Типы социальных отношений на предприятии

Содержание:

  1. Теоретические аспекты социальной ответственности на предприятии
  2. Понятие и сущность социальной ответственности на предприятии
  3. Принципы и преимущества корпоративной социальной ответственности
Предмет: Управление персоналом
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 21.04.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по управлению персоналом:

 

Много готовых рефератов по управлению персоналом

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Методы и стиль работы современного руководителя
Социальные отношения в производственных коллективах
Теоретические основы и предпосылки социального партнерства
Социальное партнерство в странах Западной Европы

Введение:

Стремление к устойчивому и устойчивому развитию является необходимым требованием для управления современным предприятием, где предполагается достижение и поддержание баланса экономических, экологических и социальных аспектов деятельности организации.

Социальные преобразования в обществе успешны, когда в них сознательно и ответственно участвуют наиболее значимые силы. Взаимодействие политических, социальных и экономических субъектов, основанное на принципах социального партнерства, обеспечивает устойчивое поступательное развитие государства. Ввиду возрастающей важности нефинансовых факторов устойчивого развития, таких как социальная стабильность, экологическая безопасность, обновляются практические и теоретические аспекты социальной ответственности.  

В настоящее время в России наблюдается устойчивая тенденция к возвращению традиций благотворительности, опеки и меценатства. Социальные и экономические преобразования последних времен, трудный путь реформ привели не только к появлению новых государственных и общественных институтов, больших состояний, но также к появлению большого числа людей, испытывающих финансовую нестабильность. Таким образом, изучение феномена социальной ответственности предприятий в России представляет не только исторический интерес, но и имеет практическое значение.  

Уже 67% руководителей отечественных предприятий считают, что социальный бизнес может быть выгодным. И тех, кто еще не уверен в этом, убедят последние тенденции в отношениях между бизнесом и обществом, которые разворачиваются сегодня под однозначным лозунгом «Мы должны делиться!» Но вы можете поделиться любым способом - в том числе получить реальную выгоду репутации от этого. Следует отметить, что это было принято на Западе в течение длительного времени. Мощные традиции спонсорства и благотворительности, возникшие там, заставляют задуматься о способах локализации местных инструментов и методов социальной активности предпринимателей. Более того, в России уже разработаны методы выгодного инвестирования в спонсорские и благотворительные проекты.       

Глобализация рынка, его превращение из национального в мировой определяет потребность экономического субъекта внедрять инновации в области технологий, технологий, организации труда и управления на основе использования и применения научных достижений и передового опыта. , В центре всех этих явлений находится интеллектуальный капитал - качество рабочей силы и мотивация работников. Отсутствие комплексных научных разработок в области современных управленческих и социальных технологий усложняет процесс взаимодействия отечественных предприятий, органов государственной власти и общества. Научно-обоснованное решение управленческих задач позволяет обеспечить на предприятии благоприятные социально-психологические условия, влиять на развитие отношений с заинтересованными сторонами, своевременно предотвращать социальную напряженность, не нарушая принципов экономической эффективности. Социальная ответственность также проявляется в выполнении обязательств, принятых на уровне функциональных подразделений организации, особенно высшим руководством. Разработка процедур социальной политики, социальных программ, критериев эффективности должна соответствовать нормам и принципам государственных законов.     

Теоретические аспекты социальной ответственности на предприятии

Эволюция концепции социальной ответственности бизнеса

В международной практике нет общепринятого определения социальной ответственности бизнеса, которое дает каждому повод для понимания термина «социальная ответственность бизнеса» по-своему. В зарубежной и отечественной литературе наряду с понятием «социальная ответственность бизнеса» также широко распространено понятие «корпоративная социальная ответственность» (КСО). 

Появление концепции социальной ответственности бизнеса восходит к концу 19 - началу 20 веков. Первоначально он был распространен среди американских инженеров, которые рассматривали демонстрацию «великого чувства социальной ответственности» как способ повысить социальный престиж своей профессии. Через некоторое время эта концепция стала ассоциироваться с бизнесом. В 1920-х годах понятие «министерство» стало широко распространенным в американских деловых кругах, согласно которому фирмы должны иметь цели, отличные от «зарабатывания денег». Деятельность для этих целей, не связанная с прибылью, была объединена одним понятием - «услуга».    

В последующие два десятилетия его заменила концепция «социальной ответственности», основу которой положила книга американского экономиста Г. Боуэна, опубликованная в 1953 году «Социальная ответственность предпринимателя», где Автор сформулировал истинную цель социальной ответственности - обязанность бизнесменов проводить такую ​​политику, принимать эти решения и исследовать те виды деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества. В 80-х годах XX века экономисты Томас Дональдсон и Норман Боуи ввели в концептуальный аппарат термин «общественный договор между бизнесом и обществом», они полагали, что деятельность корпорации следует отнести к стремлению увеличить прибыль, но нужно уважать нравственность общества и уважение прав человека. ...          

Социальная ответственность бизнеса в ее современном понимании родилась на Всемирном саммите 1992 года в Рио-де-Жанейро. Именно с 1992 года Запад все более и более широко получает точку зрения, согласно которой по собственной инициативе частные компании должны играть значительную роль в достижении «общественных целей» под лозунгом «корпоративное гражданство» ( корпоративное гражданство ). Таким образом, компании должны ставить соответствующие экономические, социальные и экологические цели, оценивать их реализацию и даже иметь независимое аудиторское заключение по этим вопросам - вместо того, чтобы ставить цели на уровне рентабельности и капитализации.     

