Цели и концепция управленческого учета

Предмет: Бухгалтерский учёт
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по бухгалтерскому учёту:

 

Много готовых курсовых работ по бухгалтерскому учёту

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Состав Бухгалтерской финансовой отчетности
Учет финансовых вложений
Методы и системы управленческого учета
Бюджетирование и контроль


Введение:

В нашей стране требования к бухгалтерскому учету традиционно предъявлялись такими требованиями, как объективность, надежность, своевременность и точность.

Однако на современном этапе совершенствования управления, формирования рыночной экономики, предъявлять только эти требования недостаточно.

В современных условиях предоставляемая информация должна быть качественной и эффективной, удовлетворять потребности как внешних, так и внутренних пользователей информации.

Это означает, что учетная информация должна содержать минимальное количество показателей, но удовлетворять максимальное количество своих пользователей на разных уровнях иерархии управления. Предоставленная информация должна быть необходимой, существенной и уместной, исключая ненужные показатели.

Кроме того, необходимо, чтобы при его получении использовался принцип наименьшего труда и времени.

Управленческий учет призван предоставлять оперативную информацию менеджерам на разных уровнях.

Основным объектом управленческого учета является стоимость продукции, работ и услуг.

Уровень затрат является критерием использования эффективных или неэффективных форм и методов управления и обусловлен сложившимися производственными отношениями.

Эффективное управление затратами является эффективным инструментом для повышения прозрачности и эффективности деятельности компании и ее структурных подразделений.

Это включает, в первую очередь, правильное формирование себестоимости продукции, в том числе распределение и распределение прямых и косвенных затрат на конкретный тип продукции. Все вышеперечисленное подтверждает актуальность выбранной темы данной курсовой работы. Целью данного исследования является определение понятия бухгалтерского учета управленческого учета, а также определение понятий прямых и косвенных затрат и порядка их отнесения на себестоимость продукции.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • выявить концепцию управленческого учета;
  • изучить понятия и состав прямых и косвенных затрат;
  • рассмотреть особенности распределения косвенных затрат.

Методологической и теоретической основой курсовой работы является литература по бухгалтерскому учету, управленческому учету, литература в области определения и расчета себестоимости продукции, работ, услуг.

Цели и концепции управленческого учета

Основные понятия бухгалтерского учета управленческого учета

Учетная информация не должна формироваться ради самого учета, но должна быть полезной для внутренних и внешних пользователей, служить необходимой основой для осуществления процессов прогнозирования, планирования, нормирования, анализа и контроля, т. е. быть важным средством принятие эффективных управленческих решений. Очевидно, что для удовлетворения всех вышеперечисленных требований необходимо использовать различные методы сбора, обработки и отражения информации. В экономически развитых странах эта проблема решается путем разделения всей системы бухгалтерского учета на две подсистемы: финансовую и управленческую.

Управленческий учет призван решать внутренние проблемы управления предприятием и является его «ноу-хау». В отличие от финансового, управленческий учет является субъективным и конфиденциальным, но именно он несет основное бремя обеспечения качественного принятия управленческих решений и осуществляется профессионалами высокого уровня.

Управленческий учет на большинстве предприятий не ведется или очень плохо развит. Многие его элементы включены в традиционный бухгалтерский и оперативный учет, экономический анализ.

В то же время отечественная бухгалтерская практика пока не использует маркетинговые возможности и не определяет отклонения фактических затрат от прогноза, а также не использует такую ​​категорию, как будущий рубль и т. д.

По мнению экспертов, в экономически развитых странах фирмы и компании тратят 90% своего времени и ресурсов в области бухгалтерского учета на создание и ведение управленческого учета, в то время как традиционная финансовая отчетность занимает только остальное.

На отечественных предприятиях это соотношение, к сожалению, выглядит с точностью до наоборот.

Этой ситуации во многом способствует отсутствие официального определения и признания понятий финансового и управленческого учета в законодательных и нормативных актах, регулирующих бухгалтерский учет в Российской Федерации.

Так, Закон «О бухгалтерском учете» определяет только бухгалтерский учет, согласно которому «бухгалтерский учет является упорядоченной системой сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении посредством непрерывного, непрерывного и документального учета всех деловые операции »(пункт 1 статьи 1).

Тем не менее, нет никакого упоминания о финансовой и управленческой отчетности. К сожалению, этого нет в Положении о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н).

Между тем необходимость появления и функционирования обоих видов бухгалтерского учета в нашей стране - это не дань моде, а повеление времени. Это может быть подтверждено недавним появлением многих учебников, учебных пособий, монографий и статей по проблемам организации как финансового, так и управленческого учета.

Примечательно, что курсы «Финансовый учет» и «Управленческий учет» теперь официально рекомендованы новыми образовательными стандартами для студентов экономических вузов и факультетов. Кроме того, изучение этих курсов требуется при подготовке профессиональных бухгалтеров.

В экономической литературе некоторые авторы поддерживают разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий, другие выступают против такого разделения, третий налоговый учет рассматривается как неотъемлемая часть финансового учета, четвертый определяет производственный и управленческий учет и т. д.

Однако включение налогового учета в систему бухгалтерского учета нельзя считать правильным. Это самостоятельный вид учета с его целью, задачами и функциями. Кроме того, разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий противоречит логике управления, поскольку оказывается, что финансовый учет, в отличие от управленческого, не выполняет функции финансового управления.

Но вся система учета в принципе является одной из функций системы управления организацией.

