Цели и инструменты денежно-кредитной политики

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 29.10.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Необходимость государственного регулирования экономики страны 
Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества 
Национальные интересы и экономическая безопасность России
Российский бизнес на рубеже 21 века 


Введение:

По мнению автора, эта тема интересна тем, что денежно-кредитная политика очень важна для любого государства, общее состояние экономики во многом зависит от состояния денежно-кредитной сферы. Достаточно отметить, что от 75 до 90% денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты1 и только 25-10% банкнот центрального банка. 

Основная цель курсовой работы показать и определить основные цели инструментов денежно-кредитной политики и денежно-кредитного регулирования. В курсовой работе дается определение денежно-кредитной политики, а также описываются ее задачи, функции и используемые инструменты. 

Концепция денежно-кредитной политики

Совокупность мер правительства в области денежного обращения и кредита называется денежно-кредитной политикой.

Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мер в области денежного обращения и кредитования, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Он служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства. 

Денежно-кредитная политика это деятельность государства по регулированию денежной массы в экономике.

Большинство экономистов рассматривают денежно-кредитную политику как неотъемлемую часть национальной политики стабилизации. Существует два типа денежно-кредитной политики. 

Мягкая денежно-кредитная политика Центрального банка или политика «дешевых денег» направлена ​​на стимулирование экономики за счет увеличения денежной массы и снижения процентных ставок.

Жесткая денежно-кредитная политика или политика «дорогих денег» носит ограничительный (ограничительный характер) характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться в качестве противодействия инфляции.

Преимущества денежно-кредитной политики включают в себя:

  • скорость и гибкость (денежная масса может быть изменена без законодательные процедуры);
  • независимость от политического давления (есть закон о Центробанке, определение его функций и полномочий);
  • «Мягкость», определенная «слабость» в реализации основных задач по сравнению с официальной политикой.

Цели денежно-кредитной политики

Цели денежно-кредитной политики подразделяются на высшие цели, краткосрочные и долгосрочные цели.

Конечная цель денежно-кредитной политики обеспечить полную занятость, стабильность цен и реальный рост производства. Наивысшая цель достигается за счет реализации краткосрочных и долгосрочных целей денежно-кредитного регулирования. 

Следовательно, гибкая денежно-кредитная политика характеризуется тем, что изменения в государственных расходах оказывают существенное влияние на уровень доходов и практически не влияют на процентную ставку. Очевидно, что гибкое монетарное регулирование экономики в большинстве случаев гораздо предпочтительнее жесткой монетарной политики. Следует подчеркнуть, что краткосрочные цели денежно-кредитного регулирования достигаются, прежде всего, Центральным банком ряда последовательных сделок с государственным долгом на рынке ценных бумаг. 

Долгосрочная цель денежно-кредитной политики заключается в регулировании наиболее важных макроэкономических переменных в течение длительных (годовых или более) временных интервалов. Такими переменными следует считать соответствие темпов роста денежной массы темпам роста естественного уровня реального объема производства, постоянство темпов роста номинального объема ВВП и обеспечение стабильности общего уровня цен , Отметим, что изучение любой долгосрочной цели денежно-кредитного регулирования экономики проводится в условиях роста уровня реального выпуска с течением времени. Этот рост обусловлен естественным ростом производительности творчества и труда, а также увеличением предложения человеческого капитала. 

Соответствие темпов роста денежной массы темпам роста естественного уровня реального объема производства на долгосрочных интервалах является ключевым положением современного монетаризма, который определяет основное денежное правило. Это означает, что, если, например, среднегодовой темп роста объема ВВП составляет определенный процент, то такая же сумма должна увеличиваться в обращении и денежной массе, что влияет на совокупный спрос. В этом случае долгосрочные временные интервалы будут характеризоваться не только экономическим ростом, но и полной занятостью и стабильными ценами. Рассмотрим различные варианты сбалансированных темпов роста естественного уровня реального выпуска и совокупного спроса. 

