Учет материальных ценностей организации

Предмет: Бухгалтерский учёт
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по бухгалтерскому учёту:

 

Много готовых курсовых работ по бухгалтерскому учёту

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Учет основных средств. Начисление амортизации по ОС
Учет нематериальных активов и амортизации
Налог на добавленную стоимость (по приобретенным ценностям)
Учет затрат на производство – особенности, проблемы учета


Введение:

Ни одно предприятие не может обойтись без использования материальных ценностей в своей экономической деятельности. С учетом важности правильного распределения и эффективного использования материальных активов, а также необходимости постоянного учета и контроля за их распределением целесообразно создать эффективную систему учета запасов и ценностей, используемых в деятельности организации.

Основными задачами учета запасов являются:

  1. формирование фактической стоимости запасов;
  2. правильное и своевременное документирование операций и предоставление достоверных данных о закупках, получении и выпуске запасов;
  3. контроль за сохранностью резервов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их перемещения;
  4. контроль за соблюдением установленных в организации стандартов запасов, обеспечение бесперебойного производства, работ и услуг;
  5. своевременное выявление ненужных и избыточных запасов с целью их возможной продажи или выявления других возможностей для их вовлечения в обращение;
  6. проведение анализа эффективности использования запасов.

Целью написания данной работы является изучение учета материальных ценностей.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи: определяются понятие и классификация материальных ценностей; определяется документация учета материальных ценностей операций; определяет порядок оценки и учета поступления материальных ценностей в организации, порядок учета операций по выбытию материальных ценностей; порядок организации складского учета и хранения материальных ценностей; определяется порядок инвентаризации материальных ценностей; определяет порядок оценки материальных ценностей при составлении финансовой отчетности.

Понятие и классификация материальных ценностей

В соответствии с РСБУ 5/2001 «Учет материально-производственных запасов» в качестве МПЗ принимаются следующие активы:

  • используется в качестве сырья и т. д. при изготовлении продукции, предназначенной для продажи (выполнение работ, оказание услуг);
  • предназначен для продажи;
  • используется для управленческих нужд организации.

Основными задачами учета запасов являются:

  1. формирование фактической стоимости запасов;
  2. правильное и своевременное документирование операций и предоставление достоверных данных о закупках, получении и выпуске запасов;
  3. контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их перемещения;
  4. контроль за соблюдением установленных в организации стандартов запасов, обеспечение бесперебойного производства, работ и услуг;
  5. своевременное выявление ненужных и избыточных запасов с целью их возможной продажи или выявления других возможностей для их вовлечения в обращение;
  6. проведение анализа эффективности использования запасов.

Основные требования к учету запасов:

  • непрерывное, непрерывное и полное отражение движения (доходов, расходов, движения) и наличия запасов;
  • счет и оценка запасов;
  • оперативность (своевременность) учета запасов;
  • authenticity;
  • соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (для оборотов и остатков);
  • соответствие данных бухгалтерского и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета.

Классификация материалов. В зависимости от роли, которую играют различные запасы в производственном процессе, они делятся на следующие группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, контейнеры и упаковочные материалы, запасные части , инвентарь и хозяйственные товары.

Сырье и основные материалы - это предметы труда, из которых изготовлен продукт и которые составляют материальную (материальную) основу продукта. Сырьем являются сельскохозяйственная и горнодобывающая продукция (зерно, хлопок, скот, молоко и т. д.), А материалы - это продукция для производства (мука, ткань, сахар и т. д.).

Вспомогательные материалы используются для воздействия на сырье и основные материалы, для придания продукту определенных потребительских свойств или для ухода за инструментами и ухода за ними, а также для облегчения процесса производства (специи при производстве колбас, смазочные материалы, салфетки и т. д.).

Следует иметь в виду, что разделение материалов на основные и вспомогательные является условным и часто зависит только от количества материала, используемого для изготовления различных видов продукции.

Закупленные полуфабрикаты - сырье и материалы, которые прошли определенные этапы обработки, но еще не являются готовыми продуктами. При изготовлении изделий они играют ту же роль, что и основные материалы, то есть составляют их материальную основу.

Возвратные промышленные отходы - это остатки сырья и материалов, образующиеся при их переработке в готовую продукцию, которые полностью или частично утратили потребительские свойства сырья и материалов (опилки, стружка и т. д.).

Отдельно от группы вспомогательных материалов, в связи с особенностями их использования, горючее, контейнеры и расходные материалы, запчасти.

Топливо делится на технологическое (для технологических целей), двигатель (топливо) и бытовое (для отопления).

Тара и тарные материалы - предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и изделий (сумки, коробки, ящики). Запасные части используются для ремонта и замены изношенных деталей машин и оборудования.

Запасы и предметы домашнего обихода - это часть MPZ организации, используемая в качестве средства труда в течение не более 12 месяцев или обычного рабочего цикла, если он превышает 12 месяцев (инвентарь, инструменты и т. д.).

Кроме того, материалы классифицируются по техническим характеристикам и делятся на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и т. д.

Указанные классификации запасов используются для построения синтетического и аналитического учета, а также для составления статистического отчета об остатках, поступлениях и расходах сырья в производственной и операционной деятельности.

Единица учета товарно-материальных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера запасов, порядка их приобретения и использования, единицей запасов может быть номер позиции, партия, однородная группа и т. д. Пункт 3 Положения о бухгалтерском учете 5/2001 «Учет запасов» от 09.06.2001 № 44н (с изменениями от 25 октября 2010 г. № 132н).

