «Оборотные активы» в строках 220 и 243 соответственно.

В строке 220 показаны суммы налога на добавленную стоимость, учитываемые на счете 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» и подлежащие вычету или отнесению в установленном порядке в следующих отчетных периодах к соответствующим источникам его покрытия и прочим. аналогичные налоги.

В строке 243 показаны суммы налогов и сборов, показанные на счетах 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Обязательства, подлежащие уплате в виде налогов и сборов, отражены в пассивах баланса в пятом разделе «Краткосрочные обязательства» по строке 625. Ниже приведены суммы начисленных налогов, сборов и платежей, установленных законом и учтенных на счете 68 «Расчеты по налоги и сборы".

Основной целью бухгалтерского баланса является предоставление фактической информации для анализа и оценки финансового состояния организации и ее финансовой устойчивости, в частности, для определения динамики, состава и структуры источников формирования экономических активов и их рациональности размещения, ликвидности оборотных средств и платежеспособности, для прогнозирования финансового состояния.

В отчете о прибылях и убытках с начала года по методу начисления приводятся данные о доходах и расходах по видам деятельности; на операционные и внереализационные доходы и расходы; общая прибыль (убыток) за отчетный период; налоги и сборы, платежи и расходы, понесенные из прибыли и нераспределенной прибыли (непокрытый убыток). Для справки, в отчете о прибылях и убытках приводится разбивка определенных видов внереализационных доходов и расходов.

Отчет о прибылях и убытках состоит из трех разделов.

В первом разделе отражаются доходы и расходы по видам деятельности, предусмотренным уставом организации: выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг; налоги, включаемые в выручку от продажи товаров, продукции, работ; стоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг; расходы на управление; затраты на внедрение; а также отображает финансовый результат от продажи - прибыль (убыток).

Второй раздел расшифровывает операционные доходы и расходы: операционные доходы; эксплуатационные расходы, в том числе в местах их реализации; налоги взимаются с полученной операционной прибыли, а также прибыли (убытка) от реализации данного вида операций.

В третьем разделе приведены данные о внереализационных доходах и расходах: внереализационные доходы; налоги, взимаемые с внереализационных доходов; внереализационные расходы; количество источников собственных средств, направленных на покрытие убытков; прибыль (убыток) от внереализационных операций.

Налоги и сборы, включаемые в выручку от продажи товаров, продукции, работ, услуг, отражаются в отчете о прибылях и убытках в строке 011. Данные в строке 011 заполняются на основе главной бухгалтерской книги счетов 90/3 «Налог на добавленную стоимость Рассчитано на основе выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг », 90/4« Единый налог для сельскохозяйственных производителей».

Налоги и сборы, включенные в операционный доход, приведены в строке 081. Таким образом, по статье «Налоги и сборы, включенные в операционный доход» представлены суммы налогов и сборов, взимаемых в соответствии с законодательством для дебетового счета 91 «Операционные доходы и расходы». в соответствии с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (по соответствующим субсчетам). Данные в отчете о прибылях и убытках заполняются на основе Главной книги счетов 91/3 «Налог на добавленную стоимость на операционный доход», 91/4 «Прочие налоги и сборы на операционный доход».

Налоги и сборы, включенные в внереализационные доходы, подоходный налог и другие налоги и сборы с прибыли, отражаются в третьем разделе отчета о прибылях и убытках в строках 131, 250, 260 соответственно.

В соответствии со статьей «Налоги и сборы, включенные в внереализационные доходы», рассчитываются налоги и сборы, которые рассчитываются на доходы в соответствии с законодательством о дебете счета 92 «Внеоперационные доходы и расходы» в соответствии с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (по соответствующим субсчетам).

По статье «Подоходный налог» сумма налога на прибыль рассчитывается за отчетный период в соответствии с законодательством и отражается в дебете счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» дано. Производительность этой статьи основана на налоговых декларациях.

По статье «Прочие налоги, сборы с прибыли» суммы соответствующих налогов (кроме налога на прибыль) и сборов, налогооблагаемой базой и источником уплаты которых являются прибыли организации, рассчитываются и отражаются в дебете счета 99. «Прибыли и убытки» в соответствии с кредитом приведены на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Производительность этой статьи основана на налоговых декларациях.

