Типы и модели экономических систем

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Понятие о капитале и его структура. Рынок капитала
Естественная монополия и реструктуризация электроэнергетики в России
Миссия и целеполагание на предприятии
Неценовая конкуренция и её последствия


Введение:

Типы экономических систем - очень горячая тема. Поведение государства зависит от типа системы, как в мире, так и на внутренней арене. Вне системного характера экономики экономические отношения и институты не могут постоянно обновляться, не может быть экономических законов, не может быть теоретического понимания экономических явлений и процессов, не может быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Реальная практика постоянно подтверждает системный характер экономики. Объективно существующие экономические системы научно отражаются в теоретических (научных) экономических системах.

Первый подробный анализ экономики как системы был дан основателем классической школы политической экономии А. Смитом в его основной научной работе «Исследование природы и причин богатства народов» (в принятом сокращении - "Богатство народов"), опубликованной в 1776 году. Экономические системы должны, прежде всего, освещать системы, созданные Д. Рикардо (1817), Ф. Листом (1841), Дж.С. Милл (1848), К.-Маркс (1867) и другие.

Границами, отделяющими экономические системы друг от друга, являются промышленные и научно-технические революции. В каждой из этих систем возможна более детальная типология, которая позволяет наметить пути синтеза формационного и цивилизационного подходов.

Таким образом, поняв суть системы, можно понять многие законы экономической жизни общества.

Целью курсовой работы является изучение типов и моделей экономических систем.

Цели курсовой работы:

  • Рассмотреть понятия и структуру экономической системы общества;
  • Анализировать типы и модели экономических систем;
  • Рассмотреть развитие экономических систем в современных условиях.

Работа состоит из: введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Понятие и структура экономической системы общества

Понятие и структура

Использование концепции системы имеет давнюю историю, уходящую в глубь древности. В переводе с греческого «система» означает целое, состоящее из частей, которые взаимосвязаны и образуют целостность.

Для характеристики любой системы ее элементы, уровни организации, структура и функции обычно различаются.

Строго говоря, если экономика рассматривается как системное образование, то она выглядит как экономическая система. Но такая «техника» все же не освобождает ее от особого анализа.

Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, основанные на формах собственности на экономические ресурсы и результатах экономической деятельности, сложившихся в каждой экономической системе; организационные формы хозяйственной деятельности; экономический механизм.

Установление связей между элементами, составляющими систему, означает определение ее структуры. Система характеризуется наличием функций, которые не способен выполнять ни один из элементов в отдельности, а только объект в целом.

Важным свойством экономической системы является ее структура.

Экономика - сложная, многоуровневая, развивающаяся система. Экономическая система общества состоит из малых экономических систем - домашних хозяйств и предприятий. Домохозяйство - это небольшая система, которая представляет владельцев и потребителей ресурсов в семье. Основной функцией домохозяйства является потребление конечных продуктов и услуг, производимых предприятиями. Предприятие - это небольшая система, в которой экономические товары и услуги создаются с использованием набора необходимых ресурсов. Группы связанных предприятий объединены в отрасли. Отрасль - это более крупная система, объединяющая все предприятия, производящие определенную продукцию. Отрасли промышленности объединены в более крупные системы - межотраслевые.

Кроме того, экономическая система общества может включать другие элементы: социально-экономические системы (экономические и политические, экономические и демографические, природные и экономические системы); технико-экономические системы (отраслевые, межотраслевые, региональные системы).

Все системы служат друг другу, объединены единой структурой социальной организации и управления, взаимосвязаны посредством обмена продуктами и находятся в постоянном взаимодействии.

Рассматривая с точки зрения формационного подхода, структура экономической системы выступает как внутренняя организация общественного производства. Поэтому оно всегда проявляется на разных уровнях через людей, их производственную деятельность. Следовательно, структура экономической системы формируется отношениями взаимодействия людей в процессе производства материальных и духовных товаров и услуг, то есть совокупности производственных отношений.

В любой экономической системе существует два типа отношений: отношения людей к природе и отношения людей друг к другу. В соответствии с этим в экономической системе общества можно выделить две крупные подсистемы: производительные силы и производственные отношения.

