Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 10.08.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Применение методов ценовой дискриминации в современных рыночных условиях
Конкурентные и неконкурентные рынки в микроэкономике
Теория и практика ценовой дискриминации (на основе работы Джоан Робинсон "Экономическая теория несовершенной конкуренции")
Теории международного движения капитала


Введение:

Все фирмы и организации сталкиваются с задачей установления цен на свои товары или услуги. Цены имеют разные проявления. Мы окружены ценами со всех сторон. Простая модель монополии основана на предположении, что все единицы продукции, проданные в течение определенного периода времени, продаются по одной и той же цене. Такая ценовая политика абсолютно неизбежна в любой ситуации, когда есть возможность перепродавать продукцию.

Однако не все фирмы вынуждены продавать все единицы продукции по одной и той же цене.
Есть фирмы, которые устанавливают разные цены для разных клиентов на один и тот же продукт. Если цены, установленные для разных покупателей, не отражают различий в затратах фирмы, связанных с индивидуальным подходом к обслуживанию этих покупателей, фирма осуществляет ценовую дискриминацию. Целью данной работы является рассмотрение теоретических основ ценовой дискриминации. В соответствии с поставленной целью будут решены следующие задачи, во-первых, рассмотрено понятие ценовой дискриминации, во-вторых, проанализированы условия и последствия дискриминации первого, второго и третьего типов, в-третьих, рассмотрены последствия воздействия ценовой дискриминации на экономику.


Теоретический аспект ценовой дискриминации


Ценовая дискриминация (от лат. discriminatio-различие) относится к продавцу, устанавливающему различные цены на различные единицы одного и того же продукта, продаваемого одному или разным покупателям. Однако различия в ценах не отражают различий в затратах, необходимых для доставки продукта или обслуживания клиентов. Поэтому не всякая разница в ценах носит дискриминационный характер, и одна цена не всегда свидетельствует об отсутствии ценовой дискриминации.

Например, цены доставки, которые полностью учитывают различия в транспортных расходах между потребителями, расположенными на разных расстояниях от поставщика, не являются дискриминационными. Напротив, если товар поставляется самим поставщиком, то единая цена для всех потребителей, находящихся на разных расстояниях, может считаться дискриминационной.

Полностью конкурентоспособное предприятие не устанавливает цены, оно, как мы уже знаем, является получателем цен. Поэтому в условиях совершенной конкуренции ценовая дискриминация невозможна. Другое дело, монополия. Монополист, будучи единственным продавцом товара, может продавать его по разным ценам на разных рынках или в разных количествах, т. е. осуществлять ценовую дискриминацию. Для этого необходимо, чтобы эластичность спроса на товар по его цене для разных покупателей была существенно разной, а эти покупатели легко идентифицировались и перепродать товар покупателям было невозможно.

Очевидно, что наиболее благоприятные условия для ценовой дискриминации существуют на рынках услуг. Ясно, что вы не можете перепродать прическу, которую вы сделали, или лечение, которое вы получили, кому-либо еще. В сфере материальных товаров ценовая дискриминация относительно легко реализуется, когда различные рынки разделены большим расстоянием или высокими тарифными барьерами, так что перепродажа товаров с дешевого рынка на дорогой сопряжена со значительными дополнительными издержками.

Мотивом ценовой дискриминации является стремление продавца получить максимальную выгоду от продажи товара или услуги.

Причины, условия эксплуатации и последствия ценовой дискриминации
 

А значит, все, что может подорвать любое направление конкурентных отношений, а также расчленить единое конкурентное пространство, создает предпосылки для ценовой дискриминации.

Если ценовая дискриминация происходит на основе реальных противоречий рыночного механизма, то одной из особенностей его функционирования является приведение всех индивидуальных оценок и возможностей к единому среднему, наиболее репрезентативному уровню. На рынке все равны. Но за общей кривой спроса скрывается сочетание различных индивидуальных ценностей потребителей с различными бюджетными возможностями. Это означает, что при единой рыночной цене всегда найдутся покупатели, готовые заплатить больше за то же самое количество товара.

Кроме того, как мы знаем, если бы цена была выше, потребители не отказывались бы от покупки вообще, а покупали бы меньшее количество единиц продукта. Это означает, что когда они покупают больше по данной цене, они каким-то образом недоплачивают за предыдущие единицы продукта. Таковы общие правила рыночной игры.

И более. Географически и институционально обособленные рынки создают естественную основу для ценовых различий, если фирма может одновременно выходить на эти рынки.


Условия, необходимые для ценовой дискриминации

Для реализации этих предпосылок в практике фирм необходимы определенные условия. Возможность участвовать в ценовой дискриминации не всегда доступна для всех продавцов, поскольку ценовая дискриминация возможна при соблюдении трех условий.

