Теория производства и теория потребления: сравнительный анализ

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Реакция потребителя на изменение дохода и цены. Эффекты дохода и замены. Кривые Энгеля
Кардиналистский и ординалистский варианты теории потребительского равновесия: сравнительный анализ
Трансакционные издержки, их влияние на поведение и выбор фирмы
Равновесие производителя. Производство в долгосрочном периоде и эффект масштаба


Введение:

Актуальность темы исследования. Одним из важнейших подразделов экономики является теория производства и теория потребления. И это неудивительно, ведь изучение теории потребительского выбора позволяет нам рассмотреть процесс формирования спроса на конкретные товары и услуги. Важную роль в изучении целого играет детальное изучение частей этого целого, в частности, рассмотрение поведения индивида и его потребления, его выбора.

Стоит изучить принципы, по которым человек выбирает среди множества товаров и услуг на рынке, и это позволит прогнозировать объемы потребления и, соответственно, оптимальные объемы производства.

Теория производства, в свою очередь, позволяет предприятию определить наиболее эффективный метод производства и способствует удовлетворению потребностей потребителей с учетом их предпочтений.

Предметом исследования является анализ роли теории производства и теории потребления в рыночной экономике.

Цель исследования курсовой работы - найти связь между этими двумя теориями и провести сравнительный анализ.

Данная цель реализуется путем решения следующих задач:

  • Рассмотрение концепции производства и его факторов;
  • Знакомство с процессом производства и производственной функцией;
  • Изучение истории развития теории производства;
  • Раскрытие концепции потребления и поведения потребителей;
  • Учет факторов потребления;
  • Ознакомление с принципами теории потребления;
  • Изучение количественной и порядковой теории потребления и кривой безразличия;
  • Учет обращения товаров и услуг, осуществляемых между производством и потреблением;
  • Нахождение связи между производством и потреблением;

Проведение сравнительного анализа между теорией производства и теорией потребления

Степень исследования темы. Эта тема в настоящее время изучается многими российскими и зарубежными авторами, но, как они говорят, нет предела совершенству, так обстоит дело с изучением этих теорий.

Методологией написания курсовой работы послужили нормативные правовые документы государства, статистические сборники, а также труды отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемой проблеме, такие как Булатов А.С., Зыкова В.П., Иохин В.Я., Нестерова LI Другой.

Конструктивно курсовая работа представлена ​​введением, тремя главами, заключением, списком литературы и приложением.

Теория производства

Концепция производства

Производство - это процесс воздействия человека на предметы труда с целью создания материальных и духовных благ, необходимых для развития общества. 

В процессе производства люди вступают в производственные отношения, то есть формы экономических связей между субъектами предпринимательства - людьми, предприятиями, отраслями, регионами. Производственные отношения разнообразны. Отношения собственности играют ведущую роль. Кроме того, существуют товарно-денежные отношения, потребительские отношения и т. д.

Особое место в производственных отношениях занимают экономические законы - объективно существующие, повторяющиеся связи и отношения между субъектами хозяйствования (например, закон спроса и предложения, закон убывающей доходности, закон возрастающих потребностей и т. д.).

В производственный процесс вовлечены производственные силы общества:

  • средства производства:
  1. Объекты труда (что подвергается воздействию и на что направлен труд (чаще всего сырье)).
  2. Средства труда (что человек использует для воздействия на предметы труда, например, инструменты труда (машины и оборудование), промышленные здания, сооружения, пути сообщения и т. д.).
  • люди, использующие средства труда в действии.

Основные виды продукции:

  • материал
  • промышленность, сельское хозяйство, коммунальные услуги, строительство, потребительские услуги;
  • нематериальный
  • здравоохранение и образование.

В каждой отрасли, как материального, так и нематериального производства, существует технология - особый способ сочетания производственных факторов, обеспечивающий получение готовой продукции.

Постоянное повторение производственного процесса называется воспроизводством.

Воспроизведение происходит:

  • просто
  • Объем производства постоянно повторяется в одном и том же объеме.
  • расширенный
  • Объем производства увеличивается из года в год.
  • суженный
  • Производство повторяется в уменьшенном объеме.

Производственные факторы

Факторы производства представляют собой совокупность элементов, поддерживающих производство.

Выделяют четыре основных фактора производства.

С точки зрения экономической науки труд как фактор производства означает умственные и физические усилия, направленные на производство товаров и услуг.

Виды, уровень и качество труда определяются:

  • Образование;
  • Профессиональный обучение;
  • Трудовые навыки;
  • Производственный опыт.

Высококвалифицированный труд требует значительных затрат, инвестиций в человеческий капитал, которые быстро окупаются и могут обеспечить высокий экономический эффект.

Уровень квалификации работника влияет на производительность и трудоемкость. Интенсивность труда характеризуется его интенсивностью, которая определяется степенью расходования физических (энергетических, мышечных) и интеллектуальных (умственных) затрат за единицу времени.

