Участие России в международном процессе миграции населения

Предмет: Международная экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 26.04.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по международной экономике на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по международной экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции
Характеристика трудовых ресурсов России
Технологические ресурсы мира. Международные научно-технические связи
Технологические ресурсы мира. Мировой рынок технологий

 

Введение:

Международная трудовая миграция стала неотъемлемой частью современной системы мировой экономики, нормой существования большинства государств, фактором мирового развития, обеспечения гибкости международного рынка труда, ознакомления развивающихся стран с мировой культурой производства, достижения научно-технического и социального процесса, более рациональное использование трудовых ресурсов, взаимодействие и взаимообогащение мирной цивилизации. Во время мирового экономического кризиса объемы миграции сократились, но, тем не менее, согласно прогнозам, это не окажет серьезного влияния на долгосрочные перспективы миграции, если последствия кризиса не носят затяжного и более глубокого характера. Это связано с растущим пониманием того, что международная миграция, особенно ее экономический «сегмент», может быть важным ресурсом для развития как для принимающих стран, так и для стран происхождения. Сотни миллионов людей вовлечены в международный трудовой процесс, что свидетельствует о формировании глобальной миграционной системы. По оценкам Международной организации по миграции (МОМ), в 2008 году общее число международных мигрантов в мире превысило 200 миллионов человек, число которых увеличилось по сравнению с 1990 годом на 40 миллионов человек.

Основываясь на этих изменениях, можно предположить, что международная миграция значительно выросла и оказывает значительное влияние на мировую экономику, фактически являясь одним из важнейших факторов ее глобализации. Учитывая неравномерное демографическое и экономическое развитие стран мира, международная трудовая миграция превращается в «инструмент сотрудничества» между промышленно развитыми и развивающимися странами, когда первые предоставляют последним рабочие места и возможности заработка в своих странах, а вторые обеспечивают последний с трудом, который им нужен. 

Формирование такой миграционной взаимозависимости является одной из фундаментальных характеристик современной миграционной ситуации в мире.

Современная Россия не остается в стороне от глобального миграционного процесса и в настоящее время является одним из крупнейших мировых центров приема трудовых мигрантов из соседних стран и из-за рубежа из-за противоречивого законодательства и отсутствия эффективной системы миграционного контроля. , Предоставляя лишь небольшую часть своего населения другим странам, Россия остро нуждается в небольшом количестве неквалифицированной рабочей силы, особенно в сезонных и определенных рабочих циклах. Мигранты играют важную роль в заполнении таких ниш, где предполагается низкооплачиваемая, престижная, тяжелая и опасная работа. Как отмечается в отечественных исследованиях, миграция становится «критически важной для России», и в ближайшем будущем динамика экономического роста, уровень жизни населения, социальный климат, региональные пропорции развития, размер страны и ее целостность будут зависеть в теме. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года международная миграция населения играет важную роль в сокращении нехватки трудовых ресурсов и в инновационном развитии национальной экономики. 1 

В настоящее время не хватает необходимого опыта государственного регулирования миграционного процесса, что диктует необходимость изучения реалий мировой миграции и поиска научных объяснений перемещений населения, тенденций и тенденций в процессе международной миграции, а также опыт политики других стран. Новые явления в развитии миграционных процессов в мире, проблемы и трудности в формировании российской миграционной политики, возникающие в ходе политических и экономических преобразований в стране, требуют постоянного понимания событий с целью определения наилучших путей и средств. включения России в международную биржу труда и выработки рекомендаций по ее совершенствованию. 

Теоретические основы изучения международной трудовой миграции

В своем первоначальном значении термин «миграция» ассоциируется с английским глаголом «путешествовать пешком, бродить». В собственном смысле слова «миграция это набор движений для перемещения по месту жительства». В русской научной литературе термин миграция используется в качестве собирательного понятия в единственном числе «миграция», а во множественном числе «миграция». 