В свете вышесказанного можно сказать, что бухгалтерский учет, наряду с оперативным, статистическим и налоговым, входит в общую систему бухгалтерского учета предприятия и подразделяется на две части: финансовую и производственную, объектом которой являются затраты и доходы. организации. Аналитическая информация производственного учета используется исключительно для внутреннего управления.

В финансовом учете обычно собирается информация, которая не является коммерческой тайной предприятия, и поэтому она также представляется внешним пользователям.

Производственный учет сегодня предназначен для мониторинга производственных затрат и выручки предприятия и выявления возможных резервов повышения доходности производственно-коммерческой и финансовой деятельности. В нем должны четко и подробно отражаться все процессы, связанные с производством и реализацией продукции на предприятии.

Основными разделами современного производственного учета могут быть:

  • учет затрат и доходов по видам;
  • учет затрат и доходов по центрам ответственности;
  • учет затрат и доходов на их носителях.

Учет затрат и выручки по видам должен показывать, какие группы затрат возникли на предприятии при производстве продукции (работ, услуг) в отчетном периоде и как они были возмещены в процессе продажи продукции (работ, услуг). Учет затрат и доходов по центрам ответственности должен способствовать их точному распределению между отдельными подразделениями предприятия (центрами ответственности) для определения результатов в контексте каждого центра ответственности.

Наконец, учет затрат и доходов их перевозчиками должен определять рентабельность каждого вида производимой продукции (работ, услуг).

Таким образом, только в рамках производственного учета можно рассчитать себестоимость и рентабельность единицы продукции и выявить скрытые резервы повышения эффективности производственно-коммерческой деятельности предприятия.

Современный производственный учет, помимо учета затрат на производство и определения его себестоимости, должен также включать учет готовой продукции (работ, услуг) и определение результатов от их реализации.

В этих условиях он в равной степени будет применяться к управлению и бухгалтерскому учету.

Управленческий учет по своему составу, безусловно, шире, чем производственный, потому что через функции управления он превращает производственный учет, по сути, в систему управления затратами и доходами предприятия. Далее мы определим сущность управленческого учета.

Чтобы понять суть того или иного явления, его необходимо учитывать в истории становления и развития, а также при выявлении причинно-следственных связей.

История развития калькуляции и учета продукции

Формирование и формирование управленческого учета не может быть правильно понято в отрыве от истории развития бухгалтерского и производственного учета. Расчет бухгалтерского учета возник с появлением бухгалтерского учета и стал результатом операций обмена. Производитель должен всегда знать, сколько стоит производство и маркетинг (обмен) продукции. В связи с этим Т.Н. Малкова говорит, что «... счет начинается с качественной разницы между объектами ... Развитию счета способствовали образование излишков продуктов и начало обмена. У каждого племени был свой собственный обменный эквивалент: драгоценности, ракушки, соль и другие предметы, предоставленные самой природой и являющиеся работой рук человека. Со временем, в процессе подсчета, в качестве подручных средств стали включаться камешки, палки и тому подобное. »

Дело в том, что «расчет» в буквальном переводе с латинского означает «считать по гальке» (calcul - pebble). Совершенно другое дело, что появление двойного входа, становление и развитие капитализма ставят бухгалтерский учет на более высокий уровень его развития. Разделение бухгалтерского учета как части общего бухгалтерского учета предприятия связано, прежде всего, с необходимостью предоставления бухгалтерских отчетов его внешним пользователям и появлением законодательства о ведении коммерческой тайны. В начале своего развития учет затрат был примитивным, простым. Все необходимые процедуры для расчета себестоимости продукции могут осуществляться в уме, не всегда отражая их в счетах.

Промышленная революция, которая произошла в конце 18-го века, переход от индивидуальной и мануфактурной к фабричной организации производства, появление многочисленных промышленных предприятий, компаний и акционерных обществ, а также свободное предпринимательство способствовали появлению конкуренция, рынки капитала, товары и рабочая сила, а также свободные цены.

В этих условиях важность расчета, прежде всего, как инструмента оценки рентабельности товара, уровня доходности рыночных цен. На первый план вышла не столько процедура правильной регистрации и отражения информации о понесенных затратах и ​​доходах, полученных по всему предприятию, сколько аналитичность таких записей в категории видов произведенных и проданных товаров. В свою очередь, конкуренция и, как следствие, необходимость и возможность снижения цен увеличили стоимость, чтобы точно знать пределы снижения цен.

Расчет бухгалтерского учета получил новое развитие на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Концентрация производства на основе научно-технического прогресса сопровождалась дальнейшим разделением и специализацией труда. Управление производством стало намного сложнее, возникли проблемы с продажей продукции, дефицитом оборотных средств и заемного капитала. В свою очередь, налоговые органы, акционеры, кредиторы, профсоюзы и другие заинтересованные стороны стали требовать, чтобы предприниматели предоставляли все больше информации о своей финансовой и производственно-коммерческой деятельности. Усредненные данные о стоимости конечного продукта, изготовление которого в крупносерийном серийном производстве осуществляется в десятках цехов, на сотнях площадок, не отражали всей картины формирования стоимости, как это было Не дают возможности найти скрытые причины и виновников его подорожания. Как писал К. Харрисон, в начале столетия возник кризис традиционного учета затрат: «Учет затрат находится в состоянии болезненного кризиса. Мы видим представителей инженерно-технической мысли, выступающих против системы (учет затрат - авторский комментарий) с обвинениями в том, что ее методы не соответствуют требованиям и требованиям промышленного производства».

