Творчество поэтов-декабристов. Особенности гражданско-героического романтизма декабристов, ведущие темы и идеи их творчества (К.Ф.Рылеев, В.Ф.Раевский и др.)

Предмет: Биография
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 10.07.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по биографии:

 

Много готовых рефератов по биографии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Основная проблематика басен И.А.Крылова. Тема Отечественной войны 1812 г. в басенном творчестве И.А.Крылова
Идейное содержание и проблематика комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
А.С.Пушкин – создатель русского литературного языка; роль Пушкина в развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии
Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина, ее связь с идеями декабристов («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»)


Введение:

Идеологи и лидеры русского революционного движения 1815-1825 гг. появились декабристы. С 1816 года (за исключением ранних, преддекабристских организаций) в России стали появляться тайные общества, которые ставили своей целью ликвидацию крепостного права и самодержавия. События 1812 года, которые показали огромные, но раздавленные тяжелым угнетением народных сил, лично показали широким слоям российского общества необходимость изменения общественно-политической системы России. Народное антифеодальное движение способствовало распространению освободительных устремлений среди прогрессивно настроенного дворянства. Существенную роль здесь сыграло знакомство будущих декабристов с общественно-политическим режимом более развитых западноевропейских государств в ходе зарубежных кампаний 1813-1814 гг. Но эти стремления встретили упорное сопротивление со стороны правящих сфер. Надежды на изменение общественно-политической власти самого Александра не сбылись. Это подтолкнуло прогрессивные общественные силы на путь революционной борьбы. Так возникли первые революционные организации в истории России, которые готовили акцию декабристов против крепостного права и самодержавия - восстание на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 14 декабря 1825 года и последовавшее за этим возмущение Черниговского полка, которое не привело к принести победу революционерам.

Декабризм как идейно-политическое течение

В борьбе с реакционной идеологией растет и крепнет прогрессивная идеология, в развитии которой главную роль начинают играть будущие декабристы. Они нашли для себя платформу в журнале «Сын Отечества», издаваемом с 1812 года. В период 1816-1825 гг. - это был самый влиятельный орган прогрессивного направления, среди сотрудников которого были Крылов, Гнедич, Пушкин. Декабристы также были опубликованы в журнале «Невский зритель» (1820 - июнь 1821), публикацию которого Рылеев намеревался взять в свои руки. Собственным литературным органом декабристов был альманах «Полярная звезда», изданный в 1823-25. Рылеев и А.Бестужев. Появление декабристского издания стало крупным литературным событием. Вокруг него объединились ведущие поэты и писатели эпохи: Пушкин, Грибоедов, Гнедич, Вяземский, Ф.Глинка и другие. Большое значение имели ежегодные обзоры русской литературы, опубликованные в «Полярной звезде», в которых А.Бестужев дал идейно-художественную оценку литературным произведениям, изданным в течение года, и в то же время придерживался литературных и политических взглядов декабристы.

Другим значимым альманахом того же времени, отражающим влияния декабристов, был «Мнемозина», опубликованная В.Кюхельбекером и В.Ф.Одоевским в 1824 году. Одоевский был автором статей по философии и эстетике, критический отдел находился в руках Кюхельбекера.

Декабризм как социальный феномен не сводится к политической программе благородных революционеров, а принимает форму широкого идеологического движения, охватывающего различные области идеологии и культуры. Это был значительный новый шаг в развитии русской общественной мысли.

Интересы знатных революционеров охватывали широкий круг политических, социальных, экономических, исторических, философских, эстетических и этических проблем. Среди декабристов было много писателей: Пестель, В.Ф.Раевский, Н.Тургенев, А.Бестужев, Якушкин, Н.Муравьев. Самыми крупными политическими документами декабризма были «Русская правда» Пестеля, проект конституции Муравьева.

Декабристы разработали теоретические основы освободительного движения против самодержавия и крепостного права. Они много думали о будущей структуре страны, и здесь между ними возникли значительные разногласия: разгорелись споры о конституционной монархии и республике. Однако, несмотря на все различия, направление основного удара было обычным.

Новые исторические задачи, стоящие перед Россией во второй половине 10-х годов, обострение социальной борьбы, дальнейшее развитие политической мысли - все это выдвигало новые задачи для литературы, которая оказалась чуждой и невыносимой для предыдущих литературных течений, возникла потребность в новых художественных принципах в области эстетики, искусства, литературы. Это должно было привести и привело к глубоким изменениям в литературном процессе.

Революционный романтизм

Публикация двух выпусков сборника стихов Жуковского один за другим (1815 и 1818) стала значительным литературным событием. Вместе с произведениями Батюшкова, опубликованными в 1817 году, это стало своего рода вехой в истории русской поэзии, но вехой, обозначившей конец определенного периода. Элегический романтизм Жуковского и Батюшкова сыграл свою роль, и новая историческая ситуация потребовала расширения границ поэзии.

В романтике Жуковского преобладают консервативные тенденции. Батюшков также остается в стороне от прогрессивного общественного и литературного движения новой эпохи. Но за ними продолжали следовать их последователи. Однако очень скоро выяснилось, что Пушкин, который был «учеником» обоих этих поэтов, и Вяземский не шли с ними.

В романтическом направлении, широко распространенном в русской литературе, постепенно начинают появляться новые тенденции, которые значительно отличаются от романтизма Жуковского и Батюшкова. Эти тенденции, возникшие в предыдущий период, сейчас становятся настолько значительными и своеобразными, что можно говорить о появлении новой тенденции романтизма. По своей основной ориентации его, в отличие от раннего русского романтизма, следует назвать революционно-романтическим трендом или прогрессивно-романтическим, если мы будем рассматривать эту тенденцию более широко. Достигло своего полного развития в творчестве писателей Пушкина и декабриста. Завоевания романтизма, как он развивался в предыдущий период, были ассимилированы и использованы новым литературным движением. Достаточно указать на связь Пушкина с Жуковским и Батюшковым. Но новое романтическое движение сформировалось на новой идеологической основе и выражало общественные интересы, отличные от интересов раннего романтизма. Революционный романтизм был выражением благородного революционного духа как мощного и широкого идеологического общественно-политического движения. Критик декабриста также указал на социально-политическую основу нового романтического течения в литературе: «...Гром отдаленных сражений оживляет слог авторов и пробуждает праздное внимание читателей», - писал А.Бестужев, обращаясь к события Отечественной войны 1812 года и, возможно, более поздние революционные сражения на западе и юге Европы.

