Теория потребительского выбора

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Анализ и оценка эффективности деятельности предприятия
Роль государственного регулирования экономики
Отношение собственности в рыночной экономике
Роль коммерческих банков в рыночной экономике


Введение:

Выбрав тему «теория потребительского выбора», прежде всего хочу отметить, что я буду рассматривать ее не только с экономической точки зрения, поскольку практически все научные дисциплины посвящены проблеме выбора. Даже если тщательно изучить основные экономические законы поведения потребителей, никогда не будет возможности сказать на сто процентов, как тот или иной человек будет действовать в каждой конкретной ситуации. При формулировании любого экономического закона каждый ученый всегда оставляет один очень важный фактор: индивидуальные особенности человека и окружающую его действительность.

Теория потребительского выбора исследует компромиссы, без которых невозможно представить жизнь потребителя. Например, если он покупает больше определенного продукта, он должен будет ограничить покупки других продуктов. Если человек предпочитает отдыхать на работе, ему придется смириться с неизбежным снижением дохода и ограничением других потребностей. Так что же толкает потребителя сделать свой выбор в ту или иную сторону?

Поведение потребителей - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, которые выбирают товары с учетом существующих цен.

Наш выбор товаров и услуг для потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений.

Потребительские предпочтения - это признание преимуществ одних товаров над другими товарами, то есть признание одних товаров лучше других.

Предпочтения покупателя субъективны. Оценки полезности каждого выбранного товара также субъективны. Но выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, он также ограничен ценой выбранного товара и его доходом. Как и в случае с экономикой, ресурсы отдельного потребителя ограничены. Практически неограниченные потребности потребителя и ограниченность его ресурсов приводят к необходимости выбора из различных комбинаций товаров, то есть к необходимости выбора потребителя.

Целью изучения данной темы является теоретическое обоснование выбора, который делает потребитель, формулировка и доказательство основных законов такого выбора.

Задачи исследования: наметить законы поведения потребителей, связать их воедино, показать закономерности возникновения определенных потребительских реакций.

В учебной литературе теория потребительского выбора включена в раздел «Микроэкономика» и рассматривается параллельно с основами теории твердого производства. Материал широко представлен как в отечественной, так и в зарубежной литературе, в связи с тем, что он необходим и обязателен в процессе изучения предмета.

Экономические выгоды и их классификация

Хозяйственные товары - это средства для удовлетворения потребностей, доступные в ограниченных количествах.

Как определить стоимость экономического товара? К. Маркс предложил рассчитать его исходя из трудозатрат на производство этого продукта. И, по мнению неоклассиков (последователей классической теории экономики), стоимость товаров зависит от того, насколько они редки (то есть от степени их ограниченности), то есть от интенсивности потребности в товаре и от количество добра, которое может удовлетворить эту потребность. Предполагается, что каждая потребность может быть удовлетворена несколькими видами товаров, и каждый экономический товар может использоваться для удовлетворения нескольких потребностей.

Классификация хозяйственных товаров

Показан баланс балки, отражающий двойственность товара. В то же время показан случай, когда товар такого же типа (1-4) на левой стороне баланса луча полностью соизмерим с его дополнительным товаром на правой стороне баланса, то есть эти преимущества связаны друг с другом по «коэффициенту конверсии» 1: 1.

Долгосрочные и краткосрочные выгоды

Экономические выгоды можно разделить на долгосрочные и краткосрочные. От чего зависит это разделение? С периода использования этого товара. Есть преимущества, которые служат нам долгое время, и для наших нужд мы можем использовать их не раз. Например, если мы купим дом, мы будем жить в нем более одного года, а это значит, что мы будем пользоваться этим преимуществом в течение длительного времени. Если мы купим книгу, то после прочтения (использования или потребления этого товара) мы положим ее на полку - и она никуда не денется. И книга, и дом - это долгосрочные товары. Другие выгоды могут исчезнуть уже в процессе самого потребления, использование этой выгоды. Например, еда. Каждый день мы потребляем пищу, которая исчезает уже в процессе потребления, в процессе удовлетворения потребности человека в пище. Если мы разожжем огонь и зажжем его спичками, мы не сможем снова использовать сгоревшие спички. Бутерброд и коробка спичек - недолговечный товар. Нам одинаково нужны как долгосрочные, так и краткосрочные, в зависимости от наших текущих потребностей и цели использования этих преимуществ. Мы чаще приобретаем краткосрочные товары.