В России история развития «корпоративной социальной ответственности» насчитывает всего около 10 лет. Несмотря на активное продвижение принципов социальной ответственности в бизнесе, принятых за рубежом, наша страна и содержание российского бизнеса навязывают свои особенности развитию концепции КСО в России. Эти особенности необходимо учитывать как при разработке индивидуальных подходов компаний, так и при разработке единых принципов КСО для российского бизнеса. Эти особенности можно разделить на три подгруппы: особенности, связанные с историей и географией России; особенности, связанные с менталитетом населения и традициями корпоративного управления; особенности, связанные с общественно-политической ситуацией в стране.         

Историко-географические особенности включают в себя: огромную территорию; удаленность населенных пунктов друг от друга, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке; концентрация капитала в наиболее неразвитых и климатически сложных регионах страны (Сибирь и Север - нефть, газ, алюминий, никель); преобладание моногородов, где вся инфраструктура и население привязаны к одному предприятию.   

Особенности, связанные с менталитетом населения и традициями корпоративного управления, включают в себя: высокие социальные ожидания при низкой социальной активности населения: жители регионов ожидают решения всех социальных проблем от компаний, местных и федеральных властей, но для большинства часть не готова к самостоятельным усилиям по решению социальных проблем; традиции трудовых отношений - жесткая привязанность работника к предприятию за счет наличия «своих» социальных институтов (собственного детского сада, собственной больницы, собственного санатория, собственного магазина, собственного клуба) с низкой заработной платой, кроме того последствия многолетней оценки качества работника по их лояльности власти идеологии, а не производительности труда; неадекватное отношение прессы к усилиям компаний по поддержке общества: от полного невежества до патологических подозрений в собственных интересах.   

Особенности, связанные с социальной и политической ситуацией в стране, включают: высокий уровень бедности в регионах; огромное количество и широкий круг социальных проблем на территориях - непонятно, «за что ухватиться»; отсутствие опыта и государственной инфраструктуры для решения «новых» проблем: наркомания, бездомность, СПИД; давление со стороны местных властей, заставляющее компании выделять ресурсы не на те программы, которые связаны с потребностями и интересами компании, а на приоритеты (а иногда и причуды) местных властей.   

Понятие и сущность социальной ответственности на предприятии

В настоящее время тема социальной ответственности организаций становится все более распространенной, но эта тема довольно узка и лишь частично отражена в монографиях и учебниках. Можно также констатировать, что вопрос о сущности социальной ответственности и перспективах ее развития является дискуссионным. 

Ответственность - это зависимость зависимости человека от чего-либо, воспринимаемая им как определяющая основа для принятия решений и совершения действий. Объектом ответственности могут стать другие люди, в том числе будущие поколения, сообщества, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности. Также ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение индивида к людям, обществу (человечеству в целом), для которого характерно выполнение своих моральных обязанностей и правовых норм.  

Социальная ответственность, в отличие от юридической ответственности, предполагает определенный уровень добровольного реагирования на социальные проблемы со стороны организации.

Этот ответ происходит в отношении того, что находится за пределами или за пределами законодательных или нормативных требований.

Социальная ответственность - это договор между бизнесменом и обществом, в котором он работает. Существует четыре основных подхода к определению ответственности бизнеса (по мнению Е. Гриффин ):    

Социальная обструкция. В этой ситуации компании делают как можно меньше для решения социальных и экологических проблем. Когда они пересекают правовую или этическую границу, которая отделяет приемлемые методы от неприемлемых, их типичный ответ - отрицать и скрывать свои действия.   

Социальная приверженность : эта позиция включает действия организации, направленные только на то, что требуется по закону, и ничего больше. Менеджеры в таких организациях настаивают на том, что их бизнес заключается в получении прибыли.  

Социальная отзывчивость: компания, которая принимает этот тип ответственности как социальная отзывчивость, не только отвечает своим юридическим и этическим требованиям, но в некоторых случаях выходит за рамки этих требований. Она может добровольно согласиться участвовать в социальных программах, но иногда юристы компании должны убедить организацию, что они заслуживают поддержки. Кто-то должен связаться с компанией; сам по себе он не проявляет инициативу в поиске возможностей.    

Социальный вклад: Компании, которые принимают этот подход, берут на себя основные требования к социальной ответственности. Они видят себя гражданами общества и активно ищут возможности внести свой вклад.   

На данный момент тема социальной ответственности бизнеса в России является одной из широко и активно обсуждаемых как в научных, так и в деловых кругах. Это связано с растущей ролью нематериальных факторов экономического роста, связанных с развитием человеческого потенциала.  

В последнее время российские экономисты разработали различные подходы к интерпретации социальной ответственности. Следует отметить, что нет жесткой и открытой борьбы за саму идею о необходимости реализации концепции социальной ответственности бизнеса, хотя некоторые исследователи выступают против КСО как концепции, полагая, что это только усложняет анализ этих социальных функции, которые выполняет корпорация. 

А. Хазин считает серьезной ошибкой вообще говорить об ответственности корпорации, поскольку само это понятие предполагает наличие ответственности, а «бизнес или корпорация - это не конкретная личность, а абстрактное понятие». 

В. Иноземцев считает, что термин КСО отражает стремление государства «переложить» социальную ответственность на плечи частного капитала.

Известный российский экономист Р. Гринберг считает, что социальная ответственность предпринимательства заключается в том, чтобы «... честно платить налоги». Далее он отмечает: «Но в России так получилось, что в 90-х годах с парализованным государством бизнес получил Свободный и крупный бизнес начал заменять функции государства. В правительстве и бизнесе появилась мифология о том, что частные инвестиции всегда более эффективны, чем государственные. Это ложная дилемма ... Есть области, которые убыточны по определению. Это социальная сфера, культура, здравоохранение, фундаментальная наука. Здесь никто не может заменить государство. Нам нужно подумать о распределении компенсаций ... Хочу еще раз подчеркнуть, что социальная ответственность бизнеса состоит в том, чтобы платить налоги, а государство должно их правильно расходовать. Это основной момент. "      

А. Романович высказывает иное мнение, подчеркивая, что социальная ответственность предпринимательства никоим образом не может быть сведена к такому примитивному смысловому содержанию, как честная выплата заработной платы и налогов плюс благотворительность. Исходя из его мыслей, социальная ответственность бизнеса не определяется его желаниями или нет, это его естественная, предопределенная самим мировым порядком, функция. 