Многое из того, что было написано декабристами, не увидело свет в свое время или полностью исчезло. Произведения декабристов, а также документы, относящиеся к деятельности тайных обществ, были уничтожены самими авторами, их родственниками и властями. И то, что выжило, оставалось в течение многих десятилетий в царской России под цензурой. Произведения декабристов, изданные за рубежом в Свободной русской типографии, основанной Герценом и в других местах, не могли иметь легального распространения в России. Даже после революции 1905 г. читатели не получили полное собрание сочинений поэтов-декабристов. И только после Октябрьской революции 1917 г. стало возможным сделать многие неизвестные ранее произведения общего достояния декабристов.

Появление некоторых идей, которые были развиты в эстетике революционного романтизма, можно наблюдать даже на рубеже веков, в связи с началом кризиса классицизма. Особое значение для новой эстетики имели художественные взгляды Радищева: идея национальной самобытности искусства, признание социальной роли литературы, требования новых литературных форм, а также литературные и эстетические идеи, рожденные среди Члены Дружественного Литературного Общества. Национальный подъем 1812 года способствовал быстрому созреванию новых художественных взглядов.

Одним из первых, кто отразил те же общественные настроения и литературные интересы, был Федор Николаевич Глинка (1786-1880), член ранних организаций декабристов, который позднее покинул тайное общество (Союз процветания) и стал главой Свободного общества, молчаливо связан с декабристами. любители русской литературы. В беседе о необходимости истории Отечественной войны 1812 года Глинка, восхищаясь самоотверженностью и мужеством простых людей, спасших отечество, призывает писателей прославлять подвиги народных героев. В 1812 г. первая статья Кюхельбекера «Взгляд на современное состояние русской литературы» была опубликована на французском языке в одной из петербургских газет и переведена на русский язык в том же году в «Бюллетене Европы». Начинающий писатель высказался против канонов классицизма, против «тирании мнений», за новые литературные принципы, рождение которых он видит у Радищева и некоторых других. В то же время Кюхельбекер приветствует Жуковского, который «не только меняет внешнюю форму нашей поэзии, но даже наделяет ее совершенно другими свойствами». Различие между прогрессивными и регрессивными тенденциями в романтизме еще не было ясно Кюхельбекеру, что не помешало ему занять место среди ведущих литературных деятелей.

Петр Андреевич Вяземский объявил себя сторонником нового направления уже в своих ранних статьях (1816-17). Он выразил романтическую идею поэта-гения, создателя новых литературных типов, неизвестных законодателям классицизма, и высоко оценил русскую народную поэзию. В письме А.И.Тургеневу (22 ноября 1818 г.) Вяземский предложил термин «народность» для обозначения этой особенности художественного творчества. Таким образом, одна из важнейших идей романтической эстетики получила свое терминологическое значение. Жизнь показала, что инициатива Вяземского была успешной.

Рядом с именем Кюхельбекера в журналах вскоре появляется имя А.Бестужева, который стремился еще более последовательно, чем Кюхельбекер, оценивать литературный феномен в свете политических и эстетических идей декабризма. Первым широким обзором русской литературы с точки зрения революционной романтической эстетики стала статья Бестужева «Взгляд на старую и новую литературу в России». Год спустя в «Мнемозине» Кюхельбекер сделал важную критическую и теоретическую статью «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие». В 1825 г. была опубликована статья Рылеева «Несколько мыслей о поэзии». Литературный манифест революционного романтизма был предисловием Рылеева к отдельному изданию его «дум» (1825). Ежегодные обзоры русской литературы Бестужева имели большое значение. Этот список не исчерпывает круг критических и теоретических работ декабристов.

Литературные общества

Новые литературные интересы побудили организацию новых литературных обществ. Даже в разгар деятельности Арзамаса было организовано «Свободное общество любителей русской литературы», которое стало важным центром борьбы за прогрессивную русскую литературу и культуру после того, как Глинка был избран председателем общества. Рылеев, Александр и Николай Бестужевы, а также Кюхельбекер завоевывают лидирующие позиции.

Периодическим органом Свободного общества любителей русской литературы был «Конкурент просвещения и благотворительности». Здесь были опубликованы «мысли» Рылеева, стихи Кюхельбекера, Глинки, а также Пушкина.

В 1818 г. было организовано общество «Зеленая лампа», в котором участвовали Трубецкой, Глинка, Гнедич, Дельвиг. Пушкин был частым гостем.

Организовывая литературные общества, декабристы распространяли прогрессивные идеи в широких общественных кругах и оказывали свое влияние на литературную борьбу.

Русское романтическое движение возглавлял Пушкин. Великий поэт разделял и развивал литературные и эстетические взгляды декабристов, а также их социальные и политические идеи. Однако были и некоторые расхождения из-за того, что принципы реализма начали формироваться в эстетике Пушкина очень рано. В литературной программе декабристов не было полного единства. Таким образом, Кюхельбекер со своим культом высокой поэзии занял позицию, несколько отличную от линии, представленной Рылеевым и А.Бестужевым. Однако на основе общих политических задач, объединивших всех знатных революционеров, были сформированы общие для них литературные и эстетические принципы - принципы революционного романтизма. Продолжая и развивая традиции Радищева и других ведущих русских писателей конца XVIII и начала XIX веков, примыкая к Пушкину, поэты-декабристы в соответствии с общественно-политическими задачами своего времени подняли знамя борьбы за национально-своеобразие, героически-патриотическая, революционно-освободительная русская литература.

