Учет материальных ценностей организации – особенности и проблемы

Предмет: Бухгалтерский учёт
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 18.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по бухгалтерскому учёту:

 

Много готовых курсовых работ по бухгалтерскому учёту

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Учет НДС в строительстве
Учет НДФЛ
Учет прочих доходов и расходов – их влияние на финансовый результат организации
Особенности учета уставного капитала, проблемы и пути их решения


Введение:

Управление запасами является одной из важных составляющих управления производством, которая заключается в организации заключения деловых договоров и в заготовке, доставке и хранении сырья, комплектующих, комплектующих, а также в их учете и контроле за их использованием.

Целью курсовой работы является изучение порядка оценки материалов, документирования выпуска материалов для производственно-хозяйственных нужд, организации оперативного и учета расхода материалов, а также контроля за сохранностью и использованием их в производство.

Детальное изучение этих вопросов позволит выявить конкретные методы оценки, учета и контроля материальных ресурсов, используемых организацией, а также предложить способы улучшения использования материалов в рамках возможных способов учета материальных ресурсов, зарегистрированных в нормативные документы по бухгалтерскому учету. Себестоимость продукции, финансовый результат, налогооблагаемая прибыль, сумма налога на прибыль, сумма налога на добавленную стоимость зависят от объективности и достоверности информации, получаемой в данной области бухгалтерского учета.

Теоретической основой курсовой работы является работа современных экономистов по изучаемым вопросам, учебно-методические пособия по учету материальных ресурсов, данные статистических сборников, а также статьи из экономических периодических изданий.

Практической основой данной курсовой работы является информация аналитического и синтетического учета материальных ценностей. Филиал ОАО ППА СПП Михайловский мельница Алтайского края Михайловский район.

Общие принципы инвентаризации

Понятие, классификация и задачи бухгалтерских материалов

Методологические основы формирования учетной информации по товарно-материальным запасам организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 июня № 44н. 2001

В состав товарно-материальных запасов входят: материалы, готовая продукция, товары.

Материалы - один из важнейших элементов производственного цикла любой организации; они являются объектами труда, которые используются для производства продуктов, выполнения работ и оказания услуг. Их особенность заключается в том, что, участвуя в производственном процессе, материалы полностью расходуются в каждом из его циклов и полностью переносят свою стоимость на вновь создаваемые продукты (работы, услуги).

Удобно использовать классификацию материалов для построения синтетического и аналитического учета, составления статистических отчетов, сведений о поступлении и расходе материалов в производственно-хозяйственной деятельности организации, а также для определения балансов.

Готовая продукция - часть материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, которая является конечным результатом производственного процесса, укомплектованного обработкой (упаковкой), технические и качественные характеристики которого соответствуют условиям договора или требованиям документов в установленных случаях. по закону.

Товары - это та часть запасов организации, которая была приобретена или получена от других юридических и физических лиц и предназначена для продажи без дополнительной обработки. 

В процессе производства материалы используются по-разному: они могут полностью потребляться в процессе производства (сырье) или менять свою форму (например, смазочные материалы). Некоторые материалы включены в продукт без каких-либо изменений (запасные части), другие вообще не входят в массу или химический состав продукта, но способствуют его изготовлению (изнашиваемые детали).

Запасы в зависимости от их роли в производстве делятся на следующие виды:

  • сырье (продукция добывающих отраслей);
  • основные материалы (материалы, которые составляют основу продукта или являются компонентом для его создания);
  • топливо;
  • купленные полуфабрикаты и комплектующие (предметы, приобретенные для создания и приобретения товара);
  • вспомогательные материалы (материалы, которые участвуют в производстве продукции и расходуются на технические и бытовые нужды - краски, моющие средства и т. д.);
  • запасные части (детали оборудования для замены изношенных);
  • малоценные и изнашиваемые вещи;
  • упаковка (предметы для упаковки, транспортировки и хранения материалов и изделий);
  • Другие материалы.

Запасы также классифицируются по их техническим свойствам с выделением черных металлов, цветных металлов, проката, химикатов и т. д. В рамках этих групп предприятия ведут учет доходов, расходов и остаточных запасов. 

Основными задачами бухгалтерских материалов являются:

  • правильное документирование и своевременное отражение операций по поступлению, внутреннему перемещению и утилизации материалов;
  • предоставление достоверных данных о закупках, получении и выпуске материалов;
  • обеспечение безопасности и контроля движения и правильного использования всех материальных ценностей;
  • соответствие установленным нормам запасов и затрат;
  • своевременная идентификация неиспользованных материалов для продажи в установленном порядке;
  • Получение точной информации об их остатках на складах предприятия. 

Оценка материальных ценностей

Запасы принимаются к учету по фактической стоимости. Порядок формирования фактической стоимости материально-производственных запасов при их регистрации зависит от каналов поступления материальных ценностей.