Учитывая меняющиеся экономические реалии, следует отметить, что социальная ответственность приобретает для корпорации принципиально новое значение, которое больше не должно ограничиваться ее традиционной благотворительностью и формальной приверженностью закону, а все чаще вынуждено принимать во внимание Рыночные мотивы связаны с появлением партнерских отношений в их экономическом поведении. со всеми участниками репродуктивного процесса.

Сегодня существует три основных интерпретации концепции социально ответственного бизнеса. Первый и самый традиционный, подчеркивает, что единственная ответственность бизнеса состоит в увеличении прибыли для его акционеров. Эта точка зрения была «озвучена» Милтоном Фридманом в 1971 году и может быть названа теорией корпоративного эгоизма: «У бизнеса одна и единственная социальная ответственность: использовать его ресурсы и энергию в действиях, которые ведут к увеличению прибыли, в то время как проводится в рамках правил игры ».  

Вторая точка зрения прямо противоположна теории Фридмана. Он появился одновременно с публикацией его сенсационной статьи в New York Times и принадлежал Комитету по экономическому развитию. В рекомендациях Комитета подчеркивается, что «корпорации обязаны внести существенный вклад в улучшение качества жизни американцев».      

Третья позиция представлена ​​теорией "разумного эгоизма". Она настаивает на том, что корпоративная социальная ответственность - это просто «хороший бизнес», поскольку она снижает долгосрочные потери прибыли. Тратя деньги на социальные и благотворительные программы, корпорация уменьшает свою текущую прибыль, но в долгосрочной перспективе создает благоприятную социальную среду и, следовательно, устойчивый доход. Социально ответственное поведение - это возможность для корпорации удовлетворить свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости .     

Существуют формальные и неформальные пути, которые организация может использовать при выборе соответствующего типа социальной ответственности. Формальные пути включают в себя: 

  • Юридическое соответствие. Это степень, в которой организация соблюдает законы. Задача обеспечения соблюдения законодательства обычно возлагается на соответствующих функциональных руководителей. Например, финансовая команда отвечает за контроль за соблюдением законодательства о ценных бумагах и банковском деле.  
  • Этическое соответствие. Это степень, в которой сотрудники организации следуют основным стандартам этического поведения. Существует ряд стратегий для достижения этического соответствия, таких как дисциплина, награды, призы. 
  • Благотворительные пожертвования: Включают пожертвования или другие подарки благотворительным фондам или другим социальным программам.

Эти пути описаны как формальные, так как они планируются заранее и являются инициативой со стороны организации.

Неформальные пути включают в себя:

  • Лидерство и культура организации. Лидерство, практика и культура организации могут иметь большое значение для определения типа социальной ответственности, которую выбрала организация.
  • Информативность: это включает в себя разоблачение сотрудника незаконного или неэтичного поведения со стороны других членов организации. То, как организация реагирует на эти практики, часто определяет ее отношение к социальной ответственности. Мошенники могут использовать несколько каналов для передачи своих сообщений и даже могут быть уволены за свои усилия .    

Широко распространено мнение, что деятельность по социальной ответственности является дорогостоящей и отнимает много времени. Очень часто социальная ответственность путается с благотворительностью. Фактически социальная ответственность организации - это непрерывный процесс, ежедневная деятельность, необходимая для поддержания взаимовыгодных отношений, сотрудничества и развития, и она должна стать частью стратегической деятельности.  

Развитие социальной ответственности организации можно сравнить с нравственным развитием человека, когда сначала мотивом действий или бездействия маленького ребенка является эгоцентризм , похвала или наказание, желание что-то получить от кого-то. С возрастом человек начинает больше думать о других. Есть желание стать членом группы людей, важных для вас, вести себя и действовать в соответствии с нормами и обычаями, принятыми в их кругу. Взросление и психический процесс способствуют появлению более широкого социального и консолидирующего измерения, в том числе с учетом интересов общества и окружающей среды. В этом отношении можно провести параллели с организацией.      

В широком смысле, принимая во внимание макросоциологический контекст анализа, социальная ответственность может интерпретироваться как взаимная ответственность социальных субъектов (отдельных лиц, групп, сообществ, организаций, учреждений) по отношению друг к другу, возникающих в результате их совместной деятельности и другие формы социального взаимодействия и служащие для оптимизации данной деятельности или взаимодействия. В этом смысле социальная ответственность представляется как особый тип социальных отношений между социальными факторами - участниками взаимодействия, для которых характерен особый тип взаимозависимости, основанный на необходимости выполнения взаимно направленных обязательств и соглашений.       

В контексте социальной политики в качестве исходного определения социальной ответственности может быть предложено следующее: социальная ответственность - это особый тип отношений между элементами социальной системы (отдельными лицами, группами, организациями, институтами), выраженный в способности этих субъекты принимают на себя и выполняют социальные обязательства по отношению к себе или другим.

В свою очередь, социальные обязательства можно интерпретировать как обязательства по реализации основных социальных ценностей и целей социальной политики, возникающих в ответ на актуализированные социальные потребности общества. Среди таких целей и ценностей социальной политики прежде всего следует назвать цели и ценности социальной безопасности, социальной солидарности, социальной справедливости, социальной стабильности, социальной помощи, социального благополучия, социального равновесия и развития. человеческих ресурсов .   

