Учет альтернативных издержек и риска при принятии управленческих решений

Содержание:

  1. Переменные, полупеременные и постоянные затраты
  2. Принимаемые в расчет и не принимаемые затраты
  3. Явные и альтернативные затраты
  4. Безвозвратные затраты
  5. Дополнительные и предельные затраты
  6. Инкрементальный анализ доходов и расходов
  7. Планируемые и непланируемые затраты
  8. Учет риска при принятии управленческих решений
  9. Методология оптимизации управленческих решений, принимаемых в условиях риска
  10. Классические критерии для принятия экономических решений в условиях неопределенности и риска
  11. Заключение
Предмет: Практика
Тип работы: Отчёт
Язык: Русский
Дата добавления: 11.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете посмотреть как оформляется и выглядит готовый отчёт по практике:

 

Посмотреть как оформляется и выглядит готовый отчёт по практике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Государственное регулирование внешнеэкономических связей
Региональная экономическая политика: основы, направления развития
Учет альтернативных издержек и риска при принятии управленческих решений
Экономический рост и его типы

Введение:

Не так давно в России концепция управленческого учета существовала только для компаний, которые тесно интегрированы в мировую экономику в силу особенностей своего бизнеса. Наиболее яркими примерами являются нефтегазовые или судоходные компании. Постепенно выяснилось, что внутренний управленческий учет необходим для эффективной работы любого бизнеса. Управленческий учет преподается как дисциплина в университетах западной экономики, и эта практика постепенно укореняется у нас. В различной литературе предлагается использовать финансовую отчетность в качестве базы знаний для управления и финансового анализа. Однако бухгалтерский учет, как правило, ведет правильные записи и должен соответствовать административной точности учета таким образом, чтобы обеспечить необходимое качество решения.

В отличие от процесса учета, управление не строго регламентируется извне, тем более что в нем нельзя говорить об использовании стандартизированных форм бухгалтерской отчетности в процессе управления.

Целью бухгалтерского управленческого учета является подготовка информации для внутренних пользователей, необходимой для принятия решений. Руководство предприятия самостоятельно принимает решение об организации управленческого учета - как классифицировать затраты, где возникнут затраты, как детализировать, как отслеживать фактические или планируемые расходы, как организовать внутреннюю управленческую отчетность и контроль в бизнесе. Управленческие решения - это решения, принятые в текущем периоде и на будущее. Для этого у менеджера должна быть подробная информация об ожидаемых затратах и ​​доходах. Для управленческого учета была разработана собственная классификация затрат для эффективного управления затратами на производстве.

Переменные, полупеременные и постоянные затраты

Переменные затраты - это затраты в зависимости от объема производства.

Согласно МСФО, существует две группы переменных затрат: производственные переменные прямые затраты и производственные переменные косвенные затраты.

Производственные переменные - это затраты, которые могут быть непосредственно отнесены к стоимости определенных продуктов на основе исходных данных бухгалтерского учета.

К производственным переменным косвенным затратам относятся те, которые прямо или напрямую зависят от изменений в объеме деятельности, но из-за технологических особенностей производства они не могут быть прямо или экономически целесообразными приписывать их непосредственно производимым продуктам.

Примеры переменных затрат первой группы:

  • затраты на сырье и основные материалы;
  • энергия, стоимость топлива;
  • заработная плата работников, занятых на производстве начисленной продукции.

Примерами переменных затрат второй группы являются затраты на сырье при комплексном производстве.

Например, при переработке сырья - уголь - кокс, газ, бензол, каменноугольная смола, аммиак. При отделении молока получают обезжиренное молоко и сливки. В этих примерах только косвенно можно разделить стоимость сырья по типу продукта.

Объяснение того, что затраты зависят от объема производства, указывает на то, что переменные затраты увеличиваются одновременно с увеличением затрат, и в то же время степень «чувствительности» к изменениям масштаба производства может изменяться.

Согласно этому определению, пропорциональные, прогрессивные и прогрессивные затраты различаются.

Переменные затраты изменяются прямо пропорционально уровню (объему) производственной деятельности. Таким образом, двухфакторное увеличение уровня производства приведет к двухфакторному увеличению общих переменных затрат. В результате общие переменные затраты имеют линейную зависимость от объема производства, а переменные затраты на единицу продукции фиксируются в конкретной связанной области.

Пропорциональные затраты варьируются в прямой зависимости от объема производства. Если кривая общих затрат является линейной, предельные затраты соответствуют пропорциональным затратам. Переменные расходы увеличиваются или уменьшаются в абсолютных величинах из-за изменений в объеме производства и делятся на пропорциональные и непропорциональные части.

Пропорциональные затраты включают затраты на сырье, основные материалы, полуфабрикаты, заработную плату основных производственных рабочих с частичной оплатой производства, доминирующую часть затрат на топливо и энергию для технологических целей, упаковку и упаковку. Они изменяются прямо пропорционально увеличению или уменьшению количества произведенной (проданной) продукции.

Непропорциональные затраты также могут быть прогрессивными, то есть они могут увеличиваться быстрее, чем объем производства, и уменьшаться, если увеличение их количества меньше, чем изменение количества производства.

Абсолютная сумма прогрессивных расходов в выбранный период увеличивается быстрее, чем сумма продукта. В дополнение к обычным (то есть пропорциональным) затратам также достигается увеличение объема производства. Дополнительные расходы включают, например, сверхурочную работу, ночлег и праздничные дни, а также дополнительные сборы в виде дополнительных пошлин за оплату вынужденных простоев.

