Теория предпочтений и определение равновесного состояния потребителя

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 26.11.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

Поведение потребителей это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и утилизацию продуктов и услуг, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.

Пока существует человечество, существует так много его потребностей. По мере развития человечества увеличивается спектр и качество его потребностей, что также предопределяет требования к товарам и услугам, которые существуют или необходимы обществу и каждому человеку. Кураков обращает внимание на неразрешимое противоречие в развитии человеческой деятельности и человеческих потребностей, «когда развитие потребностей приводит к появлению новых видам человеческой деятельности, а последнее, в свою очередь, вызывает появление новых потребностей и т.д. в бесконечность». 

Объектом «потребительского поведения» в индивидуалистической традиции является личность. В социологии одной из сфер общественной жизни является процесс потребления, который существует наряду с производством и распределением. Но субъектом является не весь человек, а только его поведение и не во всех его проявлениях, а только на рынке и только как потребитель. С точки зрения социологической традиции, субъектом является поведение различных социальных общностей в процессе потребления. 

Выбор потребителя и потребительский спрос

Под анализом потребителей исследователи понимают систему методов изучения существующих и прогнозирования будущих потребностей, запросов и предпочтений потенциальных потребителей, выявления факторов, влияющих на изменения в запросах и предпочтениях, на поведение потребителей на рынке в целом, выявление причин неудовлетворенных потребностей.

Потребительский анализ состоит из изучения следующих элементов: 

  • Участники рынка (кто совершает покупки на рынке?);
  • Рыночные предметы (какие товары и предметы покупаются и продаются на рынке, какие неудовлетворенные потребности есть?);
  • Цели, поставленные участниками рынка (почему они покупают?);
  • Организации, присутствующие на рынке (кто взаимодействует с потребителями на рынке?);
  • Операционные процессы на рынке (как совершаются покупки?);
  • Возможности приобретения (когда совершаются покупки?);
  • Каналы распространения (где совершаются покупки?).

Качество исследований поведения потребителей предполагает использование системного анализа, поскольку позволяет нам рассматривать любую рыночную ситуацию как своего рода объект для изучения с широким спектром внутренних и внешних причинно-следственных связей. Эксперты обращают внимание на то, что благодаря научным исследованиям можно понять мотивацию и поведение потребителей. Моделирование поведения потребителей является одной из ключевых проблем как теоретиков, так и практиков. С помощью модели специалисты стремятся ответить на основные вопросы: почему покупатель ведет себя в этой ситуации именно так, а в другой иначе? Какие факторы доминируют в механизме принятия решений при первых и повторных покупках или отказе от них? 

Модель это упрощенное представление реальности, включающее только те ее аспекты, которые кажутся важными для создателя модели. Другие аспекты, которые находятся вне его сферы интересов, могут быть проигнорированы. При моделировании поведения потребителей исследователь исключает из анализа те аспекты человеческого поведения, которые не связаны с поведением потребителей или кажутся незначительными. 

Изучая поведение потребителей, мы создаем идеальные модели, изолируя от реальности только то, что мы считаем причинами и их последствиями. Поэтому основная функция модели носит пояснительный характер. Упрощая реальность, мы используем модель, чтобы попытаться ответить на вопрос: почему покупатель ведет себя в этой ситуации именно так, а в другой иначе? Социальные процессы можно моделировать по-разному. Их модель может быть представлена ​​на компьютере с помощью мультимедиа, выраженного в виде диаграммы, таблицы, диаграммы.

Книга Д.Ф. Анжелы, Р.Д. Блэквелла, П.В. В мини-карточке «Поведение потребителей» есть четыре ведущих позиции: 

  • Потребитель-хозяин;
  • Для успеха в бизнесе необходимо понимать мотивацию потребителя и его поведение;
  • На поведение потребителей влияют;
  • Работая с потребителем, необходимо соблюдать социальную легитимность и этическую чувствительность.

