Тревога как психологический феномен

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 26.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Восприятие психологических особенностей человека по выражению его лица и по его голосу: проблема сходства и различия источников информации о человеке
Арт-терапия в преодолении экстремальных и критических ситуаций
Развитие рефлексивной культуры при личностном и профессиональном самоопределении
Регулирующая функция рефлексивной культуры в процессе проявления акцентуаций характера, разрешения внутренних конфликтов и личностного самоопределения


Введение:

Одним из положительных изменений в деятельности дошкольного образовательного учреждения стал переход к личностно-ориентированному взаимодействию педагога с детьми, реализация индивидуального подхода к детям с эмоциональными и личностными проблемами.

В настоящее время, по словам известного детского психолога Л.Н. Галигузова, застенчивость, неуверенность в себе и неуверенность в себе в той или иной степени характерны для 42% русских дошкольников.

Эти условия представляют особую опасность на пятом году жизни: «В 4 года мальчики и девочки проявляют резкость робости и робости, робости и нерешительности, чувство вины в переживании произошедшего, что говорит о пике эмоциональности развитие в этом возрасте. Чаще всего отмечаются несамостоятельность и пассивность (зависимость), медлительность и тики».

Застенчивость, беспокойство, неуверенность в себе, длительная депрессия, неспособность самостоятельно принимать решения и справляться с трудностями, чувство собственной неполноценности и многое другое усложняют жизнь ребенка как в семье, так и в команде сверстников. Родители и учителя часто не замечают эмоциональных переживаний ребенка или считают их бессмысленными и немотивированными. Отсюда многочисленные упреки, осуждение, дергание, крики, моральные и физические наказания, требование вести себя как ребенок может это сделать.

Кроме того, по словам педагогов и психологов (С.К. Нартова-Бочавер, М.Ю. Стожарова и др.), В настоящее время значительная часть родителей попала под влияние педагогических теорий, способствующих интеллектуализации образования. Родители готовы, не жалея сил и времени, научить детей считать, читать, знакомить с основами науки и т. д., при этом они полностью отказываются от интеллектуально не загруженных, но имеющих психотерапевтическое чувство типов общения: домашнее хозяйство, сотрудничество, игры и т. п.

По мнению экспертов (психиатров, психологов), интеллектуальная перегрузка приводит к глубокой невротизации, беспокойству о личности ребенка, сдвигу в его самооценке в области образовательных достижений.

Результаты исследования показывают, что жизнь такого ребенка протекает в атмосфере постоянного конфликта с родителями и учителями. И это не только не улучшает его поведение, но, наоборот, приводит к ухудшению вследствие вторичных адаптивных реакций протеста, неприятия, оппозиции и т. д.

В итоге это может привести к «приобретенной» психопатии, повышенной тревожности.

Ряд исследований по смежным проблемам (О.С. Богданова, Ю.В. Гербеев, Е.А. Горшкова, Г.П. Медведев и др.) Указали, что одной из причин трудностей у подростков является нарушение эмоциональных расстройств социального характера. Ученые считают, что в большинстве случаев этим детям трудно быть «наедине с собой» уже в дошкольном возрасте. Они постоянно испытывают неудачи в своей деятельности и социальной среде, у них возникали трудности в процессе общения со сверстниками и другими взрослыми.

Рассматривая подробно вопрос о состоянии проблемы детской тревожности, такие специалисты, как Ю.М. Антонян В.М. Астапов, Н.Д. Левитов, Ч.Д. Спилбергер и другие, сводились в основном к констатации неблагоприятного влияния тревоги на состояние здоровья, активность и поведение человека.

Анализ Г.Ш. Габдресвой, Е.А. Калинина А.А. Крауклис, К.Д. Шафранской Ю.Л. Ханина и соавт. Показано, что, как и любой регуляторный процесс, тревога как условие может быть адекватной степенью угрозы наступающего события, и в этом случае она окажет оптимизирующее влияние на общение, поведение и деятельность человека. Однако, как отмечается в работах А.И. Захарова, Н.В. Имедадзе, А.М. Прихожане А.О. Прохоров и другие, с повторным повторением условий, провоцирующих высокое знание тревоги, создают постоянную готовность испытать это состояние. Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся новообразованием личности - тревожностью.

На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов формирования личности ребенка. Многие его основные свойства и личностные качества формируются в определенный период жизни. Все его последующее развитие во многом зависит от того, как они будут проложены. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, которые характеризуются повышенной тревожностью, ненадежностью и эмоциональной нестабильностью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на ранней стадии является актуальной.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме тревожности, мы выявили противоречие между необходимостью работать с тревожными детьми и недостаточностью рекомендованных в литературе средств для снижения ее уровня.

Тема исследования: «Влияние коррекционной работы на снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность коррекционной работы по снижению тревожности у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: беспокойство.

Предмет исследования: коррекционная работа как средство снижения тревожности у детей дошкольного возраста.