Существуют и другие подходы к характеристике структуры экономической системы. Подход Герасимова в книге «Экономическая система: генезис, структура» интересен. Он выделяет две сферы: материальную основу и социально-экономическое общество людей. 

Материальная основа - совокупность материальных условий, средств и товаров, т. е. целое взаимосвязанное количество материальных ценностей, которые являются непосредственно объектами матери. Потребности и интересы людей и используется в той или иной форме для удовлетворения их разнообразных потребностей.

Материальная база включает в себя:

  1. природная среда;
  2. условия и средства материального производства (производственные активы);
  3. фонды сферы обращения;
  4. материальные фонды в сферах духовного и общественного производства;
  5. средства на личное потребление материальных благ.

Социально-экономическое общество людей, которые действуют в разных отношениях с другими формами и с материальной основой экономической системы в отношении производства средств и товаров для удовлетворения их потребностей, присвоения этих товаров и их использования в процессе личного и промышленного потребление. Согласно определению Герасимова, экономические системы - это совокупность средств, условий, процессов и результатов материального производства, а также различных отношений между людьми в отношении производства, обмена, распределения, потребления жизненно важных товаров.

Экономическая система представляет собой сложный, упорядоченный набор всех экономических отношений и видов экономической деятельности общества, осуществляемых в виде определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью которых является удовлетворение потребностей общества в материальных товарах. и услуги.

Экономическая система может рассматриваться и анализироваться на разных уровнях: фирмы, макроэкономика или мировая экономика. Для каждого уровня могут быть характерные и общие черты, которые характеризуют как экономическую систему в целом, так и ее отдельные связи.

Одним из признаков разделения экономики на типы может быть ее открытость или закрытость. Если национальная экономика и ее звенья активно включаются в систему международных экономических отношений, такая экономическая система считается открытой. Если система закрыта для внутренних производственных ресурсов и ограничена внутренним потреблением, если она недоступна для новых фирм, то это закрытая система.

Еще одним признаком разделения системы на типы являются формы регулирования экономической жизни. Это могут быть традиции, команда (планирование) и рынок. Соответственно, экономическая система может быть традиционной, рыночной и командной.

Экономика может объединять различные элементы систем, тогда можно говорить о смешанной экономике.

Другим признаком разделения экосистемы на типы является форма собственности. Это может быть частное или государственное сообщество традиционного общества. Доминирующая форма собственности определяет формы производства и распределения.

Характерными чертами рыночной экономической системы являются:

  1. Частная собственность на факторы производства.
  2. Соблюдение принципа свободы предпринимательства и выбора.
  3. Мотивация поведения участников системы личными, эгоистическими интересами.
  4. Каждый хозяйствующий субъект стремится максимизировать прибыль, действуя на свой страх и риск. Бытовые решения принимаются лично.
  5. В системе много производителей и потребителей одного и того же продукта, причем настолько, что банкротство или появление на нем десятков новых производителей не имеет существенного значения для рынка.
  6. Экономическая мощь отдельных производителей и потребителей настолько разрознена, что некоторые из них не имеют реальной экономической возможности каким-либо образом изменить ситуацию на рынке.
  7. В результате действия чистой или совершенной конкуренции достигается максимальная эффективность использования ресурсов и обеспечивается господство принципа: максимальная прибыль при минимальных затратах.

Характерными чертами командной экономической системы являются:

  • Государственная собственность на средства производства.
  • Коллективное принятие экономических решений путем централизации планирования хозяйственной деятельности.
  • Централизованное финансирование предприятий ресурсами для реализации государственных планов.
  • Централизованное финансирование предприятий ресурсами для реализации государственных планов.
  • Отсутствие какой-либо конкуренции, поскольку план предусматривает производство именно того количества продукции, которое необходимо для удовлетворения потребностей. Отсюда и монополия производителей.
  • Отсутствие рыночной системы стимулов и стимулов для производителей.

Характерными чертами традиционной экономической системы являются:

  1. Производство, распространение и обмен на основе обычаев, традиций, культовых обрядов.
  2. Социально-экономическая стагнация четко выражена, потому что скорость воспроизводства заметна только в течение нескольких десятилетий.
  3. Технологический прогресс резко ограничен, поскольку он объективно создает угрозу основам традиционного общества.
  4. Наблюдается устойчивое превышение темпов роста населения над темпами роста промышленного производства.
  5. Огромный внешний финансовый долг. Более того, в таких масштабах, что эти страны никогда не смогут ликвидировать его традиционными методами.
  6. Ввиду всего вышесказанного исключительно высока роль государства и властных структур в экономике и политике этих стран.