Литературно-эстетические взгляды декабристов

Революционно-романтическая эстетика сформировалась в борьбе против идейно-художественных течений, враждебных благородным революционерам. Основной удар был направлен против классицизма, который уже подвергся критике со стороны карамзинистов и арзамасцев. Для революционной романтики политическая основа классицизма и его ограничение канонизированными правилами и образцами были особенно неприемлемы. Например, Кюхельбекер, в поэзии которого еще чувствуются традиции классицизма, постоянно выступал против подчинения русской литературы ее законам.

Но, выступая в качестве представителей романтической тенденции против классицизма, декабристы также отмежевались от тех романтиков, которые стали представителями консервативных тенденций. Кюхельбекер высмеивает эту тенденцию в поэзии: «Чувство уныния поглотило всех остальных. Все мы в запусках жаждем нашей потерянной молодости. Картины везде одинаковы: луна, которая, конечно, тусклая и бледная, скалы и дубовые леса, где их никогда не было, иногда длинные тени и призраки, особенно туман: туман над водой, туман над лесом, туман над полями, туман в голове автора. «В письме к Пушкину от 12 февраля 1825 года. Рылеев, признавая благотворное влияние Жуковского на язык русской поэзии, считает его« влияние на дух нашей литературы» вредным, что является результатом мистики, мечтательности и туманности, которые пронизывают большинство стихотворений поэта.

Таким образом, революционные романтики вели литературную борьбу на двух фронтах: против реакционного классицизма и против консервативного романтизма. Служение делу свободы художественному творчеству было расценено революционными романтиками как их гражданский долг. Они обосновали идею поэта-гражданина, которая стала характерной чертой передовой русской эстетики. Эта идея была сформулирована в известном признании Рылеева: «Я не поэт, а гражданин». Идея поэта-пророка, обладающего «силой поднимать народы» для борьбы за свободу, также характерна для Кюхельбекера.

В крепости А.Одоевский пишет стихотворение «Сон поэта», в котором, называя себя «народным певцом», обещает излить «пламенными словами» песню «неизвестного в мире».

Образ гражданина-поэта, созданный революционными романтиками, был антитезой образа эпикурейского поэта, получившего широкую популярность в «легкой поэзии», и образа поэта-мечтателя, характерного для элегического романтизма.

Понимание социальной роли искусства заставило декабристов требовать высокого содержания литературы. Декабристы вложили в концепцию высокое революционно-освободительное содержание и связали эту категорию с идеалами социальной и политической свободы. «Высочество» души было признано необходимым качеством гражданина в уставе Союза благосостояния. В том же документе утверждается необходимость высокого содержания поэзии, без которой произведение «недостойно дара поэзии». Отсюда и революционно-романтический критерий оценки художественного творчества: «сила и очарование стихов» состоит «прежде всего в неподражаемом представлении высоких чувств и во благо, которое очаровывает».

Признание высокой гражданской миссии художественной литературы побудило поэтов-декабристов продвигать высокие жанры поэзии: политическую оду, героическую поэму, гражданскую трагедию.

Важное место в романтической эстетике занимало представление о национальности литературы. Термин не был сразу найден, чтобы обозначить идею, которая заняла такое большое место в литературной борьбе исследуемого периода (термин национальность появился в печати в 1920-х годах). Сама проблема национальности как идеологической и эстетической категории постепенно осознавалась и понималась по-разному в зависимости от конкретных социально-исторических условий. Сначала идея национальной независимости и самобытности литературы была вложена в содержание понятия национальности. Но со временем, по мере того как социальная борьба развивалась и усиливалась, прогрессивные идеологи стали осознавать недостаточность такого понимания народности и приблизились к идее ее демократических основ. Принципиальная связь между этими двумя элементами ясна: только та литература, которая выражает сознание широких демократических масс, интересы и чаяния людей, может быть национально уникальной. Прогрессивное понимание было намечено даже среди ведущих писателей конца XVIII века, особенно Радищева. Это отражало рост народного движения, которое нашло свое высшее проявление в крестьянской войне под руководством Пугачева. Реакционное понимание национальности литературы выдвигали идеологи консервативно-реакционных групп, пытавшиеся обосновать необходимость сохранения старых основ жизни и идеологии, используя принцип национальной «самобытности». Социальный подъем, вызванный Отечественной войной 1812 года, а затем последовавший за движением декабристов, способствовал дальнейшему развитию прогрессивного понимания национальности литературы. Люди, защищавшие свою национальную свободу, но остававшиеся в рабстве, привлекали внимание передовых общественных сил не только в общественно-политической, но и в культурно-эстетической. С новой силой возникает вопрос об отношении дворян к творчеству масс. Это творчество начинает рассматриваться как основной источник и залог национальной оригинальности художественной литературы. Вспыхнула борьба за национально независимую литературу, свободную от подражания, обогащенную народными традициями.