Фактическая стоимость запасов, приобретенных за вознаграждение, представляет собой сумму фактических затрат на приобретение организации, за исключением налога на добавленную стоимость и других возмещаемых налогов (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактические затраты на приобретение НПЗ включают в себя:

  • суммы, уплаченные в соответствии с договором с поставщиком;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;
  • таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;
  • вознаграждение, выплачиваемое посреднической организации, через которую приобретаются запасы;
  • расходы на заготовку и доставку товарно-материальных ценностей до места их использования, включая расходы на страхование. Эти расходы включают, в частности, расходы на закупку и доставку запасов; расходы на содержание отдела закупок и хранения организации; расходы на транспортные услуги по доставке товарно-материальных ценностей до места их использования, если они не включены в цену товарно-материальных запасов, установленную договором; начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); проценты по заемным средствам, начисленным до принятия к учету запасов, если средства были привлечены для приобретения этих резервов;
  • затраты на приведение запасов в состояние, в котором они пригодны для использования в запланированных целях. Эти расходы включают расходы организации на неполный рабочий день, сортировку, упаковку и улучшение технических характеристик полученных резервов, не связанных с производством товаров, выполнением работ и оказанием услуг;
  • другие расходы, непосредственно связанные с приобретением товарно-материальных запасов.

Перечень затрат является открытым, т. е. предусматривается возможность включения в фактическую стоимость МРЗ отдельных расходов, непосредственно связанных с их приобретением. Общие и прочие аналогичные расходы не включаются в фактические затраты на приобретение товарно-материальных запасов, если они непосредственно не связаны с приобретением товарно-материальных запасов

Фактическая стоимость запасов при их изготовлении организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством этих запасов. Учет и формирование затрат на производство товарно-материальных запасов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости продукции.

Фактическая стоимость материально-производственных запасов, внесенных в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Фактическая стоимость товарно-материальных запасов, полученных организацией по договору дарения (бесплатно), а также стоимости, остающейся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к учету.

Фактическая стоимость товарно-материальных запасов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается как стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией.

Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией в обмен на другое имущество, определяется на основе цены, по которой в сопоставимых обстоятельствах организация обычно определяет стоимость аналогичных активов.

Транспортные и иные расходы, связанные с обменом, включаются в стоимость полученных резервов, которые прямо или предварительно зачисляются на расходы по транспортировке и приобретению, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Фактические затраты организации на их доставку и приведение в состояние, пригодное для использования, также включаются в фактическую стоимость МПЗ независимо от способов их получения.

Организация, занимающаяся торговой деятельностью, может включать расходы по закупке и доставке товаров на центральные склады (базы), произведенные до их передачи в продажу, как часть расходов по продаже.

Товары, приобретенные предприятием для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. Организации, занимающейся розничной торговлей, разрешается оценивать приобретенные товары по стоимости продажи с отдельными надбавками (скидками).

МРЗ, которые не принадлежат этой организации, но находятся в ее использовании или выбытии, учитываются на забалансовых счетах в оценке, предусмотренной в контракте, или в оценке, согласованной с их владельцем. Если в контракте нет цены на указанные акции или цены, согласованной с владельцем, они могут быть учтены путем условной оценки.

МРЗ, принадлежащие организации, но находящиеся в пути или переданные покупателю под залог, учитываются в оценке, предусмотренной договором, с последующим уточнением фактической стоимости.

Фактическая стоимость МПЗ, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

МПЗ, стоимость которых выражена в иностранной валюте, при принятии к бухгалтерскому учету производится в рублях с учетом курса Центрального банка Российской Федерации, действующего на дату принятия данных МПЗ к бухгалтерскому учету.

Нормативные документы позволили использовать учетные цены в аналитическом учете и местах хранения материалов.

В качестве учетных цен на материалы могут применяться:

  • договорные цены. В этом случае прочие расходы, включенные в фактическую стоимость материалов, учитываются отдельно в транспортных и закупочных расходах;
  • фактическая стоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода (отчетного года). В этом случае отклонения между фактической стоимостью материалов текущего месяца и их учетной ценой учитывается как часть расходов на транспортировку и закупки;
  • плановые и ориентировочные цены. В этом случае отклонения договорных цен от плановых и расчетных цен учитываются в составе транспортных и закупочных расходов. Они предназначены для использования внутри организации. Планирование цен разрабатывается и утверждается организацией в зависимости от уровня фактической стоимости соответствующих материалов;
  • средняя цена группы. В этом случае разница между фактической стоимостью материалов и средней ценой группы учитывается в составе транспортных и закупочных расходов.

Когда материалы выпускаются в производство и иным образом утилизируются, они оцениваются организацией одним из следующих методов:

  • по стоимости каждой единицы;
  • по средней стоимости;
  • по стоимости первых материалов на момент приобретения (метод FIFO);
  • по стоимости материалов, которые были приобретены в последний раз (метод LIFO). 