Согласованность номинального роста ВВП также является долгосрочной целью денежно-кредитного регулирования. Как и в ранее рассмотренном случае, результатом достижения этой цели должно стать увеличение совокупного предложения, пропорциональное темпам роста естественного уровня реального объема производства в течение длительных интервалов. 

Обеспечение постоянства общего уровня цен является еще одной долгосрочной целью денежно-кредитного регулирования экономики. Логика поведения ЦБ в этом случае довольно проста: при снижении общего уровня цен увеличивается количество денег в обращении, а рост цен вынуждает ЦБ сокращать объем денежной массы. 

Практика показала, что ни одна из рассматриваемых целей денежно-кредитной политики не является идеальным средством достижения своей высшей цели обеспечения устойчивого экономического роста при полной занятости и отсутствии инфляции. Очевидно, что объектом денежно-кредитного регулирования экономики должны быть одновременно несколько разных макроэкономических компонентов. В связи с этим необходимо дать сравнительный анализ альтернативных подходов к принципам денежно-кредитного регулирования экономики. 

Кейнсианские и монетаристские принципы денежно-кредитной политики: общее и особенное

Конечная цель денежно-кредитной политики обязывает государство действовать таким образом, чтобы рыночная система стремилась к равновесию на уровне полной занятости. В современной экономической литературе есть две основные точки зрения на то, как центральный банк и правительство должны это делать: кейнсианская и монетаристская. 

Кейнсианский подход основан на предположении, что основным результатом денежно-кредитного регулирования является желаемый уровень процентной ставки. Уменьшение предложения денег или увеличение спроса на него увеличивает процентную ставку и уменьшает доступность средств денежного рынка для инвесторов. И наоборот, когда процентная ставка падает, предприниматели могут стать более склонными к инвестициям. Аналогичный эффект проявляется в случае увеличения денежной массы и снижения стоимости кредита. Однако цена денег может также упасть из-за падения спроса на нее, что вовсе не свидетельствует об увеличении деловой активности. 

В связи с тем, что Центральный банк контролирует только предложение денег, его наиболее важной задачей должно быть определение истинной причины динамики процентной ставки: является ли изменение цены денежного капитала следствием увеличения или Снижение спроса на деньги или динамика процентной ставки обусловлено определенным характером предложения денег государством. Только после ответа на этот вопрос Центральный банк сможет активно влиять на механизм денежного рынка. 

В случае чрезмерно высоких темпов экономического роста или усиливающегося инфляционного процесса кейнсианский «механизм передачи» действует в противоположном направлении в форме политики «дорогих денег»: сокращение денежной массы увеличение процентная ставка падение инвестиций и совокупного спроса в целом замедление экономического роста, а затем снижение производства с возможным одновременным падением общего уровня цен. Читателю предлагается отобразить эту версию кейнсианской денежно-кредитной политики самостоятельно. 

Как справедливо отмечают многие экономисты, кейнсианская «цепь» имеет много «звеньев». Это означает, что для проведения научно-обоснованной денежно-кредитной политики Центральный банк должен постоянно иметь соответствующую информацию. Например, необходимо с высокой степенью точности предсказать, как быстро спрос на деньги выровняется с их новым предложением, всегда ли наличие кредита будет обратно пропорционально связано с динамикой цены денежного капитала, будь то коммерческий Банки действительно расширят кредитные операции для клиентов в результате увеличения денежной массы. По мнению Центрального банка, инвестиционная активность предпринимателей всегда соответствует ожидаемой динамике процентной ставки. Очевидная перегрузка кейнсианского механизма множеством «неизвестных» вряд ли делает его эффективным средством дискреционной денежно-кредитной политики. 

Очевидно, что кейнсианское денежно-кредитное регулирование связывает предложение денег и колебания процентных ставок и спрос на деньги в ситуации, когда эти макроэкономические переменные измеряются текущими, а не долгосрочными показателями. Основным недостатком рассматриваемого механизма денежно-кредитного регулирования в условиях его постоянного действия является появление инфляционных и даже стагфляционных эффектов на долгосрочных интервалах. Дело в том, что, как уже отмечалось, проходит много времени от увеличения денежной массы до снижения процентной ставки и ускорения инвестиционного процесса. Это приводит к периодически повторяющемуся превышению совокупного спроса над совокупным предложением, то есть к инфляции. Именно это обстоятельство ставит под сомнение эффективность кейнсианской модели денежно-кредитной политики на долгосрочных интервалах экономической динамики. В связи с этим в экономической теории возникло альтернативное монетаристское направление денежно-кредитного регулирования экономики. 