Наиболее очевидно, что продавец должен быть монополистом или, по крайней мере, обладать определенной степенью монопольной власти, то есть некоторой способностью контролировать производство и ценообразование.

Главное, чтобы конкуренты не могли продавать товар дешевле там, где компания намерена продавать его дороже. Власть над ценами также связана с количеством покупателей, которые выступают против продавца. Если покупателей мало, так что уход любого из них с рынка заметен продавцу, возможности ценового диктанта ограничены.

Продавец должен уметь разделять покупателей на отдельные классы, в которых каждая группа имеет различную готовность или способность платить за товар. Этот выбор покупателей обычно основывается на различной эластичности спроса, что будет позже разъяснено примерами.

Первоначальный покупатель не может перепродать товар или услугу. Если те, кто покупает в низкоценовой рыночной зоне, могут легко перепродать в высокоценной рыночной зоне, то результирующее снижение предложения приведет к увеличению цены в высокоценной рыночной зоне. Таким образом, политика ценовой дискриминации будет подорвана. Это, вероятно, означает, что отрасли услуг, такие как транспорт или юридические и медицинские услуги, особенно подвержены ценовой дискриминации.

Обсуждение условий дискриминации обычно проводится в контексте теории монополии, но это не единственная рыночная структура, в которой происходит это явление. Любая фирма, которая может установить цену на свою продукцию, если она способна разделить потенциальных покупателей в соответствии с эластичностью их спроса, а эти последние в принципе не способны перепродать свою продукцию, рано или поздно сталкивается с соблазном использовать стратегию ценовой дискриминации.

Обратите внимание, что преимущества ценовой дискриминации иногда доступны продавцам на конкурентных рынках. Например, продавец винограда на рынке может установить другую цену за свой товар, торгуясь и оценивая покупательскую способность на глаз.

Затраты на осуществление дискриминационной политики не должны превышать выгоды от такой деятельности. Торг с каждым индивидуумом, изучение его платежеспособности, а также мониторинг персонала, которому была предоставлена возможность лично устанавливать цены, все это дорого и не всегда оправданно.

Сами цены могут варьироваться в зависимости от:

  • Качество товара или услуги;
  • Объем потребления (скидки для оптовых покупателей);
  • Доход покупателя, если он известен продавцу;
  • Время покупки (день или ночь, будни или выходные, разгар или конец сезона и т.д.). 

Виды ценовой дискриминации и последствия воздействия на экономику


Впервые понятие ценовой дискриминации в экономической теории было введено английским экономистом Альфредом Пигу (1920). Он также предложил различать три ее вида, или степени.

Ценовая дискриминация первой степени (или совершенная ценовая дискриминация) возникает, когда каждая единица продукта продается фирмой по цене спроса, т. е. по максимально возможной цене, которую покупатель готов заплатить. Иногда такую политику называют ценовой дискриминацией, основанной на доходах покупателя. Давайте посмотрим, как это влияет на прибыль фирмы.

Иногда этот тип дискриминации называют самоотбором. Не имея реальной возможности определять цены спроса всех своих покупателей (как при совершенной ценовой дискриминации), продавец предлагает все ту же ценовую структуру, предоставляя покупателю самому решать, какой объем и, следовательно, какие рыночные условия он выберет.
Ценовая дискриминация третьей степени основана на сегментации рынка и выделении определенного количества групп покупателей (сегментов рынка), каждой из которых продавец присваивает свои собственные цены.

Примеры такой ценовой дискриминации включают в себя:

  • Туристические и первоклассные авиабилеты;
  • Элитные алкогольные напитки и другие алкогольные продукты;
  • Скидки на билеты в музеи и кинотеатры для детей, военнослужащих, студентов, пенсионеров;
  • Абонентская плата за специализированные издания для организаций и индивидуальных подписчиков (для последних она обычно ниже);
  • Гостиничные тарифы и сборы за посещение музеев для иностранцев и резидентов.

После того как фирма делит своих потенциальных клиентов на определенное количество сегментов, встает вопрос об установлении собственных цен для каждого сегмента. Давайте посмотрим, как это происходит.