Для правильной организации бухгалтерского учета разрабатывается номенклатура - ценник - систематизированный перечень позиций материалов. С их характеристиками, номерами акций и скидками. Впоследствии отпуск и перемещение материалов документируются, в которых указывается номер позиции.

Документация, оценка и учет поступления материальных ценностей

Запасы принимаются к учету по фактической стоимости.

Фактическая стоимость материально-производственных запасов, приобретенных за вознаграждение, представляет собой сумму фактических затрат на приобретение организации, за исключением налога на добавленную стоимость и других возмещаемых налогов (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактические затраты на приобретение запасов включают в себя:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • Суммы, выплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;
  • таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы запасов;
  • вознаграждение, выплачиваемое посреднической организации, через которую приобретаются запасы;
  • расходы на заготовку и доставку товарно-материальных ценностей до места их использования, в том числе расходы на страхование.

Эти расходы включают, в частности:

  • расходы на закупку и доставку запасов;
  • расходы на содержание закупочной и складской единицы организации, расходы на транспортные услуги по доставке товарно-материальных ценностей до места их использования, если они не включены в цену товарно-материальных запасов, установленную договором;
  • начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит);
  • начисленные проценты до заимствования для учета товарно-материальных запасов, если были заимствованы для приобретения этих товарно-материальных запасов;
  • затраты на приведение запасов в состояние, в котором они пригодны для использования в запланированных целях. Эти расходы включают расходы организации на неполный рабочий день, сортировку, упаковку и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанных с производством товаров, выполнением работ и оказанием услуг;
  • прочие расходы, непосредственно связанные с приобретением товарно-материальных запасов.

Общие и прочие аналогичные расходы не включаются в фактические затраты на приобретение товарно-материальных запасов, если они непосредственно не связаны с приобретением товарно-материальных запасов.

Фактическая стоимость товарно-материальных запасов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством этих товарно-материальных запасов. Учет и формирование затрат на производство товарно-материальных запасов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.

Фактическая стоимость материально-производственных запасов, внесенных вклада в уставный (акционерный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Федерация.

Фактическая стоимость товарно-материальных запасов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также оставшихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к учету.

Фактическая стоимость товарно-материальных запасов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (платежей) неденежными средствами, представляет собой стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, определяется на основе цены, по которой в сопоставимых обстоятельствах организация обычно определяет стоимость аналогичных активов.

Если невозможно установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость запасов, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется на основе цена, по которой аналогичные запасы приобретаются в сопоставимых обстоятельствах.

В фактическую стоимость запасов также включены фактические затраты организации на доставку запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Фактическая стоимость товарно-материальных запасов, по которым они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Запасы, которые не принадлежат организации, но находятся в ее использовании или распоряжении в соответствии с условиями контракта, учитываются при оценке, предусмотренной в контракте.

Запасы, рыночная цена которых снизилась в течение отчетного года или устарела или полностью или частично утратила свои первоначальные качества, отражаются в балансе на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости с учетом физического состояния акций. Уменьшение стоимости товарно-материальных запасов отражается в бухгалтерском учете в форме начисления резерва.

Резерв для уменьшения стоимости материальных ценностей создается для каждой единицы материально-производственных запасов, принятых в бухгалтерском учете. Разрешается создавать резервы для уменьшения стоимости материальных ценностей для отдельных видов (групп) аналогичных или связанных товарно-материальных запасов. Создание резервов для снижения стоимости материальных ценностей не допускается для таких укрупненных групп (типов) материально-производственных запасов, как основные материалы, вспомогательные материалы, готовая продукция, товары, запасы определенного операционного или географического сегмента и т. д.

Расчет текущей рыночной стоимости товарно-материальных запасов производится организацией на основе информации, имеющейся до даты подписания финансовой отчетности.

При расчете учитывается:

  • изменение цены или фактической стоимости, непосредственно связанной с событиями после отчетной даты, подтверждающие экономические условия, существующие на отчетную дату, когда организация осуществляла свою деятельность;
  • назначение материально-производственных запасов;
  • текущая рыночная стоимость готовой продукции, для производства которой используются сырье, материалы и другие товарно-материальные запасы.

Резерв для уменьшения стоимости материальных ценностей не создается для сырья, материалов и других запасов, используемых при производстве готовой продукции, работ или услуг, если на отчетную дату текущая рыночная стоимость этих готовых изделий, работ или услуги соответствуют или превышают их фактическую стоимость.

Организация должна предоставить доказательства расчета текущей рыночной стоимости запасов.

Если в период, следующий за отчетным периодом, текущая рыночная стоимость запасов, для которых был создан резерв, в отчетном периоде увеличивается, соответствующая часть резерва включается в уменьшение стоимости материальных затрат, признанных в период, следующий за отчетный период.

Резерв по уменьшению стоимости товарно-материальных запасов отражается на счете «Счет прочих доходов и расходов». Начисленный резерв списывается для увеличения финансовых результатов (счет «Прочие доходы и расходы») по мере расходования связанных с ним запасов. С.20 Приказ Министерства финансов от 28 декабря 2001 г. № 119н «Об утверждении Методические рекомендации по учету товарно-материальных запасов »

Поступающие в организацию материалы оформляются бухгалтерскими документами в следующем порядке.