Вырожденные издержки растут медленнее, чем абсолютное значение объема производства. К ним относятся, например:

  • расходы на текущий ремонт производственного оборудования, ценных инструментов и инструментов, смазочных материалов, салфеток, эмульсий для охлаждения и других вспомогательных материалов, необходимых для технического обслуживания и ремонта оборудования;
  • затраты на топливо, электричество, воду, пар, сжатый воздух и другие энергоносители, которые должны быть включены в механизмы производства движения;
  • расходы, связанные с перемещением товаров внутри завода;
  • бонусные платежи за выполнение производственного плана.

При увеличении объема производства эти расходы увеличиваются не пропорционально объему выпускаемой продукции, а с определенным замедлением, задержкой в ​​скорости и, как следствие, абсолютной величиной увеличения затрат. Это объясняется тем фактом, что снижение затрат связано не только с выпуском продукции, но и с продолжением производства и занимает промежуточное положение между постоянными и пропорциональными затратами по степени зависимости от объема производства.

Фиксированные затраты - это затраты, которые не зависят от изменений в выпуске. Объяснение того, что затраты зависят от объема производства, следует понимать только при общих данных условиях (например, наличие производственных активов, заработная плата сотрудников или продление рассматриваемого периода), что постоянные затраты не зависят от объема производства.

Они условно фиксированы, не зависят от изменений объема производства. К ним относятся, прежде всего, накладные расходы. При абсолютном увеличении производства затраты на управление остаются примерно такими же, но их относительная доля в себестоимости единицы продукции уменьшается.

Постоянные затраты для разных масштабов производства (производственной деятельности) остаются неизменными в течение определенного периода времени. Примерами этих затрат являются:

  • амортизация в зданиях;
  • зарплата, выплачиваемая менеджерам;
  • арендная плата за автотранспортные средства, используемые персоналом прямых продаж (продавцами).

Расходы на постоянные издержки, такие как заработная плата специалистов, могут быть скорректированы в краткосрочной перспективе в соответствии с изменениями уровня производства. С уменьшением производства численность персонала может уменьшиться, и новые рабочие места будут создаваться с увеличением объема производства. Поэтому в краткосрочной перспективе, например, в течение года, затраты на рабочую силу могут варьироваться в зависимости от изменений спроса.

Эти затраты называются полустационарными или дополнительными затратами.

К переменным затратам относятся как постоянные, так и переменные компоненты. Например, затраты на логистику - это полупеременные, состоящие из плановых (фиксированных) затрат на логистику для любого объема производства и переменных затрат, непосредственно связанных с объемом производства. Примерами полупеременных затрат являются аренда грузовых перевозок, когда фиксированная плата за аренду взимается по переменной ставке в зависимости от пройденного расстояния, и плата, основанная на количестве междугородних звонков, совершенных с телефонной платой, включая фиксированную сумму, выплачиваемую ежемесячно.

Принимаемые в расчет и не принимаемые затраты

При принятии конкретного решения необходимо выяснить, какие затраты и доходы связаны с этой проблемой, а какие не учитываются, то есть что учитывать.

Рассматриваемые затраты - это будущие затраты, которые будут затронуты решением.

Затраты, которые не учитываются, включают затраты, которые не зависят от принятого решения.

Процесс принятия управленческих решений включает в себя сравнение нескольких альтернативных вариантов, чтобы выбрать лучший из них. В этом случае сравниваемые показатели можно разделить на две группы: первая остается неизменной для всех альтернативных вариантов, вторая меняется в зависимости от принятого решения.

Учитывая множество альтернатив, которые отличаются друг от друга по многим показателям, процесс принятия решений является сложным, поэтому рекомендуется сравнивать только все показатели второй группы, то есть варьируется от варианта к варианту. Эти затраты, которые отличают одну альтернативу от другой, часто называют связанными в управленческом учете. Они учитываются при принятии решения. Показатели первой группы, напротив, не учитываются в оценках.

Аналитик бухгалтера готовит свои отчеты для включения только соответствующей информации, предоставляя начальную информацию руководству для выбора оптимального решения.

Давайте рассмотрим суть принципа разделения затрат как принятого и игнорируемого.

Предположим, что несколько лет назад компания купила 100 000 рублей сырья, но оказалось, что в будущем было невозможно продать это сырье или использовать его, поскольку был получен только один запрос на это сырье. Покупатель готов купить продукт из этого сырья, но не готов платить более 250 тысяч рублей. Дополнительные затраты на переработку этого сырья в необходимый продукт составляют 200 тысяч рублей. Рекомендуется ли компании принимать заказы по цене 250 тысяч рублей? Расчет показывает, что стоимость выполнения заказа составит 300 тысяч рублей на общую сумму 100 тыс. руб. За 200 тысяч рублей, необходимых для переработки сырья и конечного продукта, это не так. Поэтому общая стоимость сырья составляет 100 тысяч рублей. Он останется неизменным независимо от того, был ли принят заказ. В результате стоимость сырья не учитывается при принятии решения, но в случае принятия заказа стоимость преобразования сырья в продукт составит 200 тысяч рублей. Если сравнить доход (доход) до 250 тыс. руб. При сметной стоимости выполнения заказа в 200 тысяч рублей будет четко понятно, что заказ должен быть принят, конечно, будет гарантировано, что невозможно принять более выгодный заказ.

Чистые затраты компании снизились на 50 тысяч рублей, или, другими словами, компания получает 50 тысяч рублей в результате получения заказа. Это согласуется с тем, что это 50 тысяч руб. Когда мы сравниваем рассматриваемые затраты с доходом (доходом), полученным от выполнения заказа клиента, он был определен как доход.

Поэтому, учитывая классификацию затрат и доходов с точки зрения процесса принятия решений, был установлен важный принцип, а именно: в ситуации, когда рассматриваемое время мало, все затраты и доходы не должны приниматься во внимание.

Явные и альтернативные затраты

Открытые затраты - это расходы, понесенные организацией при производстве и реализации продукции (работ, услуг).