Демографический энциклопедический словарь указывает, что миграция (от латинского «переселение») это перемещение людей (мигрантов) через границы определенных территорий со сменой места жительства навсегда или на более или менее продолжительное время.  В Пояснительном словаре В русском языке термин «миграция» означает перемещение, перемещение, но эти слова не являются синонимами. Многогранный характер миграционного процесса и обусловленное этим расхождение в теоретических подходах к его изучению приводят к формированию его различных интерпретаций. 

Теоретической основой в изучении миграции населения считается XVIII век. Впервые меркантилисты (Т. Манн, Дж. Кольбер и др.), Которые непосредственно рассматривали рост населения в качестве источника государственной власти, обратились к исследованию проблемы миграции населения, обратили внимание на необходимость привлечения иностранцев, которые были считается неотъемлемой частью этого роста и, соответственно, богатства страны в целом. 

Важнейшее место в формировании теоретических представлений о характере и сущности международных миграционных процессов занимает классическая школа (А. Смит, Д. Рикардо и др.), которая изучала международную и внутреннюю трудовую миграцию с точки зрения взаимное влияние и взаимодополняемость экспорта капитала и рабочей силы.

М.В. Ломоносов одним из первых определил международную миграцию как демографический процесс, разделив ее на две пары: «эмиграция-смертность», «иммиграция-рождаемость», противостоящая населению. В своей работе «О сохранении и распространении русского народа» (1761) он определил основные причины и пути эффективного регулирования международной миграции в России. Он обратил внимание на то, что проблемы эмиграции невозможно решить строгими административными мерами, представляя ее как «потерю русского народа», и предлагая привлекать иностранных граждан, чтобы компенсировать эти потери. 

Более того, сам термин «международная миграция» практически отсутствует в работах российских исследователей до начала 20-го века, и вместо этого он использует такие как «переселение», «колонизация», «иммиграция», «эмиграция» и т. д. 

В современной отечественной науке существует около 40 определений миграции. Поиск подходящей характеристики международной миграции и попытки унифицировать терминологию, используемую в мировой практике, начались по крайней мере в первой четверти двадцатого века (Международная конференция труда 1922 г.). Однако рекомендации, разработанные за все последующие годы, не нашли широкого применения. Объяснение этого факта можно найти в рекомендации ООН по улучшению статистики международной миграции, принятой в 1953 году: «Различия между странами по длине и географическому характеру границ, масштабам миграции, национальному законодательству, связанному с миграционным контролем, и другим факторам не позволяют нам сформулировать набор даже минимальных стандартов, которые все страны могли бы полностью и немедленно выполнить. 

Отсутствие единой концепции миграции на практике приводит к тому, что каждая страна дает свое определение международным мигрантам, зачастую значительно отличающееся от других. Существуют также трудности в отношении дифференциации между долгосрочной миграцией и изменениями места жительства в течение относительно короткого периода времени. Например, в Венгрии, США, различие между постоянной и временной миграцией настолько категорично, что иммигрантами являются только те, кто въехал на постоянное место жительства. В Японии иммиграционное законодательство различает 16 категорий иностранцев, в то время как 700 тысяч человек корейской национальности, которые были лишены японского гражданства в 1952 году, не относятся ни к одной из этих категорий. 

Для изучения процессов международной миграции выделяются различные типы мигрантов.

Так, например, российские ученые Денисенко М.Б., Ионцев В.А., Хорев Б.С. предлагают следующие шесть групп мигрантов: 

  • эмигранты, уезжающие по семейным или иным причинам для постоянного проживания в другой стране (более того, сохраняющие гражданство по требованию независимо от страны въезда);
  • иммигранты, въезд в страну иностранных граждан с целью постоянного проживания в ней и, как правило, получение гражданства;
  • рабочие мигранты;
  • незаконные иммигранты;
  • беженцы;
  • студенты, стажеры, исследователи и преподаватели;
  • другой туризм, отдых и т. д.