В этих условиях получение прибыли все больше зависело от эффективности управленческой работы, четкой организации производства и реализации политики режима ресурсосбережения, что, в свою очередь, требовало перестройки всей системы учета на предприятие. Необходимость соответствия бухгалтерского учета новым экономическим условиям, предоставление информации все более широкому кругу внешних пользователей, а также сохранение коммерческой тайны обусловили необходимость разделения ранее объединенного бухгалтерии предприятия на два независимых запчасти - финансовые и калькуляционные.

Разделение бухгалтерского учета на независимые части привело к централизации финансового учета и децентрализации калькуляции.

У учета затрат стали возникать свои собственные задачи, которые сводились к содействию эффективному управлению производством, т. е. обеспечению процесса управления оперативной и аналитической информацией, сохранению всех структурных подразделений производства, их затрат и доходов в области контроля.

Срочная потребность в контроле над операционными затратами и контроле за расходами привела к созданию и распространению, по словам К. Харрисона, системы учета затрат на производство и продажу в оперативном режиме - системы учета стандартных затрат. Стоит отметить, что метод нормативного определения затрат, являющийся одним из принципов управления производством, был предложен Ф. Тейлором и другими инженерами того времени. Сторонники управления производством применяли стандарты, чтобы определить «единственный лучший способ» использовать трудовые и материальные ресурсы.

В правилах содержалась информация о процессе планирования хода работ с тем, чтобы потребление материалов и труда было сведено к минимуму. Однако сторонники управления производством не рассматривали стандарты как инструмент контроля финансовых затрат. Впервые К. Харрисон в 1911 году разработал и внедрил полную действующую систему нормативного определения затрат. Он также в 1918 году впервые опубликовал серию уравнений для анализа переменных затрат. В современной литературе о системе регулирующего учета многое почерпнуто из его работы. Разработка стандартов затрат, стандартных оценок, стандартных калькуляций стоимости продукции позволила быстро отслеживать в процессе производства соответствие фактических затрат стандартным, быстро выявлять и устранять возникшие отклонения, то есть новый метод регулирования формирования затрат. процесс появился - управление отклонениями.

Создание и применение системы учета стандартных затрат привело к тому, что учет затрат перестал быть просто регистратором произошедших экономических событий и фактов и, основываясь на управлении отклонениями, обратил свой взор на будущее. Следует отметить, что эта система учета до сих пор широко используется ведущими промышленными фирмами в США и Западной Европе. По словам С. Друри, обзор большого количества фирм в Великобритании, проведенный Paxty and Lyall в 1989 году, показал, что 76% компаний-респондентов используют стандартную систему учета затрат.

Еще одной областью обогащения бухгалтерского учета, которая является следующим шагом в развитии управленческого учета, является разработка системы учета прямых затрат. Этот термин впервые появился в США в 1936 году. Основные идеи системы были изложены в статье американского исследователя И.Н. Harrison, опубликовано в январе 1936 г. в бюллетене Национальной ассоциации промышленного учета. Основой этой системы стал принцип разделения затрат на постоянные и переменные.

В рамках системы прямых затрат производственные затраты планируются и учитываются только с точки зрения переменных затрат. По своей природе они являются промышленными, и они в основном включены в стоимость продукта напрямую.

Постоянные затраты не включаются в себестоимость продукции, а списываются на результаты деятельности того периода, когда они возникли. Их иногда называют периодическими затратами.

Разница между суммой продаж и переменными затратами представляет собой предельный доход предприятия. Это помогает определить безубыточную цену реализации продукта, а также проанализировать взаимосвязь и соотношение затрат, продаж и прибыли. Система бухгалтерского учета «Прямые затраты» стала критически важной, особенно в области ценообразования и стратегической политики предприятия.

Важным моментом в развитии учета затрат можно считать организацию учета затрат в разрезе центров ответственности.

Центры ответственности были задуманы как новое дополнение к стандартной системе учета затрат. Такая организация бухгалтерского учета стала давать возможность использовать полученные отрицательные и положительные отклонения фактических затрат от стандартных при оценке работы различных руководителей. Это привело к формированию Дж. Хиггинсом концепции центров ответственности, которая заключается в определении степени ответственности отдельных лиц за результаты своей работы. Таким образом, внедрение новых методов учета на производственных предприятиях («стандартные затраты», «прямые затраты» и учет затрат «центрами ответственности») обогатило и разработало систему учета затрат, превратив ее в систему учета производства, которая впоследствии имела существенное влияние на развитие производственного учета в управлении и, следовательно, производственного учета в управлении. С конца 40-х годов XX века в США и некоторых странах Западной Европы термин «производственный учет» постепенно заменяется «управленческим учетом».

В этот период бухгалтерский учет начал активно участвовать в формировании и исполнении политики управления, а бухгалтер стал уделять внимание прогнозированию, планированию, принятию решений и мониторингу предоставления информации службам управления предприятием, то есть у него были дополнительные функции в области управления и подготовки деловых решений.

Официальное признание управленческого учета в качестве самостоятельного вида бухгалтерского учета произошло в 1972 году. В это время Американская ассоциация бухгалтеров разработала программу получения диплома по управленческому учету с дипломом бухгалтера-аналитика. Соответственно, управленческий учет как самостоятельная учебная дисциплина был включен в учебную программу высших учебных заведений. Следует отметить, что появление управленческого учета было не просто изменением условий, а новым явлением, которое было разработано в рамках калькуляции затрат и производственного учета и потребовало значительной организационной и методологической перестройки всей системы бухгалтерского учета.

