Традиционные и модерные социальные институты: сравнительный анализ
Содержание:
- Понятие социального института
- Эволюция социальных институтов
- Классификация и функции социальных институтов
- Типология социальных учреждений
- Институционализация
- Функции социального института
- Дисфункции социального института
- Основные социальные институты
- Государственный институт
- Институт образования
- Семейный институт
- Церковный институт
- Вывод:
Предмет: | Социология |
Тип работы: | Курсовая работа |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 01.04.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по социологии:
Много готовых курсовых работ по социологии |
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Социология - это наука о законах, регулирующих формирование и развитие социальных систем, сообществ, групп и отдельных лиц. Социология как наука появилась в 1989 году. Термин «социология» состоит из слов двух разных языков: латинского и греческого. В переводе с латинского «socium» - это общество, а с греческого «logos» - это исследование. Согласно идеям О. Конта, социология должна была объединить все концепции и знания общества в единый организм и дать ему научную основу. Те. Объектом социологии является специфика развития общества.
Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они развиваются в ходе социального взаимодействия». Непосредственный помощник в изучении социального общества может включать такие дисциплины, как:
- история - изучение влияния времени на общество,
- экономика - изучение влияния экономических отношений, с которыми люди вступают в социальную группу (производство, обмен, продажа, потребление товаров)
- политология - изучение влияния политической власти на людей и социальные группы,
- психология - изучение поведения человека в группе, обществе,
- религия - изучение влияния религиозной культуры на общество (влияние церкви, сект) и т. д.
Помимо изучения общества как единого организма, социология изучает социальные отношения в этом обществе, а также социальные сообщества и их деятельность. Те. изучает человеческое общество, в котором существуют определенные типы общественных отношений. Это отношения, которые обеспечивают общество наиболее важными потребностями, необходимыми для функционирования социальной группы как социальной единицы.
Например, они включают в себя:
- потребность в материальном богатстве, которое заставляет людей укреплять и поддерживать производственные отношения;
- необходимость социализировать молодое поколение и обучать молодежь культурным особенностям группы, что заставляет нас консолидировать и поддерживать семейные и учебные отношения молодых людей.
На основе таких отношений в обществе возникают различные виды социальных связей (экономические, политические, культурные, религиозные и т. д.). Те. в социальном обществе устанавливаются связи от семьи до системы религии и государства. Такие связи также называют социальными институтами. Именно социальные институты поддерживают совместную совместную деятельность в организациях, определяют устойчивые модели поведения, идеи и стимулы. Поэтому изучение социального института и институциональных отношений является одной из основных задач социологии.
Понятие социального института
Основным объектом исследований в социологии являются социальные институты. Само понятие «институт» на латыни - это учреждение, организация, институт. Это особая форма организации совместной деятельности общества людей, а также определенных отношений между людьми.
Отсюда и социальный институт:
- ролевая система, которая также включает в себя нормы и статусы;
- набор обычаев, традиций и правил поведения;
- формальная и неформальная организация;
- свод норм и институтов, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
- отдельный набор социальных действий.
Отсюда мы делаем вывод, что «Социальный институт» является стабильной, организованной, общепризнанной формой взаимоотношений между людьми, созданной для выполнения одной из функций общества.
Устойчивый - означает существующий в течение достаточно длительного времени в более или менее постоянной, стандартной форме.
Организованный - означает существование в форме определенной организации, устойчивой группы, формализованной, имеющей границы.
Общепризнанный - означает принятый в соответствии с большинством. Каждое учреждение имеет свой собственный набор правил поведения и ролей для выполнения соответствующей социальной функции.
В социальном обществе существуют сотни институтов, но наиболее выделяются политический институт, экономический институт, социокультурный институт, институт религии, институт образования и институт семьи. Примеры учреждений: семья, образование, армия, полиция, здравоохранение, банки, право и т. д.
Адаптируясь к окружающей среде, общество создает свои социальные институты, на которые напрямую влияют историческое время, географическое положение, этнические и культурные связи, религиозная и политическая власть и т. д. Поэтому институты разных обществ отличаются друг от друга и отражают культурные имиджевая характеристика этого общества
Например, учитывая институт брака между разными народами, он содержит своеобразные обряды и обряды, основывается на нормах и правилах поведения, принятых в каждом обществе. В некоторых странах институт брака допускает многоженство, а в других странах это строго запрещено. С течением времени сами понятия брака также меняются, например: ранний брак был неприемлемым без надлежащей регистрации, а в современном обществе существует концепция гражданского брака, то есть брака без регистрации.
Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы для большого количества людей. Помимо институтов, они также выступают в качестве инструментов социального контроля, поскольку из-за своей нормативной природы они заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и моделей поведения.
Эволюция социальных институтов
Появление заведений произошло в древние времена. Социальные институты, которые существуют в настоящее время, появились не сразу. Человечество научилось выживать и адаптироваться к жизни благодаря развитию обычаев, традиций, устанавливающих определенные нормы и правила поведения в обществе. Итак, первый институт экономики - производства - по мнению социологов, возник около 2 миллионов лет назад. Но тогда в обществе возникли только отношения, связанные с появлением первого орудия труда, созданного человеком.
Антропологи отводят институту семьи второе место и считают, что нижняя граница проходит у отметки 500 тысяч лет. С тех пор семья постоянно развивалась, принимая множество форм и разновидностей.
Например:
- многоженство.
- полиандрия - это редкая форма многоженства - многоженство.
- моногамия - существование супружеской пары - мужа и жены.
- экзогамия - запрет браков между мужчинами и женщинами одной и той же социальной группы, клана (между родственниками).