Классификация типов современной международной миграции, разработанная МОТ, отличается от приведенной выше и содержит пять основных типов:

  1. Поселенцы законные иммигранты, которым разрешено поселиться в стране пребывания для постоянного проживания. В последние годы большинство поселенцев были приняты в соответствии со схемой воссоединения семьи. 
  2. Подрядчики это люди, которые были приняты работодателями на основании того, что они работают в течение ограниченного времени. Большинство из них неквалифицированные или неквалифицированные рабочие. В эту категорию также входят сезонные работники. 
  3. Профессионалы это люди с высоким уровнем образования и хорошим опытом работы, которые могут быть легко переобучены для работы в другой стране. Многие из них являются сотрудниками транснациональных корпораций и переходят из одного филиала в другой. Основную часть составляют квалифицированные сотрудники и менеджеры, но иногда стажеры. Эта категория обычно также включает преподавателей и студентов, которые циркулируют в глобальной системе высшего образования. 
  4. Нелегальными иммигрантами являются люди, которые прибыли в страну нелегально или у которых истек срок действия визы. Или, возможно, они занимаются трудовой деятельностью, имея только туристическую визу. 
  5. Лица, ищущие убежища, и беженцы, которые покинули свои страны и подвергаются риску любой опасности. Это могут быть отдельные лица или семьи, которые основывают свои ходатайства о предоставлении убежища на возможности или вероятности политического преследования. Как только их заявления принимаются, они становятся «беженцами», и многие получают постоянный вид на жительство в своих новых странах. 

Современная особенность международных миграций населения заключается в том, что трудовые миграции играют все более доминирующую роль в этом процессе. Какие бы мотивы (политические, религиозные, национальные, расовые и т. д.) определяли современное движение населения, это, прежде всего, экономическое явление , вызванное в конечном итоге поисками; новое место работы за пределами родной страны. 

Международные мигранты, официально квалифицированные как трудовые мигранты, являются важной, но не единственной группой, влияющей на рынок труда в странах назначения, поэтому при изучении современных миграционных процессов необходимо учитывать опыт использования поселенцев, интернов, беженцы и другие мигранты на рынке труда укрываются от преследований, нелегальных мигрантов и всех членов их семей. Однако несовершенство сбора статистической информации не всегда позволяет учитывать это влияние. 

Участие России в международном процессе миграции населения

В рамках экономического подхода существует более 15 теорий и концепций, которые изучают миграцию, что позволяет нам более полно отражать суть этого сложного явления, выявлять закономерности, выявлять конкретные особенности и находить адекватные меры для их регулирования.

Использование иностранной рабочей силы в Российской Федерации

Миграция затрагивает все сферы экономической жизни принимающих стран. Для многих развитых стран демографический вопрос очень актуален, поскольку средний возраст населения в них увеличивается. Эксперты считают, что из-за иммиграции ее можно сократить, поскольку большинство мигрантов это молодые люди, профессионально подготовленные, экономически активные, но социально лишенные работники. Сокращая средний возраст населения, можно улучшить соотношение между занятыми и вышедшими на пенсию людьми, что позволяет снизить налоговые ставки. 

Противоречивыми теоретическими моделями стали данные о влиянии мигрантов на занятость и заработок местных работников. Исследования в Соединенных Штатах показали, что присутствие иммигрантов не влечет за собой снижение заработной платы местных работников, поскольку мигранты и местные жители не являются конкурентами, претендующими на одинаковые рабочие места. Как правило, иностранные рабочие используются в областях, где доля ручного труда высока (строительство, услуги), и в отраслях, где работа слишком опасна, грязна или считается не престижной для местных работников. Здесь доля иностранцев иногда достигает 70%. Можно сказать, что иммигранты помогают поддерживать жизнеспособность некоторых секторов экономики, которые в противном случае полностью исчезли бы, что привело бы к снижению уровня занятости. Как правило, в таких странах больше иностранных работников, чем может быть задействовано в производстве. Благодаря этому создается избыток рабочей силы, что позволяет мигрантам снижать заработную плату, повышать их эксплуатацию и тем самым повышать эффективность экономики страны. 

