Трансформационный процесс в национальной экономике Республики Беларусь

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 08.10.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Теория переходной экономики
Особенности рыночного механизма, как в Российской Федерации, так и за рубежом
Особенности формирования и развития рыночных отношений в переходной экономике
Обеспечение сбалансированного бюджета


Введение:

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала уже давно. Это было вызвано растущей неспособностью административно-командной экономики из года в год обеспечивать стабильные темпы экономического развития. Ситуация осложнялась тем, что экстенсивные и продолжающиеся попытки использования интенсивных факторов роста были исчерпаны.

В результате страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в технико-технологических отношениях. Все это привело к необходимости реформирования административно-командной экономики, ее трансформации в рыночную экономику. Формирование современной рыночной экономики достаточно сложно, так как необходимо коренным образом трансформировать сложившуюся десятилетиями административно-командную систему.

В рыночных условиях спрос становится решающим фактором в формировании структуры производства. В связи с этим одним из необходимых элементов процесса преобразования планово-распределенной экономики в рыночную является реформа структуры производства. Однако спрос может эффективно регулировать структуру производства при наличии определенных условий, главными из которых являются конкуренция и рыночные институты. Поэтому в процессе становления рыночной экономики в Беларуси крайне важны системные реформы, от которых зависит продолжительность трансформационного периода. Реформа структуры особенно актуальна для белорусской промышленности. В последние годы рост промышленного производства в Беларуси происходит на фоне ухудшения воспроизводственной структуры выпуска продукции. Растет несоответствие между структурой спроса и структурой выпуска, что выражается в производстве невостребованной продукции на склад. Политика достижения финансовой стабилизации в Беларуси еще острее обнажила проблемы неэффективных предприятий, началось сокращение избыточной занятости.

Все вышесказанное подтверждает необходимость структурной перестройки белорусской промышленности, которая на определенном этапе была отложена. Более того, масштаб кризисных процессов свидетельствует о том, что для эффективного развития промышленности этот процесс должен быть глубоким и комплексным, обеспечивающим эффективное межотраслевое движение ресурсов в результате конкуренции.

Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует достаточно длительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризуется как промежуточное состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, в основном изменения в развитии, а не в функционировании, как это характерно для нынешней системы.

Актуальность темы обусловлена современным состоянием экономики Республики Беларусь, являющейся ярко выраженной формой переходной экономики, и необходимостью ее реформирования с целью формирования рыночной экономики с соответствующими рыночными институтами и достижения рыночного равновесия. Все это говорит о том, что выбранная для исследования тема является актуальной и требует разработки концептуальной основы эффективного государственного регулирования трансформационной экономики для обеспечения экономического роста.

Целью исследования является изучение трансформационных процессов в национальной экономике Республики Беларусь. Реализация этой цели требует синтеза достижений в различных областях экономических знаний с практическим отечественным и зарубежным опытом реформ и, в частности, государственного регулирования.

Задачами работы являются определение и сущность трансформационного процесса, его особенностей и этапов развития в национальной экономике, выявление оптимальных путей перехода экономики Республики Беларусь к рыночной экономике и достижение рыночного равновесия с учетом национальных традиций. Анализ и перспективы рыночной трансформации экономики Республики Беларусь.

Объектом исследования являются экономические отношения и процессы, происходящие в период экономических преобразований.

Предметом исследования являются политико-экономические аспекты трансформации отношений, складывающихся в процессе государственного регулирования экономики в период перехода к рынку в Республике Беларусь.

Задачи решались на основе критического восприятия нормативных правовых документов национального и местного уровней, а также отечественных и зарубежных материалов по исследуемой проблеме. Теоретические положения и выводы, содержащиеся в курсовой работе, основаны на анализе статистического материала по функционированию экономики Республики Беларусь.

В то же время, несмотря на большое количество научных работ и публикаций, появившихся в последнее время, государственное регулирование трансформационной экономики остается недостаточно изученным для экономической теории. В работах исследователей рассматриваются проблемы, касающиеся характера и специфики государственного регулирования в условиях становления рыночной экономики, конструктивного взаимодействия государственных и предпринимательских структур и др. по-прежнему плохо закрываться. На сегодняшний день в экономической литературе отсутствуют комплексные исследования по проблемам государственной поддержки малого предпринимательства на национальном и региональном уровнях, государственного регулирования инвестиционной деятельности в условиях трансформационной экономики.