Открытые (внешние) затраты - это альтернативные издержки, которые принимают форму денежных выплат поставщикам источников производства, которые не принадлежат владельцам этого бизнеса.

Открытые расходы включают в себя:

  • заработная плата рабочих и служащих;
  • затраты на сырье, комиссии, предоставляемые торговым компаниям;
  • платежи банкам и другим финансовым учреждениям;
  • оплата юридических консультаций;
  • транспортные услуги и др.

Под неявными (внутренними) затратами понимаются затраты на производственные ресурсы, используемые независимо и независимо. Неявные затраты не отражаются в денежной форме, они равны денежным платежам, которые могут быть получены за их собственные ресурсы, при условии, что они являются наиболее выгодным из альтернативных вариантов их использования. Например, бизнес, использующий свои собственные здания, не несет внешних затрат в форме арендной платы, но в этом случае бизнес теряет возможность получать доход от сдачи этих зданий в аренду другому бизнесу.

Неявные затраты являются реальными, хотя они не отражены в финансовой отчетности предприятия.

Однако они учитываются при принятии экономических решений, так как необходимо определить размер упущенных возможностей для более выгодного использования своих ресурсов. Один из скрытых (внутренних) элементов затрат называется нормальной прибылью, которая понимается как оплата предпринимателю своих функций.

Альтернативные (начисленные) затраты возникают в условиях ограниченных ресурсов, когда альтернативные варианты выбираются из нескольких вариантов. Это означает потерю прибыли от ограниченных ресурсов.

Пример. Организация имеет 10 грузовых автомобилей, занимающихся перевозкой строительных материалов. Был получен заказ на мебель для машины. Если вы откажетесь нести одну десятую стройматериалов, сумма дохода уменьшится на 50 тысяч рублей. Эта сумма считается дисконтированной стоимостью. Сумма понесенных расходов должна быть возмещена при заключении договора на перевозку мебели.

В первичных учетных документах альтернативные затраты не отражаются, поскольку являются расчетными. Эти затраты иногда называют «фиктивными».

Возможные затраты - это платежи, которые бизнес-агентство обязано сделать, или доход, который он обязан предложить поставщику производственных ресурсов, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных отраслях. Опционные издержки включают в себя все платежи, исходящие от владельцев ресурсов и достаточные для обеспечения стабильной поставки этих ресурсов для данного производственного процесса. Под альтернативными затратами понимаются внешние затраты, оплачиваемые в пользу поставщиков, независимых от предприятия, а внутренние затраты интерпретируются как компенсация за независимое использование собственных ресурсов компании. Возможные издержки возникают из-за ограниченности ресурсов и выбора их использования этим экономическим представителем.

Величина альтернативных издержек определяется несколькими способами:

  • денежный доход, пожертвованный владельцем ресурса, использует их для производства своих товаров и не продает их другим потребителям;
  • расходы на покупку и использование необходимых ресурсов;
  • доход, который предприниматель должен предоставить поставщику ресурсов для предотвращения альтернативного использования.

В то же время очень сложно определить и выразить альтернативные затраты в конкретной валюте, поскольку их оценки в основном субъективны и гипотетичны. В отношениях двух экономических агентов невозможно точно определить стоимость альтернативных издержек друг друга.

Преимущества альтернативных издержек состоят в том, что если учетные затраты оценивают затраты на результаты транзакции, то есть независимо от временного фактора, этот фактор типичен для альтернативных издержек, поскольку использование производственных ресурсов происходит в разное время. Концепция упущенных возможностей является важным инструментом в процессе принятия наиболее подходящих экономических решений. Микроэкономика исходит из позиции, что альтернативы и выбор являются необходимыми признаками для управления рыночной средой.

Безвозвратные затраты

Под безотзывными затратами понимается стоимость уже приобретенных ресурсов в случае, если выбор в пользу некоторых альтернатив не влияет на сумму этих затрат. Это расходы, которые возникают в результате предыдущего решения и не могут быть заменены каким-либо решением в будущем. Остаточная стоимость ранее приобретенного имущества относится к категории непогашенных расходов. Если машина (автомат, механизм) была куплена за 1 000 000 рублей 4 года назад. Ожидаемый срок службы - 5 лет, а при нулевой стоимости лома оставшаяся стоимость составит 200 000 рублей. с надлежащей амортизацией. В будущем это оставшееся значение следует вычитать независимо от того, какой альтернативный вариант использовать в будущем. Если бы машина была утилизирована, как и раньше, ей пришлось бы занимать с этого 200 000 рублей счета. Эти суммы затрат не могут быть изменены каким-либо будущим решением, и поэтому затраты в этом случае классифицируются как безвозвратные.

При принятии решения необратимые затраты не учитываются, но существует разница между этой категорией и категорией неучтенных затрат, поскольку все рассматриваемые затраты не могут быть отменены. Например, при сравнении двух альтернативных способов производства затраты на базовые материалы могут оказаться одинаковыми для обоих методов, и поэтому затраты на базовые материалы можно отнести к категории игнорируемых затрат. Но в этом случае стоимость материалов не будет необратимой, потому что они появятся в будущем.

Дополнительные и предельные затраты

Дополнительные (или дополнительные, дополнительные, дифференцированные) затраты - это разница между двумя проанализированными вариантами. Например, дополнительные расходы и доходы, которые увеличиваются с 1000 до 1100 единиц в неделю при производстве и продаже, увеличивают затраты и доходы на производство и реализацию дополнительных 100 единиц. В краткосрочной перспективе рост затрат часто является переменным. Однако увеличение затрат может быть постоянным. В результате изменения решения постоянными затратами будут увеличение или уменьшение этих затрат, дополнительные расходы или уменьшение первоначальных затрат. В результате решения, если постоянные затраты не изменятся, увеличенные постоянные затраты будут равны нулю, то есть незначительны.