Они подчеркивают, что «понимание мотивации и поведения потребителей и их учет при разработке продуктов и их продвижении на рынок это не вопрос выбора, а абсолютная необходимость выживания в конкурентной среде». Более того, «потребитель независим в своем выборе, но маркетинг может повлиять как на мотивацию, так и на поведение, если предлагаемый продукт или услуга разработаны с учетом потребностей и ожиданий потребителя». 

Рациональное поведение потребителей

Концепции рационального выбора и рационального поведения потребителей играют важную роль в экономической теории. Понятие рациональности в экономической науке используется в ином смысле, чем в других социальных науках, где оно означает «разумный», «адекватный ситуации». Рациональное поведение с экономической точки зрения подразумевает соблюдение его разумных, с экономической точки зрения, интересов. Считается, что рациональный потребитель стремится максимально увеличить общую полезность потребляемых им товаров. 

Полезность это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько потребностей человека.

Конечно, для каждого человека полезность конкретного продукта различна, ее нелегко измерить и т. д. теория полезности имеет много сложных и даже противоречивых моментов, но существуют общие законы для всех потребителей, связанных с полезностью. 

Рациональное поведение потребителей, направленное на максимизацию полезности потребляемых товаров.

Рациональное поведение также называется функциональным поведением, и спрос, порождаемый этим поведением, также будет функциональным.

Функциональное рациональное поведение называется потому, что потребитель, увеличивая ценность полезности, максимизирует функцию полезности.

Классификация видов спроса

Американский экономист Х. Лейбенштейн разделил потребительский спрос на две большие группы: функциональную и нефункциональную.

Функциональный спрос это спрос на товары, который определяется исключительно потребительскими свойствами, присущими экономическому товару (продукту или услуге). Функциональный спрос зависит от максимизации функции полезности потребителя; оно уменьшается или увеличивается в зависимости от качеств этого товара с точки зрения потребителя, качества, которые увеличивают полезность для потребителя. 

Нефункциональный спрос это спрос, который вызван факторами, не связанными с неотъемлемыми качествами экономического товара. То есть спрос на данный товар увеличивается или уменьшается независимо от того, каково его качество на самом деле и насколько его потребление максимизирует функцию полезности потребителя. Здесь психологические законы человеческого поведения «включены», поэтому понятие рациональности отходит на второй план. В нефункциональном спросе можно выделить социальные, спекулятивные и иррациональные факторы, которые влияют на него. Первый (социальный фактор) связан с отношением покупателей к товару. Некоторые стремятся поддерживать общий стиль и покупают продукты, которые приобретают те, на кого они смотрят. Другие стремятся достичь эксклюзивности, а не плыть по течению. Наконец, третьи достигли такого уровня жизни, в котором заметное потребление становится важным аспектом. Поэтому Х. Лейбенштейн выделяет три типичных взаимных влияния: 

Эффект присоединения большинства. Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Это зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость является прямой. 

Эффект присоединения к большинству понимается как эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же продукт, что и другие.

Именно благодаря эффекту присоединения к большинству объясняются различные модные тенденции, когда люди приобретают вещи, которые совершенно не нужны, но покупаются всеми, потому что это модно.

Эффект сноба. В этом случае потребитель стремится выделиться из толпы. Правда, в этом случае индивидуальный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная. следовательно 

Эффект сноба относится к эффекту изменения спроса в связи с тем, что этот продукт потребляют другие люди. Обычно реакция направлена ​​в противоположную сторону по отношению к обычной. 

Если другие увеличивают потребление данного товара, то сноб уменьшает его. Следовательно, если присутствует эффект сноба, кривая спроса становится менее эластичной. Покупатель сноба никогда не купит то, что получает каждый. 

Веблен эффект. Этот термин Х. Лейбенштейн называет престижным или бросающимся в глаза потреблением, ярко описанным в книге Т. Теории досуга (1899) Т. Веблена, когда товары либо приобретаются для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление на других. В этом случае цена товара состоит из двух компонентов: его реальной стоимости и его престижной стоимости. 