Вместе с отгрузкой продукции поставщик отправляет покупателю расчетные и другие подтверждающие документы: запрос на оплату (в двух экземплярах: один напрямую покупателю, другой через банк), накладные, квитанцию ​​на железнодорожную накладную и т. д. Другие документы, связанные с поступлением материалов, отправляются в бухгалтерию, где они проверяют правильность их оформления, после чего они передаются ответственному сотруднику по закупкам.

В отделе снабжения, согласно поступающим документам, они проверяют соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и других договорных условий. В результате такой проверки на расчетном или ином самом документе делается пометка о полном или частичном принятии (согласии на оплату). Кроме того, отдел снабжения следит за потоком товаров и их поиском. Для этого отдел логистики ведет учет поступающих товаров в отделе снабжения, в котором указывается регистрационный номер, дата регистрации, наименование поставщика, дата и номер транспортного документа, номер, дата и сумма счета, вид груза, номер и дата получения заказа или справка о принятии запроса о поиске груза. В примечаниях делается пометка об оплате счета или отказе от акцепта.

Подтвержденные платежные требования от отдела снабжения передаются в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций экспедитору для получения и доставки материалов.

Экспедитор принимает материалы на станции в зависимости от количества мест и веса. Если он обнаружит признаки сомнения в сохранности груза, он может потребовать, чтобы транспортная организация проверила груз. В случае нехватки мест или массы, повреждения контейнеров, повреждения материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий транспортной организации или поставщику.

Для получения материалов со склада поставщиков-нерезидентов экспедитору выдается заказ и доверенность, в которой указывается перечень материалов, подлежащих получению. Принимая материалы, экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.

Экспедитор доставляет принятый товар на склад предприятия и передает его менеджеру склада, который проверяет, соответствуют ли количество и качество материала данным счета поставщика. Материалы, принятые кладовщиком, заполняются квитанциями. Заказ на получение подписывается менеджером склада и экспедитором.

Материальные значения входят в соответствующие единицы измерения (вес, объем, линейные, числовые). Если материалы поступают в одну единицу и расходуются в другой, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными, разрешается размещать материалы без оформления заказа. В этом случае на документе поставщика ставится печать, отпечатки которой содержат основные реквизиты заказа. Количество первичных документов сокращено.

В тех случаях, когда количество и качество материалов, поступивших на склад, не соответствуют данным счета поставщика, комиссия принимает материалы и составляет акт приемки материалов, который служит основанием для претензии к поставщику. В комиссию должен входить представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляется также при приеме материалов, полученных на предприятии без учета счета поставщика (неоплаченные поставки).

Если перевозка материалов осуществляется автомобильным транспортом, то накладная, являющаяся отправителем в четырех экземплярах, используется в качестве основного документа: первый из них служит основанием для списания материалов отправителя; вторая - для размещения материалов получателем; третий - для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к накладной для оплаты за перевозку ценностей; четвертый является основой для учета транспортных работ и прилагается к накладной. Товарно-транспортная накладная используется как квитанция от покупателя при отсутствии расхождений в количестве полученных товаров с данными накладной. При наличии такого расхождения приемка материалов производится актом приемки материалов.

Поступление материалов собственного производства, отходов производства и т. д. Оформляется на склад с одно- или многострочными счетами-фактурами требований, которые выдают мастерские по доставке в двух экземплярах: первый - основа для списания материалов. из мастерской по доставке вторая отправляется на склад и используется в качестве документа квитанции. Материалы, полученные от демонтажа и демонтажа зданий и сооружений, учитываются на основании акта о размещении материальных ценностей, полученных при демонтаже и демонтаже зданий и сооружений.

Ответственные лица приобретают материалы у торговых организаций, других организаций и кооперативов, на рынке колхозов или у населения за наличные. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или сертификат (сертификат), составленный ответственным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и цены. , а также данные о паспорте продавца. Акт (справка) прилагается к отчету о расходах ответственного лица.

В соответствии с Планом счетов учет поступления материалов и сумм транспортных и закупочных расходов осуществляется одним из следующих способов, которые должны быть указаны в Учетной политике предприятия:

  1. Два субсчета 10 / учетные цены и 10 / TZR открываются на счете 10 «Материалы» для отдельного отражения стоимости материалов в учетных ценах и суммах TZR;
  2. Использование счетов 15 «Закупки и приобретение материальных активов» и счета 16 «Отклонения в стоимости материальных активов» для учета затрат на закупку и отказ;
  3. Прямое включение ТЗР в фактическую стоимость материалов (с небольшой номенклатурой материалов).

Фактическая стоимость всех полученных материалов формируется в конце месяца, поэтому разрешается вести текущий учет выпуска материалов в производство и для других целей по учетным ценам.

Эти цены следующие:

  1. Договорные цены
  2. Фактическая стоимость материалов
  3. Планирование цен
  4. Средняя цена группы.

В конце месяца рассчитываются отклонения в стоимости материалов, выпущенных по сниженным ценам от их фактической стоимости в процентах от отклонений.

Счет 15 «Закупки и приобретение материальных ценностей» отражает поступление материалов по договорным ценам, а также TZR.

В конце месяца отклонения определяются на 15-м счете путем сравнения дебетового и кредитового оборота. Положительные отклонения списываются с кредита 15 счета на дебет 16 счета, отрицательные отклонения списываются наоборот или производится запись сторнирования.