- эндогамия - брак между мужчинами и женщинами одной и той же социальной группы, род (эндогамные группы - племя, существовавшее в эпоху первобытнообщинного строя).
- сожительство - незарегистрированный брак. Такой брак часто называют «гражданским». Это брак, в котором отношения между партнерами не оформляются в порядке, установленном законом.
- нуклеарная семья - семейная пара с незамужними детьми.
- сложная семья (расширенная) - сожительство нескольких поколений родственников. Те. различные родственники одного или каждого из супругов (бабушки и дедушки, бабушки и дедушки, родители и т. д.). Это может также включать несколько супружеских пар, члены которых связаны родственными отношениями и совместным управлением.
- А есть равноправные, авторитарные, полные и неполные семьи и другие.
Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тысяч лет.
Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм, анимизм) появилась около 30-40 тысяч лет назад, но некоторые археологи, учитывая возраст самых старых настенных росписей (15 тысяч лет) и миниатюрных скульптур, отражают рождение культа Матери-Земли (25 тыс. Лет), считают ее возраст несколько меньше.
Как уже упоминалось, внутри основные институты являются неосновными, что также называется социальной практикой или обычаями. Каждый главный институт имеет свои системы установленных практик, методов и процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный отбор, размещение и оценка работников, маркетинг, рынок и т. д. Также внутри института семьи и брака существуют институты материнства и отцовства. родовая месть, побратимство, наследование социального статуса родителей и т. д. Допустим, обычай свиданий является частью социальной практики ухаживания. В отличие от основного учреждения, неосновное учреждение выполняет специализированную задачу, обслуживая определенный обычай или удовлетворяя неосновные потребности.
Классификация и функции социальных институтов
Типология социальных учреждений
Все социальные институты обычно делятся на основные и неосновные. Последние скрыты внутри первых, представляя меньшие образования. Помимо деления на основные и неосновные институты, они различаются по времени их взаимодействия и продолжительности их существования (постоянным и краткосрочным), строгости санкций, применяемых за нарушение правил, условий существования , наличие или отсутствие формальных правил и процедур.
Существует пять основных потребностей и пять основных социальных институтов:
- необходимость воспроизводства семьи (семейного учреждения);
- необходимость обеспечения безопасности и порядка (состояние);
- необходимость получения средств к существованию (производства);
- необходимость передачи знаний, социализация подрастающего поколения (образовательных учреждений);
- потребности в решении духовных проблем (институт религии).
Отсюда следует, что социальные институты классифицируются по следующим сферам жизни общества:
- экономическая сфера - отношения в процессе материального производства (производство, распределение, потребление материальных благ, имущества, денег, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда). Учреждения, связанные с экономической сферой: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы. То есть эти институты организуют экономическую деятельность; обслуживать производство и распределение ценностей и услуг; формироваться на материальной основе общества.
- политические - отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, связанные с политической сферой: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии, армия, полиция. Те. эти учреждения регулируют использование ценностей и услуг и связаны с властью; основано главным образом на манипулировании элементами власти для установления, осуществления и поддержания этой власти.
- родственные институты (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи. Те. Семья - институт, регулирующий сексуальные отношения, рождение и социализацию детей.
- Военные - институт, который организует законное наследство и защищает членов общества от физической опасности.
- учреждения образования и культуры. Их задача - укреплять, создавать и развивать культуру общества, передавая ее будущим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения и творческие союзы.
- социальные - отношения между различными социальными и возрастными группами; мероприятия по обеспечению социального обеспечения. Учреждения, связанные с социальной сферой: коммунальные услуги, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга.
- религиозные институты организуют отношение человека к трансцендентным силам, то есть к сверхчувственным силам, действующим вне человеческого эмпирического контроля, и отношение к священным объектам и силам, возникающим в процессе создания духовных ценностей, коллективного поклонения богам.
Институционализация
Первое, наиболее часто используемое значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всех видов упорядочения, формализации и стандартизации общественных отношений и отношений. А процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.
Институционализация - это трансформация явления или движения в организованный институт, упорядоченный процесс с определенной структурой отношений, иерархией власти, дисциплины и правил поведения.
Классический институционализм возник в начале двадцатого века в Соединенных Штатах. Торстейн Веблен считается его основателем. Последователи институционализма стремились расширить сферу экономического анализа, используя подходы и методы смежных наук. Представителями институционализма были Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Кларенс Эйрес, Митчелл, Уэлси Клэр, Джон Кеннет и другие. Они считали, что поведение экономического человека формируется в основном внутри и под влиянием социальных групп и коллективов.
В работах институционалистов вы не найдете увлечения сложными формулами, графиками. Их аргументы обычно основаны на опыте, логике, статистике. Основное внимание уделяется не анализу цен, спроса и предложения, а более широкому плану. Их волнуют не только экономические проблемы, но и экономические проблемы в сочетании с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами. Ориентируясь на решение отдельных, как правило, важных и актуальных задач, институционалисты не разработали единой методологии, не создали единой научной школы. Это проявило слабость институционального направления, его нежелание развивать и принимать общую, логически гармоничную теорию.
Позади любого социального института есть своя история его институционализации. Институционализация может касаться любой публичной сферы: экономической, политической, религиозной и т. д.
Конкретные примеры институционализации могут включать: превращение общественных собраний в парламент; поговорки, творческое наследие мыслителя - философской или религиозной школе; Страсть к любому литературному жанру, музыкальное направление - к субкультурной организации.
Понятие институционализма включает два аспекта: «институты» - нормы, обычаи поведения в обществе и «институты» - консолидация норм и обычаев в форме законов, организаций, институтов.