В условиях высокомеханизированного и автоматизированного производства затраты физической энергии рабочих снижаются, а затраты психической энергии (включая нервное напряжение) возрастают.

Производительность труда показывает количество произведенной продукции за единицу времени. Рост производительности труда тесно связан с внедрением научно-технического прогресса, новых технологий и инструментов в производство. Это способствует выбору приоритета в направлении умственной работы.

Капитал - это средства производства, созданные и накопленные трудом и принадлежащие различным экономическим агентам, приносящим им доход. То есть это запас материальных благ, используемых для создания товаров и услуг.

Столица включает в себя:

  • Инструменты;
  • Машины и оборудование;
  • Здания, сооружения и склады;
  • Транспортные средства;
  • Связь, связь;
  • Сырье, из которого создаются новые продукты, и т. д.

Техническое состояние столицы оказывает огромное влияние на экономическую эффективность производства.

Включает:

  1. Территории и земельные участки;
  2. Минералы (недра);
  3. Водные ресурсы и др.

Производство всегда ограничено определенными участками земли, в зависимости от необходимых ресурсов. Так, например, районы, богатые рудой, необходимы в горнодобывающей промышленности, моря и реки используются для рыболовства, земли - для строительства и сельского хозяйства.

Предпринимательская способность

Предпринимательство означает использование инициативы, предприятия и риска в организации производства.

Предпринимательская способность предполагает способность создавать (производить) новые виды продукции, товаров, внедрять новейшие технологии, совершенную систему управления производством с целью собственной выгоды с определенной степенью риска и возможных потерь. Это может быть осуществлено как отдельными лицами (индивидуальная деятельность), так и группой лиц (корпоративная деятельность), объединенных правовыми отношениями и экономическими интересами.

Некоторые из этих факторов производства включают человеческие ресурсы, необходимые для производства товаров.

В свою очередь, средства производства различают только два фактора:

  • Капитал;
  • Земля (природные элементы).

Сегодня, помимо перечисленных факторов, большое значение имеют научно-технический (информационный) и экологический прогресс, который направляет производство в сторону улучшения.

Производственный процесс и производственная функция

Производство - это процесс взаимодействия труда, капитала, природных факторов и предпринимательских способностей с целью создания продукта: товаров и услуг.

Способ, которым факторы связаны, определяется технологией. Производство как технологический процесс - это превращение одних товаров (ресурсов) в другие (конечные товары: товары и услуги).

Совершенствование технологий происходит в процессе применения новейших научно-технических достижений для совершенствования производства. Более продвинутые технологии позволяют создавать новые виды товаров, а значит решать проблему насыщения потребительского рынка товарами и услугами, пользующимися высоким спросом. В то же время создание и применение новейших технологий приводит к повышению производительности труда работников, снижению затрат на единицу продукции и повышению экономической эффективности производства.

Для производства продуктов необходимо сочетание всех факторов производства, и ни один из них в отдельности не способен создавать продукт и приносить доход. Все факторы производства находятся в постоянном взаимодействии друг с другом и иногда становятся взаимозаменяемыми.

Различные комбинации используются для производства одного и того же объема продукции. В одном случае используется небольшое количество труда, в другом - большое количество труда и небольшой капитал. Другими словами, каждый вид производства имеет определенную комбинацию факторов производства. В физическом смысле комбинации являются технически эффективными, которые включают использование по меньшей мере одного фактора в меньшем, а все остальные - не в большем объеме, то есть минимальном количестве факторов производства.

Производственный процесс может быть описан с использованием производственной функции.

Производственная функция характеризует чисто техническую взаимосвязь между количеством используемых ресурсов и объемом продукции за единицу времени (день, месяц, год). Производственная функция описывает множество технически эффективных методов производства.

Каждый способ производства (или производственный процесс) характеризуется определенной комбинацией ресурсов, которая абсолютно необходима для получения единицы продукции на заданном уровне техники.

Теория производства традиционно использует двухфакторную производственную функцию вида: характеризующие взаимосвязь между максимально возможным выпуском (Q) и количеством трудовых ресурсов (L) и использованным капиталом (K).

Это объясняется не только удобством графического отображения, но также и тем, что удельный расход материалов во многих случаях слабо зависит от объема производства, а такой фактор, как производственные площади, обычно рассматривается вместе с капиталом.

Графически каждый способ производства может быть представлен точкой, координаты которой характеризуют минимальное количество ресурсов L и A ', необходимых для производства данного объема продукции, а производственная функция может быть представлена ​​линией, равной Выпуск или изоквант, так же как в теории потребления кривая безразличия характеризует один и тот же уровень удовлетворенности или полезности различных комбинаций потребительских товаров.

Таким образом, на выходной карте каждый изоквант представляет собой набор минимально необходимых комбинаций производственных ресурсов или технически эффективных методов производства определенного объема продукции. Чем дальше от начала координат находится изокванта, тем больше объем выпуска, который он представляет.