Организация может использовать различные методы оценки материалов, когда они вводятся в производство для различных групп (типов) материалов, но для определенного типа (группы) материалов в течение отчетного года может использоваться только один из вышеуказанных методов оценки. Использование любого из вышеперечисленных методов по группам (типам) материалов должно быть отражено в учетной политике организации, исходя из предположения последовательности, в которой применяются учетные политики.

По стоимости каждой единицы можно оценить материалы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни, радиоактивные вещества и т. д.).

Когда вы выпускаете материалы по стоимости каждой единицы, можно использовать два варианта расчета стоимости единицы инвентаря:

  • включая все расходы, связанные с приобретением акций;
  • включая только стоимость акций по договорной цене (упрощенная версия).

В финансовой отчетности организации МПЗ на конец отчетного года отражаются по стоимости, определенной на основе используемых методов оценки запасов. МРЗ, по которым в течение отчетного года произошло снижение рыночной стоимости или они частично утратили свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе по текущей рыночной стоимости. Это снижение отражено в методологии расчета резерва для уменьшения стоимости материальных ценностей. Резерв формируется из финансовых результатов организации в размере разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической стоимостью запасов, если последняя превышает текущую рыночную стоимость. Этот резерв на уменьшение стоимости материальных активов создается для каждой единицы МПЗ, принятой в бухгалтерском учете. Разрешается создавать резервы для уменьшения стоимости материальных ценностей для отдельных видов (групп) аналогичных или связанных товарно-материальных запасов. Не допускается создание резервов для уменьшения стоимости материальных ценностей для таких расширенных групп (типов) материально-производственных запасов, как основные материалы, вспомогательные материалы, готовая продукция, товары и т. д. Текущая рыночная стоимость МПЗ рассчитывается организацией по На основании информации, доступной до даты подписания финансовой отчетности. Организация должна предоставить доказательства текущей рыночной стоимости запасов.

Учет информации о резервах на снижение себестоимости запасов осуществляется на пассивном счете 14 «Резервы на уменьшение стоимости материальных ценностей».

Резерв отражается по кредиту счета 14 «Резервы по уменьшению стоимости материальных ценностей» и дебету счета 91 «прочие расходы». В следующем отчетном периоде в качестве материальных активов, для которых был списан резерв, зарезервированная сумма восстанавливается: счет учитывается по дебету счета 14 «Резервы по уменьшению стоимости материальных активов» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Аналогичная запись сделана с увеличением рыночной стоимости материальных активов, для которых ранее были созданы соответствующие резервы.

Аналитический учет по счету 14 «Резервы снижения стоимости материальных ценностей» ведется для каждого резерва.

Организация материального учета

Документация движения материалов

Все юридические лица, независимо от формы собственности, должны осуществлять операции по движению материальных ценностей с едиными первичными документами для учета материалов, разработанными Госкомстатом России. Первичные документы для получения и выпуска материалов должны быть оформлены надлежащим образом, иметь соответствующие подписи и быть пронумерованы заранее.

Перечислим документы для учета материально-производственных запасов.

Доверенность (ф. № М-2 и № М-2а) - используется для оформления права должностного лица действовать в качестве доверенного лица организации после получения материальных ценностей от поставщика. Доверенность составляется в одном экземпляре бухгалтерией организации и выдается под расписку получателю. Срок действия доверенностей, как правило, не может превышать 15 дней; в исключительных случаях он может быть выдан на календарный месяц.

Входящий заказ (ф. № М-4) - используется для записи материалов, поступающих от поставщиков или от обработки. Заказ-квитанция составляется в одном экземпляре финансово ответственным лицом в день получения ценностей на складе. Выписано на фактически принятое количество значений. Формы получения поручений передаются финансово ответственным лицам в предварительно пронумерованном виде.

Закон о приемке материалов (ф. № М-7) - используется для организации приемки материальных ценностей в тех случаях, когда имеются количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика, а также при принятии запасы, полученные без документов (для неоплаченных поставок). Акт является правовым основанием для претензии к поставщику; он составляется в двух экземплярах членами приемочной комиссии с обязательным участием материально-ответственного лица и представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации. Акт утверждается руководителем организации или другим уполномоченным лицом. Один экземпляр акта с приложенными первичными документами передается в бухгалтерию для учета движения материальных ценностей, другой - в отдел закупок или бухгалтерию для отправки письма-претензии поставщику.

Лимитно-ограждение (номер по каталогу М-8) - необходимо для учета отпуска со склада сырья, материалов, приобретенных полуфабрикатов и т. д. Производственным подразделениям организации в рамках утвержденного лимита. Лимит отпуска определяется на основе существующих стандартов путем расчета, исходя из объема производственных задач цехов, с учетом переходящих запасов на начало отчетного периода. Лимитные карточки выдаются в двух экземплярах сроком на один месяц, а для небольших объемов - на четверть. До начала месяца один экземпляр карты передается структурному подразделению - потребителю материалов, другой - на склад.