В конце месяца отклонения в стоимости списываются на дебет тех же счетов, где материалы списывались как расходы по сниженным ценам в течение месяца. Распределения производятся с использованием той же формулы% отклонения. Положительные отклонения списываются с дебетового счета 16 до зачисления на счет расходов (20, 23, 25, 26, 44, 29). Отрицательные отклонения отражаются в той же записи, но в обратном порядке.

Рассмотрим пример приобретения материалов для организации за плату.

Пример 1. Организация ООО «Боец» приобретает патроны 5 мм в количестве 35 000 шт. по цене 1,77 руб за штуку с НДС. Стоимость доставки составляет 3540 рублей с НДС, стоимость консультации 1180 рублей с НДС. Отражать приобретение картриджей можно двумя способами.

Документирование, оценка и учет высвобожденных материальных активов в производстве и для других целей, отражение учета движения материальных активов в учетных регистрах

Материалы отпускаются со склада организации для производства, потребления, бытовых нужд, на стороне, для переработки и в порядке продажи излишков и неликвидных запасов.

Важным условием контроля рационального использования материалов является их нормирование и отпуск на основе установленных ограничений. Лимиты рассчитываются отделами снабжения на основе данных отдела планирования об объемах производства и нормах расхода материалов на единицу продукции.

Все службы предприятия должны иметь список должностных лиц, которые имеют право подписывать документы для получения и выезда со склада материалов, а также выдавать разрешение на вывоз их с предприятия. Отправленные материалы должны быть точно взвешены, измерены и подсчитаны.

Процедура документирования выпуска материалов зависит в первую очередь от организации производства, направления потребления и периодичности их выпуска.

Потребление материалов, поступающих в производство и для других нужд, ежедневно оформляется картами предельного потребления. Они выпускаются в двух или трех экземплярах для одного или нескольких типов материалов и, как правило, сроком на один месяц. Может применяться квартальный лимит выдачи карт с отрывными ежемесячными купонами для фактического отпуска. В них указывается тип операций, номер склада, на котором поставляются материалы, мастерская получателя, код затрат, номер позиции и наименование материалов, подлежащих выдаче, единица измерения и лимит месячного потребления. материалы, которые рассчитываются в соответствии с производственной программой на месяц и текущими нормами расхода.

Один экземпляр карты с ограниченным забором передается в мастерскую получателя, а другой - на склад. Владелец магазина записывает количество выпущенного материала и остаток лимита в обеих копиях карточки и подписывает его на карточке мастерской получателя. Представитель мастерской расписывается в получении материалов в карточке на складе.

Лимит-забор карты может быть выпущен в одном экземпляре. В этом случае получатель расписывается в получении материалов непосредственно на складской учетной карточке, а лицо, ответственное за выпуск материалов со склада, подписывает на лимитной приемной карточке.

Выпуск материалов со складов осуществляется в установленных пределах. Сверхлимитная поставка материалов и замена одного материала другим (если на складе нет материала) оформляется выпиской по отдельной накладной на замену (дополнительная поставка материалов). При замене материала, подлежащего замене, в карточке ограничения потребления, введите строку «Замена, см. Требование №_» и уменьшите оставшуюся часть лимита. Материалы, не использованные в производстве и возвращенные на склад, регистрируются в карточке лимита приема без каких-либо дополнительных документов.

Использование лимит-карт значительно сокращает количество разовых документов. Расчеты с лимитами и выдача карт с ограничением ограничений на современных компьютерах могут повысить достоверность рассчитанных лимитов и снизить сложность составления карт.

Если материалы не часто отпускаются со склада, то их отпуск оформляется в виде одноразовых или многострочных счетов-фактур за выпуск материалов, которые выдают мастерские-получатели в двух экземплярах: первый с квитанцией кладовщика. , остается в мастерской, второй, с квитанцией получателя, у кладовщика.

Для учета движения материалов внутри предприятия используются однострочные или многострочные накладные расходы. Счета-фактуры являются материально ответственными лицами сайта, выдающими значения в двух экземплярах, один из которых остается на месте с квитанцией получателя, а второй с квитанцией лица, выдавшего значения, передается получателю. ценностей.

Передача материалов сторонним организациям или хозяйствам их организаций, расположенных за ее пределами, оформляется накладными на поставку материалов стороне, которые выписывает отдел снабжения, как правило, в трех экземплярах на основании заказов, контрактов. и другие документы: первый экземпляр остается на складе и является основой для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов, а третий - в бухгалтерию. Если материалы выпущены с последующей оплатой, то первая копия также служит выпиской из бухгалтерского учета для расчетных и платежных документов.

При перевозке материалов автомобильным транспортом вместо накладной используется коносамент.

Списание материалов оформляется актом о списании материалов, который составляется специально созданной комиссией с участием материально-ответственного лица. учетная стоимость акций

Вместо первичных документов для расхода материалов вы можете использовать учетные карточки материалов. С этой целью представители мастерских-получателей сами подписывают получение материалов на карточках, которые становятся оправдательными документами в этом отношении. В то же время коды производственных затрат наносятся на карточки с целью дальнейшей группировки записей по объектам затрат и статьям затрат. Такое сочетание расходных документов и материальных учетных карточек сокращает объем бухгалтерской работы и усиливает контроль за соблюдением стандартов запасов.

Для фактически потребленных материалов подразделение грузополучателя составляет акт расходов, в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма для каждой позиции, код заказа, на выполнение которого были израсходованы материалы, нормативное и фактическое потребление. материалы с указанием выявленных отклонений и их причин. В необходимых случаях в акте указывается количество произведенной продукции или объем выполненных работ. Кроме того, подразделения организации ежемесячно составляют отчеты о наличии и движении материальных ценностей и передают их в бухгалтерию.