В последнее время в странах с развитой рыночной экономикой роль стратегического управления резко возросла, что отражается на содержании управленческого учета. В свою очередь, это также повлияло на определение сущности управленческого учета отечественными экономистами. По мнению В.Ф. Палия и Рей Вандер Виля: «Суть управленческого учета заключается в предоставлении информации, которая необходима или может быть полезна менеджерам в процессе управления предпринимательской деятельностью». Они также отмечают, что «управленческий учет должен быть ориентирован на будущее и то, что можно сделать, чтобы повлиять на ход бизнеса. Прошлое не может быть изменено, но его можно исследовать с целью руководства будущим".

АД. Шеремет отмечает, что изучение особенностей управленческого учета позволяет сделать вывод, что оно служит для:

  • предоставление необходимой информации администрации для управления производством и принятия решений в будущем;
  • расчет фактической себестоимости продукции (работ и услуг) и отклонений от установленных норм, стандартов, смет;
  • определение финансовых результатов по реализуемым продуктам или их группам, новых технологических решений, центров ответственности и других позиций.

Понятие управленческого учета

На основании всей изложенной и изученной литературы мы можем представить следующую концепцию управленческого учета.

Под управленческим учетом мы подразумеваем интегрированную систему внутреннего учета затрат и доходов.

В современных условиях управленческий учет через свои функции выступает в качестве основного информационного фундамента для управления внутренней деятельностью предприятия, его стратегией и тактикой.

Его основная цель - подготовить информацию для принятия оперативных и прогнозных управленческих решений.

Поскольку ключевым моментом интеграции является сравнение затрат и доходов, наиболее важными для управленческого учета являются операции по управлению затратами, управлению доходами и управлению результатами за счет воздействия как затрат, так и доходов.

Предметом управленческого учета является производственно-коммерческая деятельность организации в целом и отдельных ее структурных подразделений в течение всего цикла управления.

Содержание предмета раскрывается его объектами.

Объектами управленческого учета являются:

  • расходы (текущие и капитальные) и доходы организации и ее отдельных структурных подразделений - центров ответственности;
  • внутренние цены, предполагающие использование трансфертных цен;
  • система бюджетирования и внутренней отчетности.

Объекты управленческого учета отражаются через совокупность приемов и методов, составляющих основу метода управленческого учета.

Управленческий учет использует все элементы метода финансового учета, такие как документация и инвентаризация, оценка и расчет, учет и двойная запись, обобщение баланса и отчетность. Кроме того, в управленческом учете широко используются методы экономического анализа, экономические, математические и статистические методы и т. д.

Система управленческого учета состоит из множества процедур, которые могут варьироваться в зависимости от целей управления. Однако они должны соответствовать определенным принципам.

Принципы, применяемые в управленческом учете, включают в себя:

  • преемственность организации;
  • использование единых единиц для планирования и учета;
  • оценка результатов деятельности организации;
  • непрерывность и повторное использование первичной и промежуточной информации для целей управления;
  • формирование показателей внутренней отчетности как основы коммуникации между уровнями власти;
  • применение бюджетного (сметного) метода управления;
  • полнота и аналитичность, предоставление исчерпывающей информации об объектах бухгалтерского учета;
  • частота, отражающая производственный и коммерческий циклы организации, установленная учетной политикой.

Совокупность этих принципов должна обеспечивать эффективность системы управленческого учета, но ни в коем случае не должна унифицировать процесс учета.

Основная цель управленческого учета заключается в предоставлении руководителям и специалистам организации и структурных подразделений плановой, фактической и прогнозной информации о деятельности организации и внешней среде для принятия обоснованных управленческих решений.

В свете вышесказанного управленческий учет можно определить как интегрированную систему внутреннего учета, предоставляющую информацию о затратах и ​​результатах деятельности как всего предприятия, так и его отдельных структурных подразделений, предназначенную для того, чтобы делать тактические (оперативные) и стратегические ( прогноз) управленческие решения.

Разделение затрат на прямые и косвенные. Порядок распределения косвенных затрат

Основная концепция затрат. Разделение затрат на прямые и косвенные

В экономической литературе существует несколько концепций затрат. Обычно под затратами понимаются потребляемые ресурсы или деньги, которые необходимо оплачивать за товары и услуги.

Затраты в управленческом учете выражаются в денежном выражении в общих затратах на прожиточный и материализованный труд в процессе предпринимательской деятельности за определенный период времени. Калькуляция может осуществляться в рамках системы бухгалтерского учета, которая рассматривается как упорядоченный регулярный процесс или процесс, который происходит при необходимости (например, сбор и оценка затрат, связанных с заменой оборудования).

Перечень статей и видов затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), определен в ст. 253 гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации и Положения по бухгалтерскому учету «Организационные расходы» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н.

Эти нормативные акты вместе с отраслевыми руководящими принципами планирования и учета затрат являются общими методологическими нормативными документами, регламентирующими порядок и условия формирования затрат на предприятиях во всех секторах экономики. По способу включения затрат в себестоимость продукции прямые и косвенные затраты делятся.

Прямые затраты - это затраты, которые можно напрямую отнести к конкретному продукту, партии или заказу без специальных расчетов.

Затраты, которые нельзя напрямую, напрямую и экономически отнести к определенному виду продукта, называются косвенными затратами.