В частности, социальные обязательства выражаются в обязательствах по созданию необходимых материально-технических, финансовых, организационных, управленческих, нормативных и кадровых условий для непосредственной реализации перечисленных целей и ценностей социальной политики в конкретных формах и в определенном пространстве. и сроки.

Организации несут социальную ответственность за свои бизнес-единицы, за окружающую среду и за процветание общества в целом.

Внутренняя социальная ответственность бизнеса включает в себя:

  • Охрана труда
  • Стабильность заработной платы
  • Поддержание социально значимой заработной платы
  • Дополнительное медицинское и социальное страхование работников
  • Развитие человеческих ресурсов через программы обучения и программы обучения и повышения квалификации
  • Помощь работникам в критических ситуациях

Внешняя социальная ответственность бизнеса включает в себя:

  • Спонсорство и корпоративная благотворительность
  • Содействие охране окружающей среды
  • Взаимодействие с местным сообществом и местными властями.
  • Готовность участвовать в кризисных ситуациях
  • Ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров)

Типы социальных программ:

  1. Собственные программы компаний;
  2. Программы партнерства с местными, региональными и федеральными органами власти;
  3. Программы партнерства с некоммерческими организациями;
  4. Программы сотрудничества с общественными организациями и профессиональными объединениями;
  5. Программы информационного сотрудничества со СМИ.

Мотивы социальной ответственности бизнеса:

  • Развитие собственного персонала позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлечь лучших специалистов на рынке.
  • Рост производительности труда на предприятии.
  • Улучшение имиджа компании, рост репутации.
  • Реклама товара или услуги.
  • Освещение деятельности компании в СМИ.
  • Стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе.
  • Способность привлекать инвестиционный капитал для социально ответственных компаний выше, чем для других компаний.
  • Поддержание социальной стабильности в обществе в целом.
  • Налоговые льготы.

Инструменты для реализации социальных программ:

  • Благотворительные пожертвования и спонсорство
  • Добровольное участие сотрудников компании в социальных программах
  • Корпоративное спонсорство
  • Корпоративный фонд
  • Денежные гранты
  • Социальные инвестиции
  • Социальный маркетинг

Принципы и преимущества корпоративной социальной ответственности

Принципы социальной ответственности определяют основные положения, выражающие сущность и сущность организации и деятельности по реализации корпоративной социальной ответственности в компании. Если мы предположим, что этот принцип является основным правилом, отражающим сущность СР, то мы можем заключить, что несоблюдение требований одного принципа социальной ответственности искажает суть этой концепции. 

Принципы социальной ответственности формируются общественными ожиданиями. В последнее время общественные ожидания в отношении бизнеса существенно изменились, теперь общество стало неравнодушным к тому, как компания ведет свою деятельность, чем она руководствуется и как распределяет свои доходы. Таким образом, возникла необходимость в разработке принципов деятельности компаний с точки зрения корпоративной социальной ответственности.

Чтобы компания могла вести свой бизнес таким образом, который отвечает ожиданиям общества, она должна разработать программу действий, связанную с соблюдением этических, правовых, благотворительных, экологических, коммерческих и общественных принципов. Другими словами, речь идет о том, как стать достойным корпоративным членом гражданского общества. Рассмотрим, на что следует обратить внимание компании при разработке принципов корпоративной социальной ответственности.  

Первую группу принципов можно выделить - открытость. Принципы открытости предполагают, что компания ведет свою деятельность публично, понятно и доступно, предоставляя только надежную информацию и принимая обратную связь от всех заинтересованных сторон. Социальные программы должны носить регулярный характер, соответственно, вторая группа принципов - это последовательность, что означает, что направленность социальных программ в необходимых областях является последовательной и регулярной.  

Особенно важно, что социальные программы реализуются в тех областях, в которых общество нуждается в данный момент, а это означает, что существует такая группа принципов, как значимость, которая определяет актуальность реализуемых программ, их эффективность и масштаб.

И, наконец, принципы социальной ответственности должны основываться на соблюдении подчиненности компании по отношению к религии, политике, спорту и музыке. Основываясь на этих принципах, компании включают в свою стратегию задачу защиты прав человека и, оценивая влияние деятельности своей компании на конфликт, разрабатывают и принимают меры, направленные на предотвращение или разрешение конфликта. Поэтому необходимо выделить последнюю, четвертую группу принципов - предотвращение конфликтов.

Компания имеет право называть себя социально ответственной, а это значит, что компания действует на принципах социальной ответственности и реализует комплекс социальных программ в своих приоритетных областях. Социальная активность компании выражается в реализации разнообразных социальных программ, как внутренних, так и внешних. Отличительными особенностями программ социальной активности являются добровольность их реализации, их системный характер и связь с компании миссии и стратегии развития.

Существует десять основных преимуществ социальной ответственности за развитие бизнеса:

  • Прибыль увеличивается, темпы роста увеличиваются.
  • Компании получают доступ к социально ответственным инвестициям, при распределении которых инвесторы учитывают показатели, характеризующие деятельность компании в социальной и этической сферах, в области охраны окружающей среды. Существует несколько показателей для оценки степени социальной ответственности организации. 
  • Эксплуатационные расходы могут быть уменьшены, например, за счет сокращения отходов производства или переработки, повышения энергоэффективности или продажи переработанных материалов.
  • Улучшение бренда и репутации, что помогает развивать и открывать новые рынки и сферы бизнеса.
  • Продажи растут, лояльность клиентов растет. Потребители хотят знать, что продукты производятся с пониманием экологической ответственности, а также других социальных аспектов. Некоторые потребители даже готовы платить больше за «ответственные» продукты.  
  • Производительность и качество товара (услуги) повышаются.
  • Есть больше возможностей для привлечения и удержания сотрудников: люди предпочитают работать в компаниях, чьи ценности совпадают с их собственными.
  • Снижение претензий со стороны регулирующих органов.
  • Улучшено управление рисками.
  • Повышается конкурентоспособность предприятия.

