Типы и модели рыночного хозяйства

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 19.12.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Оценка тенденций спроса и анализа потребительского поведения на рынке хлебобулочных изделий
Рынок и полезность
Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие
Китай в мировой экономике


Введение:

Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы, в основе которой функционирование социализированного товарного производства, ориентированного на удовлетворение потребностей общества в целом и отдельных индивидов.

Рынок - это обязательный компонент товарного хозяйства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства. Среди этих причин развитое общественное разделение труда, экономическая обособленность рыночных субъектов, обусловленная наличием разных форм собственности, тесная связь с мировой экономикой путем внешней торговли потребность выхода национальной экономики в мировое экономическое пространство для ее дальнейшего экономического роста. Отсюда ясны и важнейшие исторические условия возникновения рынка.

1-условие - ОРТ и специализация. В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иных Т и У. Это положение объясняется принципом сравнительного преимущества, т. е. стремлением производить продукцию при относительно меньших издержках упущенных возможностей.

2-условие - экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности и затем распространяется на коллективную собственность. Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может.

Эти два условия выражают глубинное противоречие рыночной экономики, которое проявляется в объективной необходимости, с одной стороны, всеобщей взаимосвязи производителей из-за ОРТ, а с другой - всеобщего обособления (ограничения) производителей. Именно последнее определяет наличие системы товарных рыночных отношений.

3-е условие - разрешение проблемы трансакционных издержек - издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Если эти расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.

Для эффективного функционирования рынка необходимо и 4-условие - самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Чем меньше скован производитель, тем больше развит рынок. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут ориентиры производителям для наиболее эффективных направлений их деятельности.

В общем виде можно дать следующее определение рынка. Рынок - это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения.

Рыночное хозяйство - общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.

Классическая модель рынка характеризуется следующими чертами:

  • Множеством независимых товаропроизводителей, самостоятельно решающих, что производить, кому и как реализовывать;
  • Стихийным установлением цен под влиянием спроса и предложения;
  • Множеством независимых потребителей, самостоятельно решающих, у кого покупать продукцию;
  • Эквивалентным обменом по стоимости;
  • Стихийным установлением цен под влиянием спроса и предложения;
  • Стихийным регулированием воспроизводственных пропорций;
  • Свободной конкуренцией, свободным переливом капитала.

В современных условиях рынок из саморегулирующегося трансформировался в регулируемый, что привело к усложнению субъектно-объектной структуры рыночного хозяйства.

Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства - это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но встречно-согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей.

В настоящее время наблюдается не чистая рыночная экономика, а социальная рыночная экономика. Наиболее принципиальное различие между чистым и социальным рыночным хозяйством определяется изменяющейся ролью государства.

Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов, рыночного механизма саморегулирования и государственного регулирования экономики. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и приоритетных задач, решаемых государством, различают несколько моделей современного рыночного хозяйства.

Сравнительная таблица моделей рыночного хозяйства.

Критерий

Социальное рыночное хозяйство

Смешанная экономика

Корпоративная экономика

 

Целевая направленность государственных программ

Защита интересов граждан

Создание условий для развития предпринимательства

Защита интересов крупного бизнеса

 

Принципы регулирования экономики

Долгосрочное программирование

Использование преимущественно тактических методов

Определение основных приоритетов

 

Доля государственного сектора в экономике

Достигает 30%

Около 10%

Незначительная

 

Наиболее типич.гос-ва

Германия

США

Япония, Швеция

 

 

Социальное рыночное хозяйство

Концепция социального рыночного хозяйства, основоположником которой является Эрхард и Ойкен, значительно отличается от теории классического либерального хозяйства - концепции рыночной экономики, где государству отводилась роль ночного сторожа\. Одной из наиболее важных задач государства, по мнению Эрхарда, является обеспечение свободной конкуренции. Свободная собственная инициатива и конкуренция должны сочетаться с активной ролью государства в хоз. жизни ведущая форма проявления свободы, по Эрхарду, - свобода потребления, которая логически дополняется свободой предпринимателя производить и продавать продукты, отвечающие спросу.

Важнейший критерий соц.-рын. хоз-ва, сочетающего рыночные и социальные принципы, - установление эффективного хозяйственного порядка. при котором на основе роста производительности труда снижаются цены, повышается з/плата. Благодаря конкуренции как наиболее эффективному способу достижения и обеспечения благосостояния, можно достичь социализации прогресса и прибыли. Другим критерием выступает оптимальное сочетание рыночной экономики и планового хозяйства. Некоторые немецкие авторы определяют соц.-рын. хоз-во как современную форму экономич. организации рын. типа с налаженным механизмом гос. регулирования, соответствующей институциональной структурой и системой социальной защиты населения.