Долгосрочные выгоды - многоразовые.

Краткосрочные исчезают после (или в процессе) однократного использования (потребления).

Прямые и косвенные выгоды

Преимущества прямые и косвенные. Что это значит? Прямые товары (или реальные) - это уже созданные товары, готовые к продаже и потреблению. Ресурсы называются косвенными (или будущими) выгодами. Потому что благодаря ресурсам можно производить только прямые (реальные) готовые товары. Например, хлеб - это готовый продукт. А мука, вода и дрожжи являются компонентами для производства (выпечки) хлеба. Эти компоненты являются только будущим хлебом, а не готовым продуктом, что означает, что они являются косвенными преимуществами. Если назначение прямых товаров практически невозможно изменить, то косвенные товары могут быть предназначены для производства нескольких товаров. Например, мы можем использовать одну и ту же муку и дрожжи для выпечки хлеба, булочек или тортов. Прямые товары предназначены для непосредственного потребления, поэтому их также называют потребительскими товарами. Косвенные выгоды используются при производстве товаров народного потребления, поэтому их также называют производством или ресурсами.

Прямые (потребительские) товары - это товары, готовые к употреблению.

Косвенные (производственные) товары - товары, используемые в процессе производства.

Предметы роскоши и потребительские товары

В блокноте вы пишете пером или карандашом, у многих из вас есть мобильный телефон или персональный компьютер, вы носите одежду и т. д. Мы все окружены предметами, которые нам нужны ежедневно, которые удовлетворяют наши повседневные потребности. Эти продукты производятся в больших количествах: у нас есть похожие ручки и тетради, вы можете встретить человека на улице в похожей куртке, потому что эти товары производятся фирмами в больших количествах и относительно недороги. Кто из вас пишет авторучкой Parker? У кого из вас есть мобильный телефон, украшенный инкрустацией и крошками из драгоценных камней? Кто из вас носит эксклюзивную одежду от известных дизайнеров? Возможно нет. Это очень дорогие продукты, которые не каждый покупатель может себе позволить. Такие товары называются предметами роскоши. С точки зрения потребительских качеств ничего не может измениться: ведь, используя обычный и очень дорогой телефон, мы слышим и говорим одинаково. Потому что потребительские качества не единственная и не ключевая особенность предметов роскоши. Основная функция, которую выполняют такие продукты - престиж. Например, две куртки могут быть одинакового качества, цвета и т. д. В то же время разница в цене будет значительной, поскольку одна куртка была произведена на серийном заводе и в огромных количествах, а другая - в мастерская известного дизайнера и в единственном экземпляре. Покупая вторую куртку, потребитель платит не только за требуемое качество, но и за «имя» (или марку) производителя.

Предметы роскоши - это продукция эксклюзивного, престижного производства. Товары народного потребления - это товары, произведенные в больших количествах по одному образцу.

Дополнительные и сменные товары

Дополнительные преимущества

Дополнительными являются товары или услуги, которые удовлетворяют потребности (используются) только в сочетании друг с другом.

Это товары (товары или услуги), которые потребитель не может использовать индивидуально. Например, лыжи совершенно бесполезны, если к ним нет привязок. В тетради пишем ручкой, заливаем сахар в чай, и машина не обойдется без бензина.

Не только потребительские товары (готовые) могут быть взаимно дополняющими, но и товары производственного назначения, то есть ресурсы: капитал и рабочая сила, плита и топливо, швейная машина и ткань и т. д.

Взаимно дополняющие товары иначе называются дополнительными товарами (от английского дополнительных - дополнительные, дополнительные, взаимно дополняющие) или товарами - дополнительными.