Таким образом, в истории американского бизнеса четко различаются три стадии зрелости:

  1. Стадия «сильных личностей» и их «войн всех против всех», когда основными проблемами являются самоутверждение в связи с сохранением и расширением захваченного жизненного пространства, когда выживает сильнейший и он утверждает (по праву из самых сильных) контролировать ресурсы, контролировать слабых, выгоды и предпочтения.
  2. Этап «обслуживания», когда главной проблемой становится легитимация бизнеса, его самооправдание перед обществом: в глазах государства граждане. На этом этапе развиваются спонсорство, меценатство и благотворительность. Объяснены цели бизнеса и перспективы его развития.
  3. Стадия «социального партнерства», фактически социальной ответственности, когда бизнес, утвердившись в обществе и общественном мнении, переходит от самооправдания к развитию конструктивных социальных связей - социального партнерства со всеми компонентами социальной среды. Российский бизнес, похоже, начал увлекаться переходом с первого этапа на второй. Кто-то думал, что уже можно перейти к третьему, и не был понят.

Таким образом, социально ответственная компания придерживается следующих принципов, таких как открытость, последовательность, значимость, избегание конфликтов и может назвать себя социально ответственной.

Методология оценки социальной ответственности предприятия

Критерии и уровни оценки социальной ответственности

Современные теоретические исследования социальной ответственности уделяют большое внимание тем позициям, которые организация может занимать с учетом своих обязательств перед обществом. Основой является общая социальная ответственность компании, определяемая в соответствии с четырьмя критериями: экономическая, правовая, этическая и принятая ответственность (повышение благосостояния общества и качества жизни), положение которой в общей пирамиде определяется их относительная важность и частота, с которой менеджеры сталкиваются в каждой группе. 

Первый, более низкий, базовый уровень - обязательный компонент социальной ответственности - это соблюдение законов (налоговое законодательство, трудовой и гражданский кодексы). Если законодательство не соблюдается, тогда не может быть и речи о какой-либо социальной ответственности - таким образом, предприниматель изначально нарушает обязательства, установленные для его деятельности. 

Второй уровень - реализация социально ответственного поведения для экономической выгоды. Экономическая выгода может заключаться в улучшении имиджа организации для потребителей ее продукции и ее сотрудников, повышении инвестиционной привлекательности, создании более благоприятных условий для существования и развития компании со стороны правительства или общество. 

Третий уровень охватывает те типы социально ответственного поведения, которые не направлены на получение экономических выгод. Это более высокий уровень осведомленности о положении и роли организации в обществе. 

Такие действия могут принести экономические выгоды, но это не их цель. Помогая социально незащищенным слоям населения, передача пожертвований часто оказывается замалчиваемой акцией, поскольку средства массовой информации не могут публиковать информацию о таких акциях бесплатно (согласно закону о скрытой рекламе), а согласно законодательству потраченные деньги не являются всегда освобожден от налогов. 

Второй и третий уровни - относятся к добровольной составляющей социальной ответственности. Эти два этапа различаются по мотивам реализации социально ответственного поведения .   

Учет социальной ответственности относится к степени, в которой финансовый отдел определяет социальный вклад организации. Информация социального учета позволяет выполнять самые разные задачи: 

  • Определить и измерить периодическую чистую социальную выгоду отдельной фирмы. Это включает в себя социальные издержки и выгоды от проведения инвентаризации в компании, а также внешние издержки и выгоды; 
  • Помогать в определении того, не противоречат ли стратегии и практики компании, которые непосредственно влияют на относительные ресурсы и влияние ключевых членов компании, социальным приоритетам, с одной стороны, и законным ожиданиям отдельных лиц, с другой;
  • Предоставить релевантную информацию ключевым социальным элементам о целях, программах, результатах деятельности и социальном вкладе компании.

Показатели социальной ответственности бизнеса

Оценочные показатели или рейтинги социальной ответственности отражают уровень социальной активности организаций в рамках принятой системы оценки. Любая система оценки социальной ответственности бизнеса представлена ​​соотнесением социальной активности с результатами внедрения основных принципов социальной ответственности в конкретной корпорации, отрасли, регионе. 

В целом показатели социальной ответственности делятся на 3 группы:

  • экономические показатели;
  • экологические показатели;
  • социальные показатели.

К экономическим показателям относятся объем социальных инвестиций на одного работника, отношение социальных инвестиций к прибыли. В группе экологических показателей чаще всего встречается количество случаев превышения экологических норм, количество нарушений технологических регламентов. Социальные показатели включают текучесть кадров, нехватку рабочей силы, оценку вклада предприятия в социальную сферу.  

Помимо методов оценки количественных и качественных показателей, существуют также методы, учитывающие отношения с заинтересованными сторонами (группами заинтересованных сторон). Одним из таких методов является оценка корпоративной социальной ответственности рейтингового агентства «Репутация», которая включает в себя такие разделы оценки, как:   

  • экономические показатели; 
  • организационный менеджмент; 
  • экология и охрана окружающей среды; 
  • взаимодействие с потребителем; 
  • взаимодействие с обществом; 
  • трудовые отношения. 

В ходе рейтингового опроса уровня социальной ответственности организации подлежит оценке информация, характеризующая текущие процессы в организации, непосредственно связанные с формированием и реализацией политики социальной ответственности. При составлении рейтингов учитываются не отдельные разовые события, которые демонстрируют социальную ответственность организации, а комплексное воздействие организации как целостной системы на окружающую среду и общество.  

По результатам оценки уровня социальной ответственности организации используется рейтинговая шкала, названная рейтинговым агентством «Репутация» «Российская национальная шкала», которая учитывает параметры внешней среды, общие для всех российских компании и имеет 6 классов рейтинга корпоративной социальной ответственности: низкий, удовлетворительный, приемлемый, высокий, высокий ...   

