Центральные органы федеральной исполнительной власти: структура, правовой статус, эффективность деятельности

ВУЗ: РАНХиГС
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ для РАНХиГС:

 

Много готовых курсовых работ для РАНХиГС

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Финансово-экономическая основа местного самоуправления в условиях формирования рыночных отношений
Управление муниципальной собственностью
Информационное обеспечение государственного управления
Информационные технологии в системе государственного управления


Введение:

В России формируется правопорядок, который должен представлять собой систему органов и учреждений, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе закона, защиту прав и свобод каждого гражданина, восстановление экономики и духовный прогресс. люди.

Специфика любого органа государственной власти заключается в том, что он выполняет задачи и функции государства и действует от его имени, наделен полномочиями государственной власти. Эти полномочия заключаются в праве власти издавать правовые акты от имени государства, и эти акты обязательны для тех, кому они адресованы, применять меры по обеспечению выполнения правовых актов, включая меры убеждения, стимулы и принуждение.

Исполнительная власть - это организация, которая, будучи частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию и территориальную сферу деятельности. Он был сформирован в соответствии с законодательством, наделен правом действовать от имени государства, призван осуществлять повседневное управление экономической, социально-культурной, административной и политической сферами в порядке исполнительной и административной деятельности, а также заниматься межотраслевым управлением.

Система исполнительной власти осуществляет исполнительную и административную деятельность. На эту систему государственной власти возложена организационная и управленческая, исполнительная и административная деятельность, осуществляемая определенными государственными органами и должностными лицами на основе и в соответствии с законами с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам и другим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду отдельных должностных лиц.

Деятельность этих органов по управлению экономическим, социокультурным и административно-политическим строительством ранее называлась государственной администрацией.

После юридической консолидации разделения государственной власти на три ветви - законодательной, исполнительной и судебной - вместо понятия «государственное управление» используется понятие «исполнительная власть». В то же время в законодательстве федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации также именуются органами государственного управления. Хотя эти понятия близки, поскольку исполнительная власть реализуется в форме государственного управления, следует иметь в виду, что понятие «государственное управление» является более широким, чем понятие «исполнительная власть», поскольку некоторые административные функции наряду с со своей основной функцией, выполняются другими органами государственной власти.

Органы исполнительной власти (органы государственной власти) являются исполнительными и распорядительными органами, которые осуществляют оперативную оперативную работу по государственному управлению социальными процессами в интересах общества или его части (политическими силами, находящимися у власти).

Исполнительная власть в первую очередь предназначена для обеспечения соблюдения законов, изданных законодательными органами. В соответствии с законами ей было предоставлено право принимать меры, а также право принимать подзаконные акты.

Концепция исполнительных органов и их статус

Понятие и правовой статус органов исполнительной власти

Исполнительная власть - государственная организация, входящая в систему органов государственной власти Российской Федерации, созданная самим государством для реализации и применения законов и иных нормативных правовых актов, для осуществления функций государственного управления во всех сферах государственного управления. и жизнь общества путем использования специальных форм и методов реализации управленческих действий, обладающих соответствующей структурой, компетенцией, полномочиями государственной власти и штатом государственных служащих.

Определяя основные и наиболее существенные признаки исполнительного органа, характеризующие его административную личность, необходимо подчеркнуть следующее.

Государственно-правовая природа исполнительных органов определяется конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие исполнительных органов в системе государственной власти является следствием нормативного закрепления принципа разделения властей.

Органы исполнительной власти являются внешней формой выражения исполнительной власти. Они формируются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, государственное управление осуществляется в экономической, социокультурной и административно-политической сферах общества.

Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:

  1. государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
  2. распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
  3. верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
  4. единство системы государственной власти;
  5. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с целью обеспечения баланса полномочий и исключения концентрации всех полномочий или большинства из них в ведении одного государственного органа или должностного лица;
  6. разграничение субъектов юрисдикции и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  7. самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации своих полномочий;
  8. обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где создаются и действуют соответствующие органы исполнительной власти.

Основной задачей органа исполнительной власти является правоприменение, то есть исполнение действующих законов и иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их реализации всеми субъектами права.

Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию носит управленческий, организационный, исполнительный, контрольный и административный характер; В результате этой деятельности государственные задачи и функции решаются и выполняются.