Исходя из выдвинутого противоречия, в нашем исследовании была выдвинута следующая гипотеза: если коррекционная работа проводится с детьми старшего возраста со средним и высоким уровнем тревожности, то ее уровень можно снизить.

Научно-исследовательские цели:

  1. Проанализировать и обобщить психолого-педагогическую литературу по проблеме детской тревожности.
  2. Провести диагностические методы для выявления уровня тревожности у детей дошкольного возраста.
  3. Провести корректирующую работу и проверить ее эффективность.

Методологической основой исследования явилось:

  • информационная концепция эмоций П.В. Симонова,
  • теория Н. Д. Левитова о психологических состояниях человека.

Методы исследования:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы.
  2. Наблюдение
  3. Экспериментальные методы.
  4. Методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.

Экспериментальная база исследования: МАДОУ «Центр развития детского сада № 5« Ёлочка »в Ишиме (МАДОУ ЦРР д / с № 5« Ёлочка »). В исследовании приняли участие 20 детей дошкольного возраста.

Этапы исследования:

  1. Этап 1 (2010) - Организационный - выбор темы, определение проблемы, объекта, предмета, гипотезы, постановка целей, составление основных глав, разбивка абзацев, составление списка литературы, выбор методов и приемов, подготовка экспериментального материала, анализ и обобщая изученную литературу)
  2. Этап 2 (2011) - Исследование - написание первой черной версии, предоставление ее для проверки, научное редактирование, написание чистой версии, самоконтроль для устранения ошибок, получение обратной связи от руководителя.
  3. Этап 3 - Финал - написание отчета и защита исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении научных взглядов различных психологов на проблему проявления тревожности у дошкольников.

Практическая значимость исследования заключается в разработке занятий, направленных на снижение уровня тревожности у детей.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Состояние проблемы детской тревожности в психологии

Тревога как психолого-педагогический феномен

В психологической литературе можно найти разные определения понятия «тревога». Вот некоторые из них.

Психологический словарь дает следующее определение термина «беспокойство».

Тревога - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям, состояниям тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

Тревога - это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе в тех, у которых этого нет.

Протоколист Немов определяет тревогу как постоянно или ситуативно проявляющееся свойство человека входить в состояние повышенной тревожности, испытывать страх и беспокойство в определенных социальных ситуациях.

Тревога обычно усиливается у здоровых людей, испытывающих последствия психологической травмы, во многих группах людей с отклонениями в субъективных проявлениях дисфункции личности.

С.Л. Рубинштейн понимает тревогу как склонность человека испытывать тревогу, то есть эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий.

По определению С.С. Степановой, тревога - это переживание эмоционального расстройства, связанного с предчувствием опасности или неудачи.

Беспокойство - это переживание эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием плохого самочувствия, с предчувствием неминуемой опасности. Различают тревогу как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамент.

Таким образом, термином «тревога» большинство психологов обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, страху и тревоге, которая имеет отрицательную эмоциональную коннотацию.

Психологи связывают концепцию тревоги с концепцией тревоги и страха.

R.V. Овчарова определяет беспокойство как эмоционально острое чувство надвигающейся угрозы. Под страхом автор понимает аффективное отражение в сознании человека конкретной угрозы его жизни и благополучию.

Э. Изард под страхом понимается как особая эмоция, выделенная в отдельную категорию, один из компонентов тревоги.

Беспокойство включает в себя целый ряд эмоций, одной из которых является страх.

Страхи могут быть общими для всех людей, но есть определенные возрастные страхи.

Современные исследования тревожности направлены на то, чтобы различать ситуативную тревогу, связанную с конкретной внешней ситуацией, и личную тревожность, которая является устойчивым свойством человека, а также разработку методов анализа тревожности в результате взаимодействия человека и ее окружение.

Г. Г. Аракелов, Н. Е. Лысенко, Э. Э. Шотт отмечают, что тревога - это многозначный психологический термин, который описывает как определенное состояние индивида в ограниченное время, так и стабильное свойство любого человека. Анализ литературы последних лет позволяет нам рассматривать тревогу с разных точек зрения, позволяя утверждать, что повышенная тревога возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, спровоцированных, когда человек подвергается воздействию различные стрессы. Тревога - как личностная черта, связанная с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, вызывающая постоянно усиливающееся чувство эмоционального возбуждения, тревожных эмоций.

На психологическом уровне тревога ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в форме ощущения неуверенности, беспомощности, беспомощности, незащищенности, одиночества, надвигающейся неудачи, неспособности принять решение и т. д. На физиологическом уровне тревожные реакции проявляются в учащении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема кровообращения, повышении артериального давления, повышении общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные раздражители приобретают отрицательный эмоциональный цвет.

Мы находим подход к объяснению склонности к тревожности с точки зрения физиологических особенностей свойств нервной системы у российских психологов. Итак, в лаборатории И.П. Павловым было установлено, что, скорее всего, нервный срыв под влиянием внешних раздражителей происходит по слабому типу, тогда как по возбудимому типу животные с сильным сбалансированным типом с хорошей подвижностью страдают меньше всего.