Трансформация, сущность, признаки, особенности, этапы

В современной экономике, носящей социальный характер и сочетающей в себе культуру конкуренции и кооперации, все большее значение приобретают отношения кооперации как основополагающей характеристики хозяйственной деятельности. С развитием и повышением уровня зрелости экономической системы возрастает разнообразие факторов, влияющих на ее изменения. Трансформация направлена на достижение эффективного взаимодействия социально-экономических целей и факторов. В то же время государство должно сохранять свою регулирующую роль, поскольку развитие рыночной инфраструктуры и рыночных институтов, находящихся под влиянием государства, значительно возрастает в ходе масштабных социальных трансформаций.

Трансформация - это способ развития экономической системы. Функциональное развитие, связанное с сохранением относительно стабильного состояния, устойчивости и качества системы, системы, накопление изменений переходит в трансформационное развитие, включающее стадию количественных и качественных изменений в системе, сохранение ее устойчивости и стадию вырождения системы (собственно трансформацию), связанную с качественными изменениями, с нарушением устойчивости, что может привести либо к принятию новой системы, либо к ее коллапсу. Трансформация предполагает изменение компонентов, параметров, пропорций, связей экономической системы, которые, накапливаясь, обусловливают ее переход в новое качественное состояние. Через трансформацию система достигает иного уровня функционирования, ранее недоступного и невозможного для нее, при изменении своей организации. Трансформация - это объективно-субъективный процесс, с одной стороны, протекающий в соответствии с объективными законами, а с другой, инициируемый и регулируемый субъектами для того, чтобы ускорить его и придать ему определенное направление.

Трансформационная экономика-современный этап развития мировой экономической системы, характеризующийся:

  • Глобализацией и урбанизацией;
  • Ускорением научного прогресса;
  • Процессами информатизации;
  • Превращением экологии в экономический ресурс;
  • Переоценкой старых традиционных ресурсных и производственных технологий;
  • Изменением функций государства.

Органическим элементом институциональных преобразований в переходной экономике является качественно реальное изменение роли государства посредством проведения системной политики по проведению обоснованной административной и судебной реформы.

На трансформацию активно влияет характер сочетания рыночных и нерыночных отношений, эффективность механизма координации денежно-ценовых и непосредственно социально-экономических отношений.

В зависимости от характера влияния на трансформационные процессы все субъекты могут быть разделены на группы. В первую группу входят субъекты, инициирующие трансформационные процессы. Это правящая элита, государственные чиновники, деятельность которых связана с экономической службой. Именно они инициируют процессы реформ, меняют правовые нормы, создают новые институты. В ходе трансформационной деятельности правящая элита определяет цели, вырабатывает новые правила игры, оформляя их в правовую форму и контролируя их реализацию. Основной интерес таких групп, собственность и власть, а также стремление занять позиции в стратегических секторах экономики.

Выделены следующие элементы экономической реформы:

  • Либерализация экономических отношений;
  • Институциональные преобразования и формирование экономического порядка;
  • Трансформация реального сектора экономики.

На стыке старой и новой экономических систем формируется переходная эпоха, характеризующая трансформацию всей системы общественных отношений, в том числе и отношений собственности. Полное освоение новой системы экономических отношений реальным сектором экономики является критерием завершения переходной экономики. Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период, можно выделить наиболее характерные, неизбежные закономерности, утрата государством функций единоличного распоряжения экономическими ресурсами, бюджетный кризис, трансформационный спад.

Основные задачи трансформационной экономики решаются через следующие этапы:

  • Осуществление финансово-кредитной стабилизации экономики путем проведения жесткой денежно-кредитной политики;
  • Разгосударствление и приватизация экономики и развитие предпринимательства и конкуренции на этой основе;
  • Демонополизация экономики;
  • Либерализация цен, переход к их формированию в соответствии с рыночным механизмом;
  • Формирование рыночной инфраструктуры;
  • Создание мощной системы социальной защиты населения;
  • Достижение социальной переориентации экономики на основе активной структурной и инвестиционной политики в направлении опережающего развития производства потребительских товаров и услуг.

Трансформация административно-командной системы в рыночную экономику может осуществляться двумя путями, эволюционным и шоковой терапией. Разница между ними заключается в сроках системных изменений и мерах стабилизации, степени охвата рыночных механизмов национальной экономики, объеме регулирующих функций государства и др.

Продолжительность трансформации зависит как от стартовых условий страны, так и от успешности внедрения рыночных институтов в ходе трансформации, а также от макроэкономической стабилизации, прежде всего финансовой. Стабилизация, а также либерализация и рыночные институты являются непременным условием эффективной структурной перестройки реального сектора.