Монетаристский подход качественно отличается от кейнсианского в том, что денежная масса, а не динамика процентной ставки, рассматривается здесь как основной фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. С точки зрения сторонников монетаризма, изменения денежной массы влияют на динамику совокупного предложения не только в результате роста инвестиционной активности фирм. Например, рост денежной массы приводит не только к снижению процентной ставки, но и к увеличению спроса на все товары и финансовые активы. Следовательно, монетаристский «механизм передачи» дискреционной денежно-кредитной политики проще: изменение денежной политики изменение банковских резервов изменение денежной массы изменение совокупного спроса изменение номинального ВВП. 

Простота описанного выше механизма заключается в том, что изменение денежной массы напрямую влияет на совокупный спрос и все его составляющие и, в конечном итоге, на выпуск. Рассмотрим «цепь» событий в контексте монетаристской денежно-кредитной политики. 

Когда изменение спроса на деньги приводит к «дисбалансу» на денежном рынке, тогда государство может, во-первых, руководствоваться монетарным правилом и позволять процентной ставке расти или падать, пока на рынке не установится новое равновесие. , Во-вторых, государство может влиять на денежную массу в той степени, в которой требуется установить процентную ставку на определенном уровне. Если в первом варианте Центральный банк, позволяющий колебаться процентной ставке, не теряет контроль над темпами роста денежной массы, то во втором варианте такой контроль не представляется возможным, хотя можно обеспечить желаемый уровень процентной ставки. 

На самом деле едва ли существует идеальная версия денежно-кредитной политики правительства. Некоторые исследователи считают, что государство, осуществляя денежно-кредитное регулирование, должно одновременно контролировать ряд макроэкономических показателей: объем и динамику денежной массы, структуру и тенденции уровня доходов, общий уровень цен и т. д. для этого Центральный банк должен быть наделен соответствующими полномочиями для того, чтобы быстро и адекватно реагировать на изменения в экономике. 

Другие исследователи считают, что вряд ли целесообразно наделять Центральный банк большими полномочиями и что денежно-кредитная политика государства должна проводиться в рамках определенной денежной конституции, которая представляет собой набор определенных и неизменных правил и положений в денежно-кредитной сфере. государственного регулирования экономики. С монетаристской точки зрения, лидирующее положение денежной конституции является хорошо известным монетарным правилом. Однако осуществлению этого и других правил денежно-кредитного регулирования экономики существенно препятствует ряд факторов. 

Первая группа таких факторов временные лаги. Известно, что денежно-кредитная политика влияет на экономическую систему с временным лагом от нескольких месяцев до нескольких лет. Задержки в реакции экономической системы вынуждают организаторов денежно-кредитного регулирования основывать свои решения на точном экономическом прогнозе, что не всегда возможно. 

Цели и инструменты денежно-кредитной политики

Вторая группа факторов связана с политическим механизмом принятия определенных решений в области денежно-кредитного регулирования. Так, в периоды промышленного спада законодатели и лидеры политических партий оказывают давление на Центральный банк и другие государственные органы экономики с требованием увеличить количество денег в обращении, то есть проводить экспансионистскую денежно-кредитную политику. В условиях инфляции и «перегрева» экономики требования парламентариев могут быть диаметрально противоположными. 

В обоих случаях следует помнить следующее: кейнсианская политика направлена ​​на принятие решений, которые имеют отношение к краткосрочным временным интервалам, в то время как общий курс денежно-кредитного регулирования направлен на достижение определенных макроэкономических эффектов в долгосрочной перспективе. Последнее обстоятельство актуализирует связь между монетарной и фискальной политикой. 