Существует организационная структура исполнительной власти, то есть наличие в ней государственных должностей функциональных структурных подразделений (отделов, отделов, управления, штаб-квартиры и т. д.), Способствующих наиболее эффективной реализации задач, функций и полномочий. этого тела. Каждую государственную должность заменяет государственный служащий, имеющий особый административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т. д.). Совокупность должностей составляют сотрудники исполнительной власти.

Органы исполнительной власти наделены государством особыми государственными и властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличных от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; иметь компетенцию, установленную в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, нормативных актах, уставах; приказах и т. д.). Компетенция, как правило, включает в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение.

В состав полномочий органов исполнительной власти входит:

  1. исполнительная и административная деятельность;
  2. контрольные и надзорные функции;
  3. действия правового характера и принятие решений, которые имеют важные правовые последствия;
  4. нормотворческая деятельность;
  5. правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории Российской Федерации.

Органы исполнительной власти наделены правом нормотворческой деятельности, то есть правом издавать акты управления (административные акты). Для решения поставленных задач по выполнению функций государственного управления каждый орган исполнительной власти вправе издавать правовые акты управления. Законы и специальные нормативные правовые акты определяют виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, публикации, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполнительной власти являются, с одной стороны, важнейшей правовой формой административных действий, а с другой - результатом принятия административных норм в системе государственного управления. Акты управления являются подведомственными правовыми актами, то есть они издаются в обязательном порядке с соблюдением требований и положений законов и разрабатывают их, а также обеспечивают решение спорных и административных дел, возникающих в сфере управления.

Определен нормативно установленный порядок формирования, формирования реорганизации и ликвидации исполнительной власти.

Каждый орган исполнительной власти имеет свое имя.

Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации предусматривают ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Орган исполнительной власти - юридическое лицо - имеет официальную печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

Финансирование органа исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных отдельной статьей.

Правовой статус исполнительных органов характеризуется тем, что эти органы являются независимыми и независимыми именно при осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость законодательной власти устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленной компетенции означает незаконное присвоение власти.

Организационная структура государственных органов обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, которое представляет собой список структурных подразделений органа (с указанием их наименований), должностей и их численности (в целом для органа управления и в структурных подразделениях в в частности) официальные зарплаты. Заработная плата выплачивается государственному служащему в соответствии с размером официальной заработной платы, установленной в штатном расписании. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти и объем средств, необходимых для содержания этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими исполнительными органами. Штатное расписание подлежит государственной регистрации в финансовых органах.

Подразделение исполнительной власти

В Российской Федерации создано много органов исполнительной власти, различающихся по уровню их расположения в структуре исполнительной власти, роли и масштабам деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу обучения, характер компетенции, и поэтому представляется важным классифицировать эти органы. В зависимости от критерия, лежащего в основе классификации, можно выделить следующие типы органов исполнительной власти.

По уровню нахождения органа в системе органов исполнительной власти Российской Федерации (в зависимости от федерального государственного устройства страны):

  1. федеральные органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные органы);
  2. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт-Петербург), автономных округов и автономных округов. Для этого раздела классификации первостепенное значение имеет установление территориальных границ, в рамках которых конкретный орган исполнительной власти может осуществлять полномочия государства и власти. Традиционно в этом случае говорят о территориальном масштабе деятельности соответствующих органов исполнительной власти.

Принцип федерализма способствует формированию единой системы органов исполнительной власти, которая предполагает как прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим органам, так и определенную независимость, что обеспечивается действующим законодательством. С учетом принципа федерализма должны быть разработаны основные критерии распределения полномочий федеральных, региональных исполнительных органов и органов местного самоуправления, а также основа для взаимодействия и порядок разрешения споров и конфликтов между федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Для субъекта, отвечающего за право создавать (учреждать) органы:

  1. органы исполнительной власти, которые формируются (создаются) самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями, в соответствии с которыми порядок формирования этих органов подпадает под юрисдикцию Федерации. Следовательно, в эту группу входят только федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы;
  2. органы исполнительной власти, которые формируются (создаются) самими субъектами Российской Федерации на основании положений Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) и законов субъектов Российской Федерации. Право создавать эти органы принадлежит юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Органы исполнительной власти, образованные в субъектах Российской Федерации, могут находиться в так называемом двойном подчинении, то есть они подчиняются не только президентам, главам администраций, но и соответствующим федеральным органам исполнительной власти. Например, Департамент внутренних дел Министерства внутренних дел России, действующий в субъекте Российской Федерации, подчиняется как главе администрации, так и министру (министерству) внутренних дел Российской Федерации.