Известно, что прямые затраты (основные материалы, заработная плата производственных рабочих, ЕСН), основанные на первичных документах с простым и относительно точным расчетом, могут быть отнесены к затратам на определенный вид продукции (работы, услуги).

Для учета прямых затрат предназначен счет 20 «Основное производство». Так, стоимость использованных основных материалов учитывается в дебете счета 20 «Основное производство» и кредите счета 10 «Материалы», а затраты на оплату труда производственных рабочих и ЕСН из него отражаются в дебете счета. 20 «Основное производство» и Кредит счетов 70 и 69 соответственно. Таким образом, при отнесении прямых затрат к себестоимости продукции особых вопросов не возникает - они полностью включаются в стоимость конкретного вида продукции без предварительного расчета.

Порядок распределения косвенных затрат

При расчете фактической себестоимости продукции особое место продолжает занимать вопрос распределения косвенных затрат на себестоимость. Известно, что любое косвенное распределение затрат приводит к неточностям в определении затрат, поэтому при организации бухгалтерского учета необходимо организовать их распределение и аналитику таким образом, чтобы свести к минимуму долю этих затрат.

Кроме того, при грамотном подходе к решению этой проблемы организация может получить значительные выгоды как с точки зрения налогообложения, так и оперативного учета.

И наоборот, пренебрежение внедрением эффективных систем распределения косвенных затрат часто приводит к значительным дисбалансам в производственной программе, структуре продаж и ценовой политике организации, что, в свою очередь, влечет за собой ухудшение финансовых результатов ее деятельности.

Косвенные затраты (содержание аппаратуры управления и обслуживающего персонала, освещение, отопление, эксплуатация машин и оборудования, аренда помещений, водоснабжение, техническое обслуживание и т. д.) Не могут быть напрямую отнесены к единому результирующему объекту затрат. Они включаются в себестоимость отдельных видов продукции (работ, услуг) после определения общей суммы на конец отчетного периода (например, месяца) путем распределения пропорционально условиям, предусмотренным учетной политикой организации , Для учета косвенных затрат используется система счетов: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общие производственные затраты», 26 «Общие производственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживание производства». и фермы », 44« Расходы на продажу », 45« Отгруженные товары », 90« Продажи », 91« Прочие доходы и расходы », 96« Резервы на будущие расходы », 97« Будущие расходы », 99« Прибыли и убытки».

Таким образом, косвенные затраты, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, отражаются в дебете счета 20 «Основное производство» (по кредиту счетов 25 и 26).

Косвенные затраты, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательного производства, а также убытки от брака отражаются в дебете счета 23 «Вспомогательное производство» (из займа счетов 25 и 26). Затраты на обслуживание производства могут быть учтены (при необходимости) непосредственно на счете 23 «Вспомогательное производство» (без предварительного накопления на счете 25). Убытки от брака списываются на дебет счета 23 «Вспомогательные процедуры» по кредиту счета 28 «Брак в производстве». Промежуточный операционный счет 25 «Общие производственные расходы» отражает учет общих производственных затрат, которые включают расходы, связанные с содержанием основных и вспомогательных производственных объектов организации. Общие производственные затраты, в свою очередь, делятся на расходы на техническое обслуживание и эксплуатацию машин и оборудования (RSEO) и затраты на ремонт (CR). В состав РГЭО входят: амортизация оборудования и транспортных средств, ремонт оборудования и транспортных средств, эксплуатация оборудования, внутризаводское перемещение товаров, амортизация малоценных инструментов, др. РГЭО. ЧР включает в себя: обслуживание аппарата управления, заработной платы другого персонала, амортизацию зданий, сооружений, оборудования, ремонт зданий, сооружений, оборудования, техническое обслуживание зданий, сооружений, оборудования, амортизацию малоценных предметов, тесты, эксперименты, исследования, изобретения и инновации, охрана труда, другие общие расходы магазина. Учет этих затрат рекомендуется в порядке, установленном отраслевыми руководствами по планированию и учету себестоимости продукции (работ, услуг). Промышленные предприятия со структурой управления цехом учитывают RSEO и ЧР в разрезе каждого цеха основного и вспомогательного производства по статьям затрат.

Промышленные предприятия могут учитывать ЧР вспомогательного производства непосредственно на счете 23 «Вспомогательное производство». В то же время, предприятия со структурой управления без магазинов учитывают ЧР на счете 26 «Общие деловые расходы» как часть общеорганизационных (управленческих) расходов. РГЭО распространяется в порядке, установленном учетной политикой организации. Как правило, эти расходы связаны со стоимостью продукции (работ, услуг), производимой данным цехом (единицей). Распределение этих затрат по типу продукции сначала основывается на плановой величине этих затрат за час работы оборудования, занятого производством продукции, и количестве часов его эксплуатации для производства единицы товара в соответствии с с установленной технологией производства.

Фактические затраты на техническое обслуживание и эксплуатацию оборудования, учитываемые во всем цехе, чаще всего распределяются между готовой продукцией и незавершенным производством пропорционально их стоимости, рассчитанной:

  1. пропорционально базовой зарплате;
  2. на основе расчетных ставок;
  3. на основе элементарных расчетных ставок.

Методология распределения РГЭО пропорционально базовой заработной плате производственных рабочих заключается в следующем:

  • посредством первичных учетных документов обеспечивается распределение заработной платы производственных рабочих (без дополнительных выплат для прогрессивно-премиальных систем);
  • определяет пропорцию (процент) фактических производственных затрат по отношению к полученной сумме заработной платы работников;
  • умножение процента (вида расчетной ставки) на сумму заработной платы, начисляемую за изготовление (выполнение) конкретных видов продукции (работ, услуг), на сумму производственных затрат, связанных со стоимостью продукции (работ, услуг) определен;
  • путем деления найденной суммы расходов на количество производимой продукции (работ, услуг) определяется сумма затрат на единицу продукции (работ, услуг).