Система смешанной экономики означает тип общества, в котором синтезируются элементы рыночной и командной экономики, то есть рыночный механизм дополняется активной деятельностью государства. 

Роль собственности в экономической системе

Там, где есть экономическая деятельность, всегда есть проблема собственности. Имущественные отношения пронизывают всю систему экономических отношений и сопровождают человека с момента его рождения до смерти.

Для более полной картины собственности необходимо определить место, которое ему принадлежит в системе общественных отношений.

Во-первых, собственность (в соответствии с формационным подходом) является фундаментом, основой всей экономической системы. Формы распределения, обмена и потребления также зависят от характера установленных форм собственности. Таким образом, в рыночной экономике частная собственность преобладает.

Во-вторых, положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможность их доступа к использованию всех факторов производства зависит от собственности.

В-третьих, собственность является результатом исторического развития. Его формы меняются с изменением методов производства. Более того, главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил. Поэтому распределение периодов коммунальной, частной и общественной собственности было наиболее тщательно разработано в трудах основателей марксизма.

В-четвертых, хотя в рамках каждой экономической системы существует некоторая базовая специфическая форма собственности, это не исключает существования других форм собственности, как старых, ушедших из предыдущей экономической системы, так и новых, своеобразных побегов перехода в новую систему. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное влияние на весь ход развития общества.

В-пятых, переход от одних форм собственности к другим может происходить эволюционным путем на основе конкурентной борьбы за выживание, постепенного вытеснения всего, что отмирает, и укрепления того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время существуют и революционные способы изменения форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство.

Таким образом, в теории марксизма ликвидация частной собственности на средства производства рассматривалась как основное содержание социалистической революции. В соответствии с этой теорией в России после завоевания власти в октябре 1917 г. была ликвидирована частная собственность в промышленности, на транспорте, в строительстве и торговле. Коллективизация в деревне заменяла индивидуальную собственность крестьян кооперативом-колхозом (фактически полугосударственным). В результате было установлено полное господство социалистической или общественной (то есть государственной и полугосударственной) собственности.

Характерной чертой марксистской интерпретации собственности был акцент на экономическом содержании над его правовой формой.

Западные экономисты и юристы чаще видят собственность как отношение человека к вещи.

Одним из признаков разделения экономических систем на типы является форма собственности. Таким образом, между капитализмом и социализмом часто проводится простое различие: капитализм сравнивается с частной собственностью, а социализм с общественной собственностью.

Гэлбрейт представляет всю экономическую систему капиталистических стран как состоящую из двух разнородных секторов - планирования и рынка. Он назвал систему планирования крупными корпорациями, которые внедряют и разрабатывают технологии, которые определяют цены и имеют власть над обществом и государством. Он считает преимуществом этой системы использование природы коллективного разума. Гэлбрейт видит носителя этого коллективного разума в крупных корпорациях. Но Гэлбрейт считает, что главным достоинством корпорации является рост фирмы, что становится важнейшей целью плановой системы и, как следствие, общества, в котором доминируют крупные фирмы. Ко второй системе он относил только мелкие фирмы и индивидуальных предпринимателей. По мнению автора, они не могут влиять ни на процесс ценообразования на рынке, ни на государственную политику.

Таким образом, собственность является основным звеном в экономических отношениях, на котором держатся все остальные звенья экономической системы.

Типы экономических систем

Типы и модели экономических систем

Существует несколько типов экономических систем: рыночные, смешанные, административно-командные и традиционные.

Свободная конкуренция, рыночная экономика (чистый капитализм).

Отличительными чертами этой экономической системы были: частная собственность на инвестиционные ресурсы, рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции, наличие множества независимо действующих покупателей и продавцов каждого товара и товара.

Одной из основных предпосылок чистого капитализма является личная свобода всех участников экономической деятельности, не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника.

Решающим условием экономического прогресса была свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал. Достигнут новый уровень развития «человеческого фактора», главной производительной силы общества. Наемный рабочий и капиталист-предприниматель действовали как юридически равные агенты рыночных отношений.