Следовательно, эффект Веблена понимается как эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что продукт имеет более высокую (а не более низкую) цену.

Эффект Веблена похож на эффект сноба. Однако принципиальная разница заключается в том, что эффект сноба зависит от потребления остальных, а эффект Веблена зависит, прежде всего, от цены. В случае эффекта Веблена кривая потребительского спроса менее эластична и имеет участки с положительным наклоном. 

Так, например, вещь от определенного дизайнера престижна и намного дороже, чем вещь подобного качества, но «простого» производства.

Кроме того, по нефункциональному спросу Лейбенштейн различает явления спекулятивного и иррационального спроса.

Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем дополнительно стимулирует; потребление (покупка) товара в настоящем. 

Например, в начале девяностых цены на сахар, муку или хлеб могли расти в одночасье, и потребители покупали их в килограммах, потому что боялись, что цены вырастут еще выше.

Иррациональный спрос это незапланированный спрос, возникший под влиянием «мгновенного» желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спроса, который нарушает предпосылку рационального поведения потребителей.

Следует, однако, отметить, что многие люди более или менее подвержены вспышкам иррационального спроса и часто совершают покупки, о которых они часто сожалеют в будущем.

Спрос на некачественные товары: Существует группа товаров, спрос на которые также меняется необычным образом. Это так называемые некачественные товары или товары Гиффена (те же некачественные товары, только заимствования в бюджете, потребители с низким доходом значительное место). Кривая долгосрочного спроса на такие товары имеет положительный, а не отрицательный наклон.

Сервисная функция

Теория кардинальной полезности. Классическое направление экономической теории не изучало поведение потребителей товарных товаров на рынке и поэтому не создавало целостную теорию рыночной системы управления экономикой. Этот пробел был по-своему заполнен австрийской школой экономической теории. Он был основан профессорами Венского университета Карлом Менгером (1840-1921), Ойгеном Бем-Баверком (1851-1914) и Фридрихом фон Визером (1851-1926). Они выдвинули субъективную психологическую концепцию стоимости и цены товара, которой они противопоставили трудовую теорию стоимости. 

Представители австрийской школы неоклассиков были одними из первых, кто попытался установить связь между спросом и ценой, запасом и количеством. Они обосновали предположение, что количество является одним из наиболее важных факторов, влияющих на цену в условиях ограниченных ресурсов. 

Австрийские неоклассики были приверженцами кардинальной теории полезности и считали, что полезность можно измерить в абсолютном выражении, так называемые ютилы.

Австрийские экономисты считали, что каждый человек субъективно (сам) определяет стоимость товара, исходя из степени желательности полезных для него вещей. Более того, субъективная стоимость всех потребительских товаров и, следовательно, их рыночная цена зависят только от важности удовлетворения потребностей и степени их насыщенности. Когда потребляется дополнительная единица товара, происходит регулярное снижение полезности. 

Закон убывающей полезности. Немецкий экономист Герман Госсен выявил закономерность: последовательно потребляемые части товара (товара или услуги) имеют все меньшую полезность для потребителя. Что это значит? 

Вы и я, если мы не можем точно рассчитать (в утилитарности), насколько полезен товар для нас, мы можем, по крайней мере, предположить, насколько он нам нужен и насколько он полезен для нас (приятный, вкусный и т. д.). Но хитрость заключается в том, что даже порции одного и того же товара для одного и того же потребителя не имеют постоянной полезности, особенно если этот товар потребляется в огромных количествах. 

Теперь важно разделить понятия: общая полезность и предельная полезность.

Общая, общая полезность увеличивается с каждой последующей порцией потребленного товара, равна максимуму при полном насыщении товара и уменьшается после достижения максимальной точки.

Предельная полезность это выгода (выгода), полученная потребителем от дополнительно использованной единицы товара.

