Типы денежных систем и их эволюция

Предмет: Макроэкономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 17.01.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по макроэкономике:

 

Много готовых рефератов по макроэкономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

Деньги - одно из величайших изобретений человечества. Они составляют самый захватывающий аспект экономики. «Деньги очаровывают людей. Из-за них они страдают, для них они работают. Они придумали самые гениальные способы их получения и самые гениальные способы их потратить. Деньги - единственный продукт, который нельзя использовать иначе, как избавиться от него. Они не будут кормить вас, не будут одевать вас, не будут давать убежище и не будут развлекать вас, пока вы их не потратите или не вложите. Люди сделают почти все за деньги, а деньги сделают почти все за людей. Деньги - это увлекательная, повторяющаяся загадка, меняющая маски. «Деньги, пожалуй, являются одним из важнейших элементов любой экономической системы, которые способствуют работе экономики. Если текущая денежная система работает хорошо и слаженно, затем он внедряет жизнеспособность на всех этапах производственного процесса, в оборот доходов и расходов и способствует полному использованию существующих производственных мощностей и трудовых ресурсов. И наоборот, если функционирующая денежная система не работает должным образом, периодически это может быть основной причиной снижения или резких колебаний уровня производства, занятости, роста цен и снижения доходов.

Деньги - это особый вид универсального продукта, который используется в качестве универсального эквивалента, которым выражается стоимость всех других товаров. Деньги - это уникальный продукт, который выступает в качестве средства обмена, оплаты, измерения стоимости, накопления богатства. В современной экономике денежное обращение является неизменным условием обращения практически всех видов товаров. Благодаря деньгам можно иметь единый показатель стоимости, необходимый при сравнении, при обмене товара. Деньги - это товары, которые служат средством измерения стоимости других товаров (универсальный эквивалент) или средством расчета при обмене (средство обмена). Деньги - это те товары, которые имеют идеальную ликвидность. Деньги - это экономическая категория, в которой проявляются отношения между людьми и с помощью которых.

В противном случае будет создана экономика, в которой, например, экономист, который хочет сделать стрижку, должен будет найти парикмахера, который хотел бы послушать лекцию по экономике. Или, скажем, актер, который хочет сделать новое пальто, должен был бы найти портного, заинтересованного его ролями в фильмах. Деньги исключают необходимость в такой паре соответствовать пожеланиям потенциальных партнеров и позволяют гибко выбирать место время транзакций, качество и количество обмениваемых товаров, партнеры по сделке. С помощью денег достигается огромная экономия затрат при измерении стоимости товаров. В экономике, где достигнуто соглашение об универсальном эквиваленте, люди могут легко сделать пропорции обмена. Если цена двух товаров известна, то их относительная ценность очевидна.

Целью данной работы является изучение денежной системы и ее элементов. 

Задачи работы: 

  •  изучить теоретический аспект денежной системы и ее элементов; 
  •  проанализировать состояние денежной системы Российской Федерации; 
  •  рассмотреть перспективы валютной системы Российской Федерации. 

Теоретический аспект типов денежных систем

Характер и элементы денежной системы 

Денежная система является формой организации денежного обращения в стране, которая сложилась исторически и закреплена в национальном законодательстве. Его составляющей является национальная валютная система, которая в то же время является относительно независимой.

Как и любая система, денежная система состоит из ряда элементов. Различают следующие элементы денежной системы: наименование денежной единицы как единицы денежного счета, необходимого для выражения цены товара; шкала цен; виды денег и банкнот, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством; порядок выдачи и характер сохранности банкнот, выпущенных в обращение; методы регулирования денежного обращения. Денежная единица - установленная законом банкнота, которая служит для измерения и выражения цен на все товары. Денежная единица, как правило, делится на небольшие пропорциональные части. Большинство стран в настоящее время имеют десятичную систему деления. Так, 1 доллар США равен 100 центам, 1 британский фунт стерлингов - 100 пенсов, 1 российский рубль - 100 копеек. Название денежной единицы формируется исторически. Однако в некоторых случаях (например, во время революции) государство может установить новое имя для денежной единицы.

Так, во Франции, когда к власти пришел Бонапарт Наполеон, ставший императором Наполеоном I, название денежной единицы было установлено как «Наполендор». В России с 1922 по 1947 год существовало два наименования валюты: рубль и червонец. Шкала цен является средством выражения стоимости в денежных единицах, технической функцией денег. В обращении с металлом, когда денежный товар - металл - выполнял все функции денег, ценовой шкалой было взвешенное количество монетного металла, принимаемого в стране как денежная единица или ее составные части. Штаты зафиксировали степень цен в законе. Первоначально весовое содержание монет совпадало со шкалой цен, что даже отражалось в названии некоторых денежных единиц (например, фунт был фунтом серебра). Однако в ходе исторического развития.

