Центральный банк россии и основные направления его деятельности

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.09.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Социальная политика государства: сущность и формы  
Бюджетный дефицит и методы его финансирования  
Государственный бюджет, проблема баланса доходов и расходов
Франчайзинг: мировой опыт и российская практика  


Введение:

Центральный банк является центральным звеном денежной системы любого государства, главным банком страны, сочетает в себе черты обычного банковского учреждения и правительственного департамента. Центральный банк наделен правом монопольного выпуска банкнот, регулирования денежного обращения и обменных курсов, а также хранения золотовалютных резервов. Важнейшей функцией Центрального банка является выработка единой кредитной политики. Его стратегическая задача - создать условия для неинфляционного развития экономики.

Центральный банк является регулирующим, надзорным и научно-информационным центром кредитной системы страны. Денежно-кредитная политика является очень эффективным инструментом воздействия на экономику страны, которая не нарушает суверенитет большинства субъектов бизнес-системы. Хотя в то же время существует ограничение сферы их экономической свободы (без этого вообще невозможно регулирование экономической деятельности), государство влияет на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, только косвенно. В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - это ее конечные и конечные цели. Однако на практике с его помощью необходимо решать более узкие задачи, отвечающие насущным потребностям экономики страны.

Мы не должны забывать, что денежно-кредитная политика является чрезвычайно мощным и, следовательно, чрезвычайно опасным инструментом. С его помощью можно выйти из кризиса, но не исключена и печальная альтернатива - обострение негативных тенденций в экономике. Только очень взвешенные решения, принятые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных способов влияния денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. Центральный банк эмиссии государства выступает проводником денежно-кредитной политики. Без правильной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может функционировать эффективно. 

Выбор темы «Роль Центробанка в экономике России» обусловлен ее большой актуальностью, поскольку от этого во многом зависит благосостояние нашей страны.

Цель - изучить роль Центрального банка в российской экономике. 

Объектом исследования является Центральный банк Российской Федерации или другое его название - Банк России. 

Предмет - определение роли Центрального банка Российской Федерации в экономике России. 

Исходя из цели, объекта и предмета исследования, были поставлены следующие задачи: 

  1. изучить правовой статус, организационную структуру, функции и задачи Центрального банка Российской Федерации; 
  2. анализировать деятельность Центрального банка Российской Федерации; 
  3. изучить основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации и оценить ее эффективность. 

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ, индукция, дедукция и др. 

Теоретическая и методологическая база: законодательные акты, монографии, учебники, периодические издания, словари, статистические данные. 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА, ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 

История создания Центрального банка 

Центральный банк является основным регулятором кредитной системы страны или группы стран. Ось, центр всей кредитной системы, является центральным банком. 

Центральные банки обязаны своим созданием государству с его политическими и экономическими целями. Особая роль центрального банка заключается в том, что он, объединяя рыночные и нерыночные элементы, помогает государству перераспределять денежные потоки и финансовые ресурсы таким образом, чтобы увеличить доходы бюджета.

Возникновение первых центральных банков восходит к концу 17 века. Тогда функции центрального банка не отличались от функций обычного банка, за исключением кредитования правительства. 

Старейшими центральными банками в мире являются шведский риксбанк (1668 г.) и банк Англии (1694 г.). С 1812 года банкноты Банка Англии стали законным платежным средством в государстве. 

Процесс монополизации центральными банками функции выпуска денег длился долго и был завершен в большинстве стран мира в конце 19 - начале 20 веков. Банк Англии легально получил монополию на выпуск банкнот в 1844 году.

Среди экономически развитых стран последней четверти XIX в. только в Соединенных Штатах не было централизованной банковской системы. В 1913 году на их территории действовало более 20 000 банков, причем около 7 000 банков имели право выпускать банкноты. 

В конце 19 - начале 20 веков в большинстве стран эмиссия банкнот была сосредоточена в одном банке-эмитенте, который стал называться центральным банком-эмитентом, а затем просто центральным банком. Это название отражает роль банка в кредитной системе любой страны.

Концентрация эмиссионной деятельности в центральном банке ставила его в привилегированное положение на денежном рынке, позволяла целенаправленно влиять на спрос и предложение денежных ресурсов. В результате начали развиваться новые функции и операции центрального банка, которые не характерны для других кредитных организаций.

