Территориальные социально-экономические диспропорции Германии

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.08.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

  
 
 
 


Введение:

В общем случае под диспропорциями подразумевается несоответствие потенциалов или темпов развития отдельных частей некой системы, в результате чего часть общего потенциала или продукта остаются не востребованными. В случае экономической системы диспропорции ведут к непроизводительным потерям рабочего времени, материальных ресурсов и капиталов.

Диспропорции (суть непропорциональное развитие) являются генетическим признаком классического капитализма, обусловленным институтом прибыли. Устранение диспропорций является объективной потребностью экономики и всего общества, одним из законов всякого развития и обеспечивающий рост интегрального показателя системы даже при неизменных состояниях.

В условиях переходного периода в Германии значительно усилились нестабильность и изменчивость социально-экономической среды, и одной из основных причин данного процесса является углубление различного рода воспроизводственных диспропорций. Их определение и учет относятся к числу основных предпосылок эффективного управления производством в новых условиях хозяйствования.

Устранение или хотя бы уменьшение негативных для социально-экономической системы последствий воспроизводственных диспропорций позволит существенно улучшить ее функционирование. Поэтому использование органами управления информации о группе основных воспроизводственных диспропорций — важное условие повышения эффективности.

Общее развитие мирового хозяйства в XVIII — XXI вв. свидетельствует о том, что диспропорции могут либо вести к постоянным потерям экономических ресурсов в период роста, либо приводить к резким патологическим последствия — кризисам. Анализ генезиса диспропорций позволяет в значительной степени снижать их негативное влияние на экономику в той части, в какой диспропорции вызваны субъективными факторами.

 

Территориальные социально-экономические диспропорции Германии

 

2013-2014 гг. в истории объединённой Германии стали своего временем подведения определенных итогов. С одной стороны, исполнилось 25 лет с момента падения Берлинской стены, что подняло вопросы о судьбах двух ранее разделенных частей Германии: одиннадцати западных и пяти восточных земель. С другой стороны, исполнилось 10 лет с начала реализации крупномасштабных социальных реформ, под названием «Agenda 2010». Программа носила комплексный характер и предусматривала различные меры — от снижения налогов до повышения инновационности немецких фирм.

Прежде всего, она была нацелена на либерализацию рынка труда, смягчение регламентаций найма и снижение степени социальной защищенности безработных. «Agenda 2010» сосредоточилась на следующих вопросах: сокращение льгот, реструктуризация федерального трудового законодательства, снижения налогов и капитальный ремонт пенсионной системы.

Главная идея состояла в создании стимулов к полной занятости. Совокупность этих столь различных, но теснейшим образом связанных событий поднимает вопросы о том, что принесло единство Федеративной Республике Германия. Спустя не один десяток лет так и не произошло выравнивания регионов одного из самых благополучных государств Европы.

Определенные итоги можно подводить, опираясь на результаты переписи населения «Zensus 2011», опубликованные в 2013 г. Её показатели прозрачно обрисовывают региональную диспропорцию посредством таких индикаторов как: занятость, миграция, жилой фонд. Помимо данных переписи важнейшими показателями так же выступают предприятия, определяющие уровень благосостояния восточных и западных земель, доходы населения и число получателей социальных пособий.

Таким образом, Германия находится в числе лидеров, как по уровню доходов населения, так и уровню жизни в целом. В совокупности с таким социальным параметром, всё чаще применяемым в ЕС, как индикатор лишений (Deprivations-indicator) ФРГ может рассматриваться как одна из самых благополучных стран Европы.

Индикатор лишений рассчитывается по таким позициям как:

  • невозможность своевременно оплачивать арендную плату или другие бытовые счета;
  • невозможность поддерживать нужную температуру в квартире;
  • невозможность оплачивать из собственных средств неожиданные расходы умеренного размера;
  • невозможность питаться через день мясом, рыбой или качественными вегетарианскими продуктами;
  • невозможность ежегодно проводить одну неделю во время отпуска вне собственной квартиры;
  • отсутствие автомобиля в семье;
  • отсутствие стиральной машины в семье;
  • отсутствие цветного телевизора в семье;
  • отсутствие телефона в семье.