Изокванты (например, кривые безразличия) могут иметь разные конфигурации.

Линейный изоквант

Он предполагает совершенную взаимозаменяемость производственных ресурсов, так что данный результат может быть получен с помощью либо только труда, либо только капитала, либо с использованием различных комбинаций обоих ресурсов с постоянной скоростью их замещения.

Изоквант леонтьевского типа

Это типично для случая строгой взаимодополняемости ресурсов. Известен только один способ производства этого продукта: труд и капитал объединяются в единственно возможном соотношении, предельная норма замещения равна нулю.

Изоквантная ломаная

Предполагая только несколько методов производства (P).

Изокванта, которая подразумевает возможность непрерывной, но несовершенной взаимозаменяемости ресурсов в определенных границах, за пределами которых замена одного фактора другим технически невозможна (или неэффективна).

Производственная функция:

  • Выражает связь между количеством факторов, участвующих в производстве, и объемом продукции;
  • Показывает взаимосвязь между общей стоимостью производства (количество факторов производства) и максимальной продукцией, производимой этим набором факторов;
  • Определяет оптимальный объем производства продукции;
  • Определяет наименьшую сумму затрат, необходимых для производства данного объема товара.

Производственная функция обладает следующими свойствами:

  1. Отражает конкретную технологию,
  2. не допускает неэффективное сочетание факторов,
  3. Все точки производственной функции показывают максимальный объем производства для каждого набора факторов,
  4. Определяет предел увеличения объема производства, который может быть достигнут за счет увеличения количества одного фактора производства.
  5. иллюстрирует взаимную взаимодополняемость и взаимозаменяемость факторов для поддержания постоянного объема производства. Важность производственной функции заключается в том, что она показывает наличие альтернативных возможностей, при которых разная комбинация факторов обеспечивает одинаковый объем производства.

Другой характеристикой производственной функции является интенсивность использования различных ресурсов в конкретном производственном процессе.

Верхняя часть изокванта включает капиталоемкие методы производства, а нижняя часть - трудоемкие методы производства.

История развития теории производства

Для экономистов доклассического периода производство часто отождествлялось с сельскохозяйственным производством и добывающей промышленностью, поскольку слово производство означало именно рождение новых материальных благ.

Классики рассматривали любое материальное производство (включая обрабатывающую промышленность) как производство, но транспорт, торговля и сфера услуг считались отдельными «непроизводственными» профессиями.

В неоклассической теории любое превращение ресурсов в продукт, включая нематериальный, стало называться производством.

Неоклассические идеи в теории производства (а также в теории потребительского выбора) связаны с маржиналистским направлением в экономическом анализе конца 19 века, в частности с австрийской школой. В его рамках принцип предельного анализа был перенесен из конечного потребляемого товара в товар, являющийся средством производства.

Услуги средств производства в рамках работы представителей австрийской школы понимались как незавершенные товары народного потребления. Результатом стала возможность распространения принципа предельной полезности на сферу производства и распределения доходов.

Кроме того, в австрийской школе разработаны идеи замещения и взаимодополняемости факторов производства.

Представитель австрийской школы Ф. Визер предложил еще одну важную концепцию современной теории производства - концепцию альтернативных издержек как жертвы полезности.

Важнейшим этапом в развитии теории было исследование А. Маршалла. В своих «Принципах экономики» Маршалл явно не использует концепцию производственной функции, но развивает теорию предельной производительности.

Важной заслугой Маршалла является учет временного фактора при изучении явлений стоимостного поведения и введение таких понятий, как короткий и длинный период. Другой вклад Маршалла - его анализ эффекта масштаба и обсуждение внутренней и внешней экономии масштаба.

В целом, работа Маршалла в области теории производства создала основу для активных дебатов об уменьшении затрат в 20-30-х годах XX века. в кругу экономистов-теоретиков. Дж. Вейнер предложил удобную графическую интерпретацию кривых AC, MC, AFC, AVC и проанализировал поведение компании.

Важнейшим этапом в развитии современной теории производства была разработка анализа технологических возможностей, которые производители имели в определенный момент времени - производственную функцию.

В рамках концепции производственной функции отражены уже известные экономистам «законы» о снижении предельной производительности ресурсов или об экономии масштаба производства.

Важным вопросом был вопрос об однородности производственной функции. В результате Ф. Уикстед пришел к выводу, что доля каждого фактора в общем продукте равна его количеству, умноженному на величину его предельной производительности.

Другим важным вопросом была взаимозаменяемость ресурсов в производственной функции. Экономисты разработали несколько типов производственных функций, которые характеризуют взаимозаменяемость ресурсов в процессе производства (мы учитываем при изучении понятия производственной функции).

Теория производства анализирует функциональную связь между набором ресурсов, используемых в производстве, и выпуском продукции, выражаемую производственной функцией.