Понятие «наемный работник» подразумевает право свободного выбора покупателя рабочей силы, места ее продажи, то есть свободы передвижения на рынке труда. Как любой владелец товара, который продал свой товар и получил за него деньги, наемный работник имел свободу выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы выбора была личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого решения и за соблюдение условий трудового договора.

Каков механизм решения фундаментальных проблем экономического развития в рассматриваемой экономической системе? Они решаются косвенно, через рынок и цены. Колебания цен, их более высокий или более низкий уровень служат индикатором социальных потребностей. Ориентируясь на рыночные условия, уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке.

Предприниматели стремятся получать все больше и больше дохода (прибыли), максимально использовать природные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально использовать такой ресурс, как их творческие и организационные (так называемые предпринимательские) способности в выбранной ими сфере деятельности, которая служит мощным стимулом для развития и совершенствования производства, раскрывает творческие возможности частной собственности.

Современная рыночная экономика (современный капитализм).

По сравнению со всеми предыдущими рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна к перестройке, адаптации к внутренним и внешним условиям.

Во второй половине прошлого века, когда научно-техническая революция развернулась широко и производственная и социальная инфраструктура начали развиваться особенно быстро, государство стало гораздо более активно влиять на развитие народного хозяйства. В этом отношении экономический механизм, организационные формы хозяйственной деятельности, экономические отношения между субъектами хозяйствования.

В развитой рыночной экономике экономический механизм претерпевает значительные изменения. Планируемые методы управления получают дальнейшее развитие в отдельных фирмах в форме системы управления маркетингом. В то же время на макроуровне развитие методов планирования связано с государственным регулированием экономики.

Планирование выступает средством активной адаптации к требованиям рынка. В результате ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Итак, вопрос об объеме и структуре продукции решается на основе маркетинговых исследований внутри фирм, а также анализа приоритетных направлений научно-технического прогресса, прогнозов развития социальных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заранее сократить производство устаревших товаров и перейти на качественно новые модели и виды продукции. Маркетинговая система управления производством позволяет еще до начала производства привести индивидуальные издержки компаний, производящих основную массу товаров данного типа, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и национальные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их более полное соответствие меняющимся социальным потребностям.

Проблема использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов для развития новейших отраслей происходит за счет бюджетных заметок, государственных общегосударственных и межгосударственных программ, исследований и разработок, в приоритетных областях научно-технического развития. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы «Эврика», «Эсприт» и другие.

Наконец, проблема распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно установленных форм, но и дополняется выделением все большего количества ресурсов как крупными компаниями, так и государством для инвестирования в развитие. «человеческого фактора»: финансирование системы образования, в т.ч. час переподготовка работников различной квалификации, улучшение медицинского обслуживания населения, социальные нужды.

По крайней мере, 30-40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой в ​​настоящее время направляются на социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ по «борьбе с бедностью».

В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность компании. 

Административная командная система.

Эта система ранее преобладала в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АСУ являются государственная (и в действительности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в определенных формах, а также централизованное экономическое планирование как основа экономического механизма.

Экономический механизм АСУ имеет ряд особенностей. Это предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет независимость хозяйствующих субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего отношения свободного рынка между отдельными фермами исключаются. В-третьих, государственный аппарат управляет экономической деятельностью, главным образом, административными и управленческими методами, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полная национализация экономики обуславливает беспрецедентную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, созданные во всех сферах народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, в отсутствие конкуренции не заботятся о внедрении новых продуктов и технологий. Дефицит экономики, порожденный монополией, характеризуется отсутствием нормальных материальных и людских резервов в случае нарушения баланса экономики.

В странах с ACN решение общих экономических проблем имело свои особенности. В соответствии с преобладающими идеологическими ориентирами задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям - промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей в соответствии с заранее выбранными в качестве «общественных» целей и критериями на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов, в соответствии с преобладающими идеологическими ориентирами, была направлена ​​на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданных продуктов среди участников производства строго регулировалось центральными органами власти посредством общепринятой тарифной системы, а также централизованно утвержденных стандартов средств для расчета заработной платы. Это привело к преобладанию выравнивающего подхода к заработной плате.