Различаются следующие этапы трансформации общества. Этап 1 - это так называемая техническая приватизация, успех которой полностью предопределен балансом интересов в обществе. Это запускает стихийный процесс приватизации, как в легальных, так и в нелегальных формах. Таким образом, первичная приватизация просто узаконивает права собственности, которые были незаконны в командной экономике. Политическая воля государственной власти является стимулом для начала этой приватизации.

Самое главное для этого этапа, очень быстрый количественный рост частных предприятий и структур, регулирующих права частной собственности. Признаком завершения первого этапа является снижение интенсивности роста числа предприятий и появление качественных изменений в сложившихся институтах частной собственности.

Второй этап состоит из двух параллельных процессов, интенсивного перераспределения прав частной собственности после первоначальной приватизации и упорядочивания хаотического вмешательства государства в этот процесс. Признаком завершения второго этапа является определенная стабилизация систем новых прав собственности и качественная и количественная стабилизация новой системы экономических механизмов.

На третьем этапе появляется устойчивая система прав собственности. Для этого требуется полностью завершенный набор других элементов. Третий этап, последний в программе приватизации, после которого происходит полный переход к рыночной экономике.

Проблема трансформации порождает множество вопросов, среди которых важное место занимает вопрос, связанный с выбором направления трансформации той или иной экономической системы. Для постсоциалистических стран, например, этот выбор связан с ориентацией на рыночную экономику. Однако необходимо учитывать сложность экономического развития, появление многих сфер, где рыночная мотивация ограничена или невозможна. В результате возрастают обязанности государства и требования к нему со стороны личности, бизнеса и общества. Кроме того, развитие экономики в современных условиях во многом становится зависимым не столько от удовлетворения индивидуальных потребностей, сколько от оптимального сочетания общественных и индивидуальных интересов, что повышает значимость коллективности и усиливает координирующую роль надиндивидуальных сил.

Вектор трансформации трансформируемой экономики зависит от исходной точки, с которой начались реформы. Экономика каждой из бывших советских стран, возможно, несколько отличалась от других, но именно это определило ход реформ в этой стране, сделав процесс трансформации сугубо индивидуальным, непохожим на аналогичные процессы в соседних странах.

Реформы в Восточной Европе и Беларуси по существу очень схожи, используются одни и те же инструменты (приватизация, либерализация цен и т. д.), и аналогичные меры принимаются для преодоления кризиса в социально-экономической системе. Основные различия в осуществлении реформ выявляются не из-за принципиально разных методов проведения реформ, а из-за той базы, на которой начались реформы, которая является трансформируемой.

Следует отметить, каковы эти различия:

  • Структура собственности;
  • Уровень либерализации цен в стране;
  • Степень либерализации повседневной жизни граждан;
  • Количество (качество) рыночных элементов в дореформенной экономике;
  • Направление развития экономики страны и ее зависимость от других социалистических стран;
  • Проникновение экономики и ее связь со странами развитого капитализма.

Приватизация осуществляется с использованием целого комплекса методов. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки.

К концу нулевых постсоветские страны прошли два этапа трансформации. Первый этап - это 90-е годы прошлого века, когда направление политических процессов в этих странах характеризовалось двумя ключевыми тенденциями, стабилизацией и адаптацией. И элиты, и большинство населения были заинтересованы в стабилизации общественно-политической ситуации, которая после распада СССР грозила кровавыми конфликтами, развалом государства, потерей многих средств к существованию. Важность адаптации сводилась к тому, что большая часть населения была абсолютно не готова к новым условиям жизни. Для успешного решения этих задач необходимо было создать новые национальные государства. Именно эта цель позволила нам избежать распада социальных структур в условиях острого социального конфликта и дефицита ресурсов.

Повестка дня первого этапа преобразований была исчерпана к началу 2000-х гг. Таким образом, различные межэтнические конфликты были заморожены там, где они происходили (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье), гражданские войны были остановлены в тех странах, где они происходили (Грузия, Таджикистан). Наконец, повсюду образовались новые национальные государства. Даже случаи возникновения непризнанных республик в результате замороженных межэтнических конфликтов, приведших к фактическому отделению отдельных территорий от бывших метрополий, не ставили под сомнение реальное устройство национальных государств. Все эти государства формировались по принципу, чем дальше от России, тем больше шансов создать сильное национальное государство. Единственным исключением была Беларусь, которая как национальное государство формировалась по иному алгоритму, чем ближе к России, тем больше шансов стать полноценным национальным государством.

В 2000-е годы начинается новый этап трансформации. Хронологически он совпадает с началом экономического роста. В результате уровень публичных претензий растет. Если раньше люди были готовы довольствоваться малым, чтобы сохранить стабильность, то теперь они начинают требовать большего, и не только в плане улучшения своего благосостояния. Вместо темы адаптации новая повестка дня фокусируется на выборе дальнейших целей и путей развития.