Комплементарность является абсолютной (жесткой) и относительной. Жесткая комплементарность характеризуется тем, что одно из преимуществ-дополнений соответствует очень специфическому количеству другого. Например, пара лыж требует пару креплений. С относительной взаимодополняемостью нет четкого целевого количества. Например, водитель может налить один или три литра в бак автомобиля - в любом случае автомобиль начнет движение. В чай можно добавлять любое количество ложек сахара, в зависимости от индивидуальных предпочтений. При абсолютной комплементарности один товар, кроме того, требует определенного количества другого, а с относительным - нет.

Комплементарность ресурсов, а также товаров народного потребления также может быть абсолютной или относительной. Так, например, топливо для печи может быть выброшено в разных количествах, и для запуска производства или покупки ресурсов требуется очень определенная сумма денег (капитала) и т. д.

Взаимозаменяемые товары

Потребитель часто сталкивается с выбором: купить этот продукт или другой? Пользуетесь услугами той или иной фирмы? Например, вы можете путешествовать из Москвы в Санкт-Петербург на поезде (то есть пользоваться услугами железнодорожного транспорта) или лететь на самолете (услуги авиакомпании). По выходным вы можете пойти в кино или в цирк, купить мясо или рыбу на ужин и выпить чашку чая или кофе во время обеда.

Сменные товары - это такие товары или услуги, которые удовлетворяют потребности (используются) только за счет друг друга. Не только потребительские товары, но и производственные ресурсы могут быть взаимозаменяемыми (а также взаимодополняющими). Например, в качестве топлива можно использовать уголь, нефть или газ, а вместо металлических деталей можно использовать пластиковые детали и т. д.

Взаимозаменяемые товары могут иначе называться заменителями товаров или заменителями (от английского заменителя - замена, замена, замена).

По аналогии с взаимодополняемостью взаимозаменяемость может быть абсолютной (идеальной) или относительной. Идеальная взаимозаменяемость характеризуется ситуацией, в которой один из товаров-заменителей может полностью и полностью заменить другой. При относительной взаимозаменяемости один товар может быть заменен только частично другим. Например, выбирая тип культурного отдыха для вечернего рабочего дня, я могу позволить себе купить билеты на цирк или в кино, а на обед я могу выпить две чашки кофе или одну чашку кофе и одну чашку чая.

При идеальной взаимозаменяемости один товар полностью заменяется другим, а с относительным он может быть частично. Для производителей (фирм) очень важно помнить и использовать свойства взаимодополняемости и взаимозаменяемости товаров, поскольку они влияют на поведение потребителей при покупке и потреблении товаров, выбор потребителя

Предпосылки теории потребительского выбора

Теория потребительского выбора изучает, как потребитель формирует свою потребительскую корзину, то есть набор товаров и услуг, которые он покупает, и как формируется спрос на товары из этого набора.

Теория потребительского выбора основана на следующих предпосылках:

  1. Свобода выбора потребителя и независимость потребителя. Потребитель независим в своем выборе, и его поведение («голосование деньгами») определяет структуру и объемы производства фирм. Потребительская свобода не безгранична. По его выбору потребитель ограничен рыночными ценами на товары и своим доходом.
  2. Рациональность потребителя. Потребитель выбирает наилучший возможный набор для данных ресурсов. Такой набор называется оптимальным.
  3. Совершенствование информации. В процессе выбора потребитель имеет доступ ко всей информации, которая ему нужна, чтобы сделать лучший выбор.

Таким образом, цель потребителя состоит в том, чтобы максимизировать полезность покупки товаров при ограниченном доходе.

Есть две теории потребительского выбора:

  1. Кардинальная (количественная) теория предполагает, что потребитель может точно определить полезность каждого продукта в некоторых единицах. Представителями этой теории были Герман Генрих Госсен (1810 - 1858), Уильям Стэнли Джевонс (1835 - 1882), теоретики австрийской школы - Карл Менгер (1840 - 1921), Фридрих Визер (1851 - 1926), Евгений фон Бим-Баверк (1851 - 1919).
  2. Порядковая (порядковая) теория предполагает, что потребитель не может количественно оценить полезность каждого продукта, но может сравнить полезность товара друг с другом. Сторонниками этой теории были Фрэнсис Эджуорт (1845 - 1926), Джон Хикс (1904 - 1989), Евгений Слуцкий (1880 - 1946).