В дополнение к тяжелому и недостаточно оплачиваемому труду иммигранты должны платить высокие налоги на заработную плату, различные страховые взносы и взносы в систему социального обеспечения, которые они не могут использовать полностью или частично.

Важным вопросом, по которому до сих пор нет консенсуса из-за отсутствия исчерпывающих данных для оценки бюджетных расходов, связанных с иммиграцией, является вопрос о том, какое влияние иммигранты оказывают на налоговые поступления и государственные расходы принимающей страны.

В целом прямое влияние иммиграции на функционирование экономики можно оценить как положительное. Благодаря этому обеспечивается приток не только необходимого человеческого капитала, но и инвестиционных ресурсов. Иммиграция, поддерживающая традиционные отрасли промышленности, которые являются неотъемлемой частью национальной экономики принимающей страны, все чаще снабжает высококвалифицированных специалистов новейшими высокотехнологичными секторами, которые выступают в качестве двигателя экономики в целом. Квалифицированные иностранцы называются экономическим активом принимающих территорий, создавая на них рабочие места и укрепляя их связи с мировым рынком, способствуя развитию внешнеэкономических связей между странами назначения и выезда. 

Современные тенденции в демографическом развитии России характеризуются уменьшением численности населения из-за превышения количества смертей над числом рождений, что приводит к ежегодному естественному сокращению на 700-900 тысяч человек, старению населения и уменьшение населения трудоспособного возраста. На этом неблагоприятном демографическом фоне Россия пережила период экономической активности в последние годы, который, учитывая общий трудоемкий тип российской экономики, поднял проблему нехватки рабочей силы с особой остротой. Кроме того, российский национальный рынок труда не сбалансирован. Высокий спрос на представителей рабочих профессий и людей, готовых заниматься физическим трудом в строительстве, сельском хозяйстве и на транспорте, не покрывается национальными трудовыми ресурсами. Граждане России не готовы или не хотят работать на этих должностях из-за низкого уровня оплаты, престижа и сложных условий труда. В таких условиях привлечение иностранной рабочей силы стало непременным условием их функционирования для ряда российских отраслей и регионов. 

За годы реформ страна вошла в тройку ведущих центров иммиграции (наряду с США и Германией).

Основными факторами развития этого направления являются: 

  • геополитическая перестройка постсоветского пространства, изменение национально-политической ориентации в государствах старого и нового зарубежья;
  • распад в республиках бывшего СССР крупных промышленных предприятий (особенно в высокотехнологичных отраслях), в которых работало в основном русскоязычное население;
  • более сильная экономическая ситуация и более высокий уровень жизни в России по сравнению со странами СНГ, Азии, Африки и некоторых стран Ближнего и Среднего Востока;
  • Развитие в результате экономических реформ на российском рынке труда альтернативных форм занятости связано с расширением частного сектора, индивидуальной трудовой деятельностью, смешанными формами собственности с иностранным капиталом.

Как показывает мировая практика, для страны-получателя рост иммиграции имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Для России было положительным, что за счет иностранных граждан проблема нехватки рабочей силы в трудодефицитных секторах экономики и регионах страны (добыча нефти и газа в Западной Сибири, поддержание и развитие инфраструктуры в мегаполисах) был в значительной степени решен. Е.В. Тюрюканова подчеркивает: «К настоящему времени в России сформировались отрасли экономики, в которых труд иностранных работников наиболее востребован. Это строительство, торговля и общественное питание, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и коммунальные услуги, особенно в крупных городах. Экономика многих регионов России сегодня не может существовать без притока рабочей силы иностранных рабочих.Вклад трудящихся-мигрантов в российскую экономику значителен. По признанию директора ФМС К.О. Ромодановского, трудовые мигранты из стран СНГ, работающие в России, создают 6-8% ВВП страны, а российские ученые называют более высокую цифру 8-9% ВВП.

