Теория спроса и предложения

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 27.02.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Акционерное предприятие в системе рыночных отношений   
Анализ антиинфляционной политики в России 
 
 


Введение:

Любой рынок, независимо от его конкретного типа, основан на трех основных элементах: цена, спрос и предложение, конкуренция. Эти инструменты помогают установить баланс на рынке.

Рынок - это инструмент или механизм, который объединяет покупателей (носителей спроса) и продавцов (поставщиков) определенных товаров и услуг. Состояние рынка определяется соотношением спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику в целом, необходимо хорошо понять две фундаментальные концепции: спрос и предложение.

Спрос и предложение являются взаимозависимыми элементами рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение определяется совокупностью товаров, предлагаемых продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяющую соответствующие изменения уровня цен на товары.

Изменение в соотношении между спросом и предложением приводит к колебаниям рыночных цен вокруг так называемой равновесной цены. Благодаря этим колебаниям устанавливается уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и, в конечном итоге, равновесие производства и потребления.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение законов спроса и предложения с точки зрения экономической теории и их взаимодействия.

В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические концепции спроса и предложения;
  • выявить основные влияющие факторы и закономерности спроса и предложения;
  • проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;
  • раскрыть механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла.

Предметом исследования в работе являются экономические категории спроса и предложения.

Объектом исследования являются факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.

Методы и методы исследования, использованные при написании курсовой работы, заключаются в синтезе и анализе имеющихся теоретических материалов, группировании и обобщении теоретического материала с практическими данными.

В работе использованы труды таких теоретиков, как О.А. Курно, А. Маршалл, Гиффен, А. Смит и др.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В первой главе курсовой работы дается определение спроса и факторов, которые на него влияют. Также в первой главе рассматриваются закон спроса и виды ценовой эластичности спроса.

Во второй главе рассматривается предложение, основные факторы, определяющие его, закон предложения. Также вторая глава отражает эластичность предложения в разные периоды: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

Третья глава раскрывает взаимозависимость спроса и предложения и установление равновесной цены на рынке. Показан механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла.

Практическая значимость работы заключается в том, что спрос и предложение представляют собой не только экономические категории, но и реальные законы современного рынка. Поэтому важно знать, как они взаимодействуют в теории и на практике, каковы законы спроса и предложения и как они функционируют в рыночной экономике.

 

Совокупный спрос как экономическая категория. Закон спроса

 

Человеку для удовлетворения своих потребностей необходимо приобретать различные товары и услуги. Каждый человек на рынке товаров и услуг является покупателем. Совокупность этих покупателей формирует спрос на товары и услуги. Следовательно, постоянно возрастающие потребности формируют спрос. Но для удовлетворения потребностей одного желания недостаточно. Это желание должно быть подкреплено платежеспособностью.

Впервые понятия спроса и предложения в экономической науке исследовал в своих работах английский экономист Альфред Маршалл (1842 - 1924).

Спрос - это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание их приобрести. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. 

Спрос (Qd) - то количество товаров и услуг, которое покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.

В западной экономической литературе спросом называют то, что связывает покупаемые блага с теми "жертвами", которые приходится делать для приобретения этих благ. Поэтому разница между потребностями и спросом такая же, как между желаниями и возможностями. То есть желание на рынке должно быть подкреплено возможностью - деньгами покупателя. Иначе говоря, спрос - это планы или намерения покупателя относительно покупки товара.

Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.

В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных спросов, которые формируются на основе потребительского выбора.

Объем спроса на какой-либо товар или услугу - это количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Цена спроса на какой-либо товар или услугу - это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары.

Впервые математически закон спроса был сформулирован А. Курно в 1838 г.

Зависимость между величиной спроса и ценой описывается законом спроса, согласно которому между ценой (P) и спросом (Qd) существует обратная зависимость: при увеличении цены спрос падает, при снижении - растет.

Qd = f(P)<0 (1.1)

Зависимость между ценой и спросом можно описать алгебраически, графически.

Если функция спроса носит линейный характер, то алгебраически уравнение спроса имеет вид:

Qd = a-bP, (1.2)

  • где Qd - величина спроса;
  • P- цена товара;
  • a и b - постоянные коэффициенты.

Если рассматривать Екатеринбуржский рынок соков и нектаров за 2007 год, можно отметить, что 31% потребителей выделяют на соки и нектары от 200 до 400 рублей в месяц. В то же время еще 28,5% опрошенных не могут позволить себе ежемесячно тратить на рассматриваемые напитки более 200 рублей, тогда как около 23% екатеринбуржцев готовы тратить на эту продукцию от 400 до 600 рублей.