По способу и порядку формирования (создания) органов:

  1. исполнительные органы, которые (главы исполнительной власти) избираются населением на соответствующей территории (например, президенты и председатели правительств республик, главы администраций территорий и районов, городов федерального значения);
  2. органы, образованные в установленном порядке высшими должностными лицами (главой государства, президентом) или руководителями исполнительной власти (президентом, главой администрации, - старшим должностным лицом).

По организационно-правовым формам:

  1. правительства (Правительство Российской Федерации, Правительство республики, города федерального значения, края, области);
  2. министерства (федеральные, республиканские, отдельные регионы субъектов Российской Федерации);
  3. федеральные службы и федеральные агентства (они могут иметь свои собственные территориальные органы власти);
  4. администрация;
  5. мэрия;
  6. департаменты, управления, главные департаменты, комитеты, департаменты (они формируются как структурные подразделения как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в субъектах Российской Федерации).

По характеру компетенции (или содержанию деятельности):

  1. исполнительные органы общей компетенции осуществляют управление в пределах своей компетенции по всем или большинству отраслей и сфер деятельности (управления) по всем основным вопросам своей деятельности. Эти органы обладают так называемой общей компетенцией, то есть они могут решать общие вопросы социального, экономического, культурного, административного и политического строительства на соответствующей территории;
  2. органы отраслевой компетенции осуществляют управление подчиненными секторами в различных сферах государственной деятельности. Это, как правило, федеральные и республиканские министерства и другие сформированные ими отраслевые органы власти. В субъектах Российской Федерации также создаются отраслевые органы управления, выступающие в качестве структурных субъектов (например, администраций территорий, регионов) и осуществляющие деятельность в рамках конкретной отрасли управления;
  3. органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции для всех или для большинства секторов и сфер деятельности (управления). Исполнительный орган межотраслевой компетенции создается для обеспечения координации в управлении делами в конкретной отрасли и сфере деятельности.

По порядку принятия управленческих решений (правовых актов управления):

  1. коллегиальные органы;
  2. единоличные органы.

Федеральные исполнительные органы РФ

Президент Российской Федерации и его полномочные представители в субъектах Российской Федерации

Конституция Российской Федерации определяет статус Президента Российской Федерации как главы государства. Президент Российской Федерации осуществляет государственную власть, «поднимаясь» над всеми тремя ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Президент, выполняющий важнейшие государственные функции, не входит в систему какой-либо ветви государственной власти. Президент Российской Федерации обладает законодательными полномочиями, взаимодействует со всеми ветвями власти, участвует в организации деятельности федеральных органов власти, но не является главой ни одной из трех ветвей власти.

Президент Российской Федерации, не будучи главой исполнительной власти, играет весьма значительную роль в сфере ее организации (т. е. формирования системы исполнительных органов) и функционирования (т. е. практической реализации функций компетенции и полномочий).

Президент Российской Федерации, как глава государства, обладает многими важными полномочиями, связанными с организацией и деятельностью государственных исполнительных органов:

  1. гарантирует права и свободы человека и гражданина, которые реализуются чаще; все в области организации и функционирования государственного управления;
  2. формирует Правительство Российской Федерации;
  3. предлагает на утверждение Государственной Думы Федерального Собрания кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации. В конечном итоге президент Российской Федерации может назначить своего кандидата на эту должность;
  4. обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации;
  5. имеет право принять или отклонить отставку Правительства Российской Федерации;
  6. определяет внутреннюю и внешнюю политику Российской Федерации;
  7. имеет право приостанавливать действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае возникновения; противоречия этих актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушению прав и свобод человека и гражданина, но только до решения вопроса соответствующим судом. Следовательно, такое право ограничено во времени и контролируется содержанием;
  8. вправе использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации как по собственной инициативе, так и по инициативе исполнительной власти. Если согласованное решение не будет достигнуто, Президент Российской Федерации может передать разрешение спора в соответствующий суд: например, ряд споров о компетенции разрешается Конституционным Судом Российской Федерации.
  9. вносит в Государственную Думу Федерального Собрания кандидата на назначение на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об отстранении его от должности;
  10. по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности Заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров.
  11. представляет в Совет Федерации Федерального Собрания кандидатов для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуры Генерального прокурора Российской Федерации;
  12. формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации;
  13. формирует и осуществляет руководство Администрацией Президента Российской Федерации;
  14. утверждает военную доктрину Российской Федерации;
  15. назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах России;
  16. назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации может ввести военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее районах в случае агрессии против России или непосредственной угрозы такой агрессии. При данных обстоятельствах я в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Президент Российской Федерации вводит чрезвычайное положение везде или в отдельных районах России:

При осуществлении своих полномочий Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам. В области организации и функционирования государственных исполнительных органов существует множество указов и распоряжений Президента Российской Федерации.

