Ценности физической культуры и процессы, связанные с их приобретением

Содержание:

  1. Введение
  2. Физическая культура в структуре профессионального образования
  3. Физическая культура и спорт как средство сохранения и укрепления здоровья студентов, повышения их физической и спортивной работоспособности
  4. Профессиональная направленность физического воспитания
  5. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре
  6. Заключение
  7. Список литературы

Введение

Физическая культура - органическая часть человеческой культуры, отдельная самостоятельная ее часть. В то же время это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и метод физического совершенствования личности. Физическая культура затрагивает жизненно важные стороны личности, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении и некоторых формах самовыражения личности через общественно активную полезную деятельность.

В своей основе физическая культура имеет целенаправленную двигательную активность в форме физических упражнений, позволяющую эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, оборудование, специальная экипировка, спортивный инвентарь, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности и т.д. В развитых формах физическая культура производит эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и т.д.).

Результатом деятельности по физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие.

Таким образом, физическую культуру следует рассматривать как особый вид культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В общественной жизни, в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого общественного движения, как физкультурное движение, т.е. совместной деятельности людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.

Физическая культура в структуре профессионального образования

Физическая культура является основой социокультурного существования человека, фундаментальной модификацией его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она отражается в отношении человека к своему здоровью, физическим способностям и возможностям, образу жизни и профессиональной деятельности, предстает как единство знаний, убеждений, ценностных ориентаций и их практической реализации.

Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебной и профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, осознанное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития выбирает из множества ценностей, развивает те, которые для нее наиболее значимы

Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по освоению ценностей физической культуры, направленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

Мировоззрение человека в сфере физической культуры определяется знаниями. Их можно разделить на теоретические, методические и практические. Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности функционирования организма человека при двигательной активности и выполнении двигательных действий, физическое самовоспитание и самосовершенствование. Эти знания необходимы для объяснения и связаны с вопросом "почему?". Методологические знания дают возможность получить ответ на вопрос: "как использовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической культуры?". Практические знания характеризуют ответ на вопрос: "как эффективно выполнить то или иное физическое упражнение, двигательное действие?"

Знания необходимы для самопознания человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Прежде всего, это относится к самосознанию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих интересов, стремлений, переживаний. Переживание различных эмоций, сопровождающих самопознание, формирует отношение к себе и образует самооценку личности. Оно имеет две стороны - содержательную (знание) и эмоциональную (отношение). Знание о себе соотносится со знанием о других и с идеалом. В результате формируется суждение о том, что у индивида лучше, а что хуже, чем у других, и как жить в соответствии с идеалом. Таким образом, самооценка - это результат сравнительного знания о себе, а не просто констатация своих нынешних возможностей. В связи с самооценкой возникают такие качества личности, как самоуважение, тщеславие, честолюбие. Самооценка выполняет ряд функций: сравнительную (чего я стою); прогностическую (что я могу сделать); регулятивную (что я должен сделать, чтобы не потерять самоуважение, иметь душевный комфорт). Студент ставит перед собой цели определенной сложности, то есть имеет определенный уровень притязаний, который должен быть адекватен его реальным возможностям. Если уровень притязаний занижен, то это может препятствовать инициативе и активности человека в физическом совершенствовании; завышенный уровень может привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы.

Убеждения определяют направленность оценок и взглядов личности в сфере физической культуры, мотивируют ее деятельность, становятся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его действиям особую значимость и направленность.

Потребности в физической культуре являются основным стимулом, направляющей и регулирующей силой поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движении и физической активности; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций собственного "Я"; в познании; в эстетическом удовольствии; в повышении качества физкультурно-спортивной деятельности, в комфорте и т.д.

Потребности тесно связаны с эмоциями - переживаниями, чувствами приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия.

Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение - отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет ему удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции.

Физическая культура и спорт как средство сохранения и укрепления здоровья студентов, повышения их физической и спортивной работоспособности

Осваивая и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и физическую подготовленность, становится физически здоровым. Физическое совершенство отражает такую степень физических возможностей личности, ее пластической свободы, которые позволяют ей полнее реализовать свои сущностные силы, успешно участвовать в необходимых для общества и желательных для него видах социально-трудовой деятельности, повышать свои адаптационные возможности и расти на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно "открыто" для новых качественных изменений и создает условия для перехода человека в иное, более совершенное качество.

Физическое совершенство можно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление человека к целостному развитию средствами избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. При этом обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующих его морфофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытие и развитие его индивидуальности. Поэтому физическое совершенство - не просто желательное качество будущего специалиста, а необходимый элемент его личностной структуры

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включены студенты, - один их эффективных механизмов слияния общественных и личных интересов, формирования общественно необходимых потребностей личности. Ее специфическим стержнем являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит преобразование социального опыта в свойства личности и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности человека.

Физическая культура личности проявляется в трех основных направлениях. Во-первых, она определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности "на себя", обусловленную ее социальным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому "самостроительству", самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура является основой для самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявления творчества в использовании средств физической культуры, направленного на предмет и процесс его профессиональной деятельности. В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, социальной и профессиональной деятельности, т.е. "на других". Чем богаче и шире круг отношений индивида в этой деятельности, тем богаче становится пространство его субъективных проявлений.