Данные Б.М. Теплов также указывает на связь между тревожностью и силой нервной системы. Его предположения об обратной взаимосвязи силы и чувствительности нервной системы нашли экспериментальное подтверждение в исследованиях В.Д. Небылицын.

Он предполагает более высокий уровень тревоги со слабым типом нервной системы.

Наконец, мы должны остановиться на работе В.С. Мерлин, изучавший проблему симптомокомплекса тревожности. Тест тревожности В.В. Белоборода ведется двумя способами - физиологическим и психологическим.

Особый интерес представляет исследование В.А. Бакеев вел под руководством А.В. Петровского, где тревога рассматривалась в связи с изучением психологических механизмов внушаемости. Уровень тревожности у испытуемых измеряли теми же методами, что и В.В. Белоус.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что негативное поведение основано на: эмоциональном опыте, беспокойстве, некомфортности и незащищенности для своего благополучия, что можно рассматривать как проявление тревоги.

Есть два основных типа тревоги.

Первым из них является так называемая ситуативная тревога, т. е. порожденная конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Такое состояние встречается у любого человека в ожидании возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только полностью нормальное, но и играет положительную роль. Он действует как своего рода мобилизующий механизм, который позволяет человеку серьезно и ответственно подходить к решению возникающих проблем. Скорее, ненормально снижать ситуационную тревогу, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует беспорядок и безответственность, что чаще всего указывает на жизненную позицию ребенка, недостаточное самосознание.

Определенный уровень тревожности является естественной и незаменимой чертой активного человека. У каждого человека свой оптимальный или желаемый уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком его состояния в этом отношении является для него важным компонентом самоконтроля и самообразования. Однако повышенный уровень тревоги является субъективным проявлением дисфункции человека.

Проявления тревоги в разных ситуациях не одинаковы. В некоторых случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других они испытывают беспокойство только время от времени, в зависимости от обстоятельств.

Другой тип - это так называемое личное беспокойство. Его можно рассматривать как личностную черту, проявляющуюся в постоянной тенденции испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе в тех, которые объективно не склонны к этому. Он характеризуется состоянием необъяснимого страха, неопределенного чувства угрозы, готовности воспринимать любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный этому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него сложные контакты с внешним миром, который он воспринимает как пугающий и враждебный.

В качестве предрасположенности личная тревога активируется, когда воспринимаются определенные стимулы, рассматриваемые человеком как опасные, связанные с конкретными ситуациями, угрозами для его престижа, самооценки и самоуважения.

Член-корреспондент Прихожане идентифицируют типы беспокойства на основе ситуаций, связанных с:

  • с учебным процессом - учебная тревога;
  • с самоосознанием - тревога самооценки;
  • с связью - межличностное беспокойство.

Под формой тревоги понимается особая комбинация характера опыта, осознанности, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревоги проявляется в самопроизвольно складывающихся способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении человека к этому опыту.

Член-корреспондент Прихожане подчеркивают такие формы тревоги:

  • Открытая тревога - сознательно переживается и проявляется в деятельности в виде состояния тревоги. Он может существовать в различных формах, например:
  1. как острая, нерегулируемая или плохо регулируемая тревога, чаще всего дезорганизующая деятельность человека;
  2. регулируемая и компенсированная тревога, которая может использоваться в качестве стимула для выполнения соответствующих действий, что, однако, возможно в основном в стабильных, знакомых ситуациях;
  3. культивируемая тревога, связанная с поиском «вторичной выгоды» от собственной тревоги, которая требует определенной зрелости личности (соответственно, эта форма тревоги появляется только в подростковом возрасте).
  • Скрытая тревога - в той или иной степени неосознанная, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному заболеванию и даже отрицании его, либо косвенно через определенные формы поведения (дергание за волосы, ходьба из стороны в сторону, постукивание по столу) , и т.д. ):
  1. неадекватное спокойствие (реакции, основанные на принципе «У меня все в порядке!», связаны с компенсаторно-защитной попыткой сохранить самооценку; низкая самооценка в уме не допускается);
  2. выходя из ситуации.

Вы также можете выделить «замаскированное беспокойство». «Маски» тревоги - это те формы поведения, которые имеют форму ярко выраженных проявлений личностных черт, порождаемых тревогой, которые позволяют человеку испытать его в расслабленной форме и не показывать на улице. В качестве таких «масок» чаще всего описываются агрессия, зависимость, апатия, чрезмерные сны и т. д. Существуют агрессивно-тревожные и зависимо-тревожные типы (с различной степенью осознания тревоги).

Лица, отнесенные к категории лиц с сильной тревогой, склонны воспринимать угрозу своей жизни в самых разных ситуациях и реагируют очень интенсивно, с выраженным состоянием тревоги.