Это было связано с ухудшением качества монет (уменьшением веса или образца монеты при сохранении прежней номинальной стоимости, которое было предпринято государством в условиях металлического денежного обращения с целью получения дохода в государственной казне ), их износ и переход на чеканку монет из более дешевых металлов вместо дорогих (медь вместо серебра). С прекращением обмена кредитных денег на золото официальная шкала цен утратила свое экономическое значение. И наконец, в результате денежной реформы 1976-1978 гг. (на основании Ямайского соглашения) официальная цена на золото и содержание золота в денежных единицах были отменены. В настоящее время шкала цен развивается стихийно и служит для измерения стоимости товаров через цены. Типы банкнот. В настоящее время, ни в одной стране нет системы обращения с металлом. Основными видами банкнот являются: банковские кредитные карты (банкноты), а также государственные бумажные деньги (казначейские билеты) и мелочь, которые являются законным платежным средством в стране. Банкноты (банковские билеты) являются разновидностью банкнот, законных платежных средств, выпускаемых центральными банками. Появление банкнот было связано с развитием рыночных отношений в целом и кредитных в частности. Впервые банкноты были выпущены в конце XVII века. Центральные банки выпускали банкноты на основании учета (покупки) частных коммерческих векселей, которые служили их обеспечением. Наряду с векселями залогом банкнот было золото, которое держал центральный банк. которые являются законным платежным средством в стране. Банкноты (банковские билеты) являются разновидностью банкнот, законных платежных средств, выпускаемых центральными банками. Появление банкнот было связано с развитием рыночных отношений в целом и кредитных в частности. Впервые банкноты были выпущены в конце XVII века. Центральные банки выпускали банкноты на основании учета (покупки) частных коммерческих векселей, которые служили их обеспечением. Наряду с векселями залогом банкнот было золото, которое держал центральный банк. которые являются законным платежным средством в стране. Банкноты (банковские билеты) являются разновидностью банкнот, законных платежных средств, выпускаемых центральными банками. Появление банкнот было связано с развитием рыночных отношений в целом и кредитных в частности. Впервые банкноты были выпущены в конце XVII века. Центральные банки выпускали банкноты на основании учета (покупки) частных коммерческих векселей, которые служили их обеспечением. Наряду с векселями залогом банкнот было золото, которое держал центральный банк. Центральные банки выпускали банкноты на основании учета (покупки) частных коммерческих векселей, которые служили их обеспечением. Наряду с векселями залогом банкнот было золото, которое держал центральный банк. Центральные банки выпускали банкноты на основании учета (покупки) частных коммерческих векселей, которые служили их обеспечением. Наряду с векселями залогом банкнот было золото, которое держал центральный банк.

Двойной залог придал «классическим» банкнотам высокую стабильность и надежность. Выпущенные банкноты регулярно возвращались в центральный банк после погашения дисконтированного векселя, а также по предъявлении держателями биржи на золото, поскольку во время золотого стандарта производился бесплатный обмен банкнот на драгоценный металл. После мирового кризиса 1929-1933 годов обмен банкнот на золото был окончательно остановлен. В современных условиях ни в одной стране банкноты не обмениваются на драгоценный металл. Банкноты выпускаются строго определенного достоинства: в США обращаются банкноты достоинством 1, 5, 10, 20, 50, 100 долларов, в Великобритании - 1, 5, 10 и 20 фунтов, во Франции - 10, 50, 100 и 500 франков, Россия - 5, 10, 50 и 100 руб. Казначейские векселя - бумажные деньги, выпущенные непосредственно государственной казной - министерством финансов или специальным государственным финансовым органом, обычно для покрытия дефицита бюджета. Казначейские векселя никогда не были обеспечены, в отличие от банкнот, драгоценными металлами и не подлежали обмену на золото или серебро. После отмены золотого стандарта разница между казначейскими векселями и банкнотами практически исчезла. Разменная монета - это металлический слиток, имеющий установленный весовой состав и форму.

Монеты чеканились, как правило, из казны, а стоимость металла монеты соответствует лишь части номинала (мелочь за монету). Монеты служат разменной монетой и позволяют совершать любые небольшие покупки. Эмиссионная система - законодательно установленный порядок выпуска и обращения не подлежащих обмену золотых и кредитных банкнот. Различные экономические и исторические предпосылки появления и использования кредитных и бумажных денег предопределили другой порядок их выпуска. Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) в штатах исторически осуществлялись: центральным (эмиссионным) банком, который обладает монопольным правом на выпуск банкнот (банкнот), которые составляют подавляющее большинство денежного обращения; Казначейство (Министерство финансов или другой аналогичный исполнительный орган) выпускает мелкие бумажные бумажные денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла). В настоящее время выдача не подлежащих обмену банкнот на золото независимо от их вида осуществляется банками-эмитентами, которые организуют денежное обращение в стране и несут ответственность за его состояние.

Поэтому нет четкого различия между кредитом и бумажными деньгами. Оба они являются обязательными покупательными и платежными средствами на внутреннем рынке страны, а некоторые валюты - даже на внешнем рынке (конвертируемые валюты). Бумажные и кредитные деньги выпускаются в форме банкнот. Банковские билеты выдаются банком-эмитентом страны в процессе кредитования государственных коммерческих банков; в процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг. В результате наблюдается увеличение денежной массы как за счет увеличения остатка денежных средств, так и за счет увеличения платежных балансов или потенциально возможных средств платежа в области безналичных платежей. В экономически развитых странах оборот денежных средств более 95% осуществляется в форме безналичных расчетов. Следовательно, увеличение денежной массы в обращении происходит в основном не за счет выпуска банкнот (наличных), а за счет проверки депозитов. Выпуск банкнот связан с кассовым обслуживанием национальной экономики: коммерческих банков, государственного бюджета, государственного долга, когда необходимо увеличить денежный резерв наличных денег.

Типы денежных систем

Денежные системы сформировались в Европе в XVI-XVII вв. в период укрепления государственной власти и формирования национальных рынков, хотя некоторые их элементы появились в более ранний период. Объективная потребность в единой, стабильной и гибкой денежной системе определялась следующими причинами: феодальная раздробленность, в том числе в денежно-кредитной сфере, которая препятствовала формированию национального рынка; Товарно-денежные отношения периода капитализма свободной конкуренции, которые требовали стабильности денежной системы, относительного постоянства стоимости денежной единицы. В зависимости от формы, в которой функционируют деньги: как товар - универсальный эквивалент или как мера стоимости, различают два типа денежных систем: системы металлического обращения, в котором денежный товар (драгоценные металлы) непосредственно циркулирует и выполняет все функции денег, а кредитные деньги обмениваются на металл; системы денежного обращения, когда золото и серебро вытесняются из обращения незаменимыми кредитными и бумажными деньгами. В обращении металлов, в зависимости от металла, который в этой стране принят в качестве универсального эквивалента, и основы денежного обращения различают биметаллизм и монометаллизм.