Данные по строкам 131, 250, 260 заполняются на основе Главной книги для соответствующих счетов: счет 92/3 «Налог на добавленную стоимость на внереализационные доходы», счет 99 «Прибыль и убытки».

Приложение к бухгалтерскому балансу отражает движение заемных средств; также наличие и движение дебиторской и кредиторской задолженности; информация о платежах в бюджет в разрезе каждого налога и пошлины и др. Данные.

Статистическая отчетность составляется на основе оперативного, бухгалтерского учета и содержит обобщенную информацию о различных аспектах хозяйственной деятельности: объеме выпущенной и реализованной продукции (работ, услуг), составе и динамике основных фондов, рабочей силы, производительности труда и т. д. 

Все организации должны составлять статистические отчеты в виде отчета о состоянии расчетов по форме 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах».

Отчет заполняется на основании данных бухгалтерских регистров и гражданско-правовых договоров.

В строке 107 отражается сумма кредитового остатка на счете 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», включая подоходный налог с физических лиц.

После того, как отчет подписан главным бухгалтером и руководителем организации, он представляется владельцам организации и другим пользователям в соответствии с законодательством или соглашением. Отчеты можно публиковать, однако это делается после получения аудиторского подтверждения его достоверности.

Организации должны представлять годовую финансовую отчетность в течение 90 дней после окончания года, если иное не предусмотрено законом, и ежеквартально, в случаях, предусмотренных законом, не позднее, чем через 30 дней после окончания квартала. В течение указанного периода времени конкретная дата представления финансовой отчетности устанавливается учредителями организации или общим собранием.

Таким образом, бухгалтерская и статистическая отчетность служит средством наблюдения за пользователями работы организации, представляя в сжатой форме информацию об основных показателях ее хозяйственной деятельности.

Совершенствование учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Среди множества экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, особенно в переходный период к рынку, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику как специфический регулятор воздействия на негативные рыночные явления. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в ​​рыночных условиях. Эффективное функционирование всей национальной экономики зависит от того, насколько хорошо построена налоговая система.

Для успешного функционирования налоговой системы должны быть созданы соответствующие экономические условия. В связи с развитием рыночных отношений в Республике Беларусь к налоговому механизму стали предъявляться высокие требования. Это должно способствовать высокой деловой активности предпринимателей, обеспечивать интерес к результатам их труда производителей и рабочих. И в то же время поощряйте предприятия эффективно использовать средства, материально-производственные запасы и снижать издержки производства. Налогообложение должно быть предельно простым, легко доступным для любого плательщика,
Это также должно быть целым. Отдельные элементы налогообложения должны быть взаимосвязаны, согласованы между собой и дополнять, а не дублировать друг друга.

Организацией работы с налогоплательщиками для выполнения этой задачи является Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Качество ее работы определяет формирование бюджета страны и развитие предпринимательства в Республике Беларусь. Однако обилие налогов, сборов, пошлин не всегда поддерживает баланс интересов предпринимателей и государства и не способствует эффективному пополнению государственной казны. Большое количество налогов и сборов, а также их нестабильность не только создают трудности в финансовом планировании, но и в самих расчетах.

Большое количество налогов усложняет механизм налогообложения в целом, создает чрезмерную бумажную работу и увеличивает затраты, связанные с сбором налогов, приводит к многократному налогообложению одной и той же налоговой базы (в частности, фонда заработной платы), к инфляционному росту цен. Особенно негативно сказывается на неконкурентоспособности белорусских предприятий многочисленные налоги, начисляемые на фонд оплаты труда и включаемые в себестоимость продукции. Эти налоги являются мощным фактором повышения цен, что приводит к трудностям в повседневной жизни, замедлению оборачиваемости капитала, снижению прибыли и другим негативным последствиям для предприятий.

Одним из недостатков существующей налоговой системы является наличие принципа двойного налогообложения в ценообразовании. Это особенно верно для налогов, которые рассчитываются от суммы продаж. Оказывается, налоги облагаются налогом, и это приводит к увеличению затрат, издержек и, в конечном итоге, цен на продукцию.