Поведение чрезмерно озабоченных людей в действиях, направленных на достижение успеха, имеет следующие особенности:

  • люди с высокой тревогой эмоционально острее, чем люди с низкой тревогой, реагируют на сообщения о неудаче;
  • люди с сильной тревогой хуже, чем люди с низкой тревожностью; они работают в стрессовых ситуациях или в условиях нехватки времени, отведенного для решения проблемы;
  • Страх неудачи - характерная черта очень взволнованных людей. Этот страх в них доминирует над стремлением к успеху;
  • мотивация к успеху преобладает среди людей с низким уровнем беспокойства. Обычно она перевешивает страх перед возможным провалом;
  • для очень обеспокоенных людей сообщение об успехе, а не неудаче имеет более стимулирующую силу; люди с низким уровнем беспокойства более стимулируются сообщением о неудаче.

Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия беспокойства человека, но также от ситуативного беспокойства, которое человек испытывает в этой ситуации под влиянием текущих обстоятельств.

Воздействие ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенно его тревога как личная тревога, определяют когнитивную оценку возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активация вегетативной нервной системы и увеличение ситуационной тревоги наряду с ожиданиями возможного отказа). Информация обо всем этом через механизмы нейронной обратной связи передается в кору головного мозга человека, влияя на его мысли, потребности и чувства.

Одна и та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически запускает реакцию организма на угрожающие раздражители, что приводит к появлению контрмер и соответствующих реакций, направленных на снижение возникшей ситуативной тревоги. Результат всего этого напрямую влияет на выполненные действия. Эта деятельность напрямую зависит от состояния тревоги, которое не может быть преодолено с помощью предпринятых ответных мер и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации.

Таким образом, активность человека в ситуации, вызывающей тревогу, напрямую зависит от силы ситуативной тревоги, эффективности контрмер, предпринимаемых для ее снижения, и точности когнитивной оценки ситуации.

Причины тревоги и особенности ее проявления в дошкольном возрасте

Вопрос о причинах постоянного беспокойства является одним из наиболее значительных, наиболее изученных и в то же время наиболее противоречивых.

Причины беспокойства и влияющие на изменение его уровня разнообразны и могут лежать во всех сферах жизни человека. Они условно делятся на субъективные и объективные причины.

К субъективным факторам относятся информационные причины, связанные с неправильным представлением о результате предстоящего события, и психологические причины, которые приводят к переоценке субъективной значимости результата предстоящего события.

Среди объективных причин тревоги есть экстремальные условия, которые предъявляют повышенные требования к психике человека и связаны с неопределенностью исхода ситуации; усталость; проблемы со здоровьем; психические расстройства; действие фармакологических агентов и других препаратов, способных повлиять на психическое состояние.

Немотивированное беспокойство также подчеркнуто. Для него характерны беспричинные или плохо объясненные ожидания беды, предчувствие беды, возможная потеря. Психика таких людей постоянно находится в состоянии напряжения. Тревога также влияет на эффективность общения, социально-психологические показатели эффективности лидера, отношения с лидером, отношения с друзьями, вызывающие конфликты.

Причиной беспокойства на психологическом уровне может быть неадекватное восприятие субъектом самого себя.

Вице-адмирал Пинчук утверждает, что беспокойство вызвано противоречивой структурой самооценки, когда одновременно обновляются две противоположные тенденции - необходимость высоко ценить себя, с одной стороны, и чувство неуверенности, с другой. Тот факт, что эффект неадекватности, являясь выражением конфликтной структуры самооценки, провоцирует развитие неадекватной тревоги.

Причиной беспокойства может быть внутренний конфликт, противоречивый характер устремлений человека, когда одно желание противоречит другому, одно мешает другому.

На психофизиологическом уровне причины беспокойства связаны со структурными особенностями и функционированием центральной нервной системы (ЦНС). Существует точка зрения на определение тревожности с врожденными психодинамическими особенностями, конституциональными особенностями, несоответствиями в деятельности отделов центральной нервной системы, слабыми или несбалансированными нервными процессами, различными заболеваниями, такими как гипертония, наличием очага патологии. в коре головного мозга. Тревога часто сопровождается такими физиологическими симптомами, как сердцебиение, учащенное дыхание и т. д. Ряд работ раскрывает связь с энергией организма, активностью биологически активных точек кожи, развитием психовегетативных заболеваний.

А. И. Захаров считает, что беспокойство возникает уже в раннем детстве и отражает «... беспокойство, основанное на угрозе потери членства в группе (сначала это мать, затем другие взрослые и сверстники)».

Среди причин детской тревоги, по мнению Е.А. Савина, в первую очередь - неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Таким образом, отказ, отказ от матери ребенка вызывает у него беспокойство из-за невозможности удовлетворить потребность в любви, привязанности и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материнской любви («Если я сделаю плохо, они меня не полюбят»). Неудовлетворение потребности в любви побудит его любыми способами искать ее удовлетворения.