Важные функции исполнительной власти и государственной администрации осуществляет Администрация Президента Российской Федерации, которая является государственным органом, координирующим деятельность всех органов и структурных подразделений, подчиненных Президенту Российской Федерации.

Начав административную реформу, Президент Российской Федерации своим Указом от 13 мая 2000 г. № 849 утвердил Положение «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Федеральном округе». В России семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Поволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный.

Формирование округов позволит более эффективно осуществлять федеральный контроль на уровне нескольких субъектов Российской Федерации, позволит своевременно разрешать возникающие споры и конфликты между региональными органами власти и территориальными органами федеральной исполнительной власти.

Поправка в Конституцию Российской Федерации «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» была поддержана нижней палатой парламента в первом чтении на заседании 14 ноября 2008 года. Законопроект устанавливает, что президент избирается гражданами Российской Федерации сроком на 6 лет на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а Государственная Дума избирается на 5 лет.

Продление срока полномочий позволит Президенту Российской Федерации и Государственной Думе не только определить направления дальнейшего развития страны и приступить к реализации намеченных целей, но и в значительной степени реализовать планы в течение одного срока. офиса. Это повышает ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом в целом за результаты их деятельности.

Установление более длительного срока полномочий президента страны по сравнению со сроком полномочий Государственной Думы также продиктовано необходимостью обеспечения стабильного, поступательного развития страны и преемственности государственной политики.

Правительство Российской Федерации

Правовой основой организации и деятельности Правительства Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, в том числе Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»; федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Данная система формируется федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации в пределах ее компетенции, а также полномочиями в сферах совместной юрисдикции Федерации и субъектов Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет государственную власть в Российской Федерации вместе с Президентом, Федеральным Собранием и судами. В этом случае Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, который возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации:

  1. осуществляет контроль за исполнением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации;
  2. осуществляет систематический контроль за их выполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  3. принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными актами Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения в Российской Федерации, а также принимает акты, не имеющие юридического характера, и дает указания федеральным органам исполнительной власти соответствующим должностным лицам.

Состав Правительства Российской Федерации зависит от структуры федеральных органов исполнительной власти, то есть от системы этих органов, предопределенной целями и задачами исполнительной власти на соответствующий период времени. Правительство Российской Федерации состоит из членов Правительства Российской Федерации:

Премьер-министр Российской Федерации, заместитель Премьер-министра Российской Федерации и федеральные министры.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы, а также освобождается от должности Президентом Российской Федерации по требованию Председателя Правительства Российской Федерации. уйти в отставку или если он не в состоянии осуществить свои полномочия. Увольнение Председателя Правительства РФ одновременно влечет отставку всего Правительства РФ. Президент Российской Федерации имеет право до назначения нового Председателя Правительства Российской Федерации поручить одному из его заместителей Премьер-министру Российской Федерации выполнять свои обязанности на срок до двух месяцев. В случае временного отсутствия Председателя Правительства Российской Федерации его обязанности исполняет один из его заместителей.

Заместители Премьер-министра Российской Федерации и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации, имеют право подать в отставку.

Определенные обязательства и ограничения установлены для членов Правительства РФ. Например, они обязаны в установленном порядке представить в налоговые органы информацию о полученных и подлежащих налогообложению доходах, ценных бумагах, а также о собственности, принадлежащей им по праву собственности. Члены Правительства Российской Федерации не вправе занимать другие должности в государственных органах, органах местного самоуправления и общественных объединениях; получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме учебной, научной и другой творческой.

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и несут перед ним ответственность за выполнение поставленных задач.