Задача теории производства состоит в том, чтобы выяснить, как можно определить совокупность факторов производства, которые позволят максимизировать объем производства при заданной стоимости ресурсов. Его решение зависит как от используемых технологий, так и от продолжительности периода времени, доступного производителю. Поэтому проблема рассматривается как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Теория потребления

Понятие потребления и потребительского поведения

Потребление является последним этапом в процессе движения любого объекта, созданного человеческим трудом (то есть экономических товаров). Вехи в экономической мысли: теория поведения потребителей и спроса.

Есть 3 уровня потребления:

  1. Личное и семейное потребление;
  2. Производство продукции;
  3. Общественное потребление.

Экономисты различают два вида потребления:

  1. Потребление на воспроизводство новых товаров, то есть потребление различных видов капитала, которые разрушаются в процессе производства, но стоимость которых восстанавливается в создаваемом продукте. Такое потребление является непродуктивным, когда некоторая экономическая выгода расходуется в больших количествах, чем требуется по принципу бережливости (достижение наибольших результатов с наименьшими пожертвованиями).
  2. Потребление для непосредственного удовлетворения потребностей человека. В нормальном состоянии национальной экономики потребление, как правило, находится в равновесии с производством, то есть в идеале спрос равен предложению.

Потребительское поведение - процесс формирования потребительского спроса на различные товары и услуги. Потребительское поведение отдельных покупателей формирует совокупный спрос, определяет объем производства товаров и услуг и их предложение на рынках.

Потребительские предпочтения - это процесс сравнения определенного ассортимента потребительских товаров и услуг с точки зрения их полезности. Это относится к рациональному поведению каждого потребителя. Это означает, что у каждого потребителя есть индивидуальная шкала предпочтений. Следуя ему, а также принимая во внимание его ограниченный доход (бюджет), он стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения (полезности).

Проблема выбора является одной из центральных в современной экономической науке.

На выбор потребителя влияют Вехи экономической мысли: теория поведения и спроса потребителей:

  • Личные факторы: возраст, стадия жизненного цикла, экономическая ситуация;
  • Психологические факторы (например, выборочное запоминание);
  • Культурные факторы;
  • Социальные факторы.

Есть два уровня потребностей:

  1. Конечное потребление - это потребление готового продукта, который полностью прошел производственный процесс и используется в соответствии с его конечным назначением.
  2. Промежуточное потребление - потребление незавершенного продукта на стадии производства, которое должно пройти дальнейший производственный процесс.

Потребление ограничено двумя основными факторами:

  1. Производственные возможности (наличие необходимых товаров);
  2. Наличие средств.

Теория потребления изучает принципы рационального поведения покупателей на рынке товаров и услуг и объясняет, как он делает выбор на рынке товаров.

Факторы потребления

Определены следующие основные факторы, которые влияют на уровень потребительских расходов.

Уровень текущего дохода.

Общее потребление обычно зависит от общего дохода. Роль психологического фактора, влияющего на потребление, описана Дж. М. Кейнсом: «Основной психологический закон, на который мы можем опираться не только« априори », основан на наших знаниях о человеческой природе, но и на основе подробного изучения Опыт показывает, что люди, как правило, увеличивают свое потребление с ростом доходов, но не в той степени, в которой растет доход. «Соотношение между потреблением и вызванным им изменением дохода называется предельной склонностью к потреблению (ПДК).

Продажи усилий (реклама).

Уровень благосостояния (богатства).

Количество богатства имеет важное влияние на потребление. Если исходить из гипотезы об уменьшении предельной полезности, то очевидно, что чем больше первоначальное количество богатства, тем ниже его предельная полезность. Следовательно, с ростом благосостояния тенденция к сокращению потребления уменьшается, чтобы увеличить будущее благосостояние.

Ожидания.

Ожидания относительно движения уровня цен и объемов производства также могут оказать определенное влияние на формирование потребления. Таким образом, ожидания повышения цен могут стимулировать текущее потребление, и наоборот.

Налоги.

Налоги оплачиваются частично за счет потребления и частично за счет сбережений. Следовательно, увеличение налогов сместит график потребления вниз. Напротив, доля доходов, полученных от снижения налогов, будет частично потреблена. Таким образом, снижение налогов сместит график потребления вверх.

Переводы.

Увеличение трансфертов означает увеличение личного располагаемого дохода и, следовательно, увеличение потребительских расходов.

Долг потребителей (уровень задолженности домохозяйств).

Можно ожидать, что уровень потребительского долга также заставит домохозяйства направлять свои текущие доходы либо на потребление, либо на сбережения.

Процентная ставка по потребительским кредитам.

Влияние процентной ставки на потребление не может быть определено однозначно ни теоретически, ни эмпирически. Увеличение процентной ставки увеличивает текущую стоимость потребления в будущем (эффект замещения).

Уровень цен.

Повышение уровня цен приводит к смещению графика потребления в сторону понижения, тогда как снижение уровня цен ведет к смещению вверх. Точнее, реальная стоимость финансовых активов, номинальная стоимость которых выражена в деньгах, будет обратно пропорциональна изменениям уровня цен. Этот эффект называется эффектом богатства.