Правило принятия решений об увеличении затрат заключается в следующем: если дополнительный доход превышает дополнительные расходы, решение должно быть принято, в противном случае оно должно быть отклонено.

Следует отметить, что дополнительные (дополнительные) и предельные (предельные) затраты и доходы всегда актуальны, поскольку они являются результатом решения.

Предельные затраты и доходы представляют собой дополнительные затраты/доходы только для одной дополнительной единицы продукции, в то время как увеличенные затраты/доходы отражают дополнительные расходы/доходы от выпуска ряда дополнительных единиц продукции. Этот термин широко используется экономистами.

Пример (следующие расчеты являются выдержками из программы продаж компании на следующий год). Администрация планирует в следующем году создать новый регион продаж на севере страны. Планируется увеличить расходы на рекламу на 30% и создать дополнительную позицию продавца-продавца с годовой зарплатой в 15 000 долларов США для продажи товаров на новом рынке. Также ожидается увеличение расходов на поездки (поездки) на 10% в год. Годовой целевой объем, запланированный для продажи продуктов по текущей цене для нового региона продаж, составляет 10 000 единиц. продукт. Ориентировочная стоимость переменных производственных затрат составляет 5 долларов США за единицу продукции. Исходя из этого, должна ли компания создать новую торговую зону?

Решение требует детального анализа дополнительных (увеличивающихся) доходов и расходов, которые могут возникнуть только в результате создания новой территории продаж, поскольку объем существующих доходов и связанных с ними затрат останется неизменным, неактуальным.

Инкрементальный анализ доходов и расходов

Как мы видели, компании было бы полезно создать новую торговую площадку, поскольку дополнительный доход на 100 000 долларов выше, чем увеличение расходов с исходными данными, но результаты будут такими же. Проще сравнивать только инкрементные (релевантные) показатели.

Планируемые и непланируемые затраты

Плановые затраты - затраты, рассчитанные исходя из производства определенного количества туристических продуктов на основе текущего заказа, контрактного портфеля. Планирование затрат - это система расчета, которая отражает сумму затрат, включенных в стоимость туристических продуктов. Стоимость туристического продукта планируется с учетом исследования рынка, контрактов с поставщиками услуг, из которых производятся туры, и других расходов.

Незапланированные расходы - затраты основаны только на точной документации фактических затрат в системе учета счетов, которые отражаются только на фактической стоимости туристического продукта. Фактические затраты сравниваются с запланированными.

На современном этапе развития конкурентных отношений, когда предприятия используют современные технологии, более экономичное и производительное оборудование, это улучшает организацию управления бизнесом, получение прибыли за счет повышения цен становится проблематичным.

Неценовые факторы завоевания рынка выходят на первый план, особенно за счет улучшения качества продукции, улучшения гарантийного и послегарантийного обслуживания и предоставления дополнительных услуг. Чтобы создать их оптимальную структуру и уменьшить их размеры (при условии сохранения качества продуктов), управление затратами позволяет выравнивать все остальные вещи, снижая цены на продукты, что дает компании возможность сохранять или даже укреплять свои позиции на рынке.

Организация эффективного управления затратами является приоритетным направлением деятельности предприятий по их оптимизации, повышению конкурентоспособности продукции и, в конечном итоге, прибыли и обеспечению стабильного финансового состояния.

Управление затратами - это неотъемлемая часть краткосрочной политики предприятия и направлено на обеспечение необходимых ресурсов для существующей деятельности и бесперебойного применения производственной и коммерческой деятельности.

Учет риска при принятии управленческих решений

Стратегическое и тактическое планирование рисков

Элементы неопределенности, свойственные функционированию и развитию многих экономических процессов, приводят к ситуациям без четких последствий.

Это усложняет процесс принятия решений в условиях неопределенности и предопределяет использование соответствующих методов, которые позволяют принимать приемлемые (практические и рациональные) управленческие решения для данных целей и ограничений.

Как известно, в зависимости от степени неопределенности ситуации риска и ситуации неопределенности различаются. Кроме того, ситуация риска, которая является своего рода неопределенностью, характеризуется как результат каждого действия с возможностью получения различных результатов, вероятность которых известна или предсказуема.

В условиях риска и неопределенности роль долгосрочного планирования, включая планирование рискованных мероприятий или планирование рисков, возрастает.

А.Чандлер, автор одного из первых исследований в области традиционного стратегического планирования, полагал, что стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач бизнеса, утверждение процесса действий и распределение ресурсов для достижения этих целей.

Определение стратегии Чендлера дополняется требованием экономической эффективности курсов действий. В конечном счете, разработка бизнес-стратегии должна дать ответ на три вопроса: какие сферы экономической деятельности необходимо развивать? Каковы инвестиционные и денежные требования? Каков возможный доход в выбранных областях? Другими словами, традиционное планирование также учитывает риски, но они играют здесь важную роль и не более. В планировании рисков риски связаны со структурой плана с учетом вероятности 214.

Переход от одной альтернативы к другой при движении к цели (постоянство цели).

Различают стратегическое, оперативное и тактическое планирование рисков.

Планирование стратегического риска - это процесс управления созданием и поддержанием стратегического соответствия между миссией, целями, потенциальными возможностями, рисками и шансами организации. Он должен основываться на четко сформулированных политических заявлениях (доктринах, меморандумах и т.д.), выражении вспомогательных целей и задач и только на интуитивных представлениях о будущем. По мнению США, Wikhan - это стратегия принятия риска - «это не абстрактная вещь, а мощная бизнес-концепция плюс ряд реальных действий, которые могут создать реальное конкурентное преимущество, которое может продлить эту бизнес-концепцию (бизнес-концепцию) в течение длительного времени».

