Типология государства: теоретические основы и значение

Содержание:

  1. Введение
  2. Природа государства
  3. Элементы государства
  4. Типология государства
  5. Понятие "тип государства"
  6. Заключение
  7. Список литературы

Введение

Тема данной курсовой работы - "Типология государства". Проблема типологии государства на протяжении длительного времени является актуальной в теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним.

Предметом исследования является типология государств.

Объектом исследования являются правоотношения, регулирующие функционирование и развитие института типологии государств.

Цель исследования - выявить ключевые аспекты в раскрытии темы "типология государства".

Исходя из цели, были определены следующие задачи: характеристика понятия типологии государства; анализ формационного подхода к типологии государства; характеристика цивилизационного подхода к типологии государства.

Итак, проблема исследования ясна. Курсовая работа состоит из нескольких частей: в первой части рассматривается понятие государства - его сущность и элементы. Вторая часть посвящена проблемам и подходам к типологии государства. В третьей части рассматриваются типы государств согласно формационному подходу, а в четвертой - цивилизационному подходу. Пятая часть посвящена современным подходам к типологии государства.

Природа государства

Термин "государство" обозначает особый тип социальных явлений, которые характеризуются следующими признаками:

  1. отношения власти и подчинения;
  2. монопольное использование насилия теми, кто обладает властью;
  3. наличие правового порядка;
  4. относительное постоянство;
  5. институциональное измерение.

Таким образом, государство - это не сущность, стоящая над обществом и независимая от него, а определенный тип юридически регулируемого социального поведения, который существует в конкретных пространственных и временных условиях. Государство - это не физическое явление, которое можно обнаружить органами чувств, а социальный факт, предполагающий юридически регулируемое иерархическое взаимодействие между его членами. Когда мы говорим о государстве, мы имеем в виду определенные отношения между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен на это1. Когда мы говорим о государстве, мы имеем в виду определенные отношения между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен на это.

Государство - это коллективное явление, существующее в определенном пространственно-временном контексте. Пространственно-временной характер государства обусловлен тем, что правопорядок действует на определенной территории в определенное время. Правовой порядок конкретного государства действует не вечно и не во всех государствах, поскольку его применимость сужается до определенной территории в определенный период.

Итак, государство - это сложное социальное явление, отличительной чертой которого является принудительное регулирование поведения людей с помощью нормативных норм.

Элементы государства

Государство - это политическая общность, составными элементами которой являются население, территория и власть. Территория - это пространственная основа государства. Физическая основа является одним из условий, делающих возможным существование государства. Без территории государство не существует, хотя оно может меняться с течением времени. Территория - это пространство государства, занимаемое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты, реализуемая через правовые нормы. Одной из главных целей элит, не находящихся на службе у иностранных держав, является гарантия территориальной целостности государства.

Таким образом, относительно стабильная и гарантированно целостная территория является необходимым условием сохранения государства. Именно вокруг вопроса контроля над физической основой государства разворачиваются многие внутренние и внешние политические конфликты.

Следующим составным элементом государства является население, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти. Нация как общее понятие может быть охарактеризована как относительно широкая социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности через общие культурные черты и историческое сознание. Люди, принадлежащие к нации, обладают более или менее выраженным сознанием принадлежности к отдельной общности. Национальное сознание предполагает идентификацию с общими культурными ценностями, а также эмоциональную солидарность между людьми, принадлежащими к одной и той же нации.

Таким образом, любое государство опирается, по крайней мере, на одну нацию. И если без национальной основы нет государства, то без государства могут существовать народы. Таким образом, нация является необходимым, но недостаточным условием для образования государства; территория и государственная власть являются необходимыми.

Следующим составным элементом государства является власть, то есть отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальным обществом.

Политическая элита, используя правовые нормы, принудительно навязывает власть. Принудительный характер правовых норм влияет на то, насколько их нарушение позволяет государственным органам применять санкции. Власть осуществляется через эти нормы. Правовые нормы устанавливают, что именно должно быть сделано, хотя это никогда не выполняется полностью. Таким образом, политическая власть является регулятором поведения населения данного государства, поскольку нормы определяют его поведение.

Таким образом, государство - это политическое образование, образованное национальным или многонациональным сообществом, закрепленным на определенной территории, где поддерживается правовой порядок, установленный элитой, которая монополизирует институционализированную власть с юридическим правом применения принуждения.

Типология государства

Выявление природы государства предполагает рассмотрение как вопроса о его соотношении с социально-экономической системой, так и проблемы типологии государства. Решение обоих вопросов в отечественной теории государства и права ранее традиционно опиралось на марксистское учение о социально-экономических формациях, то есть на формационный подход.