Материалы выпускаются в производство на складе только при предъявлении представителем структурного подразделения его копии карты лимит-прием. Кладовщик отмечает в обеих копиях дату и количество выпущенных материалов, после чего он отображает баланс лимитов материалов. Кладовщик ставит подпись в карточке предельного ограждения структурного подразделения, а представитель структурного подразделения в карточке предельного ограждения склада После использования лимита склад передает карточки с ограничением заборов в бухгалтерию.

Требование счета-фактуры (т. № М-11) - используется для регистрации движения материальных ценностей внутри организации, их отпуска в филиалы, расположенные за ее пределами, и при продаже инвентаря. Счет-фактура составляется в двух экземплярах материально ответственными лицами склада или цеха, передавая ценности. Первый экземпляр предназначен для списания ценностей (склад, мастерская), второй - для капитализации ценностей принимающей стороной (склад, мастерская). Поступление сверхлимитного материала со склада может осуществляться только с разрешения руководителя или главного инженера и оформляется требованием к накладной (ф. № М-11). Замена некоторых видов материалов другими, схожими по своим свойствам, также допускается только с разрешения руководителя и оформляется требованием-накладной указанной формы. Этот документ вместе с карточкой ограничения лимитов заменяемого материала передается на склад, и кладовщик уменьшает остаток лимита с учетом выдачи заменяющих материалов.

Счет за выдачу материалов стороне (ф. № М-15) - используется для учета передачи материальных ценностей третьим сторонам на основании соглашений и других документов. Счет-фактура выдается в двух экземплярах по предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр передается на склад в качестве основы для выдачи материалов, второй - получателю.

Когда материалы отправляются путем самостоятельной доставки или удаления, кладовщик отправляет счет-фактуру, подписанную получателем, в бухгалтерию для выдачи расчетных и платежных документов, если материалы были деблокированы с последующей оплатой.

Карточка учета материалов (ф. № М-17) - служит для регистрации движения материалов на складе для каждого сорта, типа, размера. Карты являются документом строгой отчетности.

и выдан кладовщику при получении. Финансово ответственное лицо (кладовщик, заведующий складом) делает записи в карточках на основании первичных чеков и документов в день совершения операции в натуральной форме

Акт о разнесении имущества, полученного при демонтаже и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35) - используется для учета материальных ценностей, полученных в процессе ликвидации основных средств, пригодных для использования при выполнении работ в самой организации. Стоимость таких значений снижает потери от ликвидации соответствующих объектов. 

Синтетический и аналитический учет материалов

Синтетический учет материалов на производственных предприятиях осуществляется на счете 10 «Материалы».

Этот аккаунт имеет следующие субсчета:

  1. «Сырье»
  2. «Закупленные полуфабрикаты и комплектующие, конструкции и детали»
  3. «Топливо»
  4. «Тара и тарные материалы»
  5. «Запасные части»
  6. «Другие материалы»
  7. «Материалы, переданные на переработку в сторону»
  8. «Строительные материалы»
  9. «Инвентарь и хозяйственные товары»
  10. «Спецтехника и спецодежда в ассортименте»
  11. «Спецтехника и спецодежда в эксплуатации»

В соответствии с «Планом счетов» синтетический учет материалов на счете 10 «Материалы» допускается двумя способами:

  • По фактической стоимости;
  • По сниженным ценам.

По первому способу счет 10 «Материалы» отражает все расходы, связанные с их приобретением и закупками.

Во втором методе дополнительно используются счета: 15 «Закупки и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Применение того или иного метода определяется предприятием самостоятельно и указывается в его учетной политике.

Традиционным и более упрощенным является учет материалов по фактической стоимости.

В этом случае на счет 10 «Материалы» списываются материалы, полученные в бухгалтерском учете, и счета зачисляются:

  • 76 «Расчеты с различными должниками и кредиторами» - о стоимости услуг, оплаченных чеками транспортным (железнодорожным, водным) организациям, а также о стоимости информационно-консультационных услуг, таможенных пошлин и т. д.;
  • 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - о стоимости закупленного и оплаченного сырья из отчетных сумм;
  • 23 «Вспомогательное производство» - на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую стоимость материалов собственного производства;
  • 20 «Основное производство» - стоимость возвратных отходов, полученных от производства и т. д. 

Если на момент получения возникает нехватка или повреждение материалов, то эти операции не отражаются на счетах. Если недостача не превышает нормы естественной убыли при транспортировке, то она списывается на общие расходы предприятия. Однако, когда недостаток и порча сырья обнаруживаются по вине поставщика, последний предъявляется претензия. Эта операция отражена в дебете счета 76-2 «Урегулирование требований» и в кредите счета 60 «Расчет с поставщиками и подрядчиками».