Смысл институционального подхода не ограничивается анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, но включает в себя анализ институтов и учитывает неэкономические факторы.
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов.
По определению известного социального исследователя Г. Ленского, социальные процессы порождают такие процессы институционализации, как:
- необходимость общения (язык, образование, общение, транспорт);
- необходимость производства товаров и услуг;
- необходимость распределения выгод (и привилегий);
- необходимость обеспечения безопасности граждан, защиты их жизни и благополучия;
- необходимость поддержания системы неравенства (размещение общественных групп по должности, статусу в зависимости от разных критериев);
- необходимость общественного контроля над поведением членов общества (религия, мораль, право, пенитенциарная система).
Отсюда следует, что каждое социальное учреждение характеризуется наличием цели своей деятельности, специфических функций, обеспечивающих достижение такой цели, совокупности социальных позиций и ролей, характерных для этого института. Исходя из вышеизложенного, мы можем дать другое определение социального института. Социальные институты - это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе социальных ролей, выполняемых членами, определяемых социальными ценностями, нормами и поведением.
Функции социального института
Каждое учреждение выполняет свою характерную социальную функцию.
Функция (от латинского - исполнение, внедрение) социального института - это то преимущество, которое оно приносит обществу, т. е. это набор задач, которые необходимо достичь, цели, услуги, оказанные услуги. Совокупность всех социальных функций добавляется к общим социальным функциям социальных институтов как определенных типов социальных систем. Эти функции очень разнообразны.
Социологи разных направлений стремятся классифицировать эти функции и представлять их в виде определенной упорядоченной системы. Представители институциональной школы социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) Выделяют несколько основных функций социальных институтов.
Первая и самая важная функция социальных институтов - удовлетворять самые насущные потребности общества, то есть то, без чего общество не может существовать как таковое. Он не может существовать, если он не пополняется постоянно новыми поколениями людей, приобретает средства жизни, живет в мире и порядке, приобретает новые знания и передает их будущим поколениям и занимается духовными проблемами.
Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и развитие социальных ролей). Это можно назвать универсальным. Также универсальными функциями институтов являются: консолидация и воспроизводство общественных отношений; регулирующий; интегративный; вещания; общительность.
Наряду с универсальными существуют и другие функции - специфические. Это функции, которые присущи одним учреждениям и не свойственны другим. Например: установление, руководство и поддержание порядка в обществе (государстве); открытие и передача новых знаний (наука и образование); получение средств к существованию (производство); воспроизводство нового поколения (институт семьи); проведение различных ритуалов и богослужений (религии) и т. д.
Некоторые учреждения выполняют функцию стабилизации общественного порядка, в то время как другие поддерживают и развивают культуру общества.
Все универсальные и специальные функции могут быть представлены в следующей комбинации функций:
- Репродукция - репродукция членов общества. Основным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но в нее вовлечены и другие социальные институты, такие как государство, образование, культура.
- Производство и распространение. Предоставляются экономические - социальные институты управления и контроля - органы власти.
- Социализация - передача индивидуумам моделей поведения и методов деятельности, установленных в данном обществе - институтов семьи, образования, религии и т. д.
- Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и правил, которые реализуют соответствующие типы поведения: морально-правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты контролируют поведение человека через систему награды и санкции.
- Регулирование использования власти и доступа к ней - политические институты
- Общение между членами общества - культурное, образовательное.
- Защита членов общества от физической опасности - военные, правовые, медицинские учреждения.
Каждое социальное учреждение может иметь ряд подфункций, которые выполняет это учреждение и не может быть найдено в других учреждениях. Например: семейное учреждение имеет следующие подфункции: репродуктивное, статусное, экономическое удовлетворение, защитное и т. д.
Кроме того, каждое учреждение может выполнять несколько функций одновременно, или несколько социальных учреждений специализируются на выполнении одной функции. Например: такие учреждения, как семья, государство, школа и т. д. Выполняют функцию воспитания детей. В то же время институт семьи выполняет несколько функций одновременно, как отмечалось ранее.
Функции, выполняемые одним учреждением, со временем меняются и могут быть переданы другим учреждениям или распределены между несколькими. Так, например, церковь раньше выполняла воспитательную функцию с семьей, а теперь школы, государство и другие социальные институты. Кроме того, во времена собирателей и охотников семья все еще выполняла функцию получения средств к существованию, но теперь эту функцию выполняет институт производства и промышленности.
Помимо вышеперечисленных функций существуют явные и скрытые функции социальных институтов. Эти функции являются не только характеристиками социальной структуры общества, но и показателями его общей устойчивости.
Явные функции социальных институтов записаны в уставах, официально заявленных, принятых сообществом вовлеченных лиц, объявленных. Поскольку очевидные функции всегда объявляются, и в каждом обществе за этим следует довольно строгая традиция или процедура (от помазания до королевства или президентской присяги до конституционных записок и принятия специальных кодексов или законов: об образовании, здравоохранении, прокуратуре, социальное обеспечение и т. д.), они оказываются необходимыми, более формализованными и контролируемыми обществом.
Скрытые функции учреждений - это те, которые скрыты, а не объявлены. Иногда они полностью идентичны прикладным функциям, но обычно существует несоответствие между формальной и реальной деятельностью учреждений.
Отсюда можно сделать вывод, что явные функции указывают на то, чего люди хотели достичь в рамках определенного учреждения, а скрытые - на то, что из этого вышло.
Деятельность института считается функциональной, если она способствует сохранению общества. Если какое-либо учреждение своей деятельностью наносит вред обществу, это означает дисфункцию института.