Правительство Российской Федерации решает следующие общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти:

  1. утверждает положения о федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает максимальное количество работников в их офисах и размер отчислений на содержание этих офисов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;
  2. устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их должностей в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;
  3. назначает и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации, утверждает членов коллегий федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти;
  4. при необходимости отменить акты федеральных органов исполнительной власти или приостановить действие этих актов;
  5. учреждает организации, формирует координационные, консультативные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации.

К общим полномочиям Правительства Российской Федерации относятся:

  • организация реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации;
  • осуществление регулирования в социально-экономической сфере;
  • обеспечение единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, руководство и контроль за деятельностью ее органов;
  • формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации;
  • реализация права на законодательную инициативу.

Законодатель нормативно устанавливает полномочия Правительства РФ в следующих областях: экономика; бюджетная, финансовая, кредитная и денежно-кредитная политика; Социальное; наука, культура, образование; природопользование и охрана окружающей среды; законность, права и свободы граждан, борьба с преступностью; оборона и государственная безопасность Российской Федерации; внешняя политика и международные отношения.

Для осуществления полномочий, установленных для Правительства Российской Федерации, он определяет порядок принятия своих решений, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. Акты нормативного характера издаются в виде постановлений Правительства Российской Федерации, а акты по оперативным и иным текущим вопросам, не носящие нормативного характера, издаются в виде распоряжения Правительства Российской Федерации. Постановления Правительства Российской Федерации подписываются Председателем.

Правительство Российской Федерации, публикуется в установленном порядке в официальных изданиях и является обязательным для Российской Федерации. Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации является дата первого опубликования его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.

Постановления Правительства Российской Федерации, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия и, при необходимости, их немедленное распространение незамедлительно доводится до сведения общественности через средства массовой информации.

Основные решения и акты Правительства Российской Федерации обсуждаются и принимаются на его заседаниях. Заседания Правительства Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры должны участвовать в заседаниях лично. Если они не могут участвовать в собрании, они информируют об этом Председателя Правительства РФ.

Представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Центрального банка и другие лица, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, имеют право принимать участие в заседаниях правительства. Правительство может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях.

Президиум правительства формируется по предложению премьер-министра для решения оперативных вопросов. Заседания Президиума Правительства проводятся по мере необходимости, и его решения принимаются большинством голосов от общего числа членов этого Президиума.

Его решения не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях Правительства, которое вправе отменить любое решение Президиума Правительства.

Координационные органы, создаваемые Правительством для обеспечения согласованных действий заинтересованных исполнительных органов при решении определенного круга задач, называются комиссиями. Консультативные органы, сформированные Правительством для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки соответствующих предложений, носящих рекомендательный характер, называются советами и являются постоянными консультативными органами.

Правительство осуществляет необходимую координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Правительство передает свои полномочия вновь избранному президенту. Решение об отставке правительства с его полномочий оформляется распоряжением правительства в день вступления в должность президента. Правительство может уйти в отставку, что принято или отклонено президентом. Президент имеет право принимать решение об отставке правительства, в том числе в случаях, предусмотренных Конституцией, когда Государственная Дума не выражает доверия к Правительству или отказывается доверять ему Государственную Думу.

Правительство имеет право инициировать законодательные акты в Федеральном Собрании, что осуществляется путем внесения законопроектов в Государственную Думу.

Вертикальные связи и отношения устанавливаются между Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Они проявляются в прямом организационном подчинении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральному правительству по определенным вопросам, а также в координации совместных действий и принятии совместных решений.

Недавно в Конституцию Российской Федерации были внесены изменения, касающиеся правительства, а именно: Совет Федерации 26 ноября 2008 года на заседании внес изменения в Конституцию Российской Федерации, которые вводят новое обязательство для правительства предоставлять Государственная Дума с годовым отчетом о своей работе за год.

Нижняя палата парламента уполномочена рассматривать ежегодные отчеты правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поднятым депутатами.

Эти поправки в Конституцию, наделяющие Государственную Думу полномочиями по контролю над правительством, призваны повысить роль демократических институтов в государственной и общественной жизни страны.

Поправки, предложенные Президентом России Дмитрием Медведевым, внесены в статьи 103 и 114 Конституции Российской Федерации. После одобрения Советом Федерации они направляются в законодательные собрания субъектов федерации. В случае одобрения двумя третями регионов поправки вернутся в верхнюю палату, которая вновь соберется и утвердит решение регионов. После принятия второго решения Советом Федерации на обжалование его в Конституционном суде предоставляется семь дней. Если нет апелляции, поправки направляются Президенту для подписания.