Биметаллизм - это денежная система, в которой государство устанавливает роль универсального эквивалента двух благородных металлов (обычно золота и серебра), обеспечивая свободный выпуск монет из обоих металлов и их неуправляемое обращение. Существовали три разновидности биметаллизма: параллельная валютная система, когда соотношение между золотыми и серебряными монетами было спонтанно установлено на рынке; система двойной валюты, когда государство устанавливало соотношение золотых и серебряных монет в зависимости от спроса на металлы, экономической и политической ситуации в стране и мире; система «хромой» валюты, в которой золотые и серебряные монеты служили законным средством платежа, но не на равных, поскольку чеканка серебряных монет осуществлялась в закрытом порядке, в отличие от бесплатного чеканки золотых монет. На самом деле это двойная валютная система, хромая на серебряную ногу, у золота больше свободного обращения, чем у серебряных денег. Биметаллизм был широко распространен в XVI-XVII веках и в ряде стран Западной Европы в XIX веке. В Англии биметаллизм доминирует с середины 14-го века. до конца 18-го века. Однако, когда в качестве денег использовались два металла, было трудно установить соотношение ценностей между золотом и серебром. В 1865 году было трудно установить соотношение ценностей между золотом и серебром. В 1865 году было трудно установить соотношение ценностей между золотом и серебром.

В 1865 году Франция, Бельгия, Швейцария и Италия попытались сохранить биметаллизм, подписав международное соглашение о поддержании прочных отношений между золотыми и серебряными монетами. Так возник Латинский валютный союз - первая попытка межгосударственного регулирования денежной системы. Заключенная Монетная конвенция предусматривала бесплатное чеканку монет обоих металлов номиналом 5 франков. и выше с установлением правового соотношения между золотом и серебром 1: 15,5. Биметаллическая денежная система была противоречивой и нестабильной. Он не отвечал потребностям развитой товарной экономики, поскольку использование двух металлов, золота и серебра, в качестве меры стоимости противоречит природе этой функции денег. Универсальной мерой стоимости может служить только один товар. К тому же, установившиеся правительством отношения стоимости фирмы между золотом и серебром не соответствовали их рыночной стоимости. Соотношение рынка золотых и серебряных монет составляло 1:20, 1:22.

В результате удешевилось производство серебра в конце XIX в. и его амортизация, золотые монеты стали выводить из обращения в клад. Это было следствием закона Грешама: монеты из обесцененного металла вытесняют монеты из другого металла из обращения («плохие» деньги вытесняют «хорошее» из обращения). В 1878 году была прекращена бесплатная чеканка серебряных монет в странах-членах Латинского валютного союза, хотя серебряные монеты номиналом 5 франков. продолжал поддерживать неограниченную силу оплаты в течение некоторого времени. В результате один металл - золото стал служить универсальным стоимостным эквивалентом, несмотря на формальное равенство обоих металлов. Развитие товарной экономики требовало устойчивых денег, единого универсального эквивалента, поэтому биметаллизм уступил место монометаллизму. Монометаллизм - это такая денежная система, в которой один денежный металл (золото или серебро) служит универсальным эквивалентом, и в то же время в обращении присутствуют другие ценностные знаки (банкноты, казначейские векселя, обменные изменения), обменяемые на этот денежный металл (золото или серебро). Серебряный монометаллизм существовал в России в 1843-1852 годах, в Индии в 1852-1893 годах, в Голландии в 1847-1875 годах. Золотой монометаллизм был впервые установлен в Великобритании на самом деле в конце 18-го века, по закону в 1816 году; и в последней трети XIX в. большинство стран перешли на монометаллическую валютную систему на основе золота. Золотой монометаллизм был введен в Германии в 1871-1873 годах, в Швеции, Норвегии и Дании в 1873 году, во Франции в 1876-1878 годах, в Австрии в 1892 году, в России и Японии в 1897 году, в США в 1900 году. В теории денег различают три типа золотого монометаллизма в зависимости от характера обращения и обмена банкнот на золото: золотые монеты, золотые слитки и стандарты обмена золота. Золотой монометаллизм существовал до Первой мировой войны (1914-1918) в форме золотого стандарта. Золотой стандарт отличается тем, что расчет цен на товары осуществляется в золоте; во внутреннем обращении страны находятся полные золотые монеты, золото выполняет все функции денег; производится бесплатный чеканка золотых монет для лиц с фиксированным содержанием золота; банкноты в обращении (банкноты, металлический козырь) свободно и неограниченно обмениваются на золотые монеты по номиналу (например, в России кредитная карта на 5 рублей была обменена на 5 рублей золотом); разрешен свободный экспорт и импорт золота и функционирование свободных рынков золота. Все это обеспечивало относительную стабильность и эластичность денежной системы. Избыток золотых монет по сравнению с требованиями закона денежного обращения вышел из обращения в клад.

Типы денежных систем в историческом аспекте можно различить в зависимости от характера их различных элементов.

Денежной единицей как элементом денежной системы может быть: 

  •  с законодательно установленным содержанием металла; 
  •  без законодательно установленного содержания металла; 
  •  с косвенно фиксированным содержанием металла. 

Денежная единица с фиксированным содержанием металла имеет взвешенную сумму денежного металла, юридически закрепленную за ней. Итак, в 1895 г. 1 руб. соответствует 7,518797 г, а в 1961 г. - 0,987412 г золота. 

Денежные единицы без фиксированного содержания металла включают современный российский рубль. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не установлено.

Если денежная единица с косвенно фиксированным содержанием металла находится в обращении, это означает, что ее содержание металла определяется по обменному курсу по отношению к денежной единице, которая имеет фиксированное содержание металла. Такую денежную единицу можно отнести к советскому рублю периода 1937 - 1953 гг., Когда фиксировался его курс по отношению к доллару, что позволило определить золотое содержание рубля. 