При ведении синтетического учета материалов по фактической стоимости в рамках счета 10 «Материалы» целесообразно открыть два аналитических счета:

  • материалы по сниженным ценам;
  • транспортные и закупочные расходы или отклонения в стоимости материалов.

Поступление сырья с центральных складов в кладовые производственных цехов рассматривается как внутреннее движение и отражается в бухгалтерском учете: дебет счета 10 «Материалы», аналитический счет «Центральный склад»; кредит счета 10 «Материалы», аналитический счет «Производственный цех».

Производственное потребление сырья в бухгалтерском учете отражается путем списания с кредита счета 10 «Материалы» по дебету счетов:

  • 20 «Основное производство» - о стоимости сырья, используемого в основном производстве;
  • 23 «Вспомогательное производство» - о стоимости материалов, затраченных на вспомогательное производство;
  • 25 «Общие производственные затраты» - стоимость материалов, израсходованных на общепроизводственные нужды;
  • 26 «Общие расходы» - стоимость материалов, используемых для общехозяйственных нужд;
  • 28 «Брак в производстве» - стоимость материалов, потраченных на исправление бракованной продукции и т. п.

В течение месяца списание сырья производится по сниженным ценам. В конце месяца определяется разница между фактической стоимостью потребленных материалов и их стоимостью по сниженным ценам. Разница списывается на те же счета затрат, для которых были списаны материалы по сниженным ценам. Кроме того, если фактическая стоимость выше, чем цена дисконта, разница списывается дополнительными учетными записями, противоположная разница записывается способом «красного разворота», то есть отрицательными числами (запись сторнирования).

При использовании метода учета материалов по сниженным ценам по их фактической стоимости на основе полученных расчетных документов поставщиков и других организаций дебетуется счет 15 и зачисляются счета: 60 ​​«Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами»; 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др. Записи делаются на счета независимо от того, когда сырье и материалы поступили на склад производственного предприятия - до или после получения расчетных документов поставщиков и других организаций.

Для учета стоимости капитализированных материалов в бухгалтерском учете счет 10 «Материалы» списывается, а счета зачисляются:

  • 15 «Закупки и приобретение материальных ценностей» - фактическая стоимость сырья, если она ниже учтенной стоимости;
  • 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» - сумма разницы между стоимостью материалов по сниженным ценам и их фактической стоимостью.

Если фактическая стоимость капитализированных материалов превышает стоимость по сниженным ценам, дебеты на счет 16 и зачисление на счет 15.

Остаток по счету 15 «Закупки и приобретение материальных ценностей» отражает стоимость материалов, оплаченных, но не полученных от поставщиков, на склад предприятия за отчетный месяц.

Разница между фактической стоимостью приобретенных материалов и стоимостью их по учетным ценам на конец месяца, учитываемая в течение месяца на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», списывается на счета расходов в пропорционально стоимости потребляемых материалов по учетным ценам. Если фактическая стоимость материалов превышает их стоимость по учетным ценам в бухгалтерском учете, по дебетовым счетам затрат и кредитам по счету 16 «Отклонения в стоимости материалов». В противном случае в бухгалтерском учете производится сторнирование.

При продаже материалов стороне, синтетический учет которых осуществляется по фактической стоимости, в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

  1. дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» - к фактической стоимости реализованных материалов, кредит счета 10 «Материалы»;
  2. дебет счета 62 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - о продажной стоимости материалов, кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»;
  3. дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» - сумма НДС по реализованным материалам, кредит счета 68 «Расчеты с бюджетом».

Финансовый результат от продажи материалов списывается со счета 91 «Прочие доходы и расходы» на счет 99 «Прибыли и убытки».

В случае продажи стороне материалов, синтетический учет которых осуществляется по учетным ценам, списание их учетной стоимости отражается в дебете счета 91 и кредите счета 10 «Материалы». На сумму разницы между фактической стоимостью материалов и их стоимостью по сниженным ценам дебетуется счет 91, а счет 16 - «Отклонение в стоимости материальных активов». В этом случае выполняется либо обычная, либо обращенная запись.

В бухгалтерии производственного предприятия одновременно с синтетическим учетом материалов ведется аналитический учет. Существуют разные варианты аналитического учета материалов: сортовой, серийный, оперативный учет и др.

Сортовой метод предусматривает учет в натуральном выражении по видам и сортам материалов.

Для каждого вида и марки материалов в бухгалтерии открываются карточки для аналитического учета, в которых на основании первичных документов регистрируются операции получения и расхода материалов. Эти карточки отличаются от складских учетных карточек только тем, что материалы в них учитываются не только в натуральном, но и в денежном выражении. В конце месяца на основе общих данных всех карточек для каждого склада и предприятия в целом они составляют разнообразные количественно-суммарные отчеты об оборотах аналитического учета и сравнивают их с оборотом и остатками синтетического на счете 10 «Материалы» и с данными склада учетных карточек.