В небольших организациях выпуск материалов для производства товаров и оказания услуг осуществляется без специальных документов. Фактически потребляемые материалы по их видам отражаются в актах или отчетах о выпуске и продаже готовой продукции. Акты составляются, как правило, работником предприятия, ответственным за прием, хранение и реализацию продукции. После утверждения руководителем организации акт служит основанием для списания соответствующих материалов.

В установленные дни документы о получении и потреблении материалов передаются в бухгалтерию организации в соответствии с реестром приемки документов, составленным в двух экземплярах: первый из них передается в бухгалтерию под расписку бухгалтера в второй экземпляр, а второй остается на складе.

В соответствии с РСБУ 5/2001 материалы, отпускаемые для потребления, могут оцениваться одним из следующих способов, что указано в учетной политике предприятия и применяется по группам или типам материалов:

  1. По стоимости каждой единицы;
  2. По средней стоимости;
  3. FIFO (первая партия и первая партия - за счет первых партий).

Далее рассмотрим пример расчета списания материалов с использованием методов средней стоимости и метода FIFO.

Подразделения организации ежемесячно составляют отчеты о движении и наличии материальных ценностей, которые передаются в бухгалтерию по определенному графику.

Бухгалтерское обслуживание обязано:

  1. Проверьте отчеты, полученные от устройства. Проверка точки зрения на законность сделок;
  2. согласовать отчеты подразделений со складскими документами;
  3. определить вместе с другими отделами отклонения фактического расхода материалов от установленных норм;
  4. Регулярно следить за правильностью учета материалов на складах и в подразделении.

Получение материалов в организации и расчеты с поставщиками отражаются на основании первичных документов в реестре, что позволяет контролировать расчеты с поставщиками. С бланком журнала-ордера это Приказ журнала № 6.

Учет материальных ценностей на складе и его связь с бухгалтерией

Для хранения материально-производственных запасов в организациях создаются:

  1. центральные (базовые) склады, которые непосредственно управляются руководителем организации или службы (отдела) снабжения и сбыта. Центральные склады, как правило, должны быть специализированными, особенно в тех случаях, когда в организации имеются материалы, требующие разных режимов хранения. Для хранения готовой продукции, как правило, создаются отдельные склады;
  2. склады (кладовые) магазинов, филиалов и других подразделений организации.

Специально адаптированные площадки оборудованы для материалов открытого хранения.

Склады (кладовые) складов размещаются по секциям, а внутри - по группам, размерам и размерам на стеллажах, полках, ящиках, в ящиках, контейнерах, сумках и других контейнерах и в штабелях.

Размещение товарно-материальных запасов должно обеспечивать их надлежащее хранение, быстрый поиск, отпуск и проверку наличия.

Как правило, к месту хранения материальных запасов прикрепляется этикетка, а на ячейках (коробках) (например, на склеенных листах бумаги или бирках) делаются надписи с указанием названия материала, его отличительных признаков ( марка, изделие, размер, марка и т. д.), номер товара, единица измерения и цена.

Прием, хранение, отпуск и учет запасов для каждого склада возлагаются на соответствующих должностных лиц (заведующего складом, кладовщика и т. д.), которые несут ответственность за правильный прием, отпуск, учет и сохранение доверенных им резервов, а также для правильного и своевременного оформления приема и отпуска работ. Соглашения о полной материальной ответственности заключаются с этими должностными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Записи запасов (т. е. материалов, контейнеров, товаров, основных средств, готовой продукции и т. д.), Хранящихся на складах (кладовых) организации и подразделений, хранятся на учетных карточках склада для каждого наименования, сорта, изделия, марки, размера. и другие отличительные признаки материальных ценностей (сортовой учет). При автоматизации бухгалтерских работ вышеуказанная информация генерируется на магнитных (электронных) носителях компьютерной техники.

На складах количественный сортовой запас материальных запасов ведется в установленных единицах измерения с указанием цены и количества.

Складские учетные карточки открываются на календарный год службой снабжения организации (снабжение и маркетинг). При этом заполняются данные, указанные в карточках: номер склада, полное наименование материальных ценностей, сорт, товар, марка, размер, номер изделия, единица измерения, цена со скидкой, год и другие детали.

Для каждого номера позиции материала открывается отдельная карточка.

Складские учетные карточки регистрируются бухгалтерией организации в специальном реестре (книге), а при механизированной обработке - на соответствующем машинном носителе. При регистрации номер карты и виза бухгалтера или специалиста, выполняющего бухгалтерскую функцию в организации, помещаются на карту.

Карты выдаются менеджеру склада (кладовщику) под расписку в реестре.

В полученных складских инвентарных карточках управляющий складом (кладовщик) заполняет данные, описывающие хранение материальных ценностей (стеллаж, полка, ячейка и т. д.).

Учетные цены на товарно-материальные запасы, хранящиеся на складах (в кладовых) организации и в единицах, проставляются на складских инвентарных карточках организации.

В случае изменения скидочных цен на карты, об этом делаются дополнительные записи, то есть указывается новая цена и с какого времени она действительна.