Относительная простота этого метода способствовала его широкому распространению на отечественных промышленных предприятиях, несмотря на существенные аргументы не в его пользу. Одним из основных недостатков этого метода является то, что на предприятиях с различными уровнями автоматизации производственных процессов большая доля производственных затрат связана с работами, выполняемыми с более низким уровнем автоматизации.

Методология распределения RSEO пропорционально расчетным ставкам следующая:

  • все производственное оборудование (цех или другое структурное подразделение предприятия) распределено по технологически однородным группам с равными затратами на техническое обслуживание;
  • на основе расчетов по статьям определяется стандартная сумма расходов, связанных с техническим обслуживанием и эксплуатацией оборудования на единицу оборудования в час работы для каждой группы. Распределены неавтоматизированные операции, и они также определяют затраты за час работы;
  • стандартная сумма затрат на час работы оборудования для одной из групп принимается за единицу, и по отношению к этой группе рассчитываются коэффициенты снижения для других групп оборудования;
  • на основе технологической документации рассчитывается количество часов работы каждой группы оборудования для производства каждого продукта (объем работ), и с использованием коэффициентов машинные часы переводятся в сокращенные машинные часы;
  • путем умножения количества машинных часов для каждого продукта (каждого вида работы) на стандартные затраты на час работы оборудования для группы, принятой на единицу, определяется расчетная норма стоимости для продукта.

Пример расчета распределения затрат на содержание и эксплуатацию машин и оборудования в мастерской приведен в таблице ниже.

Примечание: общая сумма РГЭО за месяц фактически составляет 37650 рублей, по стандарту (расчетные ставки) - 35891 рубль.

Такой способ распределения косвенных производственных затрат подтверждается тем фактом, что на предприятиях с различными уровнями автоматизации производства доля этих затрат на автоматизированные и неавтоматизированные работы различна, поскольку с ростом автоматизации увеличивается трудоемкость производства. продукции (работ, услуг) уменьшается, а затраты на эксплуатацию средств автоматизации возрастают.

Однако на практике этот метод не получил распространения, поскольку такой метод расчета не только сложен, но и связан с рядом условностей: разделение оборудования на группы, определение затрат на час работы оборудования и рабочего времени для каждой группы один продукт, рассчитывающий долю расходов, относящихся к незавершенному строительству. Другие методы распределения условно-переменных косвенных затрат, используемые в практике производственных предприятий, включают распределение пропорционально количеству произведенной продукции (например, на металлургических и пищевых предприятиях), пропорционально затратам на производство для перераспределения (на химических предприятиях), на предварительном этапе. установленные показатели мастерских (и не одинаковые для предприятия в целом в тех случаях, когда на производство продукции в разных отраслях уходит разное время) пропорционально машинным часам или сменам машин, отработанным каждой группой машин (в строительных организациях), и т.д.

На предприятиях с небольшим объемом незавершенного производства затраты на техническое обслуживание и эксплуатацию оборудования распределяются в соответствии с нормами незавершенного производства, а остальное списывается на себестоимость реализованной продукции.

На предприятиях, производящих однородную продукцию, эти затраты распределяются по видам продукции пропорционально стоимости труда работников.

Затраты на мастерские распределяются, как правило, пропорционально затратам на оплату труда основных рабочих или затратам на оплату труда рабочих с учетом затрат на содержание машин и оборудования. Расходы по техническому обслуживанию и эксплуатации машин и оборудования (строительных машин и механизмов) и затраты на ремонтные работы со счета 25 «Общие производственные расходы» списываются на дебет счетов 20, 23, 28, 29, 91, 99. Общие расходы Учтено в операционном промежуточном счете 26 «Общие текущие расходы».

Общие коммерческие расходы - это расходы управляющей организации, которые являются неотъемлемой частью затрат на ее обычную деятельность по производству продукции (работ, услуг), но не связаны напрямую с производственным процессом.

В связи с этим данные расходы также можно назвать расходами на управление. Общие расходы, как правило, включают в себя:

  • административные затраты;
  • расходы на содержание основного делового персонала, не связанного с производственным процессом;
  • амортизация основных средств для административных целей и затрат на их ремонт;
  • расходы, связанные с оплатой аренды административных помещений;
  • расходы на оплату информации, аудит, консалтинг и т.д .;
  • другие аналогичные административные расходы.

Общие деловые расходы отражаются ежемесячно по дебету счета 26 из Ссуды счетов 02, 05, 10, 23, 25, 60, 68, 69, 70.

Для управления общие деловые расходы могут полностью учитываться в составе из:

  1. себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) как сумма затрат организации, возникших в этом отчетном периоде (неполная стоимость);
  2. производство или полная себестоимость продукции (работ, услуг).

В первом случае стоимость является объектом финансового учета, а правила ее расчета определяются ПБУ, во втором - руководством, а регулирующие органы могут давать владельцам и руководителям конкретной организации только рекомендации. Стоимость продукции (работ, услуг) в первом случае определяется только прямыми и другими переменными (условно переменными) затратами. К последним относятся производственные накладные расходы. В нашем понимании они состоят из RSEO, а также тех производственных издержек, которые трудно напрямую отнести к стоимости конкретных видов продукции (специальных, других видов производства и т. д.).