После Первой мировой войны государства значительно усилили свое влияние на реальный сектор экономики и, чтобы консолидировать свои соответствующие функции, начали наделять центральные банки рядом полномочий по отношению ко всем участникам кредитно-финансовых отношений и, в частности, банкам и небанковским кредитным организациям. Особый статус центрального банка также подчеркивался составом обслуживаемых им клиентов: коммерческими банками, центральными банками других стран, правительством. Таким образом, в процессе исторического развития центральные банки в отношениях с коммерческими банками перешли от принципов партнерства к принципам власти.

По мере усиления демонетизации золота центральные банки использовали все новые и новые методы обуздания инфляции, взяв на себя функцию обуздания ее, и стали контролировать и прогнозировать рост денежной массы.

Дискуссии экономистов о степени независимости центральных банков от государства не прекращаются. Ключевым элементом правового статуса Центрального банка является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает в качестве особого публично-правового института с исключительным правом выпускать деньги и организовывать денежное обращение. Он не является органом государственной власти, при этом его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, так как их реализация предполагает использование мер государственного принуждения. Важным вопросом в деятельности центрального банка является его независимость от исполнительной власти, от правительства. В связи с этим выделяется экономическая и политическая независимость центрального банка.

Под экономической независимостью понимается способность центрального банка использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики без каких-либо ограничений. То есть центральный банк наделен определенным спектром полномочий, направленных на принятие оперативных решений при проведении денежно-кредитной политики. 

Под политической независимостью понимается уровень независимости центрального банка в отношениях с государственными органами при назначении руководства банка, а также при разработке и реализации денежно-кредитной политики.

Факторы, влияющие на независимость центральных банков: 

  • участие государства в капитале центрального банка и распределение прибыли; 
  • Порядок назначения (выбора) руководства банка;
  • Степень отражения в законодательстве целей, функций и задач центрального банка; 
  • Право государства вмешиваться в денежно-кредитную политику; 
  • Правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны; 
  • Отношения между центральным банком страны и правительством. 

Таким образом, появление центральных банков исторически связано с концентрацией эмиссии банкнот (эмиссии денег) в руках нескольких самых надежных коммерческих банков, пользующихся всеобщим доверием, чьи банкноты могли бы успешно выполнять функцию универсального кредитного инструмента. 

Основные функции центрального банка 

Центральный банк не ставит своей целью максимизацию прибыли, присущей коммерческим банкам, и не конкурирует с последними.

Традиционно центральный банк выполняет несколько основных функций: 

  • Монополия выпускает банкноты (наличные). В современных условиях, когда наличные составляют незначительную часть денежной массы, эта функция центрального банка несколько снижается, хотя выпуск банкнот все еще необходим для розничной торговли и обеспечения ликвидности для банков;
  • это банк банков. Центральный банк не имеет дело напрямую с предпринимателями и общественностью. Клиентами центрального банка являются коммерческие банки. Центральный банк хранит денежные резервы банков через счета, открытые коммерческими банками в центральном банке, производит расчеты между ними, при необходимости оказывает коммерческим банкам кредитную поддержку. Для коммерческих банков центральный банк является кредитором последней инстанции; кредитор последней инстанции. Центральный банк предоставляет коммерческим банкам кредиты под залог коммерческих векселей и других ценных бумаг, а также осуществляет учетные операции - покупку банковских векселей. Покупка векселей у коммерческих банков называется перерасчетом, поскольку это подразумевает вторичную покупку векселей, которые коммерческие банки покупали у своих клиентов;
  • действует в качестве банкира правительства. Хотя центральный банк не подчиняется правительству, он тесно связан с ним. Центральный банк имеет открытые счета правительства и правительственных учреждений, он выступает в роли кассира и кредитора правительства. Как банкир правительства, центральный банк управляет государственным долгом (организует размещение и погашение кредитов, организует выплату процентов), регулирует резервы иностранной валюты и золота, осуществляет международные расчеты.
  • регулирует безналичную эмиссию, осуществляемую коммерческими банками. Основными инструментами влияния центрального банка на массу денег, создаваемых коммерческими банками, являются: операции на открытом рынке - покупка и продажа государственных ценных бумаг центральным банком; учетная ставка; норматив обязательных резервов. 