В настоящее время в развитых странах денежных единиц с фиксированным содержанием металла не существует. В 1971 году Соединенные Штаты были последними, кто отменил содержание золота в своей валюте.

Таким образом, в зависимости от принятой денежной единицы можно выделить три типа денежных систем. Их эволюция происходила следующим образом: системы с фиксированным содержанием металла в денежной единице - с косвенной - без содержания металла. 

Шкала цен является еще одним элементом, который может быть использован в качестве основы для классификации денежной системы.

Согласно монетарной теории, существует три типа ценовых шкал: 

  •  архаичные (восточные); 
  •  классика (западноевропейская); 
  •  десятичный.

Архаическая шкала цен исторически появилась впервые и использовалась в денежных системах стран Древнего Востока. Он имел соотношение 1: 60: 360, что соответствовало следующим названиям денежных единиц: 1 талант весом 30 кг содержал 60 минут и 360 шекелей. Каждая мина весом 0,5 кг состояла из 60 шекелей. Вес шекеля был определен как вес 180 зерен пшеницы и составил 8,41 г.

Классическая шкала цен начала доминировать с 9-го века и имела соотношение 1: 20: 240. В Англии при Карле Великом (VIII век) функционировала денежная система, в которой 1 фунт серебра (409,3 г) содержал 20 сухих веществ и 240 динариев. Во Франции такая шкала существовала до 1795 года. Тогда в 1 ливрее насчитывалось 20 су и 240 денье. В Великобритании до 1961 года 1 фунт содержал 20 шиллингов и 240 пенсов. Десятичная шкала цен в настоящее время используется во всех странах и имеет соотношение 1: 10: 100. 

Соответственно, выделяются три типа денежных систем, которые постепенно сменяют друг друга. Сначала денежные системы доминировали с архаической шкалой цен, затем с классической, и теперь доминируют десятичные денежные системы.

Наконец, денежные системы классифицируются в соответствии с типом денег в обращении. Как известно, денег полно и уступает. В соответствии с этим различают два типа денежных систем: металлические, в которых, в качестве общего эквивалента, как правило, высококачественные металлические деньги, и на основе низших и не подлежащих обмену металлических денег. В металлических системах денег монеты были доминирующей формой денег. Первая денежно-кредитная система найдена в Вавилоне - «Вавилонская система». Он был основан на весовой стоимости металлических банкнот в виде штампованных слитков. В любой денежной системе обращаются два типа монет: первичная и вторичная. Основная монета заполнена, к ней обычно применяется правило открытой чеканки.

Открытый чеканка - чеканка полноценных монет из драгоценных металлов в соответствии с государством в монете, установленной государством; это может осуществить любой экономический агент. 

Вспомогательная монета всегда неисправна и выдается по правилам закрытой чеканки. Это разменная монета с принудительным обменным курсом по отношению к основной. 

Закрытая чеканка - это чеканка, в которой право выпуска монеты принадлежит исключительно государству. 

В зависимости от металла, из которого чеканится основная монета, различают следующие типы металлических денежных систем на основе: 

  •  по медному стандарту, если основная монета чеканится из меди; 
  •  по серебряному стандарту e, если для изготовления основной монеты используется серебро; 
  •  по золотому стандарту.

В финансовой практике в основном использовались только эти три металла, хотя согласно историческим документам в Древней Спарте монеты чеканились из железа. Тип металла, используемого для изготовления монет, определялся богатством людей и развитием средств производства. Со временем одни металлы были заменены другими, на смену менее благородным пришли более благородные. 

В зависимости от количества основных монет в металлических системах последние делятся на два типа: монометаллические и биметаллические. В монометаллической денежной системе существует только одна основная монета, которая имеет неограниченную платежную способность, а все остальные монеты признаются вспомогательными и являются средством платежа в ограниченном количестве. Тип валютного металла также определяет тип монометаллической денежной системы.

В биметаллической денежной системе основная денежная единица основана на двух стандартах, то есть есть две основные монеты, которые имеют установленную законом корреляцию. Монеты, отчеканенные из других металлов, считаются вспомогательными. Биметаллическая денежная система возникла даже в недрах феодализма и получила широкое распространение в эпоху первоначального накопления капитала (XVI - XVIII вв.). Использование двух металлов в качестве универсального эквивалента противоречило природе денег, вызывая резкие колебания цен, выраженные одновременно в золоте и серебре. Нестабильность биметаллизма препятствовала дальнейшему развитию экономики, что привело к переходу к монометаллизму. Последний был законодательно закреплен в Великобритании в 1816 году, в России в 1843–1852 годах и в Нидерландах в 1847–1875 годах. Разновидностью биметаллической денежной системы является так называемая хромая валютная система, которая представляет собой комбинацию двух систем, описанных выше. В нем серебряные монеты становятся непрофильными, то есть, оставаясь законным платежным средством, они чеканятся в закрытом порядке. Золотые монеты сохраняют статус основных, признаются законным платежным средством, к ним применяется правило открытой чеканки. Такая система была переходной формой от биметаллизма к монометаллизму и впоследствии уступила место монометаллической денежной системе, основанной на золотом стандарте е в его классической форме.

Существует три разновидности золотого монометаллизма: 

  •  золото или классика; 
  •  слиток золота; 
  •  обмен золота. 

Классический стандарт золотых монет преобладал в эпоху классического капитализма, свободной конкуренции.

Для него характерно следующее: 

  •  обращение золотых монет, к которым было применено правило свободной чеканки; 
  •  обмен знаками стоимости (банкнотами) на золото по номиналу; 
  •  выполнение золотом всех функций денег; 
  •  свободное обращение золота между людьми и странами; 
  •  переход избыточного золота в сокровища, что способствует автоматическому регулированию денежного обращения. 