После распада Советского Союза на отдельные независимые страны и образования стран СНГ и Балтии начали формироваться национальные рынки труда. Последнее оказало значительное влияние на миграционные процессы на постсоветском пространстве, превратив проблему первых в государственные миграционные потоки, в значительной степени контролируемые и контролируемые учреждением по регистрации места жительства, во внешнюю межгосударственную (международную) проблему нерегулируемой трудовые потоки. Приняв новые формы, внешняя миграция на постсоветском пространстве стала важной характеристикой экономического и социального развития всего региона бывшего Советского Союза. 

Вынужденная, преимущественно этническая, миграция была заменена экономически оправданной миграцией, спровоцированной и инициированной следующими факторами:

  • «Прозрачность» границ с соседними странами;
  • наличие огромного количества связей (семейных, профессиональных, личных, деловых);
  • появление новых государств с трудной ситуацией с занятостью, низкой заработной платой, непоследовательной социально-экономической политикой;
  • рост националистических настроений;
  • ослабление роли русского языка и принятия национальных языков как государственные языки;
  • крах крупных промышленных предприятий (особенно в высокотехнологичных отраслях), на которых в основном работало русскоязычное население.

Эти факторы повлияли на структуру миграционных потоков, которые были основаны на вынужденных мигрантах, которые покинули страны назначения (Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Украина, Молдова, Беларусь, Азербайджан, Армения, Грузия) и направились в Россию, Украину и Казахстан.

Среди иммигрантов, прибывших в Россию на постоянное место жительства, доля этнических русских снижалась, а доля титульных народов бывших советских республик росла. В 1993-2000 гг. Последние составляли около 850 тыс. Человек, то есть 22% от общего потока иммигрантов. Из них прибыло 312 тысяч человек, армяне 261 тысяча человек, азербайджанцы 92 тысячи человек, грузины 51 тысяча человек, таджики 32 тысячи человек, узбеки 22 тысячи человек.

Масштабы трудовой миграции в Россию в последнее десятилетие неуклонно растут. В 2006 году число официально зарегистрированных мигрантов в России превысило 1 миллион, а в 2008 году приблизилось к 2,5 миллионам. 

Распределение иностранных работников по отраслям экономики очень ярко проявил этнический аспект. На российском рынке труда отраслевые сегменты занятости иностранной рабочей силы закреплены за отдельными странами. 

Так, более половины трудовых мигрантов из Армении (56,6%), Грузии (54,2%) и Украины (50,6%) сосредоточены в строительстве. Почти каждый второй трудовой мигрант из Азербайджана занят в сфере торговли, каждый четвертый из Кыргызстана и Таджикистана и каждый пятый из Казахстана и Узбекистана. 

Среди работников оптовой и розничной торговли, ремонта автомобилей, мотоциклов, предметов домашнего обихода и личных вещей лидерами были граждане Афганистана, 89,2% из которых были заняты в этой сфере, Вьетнам 81%, Индия 73,6%, Китай 52,1%.

Более половины (53,9%) иностранных рабочих из Литвы нашли работу в сфере транспорта, 17,1% из Латвии, 10% из Молдовы, 9,7% из Украины и 8,6% из Грузии. и Узбекистан.

В обрабатывающей промышленности превышение среднего показателя по России было характерно для иностранных рабочих из Польши 34,6%, США 23,8%, Великобритании 22,6%, Франции 18,9%, Финляндии 18,6%, Германии 15,9%, Латвии и других стран. Италия 15% каждая. Из стран СНГ занятость в этой сфере высока среди граждан Казахстана 19,7%, Молдовы 17,7%, Украины 15,8%, Узбекистана 14,2%, Кыргызстана 13,6%, Армении и Туркменистана 11% каждый. Самый высокий уровень занятости среди иностранных рабочих в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве финские граждане 18,9%, КНДР 18,5%, Китай 15,1%, Латвия 8,7%, Узбекистан 8,6%, Украина 8,1%, Туркменистан 7,9%. Более половины иностранных рабочих из Литвы (53,9%), 17,1% из Латвии, 10% из Молдовы, 9,7% из Украины и 8,6% из Грузии нашли работу в сфере транспорта. и Узбекистан. 