Если из них отсутствуют три, то семья считается страдающей от материальных лишений. Если отсутствуют четыре позиции и более, то семья определяется как сильно страдающая материально. На основе этих пунктов подсчитан индекс материальных лишений для европейских стран в 2009 г., который колебался от 4,8 % (1,6 %) в Швеции до 55,5 % (41,9 %) в Болгарии. В целом у Германии индекс материальных лишений составляет 12,5 %, индекс очень значительных материальных лишений — 5,4 %.

Учитывая, что на сегодняшний день анализ по перечисленным индикаторам уже проведен, следует обратиться к тем, которые пока не нашли освещения в научной литературе.

Показатели, приведенные в переписи населения ФРГ, дают более конкретную картину не только по стране в целом, но и в отдельных городах и землях в частности. Один из самых прозрачных показателей — распределение численности населения, выявляет наиболее привлекательные регионы для учебы и карьеры. Общая численность населения ФРГ в 2011 г. составила по показателю «Домохозяйства и семьи» 80 219 695 человек.

Таким образом, население восточной части более чем в четыре раза меньше, чем западной — 15 млн 890 тыс. человек. Следует отметить, что сокращение численности восточных земель (ГДР) наметилось еще в 1960-х гг. В 1950 гг. население ФРГ составляло 50,8 млн человек, ГДР — 18,4 млн. В 1970-71 г. эти цифры были уже — 61 млн в ФРГ и 17 млн в ГДР. К моменту объединения в Восточной Германии проживало немногим более 16 млн человек.

 

Объединительный процесс - экономические последствия

 

Объединительный процесс принял скоротечный характер, с учетом непродуманности многих последующих шагов это привело к тому, что стихийный отток населения с востока усилился. Второго «германского чуда» не случилось, а диспропорция только усилилась по причине механического перенесения на восток западногерманских социальных и политических норм, модели рыночных отношений, принципов политики в области оплаты труда, налоговой системы, а так же высшего образования. В результате новые земли не смогли эффективно приспособиться и достичь необходимого уровня конкурентоспособности.

Перенос на восток западных правил тарифной политики привел к тому, что уровень заработной платы оказался оторван от уровня производительности труда. Реальные издержки на оплату труда оказались значительно выше западногерманских. В 1991 году они составили 140 % и затем еще долго превышали их. В начале XXI в. уровень заработной платы начал выравниваться. Средний уровень зарплаты в Германии вырос за последнее десятилетие с 26 тыс. 214 евро в год (2003 г.) до 31 тыс. 089 евро в год (2013 г.). 

Ежемесячная заработная плата в Германии в среднем составляет 1500 евро. Но при этом существует не только региональный разрыв, но и социальный. Средний заработок у звена топ-менеджеров достигает 200 000 евро. Отличается и почасовая заработная плата в 16 землях. 

По-прежнему, существенной проблемой остается диспропорция занятости в землях. В первые годы после объединения она была обусловлена ликвидацией тысяч государственных предприятий на востоке. Усугубила ситуацию приватизация, проведённая скоротечно и нередко с нарушениями. В первые годы после объединения были подвергнуты реструктуризации или закрыты многие промышленные предприятия. В 1991 г. были закрыты Айзенахский автомобильный завод (VEB — Automobilenwerk Eisenach), производитель микроавтобусов VEB Barkas-Werke. В 1990 г. упразднен Kombinat Robotron, который был крупнейшим производителем электронной техники в Восточной Германии и в СЭВ.

Территориальные социально-экономические диспропорции Германии

Накануне закрытия на этом предприятии было занято 68 тыс. рабочих и служащих. Из 48 государственных предприятий TAKRAF (Tagebergbau-Ausrüstungen, Kraneund Förderanlagen), кампании, специализирующейся на выпуске грузоподъёмных кранов и горно-рудного оборудования в 1990 г. осталось 20. Пострадали текстильные, швейные и обувные предприятия.

Большие трудности стало испытывать полиграфическое производство. Были уволены многие чиновники. Перепись дала картину занятости населения, распределенную по группам. Спустя два десятка лет после объединения большая часть трудоспособного населения Германии работает по найму.