Количество потребителей и структурные факторы.

Это включает:

  • Средний размер семьи;
  • Средний возраст глав семей;
  • Географические особенности;
  • Состав национальных групп в обществе;
  • Расовые характеристики;
  • Уровень урбанизации и др.

Психологические факторы.

Это включает:

  • Удовольствие;
  • Близорукость;
  • Щедрость;
  • Просчет;
  • хвастовство;
  • Экстравагантность.

Принципы теории потребления

Современная теория потребления основана на следующих методологических принципах.

Свобода выбора и суверенитет потребителей.

На первый взгляд может показаться, что основными действующими лицами в экономической системе являются производители, поскольку они определяют объем и структуру производства, имеют возможность влиять на уровень цен на товары и услуги, а результатом их эффективной деятельности является Возможность получения прибыли.

При таких условиях допустимо производить только такой товар, который можно продать на рынке по цене, превышающей себестоимость продукции. Именно в этот момент акцент смещается с сферы производства на сферу потребления. Потребитель дал определенную сумму денег за продукт, и даже такую, что она превысит производственные затраты, а значит, производитель получит прибыль и сможет продолжить свою деятельность. В противном случае он не будет продавать свои товары, нести убытки и в конечном итоге разориться. Именно по этой причине экономисты говорят о суверенитете потребителей, то есть о способности влиять на объем и структуру производства, создавая спрос на конкретные товары и услуги. стимулирование производства и потребления.

Необходимым моментом суверенитета потребителя является свобода выбора потребителя. В действительности, ограничения такого рода свободы часто встречаются. Более того, они могут быть очень разными по масштабу и форме: от строгого нормирования потребления определенных товаров (то есть введения системы нормирования) до законодательного запрета на производство и потребление любого вида товаров.

Эти ограничения могут основываться на самых разных мотивах:

  • Чрезвычайные обстоятельства (голод, война);
  • Стремление защитить население от вредных воздействий (алкоголь, наркотики, сигареты);
  • Желание обеспечить гражданам равенство в потреблении.

Принцип рационального поведения человека в экономике.

Рациональность поведения потребителя заключается в том, что с его денежным доходом он будет стремиться приобрести такой набор товаров (услуг), который максимально удовлетворил бы его потребности, предпочтения и был бы для него самой полезной.

Это возможно, если соблюдается правило (принцип) максимизации полезности. Суть его заключается в следующем: при покупке набора товаров (услуг) каждый потребитель должен распределять свой денежный доход таким образом, чтобы полезность, полученная из последней денежной единицы, потраченной на покупку конкретного товара (услуги), была одинаковой.

Производство любого продукта ограничено.

Полезность - это удовлетворение, которое потребители получают от потребления определенного продукта или услуги (мы рассмотрим полезность более подробно при изучении количественной теории потребления).

Законы Госсена. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономики, макроэкономики, экономики переходного периода.

Немецкий ученый описал правила рационального поведения человека, стремящегося извлечь максимальную пользу из своей экономической деятельности.

Значение первого закона заключается в том, что он позволил провести различие между общей полезностью определенного запаса товара и предельной полезностью этого товара; Аксиома уменьшения предельной полезности является основой для достижения потребителем состояния равновесия, то есть состояния, в котором максимальная полезность извлекается из ресурсов, находящихся в его распоряжении.

Содержание второго сводится к следующему: «Человек, который имеет свободу выбора между несколькими различными типами потребления, но не имеет достаточно времени, чтобы использовать все из них в полном объеме, чтобы достичь максимума Его удовольствие, независимо от того, насколько велика абсолютная ценность индивидуальных удовольствий, должно прежде, чем полностью использовать величайшее из них, использовать их все частично и, более того, в таком соотношении, чтобы размер каждого удовольствия в момент прекращения его использования для всех видов потребления остается равным ». То есть, чтобы получить максимальную полезность от потребления определенного набора товаров в течение определенного периода времени, необходимо потреблять каждый из них в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых товаров будет равна такое же значение.

Это позволяет преобразовывать потребности в спрос, то есть придавать им денежную форму.

Количественная теория потребления

Количественная теория потребления основана на концепции полезности.

Функция полезности - это соотношение между количеством потребляемых товаров и уровнем полезности, достигнутым потребителем (показывает предпочтения потребителя). Это некая целевая функция действий потребителя по отношению к потребителю (выбор, выражающий процесс заказа комплектов товаров, выбранных потребителем, до уровня удовлетворения потребностей).

Можно понять правила покупки определенных товаров, используя теорию предельной полезности, основная идея которой заключается в том, что стоимость товаров и услуг определяется их полезностью для потребителя.

Полезность - это удовлетворение, которое приносит пользу потребителю.

Полезность - это чисто субъективное понятие для одного и того же субъекта, но оно определяется по-разному для разных людей. Однако интенсивность потребности уменьшается с увеличением объема потребления этого товара и, соответственно, уменьшается его полезность.