Продолжая работу, начатую инициаторами нового литературного движения, поэты-декабристы решительно выступили против подражания иностранцам в области культуры и литературы, присущих дворянству. В статье «Взгляд на старую и новую литературу в России» Бестужев тщательно прослеживает особенности национальной идентичности в различных памятниках древней и новой русской литературы, основанной на принципе национальности литературы. Бестужев спорит с большой страстью против «нехватки людей» литературы, поощряемой дворянством. «Было время, - пишет критик декабриста, - что мы вздохнули неуместно в манере Стерна, потом мы были вежливы по-французски, а теперь мы улетели в далекое расстояние по-немецки. Когда мы вернемся на правильный путь? Когда мы будем писать прямо на русском?». Статья Кюхельбекера в Мнемозине была последовательной пропагандой национальности литературы. Критик-декабрист выступил против подражания всем зарубежным образцам, с которыми некоторые русские писатели были склонны увлекаться. Кюхельбекер благодарит Жуковского за то, что романтический поэт освободил Русская литература от ига французской литературы. Но Кюхельбекер не хочет позволять ему или кому-либо еще навязывать «оковы немецкого или английского правления» русской литературе. Кюхельбекер признает национальность как необходимое условие для настоящего искусства, которое он находит Например, среди великих поэтов Греции. Отличая «истинную романтику» от «не говорящей поэзии Байрона», Кюхельбекер называет любую «свободную», «популярную» позицию романтичной. Исходя из идеи, что «лучше всего иметь народную поэзию», Кюхельбекер выражает горячее желание: «Пусть действительно русская поэзия будет создана для славы России!». Рылеев развил те же идеи. Он призвал писателей «уничтожить» у духа рабского подражания. В связи с этим Рылеев также формулирует общую идею романтической эстетики о национально-исторических различиях в области искусства: поэзия отличается в тех формах, которые« в разные века ей давали Дух времени, степень просвещения и территория страны, где он появился. Таким образом, декабристы выполнили требование, которое было записано в их политической программе: «Закон Союза благосостояния» обязал своих членов «показать» вся нелепая приверженность иностранному. 

Революционная романтика видела один из важнейших способов достижения национальности литературы в обращении писателей к народной поэзии. Русские писатели заинтересовались народным творчеством задолго до декабристов. Эксперименты по литературному использованию фольклора к тому времени имели давнюю традицию. Но предыдущие писатели не смогли должным образом оценить значение народного искусства и опирались на его сюжетно-стилистические мотивы в основном в порядке внешней стилизации и шутки. Одним из немногих исключений является Радищев, который понимал социальный смысл и художественную значимость народной поэзии. Декабристы также присоединились к традиции Радищева. Они выдвигают социально-героические и национально-освободительные тенденции в русском фольклоре. Сожалея о том, что «исчезли величественные песнопения русской древности» и что «из всей древней поэзии у нас сохранилось только стихотворение о Игоре, поход князя Северского против половцев» (для декабристов это был памятник народной поэзии), Бестужев высоко ценит «родную красоту» этого знаменитого произведения древнерусской литературы. Но Бестужев здесь не только литературный историк. Он призывает писателей прочитать «древности нашего слова, чтобы найти в них черты русского народа и тем самым придать языку подлинную физиономию». Что касается недавно опубликованной антологии «Русская старина», одним из издателей которой был декабрист Корнилович, Бестужев пишет: «Мое сердце радуется, когда я вижу, как проза и поэзия отбрасывают свою безличность и обращаются к родным, древним источникам». Позже, встретив русских солдат во время его военной службы, Бестужев высоко ценит их за «отпечаток подлинного русского духа» и выражает желание, чтобы кто-то их собрал. Бестужев также в печатном виде развивает идею, что народные сказки, все еще живые в устах людей, «лежат как бездонная шахта для родной поэзии». Кюхельбекер думал так же, ссылаясь на «народные песни и легенды» на «лучшие, самые чистые, самые надежные источники для нашей литературы».

Идея национальности литературы среди революционных романтиков была выражением их патриотизма. Бестужев с чувством законного удовлетворения отмечает, что «постепенно, через скучные переводы, Европа начинает узнавать нашу литературу». Мотивы патриотизма и национального достоинства как обоснования лозунга национальности литературы звучат в статье Кюхельбекера: «Пусть святая Русь будет не только в гражданском, но и в нравственном мире, первой силой во вселенной!».

Борьба за национальность литературы приобретает все более отчетливый социально-политический смысл по мере усиления классовых противоречий после окончания военных действий и созревания политической мысли будущих декабристов. Люди, проявившие высокое национальное самосознание и героический патриотизм в освободительной войне, также должны иметь свое национальное искусство. В то время как поэты психологического романтизма ставили личность человека в центр своих художественных интересов, представители гражданского романтизма обратили свое внимание на коллективную «личность» нации. Они выдвинули задачу - понять и отразить индивидуальность людей в искусстве. Право нации на собственное искусство связано с правом народа на освобождение. Идея связи литературных и политических свобод реализована в статье Рылеева «Несколько мыслей о поэзии». Автор отвергает формы классической драмы, в частности три единства, связанные с социальной структурой античности: «Формы древней драмы, как и формы древних республик, нам не подходят». Литературное развитие связано с политическим развитием. «Большое население и неизмеримость новых государств, степень просвещения народов, дух времени, одним словом, все физические и моральные обстоятельства нового мира определяют более широкое поле в политике и поэзии».

Но романтическое понимание национальности литературы было социально ограниченным. Они вкладывают в понятие литературы, прежде всего, значение национальной независимости, самобытность отечественной литературы, не раскрывая в достаточной мере, что национальная самобытность искусства имеет демократические основы.

Главный вопрос эстетики - об отношении искусства к реальности - декабристы решили как романтиков. Для Кюхельбекера «мир поэзии не является существенным миром», то есть существующим, реальным. «Самым верным признаком поэтической души» он признает «страсть» к возвышенному и прекрасному. Это совпадает с известным суждением Бестужева о главной тенденции искусства эпохи: «Воображение, недовольное сущностью, жажда художественной литературы». Бестужев сохранил свои романтические взгляды после 1825 года. В своих путевых очерках «Путь в город Куба» Бестужев подчеркнул субъективность своей работы как романтического писателя: «Если кто-то воображает, что знакомится с Кавказом по моим очеркам, а не со мной, он сильно ошибается». В статье «О романтизме» (написано в 1833 году, опубликовано посмертно в альманахе «Новогодник» в 1839 году), он сохранил типично романтическое определение поэзии: «Поэзия, охватывающая всю природу, не подражает ей, а лишь своими средствами одевает идеалы своего оригинала, творческий дух».