Метод оперативного учета предусматривает учет материалов на складе в натуральной форме. Сотрудник бухгалтерии, принимая отчеты от финансово ответственных лиц непосредственно на складах, проверяет в соответствии с первичными документами правильность отражения их данных в регистрах учета склада. В бухгалтерском учете учет натуральной стоимости не ведется, но используется общий учет движения материалов.

В конце месяца на основании данных бухгалтерского учета на складе бухгалтер выписывает количественные остатки материалов для каждого вида в специальный баланс для учета баланса материалов на складе (без оборота и доходов). Затем бухгалтер осуществляет налогообложение и расчет результатов остатков материалов по солидным ставкам дисконтирования каждой учетной группы материалов и на всем складе.

Метод оперативного учета (баланса) учета материалов является одним из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработки учетных данных и небольшой механизации учета. Его использование позволяет избежать громоздкого учета в натуральной форме в бухгалтерии и дублировании со складскими записями.

На малых производственных предприятиях отчеты о материалах могут использоваться в качестве регистров добавленной стоимости. В этом случае значительно снижается сложность учета и вычислительной работы, достигается идентичность склада и учета и упрощается сверка данных синтетического и аналитического учета.

В зависимости от используемой формы учета, сводный аналитический учет материалов может вестись в книгах, карточках, выписках, журналах, ордерах и машинных программах.

Наибольший эффект в организации материального учета достигается с помощью автоматизированной формы учета, использования персональных компьютеров и расширенных программ.

Инвентаризация материалов

Основными задачами инвентаризации являются Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49 «Об утверждении Руководства по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»:

  • определение фактического наличия свойство;
  • сравнение фактической доступности имущества с данными бухгалтерского учета;
  • проверка полноты отражения в учете обязательств.

Запасы являются предметом инвентаризации и других видов имущества, которые не принадлежат организации, но перечислены в бухгалтерских записях, а также имущества, не учтенного по какой-либо причине.

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации инвентаризация обязательна:

  • при передаче имущества организации в аренду, выкуп, продажу, а также в случаях, предусмотренных законом при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • до составления годовой бухгалтерской отчетности, за исключением имущества, инвентаризация которого была проведена не ранее 1 октября отчетного года. В районах, расположенных на Крайнем Севере и в аналогичных районах, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в течение периода их наименьшего остатка;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при установлении фактов кражи или злоупотребления, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, несчастных случаев или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при ликвидации организации до составления ликвидационного баланса и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.

Для проведения инвентаризации имена и коды предметов инвентаря вводятся в инвентарные списки для каждого отдельного предмета с указанием типа, группы, количества и других необходимых данных.

Излишки запасов, выявленные в результате инвентаризации, отражаются в бухгалтерском учете как внереализационные доходы путем публикации: D 10 - К 91-1 - капитализированные материальные ценности, обнаруженные при инвентаризации.

Эти излишки учитываются на основе сравнительного листа результатов инвентаризации запасов (форма № INV-19) и заказа на получение (форма № M-4).

В случае выявления фактов недостачи, кражи, повреждения материалов, их фактическая стоимость или их часть списывается со счета счета 10 «Материалы» на дебет счета 94 «Недостатки и убытки от повреждения имущества»: D 94 - K 10 - недостачи и потери материальных ценностей, обнаруженные при инвентаризации, кража и повреждение материальных ценностей, включаются в дебет счета 94.

Со счета 94 стоимость пропавших и поврежденных материалов списывается на счета затрат на производство и распределение (если потери находятся в пределах нормы), на дебет счета 73 «Расчеты по возмещению материального ущерба» (при выявлении конкретных виновных). на дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (в случае отсутствия конкретных виновников или если суд отказался вернуть недостающие или поврежденные ценности).

Стоимость материалов, утраченных в результате стихийных бедствий, списывается со счета счета 10 «Материалы» на дебет счета 99 «Прибыли и убытки».

Финансовый результат от операций с материалами определяется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» путем сравнения дебета по субсчету 91-2 «Прочие расходы» и займа 91-1 «Прочие доходы». Если дебетовый оборот превышает оборот по ссуде, то это убыток, который списывается в отчетном периоде на счет 99 «Прибыли и убытки»: D 99 - K 91-9.

Если оборот ссуды превышает дебетовый оборот, то это прибыль, на сумму которой сделана запись: D 91-9 - K 99.

Учет материалов на забалансовых счетах

Материальные активы, не принадлежащие организации, учитываются на забалансовых счетах. Для обобщения информации о наличии и движении запасов, находящихся на ответственном хранении, используйте счет 002 «Товарные запасы, принятые на ответственное хранение».

Закупочные организации учитывают на учете 002 товарно-материальные запасы в случаях:

  • получение товарно-материальных ценностей от поставщиков, от которых организация на законных основаниях отказалась принимать счета по платежным требованиям и оплачивать их;
  • получение неоплаченных товарно-материальных ценностей от поставщиков, которым запрещено тратить по условиям договора до оплаты; принятие инвентаря на хранение по другим причинам.