Максимальное удовлетворение общей полезности достигается в момент, когда предельная полезность становится равной нулю. Это означает, что товар удовлетворяет потребность, потребитель полностью «насыщается» товаром. С точки зрения общей полезности его удовольствие уменьшится; с точки зрения предельного добра он может начать вызывать недовольство. Давайте построим графики общей и предельной полезности, чтобы проиллюстрировать то, что мы только что обсудили. 

Таким образом, если дальнейшее потребление товара приносит вред потребителю (предельная полезность товара отрицательна), общая полезность уменьшается. Чем больше у нас товаров, тем меньше ценность для нас каждой дополнительной единицы этого товара. Таким образом, цена товара определяется не его общей, а предельной полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя уменьшается, производитель может продавать дополнительные количества своей продукции, только если он понижает цену. 

Закон убывающей предельной полезности лежит в основе определения спроса. На графике максимальная точка общей полезности (верхний график соответствует нулевой предельной полезности на нижнем графике) иначе называется точкой насыщения.

Предельная полезность может возникнуть при разных уровнях потребления товара. В таких случаях это означает количество добавленной полезности, ощущаемой человеком, которое получается из-за увеличения потребления новой единицы некоторого продукта (например, одной порции мороженого). 

Когда этот порог в потреблении преодолен, тогда обычный продукт воспринимается как дурной, а полезность превращается во вредную.

Давайте приведем простой пример. Допустим, вы хотите пить. Вы пьете первый стакан (с точки зрения предельной полезности, вы уже получили максимально возможное удовольствие), затем второй (общая полезность для вас возрастает, потому что вы все еще утоляете свою жажду, но предельная полезность уменьшается, потому что ваш жажда на самом деле уже не так сильна). Когда вам кажется, что вы больше не хотите пить, и если вы продолжаете пить, то каждый последующий стакан вызовет у вас довольно неприятные ощущения, потому что вы уже были полностью насыщены водой, тогда в этот момент вы достигнете максимальная общая полезность и предельная полезность стакан воды в этот момент для вас будут равны нулю. Если вы продолжаете пить воду, то в определенный момент ваши неприятные ощущения станут сильнее, чем приятные, полезность воды станет вредной, а вода станет анти-благом. 

Приверженцы классической экономической теории считали производство решающей сферой экономики. И соответственно считалось, что рыночные законы определяются поставками товаров со стороны товаропроизводителей. Австрийские экономисты (неоклассики), напротив, отводили основную роль в экономическом развитии рынку и приписывали превосходство в установлении цен спросу покупателей. Изучая спрос, они первыми сформулировали психологические закономерности массового поведения потребителей рыночных товаров. 

Согласно теории, разработанной сторонниками австрийской школы, цена товара для потребителя определяется не общей суммой, а предельной полезностью. А функция полезности это функция, которая показывает уменьшение предельной полезности товара с увеличением его количества. 

Порядковая теория полезности. Попытки измерить субъективную полезность с использованием абсолютной шкалы не увенчались успехом, поэтому ряд ученых предложили заменить абсолютную шкалу (измерение полезности в абсолютных значениях полезности) на относительную и описать поведение потребителей с учетом их предпочтений. Такие попытки предпринимались в течение полувека, начиная с 1980-х годов. XIX век. порядковая теория полезности. 

Ф. Эджуорт, В. Парето, Э. Слуцкий, Р. Аллен и Дж. Хикс внесли значительный вклад в развитие этой теории. Эти ученые предложили измерить субъективную полезность, используя не абсолют (теория кардиналистов), а относительную шкалу, показывающую предпочтения потребителей. В этом случае потребителю нужно только сделать выбор между двумя наборами потребительских товаров. Мы рассмотрим постулаты теории порядковой полезности более подробно на следующем уроке. 