При изменении цены с P1 до Р2 , когда все факторы, кроме цены, постоянны, движение осуществляется вниз по кривой спроса, увеличивается количество покупаемого товара от Q1 до Q2. Изменение же спроса показывает, что покупатели приобретают больше продукции при данной цене. Так, при той же цене P1 покупатель будет приобретать уже количество товара, равное Q2 > Q1.

Обратная зависимость между ценой товара и спросом на него объясняется тремя причинами:

Эффект дохода - воздействие, которое изменение цены товара оказывает на реальный доход потребителя и, соответственно, на количество товара, которое потребитель купит. Чтобы понять эффект дохода, необходимо вспомнить два понятия: номинальный доход - доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход - то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Очевидно, что реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос его возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар.

Эффект замещения - влияние, которое изменение цены одного товара оказывает на структуру спроса. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет замещаться другими товарами, и спрос на первый товар упадет.

Например: из-за сегодняшнего финансового кризиса жители Екатеринбурга начали отказываться от элитного алкоголя и переходить на более дешевый товар. Многие покупают теперь продукцию не дороже 50 рублей, а некоторые вообще переходят на жидкости двойного назначения. Из-за того что алкогольная продукция – это не предмет первой необходимости, спрос на нее в общем и целом существенно снизился.

Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.

Действие закона убывающей предельной полезности. После определенного уровня дальнейшее увеличение количества приобретаемых товаров приносит все меньше радости, удовольствия или, как говорят экономисты – полезности. Одно пирожное хорошо, два – еще лучше, но затем наступает насыщение. В экономической науке это явление называют законом убывающей предельной полезности. Согласно этому закону, приращение полезности от каждой последующей единицы блага меньше, чем от предыдущей. Отсюда ясно, что люди будут приобретать больше благ только при условии увеличения цены.

В то же время даже при очень низких ценах товара величина спроса на него не будет безграничной. К примеру, если цена на питьевую воду близка к нулю, спрос на нее не возрастает бесконечно, он ограничен количеством, необходимым людям для питья и запасов. 

Нет правила без исключения. Существуют так называемые товары Гиффена, спрос на которые при повышении цен растет.

Английский экономист ХIХ в. Р. Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в 1846 г. спрос на картофель, составляющий основную часть рациона ирландцев, возрастал, несмотря на то, что цены на картофель тоже росли. Дело в том, что цены на другие продукты питания росли еще больше, поэтому картофель заменял все другие продукты. Таким образом, спрос на товары низшего качества, занимающие большой удельный вес в доходах потребителей, может возрастать и при повышении цен.

 

Неценовые факторы спроса

 

Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие, неценовые факторы, (детерминанты спроса), приводящие к изменению в спросе при данных ценах.

Неценовые факторы спроса:

  1. Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет. Проявляется так называемый "эффект присоединения к большинству", и наоборот, если товар выходит из моды - спрос на него падает.
  2. Доход покупателя. Изменение дохода может оказывать на спрос двоякое влияние. Различают товары высшей категории ("нормальные", качественные товары) и товары низшей категории (низкокачественные). Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот, если доходы падают, то спрос на товары низшей категории возрастает, а спрос на качественные товары падает. Очевидно, что при росте доходов (при прочих равных условиях) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин падает.
  3. Цены других товаров. Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки. Если товары взаимодополняющие, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой - обратная. Рост цен на автомобили приведет к снижению спроса на бензин.
  4. Количество и состав покупателей на рынке. Очевидно, что чем больше покупателей, тем больше рыночный спрос. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей.
  5. Ожидания покупателей в отношении изменения цен товаров. Если покупатели ожидают рост цен в будущем (чрезвычайные ситуации, аварии, катастрофы, финансовые кризисы), то сегодня спрос будет увеличиваться (ажиотажный, инфляционный спрос). Если покупатели ожидают снижения цен, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос). Многие сегодня не спешат покупать компьютеры и ноутбуки, зная, что цены на них через полгода будут ниже нынешних.

Таким образом, на спрос на данный товар влияют изменения цен самого товара и неценовые факторы. При этом, если изменение цены товара ведет к движению вдоль кривой спроса, то под действием неценовых факторов происходит смещение кривой спроса.

Различают следующие виды спроса:

Отрицательный спрос. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его. У людей негативный спрос на прививки, стоматологические процедуры, операции. У работодателей ощущается отрицательный спрос на наем бывших заключенных и алкоголиков.

Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованными в товаре или безразличными к нему. Так, фермеры могут не заинтересоваться новым агротехническим приемом, а студенты колледжа - изучением иностранного языка.