Методы оценки уровня социальной ответственности предприятия

Важнейшим компонентом рейтинговой оценки социальной ответственности организации является учет текущей деятельности организации, а не только ее деятельности в рамках программ КСО. Методология оценки, используемая агентством, с точки зрения терминологии, основана на международном стандарте ISO 26000. 

Расширение круга заинтересованных сторон при оценке КСО поможет полностью охарактеризовать отношения организации с заинтересованными сторонами и прогнозировать ее деятельность в направлении повышения лояльности к ним. Из всего многообразия заинтересованных сторон рассматриваются только две группы влияния: это взаимодействие с потребителем и взаимодействие с обществом. Если в методологию оценки социальной ответственности включены группы заинтересованных сторон, то количество анализируемых групп следует расширить. Предполагается , что при оценке социальной ответственности необходимо оценивать вмешательство как внутренних (менеджеров, учредителей, сотрудников, профсоюзов), так и внешних заинтересованных сторон (поставщиков, конкурентов, органов власти, потенциальных инвесторов, потребителей, местных сообществ и неправительственных организаций).

Сила этой методики является то , что для того , чтобы сформировать в результате рейтинговой оценки социальной ответственности организации, система учета факторов стресса используется, а также факторы поддержки, которые включены в оценке социального воздействия и его деловая репутация организации. Следует признать, что это отражает современную тенденцию в области КСО, что свидетельствует о тесном взаимодействии человеческого капитала, организационной культуры и социальной ответственности организации.   

Этот метод интересен тем, что, помимо качественных и количественных показателей, при оценке уровня социальной ответственности используется оценка взаимоотношений с заинтересованными сторонами , а в качестве качественных показателей используются, однако, «факторы стресса» и «факторы поддержки», Консолидация количественных показателей оценки в две группы, по нашему мнению, усложняет анализ и выбор альтернатив после оценки. Другой подход, включающий социальный аудит для оценки социальной ответственности организации, может быть рассмотрен на основе методологии оценки социальной ответственности организации консалтинговой компании « ЕвроМенеджмент ». Он предложил провести оценку социальной ответственности Евроменеджмент в два этапа:          

  • Социальный аудит и подготовка корпоративной отчетности в стандарте GRI.

GRI - это «Руководство», предназначенное для добровольного использования организациями в процессе отчетности об экономических, экологических и социальных компонентах их деятельности, продуктов и услуг. Цель Руководства состоит в том, чтобы помочь отчитывающимся организациям и заинтересованным сторонам определить и понять вклад организации в устойчивое развитие. 

  • Проверка отчетности Компании в соответствии со стандартом AA1000 (стандарт проверки AA 1000 является стандартом для оценки отчетности организации по показателям ее устойчивого развития, а также для оценки основных процессов, систем и уровня компетенции).   

Такой подход предполагает включение социальной ответственности бизнеса в область социального аудита. Достоинство этой методики заключается в том, что информация, публикуемая самой организацией в открытой печати, используется для оценки КСО. 

Это значительно облегчает процедуру оценки на этапе сбора информации, а также формирует на уровне корпоративной культуры необходимость публикации не только годового отчета о результатах финансово-хозяйственной деятельности, но и отчета об экологической и социальной деятельности в соответствие международным стандартам. Однако возникают трудности, которые могут стать причиной невозможности широкого использования этой методики: 

  1. эти международные стандарты должны быть адаптированы к условиям российской действительности; 
  2. должно пройти какое-то время, чтобы публикация нефинансовой отчетности стала нормой для российских организаций. 

Сила этой методологии заключается в том, что количественные показатели определяются в соответствии с международными стандартами отчетности, однако эта методология может быть дополнена областями КСО в соответствии с международным современным стандартом ISO 26000, а также стандартом взаимодействия с заинтересованными сторонами АА1000SES.  

Концепции и модели социальной ответственности общества

Основные модели корпоративной социальной ответственности

Известно, что как минимум четыре модели корпоративной социальной ответственности отличаются:

  1. Манипуляционная модель - манипулирование общественным мнением, его односторонняя обработка для достижения коммерческих целей компании. На ранних этапах становления рыночной экономики такая интерпретация практически неизбежна, что убедительно подтверждается практикой современного российского бизнеса, компрометирующими доказательствами и другими спецоперациями. Однако по мере того, как рыночные отношения становятся зрелыми, экономика стабилизируется, и в общественно-политической жизни становится все более очевидной не только неполноценность и близорукость этого подхода, но и его непосредственная угроза долгосрочным интересам и целям компании.    
  2. Модель информации. Эта модель характеризуется переходом от пропагандистского и рекламного влияния к информированию общественности, чтобы прояснить намерения и возможности фирмы, чтобы социальная среда фирмы правильно понимала и адекватно реагировала на действия фирмы, относилась к ней положительно и поддерживает это. 
  3. Модель взаимопонимания. В данном случае речь идет не только о желании быть правильно понятым, но и о том, чтобы понять других, их интересы. 
  4. Модель социального партнерства. Наиболее зрелая модель, ориентированная на изучение, анализ и понимание общественного мнения и социальной среды в целом, установление взаимно ответственных партнерских отношений, как с рыночной, так и с социальной средой компании: государственными органами, СМИ, общественными организациями, неорганизованное общество и собственный персонал.  

Каждая из этих моделей может быть адекватной или неадекватной состоянию общества, в котором работает бизнес.

Модели КСО в США и Европе недавно были определены как явные и скрытые формы КСО:

Открытая форма корпоративной социальной ответственности обозначает линию поведения, которая заставляет корпорацию брать на себя ответственность за решение проблем, в которых заинтересовано общество. Открытая корпоративная социальная ответственность обычно включает добровольное и самоопределенное корпоративное поведение, программы и стратегии по вопросам, которые воспринимаются самой корпорацией или ее заинтересованными сторонами как часть их ответственности (корпорации или заинтересованных сторон ) перед обществом.     