Потребительские предпочтения

Кривая безразличия

Ф. Эджуорт, В. Паретто, Э. Слуцкий, Р. Аллен и Дж. Хикс внесли значительный вклад в развитие порядковой (порядковой) теории полезности. Эти ученые предложили измерить субъективную полезность, используя не абсолют (теория кардиналистов), а относительную шкалу, показывающую предпочтения потребителей. В этом случае потребителю нужно только сделать выбор между двумя наборами потребительских товаров. Потребительские предпочтения распространяются на все товары, которые они потребляют, но для простоты, например, мы рассмотрим только два товара. Поскольку ценность полезности зависит от количества товаров, мы построим функцию полезности по отношению к числу двух разных товаров. 

Теория предпочтений и определение равновесного состояния потребителя

Увеличивая потребление одного товара, мы всегда сокращаем потребление другого, в то время как общее удовлетворение от потребления или относительной полезности остается неизменным.

Следовательно, мы можем отразить это с помощью динамических весов (уравнений)

Но это до тех пор, пока комбинации двух товаров соответствуют нашей кривой безразличия, то есть до тех пор, пока соблюдены пределы потребления, установленные Мерией.

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических товаров, которые имеют одинаковую общую потребительскую полезность.

То есть полезность имеют не сами товары (товары или услуги), а их комбинации.

Например, то, что хорошо, это йогурт, а хорошо это печенье В. Школьник хочет перекусить послеобеденным чаем. И, например, ему все равно, ест ли он больше печенья и пьет меньше йогурта, или, наоборот, пьет больше йогурта, но ест меньше печенья. И та, и другая комбинации подойдут ему, потому что они будут одинаково вкусными и сытными, то есть полезность обеих комбинаций двух выгод будет для него одинаковой. Для нашего ученика мы можем определить эти комбинации в количествах (йогурт в миллилитрах, печенье в кусочках) или определить комбинации, которые идентичны по полезности. Тогда мы получим кривую безразличия для этого студента: 

Фактически, сама кривая безразличия для студента представляет собой бесконечное количество баллов, что означает бесконечное количество комбинаций йогурта и печенья, которые одинаково подойдут студенту.

Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем больше удовлетворения приносят комбинации двух представленных ею преимуществ.

Набор кривых безразличия называется картой кривой безразличия. Это служит дополнительным напоминанием о том, что кривая безразличия характеризует полезность). Фактически может быть любое количество таких кривых, а также точек, составляющих каждую кривую безразличия.

Кривые безразличия показывают комбинации двух экономических товаров, которые имеют одинаковую полезность для потребителя. То есть, не два товара имеют одинаковую полезность, а набор потребителей, который включает в себя определенные количества двух товаров. 

Например, две булочки и стакан лимонада для школьника Коли так же вкусны и приятны (они одинаково полезны), как полтора стакана лимонада и одна булочка. Таких комбинаций может быть любое количество, и все они будут иметь одинаковую относительную полезность для потребителя. И если мы вычерчиваем все точки этих комбинаций на графике (по осям, на которых представлены количества товаров: лимонад и булочки), то, комбинируя эти точки, мы получим кривую безразличия для товаров лимонад и булочки для школьник Николай. 

Свойства кривых безразличия:

  1. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.
  2. Кривые безразличия никогда не пересекаются друг с другом (они параллельны), что означает, что через любую точку можно нарисовать только одну кривую безразличия
  3. Кривые безразличия выпуклые о происхождении

Теперь давайте посмотрим на них поближе и докажем. Свойства кривых безразличия формулируются из их сущности:

  1. Они обычно имеют отрицательный уклон. То есть, чем больше мы приобретаем и потребляем один товар, тем меньше другой, и наоборот. 
  2. Кривые безразличия параллельны и никогда не пересекаются друг с другом. Это верно, потому что каждая кривая безразличия характеризуется каким-то определенным (и постоянным) значением полезности. 
  3. Кривые безразличия выпуклые относительно происхождения.