Скрытый спрос. Многие потребители могут испытывать сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров или услуг. Существует большой скрытый спрос на безвредные сигареты, безопасные жилые микрорайоны и более экономичные автомобили.

Падающий спрос. Рано или поздно любая организация столкнется с падением спроса на один или несколько своих товаров. Снижается спрос на электролучевые мониторы, музыкальные центры.

Нерегулярный спрос. У многих организаций сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки. Большая часть общественного транспорта не загружена во время дневного затишья и не справляется с перевозками в часы пик. По будням в музеях мало посетителей, зато в выходные дни залы переполнены. Как отмечают гостиницы Екатеринбурга пик прибытий (загрузки) гостиниц приходится на понедельник-среду (с минимум на выходные дни), а по месяцам – апрель, июнь, сентябрь, октябрь.

Полноценный спрос. О полноценном спросе говорят, когда организация удовлетворена своим торговым оборотом.

Чрезмерный спрос. У ряда организаций уровень спроса выше, чем они могут или хотят удовлетворить.

Нерациональный спрос. Противодействие спросу на товары, вредные для здоровья, требует целеустремленных усилий. Проводятся кампании против распространения сигарет спиртных напитков, наркотических средств, вызывающих привыкание, огнестрельного оружия, порнографических фильмов, против создания больших семей.

Сбалансированный спрос. Этот вид спроса возникает тогда, когда между спросом и предложением возникает устойчивый равновесный режим обмена товарами и услугами.

Разновидности спроса:

  1. Потенциальный спрос - формируется путем учета тех потребителей, которые в состоянии купить товар, но пока этого не делают.
  2. Реальный спрос - дает возможность оценить сегодняшнее состояние рынка, который является исходными данными для прогнозирования и потенциального спроса, и увеличения емкости данного рынка.  

 

Эластичность спроса

 

Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса.

Различают эластичность:

  • ценовую,
  • перекрестную,
  • по доходу.

Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности.

Теория спроса и предложения, (1.3)

где ΔP/P - изменение цены (в %);

ΔQd/Qd - изменение спроса (в %);

Реакция покупателей на изменение цены (характер эластичности) может быть разная: спрос может изменяться в большей или меньшей степени, чем изменилась цена, или вообще оставаться постоянным.

О характере ценовой эластичности спроса можно судить по соотношению изменения спроса к изменению цены или по показателю общей выручки от реализации (Р х Q). В зависимости от характера эластичности спроса выручка от реализации при изменении цены может расти, падать, не изменяться.

 

Виды ценовой эластичности спроса

Вид эластичности Соотношение изменения цены и спроса Коэффициент эластичности Изменение выручки от реализации (PxQ)
Уменьшение цены Увеличение цены
Совершенно неэластичный спрос Цена растет (падает) – спрос постоянен Ed = 0 уменьшается увеличивается
Неэластичный спрос Цена изменяется больше, чем изменяется спрос Ed < 1 уменьшается увеличивается
Единичная эластичность спроса Цена и спрос изменяются одинаково Ed = 1 не изменяется не изменяется
Эластичный спрос Цена изменяется меньше, чем изменяется спрос Ed > 1 увеличивается уменьшается
Совершенно эластичный спрос Спрос изменяется, цена постоянна Ed = ∞ уменьшается увеличивается

 

Степень эластичности спроса варьируется в зависимости от типа товара:

  • Cпрос на инсулин - совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина;
  • Cпрос на предметы первой необходимости (продукты питания) - неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;
  • Cпрос на предметы роскоши - эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;
  • Cпрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и цена билетов;
  • Если цена фиксирована, например, установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса.

В зависимости от характера эластичности спроса кривая спроса будет иметь разный наклон.

Характер эластичности спроса зависит от ряда факторов:

  • количества заменителей данного товара. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше;
  • удельного веса товара в доходе потребителя. Чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность;
  • характера товара - является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой необходимости менее эластичен;
  • фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса.

Перекрестная эластичность спроса - характеризует степень изменения спроса на товар a при изменении цены товара b (Теория спроса и предложения).

Теория спроса и предложения, (1.4)

где Теория спроса и предложения- изменение спроса на товар a (в %);

Теория спроса и предложения- изменение цены на товар b (в %).

Для взаимозаменяемых товаров Теория спроса и предложения> 0; для взаимодополняющих - Теория спроса и предложения< 0; для независимых (нейтральных) товаров Теория спроса и предложения= 0.

Эластичность спроса по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода (Теория спроса и предложения).