Центральный банк также влияет на деятельность коммерческих банков (прежде всего на объем предоставленных кредитов), осуществляя надзор за их деятельностью, устанавливая различные экономические стандарты: соотношение между денежными резервами и депозитами, собственным и заемным капиталом, собственным капиталом и активами, максимальный размер риска на одного заемщика, нормативы достаточности капитала. Все функции центрального банка тесно взаимосвязаны, и при их выполнении центральный банк осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики.

Коммерческие банки стали клиентами центральных банков. Они держат на своих счетах денежные резервы коммерческих банков и предоставляют кредиты этим банкам. Центральные банки являются банкирами государства. Они играют важную роль в выдаче государственного бюджета, а также обслуживают государственный долг, размещают государственные облигации и казначейские облигации на денежном рынке. Поскольку центральный банк является специальным банком, операции этого банка также являются специальными.

Особенность пассивных операций центрального банка заключается в том, что источником формирования их ресурсов является не собственный капитал и привлеченные депозиты, а выпуск банкнот. Кроме того, функция центрального банка заключается в накоплении депозитов коммерческим банком и государством. Коммерческие банки обязаны хранить часть своих средств на своем счете в центральном банке, чтобы удовлетворить все требования вкладчиков в отношении выдачи наличных. Центральный банк не выплачивает проценты по своим вкладам коммерческим банкам, но проводит для них расчетные операции бесплатно. Также государственные депозиты играют огромную роль в пассивах центральных банков.

Но когда центральный банк кредитует коммерческие, они платят ему значительный процент. Эта процентная ставка называется учетной ставкой центрального банка. Основными заемщиками эмиссионных банков являются просто коммерческие банки и государство. Коммерческие банки прибегают к кредитам в центральном банке в случае нестабильной денежно-кредитной политики банка. Эти кредиты бывают трех типов: залоговые векселя; залог ценных бумаг; целевые кредиты, направленные на инвестиционные проекты. Re-pending bills - краткосрочные кредиты против векселей. Повторный перевод ценных бумаг - выдача кредита под залог ценных бумаг.

Помимо коммерческих банков, центральный банк кредитуется государством. Такое кредитование бывает двух видов: со стабильным состоянием государственных финансов и с нестабильным. 

При стабильном состоянии государственных финансов центральный банк кредитует только краткосрочные потребности государства в покрытии дефицита наличных средств государственного бюджета. Дефицит денежных средств - это временный дефицит, при котором государственные доходы не покрывают расходы. 

В нестабильном состоянии государственных финансов правительство вынуждено все больше брать кредиты у центрального банка. Это приводит к тому, что такие кредиты становятся фактором инфляции.

В дополнение ко всему вышесказанному центральные банки проводят операции на открытом рынке и девизные операции. Операции на открытом рынке - покупка и продажа государственных ценных бумаг. Это способ финансирования государства. Таким образом, центральный банк влияет на денежный рынок. 

Девиз - покупка и продажа иностранной валюты центральным банком. Это необходимо для поддержания курса государственной валюты. 

В экономике государства центральный банк играет роль «банка для банков», то есть он хранит на своих счетах обязательные резервы коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им кредиты, выступает в роли «кредитора». В крайнем случае », организует общенациональную систему взаиморасчетов (безналичных расчетов) либо непосредственно через свои офисы, либо через специальные расчетные палаты.

Обязательные резервы - это часть депозитов, которые коммерческие банки не могут использовать для выдачи кредитов. Как правило, эти резервы определяют сумму, которая обязательно должна оставаться на корреспондентском счете банка в системе центрального банка (конкретные формы хранения могут различаться в зависимости от страны). Обязательные резервы дифференцированы по видам депозитов (депозитов). Российские коммерческие банки обязаны хранить обязательные резервы в Банке России. Обязательные резервы должны не столько гарантировать возможность получения вкладов их владельцами, но и ограничивать максимальный рост денежной массы в экономике.

Исходя из вышеизложенного, мы заключаем, что основной целью центрального банка в рыночной экономике является обеспечение стабильности банковской и финансовой систем, контроль над денежным обращением в стране и проведение денежно-кредитной политики, обеспечивающей достижение макроэкономических целей. В первую очередь неинфляционное развитие экономики. 

Право собственности на центральные банки. 

С точки зрения владения капиталом центральные банки подразделяются на: государственные, акционерные (частный капитал), смешанные.