Оперативное и особенно тактическое планирование рисков является более конкретным и направлено на достижение целей стратегического планирования рисков.

Действительно, любая организация, находящаяся в процессе организации своей деятельности при создании системы управления рисками, должна действовать, поскольку риски могут иметь стратегическую, операционную и тактическую основу. Стратегические риски связаны с будущим организации, проблемами, которые не являются мгновенными, но ожидают организации в долгосрочной перспективе.

Политика по борьбе с рисками, направленная на борьбу с неблагоприятными событиями, структурное улучшение производства предприятий и финансовое восстановление бизнеса, включает разработку многогранной стратегии, которая часто связана со стратегическим планированием.

Дальнейшее планирование осуществляется в будущем, тем более ненадежными исходные данные, и это становится причиной появления стратегического планирования рисков. Поэтому стратегическое планирование, которое имеет долгосрочную структуру, имеет другой контент и другие инструменты по сравнению с оперативным планированием, и традиционное стратегическое планирование преобразуется в стратегическое планирование рисков с учетом влияния рисков на достижение цели.

Стратегическое планирование рисков отличается от оперативно-тактического:

  1. Объекты рассматриваются. В стратегическом планировании рисков большое внимание уделяется изменениям в организационной среде (изменения в законодательстве, политической ситуации, появлении новых конкурентов и т.д.). В то же время оперативное и тактическое планирование рисков на переднем плане - это процессы, которые происходят в самом бизнесе, особенно его эффективность в области производства и маркетинга.
  2. Цели бизнеса. При планировании стратегического риска основное внимание уделяется миссии бизнеса и созданию предпосылок для него. В области оперативного планирования бизнес готов решать будущие проблемы, результат является доминирующим, что может быть достигнуто в более короткие сроки и может измеряться такими показателями, как прибыльность и прибыльность.
  3. Качественные параметры деятельности. Для планирования стратегического риска он играет более важную роль по таким параметрам, как удача (будущая прибыль, увеличение доли рынка и т.д.) или риски (будущие убытки или уменьшение доли рынка и т.д.). Как и в области планирования операционного риска, четко рассчитанные значения, такие как оборот или затраты, являются доминирующими.

К сожалению, многие организации все еще работают без официально принятых планов в области управления рисками (планы рисков), но планирование рисков предлагает много преимуществ. В частности:

  • поощряет менеджеров постоянно думать вперед;
  • приводит к лучшей координации мер, предпринимаемых организацией для достижения цели;
  • способствует созданию показателей эффективности для последующего мониторинга;
  • четко определить свои обязанности, политические взгляды, создать миссию и т.д.;
  • делает руководство организации более готовым к внезапным изменениям.

Задачи планирования риска определяются независимо каждой организацией в зависимости от выполняемой им деятельности. Как правило, задачи планирования стратегического риска любой организации сводятся к планированию:

  • стратегические инновации и риски, возможности для их реализации;
  • затраты и потенциальные потери предприятия и, как следствие, должны быть минимизированы;
  • увеличение доли рынка, доли продаж, укрепление имиджа организации;
  • разработать социальную политику компании.

Процесс реализации стратегии риска делится на два основных этапа:

  • процесс планирования стратегического риска - разработка набора стратегий устойчивого развития в условиях нестабильности начинается с набора базовых стратегий для бизнеса и заканчивается функциональными стратегиями и отдельными проектами. Планирование рисков включает в себя ряд альтернативных стратегий и предложений по переходу от одной стратегии к другой в случае определенных рисков;
  • процесс стратегического управления - реализация определенной стратегии с течением времени, с мониторингом рисков и переходом (переформулированием) стратегий в свете новых обстоятельств.

В.П.Буянов в своей книге под общим редактором «Управление рисками (рискология)» представлена ​​концептуальная модель управления стратегическими рисками, которая включает в себя следующие этапы создания стратегического Riskop в организации:

  1. Анализ окружающей среды:
  • внешняя среда;
  • внутренние возможности.
  1. Определение корпоративной политики (постановка целей) в области политики риска.
  2. Создание стратегии и выбор альтернатив:
  • стратегии и риски маркетинговой деятельности;
  • стратегии и риски, связанные с денежными потоками (финансовые риски);
  • стратегии и риски научно-технической деятельности;
  • стратегии и риски производственной деятельности, включая риски несчастных случаев и стихийных бедствий;
  • стратегии и риски социальной сферы;
  • стратегии организационных изменений и, прежде всего, инновационные риски, связанные с человеческим фактором;
  • стратегии и экологические риски.

В соответствии с предлагаемым стратегическим планом Riskoplan бизнеса, результатом деятельности является документ под названием «Стратегический Riskoplan бизнеса» и, как правило, имеет несколько разделов:

  1. Цели и задачи предприятия в области управления рисками.
  2. Ряд институциональных стратегий (базовая стратегия, основные стратегические альтернативы) и ряд вариантов для перехода от одной стратегии к другой при возникновении определенных рисков.
  3. Текущие и долгосрочные интегрированные риски бизнеса.
  4. Функциональные стратегии.
  5. Наименование и характеристики важных проектов (прежде всего в области создания зон риска).
  6. Определение и риски внешних сделок.
  7. Инвестиции и распределение ресурсов с учетом неожиданностей и форс-мажорных обстоятельств.
  8. Заявки: расчеты, сертификаты, другие деловые документы.

Однако даже лучший стратегический рископлан - это гарантия успеха. Стратегический план реализации также необходим для стратегического Riscoplan. Он находит свое заявление в бизнес-плане.