Дисфункции социального института
Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в которой действует общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение определенной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания социальных процессов, ускорения темпов социальных изменений может возникнуть ситуация, когда измененные социальные потребности недостаточно отражены в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате может возникнуть дисфункция в их деятельности. С существенной точки зрения дисфункция выражается в неоднозначности целей деятельности института, неопределенности функций, снижении его социального престижа и авторитета, перерождении его индивидуальных функций в «символическую», ритуальную деятельность, что деятельность, не направленная на достижение рациональной цели. Те. если какой-либо институт своей деятельностью наносит вред обществу, то это называется дисфункцией института.
Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, действует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек на основе норм и моделей поведения в соответствии со своим статусом играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно ставит цели, изменяя свои функции в зависимости от интересов людей, их личных качеств и свойств.
Неудовлетворенная социальная потребность может привести к самопроизвольному появлению нормативно нерегулируемой деятельности, которая пытается компенсировать дисфункцию учреждения, но за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах деятельность такого рода может выражаться в незаконной деятельности. Таким образом, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», которая приводит к спекуляции, взяточничеству, воровству и т. д. Коррекция дисфункции может быть достигнута путем изменения самого социального института или создания новый социальный институт, который удовлетворяет эту социальную потребность.
Рассматривая дисфункцию социального института, можно привести пример: институт образования - готовит всесторонне развитых специалистов. Но если он не справится со своей задачей, если образование будет плохо поставлено, общество не получит необходимых специалистов. Школы и вузы выпускают необразованных людей, любителей. Функция, таким образом, превращается в дисфункцию. Если наблюдается увеличение дисфункции, то это может привести к дезорганизации общества.
Основные социальные институты
Государственный институт
Политика как социальный институт - это совокупность определенных организаций, которые регулируют политическое поведение людей в соответствии с принятыми нормами, законами и правилами. Политический институт - институт государства - осуществляет определенный вид политической деятельности и включает социальную общность, слой, группу, специализирующуюся на осуществлении политической деятельности по управлению обществом. Это также обеспечивает воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, поддержание идентичности политического сообщества даже при изменении состава, укрепление социальных связей и внутригрупповой сплоченности, осуществление контроля над политическим поведением.
В центре внимания политики - власть и управление в обществе. Политические институты включают в себя: государство, политические партии, общественные организации, имеющие свои политические интересы (профсоюзы, молодежные и женские организации, творческие организации, религиозные общины и т. д.). Основным политическим социальным институтом и носителем политической власти является государство.
Государство - это форма власти, социальная единица, характеризующаяся постоянством территории и населения и наличием власти, обеспечивающей это постоянство.
Государство, опираясь на законодательство, регулирует и контролирует социальные процессы, обеспечивая тем самым нормальное и стабильное функционирование общества.
Государственная власть состоит из следующих органов:
- законодательные органы (парламенты, советы, конгрессы и т. д.);
- исполнительные органы (правительство, министерства, государственные комитеты, правоохранительные органы и т. д.);
- судебная система;
- армия и органы государственной безопасности;
- государственная система информации и др.
Характер государства и его положение в политической системе предполагают ряд специфических функций, которые отличают его от других политических институтов. Основными функциями государства являются обеспечение верховенства закона и национальной безопасности общества; обеспечение политической и экономической стабильности; развитие культурной, социальной и образовательной системы, а также развитие и поддержка международных отношений.
Для выполнения этих функций у государства есть законы, которые оно само создает, огромные материальные ресурсы, как за счет налогов и санкций, так и за счет других доходов (государственная собственность и т. д.).
Современное государство представляет собой очень сложный механизм, состоящий из ряда относительно независимых структур. Он включает в себя институт президентства, правительства, парламентаризма, местного самоуправления, правоохранительных органов, судебных органов и т. д. Все эти институты имеют такие свойства, как законность или законность.
Основой политики является власть, связанная с применением силы, принуждением против всех членов общества, организаций, движений.
Подчинение власти основано на:
- традиции и обычаи (традиционное господство, например, власть рабовладельца над рабами);
- преданность человеку, наделенному определенной высшей силой (харизматическая сила лидеров, например, Моисея, Будды);
- сознательная вера в правильность формальных правил и необходимость их реализации (этот тип подчинения характерен для большинства современных государств).
Форма государства и его органов определяется, как правило, национальными традициями управления и его развитием в соответствии с общими принципами демократии. По форме современные государства делятся на монархию (традиционную и конституционную) и республику (парламентскую или президентскую). Н. Смелзер также приводит такие типы государств, как демократические и недемократические (тоталитарные, авторитарные).
В демократических обществах все политические институты автономны (власть делится на независимые ветви - исполнительную, законодательную и судебную). Демократические государства ассоциируются с представительной демократией, когда люди передают власть своим представителям на выборах в течение определенного периода времени. Для этих государств характерны следующие особенности, в основном западные: индивидуализм, конституционная форма правления, общее согласие управляемых, лояльная оппозиция.
Все политические институты влияют на формирование и развитие государственных и государственных структур.
В авторитарных и тоталитарных обществах естественные функции политических институтов деформированы, политические партии и общественные организации более или менее подчинены правящей элите. В тоталитарных государствах лидеры стремятся сохранить власть, держа людей под полным контролем, используя контроль над экономикой, средствами массовой информации, семьей и т. д. В авторитарных государствах примерно те же меры принимаются в более мягких формах, в условиях существование частного сектора и других сторон.
Социально-политическая подсистема общества - это спектр различных векторов власти, управления, политической деятельности. В целостной системе общества они находятся в состоянии постоянной борьбы, но без победы какой-либо одной линии. Пересечение границы мер в борьбе приводит к девиантным формам власти в обществе, то есть ведет к отклонению от принятых норм власти.