В государственных центральных банках 100% капитала принадлежит государству. В ряде стран центральные банки были созданы как государственные банки с самого начала. К ним относятся, например, Федеральный банк Германии, Банк России. Другая группа центральных банков была сначала частной (например, Банк Англии, Банк Франции), а затем национализирована.

В акционерных центральных банках капитал формируется за счет взносов учредителей. Например, Федеральная резервная система США является акционерным центральным банком: капитал Федеральных резервных банков формируется за счет акций частных коммерческих банков, которые становятся членами ФРС. Юридически ФРС не является правительственным агентством, но руководство ФРС (председатель и заместитель председателя Совета управляющих) назначается на 4 года президентом США и утверждается сенатом США.

Президент при назначении председателя имеет ограниченную свободу выбора - только из числа членов Совета управляющих Федерального резерва. Члены Совета управляющих Федеральной резервной системы не становятся государственными служащими, но их вознаграждение устанавливается Конгрессом США и публикуется публично. Нераспределенная прибыль ФРС направляется на казначейские счета и зачисляется в бюджет США. 

В смешанных центральных банках капитал формируется частным сектором совместно с государством. Банк Японии является ярким представителем этой группы центральных банков. В соответствии с Законом 1942 года 55% уставного капитала центрального банка Японии принадлежат государству. Руководство Банка Японии назначается правительством и утверждается парламентом страны.

Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что в большинстве стран центральные банки по сути принадлежат государству, даже в тех случаях, когда они формально не принадлежат государству. Поскольку именно доля государственной собственности в капитале ЦБ является важнейшим фактором, определяющим его место в экономике страны, что во многом зависит от национальных традиций и особенностей развития банковской системы.

Основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка 

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность взаимосвязанных мер, принимаемых Центральным банком с целью регулирования предпринимательской деятельности посредством планируемого воздействия на состояние кредитно-денежного обращения. 

Центральный банк играет ключевую роль в проведении денежно-кредитной политики, преследуя при этом конкретные цели: регулирование экономического роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции и достижение баланса во внешнеэкономических отношениях. 

В большинстве промышленно развитых стран политика Центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и принимает следующие формы:

1. Учетная политика заключается в учете и повторном учете коммерческих счетов коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы для оплаты счетов и устанавливает так называемую ставку дисконтирования, по которой коммерческие банки могут занимать деньги у центрального банка. В России эта процентная ставка называется ставкой рефинансирования коммерческого банка. 

2. Вторая форма - определение Центробанком нормы обязательных резервов.

Смысл этой формы заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентных счетах в Центральном банке. Изменяя коэффициент резервирования, Центральный банк расширяет или ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков на кредитном рынке страны. Коэффициенты устанавливаются в процентах от среднесуточных остатков на расчетных, текущих, депозитных и других клиентских счетах юридических и физических лиц за прошедший месяц и зачисляются за счет средств на корреспондентском счете коммерческого банка в специальный резервный счет в ЦБ в начале каждого месяца. Максимальный коэффициент обязательных резервов не может превышать 20%.

3. Операции на открытом рынке являются важнейшим направлением денежно-кредитной политики Центрального банка во многих странах с рыночной экономикой. 

Под операциями открытого рынка понимаются продажа и покупка Центральным банком казначейских векселей, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с последующей обратной операцией.

Чтобы оживить экономику, Центробанк увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует ставку, по достижении которой он скупает любой предложенный объем, либо приобретает определенное количество ценных бумаг этого типа, независимо от ставки предложения. Если целью Центрального банка является сокращение резервов банковского сектора, то он действует на стороне предложения на открытом рынке, проводя тем самым договорную политику, которая ведет к увеличению доходов от государственных ценных бумаг и к потере часть их резервов кредитными организациями. 

4. Четвертая форма - это прямое воздействие Центрального банка на кредитную систему посредством прямых инструкций, директив, инструкций и писем, а также применение санкций за их нарушение.

Валютные интервенции означают покупку и продажу иностранной валюты Банком России за его собственный, на межбанковском или валютном рынках, чтобы влиять на обменный курс своей валюты и общий спрос и предложение денег в экономике. Регулируя обменный курс, Центральный банк влияет на экспорт, импорт, внешнюю торговлю и внутренние цены.