В соответствии с марксистскими положениями формационного подхода классовая сущность государства определяется экономическим фактором, состоянием производственных отношений, способом производства в целом, а само государство является лишь надстройкой над экономическим базисом. Иными словами, и по сути, и по форме государство обусловлено экономической системой общества. Оно вторично, а экономика первична. Экономическая структура общества, как подчеркивал Ф. Энгельс, образует тот реальный базис, который объясняет в конечном счете всю надстройку правовых и политических институтов. Отсюда производный характер государства от социально-экономической системы1 .

В настоящее время наряду с формационным подходом широко используется и другой - цивилизационный подход.

Понятие "цивилизация" утвердилось в европейской науке в эпоху Просвещения и с тех пор приобрело такую же полисемию, как и понятие "культура". Ввиду этой двусмысленности цивилизационный подход разрабатывается сегодня восточными и западными учеными. В своих исследованиях они опираются на труды крупнейших представителей философской и социологической мысли, таких как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, Ш. Айзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер.

В самом общем виде понятие "цивилизация" можно определить как социокультурную систему, которая обеспечивает высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и в то же время поддерживает его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.

Цивилизационный подход к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономической системы исходит из стремления отказаться от абсолютизации материально-экономического принципа, от взгляда на государство в широком ракурсе определения воздействия на него духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие от формационной теории, обосновывающей существование детерминации государства экономическими причинами, цивилизационная теория доказывает существование детерминации духовными факторами, которые могут блокировать или стимулировать развитие государства. Но было бы неправильно в характеристике и понимании государства стоять на позиции признания равенства двух подходов, или представлений о том, что цивилизационное влияние на развитие государства, осуществляется в рамках формационного, базисно-надстроечного и социально-экономического подходов.

Сторонники этого аргумента утверждают, что в основе государства лежат экономические факторы, но влияние на них достигается путем выработки таких стереотипов поведения, которые либо способствуют, либо препятствуют производительному труду. А стереотипы поведения, трудовая мораль, человеческий менталитет формируются именно в той сфере человеческой деятельности, которая характеризуется как культура, или цивилизация. В результате цивилизация влияет на социальную организацию общества. Культурно-идеологические принципы жизни вполне способны ослабить влияние способа производства и тем самым прервать поступательное формационное развитие как производства, так и процесса формирования и функционирования государства. Примером может служить циклическое развитие государственных форм в арабском мире, Китае, Америке до ХХ века и т.д.1 . И наоборот, социокультурные, духовные факторы могут усиливать формационный прогресс экономики и государственно-правовой сферы. В Европе протестантская церковь с ее культом труда и трудовой этикой сыграла роль катализатора капиталистической эволюции региона и вызревания адекватных ей государственно-правовых принципов.

Каждое государство становится полем битвы двух типов воздействия на него: формационного и цивилизационного. Невозможно заранее сказать, какой из них победит. Это связано с многовариантностью развития в государстве и других сферах общественной жизни. Поэтому правильное понимание соотношения государства и социально-экономической системы предполагает использование обоих подходов. Однако исторический опыт государственности показывает, что жесткая привязка природы того или иного государства к социально-экономической формации не дает ответа на многие вопросы.

В работах А. Тойнби, С. Хантингтона и других выделяются те культурно-цивилизационные критерии, которые позволяют классифицировать различные типы государств. Например, Хантингтон выделяет христианскую, особенно православную, и мусульманскую цивилизации, которые, по его прогнозам, уже вступили в противостояние.

Этот подход наполняет конкретным содержанием такие категории, как "Восток-Запад" и "Север-Юг". Формационные критерии мало что объясняют в современных государственных противостояниях и внутреннем развитии того или иного государства.

Понятие "тип государства"

Типология государства имеет большое значение в формационной теории. Это связано с тем, что сторонники данной теории считают, что природа государств в разные исторические эпохи отличается принципиальными особенностями.

Понятие "тип государства" очень емко выражает исторически изменяющуюся социальную природу государства и позволяет достаточно точно определить природу государства самых различных эпох истории. Тип государства - это строгая система его важнейших сторон и свойств, порожденных соответствующей исторической эпохой.

С точки зрения формационной теории, как она традиционно трактуется в отечественной марксистско-ленинской теории государства, тип государства, т.е. фактически наиболее важный и решающий по своей природе, определяется тем, какому классу (классам) он служит и, следовательно, в конечном счете тем, какой экономический базис данного общества формирует эти классы. Иными словами, тип государства с этой точки зрения - это совокупность тесно взаимосвязанных признаков государства, соответствующих определенной классовой структуре общества, которая, в свою очередь, обусловлена экономическим базисом общества.