Необходимым условием для беспокойства является повышенная чувствительность (чувствительность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится беспокойным. Многое зависит от того, как родители общаются с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, существует высокая вероятность поднятия тревожного ребенка родителями, которые осуществляют тип гиперпротекции (чрезмерная забота, мелкий контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное изъятие).

В этом случае общение взрослого с ребенком является авторитарным, ребенок теряет уверенность в себе и своих силах, он постоянно боится негативных оценок, он начинает беспокоиться о том, что делает что-то не так, т.е. испытывает чувство тревога, которая может закрепиться и перерасти в стабильное личное образование - тревога.

Гипер-родительское образование может сочетаться с симбиотом, т. е. чрезвычайно тесными отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение между взрослым и ребенком может быть либо авторитарным, либо демократическим (взрослый не диктует свои требования к ребенку, но консультируется с ним и интересуется его мнением). Родители с определенными характерологическими особенностями склонны устанавливать такие отношения с ребенком - тревожные, подозрительные, неуверенные. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своего сына или дочь своими страхами, то есть способствует формированию тревоги.

Например, существует взаимосвязь между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, которые испытывали дети, были присущи матерям в детстве или сейчас проявляются. Мать, которая находится в состоянии тревоги, невольно пытается защитить психику ребенка от событий, которые каким-то образом напоминают ей страхи. Также каналом передачи тревоги является забота матери о ребенке, состоящая только из предчувствий, страхов и тревог.

Повышению беспокойства у ребенка могут способствовать такие факторы, как чрезмерные требования со стороны родителей и опекунов, поскольку они вызывают хроническую неудачу. Столкнувшись с постоянными несоответствиями между своими реальными возможностями и высоким уровнем достижений, которого ожидают от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в беспокойство.

Другим фактором, способствующим формированию тревоги, являются частые упреки, вызывающие чувство вины («Вы так плохо себя вели, что у вашей матери болит голова», «Из-за вашего поведения мы с мамой часто ссоримся»). В этом случае ребенок постоянно боится быть виноватым перед родителями.

Зачастую причиной большого количества страхов у детей является сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предупреждений, опасностей и тревог. Чрезмерная родительская строгость также способствует страхам. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, т. е. чем больше мать запрещает дочь или отца сыну, тем больше у них опасений. Зачастую родители, не задумываясь, внушают детям страхи своими неосознанными угрозами, такими как: «Дядя возьмет тебя в сумку», «Я тебя оставлю» и т. д.

В дополнение к этим факторам, страхи возникают в результате фиксации сильных страхов в эмоциональной памяти при встрече со всем, что представляет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или серьезное заболевание.

Если у ребенка усиливается тревога, появляются страхи - незаменимый спутник тревоги, тогда могут развиваться невротические признаки. Неуверенность в себе как черта характера - это самоуничижительное отношение к себе, своим силам и способностям. Тревога как черта характера - это пессимистическое отношение к жизни, когда оно представлено как полное угроз и опасностей.

Неопределенность вызывает беспокойство и нерешительность, и они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.

По мнению многих экспертов (Кочубей Б.И., Новикова Е.В., Захаров А.И. и др.), Одной из причин детской тревожности является нарушение родительско-детских отношений.

Основными причинами тревожного поведения являются:

  • неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям их ребенка;
  • повышенная тревога самих родителей;
  • несогласованность родителей в воспитании ребенка;
  • предъявление противоречивых требований к ребенку;
  • чрезмерная эмоциональность родителей или хотя бы одного из них;
  • желание родителей сравнить достижения своего ребенка с достижениями других детей;
  • авторитарный стиль воспитания в семье;
  • гиперсоциальные родители: желание родителей все делать правильно, соблюдать общепринятые нормы и нормы.

Таким образом, неуверенность в себе, склонная к сомнениям и колебаниям, робкий, взволнованный ребенок нерешителен, самодостаточен, часто инфантилен, очень внушаем. Небезопасный, озабоченный человек всегда подозрителен, а подозрительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок боится других, ждет нападок, насмешек, обид. Он не справляется с задачей в игре, с делом.

Это способствует формированию психологических защитных реакций в виде агрессии, направленной на других. Итак, один из самых известных способов, которые часто выбирают взволнованные дети, основан на простом выводе: «Чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы они меня боялись». Маска агрессии тщательно скрывает беспокойство не только от других, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души они все еще испытывают ту же тревогу, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой поддержки.

Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегании лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, неактивен.

Также возможно, что ребенок найдет психологическую защиту, уходя в мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты; во сне его не воплощенные потребности удовлетворяются.

Фантазия - одно из самых замечательных качеств, присущих детям. Нормальные (конструктивные) фантазии характеризуются их постоянной связью с реальностью. С одной стороны, реальные события ребенка дают импульс его воображению (фантазии, кажется, продолжают жизнь); с другой стороны - сами фантазии влияют на реальность - ребенок чувствует желание осуществить свои мечты. Фантазии взволнованных детей лишены этих свойств. Мечта не продолжает жизнь, а контрастирует с жизнью. Тот же отрыв от реальности заключается в содержании тревожных фантазий, не имеющих ничего общего с реальными возможностями, с реальными возможностями и способностями, перспективами развития ребенка. Такие дети вообще не мечтают о том, в чем действительно заключается их душа, в которой они действительно могли бы проявить себя.