Это первые существенные поправки к основному закону страны со времени его принятия 12 декабря 1993 года. Единственными изменениями, которые были внесены в Конституцию, были технические поправки, связанные с изменениями в количестве и названиях российских регионов, которые все упоминаются в его текст.

Федеральные министерства

Министерство Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке государственной политики и правового регулирования в установленной сфере (отрасли) деятельности.

Министерство формируется на основании указа Президента Российской Федерации во главе с министром, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр является частью правительства.

Российская Федерация осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подведомственном филиале или сфере деятельности на основе единоличного управления и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и положениями о министерстве, утверждаемыми Президентом или Правительством Российской Федерации. Российская Федерация.

Министр издает приказы, распоряжения, инструкции, инструкции по вопросам, относящимся к его компетенции (при необходимости, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти), то есть устанавливает правила поведения, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами и граждане (нормативные правовые акты).

У министра есть заместители, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

В министерстве формируется совещательный орган - коллегия, состоящая из министра (председателя коллегии), его заместителей, руководителей и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций. Персональный состав правления утверждается Правительством России. Решения коллегии оформляются протоколами и, при необходимости, исполняются приказами министра.

Структура министерства состоит из руководства (министра, его заместителей, коллегии), отделов, главных отделов, управлений, отделов и других подразделений. Структура и положения о структурных подразделениях утверждаются министром, за исключением тех министерств, положения которых утверждаются Президентом (например, МВД России). Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и собственным наименованием. Федеральные министерства функционируют в различных сферах жизни.

В настоящее время Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» созданы следующие федеральные министерства, которые подразделяются на две группы:

  • министерства, деятельность которых осуществляется Президентом Российской Федерации (Министерство внутренних дел Российской Федерации; Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации; Министерство юстиции Российской Федерации);
  • министерства, находящиеся в ведении Правительства Российской Федерации (Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации; Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации; Министерство образования и науки Российской Федерации; Министерство природных ресурсов Российская Федерация, Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации; Министерство экономического развития и торговли).

Федеральные службы

Президент Российской Федерации установил, что федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции контроля и надзора за установленной сферой деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и защиты государства. граница Российской Федерации, борьба с преступностью и общественная безопасность.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба в пределах своей компетенции издает отдельные правовые акты и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование (за исключением случаев, установленных указами Президента Российской Федерации), а Федеральная служба по надзору также осуществляет руководство государством. имущество и предоставление платных услуг. Федеральная служба может подчиняться Президенту Российской Федерации или подчиняться Правительству Российской Федерации.

Следует отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 определено, что, во-первых, не все федеральные службы являются независимыми, некоторые из них включены в структуры федеральных министерств, а во-вторых, некоторые Службы находятся в ведении Президента Российской Федерации, другие находятся в ведении Правительства Российской Федерации.

К независимым федеральным службам, деятельность которых контролируется Президентом Российской Федерации, относятся: Государственная курьерская служба Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральный Служба Российской Федерации по контролю за наркотиками и Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

В ведении Правительства Российской Федерации находятся следующие независимые федеральные службы: антимонопольная; по тарифам; на финансовых рынках; гидрометеорология и мониторинг окружающей среды; государственная статистика; по экологическому, технологическому и ядерному надзору.

Федеральные агентства

Федеральные органы являются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по предоставлению государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоохранительным функциям в установленной сфере деятельности, за исключением функций контроля и надзора.

Президент определил, что Главное управление специальных программ Президента и Административный департамент Президента, подчиняющиеся непосредственно ему, действуют как независимые федеральные органы.

Большинство федеральных агентств включены в федеральные министерства. Например, Министерство природных ресурсов имеет три федеральных агентства: водные ресурсы, лесное хозяйство и недропользование.

И только два федеральных агентства, федеральное агентство по атомной энергии и федеральное космическое агентство, являются независимыми и управляются правительством. Федеральное агентство возглавляет генеральный директор.

Исполнительные органы лиц

Местная исполнительная власть осуществляется либо органами местного самоуправления, либо должностными лицами, назначаемыми центральным правительством, либо совместно обоими органами со строгим разграничением их полномочий.