Восточные земли по-прежнему лидируют по уровню безработицы. Отсутствие широкомасштабного производства, развитие преимущественно сферы услуг и сохранение в основном бюджетных учреждений привели к тому, что за последние годы диспропорция по данному показателю сохраняется. Несмотря на то, что в целом, безработица в Германии в 2013-2014 г. колеблется в рекордно низких пределах 6,9-6,6 %.

Стремление стимулировать к занятости в определенной мере повлияло на снижение числа безработных — столь малое пособие буквально заставляет устраиваться на любую работу. Однако число получающих всё еще довольно велико. По данным Федерального статистического ведомства к 2014 году пособие НаГг-ГУ получали 6 млн 120 тыс. человек. Из них 4 млн 420 тыс. человек трудоспособных и около 1,7 млн неработающих. Большая часть из них проживает на востоке.

Значительная часть получающих пособие по безработице являются мигрантами. Согласно статистическому ведомству преимущественно это представители турецкой диаспоры, среди получателей растет число выходцев из Румынии и Болгарии (к 2014 году оно увеличилось на 50 %). Обратившись к индикатору «Миграция» в результатах переписи населения, так же можно выявить региональную диспропорцию. На момент переписи в Германии проживало в общей сложности около 15,3 млн людей с так называемым миграционным фоном, что соответствует доле в 19,2 % от общего числа населения. В эту группу входят собственно иностранцы, а так же те, кто после 1955 эмигрировал в Германию и дети, родившиеся в семьях мигрантов и в смешанных браках.

 

Миграция и перепись население

 

Собственно мигрантов в 2011 году насчитывалось 6 169 360 человек, т. е. 7,7 %, которые проживая на территории страны, не являются гражданами Германии. Самый высокий процент мигрантов по отношению к коренному немецкому населению зафиксирован в г. Оффенбах (недалеко от Франкфурта-на-Майне) — 55 %. В наиболее густонаселенной федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия проживает 1,6 млн иностранцев (четверть от общего числа иностранцев в Германии). 96,7 % мигрантов проживают в западной Германии и только 3,3 % в восточной. Самое большое число приходится на Гамбург, Бремен, Баден-Вюртемберг и Гессен. Наименьший удельный вес из западных земель — в Шлезвиг-Гольштейне.

Результаты переписи населения в совокупности с результатами социальной реформы «Agenda 2010» позволяют проанализировать социальные аспекты региональной диспропорции в Германии. Безусловно, невозможно ограничиваться только данными видами источников. Для более полной картины необходимо привлечь так же размеры поступаемых в регионы субсидий, суммы отчисляемых налогов или данные по объему перечисляемых в бюджет ФРГ средств. В сумме они составят более прозрачную картину регионального дисбаланса восточных и западных земель. Наиболее показательным в этом отношении является принцип формирования общегерманского фонда взаимопомощи.

В современной Европе, ФРГ это одно из немногих государств, Основной закон которого содержит требование создания условий для равномерного развития регионов. Статья 106. п. 4. гласит: «Чтобы обеспечить финансовые возможности земель, налоговые поступления которых недостаточны, и в целях выравнивания различного финансового обременения земель, федерация может предоставлять субсидии и выделять для них средства из определенных налоговых поступлений, предназначенных для земель». Федеральное правительство после объединения прилагает немало усилий для выравнивания земель. Например, содержание федеральной реформы 2006 г., предполагающей совершенствование разграничения между центром и субъектами, по сути, была нацелена именно на это. В ходе реформы к статье 107 Основного закона была принята поправка, которая уточнила принцип горизонтального выравнивания различий в финансовых возможностях, подразумевающий перераспределение налоговых поступлений между землями с учетом «финансовых возможностей и потребностей общин», то есть часть средств «богатых» земель перераспределяется в пользу «бедных», иногда с вливаниями из федерального бюджета.

С 1 августа 2009 года были внесены дополнения в принцип вертикального выравнивания, по которому федерация может из своих средств предоставлять «слабым» землям дополнительные отчисления. С 2009 г. по 2019 год пять финансово слабых земель должны будут получить так называемую «консолидированную помощь» в размере 800 миллионов евро в год, на общую сумму 7,2 млрд евро (300 млн в Бремен, 260 млн Саар, и по 80 млн Берлин, Саксонии-Анхальт и Шлезвиг-Гольштейн). Финансирование этих земель должно осуществлять федеральное правительство и правительства земель в равной степени. Условием для предоставления помощи, является поддержание консолидации, которая ставит эти земли перед обязательством сбалансировать свой бюджет к 2020 году.