Тревога как определенное эмоциональное настроение с преобладанием чувства тревоги и страха сделать что-то неправильно, не отвечающего общепринятым требованиям и нормам, развивается ближе к 7 и особенно 8 годам с большим количеством неразрешимых страхов, исходящих из более раннего возраста.

Негативные последствия тревоги выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревоги может негативно повлиять на формирование дивергентного (т. е. творческого, творческого) мышления, для которого такие черты личности, как отсутствие страха перед новые естественны, неизвестны.

Таким образом, причиной беспокойства всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласие с самим собой, противоречивый характер его устремлений: когда одно сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Наиболее распространенными причинами такого внутреннего конфликта являются: ссоры между людьми, которые одинаково близки с ребенком, когда он вынужден встать на сторону одного из них против другого; несовместимость различных систем требований к ребенку, когда, например, то, что родители разрешают и поощряют, не одобрено в школе, и наоборот; противоречия между завышенными утверждениями, часто выдвигаемыми родителями, с одной стороны, и реальными возможностями ребенка, с другой, неудовлетворенностью основных потребностей, таких как потребность в любви и независимости.

Признаки детской тревоги: повышенная раздражительность, напряжение, близость; боязнь всего нового, неизвестного, необычного; неуверенность в себе, низкая самооценка; ожидание неприятностей, неудач, осуждения родителей; развитое чувство ответственности, желание сделать работу как можно лучше, отсутствие инициативы, пассивность, ожидание заказов от старших; боязнь общения с новыми людьми; неспособность контролировать чувства, слезы.

Однако у детей старшего дошкольного возраста тревога еще не является устойчивой чертой характера и является относительно обратимой при проведении соответствующей коррекционной работы. Содержание которого мы рассмотрим в следующем абзаце.

Коррекционная работа как средство снижения тревожности у детей дошкольного возраста

Средства - это объекты, созданные человеком, а также объекты естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей образовательной информации и инструмента деятельности учителя и учащихся для достижения целей обучения, воспитания и развития.

Под психологическими средствами воздействия на личность (в узком смысле этого слова) понимают действия, предпринимаемые воспитателем, направленные на изменение личности образованного.

В детской психологии была разработана коррекционная работа по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Итак, А.М. Прихожанин разработал методы и приемы коррекционной работы с тревогой, описал работу по психологическому воспитанию родителей и учителей.

Он разработал программы коррекции:

  • Программа для детей, поступающих в школу.
  • Программа для студентов, переходящих с начальной на среднюю.
  • Программа развития уверенности в себе и самопознания.

Е. Савина и Н. Шанина разработали рекомендации для воспитателя детского сада, следуя которым можно снизить или предотвратить детское беспокойство.

M.I. Чистякова в своей книге «Психогимнастика» разработала релаксационные упражнения как для отдельных мышц, так и для всего тела, которые будут очень полезны для тревожных детей.

Метод сказочной терапии набирает все большую популярность, поскольку коррекция посредством сказочной терапии - самый безопасный и интересный метод. В дошкольном возрасте информация, передаваемая ребенку с помощью ярких образов, будет ему наиболее доступна. Сказка помогает ребенку решить свою проблему через собственный эмоциональный фон.

Программа «Сказочная терапия с элементами психологического тренинга» (С. А. Севенюк, З. В. Аболенская и др.) И «Мастерская по сказочной терапии», созданная Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

Также для коррекции детской тревоги используется метод игровой терапии. В лечебных целях игру впервые использовал Зигмунд Фрейд. С этого момента возникает такое направление психотерапии, как игровая терапия. Игровая терапия, имеющая долгую историю, существует в самых разных формах. Психоаналитикам не сразу удалось найти эффективные методы игровой терапии. Это направление в отечественной психологии представлено следующими работами: «Программа игровой терапии для дошкольников А.Н. «Небесное путешествие» Малахова; L.I. Костина "Игровая терапия с взволнованными детьми".

На наш взгляд, целесообразно проводить коррекционную работу с озабоченными дошкольниками в игровой форме. Чтобы установить доверительные отношения и добиться более эффективных результатов занятий с детьми, целесообразно использовать индивидуальные формы работы.

По мнению большинства психологов, наиболее целостный и правильный подход к исправительной работе заключается в работе в двух направлениях: работа с самим ребенком и с его окружением.

При проведении корректирующих упражнений с беспокойным ребенком К. Мустакас рекомендует придерживаться следующих принципов:

  • во-первых, психолог признает ребенка как личность, верит в ребенка, уважает не только его достоинство, но и его страхи, деструктивные формы поведения и т. д.,
  • во-вторых, психолог поощряет ребенка самопроизвольно выражать свои чувства.