В самом общем виде бизнес-план является основной формой плана, разработанного коммерческими организациями в рыночной экономике. Такой документ позволяет объединить две основные задачи бизнес-планирования: комплексное планирование деятельности предприятия (компании) и проверка правильности действий в собственном бизнесе; проверка эффективности и целесообразности отдельных бизнес-проектов, в том числе принятие рисков.

Поэтому стратегическое планирование рисков - это систематический и логичный процесс, основанный на рациональном мышлении, искусстве прогнозирования, исследованиях, расчетах и ​​выборе альтернатив.

Методология оптимизации управленческих решений, принимаемых в условиях риска

Различные критерии и показатели, по которым оценивается уровень риска, оставляют важный след в методах принятия решений в условиях риска.

В.М.Гранатуров в своей книге «Экономический риск: сам. Методы измерения, способы сокращения» - пример определения и решения задачи оптимизации решений, принимаемых в условиях риска.

Они могут быть представлены следующим образом:

  • Pt, P2, ..., PT имеет возможные решения;
  • условия ситуации точно не известны, но мы можем делать предположения о них Ot, 02, ..., Op;
  • результат может быть представлен в виде таблицы производительности, называемой коэффициентом усиления, соответствующей комбинации каждого решения P и ситуации O, например, эффективности производства новых видов продукции. В то же время выигрыши являются показателями эффективности решений. Наличие этих выгод позволяет нам определить потери, возникающие в результате принятия самых низких решений - в случае, когда ожидаемое состояние ситуации (вероятного характера) не возникает.

Процедура выявления убытков будет затем оценена нами в процессе решения конкретной проблемы.

При выборе решения в качестве критерия риска используется степень риска. То есть степень риска (R) равна вероятности получения (p), умноженной на потери, связанные с риском (Rn). Предпочтение отдается решению с наименьшим средневзвешенным показателем риска, определяемым как сумма соответствующего значения убытка и продуктов возможностей различных вариантов ситуации.

Такой подход к принятию решений в условиях риска позволяет получить только вероятные (средневзвешенные) результаты анализа возможных вариантов. Вероятный характер экономических процессов иногда позволяет достичь результатов, отличных от запланированных (принятых на основе рассматриваемого подхода). В то же время использование рассмотренного метода значительно повышает степень достоверности оценок и результатов по сравнению с подходами к принятию решений без количественной оценки вариантов. При использовании этого подхода можно с уверенностью сказать, что результаты улучшаются за счет сокращения числа неудачных результатов в более чем одном бизнес-цикле.

Классические критерии для принятия экономических решений в условиях неопределенности и риска

Показатели ожидаемого дохода и риска (распространение возможных результатов) позволяют определять возможные принципы, такие как капитал, при принятии решений на рынке. Тем не менее, принятие решений зависит от сравнения выгод от различных результатов и выбора того, который обеспечивает наибольшую ожидаемую выгоду.

Уровень выгоды или процветания в условиях неопределенности зависит от того, как лицо, принимающее решение, видит риск.

Поэтому вам необходимо точно знать параметры риска. Но что, если такой информации нет? Как выбрать?

При отсутствии объективной или субъективной оценки вероятности результатов возможны различные критерии отбора. Некоторые из этих критериев могут применяться в большинстве кризисных ситуаций, связанных с риском, включая экономические, управленческие решения, классические, общепринятые, общеизвестные.

Фактически, большинство микро- и макроэкономических моделей показывают, что на поведение экономических агентов (фирм, домохозяйств, правительств) влияют только рыночные цены и количество полностью определенных доступных товаров. Однако во многих случаях выбор, сделанный экономическими агентами, связан со значительной неопределенностью. Будущий доход, цены, изменения спроса и предложения и т.д. Надежных данных относительно нет. Джон фон Нейман и Оскар Моргенштерн указали, что риск и неопределенность должны быть приняты во внимание при создании экономических моделей. Его идеи нашли горячую реакцию в работе ряда зарубежных экономистов (К.Эрроу, Л.Дж.Сэвидж, Дж.Лаффонт и др.). Однако эта проблема еще не полностью разработана в местной экономике.

Отправной точкой как классической, так и неоклассической теории является рациональность личности и возможность количественной оценки существующих рискованных альтернатив.

При принятии решения против неопределенности, когда возможности возможных вариантов ситуации неизвестны, можно использовать ряд критериев (принципов), которые зависят от выбора каждого из них, характера решаемой проблемы, поставленных целей и ограничений и склонности к риску лиц, принимающих решения. Это следующие критерии (принципы):

  • критерий математического ожидания;
  • критерий среднего отклонения (критерий изменчивости) X.Марковиц;
  • критерий внимания;
  • принцип неадекватного доказывания Лапласа;
  • критерий Вальда Максима;
  • обобщенный максмин (пессимизм-оптимизм) критерий Гурвица;
  • минимальный критерий дикаря;
  • критерий ожидаемой выгоды.

Давайте рассмотрим их более подробно.

Математический критерий ожидания. Классическая теория определяет риск с математическим ожиданием потерь, которые могут возникнуть в результате выбранного решения. Исходя из этого, для оценки альтернатив математическое значение ожидания определяется как средневзвешенное значение всех возможных результатов:

Учет альтернативных издержек и риска при принятии управленческих решений

где E - математическое ожидание (прибыль или убыток); х - возможный результат; р - вероятность возможного результата.

Однако в тех случаях, когда существует широкий портфель идентичных и независимых рисков, критерии удовлетворительного ожидания не могут быть полностью применены к отдельным и неидентичным рискам.

В дополнение к невозможности применения для единичных и неидентичных рисков, отказ от математического критерия ожидания потребовал развития другого понимания содержания риска и альтернатив оценки риска из-за неспособности рассмотреть уровень риска и восприятие индивида.