Но в то же время, благодаря экономическому росту, расширяется ресурсная база доминирования постсоветских элит, которые не хотят делиться властью и собственностью с более широкими социальными слоями. В процессе стабилизации общества каналы вертикальной мобильности постепенно блокируются. Социальные лифты перестают работать. На пересечении этих тенденций возникает новая волна общественного интереса к демократизации. В массовых социальных слоях существует потребность в большей социальной справедливости. Эти требования частично подхватываются некоторыми постсоветскими элитами, которые чувствовали себя обделенными в результате многочисленных перераспределений власти и собственности.

Таким образом, характерной чертой первых пяти лет (1991-1995 гг.) является ярко выраженный спад производства и макроэкономическая нестабильность. На это повлияло резкое сокращение традиционных рынков сбыта белорусской продукции, рост цен на импортное сырье и энергоносители, снижение внутреннего спроса и изменение его структуры. Высокая инфляция вызвала обесценивание фондов во всех отраслях экономики. Второй (1996-2000 гг.) и третий этапы, начавшиеся в 2001 г, отражают результаты структурных преобразований в экономике, которые будут продолжаться в течение нескольких пятилеток. Они характеризуются целенаправленной деятельностью органов государственного управления по созданию необходимых условий для обеспечения экономического роста и повышения уровня жизни населения.

В настоящее время в Республике господствует монополия государственной собственности и власти. Более 80% государственной собственности находится в ведении административного аппарата, принимающего экономические решения. На долю государственных предприятий приходится подавляющее большинство производственных фондов, 62% от общего объема промышленного производства. Почти 90% земли принадлежит государству или колхозам, 3,1% находится в частной собственности и 4,2% находится в постоянном пользовании частных лиц. Иностранцам разрешается покупать или сдавать землю в аренду.

Высока также доля государства в собственности частично приватизированных предприятий. Даже когда происходит акционирование, государство по-прежнему имеет значительную часть имущества преобразованных предприятий, право передавать их в управление министерствам и другим центральным органам управления, а также назначать работников, прошедших специальную подготовку, представителями государства в открытых акционерных обществах. Например, 75 из 93 предприятий концерна Беллегпром являются негосударственными предприятиями, но все они, где государство имеет долю, имеют своего представителя, проводника государственной политики. Доля государства в уставном капитале негосударственных промышленных предприятий колеблется от 4 до 95%. В среднем государству принадлежит 40-50% акций. Поэтому было бы неверно называть многие из них негосударственными.

Наследие административно-командной системы-ведущее положение государства как крупнейшего монопольного субъекта экономических отношений, неразрывная связь собственности и власти, многообразие форм реализации прав собственника, государственный контроль над экономикой, не тождественный государственному регулированию,-сохраняется.

Возможности для создания конкурентных рыночных отношений ограничены частым вмешательством органов власти в деятельность предприятий. В Совете директоров Славнефти 4 депутата.

Примерами усиления государственной монополистической практики являются, вмешательство государства в деятельность акционерных обществ, введение золотой акции в 1997 году. 

Условия переходного периода, некоторые негативные результаты этих реформ, создаваемые финансово-промышленные группы (ФПГ), региональные консорциумы и ассоциации не могут не сказаться на монополизме. Она трансформируется в скрытые формы. Формируются государственно-чиновничьи, Директорско-административные, мафиозно-клановые монополии. Таких структур нет нигде в мире.

В Беларуси усиливается отраслевой монополизм в результате формирования межотраслевых монопольных структур. Неплатежеспособность предприятий ускоряет их кооперацию в процессе приватизации. В настоящее время существует монополия денежного капитала и банковских структур, а также информационная монополия.

В республике отсутствует рыночная конкуренция в сфере материального производства, но ее гипертрофированные разновидности появились в сферах товарного и денежного обращения, услуг, среди предприятий общественного питания, между государственным и негосударственным секторами экономики, иностранными экспортерами и белорусскими производителями.

Опыт стран с переходной экономикой показывает необходимость демонополизации экономики, изменения характера управления предприятиями и формирования конкурентоспособной экономики на основе приватизации, развития малого и среднего бизнеса, соответствующей протекционистской политики, наличия рынка земли и недвижимости, устойчивой денежно-кредитной и финансовой систем.

За прошедшие годы трансформационного периода не сформировался класс эффективных собственников, чему должна способствовать приватизация. До недавнего времени приватизационный процесс в Республике Беларусь носил затухающий характер.