Полезность, которую потребитель извлекает из каждой последующей единицы товара, является предельной полезностью. Поскольку полезность, которую приносит каждая последующая единица потребляемого блага, меньше предыдущей, мы можем говорить о законе убывающей предельной полезности (первый закон Госсена).

Количественная теория предполагает, что полезность может быть измерена в условных единицах - ютилях. Но следует иметь в виду, что полезность является чисто субъективным понятием, и разные люди оценивают полезность одного и того же блага в разном количестве ютилей.

Общая полезность товаров определяется суммированием полезности каждого из них. Таким образом, с увеличением потребления товаров общая полезность сначала увеличивается, а затем начинает уменьшаться, в то время как предельная полезность уменьшается со следующей единицей товара.

Но в некоторых случаях (речь идет о небольших порциях делимых товаров), предельная полезность сначала увеличивается, а только потом начинает снижаться. Например, следующая затяжка более полезна для курильщика, чем предыдущая, поскольку принесет ему больше удовольствия. Но поскольку сигареты чаще покупаются на рынке, а не затягиваются, а полезность второй сигареты уже меньше, то, в общем, закон убывающей предельной полезности верен.

Полезностью обладают не только товары, но и деньги. Потребитель будет покупать товар по заданной цене, если он ценит его полезность и полезность потраченных денег таким же образом. Полезность денег для разных слоев населения существенно различается, а полезность добра будет одинаковой. Соответственно, богатые будут просто готовы платить больше, чтобы удовлетворить свои потребности, чем бедные.

Давайте возьмем пример.

Предположим, что предельная полезность денежной единицы для богатого человека составляет 5 условных единиц. единицы, в то время как бедные имеют 20 условных единиц. единиц, в то время как предельная полезность добра для них одинакова. Единица добра оценивается ими в 100 ед. единиц, то богатые готовы платить за это 20 денежных единиц, а бедные только 5.

Учитывая, что доход потребителя ограничен, мы будем предполагать, что покупатель ведет себя разумно на рынке, пытаясь использовать свой доход с максимальной выгодой для себя. Поскольку он может приобрести только ограниченный набор товаров, он будет стремиться приобрести набор, который принесет ему наибольшую пользу. Для этого он интуитивно сравнивает предельную полезность товаров, продаваемых по разным ценам. Он сможет достичь максимальной общей полезности, если распределит свой доход таким образом, чтобы последняя денежная единица, потраченная на приобретение каждого типа продукта, приносила одинаковую предельную полезность (второй закон Госсена). 

Равновесие потребителя достижимо, если общая полезность, полученная с данным денежным доходом, не может быть увеличена путем увеличения стоимости одного товара за счет снижения стоимости другого.

Теория ординального потребления и кривая безразличия

Вторая порядковая теория более современная. Потребитель не обязан измерять полезность, просто умение расставить все возможные комплекты товаров в соответствии с их предпочтениями.

Порядковый подход основан на аксиомах:

  1. Аксиома полного (идеального) упорядочения. Потребитель может организовать все возможные наборы товаров через предпочтения и безразличия. Это означает, что для любой пары товарных наборов A и B потребитель может сказать, что либо A предпочтительнее B, либо B предпочтительнее A, либо A эквивалентно B.
  2. Аксиома транзитивности. Если A предпочтительнее, чем B, B предпочтительнее, чем C, или A эквивалентно B, и B предпочтительнее, чем C, или A предпочтительнее B, а B эквивалентно C, тогда A предпочтительнее C. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений.
  3. Аксиома насыщения. Если набор A содержит, по меньшей мере, меньшее количество каждого продукта, и один из них больше, чем набор B, тогда A предпочтительнее, чем B.
  4. Аксиома потребительской независимости. Удовлетворенность потребителя зависит только от количества потребляемых им товаров и не зависит от количества товаров, потребляемых другими. Это означает, что потребитель не знаком с чувством зависти и сострадания, чего трудно достичь на практике.

Задача максимизации потребности сводится к проблеме выбора наиболее предпочтительных товарных наборов из всех доступных ему потребителем.

Основным инструментом этой теории являются кривые безразличия и линии бюджетных ограничений. Предположим, что за одни и те же деньги мы можем получить разные наборы товаров A и B. Если товар A равен товару B, покупателю все равно, сколько товаров A и B приобрести.

Кривая безразличия изображает набор наборов, между которыми потребитель не различает. Любой набор на кривой обеспечит одинаковый уровень удовлетворения.

Кривые безразличия имеют следующие свойства Спрос: анализ и управление:

  • кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя;
  • кривые безразличия для обычных товаров всегда имеют отрицательный наклон;
  • Кривые безразличия имеют вогнутую форму из-за уменьшения предельных норм замещения;
  • Кривые безразличия никогда не пересекаются.
  • Наборы товаров на кривых, более удаленных от начала координат, являются более предпочтительными, чем наборы товаров, расположенные в менее удаленных от координат.