Стремясь стабилизировать экономику, центральные банки сталкиваются с дилеммой: что выбрать в качестве инструмента денежно-кредитной политики - контроль над денежной массой или контроль за динамикой процентной ставки. Таким образом, стремясь стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих правил роста денежной массы и увеличить денежную массу, чтобы снизить процентную ставку до желаемого уровня. Наоборот, центральному банку придется ограничить предложение денег, чтобы повысить процентную ставку до целевого уровня. Если приоритетом является сохранение роста денежной массы, то Центральный банк должен допустить колебания процентной ставки. Невозможность одновременного управления денежной массой и уровнем процентной ставки называется дилеммой целей денежно-кредитной политики.

Вывод. Денежно-кредитная политика Центрального банка представляет собой комплекс мер, направленных на регулирование кредитно-денежного обращения. Центральный банк регулирует темпы экономического роста, смягчает циклические колебания, сдерживает инфляцию и пытается достичь баланса во внешнеэкономических отношениях.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ 

История создания Центрального банка Российской Федерации 

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был создан 13 июля 1990 года на основании Российского республиканского банка Государственного банка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он изначально назывался Государственным банком РСФСР.

2 декабря 1990 года Верховный Совет РСФСР принял Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, основным банком РСФСР и подотчетен Верховный Совет РСФСР. Закон определил функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков. 

В июне 1991 года был утвержден Устав Центрального банка РСФСР, подотчетного Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991 года в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур Вооруженных Сил РСФСР Центральный банк РСФСР был объявлен единственным органом государственного валютного и валютного регулирования Экономика республики на территории РСФСР. 

20 декабря 1991 года Государственный банк СССР был упразднен, а все его активы и обязательства, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР. Через несколько месяцев банк стал известен как Центральный банк Российской Федерации.

В течение 1991-1992 гг. Под руководством Банка России в стране была создана широкая сеть коммерческих банков на основе коммерциализации филиалов специальных банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров ЦБ и началась их компьютеризация. Центральный банк Российской Федерации начал покупать и продавать иностранную валюту на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю. 

В декабре 1992 года Банк России начал процесс передачи функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному казначейству.

В 1992-1995 годах с целью поддержания стабильности банковской системы в Банке России была создана система надзора и проверки коммерческих банков, а также система валютного регулирования и валютного контроля. Будучи агентом Министерства финансов, Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и начал принимать участие в операции. 

С 1995 года Банк России прекратил использование прямых займов для финансирования дефицита федерального бюджета и прекратил предоставление целевых централизованных займов секторам экономики. 

Правительство Российской Федерации и Банк России отдают приоритет задаче эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках. 

В течение 2010 года по мере улучшения ситуации в банковском секторе Банк России постепенно отказывался от специальных антикризисных механизмов. К концу 2010 года Банк России полностью прекратил предоставление необеспеченных кредитов. 

В начале 2011 года Банк России продолжил ужесточать денежно-кредитную политику. В целях снижения инфляции в январе было принято решение увеличить нормативы обязательных резервов. В феврале Банк России объявил об очередном увеличении нормативов обязательных резервов и увеличении большинства процентных ставок Банка России, включая ставку рефинансирования, на 0,25%. В марте 2011 года было вновь принято решение об увеличении нормативов обязательных резервов.

1 сентября 2013 года банк принял на себя функции упраздненной Федеральной службы по финансовым рынкам, что сделало банк финансовым мегарегулятором. 

В 2014 году Банк России перешел на политику таргетирования инфляции. С 2015 года планируется перейти на свободный курс рубля.

Таким образом, основным звеном в банковской системе любого государства является центральный банк страны. У каждого банка своя история. Так, Центральный банк России имеет свою историю создания, которая дополняется каждый год. 

Организационная структура Центрального банка Российской Федерации 

Принципы организации деятельности Банка России изложены в Федеральном законе «О Центральный банк Российской Федерации "заявляет следующее:

  • Банк России формирует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, включающей центральный офис, территориальные офисы, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, отделения на местах, образовательные учреждения, Российское коллекторское объединение и все другие учреждения и организации, необходимые для его деятельности; 
  • национальные банки республик являются региональными филиалами Банка России и не вправе принимать решения нормативного характера, а также выдавать гарантии и поручительства, векселя и другие обязательства без разрешения Совета директоров; 
  • задачи и функции территориальных подразделений Банка России определяются Положением о территориальных управлениях Банка России, утвержденным Советом директоров;
  • если создание и функционирование территориальных учреждений на определенной территории невозможно, то такие территории обслуживаются полевыми учреждениями, предназначенными для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также другими государственными органами. и юридические лица, обеспечивающие безопасность Российской Федерации; 
  • Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона, который определит порядок использования его имущества.