Организации-поставщики учитывают на счете 002 товары, оплаченные покупателями, которые находятся на ответственном хранении, оформлены с использованием надежных квитанций, но не вывезены по независящим от организаций причинам. Товарно-материальные ценности учитываются на счете 002 по ценам, указанным в актах приемки. Аналитический учет для счета 002 осуществляется организациями-владельцами, по видам и сортам материалов, местам их хранения.

Для обобщения информации о наличии и движении сырья и материалов заказчика, принятых к переработке (сырье, поставленное заказчиком), которые не оплачены производителем, предназначен счет 003 «Материалы, принятые к переработке». Затраты на переработку или доработку сырья учитываются в счетах для учета затрат на производство, которые отражают связанные с этим затраты (без учета затрат на сырье и материалы заказчика). Сырье заказчика, принятое к переработке, учитывается на счете 003 по ценам, оговоренным в договорах. Аналитический учет по счету 003 ведется для покупателей, видов, сортов сырья и их местоположения.

Учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость (НДС) на материалы

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации все плательщики НДС за реализуемую продукцию (работы, услуги) обязаны оформлять счета-фактуры. На их основе получатели товарно-материальных ценностей вправе зачесть уплаченный по ним НДС в расчетах с бюджетом.

НДС по полученным материалам учитывается на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Кроме того, при учете этот счет при получении сырья дебетуется по кредиту счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т. д.

Суммы НДС, уплаченные поставщикам и отраженные на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», подлежат возмещению в счет уплаты НДС в бюджет. В соответствии с установленным порядком учета НДС суммы этого налога, подлежащие возмещению после фактической выплаты поставщикам материальных ценностей, полученных от них, списываются с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» на дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Суммы НДС по материальным активам, приобретенным у розничных организаций и населения, не принимаются к зачету и не распределяются путем расчета.

Возможна ситуация, когда в первичных учетных документах, подтверждающих стоимость приобретенных материальных ресурсов, сумма НДС не выделяется. В этом случае стоимость приобретенных материальных ресурсов, включая расчетный НДС на них, учитывается на счете 10 «Материалы» для всей суммы счета-фактуры с последующим списанием производственных затрат.

Для суммы НДС, уплаченной поставщикам по материальным активам, использованным при производстве продукции, освобожденной от НДС, бухгалтерские записи ведутся по кредиту счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» и др.

При использовании материальных ценностей, за которые уплачен НДС для непроизводственных нужд, сумма НДС списывается на дебет счетов - источники непроизводственных затрат (счет 29 «Обслуживающие отрасли и фермерские хозяйства», счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и т. д.).

В случае продажи материалов стороне на сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, счет 91 «Прочие доходы и расходы» списывается на учетно-кредитовом счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». В то же время сумма НДС, учтенная на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», списывается со счета этого счета на дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Порядок организации бухгалтерского учета на примере Филиала ОАО "ПАВА" СПП Михайловский Мельница

Общая характеристика предприятия

Компания начала работать на мукомольном рынке Алтайского края в 1996 году. ОАО «Пава» входит в пятерку крупнейших зерноперерабатывающих предприятий России. Доля продукции, производимой компанией, составляет более 3% от общего объема российского производства муки. Всего компания производит более 360 тысяч тонн муки в год, отруби - около 80 тысяч тонн, кормовые смеси - 15 тысяч тонн.

НПП "Михайловский Мелкомбинат" - после реконструкции 2005-2006 годов предприятие располагает мощностями для переработки зерна 450 тонн / сутки, для получения зерна 1000 тонн в сутки и для одновременного хранения зерна 50 тысяч тонн.

Ассортимент продукции:

  • Мука по ГОСТ 51189-2003;
  • Мука общего назначения;
  • Мука экстра;
  • Мука высшего сорта;
  • Мука первого сорта;
  • Мука второго сорта;
  • Мука "зернохранилище";
  • Манная крупа;
  • Отруби.

Продукты производятся в упаковке - 50 кг, 25 кг, 10 кг, 5 кг, 3 кг, 2 кг, 1 кг, 085 кг.

Михайловский мукомольный комбинат ориентирован на рынки Сибири и Урала. Продукция производится под торговыми марками "Алтай-Батюшка" и "PAVA".

Первоначальный учет

Для обеспечения нормального хода производственного процесса необходима регулярная и бесперебойная поставка материальных ценностей.

Материальные активы предприятия поступают по следующим каналам:

  • от поставщиков;
  • подотчетные лица;
  • при разборке и разборке зданий и сооружений.

Доставка материальных ценностей осуществляется специальным лицом-экспедитором.

Для получения материалов со склада поставщиков-нерезидентов экспедитору выдается доверенность, в которой указывается перечень материалов, которые должны быть получены (Приложение А). Принимая материалы, экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.