По этой стоимости (назовем ее сокращенной) оцениваются готовая продукция и незавершенное производство. Следовательно, нет необходимости делать дополнительные расчеты распределения общих расходов.

В конце месяца производственные затраты, учтенные на счете 26 «Общие расходы», переносятся с кредита этого счета на дебет счета 90 «Продажи». Поэтому, в конечном итоге, общие коммерческие расходы добавляются к себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) за отчетный период, рассчитанной, как указано выше, на основе снижения себестоимости продукции и, тем самым, определяют общую себестоимость продукции.

В организациях, занимающихся производством продукции (работ, услуг), расходы списываются следующим образом.

В полном объеме в качестве расходов по реализации продукции (работ, услуг) расходы списываются со счета 26 на дебет счета 90 «Продажи».

Издержки списываются на себестоимость продукции (работ, услуг) в следующем порядке:

  • промышленные организации - по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» (если вспомогательное производство производило продукцию, выполняло работы и оказывало услуги извне) и 29 «Обслуживало производство и экономику» (если обслуживало производство и экономика выполняла и оказывала услуги партии). Причем распределение этих затрат по видам производства и экономике осуществляется в порядке, установленном отраслевыми руководящими принципами, для учета себестоимости продукции, как правило, пропорционально затратам труда производственных рабочих. Для реализации установленной методологии распределения общих расходов необходимо:
  1. определить процент общих коммерческих расходов, зарегистрированных на счетах 20, 23, 29, к выбранной базе распределения (например, затраты на оплату труда работников);
  2. в соответствии с рассчитанным процентом, умноженным на сумму затрат на оплату труда работников, относящихся к каждому виду производства, для каждого вида определяется сумма общих коммерческих расходов.
  • строительные организации (накладные расходы) - к дебету счетов 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательное производство». Для реализации установленной методологии распределения накладных расходов необходимо:
  1. определить процент накладных расходов к прямым затратам на основное производство и вспомогательное производство;
  2. определить сумму накладных расходов, которая должна быть отнесена на каждый из этих счетов, в виде процента, умноженного на сумму прямых расходов, зарегистрированных на счетах 20 и 23;
  3. затем в соответствии с методологией, принятой организацией, которая является элементом учетной политики, распределяют общую сумму накладных расходов на счете 20 по объектам учета, а также на счете 23 - по видам продукции.

В организациях, деятельность которых не связана с производственным процессом - профессиональными участниками рынка ценных бумаг (инвестиционные фонды, комиссионные, агенты, брокеры, дилеры и т. д., за исключением организаций, занимающихся торговой деятельностью), общие коммерческие расходы относятся на расходы их обслуживание Дебет счета 90 «Продажи».

В организациях (заказчиках), специализирующихся на реализации инвестиционных проектов по договорам, заключенным с инвесторами, общие коммерческие расходы в качестве расходов на их обслуживание ежемесячно списываются на дебет счета 90 «Продажи».

Действующие нормативные документы (Положение о бухгалтерском учете «Организационные расходы» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 33н и ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации) оговорить, что в стоимость продукции (работ, услуг) включены расходы, связанные с продажей продукции: упаковка, хранение, транспортировка и т. д.

Для учета затрат на продажу используется активный счет 44 «Расходы на продажу», по дебету которого накапливается информация о расходах, связанных с продажей продукции (работ, услуг). Кредит этого счета отражает списание расходов в соответствии с дебетом счета 90 «Продажи». Затраты на упаковку и транспортировку распределяются ежемесячно между отдельными видами отгруженной продукции. Методы распространения могут быть разными, в частности, исходя из веса, стоимости и т. д.

Что касается оставшихся расходов, связанных с продажей, их следует ежемесячно списывать на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), отражая это в бухгалтерской записи: Дебет счета 90 субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит счета 44 «Себестоимость продаж».

Если продажа продукции в соответствии с учетной политикой определяется при совершении платежа, затраты на продажу отражаются в учетной записи: Дебет счета 45 «Отгруженные товары» Кредит счета 44. Потребность в производстве для регулирования себестоимости производство требует создания резервов для организаций по оплате отпусков работникам на предстоящие расходы по ремонту основных средств и т. д.

Для решения этой проблемы используется пассивный счет 96 «Резервы будущих расходов».

Счет 97 «Расходы будущих периодов» используется для обобщения информации о расходах, понесенных в этом отчетном периоде, но связанных с будущими отчетными периодами (расходы, связанные с добычей и подготовительными работами, подготовительными работами для производства в связи с их сезонным характером и т. д.).

С началом отчетных периодов связанные с ними расходы подлежат распределению (списанию) в порядке, установленном предприятием. Как правило, такие расходы будущих периодов - развитие производства новых видов продукции, сборок, установок, ввод в эксплуатацию, проектирование и обследование и т. д. - списываются на соответствующие счета расходов ежемесячно пропорционально Количество продуктов этого типа выпущено в отчетном месяце и установленный тариф на списание суммы расходов на единицу продукции.

Арендная плата, плата за телефонные услуги, расходы на ремонт основных средств, приобретение лицензии, подписка на периодические издания и т. д. Вычитаются равными долями (равномерно распределенными по месяцам) на расходы отчетного периода, к которому они относятся.

Метод распределения расходов будущих периодов в зависимости от их видов и стандартов списания должен быть отражен в учетной политике организации. Дебетовый счет 97, расходы будущих периодов списываются на дебет соответствующих счетов.