Для налоговой системы Республики Беларусь актуальна проблема увеличения доли косвенных платежей. Значение прямого налогообложения в республике уменьшается. Возрастающая роль косвенных налогов усиливает социальную несправедливость, поскольку люди с высокими доходами могут превращать значительную часть в накопления, а люди с низкими доходами вынуждены полностью направлять их на приобретение товаров первой необходимости.

Нестабильность налогового законодательства также создает трудности для плательщиков, нередки случаи, когда законодательные акты вводятся задним числом, несоответствие отдельных статей законов, инструкций не дает уверенности в правильности предпринятых действий и оставляет возможность их свободного интерпретация. «Распределение» налоговых вопросов по многочисленным документам, появление или отмену которых трудно отследить, отсутствие ясности правовых норм, непоследовательность их толкования, отсутствие нормативной консолидации применяемых концепций являются основными причины налоговых нарушений.

Это сказывается на сложности, сложности, нестабильности налогового законодательства. Нет проблем в учете налогов, если сама система налогообложения построена логически, рационально, без многочисленных сложностей, дополнительных расчетов и корректировок, к которым бухгалтерский учет не очень приспособлен. Но, к сожалению, именно такие осложнения в последние годы становятся все более распространенными.

Вопрос предоставления налоговых льгот требует существенного улучшения. В большинстве случаев они нарушают принцип справедливости и эквивалентности налогообложения в отношении экономических участников, которые не пользуются налоговыми льготами, поскольку преференциальный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает увеличение налогового бремени для других. Косвенные налоговые льготы по определенным видам деятельности или товарам не доходят до конечного потребителя, не вызывают желаемого социального эффекта при снижении цен, которые, независимо от предоставляемых льгот, достигают уровня спроса.

Не совсем правильная ситуация, когда высокие ставки налога установлены для тех предприятий и отраслей в целом, которые получают субсидии от государства. С одной стороны, государство предоставляет субсидии, а с другой - отнимает налоги. Поэтому целесообразно снизить налоговые ставки для предприятий, производящих продукцию (товары, услуги), для которых производятся государственные субсидии.

Эти недостатки обуславливают необходимость совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.

Таким образом, при совершенствовании бухгалтерского учета и налогообложения необходимо:

  1. Больше внимания следует уделять стимулирующей функции налогообложения, расширению налоговой базы. Постепенно снижая налоговую нагрузку и тем самым обеспечивая стабилизацию экономической ситуации в республике, необходимо последовательно снижать сумму налогов с оборота и переносить акцент на прямое налогообложение.
  2. Возможность комментировать и разъяснять законодательные акты предоставляется исключительно органам, которые их приняли.
  3. Целесообразно провести некоторое упрощение налоговой отчетности предприятий: необходимо ввести один расчет, который бы отражал все показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а компьютерный контроль при принятии расчетов исключил бы возможность арифметические ошибки.
  4. Система налогообложения должна исключать возможность различной интерпретации определения налогооблагаемой базы налогоплательщиками и налоговыми органами, и это возможно только в условиях, когда налоговые расчеты выполнены полностью или в максимальной степени на основе системы бухгалтерского учета. ,
  5. Не менее важно сформировать сознательное отношение налогоплательщика к своим обязательствам перед государством, что достигается не только здравым законодательством, но и качеством налоговых органов, компетенцией их работников и работой СМИ. Таким образом, одним из направлений проводимой налоговой реформы в Республике Беларусь является усиление контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. В решении этой проблемы важную роль отводится ведению налогового учета субъектами хозяйствования как самостоятельным разделом бухгалтерской работы.

Понятно, что эффективность любой налоговой системы во многом определяется административными расходами на ее обслуживание. Наиболее эффективной будет система, которая обеспечивает наиболее полные налоговые поступления в бюджет при минимальных затратах на их сбор. В связи с этим в процессе совершенствования налоговой системы необходимо освободить ее от платежей, которые при незначительной доле в доходах бюджета требуют довольно больших административных расходов.

Одним из способов улучшения учета налогов и сборов должно стать дальнейшее упрощение механизма сбора и сокращение общего количества обязательных платежей в бюджет, и в первую очередь платежей с доходов или налогов с оборота. Но, учитывая, что с точки зрения фискальной значимости эти налоговые рычаги играют важную роль в качестве наиболее стабильного и гарантированного источника доходов бюджета, отмена этих платежей в ближайшем будущем невозможна и будет возможна только в случае их замены. другими источниками финансирования государственных расходов. Причем необходимо не только постепенно снижать общую ставку работающих налогов, но и не допускать введения новых.