Под скрытой формой корпоративной социальной ответственности понимаются формальные и неформальные институты страны, через которые корпорация согласовывает или предписывает корпоративную ответственность за общественные интересы. Скрытая форма корпоративной социальной ответственности обычно включает в себя те ценности, нормы и правила, которые часто приводят к обязательным требованиям для корпораций в вопросах, которые общественные, политические и экономические интересы (страны) считают надлежащими и обоснованными обязательствами юридических лиц. 

Таким образом, согласно источникам регулирования, практике и факторам, русская версия корпоративной социальной ответственности представляет собой смесь добровольного инициирования бизнеса и стремления предприятий получить четкую законодательную базу для корпоративной социальной ответственности со стороны государства. В связи с начальным этапом развития корпоративной социальной ответственности в стране отсутствует понимание ее единой концепции, проверенной практики и полезности. 

Традиционная модель конфликта включает в себя различия во взаимоотношениях между производством и окружающей средой. Решения этих компаний создают негативный имидж и требуют государственной политики или других мер регулирования рынка для восстановления социально оптимального баланса. В социально ответственной инвестиционной модели экологическая целостность и здоровые сообщества рассматриваются как средства достижения большей отдачи. Модель социальных достижений объясняет идеологию фирм, которые взяли на себя обязательства по достижению экологических и социальных целей, без доказательств того, что корпоративное гражданство ведет к ощутимой финансовой выгоде .       

Формирование оптимальной модели корпоративной социальной политики для современной России должно основываться на учете особенностей и положительного опыта дореволюционной и советской моделей социальной политики российских предприятий.

Характерные черты дореволюционной российской модели корпоративной социальной политики включают в себя:

  • Направленность на развитие долгосрочных проектов (приоритетные направления: культурные проекты, финансирование учреждений культуры, социальных центров, больниц, школ, университетов);
  • Борьба с коррупцией (формирование атмосферы честного, ответственного предпринимательства перед государством, стремление отказаться от многолетней практики слияния бюрократической и деловой среды);
  • Бессистемный характер социальной политики (предпринимательство как организованная сила никогда еще до революции не было инициатором улучшения положения рабочих - то, что было создано в области социального обеспечения, было сделано отдельными промышленниками и производителями);
  • Отсутствие норм корпоративной социальной политики (в стране не было бизнес-союзов и ассоциаций, которые могли бы формировать единые инициативы в области благотворительности или социальных гарантий).

Характерные черты советской модели корпоративной социальной политики включают в себя:

  • Идеологическая направленность (соотношение целей социальной политики конкретного предприятия и государства, лозунги о единстве интересов работников предприятия и общества в целом);
  • патернализм (проявления опеки, забота предприятия о своих работниках, особенно в сфере распределения социальных льгот, патронаж социальных учреждений, патронаж школ, детских садов);
  • Тесное слияние промышленности и общества (крупное советское предприятие часто становилось центром городской жизни, формируя вокруг себя особое общество, особое социальное поле; появление монопрофильных городов).

Согласно источникам регулирования и практики, российская версия корпоративной социальной политики характеризуется преимущественным участием крупных компаний, использованием социальных программ в качестве инструмента формирования социальной репутации, отсутствием системных механизмов ее регулирования, использование советского опыта в реализации социальных программ и проектов предприятиями.

Анализ зарубежных моделей корпоративной социальной политики показывает, что участие предприятий в жизни общества либо строго регламентируется на уровне законодательства, либо осуществляется компаниями самостоятельно под воздействием специально созданной системы льгот. В первом случае государство устанавливает нормы взаимодействия предпринимательства и общества, в которых государственные структуры наряду с гражданскими организациями создают необходимые условия для участия предприятий в решении социальных проблем. Во втором случае государство под давлением гражданских инициатив создает эффективную систему стимулирования предприятий к социальному развитию. Таким образом, достигается эффективная модель управления корпоративной социальной политикой, в которой четко определены функции отдельных партий, меры их участия и взаимодействия.    

Зарубежные концепции социальной ответственности

Концепция социальной ответственности с точки зрения социальной защиты работников основана на нескольких моделях социально-трудовых отношений, разработанных на основе взаимодействия государственных органов, работодателей и профсоюзов как представителей работников. В разных странах концепции социального партнерства различаются по степени участия профсоюзов в трудовых отношениях на конкретных предприятиях, по характеристикам представительства работников в переговорных процессах, по политической направленности систем социального партнерства. 

Первая модель, типичная для стран Северной Европы (Бельгия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Швеция), предполагает активное участие государства в регулировании социально-трудовых отношений, происходящих на трех уровнях: национальном, отраслевом и уровень индивидуального предприятия.

Вторая модель, используемая в основном в США, Канаде, Японии, Латинской Америке, а также в англоязычных странах Африки, характеризуется регулированием социальных и трудовых отношений на уровне предприятий и, в гораздо меньшей степени, в отрасли или регионе уровня . Воздействие государства осуществляется посредством принятия законодательных и нормативных актов, рекомендаций и требований. В Северной Америке ассоциация предпринимателей предпочитает не вмешиваться в процесс социально-трудовых отношений на предприятии, но они активно участвуют в законодательной и политической деятельности.       

Третья модель, распространенная в странах Центральной Европы (Австрия, Германия, Франция) и частично в Великобритании, представляет собой комбинацию двух предыдущих моделей, которые похожи на крайности для дизайна в Центральной Европе . Например, согласно немецкой концепции социальной рыночной экономики, основателем которой был Л. Эрхард , государство вмешивается в социальные и трудовые отношения, но в то же время предприниматели и профсоюзы сохраняют свою автономию.     