Предельная норма замещения Коэффициент (зона) замещения: мы можем заменить один товар другим в одном потребительском наборе, не ставя под угрозу общую полезность совместного потребления этих товаров. Как вы можете определить, насколько эффективно заменить один товар другим? Почему кривые безразличия выпуклые относительно происхождения? 

Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим понятие нормы (и зоны) замещения.

Коэффициент замещения это сумма одного товара, от которой потребитель соглашается отказаться в обмен на увеличение количества другого товара.

Зона замены это та часть кривой безразличия, которая показывает эффективную замену одного товара другим.

Единственное условие при расчете нормы замещения или построении зоны замещения: мы определяем их отдельно для каждой кривой безразличия, то есть на постоянном уровне полезности.

Коэффициент замещения характеризует меру равновесия полезности двух товаров. Он отражает «коэффициент конверсии» одного продукта в другой. 

Помните: когда мы говорим об обмене, мы имеем в виду не обмен имущества булочек на лимонад, а изменение структуры потребительского ассортимента. То есть обмен понимается как замена одного товара другим с одинаковой степенью удовлетворения от различных комбинаций двух товаров. 

Знак минус показывает, что уменьшение одного товара соответствует одновременному увеличению другого товара в наборе потребителей. Однако тангенс наклона кривой безразличия отрицателен, а предельная норма замещения сама по себе положительна, поскольку она равна абсолютному значению наклона. 

Чтобы запомнить все свойства кривых безразличия, мы повторяем их и изображаем в виде диаграммы:

Баланс потребителя. Бюджетная линия 

Кривые безразличия показывают потребительские предпочтения. Но это не учитывает ограничения на потребление и приобретение товаров. Мы не можем приобретать бесконечно. Зачем? Потому что мы обмениваем товары на потребление на деньги, а это значит, что мы всегда ограничены уровнем нашего дохода. С другой стороны, мы должны учитывать цены на товары, чтобы точно понять, сколько товара мы можем купить. Кривые безразличия показывают возможность замены одного товара другим, безболезненным для потребителя. Но они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает наиболее выгодным для себя. 

Эта информация может быть получена из графика (или уравнения) бюджетной строки (также называемой ценовой линией или прямой стоимостью).

Строка бюджета учитывает как уровень потребительских доходов, так и цену товаров. Строка бюджета показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за определенную сумму денег.

Угол наклона бюджетной линии определяется соотношением цен на оба товара, взятых с отрицательным знаком. То есть это соотношение цен будет наклоном бюджетной линии, которая измеряет наклон этой линии к оси абсцисс. Точки пересечения с вертикальной и горизонтальной осями на графике характеризуют ситуации, когда потребляется только один товар из двух (то есть количество другого товара равно нулю). 

Итак, наши предпочтения определяются относительной полезностью, то есть полезностью комбинации двух товаров, а наши выгоды и убытки от приобретения и потребления этих товаров определяются позицией бюджетной линии.

Правильно найдите точку контакта между графиками кривой безразличия и бюджетной линией. И мы будем называть это пересечение потребительского равновесия. То есть мы будем балансировать все его потери и выгоды, ограничения и возможности. 

Точка контакта кривой безразличия с бюджетной линией будет означать состояние равновесия потребителя.

Кривая безразличия, которая пересекает бюджетную линию в двух местах, во-первых, не дает нам единого значения равновесия. И во-вторых, всегда будет кривая безразличия, которая будет выше этой кривой, и, следовательно, предоставит нам более благоприятные условия для потребления (чем выше кривая, тем больше мы можем потреблять оба товара). Тот, который расположен выше, никоим образом не вступает в контакт с нашей бюджетной линией, то есть в этом случае наши потребности будут неоправданно высокими по сравнению с нашими бюджетными ограничениями. 

И кривая U2 самая высокая кривая безразличия, то есть самая прибыльная, учитывая наши бюджетные ограничения (доходы потребителей и цены на товары). Соответственно, если позиция бюджетной строки изменится, то баланс потребителя также изменится. 