Теория спроса и предложения, (1.5)

где Теория спроса и предложения- изменение дохода (в %);

Теория спроса и предложения- изменение спроса (в %).

Для нормальных товаров Теория спроса и предложения> 0; для товаров низшей категории Теория спроса и предложения< 0.

 

Совокупное предложение как экономическая категория. Закон предложения

 

Предложение (Qs) - это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени.

Оно характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов, В каждый данный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые произвели много товаров, а другие - мало. Одни из них затратили на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом, чем выше цена товара, тем активнее продавцы будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличивать предложение (при наличии конкурентов).

 

Теория спроса и предложения

 

Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара. На рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям.

Связь между уровнем цен и предложением описывает закон предложения, согласно которому между ценой и предложением существует прямая зависимость: при увеличении цены предложение растет, при снижении – падает.

Qs = f(P)>0 (2.1)

Зависимость между ценой и предложением, так же как и в случае спроса, можно описать алгебраически, табличным и графическим способами.

Если функция предложения носит линейный характер, то алгебраически уравнение предложения имеет вид:

Qs = a+bP, (2.2)

  • где Теория спроса и предложения- величина предложения;
  • Теория спроса и предложения- цена товара;
  • a и b - постоянные коэффициенты.

Кривая предложения S (от «supply»—предложение) характеризует то количество товара, которое продавцы готовы предложить при каждом уровне цен. При изменении цены происходит движение вдоль кривой предложения.

Если кривая спроса устанавливает отношение между ценами и тем количеством товаров, которое потребители желают купить, кривая предложения S характеризует отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители готовы произвести и продать. При этом в отличие от кривой спроса кривая предложения обычно поднимается вправо вверх. При возрастании цены действует тенденция к увеличению предложения.

 

Неценовые факторы предложения

 

Как и в случае спроса, существуют неценовые факторы, влияющие на объем предложения (детерминанты предложения):

Цены на ресурсы (чем они ниже, тем предложение больше). При неизменных ценах на продукт снижение цен на ресурсы приводит к увеличению прибыли, остающейся в распоряжении производителей, а в итоге увеличивает их возможности по покупке дополнительного количества ресурсов и увеличению объемов производства – увеличению предложения. Снижение цен на добываемые алмазы приведет к увеличению предложения бриллиантовых украшений. Повышение цен на электроэнергию, бензин, воду и муку приведет к уменьшению предложения хлеба.

Технологии (позволяют снизить затраты ресурсов на единицу производимой продукции и ведут к увеличению предложения). Меньшее количество ресурсов, расходуемое на единицу продукции, при неизменных ценах на ресурсы и на продукт ведет к сокращению издержек на единицу продукции, а значит, и общих издержек и к увеличению прибыли, остающейся в распоряжении производителей.

Налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение.

Наличие взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров и динамика их цен. Появление товара-заменителя или снижение его цены сократит предложение сопряженного товара.

Так как спрос на товары ЗАО «Екатеринбургский виншампанкомбинат» упал, предприятие было вынуждено скорректировать объемы производства в сторону уменьшения. Так, если завод планировал произвести во втором квартале 2009 года 120 тыс. декалитров водки (1 декалитр равен 10 литрам), то теперь речь идет только о 90 тысячах декалитров. Также примерно на 100-150 тысяч бутылок от первоначального плана будет меньше за это же время выпущено шампанского (всего порядка 500 тысяч бутылок). Что касается стартовавшего в марте производства полусладкого вина – здесь тоже произведена корректировка,– За прошедшие две – три недели ЕВШК произвел 30 тысяч литров белого и красного вина. Но на ближайшую перспективу конкретных планов по выпуску данной продукции завод не ставит – все будет зависеть исключительно от спроса.

Количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т. д. Увеличение числа продавцов на рынке приведет к увеличению рыночного предложения.

Ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидание роста цен в будущем ведет к сокращению предложения в настоящем.

Изменение предложения под влиянием неценовых факторов приводит к сдвигам кривой предложения.

 

Эластичность предложения

 

Степень изменения объема предложения под влиянием изменения цены характеризует эластичность предложения и измеряется коэффициентом эластичности предложения - Es:

Теория спроса и предложения, (2.3)

где ΔQs/Qs - изменение объема предлагаемой продукции (в %);

ΔP/P - изменение цены (в %);

Так как зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции прямая, то коэффициент эластичности предложения всегда больше 0.

Предложение может быть:

  • эластичное (Es > 1);
  • неэластичное (Es < 1);
  • характеризоваться единичной эластичностью (Es =1);
  • совершенно эластичным (Es = Теория спроса и предложения);
  • совершенно неэластичным (Es = 0).