Инструменты денежно-кредитной политики

Давайте теперь рассмотрим основные инструменты денежно-кредитной политики, с помощью которых центральный банк осуществляет свою политику в отношении коммерческих банков. Это, прежде всего, изменение ставки рефинансирования, изменение обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые другие меры жесткого административного характера. 

Три основных наиболее эффективных средства реализации денежно-кредитной политики:

  • операции на открытом рынке, т. е. на рынке казначейских ценных бумаг; 
  • политика учетных ставок (дисконтная политика), т.е. регулирование 
  • проценты по кредитам коммерческих банков от центрального банка;
  • изменение соотношения обязательных резервов.

Настоящее время в мировой экономической практике

Инструмент операций на открытом рынке. Покупая или продавая государственные ценные бумаги на открытом рынке, центральный банк может либо вводить резервы в кредитную систему правительства, либо выводить их оттуда. 

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком, как правило, совместно с группой крупных банков и другими финансовыми институтами. Схема проведения этих операций следующая.

Предположим, что на денежном рынке существует избыток денежной массы, и центральный банк ставит задачу ограничить или устранить этот избыток. В этом случае центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению, которое покупать государственные ценные бумаги через специальных дилеров. По мере увеличения предложения государственных ценных бумаг их рыночная цена падает, а их процентные ставки растут, и, соответственно, увеличивается их «привлекательность» для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно покупать государственные ценные бумаги, что в конечном итоге приводит к сокращению банковских резервов. Это, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору. В то же время процентная ставка растет. 

Предположим теперь, что на денежном рынке ощущается нехватка средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежной массы, а именно: центральный банк начинает скупать государственные ценные бумаги у банков и населения по выгодной для них ставке. 

Таким образом, центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена растет, а процентная ставка падает, что делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что в конечном итоге приводит к увеличению банковских резервов и (с учетом эффекта мультипликатора) к увеличению денежной массы. В то же время процентная ставка падает. 

Дисконтная политика (дисконтная политика) или ставки рефинансирования (под какой процент Центробанк дает кредиты другим банкам) ставка рефинансирования это процентная доля, под которой центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая в качестве кредитора последней инстанции.

Ставка дисконтирования это процент (дисконт), при котором центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является своего рода кредитованием их под залог ценных бумаг.

Ставка дисконтирования (ставка рефинансирования) устанавливается центральным банком. Снижение этого делает кредиты дешевыми для коммерческих банков. Когда коммерческие банки получают кредит, резервы коммерческих банков увеличиваются, что приводит к мультипликативному увеличению количества денег в обращении. 

И наоборот, повышение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает кредиты убыточными. Более того, некоторые коммерческие банки, которые заняли резервы, пытаются их восстановить, потому что они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликативному сокращению денежной массы. 

Среди инструментов денежно-кредитной политики политика учетных ставок (ставок рефинансирования) занимает второе место по важности после политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах она является основным инструментом управления предложением денег) и обычно проводится выход в связи с деятельностью центрального банка на открытом рынке.

Таким образом, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях сокращения предложения денег центральный банк устанавливает высокую ставку дисконтирования (выше, чем доходность по ценным бумагам), что ускоряет продажу государственных ценных бумаг коммерческими банками, поскольку оно становится 

Пополнять резервы за счет кредитов центрального банка невыгодно, что повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, центральный банк резко снижает учетную ставку (ниже доходности по ценным бумагам). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у центрального банка и использовать имеющиеся средства для покупки более прибыльных государственных ценных бумаг. Экспансионистская политика центрального банка становится все более эффективной. 

Механизм действия этого инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

  • если центральный банк увеличивает норматив обязательных резервов, то это приводит к сокращению свободных резервов банков, которые они могут использовать для осуществления кредитных операций. Соответственно, это вызывает множительное уменьшение денежной массы; 
  • с уменьшением нормы обязательных резервов, мультфильм расширение денежной массы.

Этот инструмент денежно-кредитной политики, по мнению специалистов, занимающихся этой проблемой, является наиболее мощным, но довольно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже небольшое изменение норматива обязательных резервов может привести к значительным изменениям в объеме банковских резервов и вызвать существенные изменения в кредитной политике коммерческих банков. 