Институт образования
Система образования является одним из важнейших социальных институтов. Он обеспечивает социализацию индивидов, благодаря которой они развивают качества, необходимые для необходимых жизненных процессов и преобразований. Институт образования имеет долгую историю от начальных форм передачи знаний от родителей детям. Благодаря появлению первых школ для современных учреждений. Образование служит развитию личности, способствует ее самореализации. А также образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение наиболее важных задач практического и символического характера. Система образования вносит значительный вклад в развитие общества и способствует формированию чувства общности исторической судьбы, принадлежащей этому единому обществу.
Институт образования представляет собой многоуровневую структуру (дошкольное, среднее школьное, среднее специальное, высшее образование, различные виды подготовки и переподготовки кадров). Питирим Сорокин отметил, что образование (особенно высшее) является своего рода каналом, через который люди повышают свой социальный статус. В то же время образование осуществляет социальный контроль над поведением и мировоззрением детей и подростков.
Основная функция системы образования - накопление и передача теоретических знаний, практических навыков и опыта, социальных ценностей новым поколениям. Но система образования имеет другие функции.
Система образования включает в себя следующие учреждения:
- органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;
- сеть учебных заведений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т. д.), В том числе институты непрерывного образования и переподготовки учителей;
- творческие союзы, профессиональные объединения, научно-методические советы и другие объединения;
- учреждения инфраструктуры образования и науки, проектные, производственные, клинические, лечебно-профилактические, фармакологические, культурно-просветительные предприятия, типографии и т.д .;
- учебники и учебные пособия для учителей и студентов;
- периодические издания, в том числе журналы и ежегодники, отражающие последние достижения научной мысли.
Чем больше развивается общество и чем значительнее объем знаний, тем сложнее учебный процесс. Для этого необходимо: провести специальную подготовку для профессиональных учителей, которая носит дифференцированный характер; совершенствовать систему образования, которая стала многоуровневой и разветвленной (начальное образование, полное и неполное среднее, высшее и разветвленное системы дополнительного образования и повышения квалификации); способствовать появлению специализированных школ, то есть школ определенного направления и смещения в образовании (лицеи, гимназии, профессиональные училища, техникумы, колледжи).
Институт образования включает в себя:
- конкретная сфера деятельности группы лиц, уполномоченных выполнять определенные управленческие и иные функции на основе установленных прав и обязанностей,
- организационные нормы и принципы взаимоотношений должностных лиц (ректор, проректор, директор, завуч, учитель, ученик, школьник и т. д.),
- материальные ценности (общественные здания, оборудование и т. д.).
Например, в структуру высшей школы входят сотрудники Министерства образования, профессорско-преподавательский состав, администрация, общественные организации вузов, студенты и органы студенческого самоуправления, располагающие необходимыми материальными ресурсами (финансовая поддержка, учебные корпуса, научные и лабораторные помещения). здания, библиотеки, оборудование и т. д.).
Основная цель высшего образования - удовлетворить общественную потребность в подготовке специалистов высшей категории. Свод правил, регулирующих взаимодействие людей в процессе обучения, указывает на то, что образование является социальным институтом.
Для современного общества проблема заключается в качестве образования. Институт образования нуждается в изменении самой концепции образования, должен быть другой выбор предметов, должна произойти переориентация на потребности современного рынка труда. В настоящее время происходит медленное переосмысление основных целей образования, смена идеалов с «образованного человека» на «культурного человека».
В области образования реформы начались задолго до 1992 года. Они начались в декабре 1989 года. Всесоюзный съезд работников народного образования, на котором были определены основные принципы реформы образования. Это демократизация, многовариантное образование, открытость к инновациям, регионализация систем образования с учетом национальных особенностей многонациональной страны, разнообразие и дифференциация образования, гуманизация его содержания, непрерывность образования, развитие его характера, и т.п.
Эти принципы были направлены на изменение задач и методов обучения, но практически не касались организационно-экономического механизма среднего и высшего образования. Для их реализации необходимо было расширить права, экономические возможности и экономическую независимость учебных заведений и, соответственно, сузить над ними права и возможности всех уровней управленческой надстройки.
Нормативной базой преобразований в этой области на начальном этапе явились Указ Президента Российской Федерации «О приоритетных мерах по развитию образования в РСФСР» от 11 июля 1991 г. № 1 и Закон «Об образовании». от 10 июля 1992 г. (затем его новое издание от 13 января 1996 г.).
После того, как закон «Об образовании» разрешил создание негосударственных образовательных учреждений, установил порядок их лицензирования и государственной аккредитации, они начали довольно активно развиваться. Важно подчеркнуть, что, в отличие от промышленности, строительства или торговли, негосударственный сектор образования возник не в результате приватизации государственных школ и университетов, а в результате создания новых, дополняющих, а не замещающих государственный из них.
Гармоничная и сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества, является необходимым условием сохранения и развития общества. Наука наряду с образованием может рассматриваться как общественный макроинститут.
Наука, как и система образования, является центральным социальным институтом во всех современных обществах и представляет собой наиболее сложную область интеллектуальной деятельности человека. В большей и большей степени само существование общества зависит от передовых научных знаний. От развития науки зависят не только материальные условия существования общества, но и представления его членов о мире.
Семейный институт
Социология семьи как особая отрасль социологического знания берет свое начало в исследованиях Рильса и Ле Пи. Они первыми самостоятельно попытались изучить влияние различных социальных факторов на институт семьи. С тех пор институт семьи всегда был в центре внимания социологов.