Как правило, когда встревоженный ребенок приходит в игровую комнату, он ожидает от взрослого особенных инструкций и инструкций: что можно и что нельзя делать. Многие дети остаются тихими и неуверенными. Психолог комментирует действия ребенка, поощряя его самостоятельность и инициативу. Таким образом, во время игры ребенок учится принимать решения, не боится действовать и становится более уверенным. При работе с беспокойными детьми психологу важно установить контакт как с опекунами, так и с родителями.

Подумайте о работе с беспокойным ребенком.

Желательно работать с тревогой в трех основных областях:

  1. повысить самооценку ребенка;
  2. о том, как научить ребенка снимать мышечные и эмоциональные нагрузки;
  3. развивать свои навыки в ситуациях, которые травмируют ребенка.

Работа во всех трех областях может выполняться либо параллельно, либо, в зависимости от приоритета, выбранного психологом, постепенно и последовательно.

Повысить самооценку ребенка.

Довольно часто взволнованные дети имеют низкую самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики со стороны других, обвинении себя во многих неудачах и страхе взять на себя новую трудную задачу. Такими детьми, как правило, чаще всего манипулируют взрослые и сверстники. Кроме того, чтобы взрослеть своими глазами, взволнованные дети иногда любят критиковать других. Чтобы помочь детям этой категории повысить свою самооценку, В. Куинн предлагает поддержать их, проявить искреннюю заботу о них и дать положительную оценку их действиям и действиям как можно чаще.

Если ребенок не испытывает такой поддержки со стороны взрослых в дошкольном и младшем школьном возрасте, то в подростковом возрасте его проблемы усиливаются. Взволнованный ребенок, становясь взрослым, может сохранять привычку выбирать только простые задачи для выполнения, поскольку именно в этом случае он может быть уверен, что он успешно справится с проблемой.

Чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку, можно использовать следующие методы работы:

  • Прежде всего, нужно как можно чаще называть ребенка и хвалить его в присутствии других детей и взрослых. Для этого в детском саду или на уроке можно отметить достижения ребенка на специально разработанных стендах («Звезда недели», «Наши успехи», «Мы можем сделать это», «Я сделал это!» И т. д.) наградите ребенка жетонами дипломов. Кроме того, таких детей можно поощрять, поручая им выполнение престижных заданий в этом коллективе (раздавать тетради, что-то писать на доске).
  • Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, не приводите им пример, потому что это негативно сказывается на формировании адекватной самооценки. Чтобы подчеркнуть динамику в работе ребенка над некоторыми из его качеств, лучше сравнить его успехи с его собственными результатами вчера, неделю или месяц назад.
  • При работе с детьми, страдающими низкой самооценкой, желательно избегать заданий, которые выполняются учителем в течение определенного фиксированного времени. У таких детей желательно задавать вопросы не в начале и в конце урока, а в середине. Не торопитесь и настраивайте их с ответом. Если взрослый уже задал вопрос, он должен дать ребенку долгое время для ответа, стараясь не повторять свой вопрос дважды или даже трижды. В противном случае ребенок не ответит в ближайшее время, поскольку он будет воспринимать каждое повторение вопроса как новый стимул.
  • Если взрослый обращается к взволнованному ребенку, ему следует постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение «с глазу на глаз» вселяет чувство доверия в душу ребенка.
  • Чтобы озабоченный ребенок не считал себя хуже других детей, желательно провести беседы с группой детского сада в группе детского сада, во время которой все дети рассказывают о своих трудностях, с которыми они сталкиваются в определенных ситуациях. Такие разговоры помогают ребенку понять, что у сверстников также есть проблемы, аналогичные их собственным. Кроме того, такие дискуссии способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка.

Работа по повышению самооценки является лишь одним из направлений работы с беспокойным ребенком, и быстрых результатов такой работы ожидать не приходится.

Обучение ребенка тому, как снять мышечную и эмоциональную нагрузку.

Как показали наблюдения, эмоциональный стресс у тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах на лице и шее. Кроме того, они имеют тенденцию зажимать мышцы живота. Чтобы помочь детям снизить стресс: как мышечные, так и эмоциональные, вы можете научить их выполнять упражнения на расслабление.

Помимо релаксационных игр при работе с озабоченными детьми, также необходимо использовать игры, основанные на телесном контакте с ребенком. Игры с песком, глиной, водой, различные техники рисования пальцами (пальцами, ладонями и т. д.) Также очень полезны.

Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также помогает снять мышечное напряжение. В этом случае нет необходимости прибегать к помощи медицинских специалистов. Мама сама может применить самые простые элементы массажа или просто обнять ребенка.

Б. Оклендер рекомендует работать с взволнованными детьми, устраивать импровизированные маскарады, шоу, просто красить их лица губной помадой старой мамы. Участие в таких представлениях, по ее мнению, помогает детям расслабиться.

Развитие самоконтроля в ситуациях, которые травмируют ребенка.