Этот принцип для современной Германии один из самых болезненных, так как все федеральные земли должны участвовать в формировании общегерманского фонда взаимопомощи, однако в последние годы по итогам отчетов Министерства финансов о распределении денег между регионами видно, что отчисления идут не от всех земель. В 2011 году в фонд взаимопомощи средства внесли только Бавария, Гессен, Баден-Вюртемберг и Гамбург. Бавария предоставила 3,66 миллиарда евро. Гессен и Баден-Вюртемберг выделили почти одинаковые суммы — около 1,8 миллиарда евро каждая. Гамбург перечислил 62 миллиона евро. Остальные 12 федеральных земель распределили эти деньги между собой. По итогам 2012 года, осталось только три региона-донора: Бавария, Гессен и Баден-Вюртемберг, а Гамбург перешел в число реципиентов. Из получателей традиционно выделяется Берлин. Например, по итогам 2011 года немецкая столица забрала из общего фонда, который составил более 7 миллиардов евро, половину. Таким образом, Бавария фактически в одиночку профинансировала развитие столицы на ближайший год. В результате, по итогам бюджетного 2011 года самые богатые федеральные земли Германии решили прекратить финансирование отстающих регионов. Местные власти решили избавить себя от этой обузы, переложив ответственность на федеральный центр. Премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер объявил в январе 2012 года, что к 2030 году федеральная земля должна полностью рассчитаться с долгами в 32 миллиарда евро, поэтому для Баварии избавиться от такой ноши, как Берлин крайне важно.

После публикации цифр о распределении финансовой помощи между землями глава Министерства финансов Баварии заявил, что требуется срочная реформа в этой сфере, и обратился за поддержкой к другим землям-донорам. Власти земель-получателей изменить систему не захотели, указывая на необходимость соблюдать договорную дисциплину. Ульрих Нуссбаум, сенатор по вопросам финансов Берлина заявил: «Бавария и Гессен подписали действующий закон о перераспределении налогов между федеральными землями. Обе подписи стоят под документом, который действует до 2019 года, и я думаю, что этого срока необходимо придерживаться». В качестве экстренной меры Бавария предложила заморозить выплаты в общий фонд до 2019 года, призвав бедные немецкие земли брать пример с главных европейских должников: «В Европе формируется система штрафов, с которыми придется считаться странам-должникам. Что-то подобное следует ввести и внутри Германии. Если Греция, Португалия и Италия напрягаются, то и Рейнланд-Пфальц, Бремен и Берлин смогут».

В начале февраля 2013 года главы правительств Баварии Хорст Зеехофер и Гессена Фолькер Буфье объявили о намерении оспорить систему выравнивания финансовых возможностей и начале подготовки иска. Власти третьего региона — донора Баден — Вюртемберга к этому иску не присоединились. 25 марта 2013 г. власти Баварии и Гессена направили в Федеральный конституционный суд иск, в котором оспорили систему выравнивания финансовых возможностей земель, по которой богатые регионы Германии должны делать отчисления в пользу бедных. Конституционный суд ФРГ объявил, что вынесет решение по этому вопросу не ранее 2014 года.

 

Заключение

 

Территориальные диспропорции свойственны многим странам мира, их причины могут быть различными. Как правило, выделяют следующие факторы: природные условия, ресурсы и качество рабочей силы, уровень развития инфраструктуры, рыночные факторы, технический прогресс, политические факторы и др.

В современной Германии на первый план вышли последствия объединения: «разрушение» промышленности на востоке, отток населения на запад, сокращение рождаемости. Нельзя не отметить, что федеральный центр прикладывает заметные усилия по выравниванию земель, немецкая практика предоставления помощи отдельным регионам через федеральную систему считается наиболее успешной в ЕС. В то же время, структурные преобразования, которые затронули восточные земли, не смогли выровнять имеющегося экономического и социального разрыва.