В зависимости от наклона кривой безразличия вы можете определить взаимосвязь между двумя наборами товаров: если наклон отрицательный, отношение обратное, с положительным наклоном, оно прямое.

Количество товаров, которое потребитель должен отказаться, чтобы приобрести большее количество другого товара, называется предельной нормой замещения. Используя эту категорию, вы можете анализировать потребительские предпочтения.

Если предельная норма замещения высока, потребитель предпочитает продукт B.

Если предельная норма замещения равна нулю, потребителю все равно, владеет ли он 1 единицей A и одной единицей B или 1 единицей A и 10 единицами B.

Если предельная норма замещения является постоянной, товары A и B являются взаимозаменяемыми.

Однако изображенная кривая соответствует определенному уровню предпочтений для данного потребителя. Когда этот уровень изменяется, кривая безразличия сдвигается: когда он поднимается, он перемещается вверх и вправо, а когда он уменьшается, он сдвигается вниз и влево.

Кроме того, на любые потребительские предпочтения влияет его доход. Те. потребитель может приобрести только те товары, расходы на которые не превышают общую сумму денег в его распоряжении.

Потребитель может приобрести любой набор, который соответствует этому условию. Это уравнение показывает ограничение бюджета потребителя. При построении графика графически мы получаем бюджетную строку.

Строка бюджета представляет собой различные комбинации двух товаров, которые можно приобрести при фиксированных значениях денежного дохода и определенных ценах.

Комбинируя бюджетную линию и кривую безразличия, мы можем ответить на вопрос, какая комбинация доступных товаров является наиболее предпочтительной. Обычно это точка, где самая высокая кривая безразличия касается бюджетной линии.

Равновесное положение потребителя изменяется с изменением цен на А и В и дохода. При увеличении дохода бюджетная линия смещается вправо и вверх, переплетение, соответствующее оптимальной комбинации выгод, перемещается к кривой безразличия, которая имеет большее предпочтение. Когда цена одного из товаров (B) изменится (уменьшится), потребитель сможет купить больше этого товара - кривая сместится вправо вдоль абсциссы.

Законы, объясняющие поведение потребителей

Для анализа поведения потребителей используются кривые Вехи экономической мысли: теория поведения и спроса потребителей:

  • Доход - потребление;
  • Доходы - расходы.

На каждом уровне дохода потребитель будет выбирать оптимальный набор товаров. При соединении точек касания бюджетных линий с кривыми безразличия мы получаем кривую доход-потребление. Чаще всего эта кривая имеет положительный наклон. Такие товары называются нормальными. Однако он также может иметь отрицательный уклон. Это типично, когда с увеличением дохода потребитель начинает покупать больше одного продукта Y (качество) из-за уменьшения объема потребления другого продукта X (низкого качества).

Если на оси абсцисс нанесен доход, а на ординате - сумма расходов, мы получим кривую доход-расходы (кривая Энгеля). Энгель впервые заметил, что чем ниже доход, тем больше уходит на еду. Это положение вошло в историю экономики как закон Энгеля.

На поведение потребителей также влияет эффект замещения и эффект дохода.

Эффект замещения измеряется той частью увеличения стоимости спроса на более дешевый продукт, которая сформировалась в результате замены этого товара другими товарами.

Эффект дохода является результатом влияния изменения цен на реальные доходы потребителя и, соответственно, на количество приобретаемых товаров. Эффект дохода определяется той частью увеличения объема спроса, которая возникла в результате увеличения реальных доходов потребителя при снижении цены товара.

Эффект замещения в случае снижения цены всегда будет выражаться в увеличении объема спроса на этот продукт. Также с ростом доходов увеличивается объем потребительского спроса.

Сравнительный анализ теории производства и теории потребления

Цепь между производством и потреблением

Для целей макроэкономического анализа разнообразие человеческой деятельности может быть представлено двумя сферами: сферой производства и сферой непроизводственного потребления (далее именуемой сферой потребления).

В производственной сфере труд потребляется (личные трудовые услуги, оказываемые населением производственной сфере), имущественные услуги (земля и капитал) и государственные услуги, а конечным результатом его функционирования являются потребительские товары (товары и услуги). непроизводственного потребления, созданного в нем. Производственные товары, которые создаются и обмениваются между фирмами только в сфере производства, являются промежуточными и не могут быть включены в конечный результат его деятельности.

Товары народного потребления используются в сфере потребления, конечным результатом функционирования которого являются трудовые, государственные и имущественные услуги.

Товары народного потребления создаются в самой сфере потребления для личного пользования (уборка квартиры, приготовления пищи), а также для обмена, но если этот обмен официально нигде не зафиксирован (в противном случае будет считаться, что они были созданы в сфере производства) не могут быть учтены в счетах национальной экономики и включены в конечные результаты сектора потребления.