Стандарт золотых слитков преобладал в период монополистического капитализма.

Его основные особенности заключаются в следующем:

  •  золотые монеты остаются в обращении, но к ним применяется правило закрытых монет; 
  •  банкноты обмениваются на слитки при предъявлении суммы, установленной законом; 
  •  начинается процесс демонетизации золота; 
  •  остается свободное обращение золота между странами. 

Стандарт обмена золота характерен для системы государственно-монополистического капитализма.

К его особенностям относятся: 

  •  снятие золотых монет из наличного обращения; 
  •  обмен банкнот на золото осуществляется путем их обмена на иностранную валюту, конвертируемую в золото.

Все виды золотого стандарта обеспечили достаточно стабильное функционирование денежного обращения. Однако каждый тип денежной системы имеет свои исторические границы. На смену металлическим системам после кризиса 1920 - 1930 гг. приходят системы бумажных денег.

Основными причинами перехода к последним являются следующие: 

  •  монополизация экономики; 
  •  сдерживание экономического роста размерами золотодобычи и отсутствие необходимой эластичности денежного обращения; 
  •  ограниченный контроль и влияние государства на денежное обращение.

Денежные системы, основанные на обращении не подлежащих обмену бумажных денег, в настоящее время существуют в подавляющем большинстве стран. Очевидные преимущества таких систем, связанные, прежде всего, с удобством и эффективностью обращения денег, способствовали их широкому распространению. Следует отметить, что этот тип денежной системы не является разновидностью замороженного образования. Он постоянно меняется, появляются новые формы денег, их роль меняется, другие элементы денежной системы трансформируются.

Расширение международного обмена, формирование мировых и региональных финансовых рынков привело к появлению специальных форм денег - международных и региональных, которые выступают в качестве меры стоимости, средства обращения и оплаты, накопления на глобальных и региональных рынках. Другими словами, международные и региональные деньги выполняют те же функции, что и национальные деньги, но на международном (наднациональном) уровне. 

Анализ состояния денежной системы в Российской Федерации

Анализ динамики денежных агрегатов позволяет выявить инфляционные риски в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Увеличение совокупной денежной массы в конце 2011 года и в 2012 году, которое превысило рост спроса на деньги, указывало на увеличение инфляционных рисков в первой половине 2013 года. В то же время сформировалось замедление роста Денежная масса создает условия для снижения инфляции за счет действия монетарных факторов.

В 2012 году ежегодный прирост денежного агрегата М2 был достаточно высоким - более 30%. Однако с сентября 2012 года ежегодные темпы роста денежной массы в рублях постепенно снижались, и в 2013 году эта тенденция продолжилась. В результате на 1 сентября 2013 года годовой темп прироста денежной массы М2 составил 20,9% (на 1 января 2013 года - 31,1%).

В январе-августе 2013 года произошло ежегодное снижение темпов прироста рублевых вкладов населения и нефинансовых организаций. В то же время уровень годовых темпов прироста рублевых вкладов населения был значительно выше, чем у нефинансовых организаций. Так, несмотря на снижение, годовой темп прироста вкладов населения в национальной валюте в среднем за январь-август составил 33 - 34% (за январь-август 2012 года - 43 - 44%), тогда как соответствующий показатель в секторе внебиржевых финансовые организации составили около 18% (в январе-августе 2012 года - около 34%). По состоянию на 1 сентября 2013 года годовой темп прироста рублевых вкладов населения составил 26,8%, а вкладов нефинансовых организаций - 15,1%.

Годовые темпы роста широкой денежной массы (включая депозиты в иностранной валюте) также начали постепенно снижаться с декабря 2012 года, и эта тенденция сохранилась в январе-августе текущего года (по состоянию на 01.09.2013 года они составили 18,8%, поскольку от 01.09.2012 г. - 24,1%).

Значительное изменение динамики обменного курса с августа 2013 года привело к тому, что объем депозитов в иностранной валюте в рублевом выражении увеличился на 2,1% в январе-августе 2013 года (в январе-августе 2012 года он снизился на 7,2%). Годовой темп прироста депозитов в иностранной валюте в рублевом выражении по состоянию на 01.09.2013 г. составил 8,6% (по состоянию на 01.09.2012 г. депозиты в иностранной валюте снизились на 13,8% по сравнению с соответствующей датой 2011 г.). Тем не менее, уровень оценки депозитов за январь-август 2013 года был ниже аналогичного показателя прошлого года и составил 15,5% на 1 сентября 2013 года (16,9% на 1 сентября 2012 года). По предварительным оценкам платежного баланса Российской Федерации, объем наличной иностранной валюты вне банков за девять месяцев 2013 года уменьшился.

Определенный вклад в рост денежной массы внесло увеличение чистых внешних активов банковской системы. Их рост за январь-август 2013 года составил 1509,9 млрд рублей против 1 019,5 млрд рублей за соответствующий период 2012 года. В то же время чистые иностранные активы Банка России увеличились в январе-августе 2013 года на 1119,5 млрд рублей (на 1325,4 млрд рублей) в январе-августе предыдущего года. Бюджетный канал в прошедшем периоде года перестал быть источником роста денежной массы. Чистые требования к правительству со стороны банковской системы снизились в январе-августе 2013 года на 2821,3 млрд рублей, тогда как за аналогичный период 2012 года они увеличились на 131,3 млрд рублей.

В январе-августе 2013 года вклад банковского кредитования в экономику для увеличения широкой денежной массы значительно увеличился. Увеличение требований к нефинансовым организациям и населению со стороны банковской системы составило 2805,6 млрд. Рублей, то есть более чем вдвое превысило аналогичный показатель предыдущего года (1148,5 млрд. Рублей). Заметное повышение роли кредитной деятельности в формировании денежной массы создает основу для более эффективной реализации процентной политики Банка России.