Если организация использует цены поставщика или фактическую стоимость материалов в качестве учетной цены:

  1. новая складская инвентарная карточка открывается при каждом изменении цены;
  2. записи хранятся на одной и той же карте независимо от изменения цены. В этом случае на карточках в строке «Цена» указывается «Цена поставщика» или «Фактическая стоимость». Новая цена записывается для каждой транзакции.

Если бухгалтерская служба регистрирует материалы в соответствии с методом баланса, карточки заполняются в форме ведомости оборота с указанием для каждой транзакции получения и расходования цены, количества и суммы, остатки отображаются в соответствии с количеством и суммой. Записи сумм в карточках, как правило, производятся сотрудником бухгалтерии. По решению руководителя организации, по рекомендации главного бухгалтера, эта работа может быть поручена лицу, осуществляющему учет на складе учетных карточек.

Учет движения товарно-материальных запасов (доходов, расходов, остатков) на складе осуществляется непосредственно финансово ответственным лицом. В некоторых случаях допускается поручить ведение склада учетных карточек операторам с разрешения главного бухгалтера и с согласия материально ответственного лица.

После того, как карта полностью заполнена для последующих записей движения запасов, открывается второй лист той же карты и последующие листы. Листы карточки пронумерованы и сшиты.

Второй и последующие листы карточки утверждаются бухгалтером при следующей проверке.

В случае автоматизации (механизации) учета движения материальных запасов на магнитных (электронных) носителях компьютерной техники могут быть представлены формы бухгалтерской документации, указанные в настоящем пункте, и накопительные регистры оперативного учета.

На основании выполненных в установленном порядке и выполненных первичных документов (чеков, требований, счетов-фактур, накладных, других документов о поступлениях и расходах) менеджер склада (кладовщик) делает записи в учетных карточках склада с указанием даты совершения операции, наименования и номер документа и краткое изложение операции (от кого она была получена, кому она была выпущена, с какой целью).

В карточках каждая операция, отраженная в конкретном первичном документе, записывается отдельно. Если несколько одинаковых (однородных) операций выполняются в один и тот же день (для нескольких документов), можно сделать одну запись с отражением общего количества этих документов. В этом случае содержимое такой записи перечисляет номера всех таких документов или составляет их реестр.

Записи на складе учета карточек производятся в день совершения операции и отображаются ежедневные остатки (если есть операции).

Разноска карточек с лимитными пикапами на карточки склада с записями о выпуске материалов может осуществляться при закрытии карточек, но не позднее последнего дня месяца.

В конце месяца на карте отображаются результаты оборота по доходам и расходам и сальдо.

Сотрудники бухгалтерской службы организации, ведущие учет товарно-материальных запасов, обязаны систематически, в течение сроков, установленных организацией, но не реже одного раза в месяц, проводить непосредственную проверку в присутствии менеджера склада на предмет своевременности и правильность оформления первичных документов по складским операциям, учет операций по учету складских карточек, а также полнота и своевременность доставки оформленных документов в бухгалтерию организации.

При ведении баланса методом учета материалов в службе учета, сотрудник службы учета проверяет все записи на складе учетных карточек с первичными документами и подтверждает своей подписью правильность изъятия остатков по карточкам. Сверка карточек с документами и подтверждение операций подписью инспектора также может быть осуществлена ​​в тех случаях, когда бухгалтерская служба регистрирует материалы с использованием оборотных ведомостей.

При ведении учетных карточек в бухгалтерии организации (карточки бухгалтерской службы сверяются со складскими карточками).

Материально ответственные лица обязаны по требованию аудитора бухгалтерской службы представить материальные ценности для проверки наличия.

Периодически, во время, установленное графиком рабочего процесса организации, руководители складов должны сдавать, а сотрудники бухгалтерии или другого подразделения организации должны принимать от них все первичные бухгалтерские документы, прошедшие через склады за соответствующий период.

Прием первичных учетных документов оформляется, как правило, путем составления реестра, в котором работник бухгалтерии или другого подразделения организации подписывает получение документов.

Карты приема лимитов доставляются на склад после использования лимита. В начале месяца должны быть сданы все карты за последний месяц, независимо от использования лимита. Если лимитная карта была выпущена за квартал, она выдается в начале следующего квартала, а также в начале второго и третьего месяцев текущего квартала. Выпускаются ежемесячные купоны из квартальных карт, если купоны выпущены.

Перед выпуском карточек с ограничительным забором их данные сверяются с мастерскими копиями карточек (при хранении карточек в двух экземплярах). Сверка подтверждается подписями руководителя склада (кладовщика) и ответственного сотрудника подразделения организации, получившего материалы.

После окончания календарного года остатки на 1 января следующего года отображаются на учетных карточках склада, которые переносятся на вновь открытые карточки на следующий год, а карточки прошлого года закрываются, сшиваются (подаются ) и передан в архив организации.

По указанию начальника службы снабжения (снабжения и сбыта) и разрешения главного бухгалтера складские учетные карточки могут храниться в следующем календарном году. При необходимости новые карточки можно закрыть и открыть в середине года.

На складах (в кладовых) вместо складских учетных карточек разрешено вести учет в складских книгах.

В инвентарных книгах по каждому номеру товара открывается личный счет. Личные счета нумеруются в том же порядке, что и карточки. Для каждого личного кабинета выделяется страница (лист) или необходимое количество листов. В каждом личном кабинете данные, указанные в учетных карточках склада, предоставляются и заполняются.

В начале или в конце книги размещается оглавление личных счетов с номерами личных счетов, названиями материальных ценностей с их отличительными особенностями и количеством листов в книге.