Если говорить о совершенствовании налогового учета в организации Полоцкого РАЙПО, то необходимо разработать оптимизацию налогового планирования - мероприятия, направленные на минимизацию налогов с целью увеличения чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В идеале налоги должны быть уменьшены до небольшой суммы. Процесс налогового планирования - это совместная работа бухгалтера, юриста и менеджера. Финансовое состояние предприятия в целом зависит от их деятельности.

Согласно рабочему плану счетов в организации, аналитический учет ведется по каждому виду налога.

Следующие субсчета открыты для счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам»:

  • 18/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам»;
  • 18/2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам»;
  • 18/3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным запасам, работам, услугам»;
  • 18/4 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам».

Поскольку подлежит уплате только налог на добавленную стоимость, бухгалтерский учет должен открыть субсчета для учета подлежащего уплате налога на добавленную стоимость и субсчета для учета уплаченного налога на добавленную стоимость.

Таким образом, для учета подлежащего уплате налога на добавленную стоимость необходимо открыть следующие субсчета:

  • 18/1/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам, подлежащим оплате»;
  • 18/2/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам, подлежащим оплате»;
  • 18/3/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным запасам, работам, услугам, подлежащим оплате»;
  • 18/4/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, подлежащим оплате».

Для учета уплаченного налога на добавленную стоимость организация может открыть следующие субсчета:

  • 18/1/2 «Уплаченный налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам»;
  • 18/2/2 «Уплаченный налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам»;
  • 18/3/2 «Уплаченный налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам»;
  • 18/4/2 «Уплаченный налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам».

Тогда схема учета налога на добавленную стоимость, например, для товаров будет выглядеть следующим образом:

  • Проводка товара по покупной цене без налога на добавленную стоимость.
  • Дебет счета 10 «Сырье»
  • Кредитный счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

На сумму налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам:

  • Дебет счета 18/4/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам к оплате»
  • Кредитный счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
  • Перевод средств поставщику на приобретенный товар.
  • Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
  • Кредитный счет 51 «Текущий счет».
  • Отражение уплаченного налога на добавленную стоимость.
  • Дебет счета 18/4/2 «Уплаченный налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам»
  • Кредитный счет 18/4/1 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам к оплате».
  • Мы вычитаем налог на добавленную стоимость.
  • Дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам»
  • Кредитный счет 18/4/2 «Уплаченный налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам».

Еще одним моментом совершенствования налогового учета в организации является автоматизация работы главного бухгалтера при расчете налогов и сборов в бюджет. Несмотря на то, что в организации установлена ​​автоматизированная программа 1С Предприятие 7.0 или 1С Предприятие 8, налогообложение осуществляется вручную, поскольку программа не может отследить все изменения, связанные с налогами, для этого ее необходимо постоянно обновлять.

Исследуемое предприятие может только облегчить работу по ведению налогового учета и его планированию, в противном случае состояние организации зависит от налоговой системы государства, поскольку величина налоговых ставок или предоставление определенных льгот устанавливается законом и соответствует с нормативно-правовыми актами.

Вывод:

Налоги - обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им средств на основе собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления республиканскому и (или) местному бюджетам.

Налоги являются необходимым звеном в экономических отношениях в обществе с момента возникновения государства. Они занимают важное место среди экономических рычагов, с помощью которых государство влияет на рыночную экономику. В современном обществе налоги стали основным источником доходов для государственного бюджета. Налоговый механизм используется для экономического влияния государства на общественное производство, его динамику и структуру, на научно-технический прогресс.

Основным законодательным актом, регулирующим налоговые отношения в Республике Беларусь, является Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года № 166-З, который устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых также в республиканском и местном бюджетах. как основные принципы налогообложения в Республике Беларусь.