Темп роста задолженности по кредитам нефинансовым организациям в рублях и иностранной валюте (в рублевом выражении) в январе-августе 2013 года составил 13,0% (в январе-августе 2012 года - 5,6%). Задолженность по ним на 1 сентября 2013 года увеличилась на 20,0% по сравнению с аналогичной датой 2012 года, чему значительно способствовало снижение процентных ставок по кредитам.

Задолженность по кредитам физическим лицам в рублях и иностранной валюте (в рублевом выражении) за январь-август 2013 года увеличилась на 19,6% (за январь-август 2012 года - на 6,5%). В годовом выражении этот долг увеличился на 28,5% по состоянию на 1 сентября 2013 года (на соответствующую дату 2012 года - на 4,0%). Ускорение роста объемов кредитования физических лиц способствовало росту потребительской активности населения и смягчению условий кредитования. Развитие долгосрочного кредитования населения в 2013 году было дополнительно поддержано государственными мерами в области ипотеки и автокредитования.

Улучшение платежной дисциплины заемщиков, а также использование банками различных инструментов для сокращения безнадежных долгов способствовало повышению качества кредитного портфеля нефинансовых организаций и физических лиц. Доля просроченной задолженности в общем объеме кредитов нефинансовым организациям снизилась с 5,3% на 1 января 2013 года до 5,1% на 1 сентября 2013 года, а в общем объеме кредитов физическим лицам с 6,9 до 6,1%. соответственно.

Доля плохих и плохих кредитов в общем объеме кредитного портфеля российских банков в январе-августе 2013 года снизилась на 0,6 процентного пункта, до 7,8% на 1 сентября 2013 года. В январе-августе 2013 года сумма фактически Сформированные резервы на возможные потери по кредитам увеличились на 2,6% (на 12,3% за аналогичный период 2012 года). По отношению к ссудной задолженности уровень сформированных резервов на 1 сентября 2013 года составил 8,1% (на 1 января 2013 года - 8,8%). 

В 2013 году кредитные риски останутся достаточно высокими, но больше не будут представлять такой серьезной проблемы для банковского сектора, как в период кризиса. Для дальнейшего снижения остроты проблемы кредитных рисков, в частности, совершенствуется порядок оценки уровня принимаемых банками рисков для реальных собственников и их филиалов.

С учетом сложившихся тенденций формирования основных макроэкономических показателей ожидаемые темпы роста денежной массы (агрегат М2) в целом на 2013 год могут составить 18–22%, а денежной базы в узком определении - 18 -20%. Указанные оценки близки к показателям третьей версии денежно-кредитной программы, представленной в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2014 годов». Однако некоторые показатели денежно-кредитной программы на 2013 год были обновлены Банком России исходя из их фактической динамики.

В 2013 году ожидается менее значительное, чем предполагалось ранее, увеличение чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования, что в основном связано с уменьшением баланса счета операций с капиталом и финансовых инструментов. Решения Банка России, которые привели к повышению гибкости курса рубля, способствовали значительному снижению эмиссионного эффекта его интервенций на внутреннем валютном рынке. Увеличение чистых международных резервов (NIR) органов денежно-кредитного регулирования в январе-сентябре 2013 года составило 0,7 трлн. рублей (1,8 трлн рублей за аналогичный период 2012 года). В соответствии с пересмотренным прогнозом платежного баланса увеличение НДК в целом за 2013 год оценивается в 0,8 трлн. рублей (2,7 трлн рублей в третьей версии программы).

Это означает, что с учетом прогнозируемого объема денежной базы чистые внутренние активы органов денежно-кредитного регулирования в 2013 году увеличатся на 0,4 трлн. рублей.

Под влиянием динамики показателей бюджетной системы в этом году структура НФА существенно изменится. На фоне профицита расширенного бюджета произошло значительное сокращение чистого кредита расширенному правительству (на 2,2 триллиона рублей за девять месяцев 2013 года), что стало основным фактором замедления денежной базы и важным каналом поглощения. банковская ликвидность. В то же время использование механизма размещения временно свободных средств федерального бюджета на депозитах в кредитных организациях способствовало снижению влияния бюджетного фактора на уровень банковской ликвидности. В январе-сентябре 2013 года объем средств, выделенных кредитным организациям из федерального бюджета, увеличился на 0,9 трлн. рублей. В основном, в 2013 году сокращение чистого кредита расширенному правительству оценивается в 1,6 трлн. (вместо 0,5 трлн рублей по третьей версии денежной программы на 2013 год).

Перспективы денежно-кредитной системы Российской Федерации 

Банком России разработаны три варианта денежно-кредитной программы, соответствующие основным сценариям прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации на период 2014-2016 гг. И другим параметрам. упомянутое выше. Кроме того, вторая версия программы основана на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов. Темпы роста денежной базы в узком определении, рассчитанные исходя из необходимости достижения целевых показателей инфляции и соответствующие оценкам динамики экономического роста, в зависимости от вариантов сценария, могут достичь 9–16% в 2014 году 12. - 14% в 2015 году, а в 2016 году - 13 - 15%.

Учитывая прогнозируемую динамику показателей платежного баланса в течение рассматриваемого периода, ожидается, что по первому варианту формирование денежной массы будет происходить в основном за счет увеличения чистых внутренних активов (НФА) органов денежно-кредитного регулирования при уменьшении в чистых международных резервах (NIR) второй и третий вариант - в большей степени из-за увеличения NIR. В то же время исполнение федерального бюджета будет иметь большое значение для реализации денежно-кредитной политики, что повлияет на изменение банком России чистых кредитов банкам.