Сам термин смешанная экономика не имеет однозначного толкования. Его первоначальная и наиболее распространенная трактовка делает упор на сочетании различных секторов экономики, на разнообразии форм собственности. вторая позиция, получившая импульс от кейнсианства, выдвигает на первый план проблему сочетания рынка, рыночного механизма и государственного регулирования. 3- я позиция, инициированная различными социал-реформистскими течениями, основывается на сочетании капитала частного предпринимательства и социальности, общественных социальных гарантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая из цивилизованного подхода - на проблему соотношения экономических и неэкономических начал в структуре современного общества.

Указанные трактовки смешанной экономики не противоречат друг другу в современных условиях, а лишь отображают несколько линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство. Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание указанных параметров: сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и гос. регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал.

В теории смешанной экономики обосновывается необходимость оптимального сочетания частной и гос. собственности. В этом заключается одно из ее отличий от теории социального рыночного хозяйства, основывающейся на признании приоритета частн. собственности. Второе существенное отличие данных теорий в том. что если, по мнению Эрхарда (соц.-рын. хоз-во), для достижения социальной направленности экономики нужно поднимать производство, а не совершенствовать распределение, то, по утверждению представителя рассматриваемой теории Хансена, главной функцией государства благосостояния выступает именно перераспределение произведенного дохода. Другой важной функцией такого государства является осуществление тех или иных форм национального планирования.

Условия перехода к рыночному хозяйству в России

Россия в ходе экономических реформ переходит от административно-командной системы к современной рыночной экономике. Время, которое займет этот переход зависит от многих причин. Немаловажную роль играют исходные условия, так как от них в большей мере зависит успех преобразований.

К ним относятся:

  • Длительность существования командно-административной системы;
  • Доля частного сектора экономики;
  • Размер структурных диспропорций и уровень милитаризации народного хозяйства;
  • Уровень внутреннего и внешнего макроэкономического равновесия (в частности уровень инфляции, внешнего долга и др.);
  • Трудовая этика населения и преобладающий хозяйственный менталитет;
  • Открытость экономики и общества по отношению к странам с рыночной экономикой и др.

После длительного господства административно-командной системы исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприятными по следующим обстоятельствам:

  • Крайне высокая степень огосударствления экономики, почти полное отсутствие в то время легального частного сектора при неуклонно расширявшейся теневой экономике;
  • Длительное существование (на протяжении жизни трех поколений) принципиально нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и порождало преувеличенное представление о социальной роли государства;
  • Крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;
  • Неконкурентоспособность преобладающей части отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Особенности варианта становления общества рыночной экономики у нас связаны не только со спецификой форм экономических отношений, социальной, территориальной, национальной организацией общественных связей, но и со значительным разнообразием этих форм, специфичностью структуры, мотивов и стимулов жизнедеятельности. 

Таким образом, в связи со всеми негативными моментами основными условиями перехода к рыночному хозяйству в России стали:

  • Обеспечение свободы хозяйственной деятельности;
  • Становление многообразия форм собственности на условия, средства и результаты хозяйствования посредством рационализации процессов разгосударствления и приватизации;
  • Развитие конкуренции производителей как важнейшего фактора стимулирования предпринимательской активности;
  • Формирование механизма свободного ценообразования;
  • Сохранение наряду с распространением рыночных взаимоотношений значительного нерыночного сектора экономики;
  • Последовательная интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей;
  • Обеспечение со стороны государства социальных гарантий гражданам, предоставление всем равных возможностей в зарабатывании средств и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.

Основные задачи переходной экономики. Содержание этапов осуществления экономических реформ

Таким образом, Россия при переходе от административно-командной экономики к рыночной должна была решить много проблем и основными задачами переходного периода стали:

  • Становление активного, эффективного предпринимательства;
  • Проведение приватизации неэффективных либо низкоэффективных предприятий;
  • Формирование рынка товаров и услуг с рыночным ценообразованием;
  • Формирование финансового рынка ценных бумаг;
  • Создание рынка труда.

Решение некоторых задач до сих пор продолжается. Отметим основные этапы осуществления реформ.