Следующим шагом в работе с беспокойным ребенком является развитие у него самообладания в травмирующих и незнакомых для него ситуациях. Даже если уже проделана работа по повышению самооценки ребенка и обучению его тому, как снизить мышечное и эмоциональное напряжение, нет никаких гарантий, что ребенок будет вести себя в реальной жизни или в непредвиденных ситуациях. В любой момент такой ребенок может запутаться и забыть все, чему его учили. Вот почему развитие навыков в конкретных ситуациях является необходимой частью работы с беспокойными детьми. Эта работа состоит в том, чтобы победить как ситуации, которые уже произошли, так и возможные в будущем.

Самые широкие возможности для работы в этом направлении предоставляет ролевая игра.

Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх. И используя технику доведения этой роли до абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны (иногда комическим), относиться к нему как к менее значимому.

Играя роль сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что он (как и его герой) способен справляться с трудностями.

Более того, очень важно не только разработать игровую ситуацию, но и обсудить с ребенком, как он может использовать опыт, полученный при разрешении жизненных ситуаций, полученный в игре. В нейролингвистическом программировании этот этап работы называется «приспособление к будущему».

Желательно выбирать «сложные» случаи из жизни каждого ребенка в качестве предметов для ролевых игр. Таким образом, если ребенок боится выступать перед аудиторией, то с ним следует потерять эту ситуацию, привлекая внимание ребенка к тому, что происходит с ним в любой данный момент, и к тому, как избежать неприятных переживаний и чувств (используя дыхательные упражнения. методы самогипноза: «Я лучший художник в мире», техники саморегуляции (попеременно сжимая руки в кулаки и расслабляясь и т. д.)). И если ребенок, посещающий детский сад, испытывает беспокойство при входе в медицинский кабинет, желательно поиграть с ним в «доктора».

Психологу придется справиться со второй его частью - изменением поведения взрослых в среде ребенка, опорой на его интуицию и здравый смысл, поскольку может быть много вариантов решения этой проблемы (столько же, сколько неблагоприятных факторов).

Рассмотрим содержание работы с родителями взволнованного ребенка.

Понятно, что ни один родитель не хочет, чтобы его ребенок стал беспокоиться. Однако иногда действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Часто родители предъявляют ребенку требования, которые он не может выполнить. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пытается добиться их любви и привязанности. Но, терпя одну неудачу за другой, он понимает, что никогда не сможет выполнить все, что его мать и отец ожидают от него. Он признает себя не таким, как все: хуже, бесполезным, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и умственно сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привык дышать неглубоко и часто, голова уходит к плечам, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выходить из комнаты. Все это не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает ему общаться со взрослыми и детьми, поэтому родители взволнованного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успеха), его компетенции в любой области (нет полностью неспособных детей).

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего обеда). Кроме того, вы должны отказаться от слов, унижающих достоинство ребенка. Не нужно требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше объяснить, почему он это сделал. Если ребенок извинился под давлением своих родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а горечь.

Полезно уменьшить количество комментариев. Вы можете попытаться записать все комментарии, сделанные ребенку в течение одного дня, и перечитать список вечером. Скорее всего, станет очевидно, что большинство комментариев сделать невозможно: они либо не принесли пользы, либо только навредили вам и вашему ребенку.

Вы не можете угрожать детям невыполнимыми наказаниями: («Заткнись, или я закрою рот! Я тебя оставлю! Я тебя убью!»). Они уже боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактической меры, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

Нежные прикосновения родителей помогут взволнованному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, и это избавит его от страха насмешек и предательства.

Вывод:

Родители взволнованного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как мама отреагирует сегодня на сломанную тарелку, еще больше боится, и это приводит его к стрессу.

Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на расслабление могут быть для них полезными.

Такие занятия можно рекомендовать не только родителям, но и учителям. Ни для кого не секрет, что беспокойство родителей часто передается детям, а беспокойство учителя - детям. Вот почему, прежде чем помочь ребенку, взрослый должен позаботиться о себе.

Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению тревожности. Чтобы создать такой климат, родители должны как можно больше общаться со своими детьми, устраивать совместные праздники, ходить в зоопарк, театр и на выставки. И жителям крупных городов желательно выходить чаще.

Поскольку тревожным детям часто нужно кого-то любить и ласкать, было бы неплохо иметь дома своих животных: кошку, собаку, хомяка или попугая. Совместный уход за любимым питомцем поможет наладить партнерские отношения в форме сотрудничества между родителями и ребенком.

Таким образом, у дошкольников тревога еще не является устойчивой чертой характера, и, когда проводится соответствующая коррекционная работа, ее можно уменьшить. Эта коррекция должна проводиться в двух направлениях: с ребенком и его окружением. Необходимо повысить самооценку ребенка; научить ребенка снимать мышечные и эмоциональные нагрузки; развивать у себя навыки в ситуациях, которые травмируют ребенка; обучить взрослых, окружающих тревожного ребенка, правилам поведения с таким ребенком.