В рамках цивилизационного подхода вопрос о типе государства (и, соответственно, типологии государств) решается иначе. Согласно цивилизационной теории, тип государства и его социальная природа в конечном счете определяются, как уже подчеркивалось, не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами. Как пишет, например, известный английский историк и философ А. Тойнби в своем фундаментальном труде "Создание истории", "культурный элемент - это душа, кровь, лимфа, сущность цивилизации; по сравнению с ним экономический и особенно политический планы кажутся искусственными, незначительными, обычными творениями природы и движущими силами цивилизации.

Каждое отдельное государство становится полем борьбы между двумя видами воздействия на него: формационным, то есть материально-производственным, и культурно-духовным, цивилизационным. Невозможно заранее сказать, какой из них победит, даже в конечном итоге. Это связано с альтернативностью и многовариантностью развития в государстве и других сферах общественной жизни. Это позволяет сделать вывод, что правильное понимание взаимосвязи государства и социально-экономической системы предполагает использование обоих подходов: формационного и цивилизационного. Однако исторический опыт государственности, обобщенный на теоретическом уровне, показывает, что жесткая привязка природы конкретного государства к социально-экономической формации, еще не дает ответа на многие вопросы, возникающие в среде государственности.

Здесь лежит мощный пласт цивилизационных, социокультурных, национальных факторов и традиций, наряду, конечно, с экономическими факторами.

Заключение

В курсовой работе мы изучили типологию государств, согласно двум подходам - формационному и цивилизационному.

Как объясняет формационный подход, любое общество находится в рамках определенной социально-экономической формации и включает в себя два основных и неравнозначных по своей природе компонента. Первый - это экономический базис, который состоит из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, включающая общественное сознание, мораль, право, государство, религию и науку. В социально-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.

Последовательное развитие производительных сил общества (орудий труда и трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных отношений. Новые, более прогрессивные классы (сначала рабовладельцы, затем феодалы и буржуазия, наконец, трудящиеся классы) становятся собственниками основных средств производства. С изменением производственных отношений меняются и надстроечные элементы, По мере того, как они становятся соответствующими новому экономическому базису, происходит переход к более высокому типу социально-экономической формации.

Первый исторический тип государства - рабовладельческое государство, возникшее в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющее собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Второй тип государства - феодальное государство. Третий - буржуазный, предполагающий частную собственность на средства производства. Четвертый тип - социалистическое государство, где господствует общественная собственность и власть трудящихся. Еще один тип государства по теории Маркса - переходное государство, то есть тип государства в рамках одного исторического типа, где господствуют сразу несколько классов.

В нашей стране долгое время господствовала формационная теория. Более того, наше государство считалось социалистическим, и само его существование гарантировало его гражданам "светлое будущее" - коммунизм. Но этого не произошло, и данный факт свидетельствует о наличии изъянов и недостатков в этой теории.

Что касается цивилизационного подхода, то согласно ему, определяющими факторами развития государства являются социокультурные, в том числе духовная жизнь общества, идеология, мораль и религия. Они в основном определяют особенности развития данной социальной системы и характерные черты ее государственной власти.

В развитии цивилизаций выделяют несколько этапов. Первый - локальные цивилизации, каждая из которых обладает набором взаимосвязанных социальных институтов, включая государство. Второй - особые цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская) с соответствующими типами государств. И, наконец, третий этап - современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только зарождается и характеризуется совместным существованием традиционных и современных социально-политических структур.

Список литературы

  1. Букалов А.В. - Интеграционная соционика. Типы коллективов, наций, государств // Социология, ментология и психология личности, №5, 1998.
  2. Венгеров А.В. - Теория государства и права, Москва: Юриспруденция, 2001.
  3. Вехорев Ю.А. - Типология государств. Цивилизационные типы государств// Вестник Нижегородского университета, 1999.
  4. Графский В.Г. - Всеобщая история права и государства, Учебник, М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2000.
  5. История политических и правовых учений - Учебник, под ред. Нерсесянца Р.В., М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1999.
  6. Карасев В.И. - Общество, государство, цивилизация: К теории формирования обществ, Москва: МПСИ, 2000.
  7. Общая теория государства и права - Учебник, под ред. Лазарев С.Н., Москва: Юристъ, 1996.
  8. Плетников Ю. Цивилизация и формационные триады // Свободная Мысль, 1999, № 3.
  9. Сырых В.М. Теория государства и права. М.: Былина, 1998.
  10. Явич Л.С. Сущность права. Л.: Издательство Ленинградского государственного университета, 1985.