Принципы романтизма, разделяемые декабристами, определили их скептицизм в отношении нового направления творчества Пушкина, которое проявилось в первых главах «Евгения Онегина». Обыкновенность содержания реалистического романа в стихах показалась им неуместной для высокой цели поэзии, и героя не поставили «в отличие от света», что дало бы автору возможность глубже проникнуть в его критические загляните в светское общество и более ярко выразите его позитивные устремления - то, что потрясает душу, что возвышает ее, что затрагивает русское сердце». Рылеев, по его собственным словам, был готов «до второго пришествия» спорить с Пушкиным о том, что «Онегин» ниже «Бахчисарайского фонтана» и «Кавказского узника» (письмо Пушкину от 10 марта 1825 г.).

Тем не менее, естественный путь к реализму открылся из-за декабристской концепции романтизма как свободной, национально самобытной, отвечающей современным общественным потребностям поэзии. Реалистические тенденции намечены в литературных взглядах декабристов, особенно на Бестужева, величайшего русского критика до Белинского. Таким образом, он ценит Фонвизина за то, что «его критические творения будут ценны для потомков, подобно съемкам (наглядное сравнение) нравов того времени». В статье о романе Полевого «Клятва у Гроба Господня», опубликованном в «Московском телеграфе» в 1833 году, за год до «Литературных снов» Белинского, Бестужев вместе с романтическими суждениями выражает идеи, ведущие к реализму. Он признает истину главным условием поэзии, рассказывает о влиянии реальности на искусство. Критик прослеживает развитие русского исторического романа с точки зрения его преданности истории, выдвигая требование: «Пусть в прошлое не устремляются настоящие мысли, а старое говорит на приличном для нее языке, но не мертв». Завершая статью, Бестужев призывает поблагодарить тех писателей, которые «воспроизводят Родину именно такой, какая она была, как она жила!». Подобные мысли можно найти у других теоретиков декабристов. Кюхельбекер не находит правды жизни в драматических персонажах Шиллера, противопоставляя его Шекспиру.

В вопросах реализма декабристы подошли к Пушкину. Однако Пушкин в своих эстетических взглядах был шире и глубже романтиков, что со временем раскрывалось все больше и больше.

Жанрово-стилевое многообразие декабристской поэзии

Для успеха нового литературного движения необходимо было объединить отдельные и все еще разрозненные усилия вокруг основных задач, необходимо было иметь лидера, который возглавил бы ряды новаторов, и эта историческая роль выпала на долю молодого Пушкина.

Политические темы в пушкинской поэзии появляются в 1817 году. Прошел год или два, прежде чем будущие декабристы обратились к этой теме. Вместе с ним выступает большая группа поэтов, создающих гражданскую лирику, полную свободолюбивых идей и настроений. Ф.Глинка начинает издавать рано.

Присоединившись к самой умеренной группе декабристов, он не пошел далеко в поэзии. Однако мотивы любви к Родине и свободе, мотивы гражданской доблести и долга отчетливо звучали в его произведениях. В своем послании «Пушкину» (1820) Ф.Глинка не боялся публично адресовать слова ободрения ссыльному поэту. В своем ответе «Ф.Глинке» (1822) Пушкин тепло поблагодарил поэта - «щедрого гражданина».

Другой участник освободительного движения, член Союза процветания В.Ф.Раевский (1795-1872), который, как и Ф.Глинка и многие декабристы, закаленные в тигле Отечественной войны 1812 г., появлялся в прессе реже. Обвиненный в революционной агитации среди солдат, Раевский был арестован и заключен в тюрьму в Тираспольской крепости еще в 1822 году, что дало литературным историкам повод называть его «первым декабристом». Заключенный в тюрьму в крепости, Раевский создал свои наиболее острые и волнующие стихи: «Друзьям» и «Певец в темнице» (1822). Распределенные по спискам, они вошли в секретный фонд литературы декабристов.

Несколько раньше - и на этот раз в печати - появилась работа, ставшая одним из важнейших политических документов декабризма. Это была сатира Рылеева «Временному рабочему» - смелый спектакль против всемогущего Аракчеева. С 1821 года Рылеевские думы стали публиковаться в журналах, в которых поэт рисовал изображения исторических героев, извлекал уроки из истории с целью гражданского воспитания своих современников.

Литература предыдущих десятилетий, литература сентиментализма, отошла от социальных тем, сосредоточившись на узко понимаемой личной жизни человека. Это соответствовало эстетике Карамзина. Попытки Жуковского и Батюшкова выйти за пределы личных тем не изменили общей направленности их романтизма. Но с появлением революционного движения это не могло продолжаться. Художественное творчество как одно из самых мощных средств идеологического влияния должно было поставляться на службу насущных социальных и политических задач. Необходимо было обогатить литературу гражданским, политическим содержанием, завоевать для поэта его законное место в социальной борьбе, придать художественной литературе большое социальное значение. Все это было необходимо для того, чтобы подготовить бойцов к продвинутым социальным и политическим идеалам, способным выполнить свой гражданский долг в «роковое время».

Новые идеологические и художественные задачи, стоящие перед литературой, не могли быть решены старыми средствами. Возникла потребность в новых жанровых и стилистических формах. Ни «безделушки», которыми эпигоны сентиментализма наполняли журналы того времени, ни небольшие формы раннего романтизма, ни различные типы «легкой поэзии» не отвечали новым потребностям прогрессивной литературы. «Высокие жанры» стали необходимыми. Необходимо было разработать новые виды гражданской поэзии, отличающиеся от абстрактно-общепринятой оды классицизма. Баллада, как она зарекомендовала себя в школе Жуковского, потребовала радикальных изменений. Следующий вопрос возник о новых формах эпической поэзии, которая переживала явный кризис. Жанр трагедии перестает удовлетворять, и поиски романтизма начинаются в драме. Идея «поэмы» (Грибоедов) возникает.

Прежде всего, жанр оды привлек внимание декабристов. В классической оде поэт говорил от имени всего народа, выражая тем самым не свою личную точку зрения на изображенные события, а национальную. Среди декабристов герой трагически отчужден от народа и должен совершить подвиг, чтобы объединиться с ним; одиночество и гибель героя привели к появлению элегической тональности. Ода декабриста сочетает в себе жанровые признаки оды и элегии («К смерти Байрона» К.Ф.Рылеева, «Смерть Байрона» В.К.Кюхельбекера).