Развитие социально-трудовых отношений и социального партнерства характеризуется весьма конкретными результатами. Например, развитые страны приняли и успешно работают на протяжении многих десятилетий общенациональных систем социального обеспечения, включая обязательное социальное страхование. Одним из величайших достижений представителей рабочих и государства стало сокращение рабочего дня и увеличение временных ресурсов для обучения работников.  

Другим результатом эволюции социально-трудовых отношений можно считать повышение минимальной заработной платы, что позволило продвинуться в сторону увеличения платежеспособного спроса населения этих стран. Социально-трудовые отношения и социальное партнерство привели западные общества , чтобы понять необходимость постоянно улучшать отношения в мире работы и расширить взаимодействие предприятий с окружающим сообществом.    

Корпоративная социальная ответственность может быть охарактеризована как сложное отношение корпораций к своим сотрудникам и окружающему сообществу: это ответственность компании как работодателя, делового партнера, «гражданина», члена сообщества (границы сообщества определены по географии деятельности компании - на уровне района, города, страны, мира); часть текущей стратегии компании по расширению своего присутствия в обществе и развитию бизнеса; возможность оказать положительное влияние на сообщество, в котором работает компания. Несмотря на общее сходство в определениях корпоративной социальной ответственности, существуют разные подходы к технологии ее внедрения в мире.   

Вывод

Считается, что американская модель корпоративной социальной ответственности является самой богатой в своих традициях. Британские и континентальные системы получили наибольший импульс в своем развитии за последние 20-25 лет благодаря отдельным внешним воздействиям. Американская доктрина, в отличие от британской и континентальной, за последние 100 лет не претерпела существенных трансформаций, плавно дрейфующих в унисон с развитием американского общества. Британское бизнес-сообщество более чувствительно к идеям социальной ответственности, чем континентальный бизнес.   

Следуя модели корпоративной социальной ответственности, которая учитывает экономическую, юридическую, этическую ответственность компаний и их благотворительную деятельность, мы можем выделить следующие различия между континентальной моделью корпоративной социальной ответственности и американской:

  • Экономическая ответственность в основном сосредоточена на аспекте прибыльности бизнеса и ответственности компании перед своими акционерами (типичный американский подход). Европейцы в этой группе отношений также включают ответственность перед работниками предприятия и местными сообществами. 
  • Юридическая ответственность является основой любой формы социальной ответственности в Европе. Европейский бизнес рассматривает государство как институт, который обеспечивает соблюдение принятых правил поведения, в то время как в Соединенных Штатах такое государственное регулирование воспринимается скорее как вмешательство в вопросы личной свободы.   
  • Большинство социальных проблем отнесены европейскими компаниями к сфере этической ответственности. Европейцы, как правило, не очень доверяют частному сектору. Это объясняет более высокий уровень общественного внимания к бизнесу в Европе, чем в любой другой стране. Например, вопросы атомной энергетики, испытания меда. лекарства на животных, генная инженерия стоят на повестке дня европейцев.    
  • Благотворительность не так популярна в Европе, как в Соединенных Штатах. Последнее объясняется уровнем налоговой нагрузки, которая значительно превышает американские аналоги. В результате, европейские компании принимают участие в благотворительных акциях, в основном через юридически обязательные механизмы.  

Британская модель корпоративной социальной ответственности. КСО в Великобритании сочетает в себе элементы американской и континентальной моделей. Общим для Континента является, прежде всего, активная поддержка бизнеса со стороны государства. Великобритания славится хорошо развитой системой общественного благосостояния и здравоохранения. В то же время существуют и американские элементы корпоративной социальной ответственности, что стало особенно ясно после реформ Маргарет Тэтчер.    

В целом британская модель характеризуется следующими особенностями:

  • Широкое развитие сектора независимого консультирования в области социальной ответственности.
  • Пристальное внимание финансового сектора к проектам в области корпоративной социальной ответственности (тенденция роста количества социально ответственных инвестиционных фондов).
  • Система бизнес-образования Великобритании явно превосходит континентальную Европу по количеству и разнообразию учебных курсов по корпоративной социальной ответственности.
  • Участие государства в развитии корпоративной социальной ответственности. Это проявляется в создании партнерских отношений с частными предприятиями в сфере образования, поддержке инициатив в области корпоративной социальной ответственности посредством совместного финансирования проектов, налоговых льгот, продвижения инициатив в соответствии с национальными стандартами, принятыми на международном уровне . Важность корпоративной социальной ответственности для государства также подтверждается тем фактом, что при нынешнем премьер-министре был создан пост министра по корпоративной социальной ответственности.      

Общей тенденцией для британской и континентальной моделей корпоративной социальной ответственности является их очевидная скрытая форма с постепенным движением к открытой модели.

Несмотря на всплеск российских публикаций по теме национальной корпоративной социальной ответственности за последние 2-3 года, все еще недостаточно исследований, подобных тем, которые регулярно проводятся на Западе. Соответственно, все выводы и выводы были сделаны на основе имеющихся материалов и не претендуют на абсолютную правду. В отличие от американской и европейской моделей и, по-видимому, из-за наличия элементов командной системы, унаследованных от советских времен, роль государства как двигателя корпоративной социальной ответственности в России трудно переоценить.   

Таким образом, согласно источникам регулирования, практике и факторам, русская версия корпоративной социальной ответственности представляет собой смесь британской модели (добровольное инициирование со стороны бизнеса) и континентальной схемы (стремление предприятий получить четкую законодательную базу для корпоративного управления). социальная ответственность со стороны государства). В связи с начальным этапом развития корпоративной социальной ответственности в стране отсутствует понимание ее единой концепции, проверенной практики и полезности.