Структура центрального аппарата Банка России и его территориальных подразделений претерпевает значительные изменения, прежде всего качественного характера, и ориентирована на приведение его в соответствие с условиями работы и ролью банковской системы в реформируемой экономике. 

Данная структура призвана обеспечить эффективную реализацию законодательных инициатив в работе Центрального банка и всей банковской системы, ускорить принятие решений и повысить их обоснованность, укрепить существующие и создать новые каналы взаимодействия между Банком России, законодательными и органы исполнительной власти и органы территориального управления.

Принципы организации деятельности Банка России можно разделить на внешние и внутренние. Внешний: система действующих законов и норм международного права; степень независимости ЦБ и подотчетность Государственной Думе Федерального Собрания России.

Внутренний: организационная структура, в которой расположены 23 отдела; распределение ответственности в руководстве центрального банка; штатное расписание; статус территориальных делений. Внутренние принципы организации деятельности Центрального банка вытекают из функций Совета директоров, который в сотрудничестве с Правительством Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает реализацию основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. В состав Совета директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Правления. 

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что Банк России формирует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, включающей центральный аппарат, учреждения и учреждения, необходимые для его функционирования.

Основные задачи и функции Центрального банка Российской Федерации 

Банк России выполняет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другие федеральные законы. Согласно ст. 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение стабильности рубля, а эмиссия денег осуществляется исключительно Банком России.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России выполняет следующие функции: 

  • в сотрудничестве с Правительством Российской Федерации разрабатывает и реализует единый государственная денежно-кредитная политика;
  • монополистически выпускает денежные средства и организует денежное обращение; 
  • утверждает графическое обозначение рубля в виде знака; 
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует их систему рефинансирования; 
  • устанавливает правила проведения расчетов в Российской Федерации; 
  • устанавливает правила проведения банковских операций; 
  • осуществляет ведение счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы страны, если иное не установлено федеральными законами, путем расчетов от имени уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, которые несут ответственность за организацию и исполнение бюджетов;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России; 
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает лицензии кредитным организациям на осуществление банковских операций, приостанавливает и отменяет их; 
  • контролирует деятельность кредитных организаций и банковских групп; 
  • регистрирует выпуск ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; 
  • самостоятельно или от имени Правительства Российской Федерации осуществляет все виды банковских операций и иных операций, необходимых для выполнения функций Банка России; 
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • определяет порядок расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами; 
  • устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации; 
  • устанавливает официальные курсы обмена по отношению к рублю; 
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации; 
  • устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами мероприятий по организации операций по покупке и продаже иностранной валюты, выдаче, приостановлению и отзыву разрешений на валютных биржах для организации операций по покупке и продаже иностранной валюты;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитным, валютно-финансовым и ценовым отношениям, публикует соответствующие материалы и статистические данные; 
  • осуществляет платежи Банка России по вкладам физических лиц в банках, признанных банкротами, не включенными в систему обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом; 
  • является депозитарием денежных средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и операции, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и соглашений с Международным валютным фондом.

Задачами Центрального банка по организации платежной системы страны являются: 

  • поддержание стабильности финансовой структуры; 
  • обеспечение эффективного функционирования платежной системы; 
  • проведение денежно-кредитной политики.

Центральные банки являются регуляторным звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с усилением денежного обращения, защитой и обеспечением стабильности национальной валюты и ее обменного курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы страны; обеспечение эффективных и бесперебойных расчетов. Так, Банк России выполняет свои функции в полном объеме в соответствии с Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Центральный банк имеет много задач и функций, которые позволяют в сотрудничестве с Правительством Российской Федерации разрабатывать и осуществлять единую государственную денежно-кредитную политику. 

Эффективность денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации

Монетарные власти искусственно сужают денежную массу более чем в три раза, даже по сравнению с наиболее консервативной моделью денежно-кредитной политики, известной как «валютный совет» (когда страна жестко связывает объем денежной базы с объемом валютных резервов). 