​​​​​​​​​​​​​​Характер эластичности предложения зависит от:

  • способности производства к быстрой переналадке;
  • возможности хранения продукции (предложение скоропортящихся продуктов менее эластично, чем продуктов длительного хранения);
  • фактора времени, т.е. времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены.

Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.

По способности производителя отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

В краткосрочном периоде фирма не в состоянии осуществить какие-либо изменения в объеме выпускаемой продукции, какая бы ни сложилась рыночная цена. В результате этого предложение может подстраиваться под спрос, изменяя только цену. Кривая предложения занимает в этом случае вертикальное положение. Это означает, что предложение в краткосрочном периоде абсолютно неэластично.

В среднесрочный период предприятие имеет возможность подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы, повышая объем производства за счет большей загрузки оборудования, интенсификации труда и продажи имеющих запасов. Кривая предложения в этом случае отклонится от строго вертикального положения в направлении, определяемом законом предложения. Эластичность предложения становится положительной, больше нуля.

В долгосрочный период производители могут перестроить производство за счет замены старого оборудования на новое, более производительное, расширить производственные мощности. В случае повышения цен происходит приток новых фирм в отрасль, производящую данный товар. В долгосрочный период эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях, она достигает максимальной величины.

 

Взаимодействие спроса и предложения на рынке. Рыночное равновесие

 

Предложение и спрос взаимосвязаны, и они «работают» вместе и одновременно подобно двум лезвиям ножниц (знаменитые «ножницы» А. Маршалла). Их взаимодействие (пересечение) устанавливает равновесную цену товара и объем его реализации. В результате достигается рыночное равновесие – термин, означающий, что все рыночные факторы сбалансированы.

Покупатели и продавцы используют цены как сигналы, которые увязывают их желания, а затем происходит обмен денег на потребительские товары или факторы производства. Покупатели определяют цены спроса (максимум цены, который они желают платить), а цены предложения устанавливают продавцы (минимум, за который они готовы продать единицу своей продукции). При этом объем продаж будет равен объему спроса. Данное состояние получило название рыночного равновесия, которое наглядно представляется тремя способами: аналитическим, табличным и графическим.

Алгебраический пример иллюстрирует, как устанавливается равновесная цена. Предположим, что спрос и предложение заданы следующими уравнениями:

  • Спрос: Qd = Dp = 80-40p
  • Предложение: Qs = Sp = -10+6p

Равновесная цена устанавливается в точке, в которой объем спроса равен объему предложения: Dp = Sp, отсюда равенство спроса и предложения можно записать как 80-4р = -10+6р

Решая уравнения относительно цены равновесия получим р = 9.

Зная равновесную цену, можно найти равновесный объем спроса и предложения Q = Dp = Sp = 44.

Путем простого расчета можно убедиться, что никакого равновесного объема (Q) существовать не будет, если цена не будет равна 9.

Данный график иллюстрирует становление на конкурентном рынке равновесной цены (50 руб.) и равновесного объема реализации товара – 300 шт. (в точке Е пересекаются кривые спроса и предложения). В зоне, где цены выше равновесных (60 руб.), образуется избыток товаров, что постепенно снижает цены. В зоне, где цена ниже равновесной (40 руб.), образуется дефицит товаров, который «работает» на повышение цен. В точке равновесной цены Е все, кто желает покупать, могут найти всех тех, кто желает продавать свои товары. Подобная ситуация реализуется в условиях совпадения цены равновесия с рыночной ценой. Однако их следует различать.

Рыночная цена (ее часто называют действительной – реальной ценой) – это цена, которая действует в любой момент времени. Цена равновесия не меняется пока не изменится соотношение между спросом и предложением, а рыночная цена может варьироваться бесконечно. Поэтому равновесное состояние по своей природе нестабильно, так как рыночные условия, определяющие его, постоянно меняются, вызывая колебания спроса и предложения.

Динамика спроса и предложения.

Ее влияние на изменение цен и объемов

№ п/п Изменения спроса и предложения Сдвиги кривых спроса и предложения Влияние сдвигов на цены и объем товаров
1. Если растет спрос Кривая спроса смещается вправо цена ↑, объем ↑
2. Если спрос падает Кривая спроса смещается влево цена ↓, объем ↓
3. Если растет предложение Кривая предложения смещается вправо цена ↓, объем ↑
4. Если предложение падает Кривая предложения смещается влево цена ↑, объем ↓

 

Когда рыночные цены выше равновесных, возникает избыток предложения – перепроизводство. Такой рынок называют рынком покупателя, поскольку он вынуждает продавцов снижать цены. По мере снижения цен объем спроса увеличивается, пока не достигает точки равновесия Е. При низких рыночных ценах возникает избыток спроса – дефицит, и складывается рынок продавцов. Производитель легко реализует свою продукцию, после чего цены начинают расти, постепенно приближаясь к точке равновесия Е. Саморегуляцию рынка и восстановление равновесия (на прежнем или новом уровне) в свое время А. Смит описал как действие «невидимой руки». Именно механизм колебания спроса и предложения заставляет развиваться экономику, основанную на рыночных началах. Как правило, долгосрочные избытки или дефициты практически без исключения являются следствием государственного контроля над ценами.