В соответствии с бюджетными прогнозами дефицит федерального бюджета, как ожидается, сформируется в 2014–2016 годах в предстоящий трехлетний период. Планируется, что в среднесрочной перспективе финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться в основном за счет увеличения объема внутренних заимствований и доходов от приватизации. В то же время планируется увеличить остатки средств Резервного фонда в 2014 - 2016 годах. Однако, учитывая сохранение относительно высокой доли доходов от нефти и газа в общих доходах правительства и объективных ограничений государственных заимствований в течение периода на рассмотрении.

В рамках второго и третьего вариантов денежно-кредитной программы ожидается уменьшение чистого кредита федеральному правительству, в основном за счет накопления средств на счетах суверенного капитала, в первом варианте - его роста. 

Эти условия будут определять влияние бюджетного канала на формирование денежной массы в 2014 - 2016 годах. Учитывая прогнозируемую динамику чистого кредита расширенному правительству по всем прогнозным вариантам, последовательное увеличение объема рефинансирования кредитных организаций за счет Банк России ожидается в указанный период.

В рамках первой версии денежно-кредитной программы, которая предусматривает значительное снижение мировых цен на нефть, прогнозируется абсолютное снижение NIR в 2014 - 2016 годах: в 2014 году - на 0,5 трлн. рублей, в 2015 году - на 0,6 трлн. рублей, в 2016 году - на 0,7 трлн. рублей. 

Для обеспечения роста денежной базы до уровня, соответствующего параметрам этого варианта программы, необходимо увеличение НФА на 1,1 трлн. рублей в 2014 году на 1,5 трлн. в 2015 году и 1,8 трлн. рублей в 2016 году.

Формирование цен на нефть ниже уровня, заложенного в проекте бюджета на 2014–2016 годы, повышает уязвимость бюджета к различным потрясениям. При условии сохранения расходов федерального бюджета в объеме, предусмотренном в бюджетных прогнозах, дефицит федерального бюджета по этому варианту в 2014-2016 годах может составить около 4% ВВП. Необходимость его финансирования может привести к значительным расходам средств суверенных фондов, а также к масштабному увеличению государственных заимствований, что будет сопровождаться повышением цены последних и увеличением стоимости обслуживания. государственный долг. В то же время значительное увеличение внутренних заимствований может привести к смещению кредитов в реальный сектор экономики, а увеличение внешних заимствований может привести к притоку краткосрочного капитала.

В первой версии денежно-кредитной программы ожидается увеличение чистого кредита расширенному правительству на 0,3 трлн. рублей в 2014 году на 0,4 трлн. рублей в 2015 году, а также 0,5 трлн. рублей в 2016 году. По оценкам, при реализации данного сценария в 2014 - 2016 годах прирост чистых кредитов банкам может составить 0,8 - 1,3 трлн. рублей в год с активизацией операций Банка России по обеспечению ликвидности банковского сектора. В 2016 году валовой кредит банкам может достигать 40% денежной базы.

Второй вариант монетарной программы предполагает умеренную динамику мировых цен на нефть в прогнозируемый период. Увеличение NIR, соответствующее показателям прогноза платежного баланса, составит в 2014 году 0,8 трлн. Рублей, в 2015 году - 0,7 трлн. рублей, в 2016 году - 0,8 трлн. рублей. 

По оценкам, в 2014–2016 годах указанное увеличение NIR необходимо будет дополнить увеличением NEA, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с целевыми показателями инфляции, в указанный период должно составит 0,2 - 0,5 трлн. рублей в год.

Исходя из сокращения дефицита федерального бюджета и его финансирования в основном из неденежных источников, предусмотренного в соответствии с основными параметрами бюджетной политики, можно ожидать, что объем чистого кредита расширенному правительству в 2014 году уменьшится на 0,2 трлн. рублей, в 2015 и 2016 годах - на 0,5 трлн. рублей ежегодно. 

Учитывая динамику получения кредита расширенному правительству, основным каналом увеличения НФА в 2014-2016 годах станет увеличение чистого кредита банкам (на 0,3-1,0 трлн рублей в год), который будет в значительной степени предоставлен увеличение валового кредита банкам.

В соответствии с третьей версией денежной программы, предполагающей высокие цены на нефть, увеличение NIR в 2014-2015 годах составит 2,2 трлн. в год, в 2016 году - 2,3 трлн. рублей. В то же время, учитывая расчетную динамику денежной базы, ожидается, что в 2014, 2015 и 2016 годах сокращение NFA для этого варианта должно составить 1,0; 1,0 и 0,9 трлн рублей соответственно.

Учитывая предполагаемую благоприятную внешнеэкономическую ситуацию и более значительный рост ВВП в этом варианте, можно ожидать более значительного, чем во втором варианте, увеличения остатков на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует уменьшению чистого кредита расширенному правительству на 1,1 - 1,4 трлн рублей в год в 2014 - 2016 годах. Объем государственных заимствований в этом случае может быть ниже, чем заложенные в бюджете прогнозы. 

При таком сценарии ожидается, что в 2014 году чистый кредит банкам увеличится на 0,2 трлн. рублей, в 2015 году - на 0,4 трлн. рублей, в 2016 году - на 0,7 трлн. рублей.