I. 1987 - 1992 гг. С социально-экономической точки зрения реформы в России начались с 1987 года, когда был принят "Закон о государственном предприятии" и затем в 1989 году принята система хозрасчета предприятий. Несмотря на эти законы, государство оставалось главным заказчиком в промышленности, устанавливало цены и ставки налогообложения. В это же время принимались "Закон об аренде" (в с/х), "Закон о кооперации", "Закон об индивидуальной трудовой деятельности, но наемный труд не мог применяться. В результате развитие криминала.

В результате ни одна из начатых реформ в экономике с приходом Горбачева к власти не дала положительных результатов, т.к. реформа цен, кредита, системы снабжения предприятия были отсрочены. К тому же проведение реформы вызвали сопротивление населения в связи с ухудшением условий жизни и противодействие на бюрократическом уровне. Таким образом, систему, которая сложилась в этот период, можно охарактеризовать как систему неупорядоченной демократии.

II. 1992 - 1994 гг. Именно с этого времени начинаются реальные экономические реформы. "Шоковая терапия" Гайдара - радикальное реформирование. Лозунг реформ - "Рынок расставит все по своим местам". Главные моменты: 1.01.92 - либерализация цен на большинство товаров от государственного контроля, которая привела к высокой инфляции, бедности в стране, промышленному спаду, 92 - 94 гг. чековая приватизация - бесплатная передача государственного имущества всем гражданам РФ. Но эта реформа привела к социальной напряженности, распылению собственности, криминализации экономики, разрыву стабильных экономических отношений, кризисных явлений вовсех сферах.

III. 1994 - 1996 гг. Формирование рыночной инфрастуктуры, новый этап приватизации - денежный, в ходе которого пытаются сформировать эффективного собственника, распространяется система кредитования экономики. 95-96 гг. - стабилизация инфляции, продолжающийся спад производства.

IV. 1996 - 1998 гг. Снижение ставки рефинансирования ЦБ, макроэкономическая стабилизация. На первый план выходят проблемы реформирования на микроуровне, т.е. на уровне предприятий. Но кризис 98 года ознаменовал переход к следующему этапу реформ.

V. 1998 - сейчас. Преодоление последствий кризиса, макроэкономическая стабилизация. Сейчас проводятся осмысленные реформы, направленные на структурные изменения и либерализацию. Принятие инструментов реализации принципа частной собственности на землю, налоговая реформа (сокращение числа налогов, принятие Налогового кодекса, изменение структуры налогов и т.д.), судебная реформа (вопросы уголовного кодекса, изменение статуса судей, совершенствование законодательства), таможенная реформа (сокращение и снижение уровня импортных тарифов). Требуются изменения в вопросах защиты прав собственности, реформирования медицинской сферы и здравохранения, валютного регулирования (снижение ограничений на операции с капиталом и недвижимостью) и т.д.

Заключение

Формирование отношений социального партнерства позволяет охватывать и учитывать интересы всех уровней социально-экономических отношений (домашних хозяйств, предприятий, регионов государства).

Социальное партнерство обеспечивает согласие населения с проводимым правительством курсом, способствует текущим институциональным преобразованиям, направленным на приведение в соответствие социально-экономических отношений и изменяющегося мира, способствует решению проблем занятости, обновления производства, экологии и т. п.

Согласие о необходимости обеспечения каждому гражданину достойных жизненных стандартов посредством эффективного использования производственного потенциала нации.

Содействие рыночной конкуренции, противодействие частной либо государственной монополизации рынка.

Поддержание социального партнерства мерами экономического и организационного характера, мерами культурного и психологического воздействия.

Распределение доходов посредством зарплаты, участия в прибылях и другого с учетом продуктивности работы, участия в собственности, участия в управлении.

Обоснование социального партнерства концепциями человеческого капитала, рассеивания собственности, государства всеобщего благосостояния, регулирования рынка, социального рыночного хозяйства, постиндустриального общества.

Социальное партнерство направлено на то, чтобы создать синтез лучших качеств обеих систем, творческого гения, эффективности и рыночной свободы предпринимательства, которые сделали богатыми США, Канаду, Великобританию, Гонконг и другие, в основном капиталистические, нации, с социальным равенством, защищенностью, общинностью и другими преимуществами, которые ценятся в таких общественно-управляемых экономических системах, как Китай, СССР, Восточной Европы, Франция, Греция, Югославия и Египет.