Подобные изменения произошли и в жанре дружеского послания: «высокое» послание XVIII века с элементами сатиры сочетается с близостью интонаций посланий «Арзамаса». Дружеское послание декабриста («Прости меня друзьям Кисловскому и Преклонскому» В.Ф.Раевского) основано на гражданском чувстве, раскрытом естественной разговорной интонацией и дружеской откровенностью.

Жанр баллады, понимаемый как поэтическая форма народной фантазии, также попадает в поле зрения декабристов. Декабристы в споре с Жуковским создают «Русскую балладу» («Ольга», «Убийца», «Наташа», «Леший» П.А.Катенина, «Пахом Степанов» В.К.Кюхельбекера), жанровые особенности которых были народными, грубость, а иногда и преднамеренная грубость поэтического языка, имитирующая «общую грубость».

Самым удачным жанровым экспериментом декабристов в лирике стали «Дума» К.Ф.Рылеева, не случайно Бестужев поставил их на первое место среди творений «новой школы нашей поэзии». По словам самого Рылеева, жанр «мысль» - древнерусское изобретение («мысль о героях»). В этой жанровой форме Рылеев увидел возможность, изобразив подвиги великих героев отечественной истории, пробудить в душе читателя патриотические чувства, чувство общности со своей великой родиной, своей историей, людьми. Поскольку каждый из героев мыслей Рылеева (Вещий Олег, Дмитрий Донской, Борис Годунов, Иван Сусанин, Богдан Хмельницкий и др.) Интересовался не как уникальный человек, а как русский тип личности, героями оказались «единый», один человек, одно лирическое «Я есть». Это вызвало критику со стороны А.С.Пушкина, но единство лирического героя позволило прочесть Дюма Рылеева как цикл, и оригинальность этого жанра объективно является «шагом» к эпическим жанрам и, прежде всего, к поэме.

Декабристы создали особую, характерную только для гражданского романтизма, разновидность жанра поэмы («Войнаровский», «Наливайко», «Хмельницкий» К.Ф.Рылеева). Стихотворение объединило все поэтические открытия декабризма: историческая достоверность, национальные, гражданские и патриотические темы, трагический герой-титан. Новое в поэме декабристов - разочарованный герой. Причиной его разочарования была не смутное уныние (похожее на элегии Карамзина и Жуковского), не любовные неудачи, не усталость от радостей жизни и мирского тщеславия, разочарование героя декабриста мотивировано тем, что он является жертва судьбы, которая не позволила ему реализовать свой могущественный потенциал - идеал героической жизни.

Декабристы были авторами интересных прозаических произведений - «Письма русского офицера» (1815-1816) Ф.Н.Глинки и его романа «Зиновий Богдан Хмельницкий или Освобожденная маленькая Россия» (1817), «Европейские письма» (1820) В.К.Кюхельбекера и его рассказ «Адо» (1824), роман А.Бестужева-Марлинского «Роман и Ольга» (1823) и его романы из ливонского цикла «Замок Венден» (1821), «Замок Нойхаузен» (1824) ), «Турнир Ревель» (1824), «Замок Эйзен» (1825), рыцарские рассказы Н.Бестужева «Уго фон Брахт» и Н.Муравьева «Перекрестности судьбы», фантастические произведения «Земля безголовых» В.К.Кюхельбекер и «Сон» А.Улыбышева. Несмотря на жанровое разнообразие, у прозы декабристов есть устойчивые общие черты: действие сосредоточено вокруг главного героя, наделенного возвышенной страстью; события предопределены, поэтому историческая ситуация воспринимается как фон, декорации для трагического героя, совершающего жертвенный подвиг.

Революционно-патриотический подъем, охвативший знатных революционеров, способствовал широкому развитию лирических жанров в их поэзии, в которых прямо выражались их чаяния и надежды.

Любовь к отечеству была одним из самых популярных литературных мотивов, возникших во время Отечественной войны 1812 года. Однако разные социальные группы по-разному понимали и обосновывали идею патриотизма. В реакционном лагере любовь к отечеству интерпретировалась как приверженность старым, «исконным» основам общественно-политической структуры, мировоззрения и морали. «Патриотизм» реакционного дворянства и его идеологов выражался в защите умирающих и умирающих. Этому ложному патриотизму противостоял подлинный патриотизм поэтов-декабристов. Их тексты полны чувства горячей любви к своей родине.

Но среди декабристов любовь к родине не была абстрактным эмоциональным переживанием или абстрактным поэтическим мотивом. Их патриотическое чувство ответственности за судьбу своей родины породило страстное желание увидеть свою родину свободной и готовность отдать свою жизнь делу ее освобождения. Кюхельбекер справедливо вложил следующие слова в уста казненного поэта-декабриста («Тень Рылеева»):

Блажен и славен мой удел:

Свободу русскому народу

Могучим гласом я воспел,

Воспел и умер за свободу!

Поэты декабристов посвятили наиболее значимые произведения своих текстов теме политической свободы. В «Законе о Союзе благосостояния» первым естественным законом об общественном объединении людей было признано «соблюдение общего блага». Эту идею можно найти в тех же терминах в поэзии декабристов. Рылеев считает «любовь к общественному благу» неотъемлемой чертой гражданина-героя, повторяя и варьируя это выражение в своих стихах не раз.

Но за общественное благо, заключающееся в гражданской свободе, нужно бороться - бороться революционным путем. Эта тема пронизывает все произведения поэтов-декабристов. В одном из первых произведений поэзии декабриста - в сатире «Временному рабочему» (1820) - Рылеев угрожает тирану народными репрессиями:

Тогда вострепещи, о временщик надменный!

Народ тиранствами ужасен разъяренный!