Межвременная дискриминация. Парадокс Причинности

Фирма, производящая товары длительного пользования, сталкивается с проблемой взаимозависимости объема спроса и цен в разные периоды времени. Если сегодня компания продала q единиц товара, то завтра эти потребители не будут покупать этот товар, им потребуется некоторое время, чтобы вновь появиться на рынке в качестве потребителей. Остаточный спрос фирмы (будущий спрос) зависит не только от цены товара на момент продажи, но и от цены товара, который был в первый раз при его выпуске. Но объем спроса в первом периоде зависит от цены, которую покупатели ожидают в будущем.
Соотношение между ценами и объемами спроса в настоящем и будущем весьма разнообразно. Объем продаж в будущем может быть обратно связан с ценой в настоящем, так как чем ниже цена сегодня, тем больше потребителей будут покупать продукт, испытывать его в использовании и рассказывать другим, тем больше спрос на продукт (с тем же качеством) завтра (эффект репутации). В этом случае у фирмы есть стимул установить относительно низкую цену сегодня, чтобы добиться роста остаточного спроса завтра. Объем будущего спроса может напрямую зависеть от сегодняшней цены, так как те, кто купил товар по низкой цене сегодня, завтра не появятся на рынке в качестве потенциальных покупателей. В этом случае фирма может использовать временную ценовую дискриминацию. Фирма может установить высокую цену на новый продукт уже сегодня, и он будет куплен теми, кто высоко ценит продукт. Тогда фирма может постепенно снижать цену, захватывая все новые сегменты рынка, привлекая тех потребителей, которые ценят продукт ниже. Таким образом, к концу существования рынка фирма может охватить продажами всех потенциальных потребителей. Примерами такой тактики являются высокие цены на билеты на премьерные спектакли, высокие цены на книги, изданные впервые по отношению к обычным спектаклям и обычным книгам, и так далее.

Однако здесь есть проблема, которую Коуз впервые заметил (она называется парадокс Коуза). Суть парадокса заключается в следующем: если покупатели на рынках товаров длительного пользования ожидают, что фирма будет проводить политику межвременной ценовой дискриминации, они откажутся покупать товары сегодня. Межвременная ценовая дискриминация на рынках товаров длительного пользования ведет к разрушению монопольной власти фирмы. Причиной парадокса Коуза является влияние будущих цен, ожидаемых покупателями, на объем спроса сегодня. Объем сегодняшнего спроса обратно пропорционален ожидаемой покупателями цене, если их потери, связанные с переносом покупки на будущее, невелики, потребители (по крайней мере часть из них) предпочтут отложить покупку товара до тех пор, пока цена не упадет. Таким образом, проблема межвременной дискриминации состоит в том, что, не изменяя цены во времени, фирма получает дополнительную прибыль сегодня, но теряет остаточный спрос, а изменяя цены, фирма получает дополнительных потребителей завтра, но теряет дополнительную прибыль, потому что покупатели откладывают покупку товаров.

Как можно разрешить парадокс Коуза?

Существует несколько способов, которыми фирмы, продающие товары длительного пользования, пользуются на практике:

  • Сдача товара в аренду в торговой точке. В случае лизинга оборудования снимается вопрос о межвременной дискриминации, поскольку цена (арендная плата) фиксируется в договоре лизинга и не изменяется в течение срока его действия. Однако лизинг создает проблему иного характера, в условиях лизинга возникает проблема морального ущерба, люди, использующие арендованный продукт, менее осторожны с ним, чем если бы они его покупали, поэтому фирма должна нести дополнительные расходы по контролю за бережным использованием арендованного оборудования. В противном случае продукт, который сдается в аренду, относительно быстро выходит из строя;
  • Фирма может убедить потребителей первого периода, что в последующие периоды снижения цен не будет. Если компания действительно придерживается этой тактики, то в долгосрочной перспективе доверие потребителей и высокие цены принесут ей дополнительную прибыль. Если фирма только провозглашает политику высоких цен, но реальная ситуация вынуждает ее снижать цену на продукт в последующий период, то потребительские ожидания относительно стабильности цен не сформируются, и в результате роста спроса в первый период не произойдет, политика компании будет неэффективной;
  • Запланированное устаревание продукта. В этом случае компания может периодически вводить новые продукты из одной и той же товарной группы, тогда продукт, выпущенный в первый период, быстро устаревает, и потребители вынуждены снова платить высокую цену, даже за новый продукт;
  • Приток новых потребителей с высокими ценовыми предпочтениями на данный товар. Приток новых потребителей, например, открытие новых рынков, оживляет рынок товаров длительного пользования, так что фирме не нужно снижать цены в последующий период. Новые потребители с высокими ценовыми предпочтениями создадут спрос на продукт, даже если старые покупатели уйдут с рынка.

Причины и примеры воздействия ценовой дискриминации на экономику

Ценовая дискриминация как метод формирования цен на газ в системах газоснабжения, изолированных от ЭКГ.

Восточная Сибирь и Дальний Восток обладают огромными запасами природного газа, доказанные запасы составляют около 8,6 трлн кубометров, а прогнозные запасы оцениваются в 57,4 трлн кубометров. Несмотря на наличие крупных запасов газа, имеющих большое значение для развития экономики газифицируемых регионов, а также наличие разработанных программ газификации и проектов освоения месторождений, огромные территории Восточной Сибири и Дальнего Востока остаются газифицированными. Такая ситуация вызвана несколькими причинами, ограниченностью рынков сбыта, что снижает доходную базу проектов газификации в регионах, суровыми природными условиями для их реализации, что требует значительных капиталовложений, а главное, сложной институциональной средой, не позволяющей снизить риски инвесторов.