Этнический бизнес стимулирует постоянный приток мигрантов из своей страны и часто образует теневые сети посреднических услуг, которые выступают в качестве альтернативы официальной миграционной инфраструктуре. Причины распространения неформальных форм занятости связаны с масштабами теневого сектора российского рынка труда. 

Рост рабочей силы мигрантов в сфере услуг связан с повышением благосостояния населения России и все более активным вовлечением обслуживающего персонала в домашние хозяйства. Для российских женщин, которые активно участвуют в рынке труда и в предпринимательстве, институт нянь является неоспоримым условием такого участия, поскольку труд нянь используется в 3 млн. Российских семей, и 2 млн. Из них иностранцы. 

Распределение иностранных работников из стран, которые наиболее активно поставляют трудовых мигрантов на российский рынок труда, по основным видам экономической деятельности, называется прямым профориентацией.

Как показывает практика, мигранты занимают рабочие места, которые обычно не пользуются спросом у российских граждан из-за низкой заработной платы и сложных условий труда, а также рабочие места, которые не могут быть заполнены из-за нехватки кадров по определенным профессиям и специальностям.

Фактическая структура занятости мигрантов может отличаться от официальных данных из-за неравномерного распределения неформальной и теневой занятости по секторам экономики.

Для контроля за международными миграционными потоками из стран СНГ на 2006 год Правительство Российской Федерации установило квоту на выдачу приглашений иностранных граждан на въезд в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности в размере 329,3 тыс. Приглашений. И одновременное введение новой процедуры иммиграции в Российскую Федерацию из стран с безвизовым режимом (страны СНГ, кроме Грузии и Туркменистана). Квота для стран с безвизовым режимом увеличилась до беспрецедентно высокого уровня (по состоянию на 2007 год) в 6 миллионов человек, квота 2007 года была выполнена на 2,2 миллиона, а в 2008 году она была установлена ​​на высоком уровне в 1,9 миллиона. в то время как для остальных стран (с визовым режимом) он оставался на уровне около 300 тысяч человек. 

В то же время мигранты из безвизовых стран получили возможность автоматически получать уведомления о работе в России. Теперь любой мигрант из страны с безвизовым режимом перемещения людей может купить специальную форму в любом почтовом отделении в России, заполнить ее и отправить в миграционную службу субъекта Российской Федерации (или в Федеральная миграционная служба Российской Федерации), оставив копию с отметкой о почтовой отправке, которая фактически легализует их пребывание и работу в России. 

Количество нелегальных мигрантов чрезвычайно сложно из-за слабого пограничного и иммиграционного контроля, отсутствия единой базы данных мигрантов и плохой координации действий между пограничными и миграционными службами. Наиболее многочисленной категорией нелегальных мигрантов в России являются граждане стран бывшего СССР, которые приезжают в Россию в поисках работы или места жительства, сталкиваются с бюрократическими трудностями при получении российского гражданства или разрешений на работу и оказываются в нелегальной ситуации. Большинство из них заняты в неформальном секторе экономики, некоторые мигранты приезжают на сезонные работы в строительную отрасль, сферу услуг или сельское хозяйство и остаются в России в среднем 7-9 месяцев, а их число в пик сезона весной и летом. , достигает 3-4 миллионов человек. 

Нелегальные мигранты из стран дальнего зарубежья в основном представлены транзитными мигрантами из Азии и Африки, которые находятся в России на пути в страны Европейского Союза, где они ожидают получить статус беженца или связаться со своими родственниками. Однако они иногда остаются в России на некоторое время. А также иностранные граждане, у которых истек трудовой договор в России или которые закончили обучение в российских вузах, но не хотят возвращаться в свои страны. 