Деятельность органов исполнительной власти осуществляется в 83 субъектах Российской Федерации. Конституция Российской Федерации на 1 марта 2008 года определила основные принципы формирования региональных органов исполнительной власти в наиболее общем виде. Отсутствие конкретного законодательства в этой области породило множество проблем в административной организации субъектов Российской Федерации.

Органы исполнительной власти в настоящее время созданы и действуют:

  1. в республиках, имеющих свои конституции, определяющие основные принципы создания системы республиканских исполнительных органов;
  2. на территориях и в областях (т. е. административно-территориальных единицах), устанавливая системы исполнительной власти в своих уставах;
  3. в автономных образованиях (один район и районы);
  4. в городах федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);

Для преодоления противоречий регионального законодательства, регулирующего формирование системы органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, федеральным законодателем установлены рамочные условия и принципы, на которых должно происходить формирование региональной системы органов исполнительной власти. В связи с этим был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Субъекты Российской Федерации формируют свои системы исполнительных органов в соответствии с законами, устанавливающими общие принципы организации законодательных, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Установление таких принципов принадлежит совместной юрисдикции Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с вышеуказанным Законом система исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно. Список исполнительных органов субъекта Российской Федерации определяется высшими должностными лицами субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с Конституция (устав) субъекта Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В субъекте Российской Федерации создана система исполнительной власти, возглавляемая высшим исполнительным органом государственного субъекта Российской Федерации, который возглавляет глава (президент республики, губернатор, глава администрации). Конституция (устав) субъекта Российской Федерации вводит должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, которую в данном случае возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Федерация.

Новый порядок избрания глав администраций субъектов федерации был предложен Владимиром Путиным сразу после трагических событий в Беслане в 2004 году. Губернатор теперь избирается по предложению президента законодательной властью региона. Также глава государства получил право отстранить губернатора от должности (по целому ряду причин), а также распустить законодательное собрание, если оно дважды отклонило предложенную кандидатуру. Несколько позже новая структура была расширена за счет дополнений к Закону «О политических партиях»: право выдвигать кандидата в губернаторы будет предоставлено партии, получившей большинство в этом региональном парламенте.

В связи с принятым изменением можно привести пример снятия главы со своего поста.

16 октября 2008 года депутаты Законодательного собрания Амурской области большинством голосов наделили Олега Кожемяко полномочиями губернатора Амурской области в Дальневосточном федеральном округе.

Кандидатуру Кожемяко, прибывшего накануне из Москвы, представил полномочный представитель президента России в Дальневосточном федеральном округе Олег Сафонов.

Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о досрочном прекращении полномочий губернатора Амурской области Николая Колесова и представил в Законодательное собрание области кандидатуру Олега Кожемяко, помощника главы администрации президента, для расширения полномочий губернатора.

Отставка Колесова - это «логический и логичный результат», поскольку экономические показатели были одними из худших на Дальнем Востоке, федеральные программы развития инфраструктуры выполнялись плохо, жители давно потеряли доверие к действующей власти.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не может одновременно быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей или заменять иное государственные учреждения Российской Федерации, государственные учреждения федеральной государственной службы, другие государственные учреждения субъекта Российской Федерации или государственные учреждения государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности Муниципальная служба не может заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме учебной, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации имеет важные полномочия:

  • представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными органами власти и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом имеет право подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Российской Федерации;
  • обнародование законов, удостоверяющих их обнародование путем подписания законов или принятия специальных актов, либо отклонение законов, принятых законодательным (представительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации);
  • формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации;
  • вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также созыва вновь избранного законодательного (представительного) органа государственной власти субъект Российской Федерации на первом собрании до срока, установленного для этого законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;
  • имеют право участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с правом совещательного голоса.

Глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации может осуществлять иные полномочия. Однако он должен подчиниться. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, конституция (устав) и законы субъекта Российской Федерации, а также исполняют указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации издает на основании федеральных и региональных законов, постановлений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации указы (постановления) и распоряжения, обязательные для исполнения на территории. соответствующего субъекта Российской Федерации.

Законодательством предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: его смерть; его отставка в связи с выражением недоверия ему законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации; его отставка по собственной воле; признание судом недееспособным или частично недееспособным, пропавшим без вести или объявленным мертвым; вступление приговора в законную силу - приговор суда; его отъезд на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации; его потеря российского гражданства; его отзыв избирателями субъекта Российской Федерации, если такой отзыв предусмотрен конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не может выразить недоверие высокопоставленному должностному лицу субъекта Российской Федерации в случае:

  1. издает акты, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) законов субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации не устраняет их в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда;
  2. установление соответствующим судом еще одного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъект Российской Федерации, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не доверять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации влечет за собой немедленную отставку этого должностного лица и высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации. субъект Российской Федерации во главе с ним.