Государство не было акционером ни в одном из акционерных обществ, созданных в 1991-1992 годах. Затем ситуация существенно изменилась. Доля акций, принадлежащих государству, в уставных фондах компаний росла из года в год.

В результате структура акционерного капитала выглядит следующим образом: 

  • Отсутствие государственной собственности - 30%;
  • Государству принадлежит менее 25 % акций - 8%. 
  • Государству принадлежит от 25 % до 50% акций - 14%; 
  • Государству принадлежит от 505 % до 75% акций - 9%; 
  • Государству принадлежит более 750 % акций - 39%.

В промышленности реформировано 32% предприятий, подлежащих отраслевой реформе, в строительстве - 28%, в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании - 70,2%, в агропромышленном комплексе - 52%, в других отраслях народного хозяйства - 6%.

Наибольшее количество предприятий было реформировано в Минске, за ним следуют Брестская область, Гомельская, Гродненская, Минская, Могилевская и Витебская области.

Приватизация в Беларуси не раз считалась важным источником доходов бюджета. Беларусь имеет один из самых низких темпов внедрения среди стран СНГ. в то же время Беларусь имеет один из самых малых размеров частного сектора в ВВП - около 20%, в то время как доля сектора евродепутатов - около 10%.

Заключение

Переход от административно-командной экономики к рыночной означает радикальную трансформацию всей системы экономических отношений (форм собственности, распределения ресурсов, отношений между экономическими агентами и др.).

Переход к рынку осуществляется по следующим основным направлениям:

  • Либерализация экономики (отмена или резкое сокращение запретов и ограничений во всех сферах хозяйственной деятельности);
  • Институциональные изменения (изменение отношений собственности, формирование новых хозяйствующих субъектов, создание новых формальных и неформальных правил хозяйствования);
  • Структурные преобразования (реструктуризация национальной экономики для удовлетворения платежеспособного спроса);
  • Формирование соответствующей рыночной экономике системы социальной защиты населения.

Практика показала два пути трансформации административно-командной экономики в рыночную, эволюционный (постепенное создание рыночных институтов) и радикальный (шоковая терапия). Фактически почти все страны с переходной экономикой используют некоторые элементы как эволюционного, так и радикального пути.

Опыт стран с переходной экономикой показал, что не столько смена собственника (приватизация), сколько изменение условий (создание конкурентной среды) определяет экономический рост и эффективность управления предприятием.

Существующая правовая система Республики Беларусь до сих пор не может в полной мере защитить права и интересы предпринимателей. Для обоснованного определения направлений приоритетного внимания государства к предпринимательству необходимо обратиться к принципам предпринимательской деятельности.

Исходя из их сущности, можно выделить следующие направления приоритетного приложения усилий:

  • Стимулирование развития передовых технологий, обеспечивающих конкурентоспособный уровень производственных мощностей и технологий (в том числе интеллектуальных технологий управления) с целью повышения интенсивности, качества и общей эффективности производственного процесса;
  • Разработка соответствующих образовательных и обучающих программ, программ информационно-консультационной поддержки;
  • Развитие конкурентной среды, стимулирующей процессы своевременного запуска процедур санации и банкротства с целью высвобождения солнечного пространства для более эффективных предприятий;
  • Развитие взаимовыгодных и слаженных отношений между различными уровнями вертикали;
  • Развитие комплекса внешних инфраструктурных условий (как физических, коммуникации, коммуникации, производственные мощности, так и нефизических, политические, правовые, экономические, социальные, культурные, технологические).

Таким образом, эти аспекты сосредоточены в первую очередь на косвенных стимулирующих формах поддержки. Потому что в привлекательной стимулирующей среде для развития предпринимательства и доверия бизнеса и населения к государству финансовые потоки начнут формироваться не извне (регион или страна), а из внутренних точек роста. Соответственно, привлечение внешних финансовых потоков будет тогда осуществляться не на условиях подачек и раздач, а через сотрудничество, партнерство и честную конкуренцию.

В заключение хотелось бы еще раз отметить те аспекты, развитие которых позволит государству наиболее эффективно трансформировать рыночные отношения и создать оптимальные условия для их развития в Республике Беларусь: 

  • Ускорение приватизации, особенно малых и средних предприятий; 
  • Завершение проверки приватизация без денежной компенсации;
  • Переход к конкурентным методам приватизации (инвестиционные конкурсы, аукционы, тендеры) и продаже контрольного пакета акций; 
  • Смещение приоритетов с местных инвесторов на иностранных;
  • Ускорить предприватизационную реструктуризацию с целью увеличения стоимости и стоимости приватизируемого предприятия.