Складские книги должны быть пронумерованы и пронумерованы. Количество листов в книге удостоверяется подписью главного бухгалтера или уполномоченного им лица и печатью.

Книги складского учета регистрируются в бухгалтерии организации, о которой делается запись в книге с указанием номера в реестре.

Организация может установить другой порядок обработки складских книг.

При небольшой номенклатуре материалов и небольших очередях разрешается проводить ежемесячные отчеты о материалах на всех или на отдельных складах (в кладовых) организации и подразделений вместо карточек (книг) инвентарного контроля.

Ежемесячный отчет о материалах отражает данные (данные), имеющиеся на учетных карточках склада, остаток материалов на начало месяца, доходы и расходы за месяц и остаток на конец месяца. В то же время несколько столбцов могут быть выделены для учета операций с доходами и расходами, в том числе для отражения информации о получении материалов (от поставщиков, с других складов и подразделений организации и т. д.), отпусках (производственным подразделениям, обслуживающим производство. и домашние хозяйства, для продажи и т. д.) и (или) для каких целей.

Ежемесячные материальные отчеты обычно отражают материалы, по которым произошло движение (доходы или расходы) в данном месяце. В этом случае в начале каждого квартала составляется бухгалтерский баланс по всей номенклатуре материалов этого склада (кладовой).

В материальных отчетах также указывается сумма (по доходам, расходам и сальдо) материальных активов. Сумма заполняется (налогообложение) бухгалтерией организации, или специалистом, выполняющим бухгалтерскую функцию, или начальником склада (кладовщиком).

Материальные отчеты со всеми приложенными первичными документами передаются в бухгалтерию организации в сроки, установленные организацией. Перечень складов (кладовых), на которых хранятся ежемесячные материальные отчеты, форма отчета, порядок его подготовки, представления и проверки определяются решением руководителя организации по рекомендации главного бухгалтера. п. 277 Приказ Министерства финансов от 28.12.2001 № 119н «Об утверждении Методических рекомендаций по учету материально-производственных запасов»

Инвентаризация материальных ценностей

Чтобы обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности, организации должны провести инвентаризацию запасов, в ходе которой проверяется и документируется их наличие, состояние и оценка.

Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, если инвентаризация не требуется.

Необходим инвентарь:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед подготовкой годовой финансовой отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого была проведена не ранее 1 октября отчетного года). В организациях, расположенных на Крайнем Севере и в аналогичных районах, инвентаризация товаров и материалов проводится в течение периода их наименьшего остатка;
  • при смене материально-ответственных лиц;
  • в случае кражи, злоупотребления или порчи имущества;
  • при стихийном бедствии, пожаре или других чрезвычайных ситуациях, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В целях организации текущего контроля за сохранностью запасов, быстрого выявления возможных расхождений между данными бухгалтерского учета и их фактической доступностью для отдельных предметов и (или) групп в местах хранения и эксплуатации, проверки проводятся в организациях.

Порядок проведения проверок, включая определение конкретных наименований, типов, групп проверяемых резервов, сроков проведения проверок и т. д., Устанавливается руководителем организации, а также руководителями подразделений организации. от имени руководителя организации.

Провести ряд работ по выявлению фактического наличия запасов, сравнить фактическое наличие запасов с данными бухгалтерского учета, документировать несоответствие количества, качества, ассортимента поступающих запасов соответствующим показателям (характеристикам), предусмотренным в По договорам (поставки, купли-продажи и др. аналогичные документы), определяющим причины списания резервов и возможности использования отходов и ряда других аналогичных работ, в организации создается постоянная инвентаризационная комиссия.

Учитывая большой объем этих работ, их особый характер, организация может создавать рабочие инвентаризационные комиссии.

Персонал постоянных и рабочих инвентаризационных комиссий утверждается руководителем организации, в результате чего выдается административный документ (приказ, приказ и т. д.).

В состав этих комиссий входят представители администрации организации, сотрудники бухгалтерской службы и другие специалисты.

В состав инвентаризационной комиссии могут входить представители организации службы внутреннего аудита, независимых аудиторских организаций.

Бухгалтерская служба организации обязана:

  • контролировать своевременность и полноту инвентаря;
  • требовать доставки инвентарных материалов в бухгалтерию;
  • контроль за своевременным заполнением кадастров и документированием их результатов;
  • отражать на счетах бухгалтерского учета несоответствия между фактическим наличием имущества и учетными данными, выявленными в ходе инвентаризации

По результатам инвентаризаций и проверок принимаются соответствующие решения по устранению недостатков в хранении и учете запасов и компенсации материального ущерба.

Расхождения между фактическим наличием имущества и учетными данными, выявленными в ходе инвентаризации, отражаются в следующем порядке:

  • избыточные запасы по рыночным ценам и в то же время их стоимость относится к: -в коммерческих организациях - по финансовым результатам;
  • сумма недостачи и порчи запасов списывается со счетов по их фактической стоимости, которая включает в себя договорную (учетную) цену акции и долю транспортных и закупочных расходов, связанных с этим запасом. Порядок расчета этой доли устанавливается организацией самостоятельно. В бухгалтерском учете эта операция отражается в дебете счета «Убытки и убытки от порчи ценностей» и в кредите счетов учета запасов - в пересчете на договорную (учетную) цену акций и дебет счета «Убытки и убытки от порчи ценностей» и зачет по счету «Отклонение в стоимости материалов», при использовании в учетной политике организации счетов по заготовке и закупке материалов или соответствующей субсчету по счетам за учет запасов по доле транспортных и закупочных расходов.