Основные параметры денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период будут определяться развитием ситуации на внешних рынках, соотношением уровня ставок на внутреннем и внешнем рынках, степенью жесткости фискальной политики и ходом реализация экономических реформ. Показатели денежно-кредитной программы не являются жесткими и могут быть указаны при изменении экономической ситуации и отклонении фактических значений от начальных условий формирования вариантов экономического развития. Для того чтобы адекватно реагировать на изменения состояния денежно-кредитной сферы и учитывать возможные риски при реализации денежно-кредитной политики, Банк России будет использовать весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении. Основной прогноз платежного баланса на 2014 - 2016 годы основан на предположении, что цена на нефть марки Urals останется относительно стабильной и будет находиться в диапазоне 97 - 101 долларов США. В первом и третьем вариантах учитывается вероятность отклонения цены от указанного диапазона на 25% вверх и вниз. Согласно первой версии прогноза, при снижении средней цены российской нефти до 75 долларов США за баррель в 2014 году ожидается значительное снижение профицита счета текущих операций платежного баланса, как ожидается, до 11,3 миллиарда долларов США. Из-за опережающего сокращения экспорта по сравнению с импортом положительное сальдо торговли товарами и услугами снизится до 69,7 млрд. Долларов США. В соответствии со вторым вариантом прогноза, умеренное ухудшение конъюнктуры цен на топливно-энергетическом рынке приведет к меньшему масштабному сокращению профицита счета текущих операций и профицита баланса товаров и услуг до 36,5 и 101,9 млрд. долларов США, соответственно. При благоприятной ценовой конъюнктуре внешней торговли в соответствии с третьим вариантом положительное сальдо счета текущих операций (72,5 млрд. Долларов США) и баланса товаров и услуг (141,8 млрд. Долларов США), однако, не будет превышать значений 2013 . Дефицит баланса доходов и текущих трансфертов, согласно первому варианту, несколько уменьшится - до 58,4 млрд долларов США. По второму и третьему вариантам его отрицательное сальдо ожидается в размере 65,4 и 69,3 млрд. Долларов США, соответственно.

Сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в первом и втором вариантах прогнозируется с сокращением дефицита до 26,3 и 10,5 млрд. Долл. США соответственно, в третьем - до сбалансированного уровня. В 2014 году по первому и второму вариантам интенсивность роста внешних обязательств экономики позволит в большей степени, чем в 2013 году, компенсировать инвестиции за рубежом, что снизит чистый отток частного капитала до 25,0 и 10,0 млрд. Долларов США, соответственно. Третий вариант обеспечивает сбалансированные трансграничные потоки частного капитала. Баланс операций органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования будет незначительным. Замедлению экспорта частного капитала будет способствовать растущий интерес иностранных инвесторов к российским активам.

Профицит счета текущих операций по первому варианту лишь частично компенсирует отрицательное сальдо финансового счета, по второму - полностью, а по третьему - компенсация не требуется. В результате в первом варианте валютные резервы уменьшатся на 14,9 млрд долларов, а во втором и третьем они увеличатся на 26,0 и 72,5 млрд долларов соответственно.

В рамках первой версии прогноза платежного баланса в среднесрочной перспективе в условиях низких цен на российскую нефть ожидается значительное снижение профицита баланса товаров и услуг - до 45,3 млрд. Долларов США в 2015 году и до 29,0 млрд. долларов США в 2016 году. В то же время дефицит баланса доходов и текущих трансфертов увеличится. В результате сальдо счета текущих операций переместится в отрицательный диапазон и составит 15,7 млрд долларов США в 2015 году и 34,4 млрд долларов США в 2016 году. Во втором варианте, несмотря на увеличение импорта, сальдо счета текущих операций в 2015 году, хотя он остается положительным, сократится до 5,9 млрд долларов США, в 2016 году его дефицит составит 6,0 млрд долларов США. В третьей версии прогноза профицит счета текущих операций в 2015 году оценивается в 49,8 млрд долларов США, в 2016 году - в 37,1 млрд долларов США. Прогнозируемое уменьшение сальдо счета текущих операций во всех случаях основано на предположении о более сбалансированном участии Российской Федерации в системе международного разделения труда.

Баланс счета операций с капиталом и финансовых инструментов будет формироваться под влиянием увеличения притока частного капитала в российскую экономику. Тем не менее, в 2015 году, согласно первому варианту, финансовый счет останется отрицательным в размере 2,8 миллиарда долларов США. В других версиях прогноза на 2015 год на фоне высоких цен на основные товары российского экспорта ожидается увеличение привлечения иностранного капитала частным сектором и профицит финансового счета в размере 18,0-23,5 млрд долларов. Дальнейшее увеличение иностранных инвестиций в 2016 году приведет к положительному сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами во всех вариантах: с 12,2 млрд. Долларов США в первом варианте до 38,5 млрд. Долларов США в третьем.

По первому варианту уменьшение резервных активов составит 18,4 млрд долларов США в 2015 году и 22,2 млрд долларов США в 2016 году. В других вариантах в 2015 и 2016 годах пополнение валютных резервов ожидается на 23,8 и 26,9 млрд долларов США. Доллары США соответственно по второму варианту и на 73,3 и 75,6 млрд долларов США по третьему. 

Заключение 

Центральный банк является проводником кредитной политики государства. Правительство заинтересовано в надежности Центрального банка, который играет особую, очень важную роль в кредитной системе страны. Необходимым условием эффективности работы Центрального банка является значительная степень независимости, но, в конечном счете, любой центральный банк является одновременно банком и государственным органом.

Денежно-кредитная политика оказывает только косвенное влияние на коммерческие банки, но не может напрямую заставить их сокращать или расширять кредиты. Основным проводником денежно-кредитной политики является центральный банк страны, который в настоящее время наиболее активно использует четыре основных инструмента денежно-кредитного регулирования: это регулирование рефинансирования коммерческих банков, политика обязательных резервов, операции на открытом рынке и кредитные ограничения. Политика дорогих денег, если она проводится достаточно энергично, действительно способна снизить резервы коммерческих банков до такой степени, что банки вынуждены ограничивать объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить необходимые резервы для коммерческих банков, то есть возможность предоставления кредитов, но он не может гарантировать, что банки действительно выдадут кредит и денежная масса увеличится. В этой ситуации действия этой политики будут неэффективными. Это явление называется циклической асимметрией, и оно может стать серьезным препятствием для денежно-кредитного регулирования во время депрессии. Еще один негативный фактор заключается в следующем.

Когда экономика страны находится в состоянии рецессии, и для стимулирования экономического роста необходимо увеличить предложение денег, применяется политика дешевых денег.