Существует постоянный обмен (по равновесным ценам) между двумя указанными областями конечных результатов их деятельности. Сумма этого обмена за соответствующие периоды времени (например, за год) может рассматриваться, с одной стороны, как национальный доход (т. е. доход сферы потребления в обмен на предоставляемые им услуги) и с другой стороны, как национальный продукт, созданный в сфере производства, в денежном выражении (т. е. доход производственной сферы от продажи товаров народного потребления).

Связь между производством и потреблением

Продукция является основным звеном в воспроизводстве. Существует сложная связь между производством и потреблением. При всей важности производства это имеет смысл только тогда, когда оно служит потреблению. Производство ради производства бессмысленно.

Потребление является целью и одновременно движущим мотивом производства. Потребление диктует общественный порядок производства, предопределяет объем, структуру и качество общественного продукта. Появление потребления во многом связано с самим производством.

Распределение и обмен являются связующим звеном между производством и потреблением, образуют своего рода механизм их взаимодействия. Все эти этапы не существуют сами по себе, изолированы друг от друга, но образуют части одного целого.

Отправная точка, с которой начинается все движение.

Само по себе входит в производство в виде распределения средств производства и, соответственно, членов общества по сферам и отраслям производства, экономическим районам, предприятиям. В то же время распределение решает проблему: что делить и как делить.

Это связь между производством и распределением, с одной стороны, и потреблением, с другой. Обмен, как и распределение, происходит как в самом производстве, так и вне его, представляя независимую функцию в движении продукта.

Это последний этап движения продукта. Именно здесь реализуется его потребительская стоимость.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Производство - это оригинальный основной созданный общественный продукт, предназначенный в свою очередь для потребления.
  2. Потребление является целью и движущим мотивом производства.
  3. Для удовлетворения потребностей общества - это общественный заказ на производство, который определяет объем и структуру общественного продукта. В этом случае связь между производством и потреблением опосредуется через распределение и обмен.
  4. Важнейшей социальной функцией потребления является воспроизводство производительных сил и создание стимулов для развития и совершенствования производства.
  5. Производство и потребление - это смежные стадии или звенья в едином репродуктивном процессе.

Сравнение теории производства и теории потребления

Основное различие между этими двумя теориями заключается в целях исследования. Для теории производства это поиск оптимальной модели производства с наивысшей эффективностью и прибылью. В свою очередь, целью теории потребления является определение товара (набора товаров) с наибольшей полезностью для конкретного человека с учетом всех его предпочтений.

Методологически теория производства в значительной степени симметрична теории потребления, однако отличается тем, что ее основные категории носят объективный характер и могут быть определены количественно, то есть измерены в определенных единицах измерения. Теория производства изучает, прежде всего, взаимосвязь между количеством используемых ресурсов и объемом производства. Теория потребления, с другой стороны, изучает предпочтения и полезность, то есть фактически то, что невозможно почувствовать или измерить.

Поэтому, в отличие от кривых безразличия, каждый изоквант характеризует количественно определенный объем выпуска. Но в то же время наклон изоквант характеризует предельную скорость технического замещения одного ресурса другим, так же как наклон кривой безразличия характеризует предельную скорость замены одного товара другим.

Из этого можно сделать вывод, что в условиях совершенной конкуренции двухфакторная двухфакторная двухпродуктовая экономическая система находится в состоянии общего равновесия при соблюдении следующих трех условий:

  • Предельные нормы замещения двух товаров одинаковы для обоих субъектов и равны соотношению их цен;
  • Предельные темпы технического замещения двух факторов производства одинаковы для обоих предприятий, каждое из которых производит один из двух товаров, и равны соотношению цен факторов производства;
  • Предельные нормы замещения двух товаров в потреблении одинаковы и равны.

Вывод:

Как мы видели в приведенном выше материале, существует тесная связь между производством и потреблением. В конце концов, нельзя сказать, что, например, потребление может обходиться без производства или, наоборот, производство без потребления. Производство и потребление - это две части одного и того же процесса, который является важной частью жизни каждого человека.

Изучение этой темы проводилось относительно долгое время, но его прелесть заключается в том, что исследования могут продолжаться бесконечно, что позволяет вам находить пути решения главной проблемы: поиска баланса между производством и потреблением.

В случае баланса, как говорится, все будут счастливы. Ведь предприятия будут производить столько продукции, сколько они смогут продать, и в то же время они не будут нести убытки из-за производства избыточного объема товаров. В свою очередь, потребитель сможет удовлетворить все свои потребности.

Достижение этой модели вряд ли возможно. Ведь одни и те же потребности человека постоянно меняются и только в сторону повышения. В свою очередь, следует иметь в виду, что ресурсы факторов производства (прежде всего в плане сырья) не безграничны.

Чтобы определить оптимальный объем производства, производители не должны забывать о маркетинговых исследованиях, только благодаря им можно прогнозировать будущее поведение людей.

Самым важным для потребителя является умение делать рациональное вымогательство.