Также нормативно-правовое регулирование вопросов налогообложения формируется решениями Совета Министров Республики Беларусь и нормативными правовыми актами уполномоченных органов республиканского и местного самоуправления. К ним относятся Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 года № 89 «Об утверждении Стандартного плана счетов и Инструкций по применению Стандартного плана счетов», Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 года № 19 «Об утверждении форм финансовой отчетности, Инструкции о порядке подготовки и представления финансовой отчетности и признания недействительными некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь». Республики Беларусь », Закон Республики Беларусь от 16 июля 2007 г. № 259-З« О ратификации Протокола между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке взимания косвенных налогов при осуществлении работа, оказание услуг »и другие.

Налогоплательщики обязаны перечислять более 20 платежей в бюджет и внебюджетные фонды в установленном порядке. Налоговое законодательство, методические указания, инструкции определяют условия их уплаты, порядок подачи отчетов в налоговую инспекцию и соответствующие бюджетные и внебюджетные фонды, нарушение которых влечет за собой введение серьезных финансовых санкций.

В курсовой работе, по данным организации Полоцкого РАЙПО, изучаются основные экономические показатели деятельности предприятия, учет расчетов по налогам и сборам, нормативная база, регулирующая эту область учета, и отчетность по расчетам с бюджет изучен.

Предметом деятельности Полоцкого РАЙПО является производство и реализация сельскохозяйственной продукции и товаров народного потребления, выполнение различных видов работ и услуг другим предприятиям и населению.

Полоцкое районное потребительское общество является самостоятельным субъектом предпринимательской деятельности, имеет права юридического лица, руководствуется в своей деятельности законодательством Республики Беларусь, постановлениями, приказами коллегии Белкоопсоюза, областного потребительского союза и Уставом компания. Компания на общественных началах входит в Витебский областной союз потребительских обществ.

В Полоцком РАЙПО для учета налогов и отчислений используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», в котором обобщается информация о расчетах с бюджетом налогов и сборов, уплачиваемых организацией, и налогов на доходы ее персонала.

Организация оплачивает следующие виды налогов и сборов:

  1. Налоги и сборы включены в стоимость продукции, работ, услуг - земельный налог, взносы в инновационный фонд.
  2. Налоги и сборы, рассчитанные из доходов организации - налог на добавленную стоимость, единый налог для сельскохозяйственных производителей.
  3. Налог на добавленную стоимость по приобретенному имуществу.
  4. Налоги и сборы, рассчитанные из прибыли - налог на недвижимость, часть прибыли (дохода) государственного унитарного предприятия, государственного объединения, коммерческой компании.

В бухгалтерском учете информация о начисленных и уплаченных налогах и сборах обобщается в журнале-ордере № 8. После переноса данных в Главную книгу.

В конце отчетного периода бухгалтер должен заполнить регистры и передать их в налоговые органы.

Регистры налогового учета представляют собой документы для систематизации и накопления данных бухгалтерского учета, которые размещаются в первичных документах, принятых к бухгалтерскому учету, по элементам налоговой базы за отчетный период.

По данным Главной книги, на конец отчетного периода составляется бухгалтерская и статистическая отчетность.

Суть его заключается в обобщении данных бухгалтерского учета в виде экономических показателей, удобных для восприятия и использования внутренними и внешними пользователями.

Организация готовит финансовую отчетность за месяц, квартал и год по методу начисления с начала отчетного года, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. В этом случае ежемесячные и квартальные финансовые отчеты являются промежуточными.

Проанализировав учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам в организации Полоцкого РАЙПО, можно сказать, что здесь необходимо разработать оптимизацию налогового планирования - мероприятия, направленные на минимизацию налогов с целью увеличения остаточной (нераспределенной) прибыли. в распоряжении предприятия. В идеале налоги должны быть уменьшены до небольшой суммы. Процесс налогового планирования - это совместная работа бухгалтера, юриста и менеджера. Финансовое состояние предприятия в целом зависит от их деятельности.

В бухгалтерском учете необходимо открыть субсчета для учета подлежащего уплате налога на добавленную стоимость и субсчета для учета уплаченного налога на добавленную стоимость, поскольку только налог на добавленную стоимость подлежит взаимозачету.

Также еще одним способом улучшения организации учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам должна стать автоматизация учета. Несмотря на то, что в организации имеется автоматизированная программа 1С Предприятие 7.0 или 8, налогообложение осуществляется вручную, поскольку программа не может отследить все изменения, связанные с налогами, для этого ее необходимо постоянно обновлять.