Семья и брак - это явления, интересы которых всегда были устойчивыми и широко распространенными.
Семья самая старая, самая первая социальная. Институт и возник даже при формировании общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшим и младшим поколениями регулировались племенными и клановыми традициями и обычаями, которые основывались на религиозных и моральных идеях. С появлением государства регулирование семейных отношений стало законным. Юридическая регистрация брака накладывает определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, которое разрешило их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только общественным мнением, но и государством.
Как и все другие институты, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для реализации определенных функций общества. Например, семья обеспечивает воспитание и развитие детей, а также удовлетворение других социально значимых потребностей.
Когда мы говорим о семье, мы представляем мужа, жену и детей. Эта форма организации семьи называется ядерной.
Помимо этой формы существуют и другие формы семьи, например:
- полигамный - полигамный
- полиандрия - это редкая форма многоженства - многоженство.
- моногамная семья - существование супружеской пары - мужа и жены.
- экзогамия - запрет браков между мужчинами и женщинами одной и той же социальной группы, клана (между родственниками).
- эндогамная форма - брак между мужчинами и женщинами одной и той же социальной группы, род (эндогамные группы - племя, существовавшее в эпоху первобытнообщинного строя).
- сожительство - незарегистрированный брак. Такой брак часто называют «гражданским». Это брак, в котором отношения между партнерами не оформляются в порядке, установленном законом.
- сложная семья (расширенная) - сожительство нескольких поколений родственников. Те. различные родственники одного или каждого из супругов (бабушки и дедушки, бабушки и дедушки, родители и т. д.). Это может также включать несколько супружеских пар, члены которых связаны родственными отношениями и совместным управлением.
- и есть равноправные, авторитарные, традиционные, полные и неполные семьи и другие формы.
Семья как социальный институт выполняет определенные социальные функции - репродуктивную, сексуальную регуляцию, социализацию детей, содержание ребенка, эмоциональное удовлетворение, статусную функцию, защитную функцию. И общество наделяет семью средствами для выполнения этих функций. На основании института брака, позже института развода.
Структура семьи - это совокупность отношений между ее членами, в которую входят: структура родства, структура власти и лидерства, структура ролей, структура общения.
С точки зрения функционирования семьи как системы в социологии рассматриваются следующие проблемы:
- несоответствие функционирования семьи социальным потребностям (низкий уровень рождаемости, большое количество разводов, низкий образовательный потенциал и т. д.);
- противоречия между мужскими и женскими ролями, между семейными и профессиональными ролями.
- низкая сплоченность группы;
- Снижение престижа традиционного брака.
Сейчас соц. исследования идут в направлениях:
- изучение мотивации брака, возраста вступления в брак, расторжения брака;
- изучение структуры семьи, ее размера, распределения ролей на основе этих исследований, создание нескольких типологий семей;
- отношения, развивающиеся в семье, как между супругами, так и между поколениями;
- качество жизни, материальный уровень жизни семьи и влияние этих факторов на семейные отношения;
- функции семьи, их изменение, трансформация и влияние этих изменений на размер семьи, деторождение.
Для понимания семьи как социального института анализ ролевых отношений в семье имеет большое значение. Роль семьи - это один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и делятся на супружеские (жена, муж), родитель (мать, отец), ребенок (сын, дочь, брат, сестра), между поколениями и поколениями. (дедушка, бабушка, старший, младший) и т. д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семье происходит процесс ослабления семьи как социального института, изменения ее социальных функций. Семья теряет свои позиции в социализации личности, в организации досуга и других функций. Традиционные роли, в которых женщина рожала и воспитывала детей, возглавляли экономику, а муж был владельцем, владельцем имущества, экономически обеспеченного для семьи, были заменены ролями, в которых женщина начала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой положительные и отрицательные последствия. С одной стороны, это способствовало утверждению равенства между женщинами и мужчинами, с другой - усугубляло конфликтные ситуации и снижало рождаемость.
Двадцатый век для русских, как и для других народов мира, принес серьезные демографические изменения, они также затронули брачные и семейные отношения. Если в начале века преобладали многочисленные крестьянские семьи, то к середине, в результате крупных миграционных перемещений сельских жителей в города, на первом месте было больше мелких городских семей. Сегодня уже около 90% всех семей в России живут в городах. Это небольшие нуклеарные семьи, по размеру схожие с европейскими, только немногим более 10% из них имеют 5 или более членов семьи. Сельские семьи также резко сократились и стали близки к городским - средний размер составляет 3 человека, и лишь немногим более 12% составляют семьи из 5 человек и более.
Модернизация семьи на этом не закончилась. На ключевые изменения в семье влияет «перестройка» общества. Меняются почти все основные функции семьи: ее образ жизни, внутрисемейные и ролевые отношения, семейная мораль, репродуктивные установки и т. д. Интересно, что, несмотря на значительные изменения, сегодня большинство россиян - 88% живут в семье. Другими словами, каждый десятый человек в стране живет вне семьи. В основном это либо молодые люди, которые служат в армии или учатся, либо пожилые одинокие люди. По мировым стандартам это считается нормальным.
Демографические изменения коснулись не только состава семьи, но и внутрисемейных отношений, особенно в молодых семьях. По-другому идет процесс формирования брачно-семейных отношений, заключения и прекращения браков, появления детей в семье. В новой социально-экономической ситуации критерии брака и выбора семьи меняются. Это, прежде всего, выражается в сокращении брака, который за последние годы сократился на треть с 9,7 человека. на 1000 человек населения до 7 человек в 1998 году, тогда как в городах число браков было значительно выше, чем в деревне (10,5 человек в 1990 году и 7,7 человек в 1998 году на 1000 человек населения в городах; 8,1 человек и 5, соответственно 3 человека на 1000 жителей - в деревне). Есть несколько причин этой ситуации. Один из них - экономический. Молодые люди в нестабильной социально-экономической среде отказываются заводить семью или откладывают вступление в брак из-за нежелания брать на себя ответственность за семью. Значительные изменения в возрастной и половой структуре населения также оказали влияние на сокращение брака.