Критерий среднего отклонения (критерий изменчивости) X.Марковиц. Это один из критериев, который позволяет учитывать величину ожидаемого дохода и величину его колебаний одновременно. Марковиц осознает важность математических ожиданий при оценке неопределенных альтернатив при условии, что они поддерживаются категорией «риск». Поскольку риск отклоняется от запланированных результатов, оценка альтернатив зависит как от дохода, так и от уровня риска, измеренного с использованием дисперсии.

Критерий внимания, предложенный Моше Хагиги и Брайаном Клугером. Они также оценивают альтернативы, взвешивая риск и доход, но уровни риска не измеряются с использованием отклонения (как в модели среднего отклонения), а измеряются путем сопоставления конечного благополучия с приемлемым уровнем риска. Преимущество этого критерия, наряду с уровнем риска, заключается в том, что он позволяет учитывать финансовое положение человека или компании при принятии решения.

Принцип Ладласа неадекватного доказательства. Используется, если предполагается, что один из вариантов более вероятен, чем другой, для данной ситуации. Тогда возможности можно считать равными, и решение может быть принято, как в условиях риска - при минимуме среднего показателя риска.

Следовательно, параметр, который обеспечивает минимальное значение в выражении, должен быть предпочтительным.

Самый высокий критерий Вальда используется, когда необходимо гарантировать, что заработок при любых условиях не меньше, чем это возможно в худших условиях. Лучшее решение - это решение, где минимум является самым высоким при различных условиях.

Критерий, используемый в этом подходе, называется максимин.

Как видите, при выборе вариантов решения в соответствии с критериями Вальда каждое решение, соответствующее комбинации P и ситуации O, используется в качестве первых данных, иными словами, критерий Вальда направляет лицо, принимающее решение, к наихудшим условиям и предлагает заменить вектор возможных результатов числом. оно соответствует минимальному значению между различными результатами и принимает вероятность этого результата как единицу и предпочитает альтернативу, которой соответствует максимальное значение усиления.

Обобщенный критерий (пессимизм-оптимизм) критерия Гурвица используется, если вы хотите стоять между линией поведения для худшего и линией поведения для лучшего. Этот критерий более предпочтителен при выборе решения против неопределенности. Гурвиц рекомендует рассчитывать средневзвешенную значений, характеризующих два крайних случая. Этот критерий имеет вид:

Учет альтернативных издержек и риска при принятии управленческих решений

где h — некий коэффициент, выбираемый экспертно из интервала между 0 и 1.

Использование коэффициента вносит дополнительный субъективизм в принятие решений с учетом критерия Гурвица.

Таким образом, Уолд и Гурвиц создали два противоположных критерия отбора, когда нет объективной или субъективной оценки возможных результатов. Один требует выбора линии поведения, которая даст наилучший результат из всех отрицательных результатов, даже в худшем случае - это поведение называется стратегией максимина. Другое означает выбор варианта, который лучше всего работает в лучших условиях.

Разницу между этими двумя подходами можно понять в приведенном ниже примере.

Пример. Представьте себе инвестора, рассматривающего два проекта с одинаковыми параметрами (млн руб.):

Доход доход

в случае неудачи в случае успеха

Проект 1 2100 510

Проект 2 1510 1100

Возможности обоих результатов неизвестны. Если на инвестора влияет вероятность получения максимально возможного дохода, он выберет первый проект. Но в то же время он рискует получить низкий доход в случае неудачи.

Если будет выбран второй проект, можно сказать, что инвестора отличают внимание и неприятие риска: он готов отказаться от большого потенциального дохода только для того, чтобы застраховаться на случай неудачи. Наконец, инвестор, который не подвержен высокой доходности и не боится возможности низкой доходности, считает оба проекта эквивалентными, если не было никакой дополнительной информации.

Минимаксный критерий Сэвиджа также используется для описания пессимистического выбора, но в отличие от только критериев Вальда, пессимизм проявляется в минимизации максимальной потери усиления по сравнению с тем, что может быть достигнуто в данных условиях. Поэтому этот критерий используется в ситуациях, когда необходимо избежать большого риска при любых обстоятельствах.

В соответствии с этим критерием, решение, в котором максимальные потери будут минимальными при различных вариантах, должно быть предпочтительным. Его формализованное выражение:

Учет альтернативных издержек и риска при принятии управленческих решений

где Н - потери, соответствующие определенному решению при соответствующем варианте обстановки.

Этот критерий также относится к осторожной категории. Однако, в отличие от критерия Вальда, который направлен на достижение гарантированного выигрыша, критерий Сэвиджа сводит к минимуму возможные потери.

Ожидаемые критерии выгоды. В неоклассической теории риска это выражается в том, что поведение лица, принимающего решения, определяется желанием максимизировать ожидаемую выгоду. Критерий ожидаемой выгоды был впервые предложен в 1738 году известным ученым Д.Бернулли, который заявил о вероятности пропорционального риска и дохода и сформулировал следующую проблему для этого. Предположим, что билет - это лотерея с вероятностью 10 000, а выигрыш U2 - 20 000, ясно, что ожидаемый результат равен 0. В то же время мы можем привлекать новых и новых игроков, увеличивая размер или вероятность выигрыша. Таким образом, мы можем получить точную денежную оценку негативного отношения к риску (премия за риск). Важно, чтобы у нас была другая оценка риска для другой цены билета (и прибыли). Интуитивно понятно, что это совершенно ясно: страх потерять состояние гораздо больше, чем страх потерять небольшую сумму. На основе такого эксперимента может быть создана утилита, позволяющая понять, как выбирать. Эта функция называется Нейман-Моргенштерн, экономисты и математики, которые сначала проверяют ее свойства и применяют ее для анализа поведения в условиях неопределенности. Таким образом, критерий ожидаемой выгоды был использован в 1944 году для объяснения поведения экономических активов. Ученые подтвердили, что в условиях, на которых основан анализ кривой безразличия, легко определить численное преимущество, ожидаемое значение которого максимально при выборе альтернатив, связанных с риском. Критерий ожидаемой выгоды одновременно учитывает величину ожидаемого дохода и уровень риска.