В конце отчетного месяца на счете 97 может быть дебетовый остаток в сумме расходов, подлежащих распределению в последующие периоды, отраженных в балансе отчетного периода.

Аналитический учет для счета 97 ведется по видам расходов будущих периодов. Для этого открывается отдельный аналитический счет по каждому виду отложенных расходов.

Организация сама определяет, какой метод распределения затрат наиболее подходит для ее деятельности и специфики производственного процесса. Поэтому, выбирая метод распределения косвенных затрат, необходимо учитывать конкретные условия работы организации. Важно только, чтобы те должностные лица, которые могут влиять на их размер, несли ответственность за эти расходы.

После выбора конкретного подхода к распределению косвенных затрат, с учетом особенностей хозяйственной деятельности организации и ее учетной политики, разработана методология их распределения. Рассмотрим основные этапы методологии, которая получила наибольшее распространение на отечественных предприятиях.

1-й этап Распределение косвенных затрат между производственными и сервисными подразделениями организации (центрами ответственности).

2 этап. Перераспределение косвенных затрат сервисных единиц на производство.

3 этап. Расчет ставок цеха для распределения косвенных затрат по каждой производственной единице.

Основа для распределения косвенных затрат выбирается организацией самостоятельно, исходя из особенностей ее деятельности, фиксируется в учетной политике организации и является таковой на протяжении всего финансового года.

Наиболее распространенные методы распределения основаны на учете:

  • базовый оклад;
  • стандартные часы, отработанные основными производственными работниками;
  • время работы машин.

Если деятельность центра затрат является дорогостоящей (большая доля ручного труда), то накладные расходы этого центра затрат должны быть распределены по типу продукта, принимая за основу показатели, связанные с потреблением трудовых ресурсов.

В качестве основы для распределения производственных косвенных затрат по данному МВЗ можно использовать:

  • фактические затраты на оплату труда;
  • нормативные (плановые) прямые затраты на оплату труда;
  • количество персонала, вовлеченного в данный технологический процесс.

Если деятельность МВЗ является капиталоемкой (например, автоматизированные производственные линии), то общие производственные затраты этого МВЗ могут быть распределены по типу продукта, принимая за основу показатели, связанные с использованием основных средств.

Здесь в качестве основы для распределения косвенных издержек производства можно использовать следующее:

  • амортизация по виду продукции;
  • плановые (нормативные) часы работы оборудования;
  • фактические часы работы оборудования;
  • остаточная стоимость основных средств, вовлеченных в тот или иной технологический процесс;
  • количество выпускаемой продукции (эта база используется в основном на предприятиях с простым видом производства);
  • стандартные прямые дополнительные расходы (эта база включает зарплату операторов, работников, обслуживающих оборудование, электроэнергию и т. д.); внутрихозяйственный учет
  • стандартная общая сумма переменных затрат (стоимость использованных переменных материалов добавляется в предыдущую базу данных).

И, наконец, если деятельность МВЗ является материалоемкой (затраты, добавленные к стоимости производства в этом МВЗ, по большей части связаны с затратами на сырье и материалы), то основу распределения можно взять:

  • На самом деле прямые затраты на сырье;
  • плановые (нормативные) прямые затраты на сырье.

Если невозможно четко определить, какой вид деятельности является центром затрат (трудоемким, капиталоемким или материалоемким), можно использовать комбинированные базы распределения, рассчитанные на основе двух или более типов ресурсов:

  • полные прямые материальные затраты (текущие материальные затраты плюс амортизация) - с большой удельной массой используемых сырья, материалов и основных средств;
  • добавленная стоимость (амортизация плюс прямые затраты на оплату труда) - с большой долей трудовых ресурсов и капитала (основных средств);
  • затраты на рабочую силу плюс текущие материальные затраты - с большой долей сырья, материалов и ручного труда;
  • общие прямые затраты - при отсутствии приоритета любого типа ресурсов.

4 этап. Распределение накладных расходов по продукту (заказ).

Определив в мастерской нормы косвенных затрат и зная количество часов, потраченных на производство единицы продукции (заказа), можно определить величину косвенных затрат на единицу продукции.

Вывод:

В первой части данной курсовой работы были рассмотрены вопросы концепции управленческого учета. Проведено изучение экономической литературы по данному вопросу, рассмотрены вопросы характера и порядка исторического формирования управленческого учета.

В результате мы можем сделать следующие выводы: основная цель управленческого учета - обеспечить руководителей и специалистов организации и структурных подразделений плановой, фактической и прогнозной информацией о деятельности организации и внешней среде для информирования управленческие решения. Управленческий учет можно определить как интегрированную систему внутреннего учета, предоставляющую информацию о затратах и ​​результатах деятельности как всего предприятия, так и его отдельных структурных подразделений, предназначенную для принятия тактических (оперативных) и стратегических (прогнозных) управленческих решений. Во второй части курсовой работы было рассмотрено разделение затрат на прямые и косвенные и распределение косвенных затрат.

При расчете фактической себестоимости продукции особое место отводится распределению косвенных затрат на себестоимость. Известно, что любое косвенное распределение затрат приводит к неточностям в определении затрат, поэтому при организации бухгалтерского учета необходимо организовать их распределение и аналитику таким образом, чтобы свести к минимуму долю этих затрат. Кроме того, при грамотном подходе к решению этой проблемы организация может получить значительные выгоды как с точки зрения налогообложения, так и оперативного учета.