Благодаря достижению равновесию цен и объемов продукции рынок распределяет ресурсы общества между различными вариантами их использования. Таким образом, посредством процесса взаимодействия спроса и предложения рынок отвечает на вопросы, что, как и для кого производить нужные товары и услуги.

 

Механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла. Теорема Паутины

 

Формирование рыночной цены А.Маршалл рассматривал в трех периодах времени, где параметры предложения имеют различную динамику. Соответственно этому различают мгновенное, кратковременное и длительное равновесие. В трех различных типах равновесия товаропроизводители могут либо не принимать никакие меры, либо приспособить переменные факторы производства к изменившимся условиям, либо приспособить к изменившейся цене все факторы производства. Для коротких периодов парк средств производства практически постоянен, но его использование колеблется в зависимости от спроса. Предложение товаров растет без увеличения оборудования. Длинный период должен представлять достаточно времени, чтобы можно было приспособить к спросу не только факторы производства данного товара, но и факторы производства указанных факторов и т.д. В этих условиях производители заменяют и приобретают дополнительное оборудование, а количество самих производителей может изменяться за счет свободного входа и выхода их из отрасли.

В условиях мгновенного равновесия предложение товаров фиксировано. При данном фиксированном предложении товаров цена полностью зависит от спроса. Увеличение спроса приводит к росту цены, и наоборот, его снижение ведет к падению цены.

В условиях краткосрочного равновесия вдруг может измениться спрос, кривая спроса возрастает до D2 . Объем выпуска может увеличиться за счет более интенсивного использования оборудования. В течение короткого периода другие фирмы не могут войти в эту отрасль. С другой стороны, спрос может и снизиться, что приведет к сокращению объема выпуска товаров и предложения. В коротком периоде фирма может понести убытки, но она может продолжать работать.

Различия между предложением в долго- и краткосрочном периодах состоят в том, что в долгосрочном периоде каждая фирма может расширить свое производство, и новые фирмы могут войти в эту отрасль.

Такие процессы происходят в условиях роста цен, если цены обеспечивают сверхнормальную прибыль. Сверхнормальная прибыль несовместима с равновесием в открытой индустрии. Как только общее предложение возрастет, цены упадут. Новые фирмы будут продолжать входить в эту отрасль до тех пор, пока цена не вернется в свое нормальное состояние, и фирма не будет иметь нормальную прибыль. Ценам  может колебаться в пределах короткого периода, но в долгосрочном периоде она постоянна.

Существенное воздействие на предложение товаров оказывает изменяющийся во времени уровень цены и прибыли. Если цена, например, клубники высока в этом году, то в следующем году предложение клубники может резко возрасти. Вследствие значительного роста предложения клубники рыночная цена может снизиться, и производители потеряют доход. Поэтому часть производителей уходит из отрасли, что приводит в следующем году к сокращению предложения клубники и повышению уровня рыночной цены. Это стимулирует увеличение производства в следующем году и т.д. из этого вытекают три возможных варианта изменения рыночной цены:

В первом случае рыночная цена в успешных периодах отклоняется все дальше от цены равновесия.

Например, существует регулярный цикл колебаний предложения сельскохозяйственных товаров и их рыночных цен. Но самым обычным является ход событий, отраженный в третьем случае. Такие процессы на практике и их отражение в категориях и на графиках вошли в экономическую науку под названием теоремы Паутины, поскольку рисунок напоминает сетку паутины. Данные процессы представлены на графиках, где на осях абсцисс отображаются количество товара и время.

Теорема паутины является полезной иллюстрацией потенциально нестабильной конкурентной промышленности по сравнению с монополией. Она предполагает, что предприниматели не учатся на прошлом опыте. Однако с накоплением опыта они приспосабливаются к вариациям цен. Изменения цен и предложения все уменьшаются, и уже это делает достижения равновесия более вероятным. В длительном периоде предложение приспосабливается к изменению спроса путем расширения или сокращения объема производства. Чем длиннее период времени, тем более полно предложение сможет приспособиться к изменению периода. Таким путем происходит образование нормальной цены длинного периода.