Отличительной особенностью распределения продукции в АКС была привилегированная позиция партийно-государственной элиты.

Смешанная экономика

В случае сложных комбинаций различных элементов системы, а также связи различных типов экономики можно говорить о смешанных экономических системах (смешанная экономика). Их отличительной чертой является неоднородность (неоднородность) составляющих их элементов.

В современных условиях смешанная экономика проявляется в следующих увеличенных формах:

  • Смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которой «смешивание» обусловлено низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;
  • Смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).

Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже последних двух веков и получившие широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни.

Сам термин «смешанная экономика» не имеет однозначной интерпретации, интерпретации смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий формирования современного типа развитой экономики и их единство. Смешанная экономика - это одновременное сочетание параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов экономики, рыночное и государственное регулирование, капиталистические тенденции и социализация жизни, экономические и неэкономические принципы.

Параметры смешанной экономики относительно независимы. Однако в условиях разных стран тот или иной параметр или одна из групп параметров могут преобладать.

Смешанная экономика характеризуется не только наличием различных структурных элементов в своем составе, но и формированием специфических форм их сочетания в реальной экономике. Примерами этого являются государственно-частные акционерные предприятия, договорные соглашения между государственными органами и частными фирмами, социальное партнерство и т. д.

Сегодня смешанная экономика - это целостная система, которая является адекватной формой современного развитого общества. Его составные элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частной экономической инициативы - социальными гарантиями, а также включения постиндустриальных принципов в экономическая структура общества. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя она уступает «чистым» системам по степени однородности составляющих ее элементов.

Традиционная система

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы основан на отсталых технологиях, широко распространенном ручном труде и диверсифицированной экономике.

Разнообразие экономики означает существование различных форм управления в данной экономической системе. В ряде стран сохраняются естественные коммунальные формы, основанные на общинном колхозе и естественные формы распространения созданного продукта. Мелкосерийное производство имеет большое значение. Он основан на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства иностранный капитал часто играет огромную роль в экономике рассматриваемых стран.

В жизни общества преобладают многовековые традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и классовое разделение, сдерживающие социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических проблем имеет свои особенности в разных структурах. Традиционная система характеризуется такой особенностью - активная роль государства. Перераспределяя значительную часть национального дохода через бюджет, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и социальную поддержку беднейших слоев населения.

Развитие экономических систем в современных условиях

В то время как Россия и другие государства бывшего социалистического блока стремятся создать рыночную экономику, в самих рыночных странах идут оживленные дебаты о том, какие формы рынка следует признать более эффективными. Разве США не должны идти по стопам Японии, давая правительству более заметную роль в управлении экономикой? Может ли быть так, что сама Япония должна перенять некоторые черты американской экономики с ее свободным предпринимательством и более сильным влиянием на рынке? Подобные дебаты проходили в России, где были сделаны предложения принять японскую, шведскую или американскую модель в качестве примера для подражания.

Однако в такой дискуссии необходимо учесть как минимум три важных аспекта.

Во-первых, характер экономической системы будет определяться не только законами и правилами, которые Россия выбирает для себя, но и правилами, но также особенностями российской истории, культуры, ресурсов и политики.

Во-вторых, для России, которая находится только на пороге рынка, еще не имеет значения, какую модель следовать: шведскую или американскую, потому что в любом случае необходимо начинать с тех же правовых и экономических реформ: стабилизация, либерализация, и т.д. 

В-третьих, сегодня страны рыночной экономики развиваются довольно быстрыми темпами. Например, трудно следовать шведской модели, когда само правительство Швеции заявляет, что эта модель исчерпала себя. Если Россия или любая другая страна попытается подражать чужому примеру, это будет похоже на стрельбу по быстро движущейся цели.

Примером развития смешанной экономики является шведская экономическая модель. В 60-е годы имидж успешной и безмятежной Швеции особенно контрастировал с ростом социальных и политических конфликтов в других странах. Все стали отмечать успешное сочетание быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне социального бесконфликтного общества. Именно тогда возникла концепция шведской модели государства всеобщего благосостояния. Шведы продемонстрировали превосходство своей общественно-политической системы, которая на протяжении десятилетий служила примером оптимальной смешанной экономики - процветающей системы, в которой государство заботится об уровне жизни каждого гражданина. Рыночные отношения считались с сильным государственным регулированием, преобладала частная собственность в сфере производства, и потребление было социализировано.