Раевский выступает против угнетенного положения людей со свободной жизнью, которой Новгород и Псков дышали шесть веков. Но свобода этих древнерусских городов была подавлена:

С тех пор исчез, как тень, народ,

И глас его не раздавался

Пред вестью бранных непогод.

На площади он не сбирался

Сменять вельмож, смирять князей,

Слагать неправые налоги,

Внимать послам, встречать гостей,

Стыдить, показывать пороки,

Войну и мир определять.

Революционная борьба выдвинула на одно из первых мест в лирике декабристов тему гражданского долга, гражданского подвига. В год восстания эта тема звучала с большой силой в стихотворении Рылеева «Гражданин», как будто заканчивая его развитие в ряде других стихотворений поэтов-декабристов. Раевский заканчивает свое послание «Друзьям» обращением:

Под тень священную знамен,

На поле славы боевое

Зовет вас долг - добро святое.

Раевский непосредственно имел в виду греческое восстание 1821 года, но его стихи, как это было характерно для поэзии революционного романтизма, получили другое значение, связанное с русской действительностью. Осознание их социального долга перешло среди декабристов в готовность пожертвовать собой ради общего дела. Как и Раевский, Кюхельбекер в своем стихотворении «Греческая песня» (написанный в 1821 году) призывал своих друзей принять участие в борьбе греческого народа за свободу, не щадя его жизни:

И пусть я, первою стрелою

Сражен, всю кровь свою пролью, -

Счастлив, кто с жизнью молодою

Простился в пламенном бою…

Поэты-декабристы

При очевидной общности поэзии декабристов каждый поэт шел своим путем и произносил свое слово.

Владимир Федосеевич Раевский (1795-1872) представляет своим произведением поэзию раннего декабриста. При жизни Раевский поэт не знал, не публиковал своих произведений. Его стихи дошли до наших дней благодаря тому, что были обнаружены во время ареста и включены в материалы следствия в качестве доказательства (поэтическое слово декабристов действительно равно реальному деянию и даже может стать доказательством, причиной уголовного преследования). Любимый жанр Раевского - дружеское послание, которое он развил в гражданскую проповедь, его стихи отличаются лаконичностью, подчеркнутой сдержанностью, «неукрашенностью», строгостью. В поэзии и в жизни Раевский был, по определению Пушкина, спартанцем.

Александр Иванович Одоевский (1802-1839) признал себя поэтом после декабрьского восстания и увидел основной смысл своей поэтической работы в поддержке мужества своих товарищей. Декабрист Лорер назвал его «главным поэтом» заключенных. Стихи поэта декабриста вдохновляли его друзей. Музыканты-декабристы превратили его песни в музыку и пели в хоре во время работы и прогулок. Не случайно стихотворения Одоевского родились как импровизация, которую он читал, но не записывал (тексты стихов Одоевского сохранились благодаря запискам его друзей).

В своих тюремных элегиях Одоевский с горечью пишет о своей изоляции от жизни. Но поэт-декабрист не отказывается от своих политических убеждений и считает, что «высокие мысли - это собственность» и «святые побуждения», за которые сражались декабристы, не исчезнут бесследно и со временем сбудутся. Скорбные чувства преодолеваются мыслью о человечестве, идущей от поколения к поколению (Элегия, 1829). Готовность пожертвовать собой ради счастья Родины не покидает декабрист - «Стихи о нашем переходе из Читы в Петровский завод» (1830).

Александр Александрович Бестужев-Марлинский (1797-1837) более известен как прозаик и литературовед, но он также был талантливым поэтом. Оригинальность стиля поэта Бестужева особенно заметна в поэме «Сон», написанной в годы якутского изгнания.

«В текстах Бестужева, - пишет исследователь его работы, - нет резких изменений от безудержного восторга до горького отчаяния и мрачного отчаяния. Все это как бы сплетено из полутонов, сложных и тонких переходов из одного состояния в другое. И все же общий тон его поэзии мажорный, светлый даже в грусти».

Интересным поэтом декабризма является Федор Николаевич Глинка (1786-1880). Он получил литературную известность прежде всего как автор прозаических писем русского офицера, но его стихи достойны высшей похвалы, например, его песня «Тройка» или знаменитая «Песня узника» (1826).

«Из всех наших поэтов Ф.Н.Глинка, пожалуй, самый оригинальный, - писал А.Пушкин, - он не исповедует ни древний, ни французский классицизм, он не следует ни готическому, ни современному романтизму, его стиль не напоминает ни величественной гладкости Ломоносова, ни яркой и неровной живописи Державина, ни гармоничной точности - отличительной черты школы, основанной Жуковским и Батюшковым. Халатность рифм и слогов, повороты смелых, прозаических, простоты в сочетании с утонченностью, некоторой летаргией и в то же время энергичным пылом, поэтической доброй натурой, теплотой чувств, однообразием мыслей и свежестью живописи, иногда мелкой, - все это дает особую печать его работ».

Поэзия К.Ф.Рылеева

Оригинальность поэзии декабриста наиболее полно проявилась в творчестве Кондрата Федоровича Рылеева (1795-1826). Он создал «эффективную поэзию, поэзию высшей интенсивности, героический пафос».

Среди лирических произведений Рылеева наиболее известным было и, возможно, до сих пор остается стихотворение «Гражданин» (1824), одно время запрещенное, но незаконно распространенное, хорошо известное читателям. Эта работа - фундаментальный успех поэта Рылеева, возможно, даже вершина лирики декабристов в целом.