Доверенности регистрируются в книге регистрации выданных доверенностей.

Выписка из доверенности производит бухгалтерский учет.

Экспедитор доставляет полученный товар на склад предприятия и передает его кладовщику, который проверяет соответствие количества и качества материала счету поставщика. Материалы на склад учитываются на основании коносамента, который выдает поставщик. На складе владелец магазина делает запись в карточке учета материала и запускает карточку учета материала, если материал поступает в первый раз. Кладовщик делает запись в материальной учетной карточке, как при получении, так и при утилизации, учет ведется в количественном выражении. После каждой записи отображается остаток материалов.

Материалы, принятые кладовщиком в бухгалтерии, учитываются на основании счета-фактуры и оформляются квитанциями. Входящие заказы выдаются на фактически принятую сумму материальных ценностей в день поступления.

При установлении несоответствия между полученными материалами и их количеством и качеством оформляется акт приемки, который служит основанием для предъявления претензий поставщику.

Ответственные лица закупают материалы на предприятиях торговли, на рынке за наличный расчет. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный чек, который прилагается к отчету о расходах ответственного лица.

Прием материалов при разборке и разборке зданий и сооружений попадает на склад согласно акту.

Со склада материалы отпускаются для промышленного потребления, бытовых нужд, на побочные и прочие нужды. Важным условием контроля использования материалов является их нормирование и отпуск, в соответствии с установленными лимитами, рассчитанными ОМЦ на основании данных отдела планирования об объеме производства и нормах расхода материалов на единицу продукции.

Потребление материалов (горюче-смазочных материалов), распределяемых в производство и для других нужд, ежедневно оформляется картами предельного потребления, которые предназначены для последовательной регистрации систематического расходования материалов, потребляемых. 

После каждого отпуска товара кладовщик отображает остаток лимита. В конце месяца карточки сдаются в бухгалтерию. Они служат средством предварительного контроля за расходом материалов и соблюдением норм выдачи.

Если потребность в материалах возникает не регулярно, то они отпускаются со склада в соответствии с одноразовым документом - счет-фактурой, основными деталями которого являются количество запрашиваемого и фактически выпущенного материала, мастерская получателя.

Передача материалов с одного склада на другой оформляется счетом-фактурой, который составляется материально ответственными лицами склада в экземплярах, один остается на складе с квитанцией получателя, другой - получателю с квитанция кладовщика.

Помимо выпуска материалов в производство, комбинат доставляет материалы в сторону, по приказу руководителя предприятия выписывается счет-фактура в бухгалтерию и на основании его учета счет-фактура.

Списание материалов для производства оформляется актом на списание товаров и материалов, который в конце месяца составляется материально ответственным лицом и также представляется в бухгалтерию. в качестве материала составляется отчет, где отображается баланс на конец месяца.

Для расширенного контроля кладовщик представляет в бухгалтерию ежедневный отчет о движении материалов на складе, в котором отражается получение и доставка материалов за день и отображается их баланс.

Бухгалтерские регистры отчетности

Поскольку бухгалтерский учет на предприятии Филиала ОАО "ППА" СПП "Михайловский Мелкомбинат" автоматизирован по программе 1С: Бухгалтерия, регистры бухгалтерского учета являются оборотными списками для субсчетов и мест

Хранение, окончательный баланс на балансе сверяется с остатками в материальном отчете - аналитический учет, регистр синтетического учета - это ордер на заказ для счета 10, а также Главная книга на основе который баланс заполнен.

Более широкое внедрение компьютерного учета в процессе обработки первичных документов может стать одним из наиболее эффективных способов улучшения первичного учета. Для этого необходимо автоматизировать складской учет, что позволит нам механизировать обработку информации о внутреннем движении запасов, снизить вероятность ошибок при переносе информации из первичных документов в учетные регистры, а также уменьшить количество первичные учетные документы, которые, в свою очередь, повысят точность и эффективность учета движения материальных ценностей на предприятии.

Вывод:

Данная работа посвящена учету материально-производственных запасов. В процессе его написания была предпринята попытка проанализировать цели бухгалтерского учета и задачи, которые должны выполняться путем учета материально-производственных запасов предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность.

В работе описана методология учета материальных запасов в соответствии с утвержденными положениями и правилами. Счета были предоставлены, с которых эти транзакции записываются.

Методология, используемая для учета материально-производственных запасов, является полной и конкретизированной, что позволяет организовать точное управление и контроль за их учетом.

В заключение можно сказать, что бухгалтерский учет в целом (включая бухгалтерский учет материалов) настроен так, как они записаны в законах, положениях, правилах и книгах по бухгалтерскому учету. Единственное, что можно порекомендовать, это автоматизация учета материалов на основе большого количества материалов, а персональный компьютер с программой 1С: Склад (или аналог) поможет избежать многих ошибок и недоразумений.