Кривая доход-потребление

И из-за чего может измениться позиция бюджетной линии? Либо из-за изменения суммы потребительских доходов, либо из-за изменений цен на рассматриваемый товар. Давайте посмотрим на каждую из ситуаций. 

Увеличение денежных доходов графически отображается путем смещения строки бюджета вправо и вверх. Такого же результата можно добиться, снизив цены на свою продукцию, что также означает, по сути, увеличение доходов. При уменьшении денежного дохода или роста бюджетная линия смещается влево и вниз. По мере роста реального дохода потребителя бюджетная линия смещается последовательно в параллельные позиции. Точки соприкосновения кривых безразличия с бюджетными ограничениями показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода. Эта кривая была названа Дж. Хиксом «доходом потребления» (или кривой уровня жизни, поскольку она зависит от изменения доходов потребителей, а следовательно, от снижения или увеличения их благосостояния). 

Если кривая «потребление-доход» представляет собой прямую линию, начинающуюся с начала координат под углом 45 °, это означает, что с увеличением дохода потребитель увеличивает потребление как товаров A, так и товаров B в одинаковом количестве.

Если покупки увеличиваются непропорционально, то наклон бюджетной линии изменяется. В нашем примере сначала наблюдается быстрый рост, а затем относительное снижение потребления товара B и постепенное увеличение потребления товара A. 

Кривые Энгеля

Немецкий математик Эрнст Энгель (1821-1896) был первым исследователем, который обратил внимание на влияние изменений в доходах потребителей на структуру его расходов. Он отметил, что с увеличением доходов потребителей потребление вторичных товаров увеличивается быстрее, чем товары первой необходимости. То есть, прежде всего, происходит насыщение продуктами питания, затем промышленными, а затем и качественными товарами. Мы можем проиллюстрировать это поведение с помощью кривых Энгеля. Давайте отложим количество потребляемых товаров (Q) по вертикальной оси и доход потребителя по горизонтальной оси. 

Как видите, потребитель готов потреблять продукты питания с любым уровнем дохода; еда является основной необходимостью. Достигнув уровня дохода I, потребитель может позволить себе приобретать промышленные товары (одежду, канцелярские товары, мебель и т. д.), и с увеличением дохода потребление этих товаров значительно превышает потребление продуктов питания (которое несколько увеличивается с увеличение дохода). Достигнув уровня дохода 12, потребитель начинает покупать высококачественные товары (CD-проигрыватель, компьютер и т. д.), и потребление этих товаров с дальнейшим увеличением дохода «обгоняет» потребление как промышленных и продукты питания. 

Кривая цена-потребление

Если это отображается на графике, но мы будем наблюдать смещение бюджетной линии вправо вдоль горизонтальной оси, то есть ограничения для потребителей уменьшаются за счет снижения цены одного товара. Соответственно, дальнейшее снижение цены на товар А повлечет за собой дальнейшее смещение прямой линии и т. д. 

Итак, на основе этой кривой мы можем построить кривую спроса. Анализируя кривую доход-потребление, мы рассмотрели влияние изменений дохода, а при анализе кривой цена-потребление влияние изменений цены на относительную замену одного товара другим.

Граф строгой комплементарности будет иметь только одну точку касания кривых безразличия с любой бюджетной линией, поскольку он имеет следующую форму. Правда, явление жесткой комплементарности встречается редко, чаще встречается относительная комплементарность (картинка справа). Точка равновесия потребителя в случае абсолютной комплементарности находится в точке перегиба кривых безразличия. И с относительной взаимодополняемостью мы просто находим точку, где бюджетная линия касается кривой безразличия, как в общем случае. 

Рассмотрим следующие две фигуры. Идеальная взаимозаменяемость изображена параллельными кривыми безразличия (рисунок слева). Предельная норма замещения в этом случае будет постоянной величиной (MRS = const). Если вы проведете линию бюджета под углом к ​​кривой безразличия, вы не сможете найти баланс. На самом деле, это не абсолютная, а относительная взаимозаменяемость, которая более распространена (рисунок справа). В этом случае покупка товара А может быть более или менее равной покупке товара Б. 