С одной стороны, число женщин в возрасте 15-30 лет резко сократилось; с другой стороны, женщины оказались в невыгодном положении - их сверстников было меньше. В определенной степени новое влияние на брак «по западной модели» также повлияло. Молодые люди предпочитают свободные добрачные отношения, а брак откладывается на неопределенное время. Сегодня средний возраст вступления в первый брак в стране составляет 24,3 года для мужчин и 22 года для женщин. В то же время в сельских районах мужчинам труднее вступать в брак, потому что сельские невесты предпочитают переезжать в города после окончания школы, а женщинам труднее найти жениха в городах, как и сельских невест, которые переехали. здесь их больше. Это привело к увеличению доли женатых мужчин в городах, а в сельской местности к более высокой доле во всех возрастных группах замужних женщин.
На модель формирования семьи влияет не только уменьшение брака, но и сдвиги в стабильности брака. На фоне снижения брачности наблюдается значительное увеличение числа разводов. Если в 80-х годах число разводов на 1000 человек населения составляло 3,2 человека, то в 1990 году - уже 3,4, а в 1999 году - 4,6 человека. По количеству разводов мы опережаем все европейские страны и уступаем только Соединенным Штатам, где этот показатель еще выше.
В целях поддержки семьи государство формирует семейную политику, которая включает в себя комплекс практических мер, которые дают семьям и детям определенные социальные гарантии для функционирования семьи в общественных интересах. Так, в ряде стран проводится планирование семьи, создаются специальные примирения и семейные консультации для примирения конфликтующих пар, изменяются условия брачного контракта (если раньше супруги должны были заботиться друг о друге, то теперь они должны любите друг друга, и невыполнение этого условия является одной из самых веских причин для развода).
Чтобы решить существующие проблемы института семьи, необходимо увеличить расходы на социальную поддержку семей, повысить эффективность их использования, усовершенствовать законодательство по защите прав семьи, женщин, детей и молодежи.
Церковный институт
Религиозное учреждение относится к несекулярной культуре, но играет очень важную роль в жизни многих людей как система норм культурного поведения, то есть служение Богу. Следующая статистика о количестве верующих в начале XXI века говорит о социальной значимости религии в мире: из 6 миллиардов населения мира более 4 миллиардов являются верующими. И около 2 миллиардов исповедуют христианство.
Православие в христианстве занимает третье место после католицизма и протестантизма. Ислам исповедует чуть более 1 миллиарда, иудаизм - более 650 миллионов, буддизм - более 300 миллионов, конфуцианство - около 200 миллионов, сионизм - 18 миллионов, остальные исповедуют другие религии.
Среди основных функций религии как социального института можно отметить следующие:
- объяснение прошлого, настоящего и будущего человека;
- регулирование нравственного поведения от рождения до смерти человека;
- одобрение или критика общественного порядка в обществе;
- объединение людей и поддержка в трудные времена.
Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые религия выполняет в обществе. В результате социологи сформулировали различные точки зрения на религию как социальный институт. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межэтнические отношения, семью и культурное поле через деятельность верующих людей, групп, организаций в этих областях. Существует «суперпозиция» религиозных отношений с другими общественными отношениями.
Ядром религиозного института является церковь.
Церковь является одним из важнейших социокультурных институтов. Церковь - это организация, которая использует различные средства, в том числе религиозную мораль, обряды и ритуалы, с помощью которых она обязывает, заставляет людей действовать соответственно. Церковь обладает колоссальными материальными средствами, способностью влиять на сознание, поведение людей. Обществу нужна церковь, потому что это духовная поддержка для миллионов людей, в том числе тех, кто ищет справедливости, проводит различие между добром и злом, дает им ориентиры в форме моральных норм, поведения и ценностей. Величайшим достижением церкви является идея отпущения грехов после покаяния.
Церковь, как один из социальных институтов, имеет ряд характерных особенностей. Прежде всего, это наличие профессионального духовенства, которое формируется по иерархической системе. Помимо всего этого, церковь также выступает в качестве юридического лица, владеющего определенной собственностью, которая формирует экономическую основу ее существования. Для церкви также характерно наличие четко разработанной догмы и детального культа.
Внутренняя структура института религии представляет собой организованное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием общественных организаций и учреждений, которые также имеют статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви управляющая и управляющая системы четко разделены.
Первая система включает в себя группу, занимающуюся производством, сохранением и обработкой религиозной информации, координацией религиозной деятельности и отношений, контролем, поведением, включая разработку и применение санкций.
Вторая, управляемая подсистема, включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно формализованных, иерархически устойчивых отношений, которые позволяют управлять религиозной деятельностью. Регулирование этих отношений осуществляется с использованием так называемых организационных и институциональных норм. Эти нормы содержатся в различных уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих организаций, характер взаимоотношений между верующими, священнослужителями разных рангов, между руководящими органами организаций и их структурными подразделениями, регулируют их деятельность, права и обязанности.
Христианская церковь как социальный институт складывается в Римской империи во II-V вв. новая эра. Формирование христианской церкви как социального института следует рассматривать как отношения друг с другом в процессе формирования сложной иерархической структуры и в то же время обретения совокупности социальных функций в надстройке общества. В функционировании церкви, которая играет роль социального института, важны духовные и нравственные явления - религиозное сознание, религиозная психология, моральные и этические правила.
Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые религия выполняет в обществе. Известный американский этнограф, создатель социальной антропологии Б. Малиновский считал, что религия возникает из способности людей любить своих соседей и заботиться о них, из осознания того, что смерть неизбежна. Эта религия не только дает утешение перед лицом смерти, она также имеет смысл в других аспектах человеческой жизни, например: она дает надежду тем, кто страдает, помогает переносить жизненные трудности: болезни, бедность, социальное неравенство.
Основатель психоанализа З. Фрейд считал, что основная функция религии связана с ощущением психологической защиты от жизненных невзгод, которое она дает людям. Подобно тому, как ребенок пытается найти защиту от беспомощности своих родителей, так и взрослые, которые по какой-то причине не могут приспособиться к жизни, стремятся найти защиту от Бога.
Если мы рассмотрим вышеприведенные точки зрения, мы сможем понять, что наиболее важной функцией религии и церкви является регулирующая. Любая религия регулирует социальное поведение своих приверженцев. Это достигается с помощью набора моральных норм, запретов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения.
Наряду с регулирующей функцией религия и церковь выполняют еще несколько социальных функций.
Наиболее важными из них являются:
- мировоззрение - религия организует систему мировоззрения человека, определяет его понимание мира;
- компенсирующий - религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической безопасности, которое может быть утрачено под воздействием внешних обстоятельств, которые не поддаются контролю со стороны человека;
- интеграция - заключается в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих религиозных ценностей, предметов культа, ритуалов, норм поведения, объединять их в единое сообщество.
Реализация этих функций не только на уровне личности, но и коллективного сознания, религии и церкви тем самым выступает в качестве одной из форм самоорганизации общества.
Религия и церковь реализуют мировоззренческую функцию благодаря наличию в ней определенного типа мировоззрения на человека, общество, природу. Религия включает в себя мировоззрение (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), мировоззрение (отражение мира в ощущении и восприятии), мировоззрение (эмоциональное принятие или отклонение), отношение к миру (оценка) и т. д.
Религия и церковь, выполняя компенсационную функцию, компенсируют ограничения, зависимость, бессилие людей - как с точки зрения перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Подлинное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, благотворительность, перераспределение доходов смягчает бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция сменяются братством в обществе; безличные, материальные отношения равнодушных людей компенсируются личным общением с Богом и групповым общением.
Религия и церковь обеспечивают общение, выполняют коммуникативную функцию. Коммуникация развивается в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующие друг с другом; верующие с Богом.
Религия и церковь, являясь неотъемлемой частью культуры, выполняют культурно-передающую функцию. Он способствует развитию определенных его слоев - письма, печати, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, а также передает накопленное наследие из поколения в поколение.
Церковь выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия «функция» и «роль» связаны, но не идентичны. Функции - это способы действия религии в обществе, роль - это общий результат, последствия выполнения его функций.
Обществу нужна церковь, поскольку она является духовной поддержкой миллионов людей, в том числе тех, кто ищет справедливости, проводит различие между добром и злом, дает им ориентиры в форме моральных норм, поведения и ценностей.
В российском обществе большинство населения исповедует православие (70%), значительное число верующих мусульман (25%), остальные являются представителями других религиозных конфессий (5%). В России представлены почти все виды верований, а также много сект.
Церковь оказывает непосредственное влияние на экономику, политику, государство, межэтнические отношения, семью и культурное поле через деятельность верующих людей, групп, организаций в этих областях. Те. существует «наложение» религиозных отношений на другие социальные отношения.
Из этого можно сделать вывод, что религиозные институты и общество должны находиться в состоянии гармонии, взаимодействуя друг с другом в формировании общечеловеческих ценностей, не допуская превращения социальных проблем в межэтнические конфликты на религиозной почве.
Вывод:
И поэтому, в заключение, мы суммируем наш взгляд на «социальные институты».
Социальный институт - это особая форма организации совместной деятельности общества людей, а также определенных отношений между людьми. Это также стабильные, организованные, общепризнанные формы отношений между людьми, которые созданы для выполнения одной из функций общества.
Люди пытаются реализовать свои потребности вместе и ищут разные способы сделать это. В ходе социальной практики они находят приемлемые модели поведения, которые постепенно превращаются в стандартизированные обычаи и привычки. Через некоторое время эти закономерности и модели поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций.
Например, обычай знакомства, будучи частью института ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки - это элемент бизнес-института, развивающийся как потребность в накоплении, движении, выдаче кредитов и накоплении денег и в результате превращенный в независимый институт.
Со временем социальные институты мутируют и развиваются. Происходит процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, каждый из которых по-своему удовлетворяет социальную потребность. На основе этого процесса появляются устойчивые лидеры, которые формально отбираются, назначаются и формализуются. Кроме того, каждый такой лидер может иметь определенный статус и выполнять соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, входить в группы поддержки лидеров, быть агитатором или идеологом и т. д.
В результате под влиянием определенных норм поведение каждого участника становится стандартизированным и предсказуемым. Создаются предпосылки для организованных совместных действий. В результате общественное движение более или менее институционализировано.
Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где деление на статусы и роли осуществляется в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Таким образом, институты поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.
Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы для большого количества людей. Помимо институтов, они также выступают в качестве инструментов социального контроля, поскольку из-за своей нормативной природы они заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и моделей поведения.
Социальные институты находятся в постоянном развитии. Это достигается за счет появления новых социальных институтов и совершенствования существующих институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно находится в процессе изменения и самообновления.