Другие методы регулирования денежно-кредитной сферы

Помимо экономических методов, которыми центральный банк проводит денежно-кредитную политику, он может использовать административные методы воздействия в этой области.

К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Данный метод кредитного регулирования является количественным ограничением суммы выданных кредитов. В отличие от методов регулирования, которые обсуждались выше, ограничение кредитования является прямым методом воздействия на деятельность банков. Кроме того, кредитные ограничения приводят к тому, что компании-заемщики оказываются в неравном положении. Банки, как правило, предоставляют кредиты в основном своим традиционным клиентам, обычно крупным предприятиям. Малые и средние фирмы являются основными жертвами этой политики. 

Ограничивая банковскую деятельность и сдерживая рост денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений использовался не так активно, как раньше, а в некоторых странах он был полностью отменен. 

Кроме того, центральный банк может устанавливать различные стандарты1 (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на требуемом уровне. К ним относятся коэффициенты достаточности капитала коммерческого банка, коэффициенты ликвидности баланса, максимальные коэффициенты риска на одного заемщика и некоторые дополнительные коэффициенты. Перечисленные стандарты обязательны для коммерческих банков. Кроме того, центральный банк может установить необязательные, так называемые стандарты оценки, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. 

Если коммерческие банки нарушают банковское законодательство, правила проведения банковских операций и другие серьезные недостатки в их работе, что приводит к нарушению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов, центральный банк может применить к ним самые жесткие административные меры , вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного влияния центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно быть систематическим, а должно применяться в порядке исключительно принудительных мер.

В дополнение к вышеупомянутым трем основным инструментам денежно-кредитной политики государство также иногда использует вторичное избирательное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и наставлений.

Чтобы избежать чрезмерных спекуляций на бирже, государство устанавливает «маржу», установленную законом, т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, которая должна быть уплачена при покупке, либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как долговая расписка может быть записана для другой части. Маржа повышается, если вы хотите ограничить спекулятивную покупку акций, и снижается, если вы хотите оживить фондовый рынок. 

Если государство хочет предотвратить увеличение денежной массы, то оно может всеми возможными способами препятствовать желанию взять потребительский кредит: оно повысит процентную ставку по нему или назначит беспроцентный депозит в центральный банк, когда покупка кредитной карты.

Государство в лице центрального банка может оказывать влияние на банки посредством словесных убеждений. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство апеллирует к чувству общественной ответственности банкиров. В целом, предупреждения могут быть сделаны относительно доступности кредита в будущем. Иногда призывы оказывают определенное влияние, в конце концов, потому что банкиры так же чувствительны к общественному мнению, как и другие. 

Депутаты Госдумы одобрили проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год. На 2007 год Центральный банк Российской Федерации предлагает установить целевой показатель снижения инфляции до 6,5–8%, в среднесрочной перспективе к 2009 году 4 5,5%. Укрепление курса рубля на внутреннем валютном рынке с усилением роли инструментов процентных ставок было названо одним из инструментов денежно-кредитной политики. В то же время одной из основных задач Центрального банка Российской Федерации является нахождение компромиссного уровня процентных ставок, который обеспечил бы эффективность связывания избыточной ликвидности1 банковского сектора при одновременном предотвращении масштабного притока краткосрочного капитала. 

Заключение

Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики. Необходимо обеспечить экономический рост и бороться с инфляцией. Государство занимается этим путем проведения денежно-кредитной политики. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем кредитного процента, все это делается для регулирования денежной массы в стране. 

Основным проводником денежно-кредитной политики является центральный банк страны, который в настоящее время наиболее активно использует основные инструменты денежно-кредитного регулирования: регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков, политику обязательных резервов, операции на открытом рынке. Реализуя денежно-кредитную политику, Центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, обеспечивает стабильное развитие отечественной экономики, усиление денежного обращения и уравновешивание внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достигать более глубоких стратегических целей для развития всей экономики в целом.