Долгое время основными усилиями модели были - полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование связано с уникальной силой шведского рабочего движения.

Более полувека (за исключением 1976-1982 гг.) - рекордного периода - у власти была Социал-демократическая рабочая партия, которая сосредоточилась на создании системы социального обеспечения.

Идея создания так называемого «дома для народа» - государственного устройства, обеспечивающего экономические гарантии всем гражданам, получила единодушную поддержку. Самые основы «шведской модели» были сформулированы в начале 1950-х годов в профсоюзном движении.

Шведы исходят из того, что централизованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность компании, а активная политика на рынке труда должна минимизировать социальные издержки рыночной экономики. Идея состоит в том, чтобы максимизировать производство в частном секторе и перераспределить часть прибыли в максимально возможной степени через налоговую систему и государственный сектор, чтобы повысить общий уровень жизни и, в то же время, не затрагивая основы производства.

Социал-демократам удалось вывести экономику из депрессии, используя методы «Нового курса» Рузвельта, сохранив при этом приверженность кейсановским методам.

Но это привело к огромной роли государства в распределении, потреблении национального дохода за счет налогов и государственных расходов, которые достигли рекордных уровней.

«Общее выравнивание» как основной социалистический принцип распределения доходов не вызывало проблем до нефтяного кризиса 1973-1974 гг. За этим последовал общий застой экономики и усиление конкуренции на внешних рынках. В результате некоторые отрасли шведской промышленности оказались в глубоком структурном кризисе.

Волатильность экономического развития Швеции усилилась. В начале 1980-х последовал еще один удар - второй нефтяной кризис.

Во второй половине 1980-х годов стоимость рабочей силы и уровень потребительских цен резко возросли по сравнению со странами Западной Европы. Шведская промышленность снова начала терять позиции на мировом рынке.

Понимая, что девальвация кроны не является эффективным способом решения внутренних проблем, неоконсервативное правительство решило активно сосредоточиться на сокращении социальной программы и жестких антиинфляционных мер. В результате эффективность производства была улучшена. Затраты на оплату труда снизились. Население Швеции, привыкшее к благоприятному социальному климату, не могло смириться с жестокими милитаристскими методами восстановления экономики. Когда в 1994 году экономика также оказалась в глубоком кризисе, избиратели вернули к власти социал-демократов. Но сколько бы они ни хотели вернуться в прежние времена, новые власти должны были выбрать: либо восстановить шведскую модель, либо продолжить политику либеральных реформ и вступить в Европейский Союз. Реальность заставила меня пойти по второму пути. А после вступления в Евросоюз экономика будет развиваться в соответствии с западноевропейскими законами.

Вывод:

Экономическая система понимается как сложный, упорядоченный набор всех экономических отношений и видов экономической деятельности общества, осуществляемых в формах определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью которых является удовлетворение потребностей общества в материальные товары и услуги.

В зависимости от форм собственности, лежащих в основе экономической системы, можно выделить следующие типы экономических систем: капиталистический рынок; коммунистическое административное командование; смешанные.

«Идеальная» экономическая система является рыночной. Однако такая система никогда не существовала в чистом виде. Тем не менее, мы можем сказать, что в течение нескольких десятилетий второй половины 20-го века. экономика многих стран была аппроксимирована такой системой.

Сегодня необходимо создать благоприятную среду как для предпринимателей, так и для работников. Власти должны завершить формирование государственных и частных институтов рыночной инфраструктуры, способствовать их эффективному функционированию и координации деятельности. Права собственности подлежат четкому юридическому определению и практической реализации, финансовые учреждения нуждаются в строгом и эффективном государственном регулировании, а механизм налогообложения разработан с учетом принципа налоговой ответственности.

Очень важно обеспечить эффективную правовую защиту государством частной собственности и бизнеса от вымогательства со стороны криминальных структур, минимизировать процедуры и затраты на лицензирование нового бизнеса, надлежащую государственную ответственность за регистрацию прав частной собственности и сделок по ее передаче, проведение открытых а также честные тендеры и аукционы по продаже государственной собственности и распределению государственных заказов.