Сокращение денежной базы более чем в три раза по отношению к объему поступающих в страну доходов означает соответствующее ограничение возможностей для экономического роста. Даже при самой осторожной и жесткой модели денежно-кредитной политики, известной в экономической теории, «валютном правительстве», стоимость денежной массы должна была быть в три раза выше сегодняшнего уровня.

Это означает, что будет в три раза больше финансовых возможностей для кредитования экономического роста, увеличения инвестиций, увеличения занятости и доходов населения и предоставления социальных гарантий. Неспособность органов денежно-кредитного регулирования эффективно распоряжаться потоком нефтедолларов, обрушившимся на Россию, обходится каждому гражданину России как минимум в половину потенциального дохода, приводит к повышению процентных ставок для предприятий и трудностям в получении кредитов. 

Привязка вопроса денег к росту валютных резервов с количественным ограничением денежной массы влечет за собой отток денег из большей части производственного сектора, ориентированного на внутренний рынок, который в отсутствие доступа к кредитам вынужден искать средства на развитие путем снижения заработной платы.

Спад производства и хроническая депрессия в большинстве обрабатывающих отраслей, строительстве и сельском хозяйстве являются прямым результатом проводимой денежно-кредитной политики. Об этом свидетельствуют конкретные примеры многочисленных кризисных ситуаций, возникающих в экономике из-за искусственного ограничения ликвидности Центральным банком и его неспособности организовать надлежащую систему рефинансирования коммерческих банков, занимающихся кредитованием производства.

В частности, по вине руководства ЦБ "с нуля" возник кризис в жилищном строительстве в Центральной России. После легкомысленного заявления одного из руководителей Центробанка о ненадежности ряда коммерческих банков вкладчики начали выводить свои сбережения в панике, а сам Центральный банк ничего не сделал для преодоления кризиса ликвидности, возникшего в результате его собственная вина. В результате несколько коммерческих банков, предоставляющих жилье, обанкротились, строительные проекты прекратились, и десятки тысяч людей не могут получить квартиры, за которые они заплатили.

Из миллионов граждан и сотен тысяч предприятий, занимающихся экономической деятельностью, лишь небольшая часть имеет доступ к кредитам. Последние предоставляются по завышенным процентным ставкам и требованиям обеспечения, на короткие сроки и на невыгодных условиях. Подавляющее большинство предприятий вынуждены развиваться только за счет собственных средств - доля банковских кредитов в финансировании инвестиций крупных и средних предприятий составляет не более одной пятой. Для малого бизнеса кредит остается полностью недоступным. Неразвитость системы кредитования бизнеса и практически полное отсутствие механизмов долгосрочного кредитования промышленного сектора являются прямым следствием жесткой политики финансовых властей, которые не выполняют своей основной функции в рыночной экономике при организации кредитов.

Центральный банк, вместо того чтобы предлагать деньги для кредитования экономического роста, занимается выводом их из экономики, замедляя и искусственно сдерживая экономический рост. Если во всех странах с рыночной экономикой они ломают голову над вопросом, насколько далеко использовать монополию государства на нужды общества (направляя его на финансирование бюджетного дефицита, уровень которого в странах G7 колеблется от 2 до 5 процентов ВВП в последние годы), то у нас наоборот. Государственная монополия на организацию денежного обращения используется для уменьшения возможностей социально-экономического развития и снижения уровня социального обеспечения.

Некомпетентность монетарных властей и примитивизм их политики дорого обходятся нашему народу. В результате искусственной привязки рубля к доллару, денежной массы - к росту валютных резервов, строгого количественного ограничения роста денежной массы по произвольно заданным параметрам - все отрасли, не ориентированные на экспорт, поставить на "финансовые затруднения". У них нет возможности для долгосрочных заимствований, крайне ограниченный доступ к кредитным ресурсам и нет механизмов для рефинансирования производственной деятельности.

В результате проводимой денежно-кредитной политики мы потеряли значительную часть производственного и инвестиционного потенциала, вывоз капитала превысил пол триллиона долларов, экономическая структура страны ухудшилась с укреплением доминирующего положения сырьевых и монополизированных отраслей. Мы могли бы иметь сегодня вдвое больший ВВП и втрое больший объем инвестиций, гораздо более прогрессивную структуру экономики, если бы политика Центрального банка соответствовала его главной цели - использованию монополии государства на предложение денег для кредитования экономики. рост.