Современная теория потребительского выбора

В современной теории потребительского выбора предполагается, что:

  1. денежный доход потребителя ограничен;
  2. цены не зависят от количества товаров, приобретаемых отдельными потребителями;
  3. все покупатели хорошо знают предельную полезность всех продуктов;
  4. потребители стремятся максимизировать общую полезность.

Теория потребительского выбора основана на следующих постулатах. Несколько видов потребления. Каждый потребитель хочет потреблять широкий спектр индивидуальных товаров. Потребитель стремится получить больше любых товаров и услуг, он не удовлетворен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна. 

Теория потребительского выбора основана на последовательности и некоторой последовательности вкусов потребителей. Логически это можно выразить следующим образом: если B и C являются комбинациями некоторых товаров, и потребитель безразличен к выбору между наборами A и B, а также безразличен к выбору между A и C. 

Замена. Потребитель соглашается отказаться от небольшого количества товара А, если ему предлагается взамен большее количество замещающего товара. 

Снижение предельной полезности. Предельная полезность любого товара зависит от его общего количества, которое имеет данный потребитель. 

Заключение

Рациональное поведение характеризуется тем, что потребитель выбирает те товары, которые имеют для него максимальную полезность. Полезность это свойство товара удовлетворять одну или несколько потребностей. 

На самом деле поведение потребителей намного сложнее. Согласно Лейбенштейну, спрос можно условно разделить на функциональный и нефункциональный. При функциональном спросе потребитель ведет себя рационально, при нефункциональном спросе нет. 

Социальная, когда на поведение потребителей влияют эффекты сноба, большинства или Веблена.

Спекулятивный, когда на спрос явно влияют потребительские цены или инфляционные ожидания

Иррационально, когда потребитель приобретает товары, в которых он не нуждается с рациональной точки зрения.

Кроме того, спрос на некачественные и нормальные товары меняется по-разному.

Полезность можно считать как общей, так и предельной. Предельная полезность принципиально отличается тем, что она рассматривает первую порцию потребленного товара как приносящую максимальное удовольствие, а все остальные порции как процесс насыщения. Таким образом, максимальная суммарная полезность достигается при нулевой предельной полезности. И когда общая полезность уменьшается, предельное значение будет принимать отрицательные значения. 

Впервые психологические законы поведения потребителей были сформулированы экономистами австрийской школы. Они считали, что каждый человек сам определяет стоимость товара, исходя из степени желательности полезных для него вещей. Австрийские неоклассики придерживались кардиналистской теории полезности, то есть предполагали, что полезность можно измерить. Приверженцы противоположной порядковой школы считали, что невозможно измерить полезность, но ее можно было ранжировать в зависимости от предпочтений потребителей. 

Полезность от потребления товаров не может быть подсчитана, но она может быть ранжирована, то есть товары могут быть распределены в соответствии со степенью их полезности для конкретного потребителя. Таким образом, можно выразить предпочтения потребителей через относительную полезность полезности одного товара по отношению к другому. Таким образом, мы получим потребительские наборы или комбинации из двух товаров для потребителя. Через утилиту, которая одинакова, вы можете построить кривую безразличия. Кривая безразличия будет отражать относительную полезность товара для потребителя. Существует множество кривых безразличия для разных уровней доходов и потребностей потребителей. Таким образом, для каждого потребителя можно построить карту кривой безразличия для двух товаров.

Свойства кривых безразличия: 

  • Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.
  • Кривые безразличия параллельны.
  • Кривые безразличия выпуклые относительно начала координат.
  • Выпуклость кривых безразличия определяется скоростью, с которой один товар заменяется другим.

Предельная норма замещения определяется отношением уменьшенного (увеличенного) количества одного товара к увеличенному (уменьшенному) количеству другого.