Рылеев создал образ гражданина в декабристском смысле этого слова. Он воплощает в себе высокие добродетели: любовь к Родине, смелость, решительность, готовность пожертвовать собой. Однако Рылеев отходит от обычной ситуации для гражданской поэзии начала XIX-го века - столкновения героя с тиранами или столкновения возвышенного поэта с коррумпированными льстецами. «Гражданка Рылеева» не столько борется со своими врагами, сколько убеждает возможных союзников». «Избалованное племя возрожденных славян» - это не «тираны», не «льстецы», не «рабы» и даже не «дураки». Это молодые люди с «холодной душой», равнодушные, эгоистичные. С точки зрения декабристов с их идеалами личности поступка, действия, подвига, такие равнодушные юноши аморальны (и в некотором смысле хуже врагов). Особого внимания заслуживает фраза «Племя возрожденных славян». Для Рылеева «славянин» - это не просто обычный предок, а некий национальный характер - доблестный, смелый, строгий, высоконравственный, свободолюбивый человек. Современное «избалованное племя» настолько безразлично, праздно, пассивно, потому что оно утратило свою национальную идентичность, это славяне, но возрождается.

Интересно, что в поэме отсутствуют традиционные мотивы сомнений, грусти и разочарования, а также мотив гибели героя. Герой взволнованно убеждает их и не стоит в гордой позе в безмолвном одиночестве. Рылеев избегает стереотипного конфликта между добром и злом, скорее у него конфликт веры с неверием, убеждение с равнодушием. Едва очерченная Рылеевым, тема стала ведущей в классической русской литературе.

Дума Рылеева посвящена изображению различных (высоких и низких) моделей национального характера. Жанр мысли самого Рылеева объясняли как «элегию о героях», которую пели в память о них у древних славян. Правда, в предисловии к Дюма (они были опубликованы в виде отдельной книги в 1825 году) Рылеев указал, что он взял идею жанра у польского поэта Немцевича. Однако, в отличие от «Исторического хора» Немцевича, к которому были прикреплены заметки, Рылеев создавал произведения не для пения, а для чтения. Тем не менее, спор о природе жанра мысли разгорелся в критике. В ходе дискуссии было высказано мнение о синтезе элегии и герооида в Думе (Ф.Булгарин), но затем были открыты более реальные жанровые источники - поэтическая трагедия XVIII века и жанр исторической элегии, созданный в начале XIX век К.Н.Батюшкова. Жанр Думы сочетает в себе элегический лиризм, пейзажи романтической элегии (вечер или ночь, блеск луны, вой ветра, молнии и т.д.) и бурные катастрофические страсти героев трагедий.

Эта жанровая форма позволила Рылееву изобразить ярких персонажей национальных героев, и оба положительных примера - Дмитрия Донского, Бориса Годунова и др. И отрицательные - Святополка Проклятых. А.С.Пушкина раскритиковал тот факт, что все персонажи говорят на одном языке. Правильно отмеченная черта стиля рылеевских «дум» объясняется тем, что у декабристов было свое понимание историзма - для них сущность народа всегда остается неизменной, поэтому Рылееву нет дела до выявления индивидуальных черт личности. его герои, объединяющие их, создают обобщенный образ русского человека. Таким образом, Дюма, несмотря на разнообразие лиц, изображенных на них, объединены в художественное целое по образу единого героя.

Поиск путей активного влияния на общество привел Рылеева к жанру поэмы. Первым стихотворением Рылеева было стихотворение «Войнаровский» (1823-1824). Поэма имеет много общего с Думами, но есть и принципиальная новизна: в Войнаровском Рылеев стремится к подлинному историческому колориту, достоверности психологических характеристик. Рылеев создал нового героя: разочарованный, но не в повседневных и светских удовольствиях, не в любви или славе, герой Рылеева - жертва судьбы, которая не позволила ему реализовать свой мощный жизненный потенциал. Обида на судьбу, на идеал несуществующей героической жизни отталкивает героя Рылеева от окружающих, превращая его в трагическую фигуру. Трагедия незавершенности жизни, ее непонимание в реальных действиях и событиях станет важным открытием не только в поэзии декабристов, но и в русской литературе в целом.

«Войнаровский» - единственное законченное стихотворение Рылеева, хотя кроме него он начал еще несколько: «Наливайко», «Гайдамак», «Палей». «Так получилось, - пишут исследователи, - что стихи Рылеева были не только пропагандой декабризма в литературе, но и поэтической биографией самих декабристов, включая декабрьское поражение и годы каторжных работ. Читая стихотворение о Войнаровском, декабристы невольно думали о себе. Поэма Рылеева воспринималась как поэма о героическом поступке и как поэма о трагических предчувствиях. Судьба политического изгнания, брошенного в далекую Сибирь, встречи с его женой, гражданином - все это почти предсказание. Исполнившиеся пророчества поэзии Рылеева еще раз доказывают плодотворность романтического принципа «жизнь и поэзия - одно».

Заключение

Декабризм и порожденный им революционный романтизм - важный этап в развитии русской эстетической мысли и литературы.

Романтики выдвигают идею национальности литературы как условия ее национальной независимости и самобытности. Выявлена ​​социальная и просветительская значимость литературы, которая обязывает поэтов и писателей служить высоким гражданским принципам в своем искусстве. Они обосновали необходимость новых жанровых и стилистических форм, отвечающих развитию жизни и новым историческим задачам. Полемика революционных романтиков с реакционным классицизмом и консервативным романтизмом, их фундаментальная оценка литературных явлений прошлого и настоящего в свете передовой эстетической теории способствовала распространению новых художественных взглядов.

Новые эстетические принципы были воплощены в творчестве революционных романтиков. Они широко изложили проблемы, поднятые освободительным движением, создал романтический образ современника, так или иначе связанный с социальной ситуацией эпохи, или исторического героя, который своим примером вдохновляет борьбу за свободу. Развитые жанрово-стилистические формы, отвечающие новому идеологическому содержанию, смело шагнули вперед по пути национальной идентичности литературы.

Общественное значение революционного романтизма также было велико. Своими произведениями поэты-декабристы пробудили общественное сознание, привили критическое отношение к самодержавию и крепостному праву и распространили идеи и чувства освобождения в широких кругах. Художественная литература, обогащенная передовым общественно-политическим содержанием, направленная на революционную трансформацию жизни, стала одним из мощных орудий освободительной борьбы.

Во всех отношениях декабризм является одним из крупнейших явлений в истории русской литературы и культуры в целом.