Ограниченность рынков сбыта отражается как на общем объеме потребления, так и на структуре этого потребления. Например, в Иркутской области общий объем потребления различных видов топлива составляет около 15 млн тонн топлива. Топливо. Эквивалентное потребление газа можно оценить в 13 миллиардов миль в год. Однако в реальности газ может составлять лишь небольшую долю в топливно-энергетическом балансе региона (не более 4 млрд куб. м), так как более 70% процентов приходится на уголь, который добывается открытым способом и стоимость которого составляет 120-200 руб./т.

Высокие капитальные затраты на реализацию проекта определяются не только суровыми природными условиями, но и низкой концентрацией потребителей. Для максимального охвата потенциального рынка необходимо построить протяженную и разветвленную газотранспортную сеть на обширных неосвоенных территориях.

Совокупность этих факторов приводит к ситуации, когда установление единой цены на газ для всех потребителей не обеспечивает окупаемости проекта. Ярким примером является проект газоснабжения, реализуемый ОАО Восточно-Сибирская газовая компания. Несложные расчеты показывают, что при заявленном объеме реализации природного газа 2,5 млрд кубометров в год по цене 50-65 долларов. США на 1 тыс. ми и капитальные затраты в размере 1 млрд долл. в США, чистая приведенная стоимость этого проекта будет отрицательной даже при ставке дисконтирования 10%, что явно неприемлемо для частного инвестора. Это косвенно подтверждается задержкой строительства газопровода и переносом сроков поставки газа.

Однако даже в этой ситуации проекты могут быть реализованы, но институциональная среда содержит риски для инвесторов, что удерживает их от реализации проектов. К таким рискам относятся неоднозначность толкования различных нормативных актов и жесткое регулирование поставок газа, риски, которые могут быть преодолены сторонами при ведении переговоров и заключении контрактов на поставку газа. Однако сложность снижения рисков государственного регулирования цен и тарифов резко снижает экономическую привлекательность проектов. Региональные проекты газификации Восточной Сибири и Дальнего Востока требуют различных подходов к ценовому регулированию естественных монополий.

Большинство применяемых методов такого регулирования основаны на неоклассической экономической теории. В то же время широко распространен подход, предложенный Р. Вильохом, социально оптимальным результатом деятельности естественных монополий является обеспечение наибольшего совокупного профицита (минимизация социальных потерь). Общий профицит достигает максимума, когда цены находятся на уровне предельных издержек MC, фирма продает объем продукции, который востребован по этим ценам, и минимизирует издержки.

Оценивая величину социальных потерь в той или иной ситуации, при введении государственного регулирования можно выбрать как первое, так и второе оптимальное решение. 

Методы регулирования, применяемые для небольших общественных потерь, в нынешних условиях неприменимы или ограничены. Газовая промышленность в этих регионах только зарождается. На начальных этапах его развития отсутствуют необходимые предпосылки для возникновения конкурентного газового рынка. Организация конкурсов на право реализации проекта газификации, реализация другой формы конкурса, также бесперспективна, так как проекты не очень привлекательны, и задача состоит в том, чтобы найти хотя бы одного инвестора, а не выбрать лучшего из нескольких. Методы, ведущие ко второму наилучшему решению, предполагают установление единой цены на газ для всех, что, как отмечалось ранее, не позволит окупить затраты на реализацию проектов.

Применение принципов Рамсея для монополии на один продукт возможно при формировании тарифной структуры. Но этот метод, как и предоставление государственных субсидий и применение ценовой дискриминации, относится к той отрасли методов, которая приводит к первому наилучшему решению.

Заключение

Нам часто приходится сталкиваться в жизни с разными ценами на один и тот же товар. Ценовая дискриминация является лишь одной из многих причин ценовых различий. В своей работе я рассмотрел, как это проявляется в тарифах на газ. В других отраслях ценовая дискриминация принимает иные формы и преследует иные цели, изучение которых не менее интересно и поучительно.

Ценовая дискриминация часто считается несправедливой. Многие люди раздражаются, узнав, например, что человек, сидящий перед ними в самолете, заплатил за билет меньше, чем они.
Законы, запрещающие определенные виды ценовой дискриминации, были приняты на различных законодательных уровнях, от Федерального до местного. Есть много примеров, которые показывают, что ценовая дискриминация имеет положительные аспекты, и она часто способствует достижению большей справедливости. По этим причинам экономисты более терпимы к ценовой дискриминации, чем остальная общественность, для которой эта дискриминация всегда будет объектом критики.