При оценке ситуаций риска денежное выражение конечного благосостояния, используемое в математическом критерии ожидания, заменяется полезностью окончательного благосостояния.

Тип функции полезности позволяет оценить отношение к риску, которое не одинаково для разных людей. Мы можем выделить следующие варианты рискованного поведения и поведения в условиях неопределенности.

1. Человек не считается свободным от риска для определенного ожидаемого дохода, который предпочел бы определенный, гарантированный результат диапазону неопределенных результатов риска.

Люди, которые не подвержены риску, имеют низкие предельные выгоды. С ростом богатства рост богатства уменьшается с каждым равным увеличением богатства.

Снижение предельной выгоды улучшает неприятие риска у людей. При маркетинге продуктов они чаще всего обращаются за страховкой от предварительного заключения договоров и убытков. Для организации, принимающей риск, функция полезности Неймана-Моргенштерна может принимать следующие формы:

Учет альтернативных издержек и риска при принятии управленческих решений

где U - полезность;

а - плановые инвестиционные доходы;

I - индуцированные инвестиционные доходы (убытки), зависящие от а и Р; аир— соответственно положительный и отрицательный коэффициенты эластичности.

Представленная здесь простая модель имеет прямое применение в теории финансовых отношений. Риск может быть предметом транзакций. Фактически, если ситуация с неопределенностью снижает благосостояние агентов, не склонных к риску, они будут готовы платить экономическим агентам, которые рискуют. Максимальный размер этой комиссии равен величине премии за риск. Это основа договора страхования.

Из-за большого количества законов страховая компания ведет бизнес в больших масштабах, что означает наличие предсказуемости и отсутствие неопределенности. Следовательно, риск действует как нейтральный экономический агент. Давайте рассмотрим эту ситуацию в качестве примера.

Пример. Предположим, что компания застрахована от 10 000 домашних пожаров на сумму 100 000 долларов. Известно, что вероятность пожара для каждого дома составляет 1/т в течение всего года. Итак, 100 домов сгорают каждый год. Если владельцы застрахованы на полную стоимость, компании придется заплатить 10 миллионов долларов. год; годовая премия составляет 1000 долларов. купил бы достаточно денег, чтобы заплатить страховку от каждого дома. Однако для ведения бизнеса компании необходимы средства для покрытия расходов. Где купить? Владельцы застрахованных домов получают выгоду от обслуживания, поскольку их ситуация становится ясной - это уже не неопределенная ситуация между 0 и 100 000, а скорее надежная ситуация, соответствующая доходу в размере 100 000-1000 долларов.

Поэтому они могут платить больше за страховой полис. Эта премия за риск является основным источником дохода для страховой компании. Обратите внимание, что такой договор больше не будет справедливым - клиенты получают меньше, чем они платят в качестве взноса в качестве страховых взносов. Обе стороны выигрывают: покупатели завоевывают доверие, компания получает дополнительный доход. Кроме того, компания, которая специализируется на преодолении рисков, делает это с наименьшими затратами, обеспечивая эффективное распределение ресурсов по экономике.

Страхование от негативных последствий ни в коем случае не является привилегией специализированных учреждений. Деловые контракты часто включают элементы премии за риск. Кроме того, существуют специальные рынки, где риск стал объектом спекуляций - фьючерсные рынки, которые могут вызвать глобальный финансовый кризис.

В случае неопределенности не следует считать, что распределение ресурсов наиболее подходящим способом при принятии управленческих решений осуществляется плавно. Страхование само по себе может создать ряд побочных эффектов, которые снижают его эффективность.

2. Человек, склонный к риску, - это человек с ожидаемым доходом, который предпочитает связанный с риском результат с гарантированным результатом, а кривая безразличия находится ниже аккорда дохода.

3. Нейтральным по отношению к риску является человек, который остается равнодушным к выбору между гарантированными и рискованными результатами для определенного ожидаемого дохода.

Заключение

Этот вид кривой безразличия объясняется наличием качественно различных социально-экономических слоев населения - более высокий класс и вогнутая дивизия, соответствующая неквалифицированным рабочим, и две выпуклые дивизии являются маргинальными. Согласно концепции М.Фридмана и Л.Сэвиджа, люди склонны предпочитать риски только в том случае, если это дает возможность переходить из одного класса в другой. Экономические агенты в промежуточном подразделении будут постоянно рисковать собой и в конечном итоге выходить за пределы вогнутого сегмента: вверх и вниз, если им повезет, если нет. По словам Фридмана, большинство людей подразумевают, что они готовы платить за страхование в выпуклых участках кривой, то есть от возможного риска.

Концепция М.Фридмана и Л.Сэвиджа убедительно объясняет отношение людей к риску. Это также дает возможность обосновать объективность страхования и его популярность на Западе. Правда, в этом контексте возникает вполне логичный вопрос: если концепция является справедливой и универсальной, то почему страхование не развилось должным образом в России и других социалистических странах? Поэтому сбор страховых выплат в развитых странах составляет 8-9% ВВП, а в России - всего 0,7%. Дело в том, что Россия и другие страны социалистического лагеря стремятся создать рыночную экономику, особенно в классовой структуре общества, особенно с появлением нового класса - предпринимательского класса. Переходные ситуации в экономической и социальной жизни общества привели к исключению большого числа людей из привычных классовых ячеек, вогнутой части кривой ожидаемого дохода и, как следует из теории Фридмана, не платить за снижение риска.