Нормальная цена – это не средняя цена определенного периода, а цена в конце того периода, в котором изменилось предложение. 

Очевидно, что нормальная цена формируется в условиях воспроизводства, а изменение цены приближается к минимальной равновесной цене P.

На формирование равновесной цены в рыночной экономике влияют процессы монополизации производства и прогрессивного налогообложения производителей. Высокая степень концентрации производства приводит к появлению монополий. Монополии при определенных условиях сокращают предложение товаров и повышают их цены. Высокий уровень налогов позволяет государственным органам изымать значительную долю прибыли у производителей, что в конечном итоге приводит к сокращению инвестиций, производства и поставок товаров.

Этот процесс может проявиться в долгосрочной перспективе. В короткий период, когда предложение товаров велико, производители не могут включать сумму налогов в цену товара. Поэтому источником уплаты высоких налогов может быть рента производителя, которая имеет различные преимущества.

Если мы берем длительный период, то спрос и предложение всегда взаимно покрываются. Таким образом, рыночные цены приближаются к рыночной стоимости. Если спрос и предложение определяют рыночную цену, то, с другой стороны, рыночная стоимость определяет спрос и предложение товаров. Определенные материальные условия производства, которые формируют стоимость товаров отрасли, определяют предложение товаров.

На определенном этапе развития материального производства становится возможным перераспределить общественный труд через механизм конкуренции между отраслями.

Это происходит в результате межотраслевой конкуренции товаропроизводителей в следующих условиях: полная свобода торговли внутри общества и ликвидация всех монополий, кроме естественных; развитие кредитных отношений; отмена всех законов, препятствующих перемещению рабочих из одной сферы производства в другую; безразличное отношение работника к содержанию его труда; сокращение труда во всех сферах производства до простого труда, что достигается в машиностроении; освобождение рабочих от всех профессиональных предрассудков.

В результате межотраслевой конкуренции формируется цена продукции (которую экономисты называли себестоимостью). Цена продукции включает в себя себестоимость продукции и плюс среднюю прибыль (нормальная прибыль в терминологии других экономистов). Рыночная цена может основываться на цене производства. Графики западных экономистов, отражающие формирование равновесной цены в течение длительного периода, раскрывают именно этот процесс. Они утверждают, что прибавочная прибыль несовместима с равновесием.

Формирование цены производства происходит в результате перераспределения созданной прибавочной стоимости между отраслями в связи с колебаниями рыночных цен из-за динамики предложения товаров. И в результате проникновения в эту отрасль капитала с более высокой органической структурой происходит стабильное формирование цены производства, отраслевого капитала.

Стоимость товара - это математический предел цены продукции. Следовательно, нет никакого противоречия между стоимостью и ценой производства. Оба процесса представлены в формировании цен производства.

Равновесная цена означает, что производится столько товаров, сколько требуется покупателю. Этот баланс является выражением максимальной эффективности рыночной экономики.

Совершенно иное состояние рынка имело место в нашей стране и в бывших социалистических государствах. Это было связано с чрезмерной национализацией экономики. Рынок был деформирован государственной системой распределения, дополненной бартерными биржами и черным рынком. Поведение производителей не определялось рынком, оно в основном регулировалось государственными органами.

В экономике государства нет жесткой связи между ценой, спросом и предложением товаров. Расширение производства, как правило, осуществляется без учета цен и перспектив спроса. Это прерогатива государственных органов, которые централизованно решают, где, как и в какой степени увеличить предложение. Спрос в централизованно контролируемой экономике теряет свои имманентные функции. В своей производственной части он определяется сверху, вне взаимодействия покупателей и продавцов.

Потребительский спрос является более свободным, чем производственный спрос, но он также устанавливается государством посредством политики заработной платы. Функции рынка берет на себя государство.

В плановой экономике, как и в рыночной экономике, снижение цены товара приводит к увеличению спроса. Но предложение ведет себя совсем по-другому. Его объем в плановой экономике определяется не рынком, а центральными властями. Остается неизменным независимо от цены. Разница между плановой и рыночной экономикой заключается в кривой предложения. В плановой экономике кривая предложения является вертикальной, а в рыночной экономике она выглядит наклонной, а степень кривизны зависит от цены и эластичности предложения.

С государственной системой распределения, ограничивающей роль рыночных сил, не может быть и речи о равновесии между спросом и предложением. Централизованная система управления оказалась неспособной, как показал опыт нашей страны, своевременно реагировать на изменения спроса и предложения.