Конституция (устав) и законы субъекта Российской Федерации могут регулировать отношения в случаях, когда высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не в состоянии исполнять свои обязанности. Затем они временно исполняются должностным лицом, определяемым законодательством субъекта Российской Федерации.

Полномочия высокопоставленного должностного лица субъекта Российской Федерации также могут быть прекращены досрочно в случае его отстранения от должности Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации может сделать предупреждение высокопоставленному должностному лицу субъекта Российской Федерации в случае.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и обеспечивает реализацию Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Федерация, конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации. Наименование этого органа, его структура, его порядок (формирование устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. Орган имеет права юридического лица, имеет штамп.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и реализует меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в реализации единой государственной политики в области финансов , наука, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и экология.

Правовые акты как высшего исполнительного органа, так и иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также правовые акты должностных лиц этих органов, противоречащие Конституции Российской Федерации федеральным и региональным законам, могут быть обжалованы прокурор или его заместитель в порядке, установленном законом, и могут быть обжалованы в соответствующем суде ...

В территориях и областях субъектов Российской Федерации исполнительной властью является администрация области, области, города федерального значения, автономного округа или автономного округа. В краях и регионах исполнительную власть осуществляют губернатор и возглавляемое им правительство или администрация. В некоторых случаях губернаторы могут быть главой исполнительной власти, возглавляющей систему ее органов. В автономных округах исполнительную власть осуществляют главы администраций, губернаторы или правительства.

Устав краев и областей определяет традиционные полномочия лиц, возглавляющих исполнительную власть в крае или области, например: разработка и представление бюджета на утверждение законодательному органу края или области и обеспечение его исполнения; утверждение структуры и состава органов исполнительной власти; формирование отраслевых и территориальных исполнительных органов, назначение и увольнение их руководителей; утверждение положения о отраслевых территориальных исполнительных органах; выдача указов и распоряжений, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и имеющих обязательную силу для исполнения; отмена актов подведомственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; представительство исполнительного органа в Совете Федерации Федерального Собрания лично или через назначенного представителя; исполняющий обязанности управляющего кредитами при исполнении бюджета; утверждение положения о структурных подразделениях администрации.

Вывод:

Итак, мы видим, что в настоящее время в Российской Федерации существует и действует довольно сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать, что, в первую очередь, это подсистема государственной власти, ее ветвь в структуре разделения власти как единый организационно-правовой механизм государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенную структурную структуру, включая уровни, звенья (одноуровневые образования однородных органов), типы и формы исполнительной власти.

Исполнительная власть является основной и основной структурной единицей рассматриваемой системы. Он имеет сложную структурную внутреннюю структуру и включает структурные подразделения аппаратного назначения, которые не имеют полномочий, а иногда и независимые органы (структуры органа в органе), состав государственных служащих как особый институт государственной власти.

Субъекты исполнительной власти осуществляют государственное управление в пределах установленной компетенции. Исполнительная власть не может быть вне системы государственных органов, которые выполняют свои функции и предназначение. Организация и деятельность исполнительной власти - это организация и функционирование системы ее органов, то есть государственных органов, которые имеют уставные цели, задачи, компетенцию, структуру и государственные должности государственной службы (управленческий персонал), необходимые для работы.

Исполнительные органы являются неотъемлемой частью любой государственной администрации, например, местного самоуправления. Они также осуществляют управленческую деятельность, решают проблемы управления и выполняют его функции. В то же время исполнительные органы государственных учреждений, предприятий, негосударственных образований, общественных объединений по своему правовому содержанию, полномочиям, правовым последствиям управленческой деятельности существенно отличаются от государственных органов.

Исполнительная власть через свои органы принимает непосредственное участие в реализации правовых норм, принятых законодателем. Его деятельность должна основываться на законе, осуществляемом в рамках закона. Исполнительные органы и должностные лица не вправе издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые права или обязанности граждан и организаций, не предусмотренные законом.

Ограничение исполнительной власти также достигается за счет ее подотчетности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В государстве, регулируемом верховенством закона, каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в суде.