Помимо огромного ущерба социально-экономическому развитию страны с точки зрения макроэкономических последствий политики, проводимой монетарными властями, последние наносят прямой ущерб государству посредственным управлением валютными резервами страны.

С вступлением России в ВТО иностранные банки будут быстро доминировать на рынке капитала, лишая нас нашего собственного финансового фонда. Это произойдет в течение нескольких лет, если мы не заставим Центральный банк должным образом выполнять свои функции по эффективному управлению государственной монополией на предложение денег, чтобы обеспечить благоприятные условия для экономического роста. И для этого необходимо обеспечить научную обоснованность денежно-кредитной политики, что невозможно без кардинальной подготовки и ответственности руководства монетарных властей. Наконец, Национальный банковский совет также должен работать в этом направлении.

На основании анализа С.Ю. Глазьев о роли Центрального банка в российской экономике позволяет сделать вывод, что проводимая руководством банка денежно-кредитная политика неэффективна.

Первый заместитель председателя Центробанка Алексей Улюкаев объясняет, что сейчас в российской экономике наблюдается некоторый «перегрев», который неразрывно связан с инфляцией. Причинами этого явления были слаборазвитые финансовые рынки в России, а также недостаточно развитая правовая база. Кроме того, платежный баланс сейчас «очень положительный», по словам Улюкаева, что, в свою очередь, приводит к вмешательству центрального банка в экономику для его урегулирования. Центральный банк готовит две модели для продолжения существования российской экономики. В течение трех лет планируется перейти на таргетирование инфляции. Такой способ регулирования рынка позволит Центробанку поддерживать приемлемый уровень инфляции, занимая при этом нейтральную позицию.

За некомпетентность руководителей Центробанка и экономического блока правительства нам приходится расплачиваться колоссальными упущенными возможностями экономического роста и уменьшением доходов населения. 

Заключение

Центральный банк является основным проводником денежно-кредитной политики страны, направленной на стабилизацию денежного обращения. Его основная обязанность в рыночной экономике - защищать ценность и покупательную способность денег и создавать нормальные условия для функционирования финансовых рынков.

Появление Центробанка связано с необходимостью централизации вопроса банков и организации денежного обращения в стране, проведения кредитной политики в рамках всей национальной экономики и функционирования системы денежных расчетов, а также с необходимостью защитить и обеспечить стабильность национальных валют.

В соответствии с этой задачей Центральный банк постоянно ищет оптимальные методы и инструменты управления, объединяя как прямые административные, так и косвенные методы регулирования деятельности коммерческих банков и других кредитных организаций. Защищая и обеспечивая стабильность рубля, Центральный банк регулирует совокупную денежную массу, динамика которой влияет на изменение различных компонентов совокупного платежеспособного спроса. Развивая и укрепляя банковскую систему России, Центральный банк эффективно влияет на хозяйственную деятельность и деятельность банковских учреждений, прежде всего коммерческих банков. Благодаря этой системе он обеспечивает эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов. Банк России формирует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

Система Банка России включает в себя центральный офис, региональные отделения, расчетно-кассовые центры, компьютерные центры, отделения на местах и ​​другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности. Через эту систему Центральный банк осуществляет свою деятельность, выполняя функции, возложенные на него законом.

Роль Центрального банка в экономике страны растет по мере его развития, поскольку именно через деньги, через монетарный механизм регулируется развитие. Центральный банк России, по сути, организует экономическую жизнь общества, обеспечивая необходимые условия для функционирования денежной системы страны, которую он создал. Роль Центробанка наиболее полно проявляется в выполнении тех функций, которые обеспечивают функционирование каждого компонента национальной валютной системы, которую он осуществляет через единицу национальной валюты - рубль.

Обменный курс рубля в экономическом механизме страны разнообразен, поскольку по его изменениям можно судить о состоянии экономики, ее стоимостных пропорциях и несоответствиях, эффективности внешнеэкономической деятельности и перераспределении притока международного капитала. Это присуще рублю в связи с эволюцией денег, которая привела к переходу от товарных денег (золота) к кредитным деньгам. А кредитные деньги - это форма проявления денежного капитала; он не только служит для обращения товаров и капитала, но и ведет себя как капитал. 

Для государства в целом деньги используются как важнейший фактор защиты национальной экономики от кризисов, инфляции и негативных внешних воздействий.