В результате были характерны либо избыток производства, либо его дефицит. Отходы, не имеющие аналогов в истории, стали неотъемлемой частью централизованно контролируемой экономики.

Эти и другие недостатки административно-командной системы обусловлены недооценкой роли рынка, незнанием такой мощной рыночной силы, которая побуждает всех производителей конкурировать друг с другом и улучшать производство как конкуренцию.

 

Заключение

 

В свободной рыночной экономике цены определяются взаимодействием спроса и предложения. Совершенная конкуренция - это ситуация, в которой на рынке есть много покупателей и продавцов, которые хорошо осведомлены о рыночных условиях и продают одни и те же товары.

Любой рынок состоит из покупателей, которые хотят покупать товары, и поставщиков, которые хотят продавать товары. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить свои собственные потребности при любой цене, установленной для продукта, но каждая из них зависит от своего собственного сдерживающего фактора: покупатели ограничены ограниченным бюджетом, а поставщики - ограниченными технологическими возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при всех прочих условиях неизменны, но изменятся цены на товары, спрос и предложение будут меняться.

Результатом взаимодействия спроса и предложения является рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Он характеризует состояние рынка, на котором объем спроса равен предложению. Чтобы измерить величину изменений в спросе и предложении, понятие эластичности используется как мера реакции одной переменной на изменение другой.

Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволяет сделать следующие выводы.

В рыночной экономике существует механизм, который обеспечивает согласованность интересов покупателей и продавцов на рынках: фирмы могут расширять и сокращать производство в зависимости от изменений спроса, иными словами, они могут свободно выбирать объем и структура выпуска продукции; цены гибкие, меняются под влиянием спроса и предложения; наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения не будет функционировать.

Если на рынке происходит событие, которое нарушает существующее равновесие (например, изменение вкусов потребителей и соответствующее изменение спроса), то фирмы-производители обязательно отреагируют на изменения рыночных условий (например, увеличение спроса). приведет к увеличению цены на этот продукт, поскольку спрос покажет производителям, на чем следует сосредоточить свои усилия); начнется процесс адаптации производителей и потребителей к новым условиям; в результате будет сформирована новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующий изменившимся условиям.

Спрос и предложение регулируются определенными законами. Согласно закону спроса, потребители готовы покупать больше товаров по низкой цене, чем по высокой; Существует обратная связь между ценой и спросом. Закон предложения в рыночных условиях предусматривает прямую связь между ценой и объемом товаров, предлагаемых к продаже: производитель готов производить и продавать больше товаров по более высокой цене, чем по низкой.

Рынок объединяет покупателей и продавцов; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где намерения покупателей и продавцов совпадают. Изменения в предложении или спросе, вызванные действием неценовых факторов (изменения потребительских предпочтений, увеличение денежного дохода, введение дополнительных налогов и т. д.), вызывают рыночные силы, благодаря которым рыночное равновесие устанавливается на новом уровне. 

Рыночную экономику следует понимать как экономику спроса в отличие от директивной плановой экономики, представляющей собой экономику предложения (к тому же, во многом принудительного). Именно в этом заключается кардинальная причина неэффективности плановой экономики. Потребитель был в ней всегда неполноценным субъектом, а удовлетворение потребностей зачастую носило суррогатный характер.

Сложность перехода отечественных предприятий к рыночной экономике усугубляется деформированностью ее прежней отраслевой структуры, которая складывалась при практически полном отсутствии влияния на нее спроса и, следовательно, не была ориентирована на его удовлетворение. В экономике СССР преобладало гипертрофированное развитие военно-промышленного комплекса с созданием высокого удельного веса военной продукции и средств производства для отраслей тяжелой промышленности. Идеологи командно-административной системы считали тяжелую промышленность основой экономики, в которой уголь и металл - “хлеб промышленности”, а нефть и газ - ее “сердце”. Отсюда очевидно, что удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах отводилась второстепенная роль. Это не могло не отразиться на техническом уровне отраслей, производящих потребительские товары и оказывающих услуги населению, качество которых было весьма невысоким.

При государственной системе распределения, ограничении роли рыночных сил не может быть и речи о равновесии спроса и предложения. Централизованная система управления оказалась неспособной, как показал опыт нашей страны, своевременно реагировать на изменение спроса и предложения.

В результате характерными были то избыток продукции, то ее дефицит. Расточительство, не имеющее исторических аналогов, стало неотъемлемым свойством централизованно управляемой экономики.

Эти и другие недостатки административно-командной системы обусловлены недооценкой роли рынка, игнорированием такой мощной рыночной силы, побуждающей всех производителей соперничать между собой и совершенствовать производство, как конкуренция.