Общее количество иностранных граждан, незаконно пребывающих в России, можно оценить в 3-4 миллиона, но это число увеличивается весной и летом, когда приезжают сезонные работники, до 5-7 миллионов. Распределение мигрантов по регионам и области занятости , как правило , совпадает с распределением легальных мигрантов. В основном они занимаются строительством, торговлей и услугами. 

Расширение миграционного обмена способствовало интеграции России в международные процессы миграции населения. Если въезд из соседних стран намного выше, чем выход, то в случае стран вне СНГ верно обратное. 

Заключение

В современном мире международная трудовая миграция превратилась в глобальный процесс, охвативший практически все страны, которые способствуют формированию гибкого рынка труда, более рациональному использованию трудовых ресурсов, взаимодействию и взаимному обогащению мировых цивилизаций, а также вовлечению развивающиеся страны в достижениях мирового научно-технического и социального процесса.

В настоящее время в российском обществе разработаны два основных подхода к оценке роли трудовой миграции и ее регулированию.

Первый подход является консервативным, связывая трудовую миграцию исключительно с негативными последствиями. Его сторонники выступают за закрытие страны от трудовых мигрантов и депортацию нелегальных мигрантов. Второй подход либерален. Он исходит из того, что Россия обречена использовать и привлекать иностранную рабочую силу. Основная причина нехватки трудовых ресурсов внутри страны в условиях экономического роста. По мнению сторонников такого подхода, Россия может получить рабочие руки исключительно за счет трудовых мигрантов из стран своего ближайшего окружения, включая Китай и другие азиатские страны. Однако количественные потребности мигрантов не могут быть определены. 

Как показывают анализ ситуации и обобщение опыта регулирования трудовой миграции в разных странах мира, основой для формирования политики в отношении трудовой миграции из-за рубежа должно стать определение четких требований к труду с учетом экономических показателей России. и геополитические интересы в сочетании с перспективами его социально-экономического развития. С одной стороны, можно увеличить количество занятых (в том числе за счет трудовых мигрантов). С другой стороны, возможно и необходимо повысить производительность труда, модернизировать оборудование и развивать передовые технологии, стимулируя с помощью налоговых инструментов предпринимателей, которые вкладывают средства в модернизацию производства. 

В условиях динамичного развития российской экономики в среднесрочной перспективе возрастет потребность в трудовых мигрантах двух категорий неквалифицированной рабочей силы и опытных специалистах по определенным профессиям, особенно в строительстве, сельском хозяйстве, промышленности и сфере услуг. При привлечении трудовых мигрантов первой категории необходимо использовать опыт зарубежных стран (они принимаются временно на сроки, четко указанные в договорах, с последующим выездом из страны без гражданства). Среди обязательных критериев опыт работы, хорошее здоровье и знание русского языка. 

Во втором случае применяются более строгие критерии: определенный уровень образования, диплом и опыт работы по специальности, соответствующий возраст. Эта категория мигрантов, как показывает практика в разных странах, является источником пополнения не только трудовых ресурсов, но и постоянного населения. В Германии, США, Австралии и многих других странах высококвалифицированные специалисты после нескольких лет проживания получают вид на жительство и гражданство. Затем временная трудовая миграция становится постоянной, что помогает, хотя и частично, решить демографические проблемы страны. 

Ввиду вышеизложенного, при изучении международной миграции населения возможности использования зарубежного опыта миграционной политики в России представляются весьма актуальными как с теоретической, так и с практической точки зрения. Таким образом, адаптация международного опыта к нашим условиям позволила бы России обеспечить оптимальное размещение, использование иностранной рабочей силы на своей территории и получить наибольший экономический эффект от экспорта российского трудового потенциала за рубеж.