В случае порчи акций, которые могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), последние одновременно учитываются по рыночным ценам с учетом их физического состояния с уменьшением этой суммы потерь от порчи.

Дефицит запасов и их порча списываются со счета «Нехватка и убытки от порчи ценностей» в пределах норм естественной убыли на счета учета производственных затрат или (и) расходов на продажу; за пределами нормы - за счет преступников. Если виновные лица не установлены, или суд отказался возместить убытки от них, то убытки от нехватки запасов и их ущерб списываются на финансовые результаты коммерческой организации, чтобы увеличить расходы некоммерческой организации. Нормы убытка могут применяться только в случаях выявления фактической нехватки.

Недостаток запасов в пределах установленных норм естественной убыли определяется после компенсации недостачи запасов излишками при повторной классификации. В случае, если после зачета на прививку, сделанного в установленном порядке, все еще ощущалась нехватка резервов, то нормы естественной убыли следует применять только для названий резервов, для которых был установлен дефицит. При отсутствии норм снижение считается недостатком, превышающим нормы.

Взаимное погашение излишков и недостач в результате перепрофилирования может осуществляться по решению руководства организации только за один и тот же проверенный период в одном и том же проверяемом предприятии в отношении запасов одного и того же наименования и в идентичных количествах.

Материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии о допущенной повторной оценке.

В случае, когда при возмещении дефицита путем переоценки стоимость отсутствующих запасов превышает стоимость избыточных запасов, тогда эта разница применяется к виновным лицам.

Если конкретные виновники дефицита не выявлены, то различия рассматриваются как дефицит, превышающий нормы потерь, и относятся на финансовые результаты коммерческой организации или увеличение расходов некоммерческой организации.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности за месяц, в котором инвентаризация была завершена, а для годовой инвентаризации - в годовой финансовой отчетности.

Оценка материальных ценностей при составлении финансовой отчетности

Запасы учитываются в финансовой отчетности в соответствии с их классификацией (распределение по группам (типам) на основе метода использования при производстве продукции, работ, услуг или для административных нужд организации.

На конец отчетного года товарно-материальные запасы отражаются в бухгалтерском балансе по себестоимости, определенной на основе методов, использованных для оценки товарно-материальных запасов.

Запасы, которые морально устарели, полностью или частично утратили свое первоначальное качество или текущую рыночную стоимость, стоимость продажи которых уменьшилась, отражаются в балансе на конец отчетного года за вычетом резерва на уменьшение стоимость материальных ценностей. Резерв для уменьшения стоимости материальных активов формируется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической стоимостью запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости.

Запасы, принадлежащие организации, но находящиеся в пути или переданные покупателю под залог, учитываются в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической стоимости.

В финансовой отчетности, подлежащей раскрытию, с учетом существенности, как минимум, указана следующая информация:

  • Методы оценки запасов по их группам (типам);
  • Последствия изменений в оценке запасов;
  • Стоимость материально-производственных запасов;
  • Размер и движение резервов по снижению стоимости материальных ценностей. Пункт 27 Положения о бухгалтерском учете 5/2001 «Учет материально-производственных запасов» от 09.06.2001 № 44н (в редакции от 25 октября 2010 г. № 132н).

Вывод:

В ходе проделанной работы можно сделать следующие выводы.

В соответствии с РСБУ 5/2001 «Учет материально-производственных запасов» в качестве МПЗ принимаются следующие активы:

  • используется в качестве сырья и т. д. при изготовлении продукции, предназначенной для продажи (выполнение работ, оказание услуг);
  • предназначен для продажи;
  • используется для управленческих нужд организации.

Целью учета материальных ценностей является обеспечение надежного контроля за их движением во избежание потерь и нецелевого и неэффективного использования ценностей.

Материальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, определяемой как сумма фактических затрат кредитной организации, связанных с их приобретением.

Контроль за движением ценностей, сохранностью и рациональным использованием осуществляется в соответствии с бухгалтерскими документами. Эти документы также служат информационной базой для анализа использования материальных ценностей, в результате чего выявляются факторы, оказывающие негативное влияние на финансовые показатели кредитных организаций.

Материалы отпускаются со склада организации для производства, потребления, бытовых нужд, на стороне, для переработки и в порядке продажи излишков и неликвидных запасов.

Важным условием контроля рационального использования материалов является их нормирование и отпуск на основе установленных ограничений. Лимиты рассчитываются отделами снабжения на основе данных отдела планирования об объемах производства и нормах расхода материалов на единицу продукции.

Для хранения материальных запасов организации создают склады, на которых также должны быть организованы учет и контроль безопасности материальных ценностей.

На складах количественный сортовой запас материальных запасов ведется в установленных единицах измерения с указанием цены и количества.

Чтобы обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности, организации должны провести инвентаризацию запасов, в ходе которой проверяется и документируется их наличие, состояние и оценка.

Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, если инвентаризация не требуется.

Запасы учитываются в финансовой отчетности в соответствии с их классификацией (распределение по группам (типам) на основе метода использования при производстве продукции, работ, услуг или для административных нужд организации.

На конец отчетного года товарно-материальные запасы отражаются в бухгалтерском балансе по себестоимости, определенной на основе методов, использованных для оценки товарно-материальных запасов.