Профессиональная направленность физического воспитания

Профессиональная направленность физической культуры человека является той основой, которая объединяет все остальные ее компоненты. Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, являются объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельности. К ним относятся:

  • степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения;
  • интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (затраты времени, регулярность);
  • характер сложности и творческий уровень этой деятельности;
  • выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, самоконтроль, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);
  • степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятельности;
  • проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в физическом воспитании:
  • уровень физического совершенства и отношение к нему;
  • владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для физического совершенствования;
  • систематичность, глубина и гибкость усвоения научных и практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;
  • широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового образа жизни, в учебной и профессиональной деятельности..

Таким образом, о сформированности физической культуры личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме проявляется отношение личности к физической культуре, ее ценностные ориентации. Сложная система потребностей личности, ее способностей выступает здесь как мера освоения физической культуры общества и мера творческого самовыражения в ней.

В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней проявления физической культуры личности.

Предноминальный уровень формируется стихийно. Его причины лежат в сфере сознания по отношению к студентам и связаны с неудовлетворенностью предлагаемой преподавателями программой, содержанием занятий и внеклассной работы, ее смысловым и общекультурным потенциалом; сложными межличностными отношениями с преподавателем. У студентов отсутствует потребность в познавательной деятельности, а знания проявляются на уровне знакомства с учебным материалом. Отрицается связь физической культуры с формированием личности будущего специалиста и процессом его профессиональной подготовки. В мотивационной сфере преобладает негативное или безразличное отношение. Такие студенты пассивны на занятиях, отвергают внеаудиторную работу. Уровень их физических способностей может быть различным.

Номинальный уровень характеризуется безразличным отношением студентов к физической активности и стихийным использованием отдельных ее средств и методов под влиянием однокурсников, свободного времени, эмоционального впечатления от спортивного зрелища, телевизионной или киноинформации. Знания ограничены и бессистемны: смысл занятий видят только в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические навыки ограничены простейшими элементами - утренняя зарядка (эпизодически), некоторые виды закаливания, активный отдых; направленность личностная. Иногда учащиеся этого уровня по просьбе учителя могут принимать участие в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности репродуктивного характера. Уровень здоровья и физической подготовленности таких студентов имеет широкий диапазон. В послевузовский период они не проявляют инициативы в заботе о своем здоровье, физическом состоянии

В основе потенциального уровня лежит положительно осознанное отношение студентов к физической культуре с целью самосовершенствования и профессиональной деятельности. У них имеются необходимые знания, убеждения, практические умения и навыки для грамотного выполнения разнообразных физкультурно-спортивных упражнений под контролем и при консультативной помощи преподавателей и опытных товарищей. Познавательная активность проявляется как в сфере спортивных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы.

Ориентация "на себя". Придают большое значение эмоциональному общению и самовыражению в процессе деятельности. Использовать частичное физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют активность в общественных физкультурных мероприятиях только при побуждении извне (преподаватели, общественность, деканат). После окончания школы проявляют физкультурно-спортивную активность только при попадании в благоприятную среду.

Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в ценности и необходимости использования физической культуры для развития и реализации личностных возможностей. Эти студенты имеют глубокие знания по физической культуре, владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования физической культуры для реабилитации при больших нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний: творчески реализуют физическую культуру в профессиональной деятельности, в семейной жизни. После окончания вуза они проявляют инициативу самостоятельной деятельности во многих сферах жизнедеятельности.

Границы выделенных уровней подвижны. Они свидетельствуют о наличии противоречий, главным из которых является несоответствие современных требований к профессионально-личностному развитию будущего специалиста и его реального уровня. А это является движущей силой развития его физической культуры.

Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре

Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности как средство удовлетворения потребностей. Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. Они отражают представления учащихся о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и социального развития личности.

В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут быть представлены как:

  • материальные (условия занятий, качество спортивного инвентаря, блага от общества);
  • физические (здоровье, телосложение, двигательные способности и навыки, физические качества, физическая подготовленность);
  • социально-психологические (отдых, развлечения, удовольствия, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализации, рекорды, победы, традиции);
  • ментальные (эмоциональные переживания. Черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);
  • культурные (познание, самоутверждение, самооценка, чувство собственного достоинства, эстетические и моральные качества, общение, авторитет).

Заключение

Ценностные ориентации студентов рассматриваются как способы, с помощью которых они дифференцируют объекты физической культуры по их значимости. В структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации тесно связаны с ее эмоциональной, познавательной и волевой сторонами, которые образуют смысложизненную направленность личности. Характер направленности в самой деятельности часто зависит от личностного смысла системы тех или иных ценностей, определяющих эффективность отношений личности к объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную), другие - познавательную, третьи - поведенческую активность

Список литературы

  1. Басов А.В. и др. Образ жизни и наше здоровье. - Ярославль, 1959. - 150 с.
  2. бальцевич В. К. Запорожанов В. А. Физическая активность человека. - Киев, 1987. - 210 с.
  3. Вейнбаум Ю. С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебник для студентов высших учебных заведений - 3-е изд. - 240 с.
  4. Голящапов В. Р. История физической культуры и спорта: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М., 2001. - 312 с.
  5. Загрядский В. П. Сулимо-Самойло З. К. Физические нагрузки современного человека. - Л., 1982 г. С. 190 с.
  6. Физическое воспитание студентов: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М., 2003. - 448 с.
  7. "Спорт. Информация" М. Мишин, 1999.