Экономические теории и модели потребительского выбора

Модель поведения потребителей

В прошлом лидеры рынка научились понимать своих клиентов в их повседневной торговле с ними. Однако растущий размер фирм и рынков лишил многих менеджеров по маркетингу прямого контакта со своими клиентами. Менеджеры все чаще вынуждены прибегать к исследованиям потребителей. Они тратят больше, чем когда-либо прежде, на исследования потребителей, пытаясь выяснить, кто покупает, как они покупают, когда они покупают, где они покупают и почему они покупают.

Главный вопрос заключается в том, как именно потребители реагируют на различные маркетинговые стимулы, которые фирма может применять? Фирма, которая действительно понимает, как потребители реагируют на различные характеристики продукта, цены, рекламные аргументы и т. д., Будет иметь огромное преимущество перед конкурентами.

Вот почему и фирмы, и ученые тратят столько усилий на изучение взаимосвязи между маркетинговыми стимулами и реакциями потребителей. Отправной точкой для всех этих усилий является простая модель.

Это показывает, что маркетинговые стимулы и другие стимулы проникают в «черный ящик» разума покупателя и вызывают определенные реакции (предпочитают ли они продукт или нет).

Та же модель представлена ​​в развернутом виде. В левом прямоугольнике есть два типа стимулов. Маркетинговые стимулы включают четыре элемента: продукт, цена, распределение и стимул. Другие раздражители состоят из основных сил и событий из окружающей среды покупателя; экономическая, научно-техническая, политическая и культурная среда. Пройдя через «черный ящик» сознания покупателя, все эти стимулы вызывают серию наблюдаемых покупательских реакций, представленных в правом прямоугольнике: выбор товара, выбор бренда, выбор дилера, выбор времени покупки, выбор объема покупки.

Задача оператора рынка - понять, что происходит в «черном ящике» сознания потребителя между поступлением стимулов и проявлением ответов на них. Сам «черный ящик» состоит из двух частей. Первый - это характеристики клиента, которые оказывают большое влияние на то, как человек воспринимает и реагирует на раздражители. Вторая часть - это процесс принятия решения о покупке, от которого зависит результат.

Таким образом, мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя на рынке, то есть модель его поведения:

  • выбирая товар для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями;
  • поведение потребителя рационально, в частности он выдвигает определенные цели и руководствуется личными интересами, то есть действует в рамках разумного эгоизма;
  • потребитель стремится максимизировать общую полезность, иными словами, стремится выбрать набор товаров, который приносит ему наибольшую общую ценность полезности;
  • на выбор потребителя и его субъективные оценки полезности приобретаемого товара влияет закон убывающей предельной полезности;
  • при выборе товара возможности потребителя ограничены ценой товара и его доходом; это ограничение называется бюджетным ограничением.

Модель поведения потребителей - это взаимосвязанные общие принципы поведения потребителей на рынке, которые включают, прежде всего, максимизацию общей полезности, закон уменьшения предельной полезности и бюджетные ограничения.

Модель поведения потребителей, изложенная выше, является самой простой моделью. Некоторые положения этой модели слишком абстрактны. Например, трудно представить, что после употребления двух белых мы мысленно определили количество полученного удовлетворения; Более того, мы вряд ли думали о максимизации полезности в этом случае. Тем не менее, эта упрощенная модель поведения потребителей очень полезна, она многое объясняет о поведении покупателей на рынке, в том числе о том, что определяет спрос на товары.

Полезность как цель и основа выбора потребителя

Полезность - это субъективная оценка свойств товара данным человеком. Тесно связано с понятием «стоимость» (value). Разные школы по-разному интерпретируют эту связь. Например, физиократы связывают ценность с объективно существующей полезностью вещи. Они сформулировали принцип: все, что полезно, имеет ценность, которая позволяет вам удовлетворять определенные потребности, и чем выше полезность вещи, тем больше ее ценность. А. Смит, классик политической экономии, придерживался другого мнения (вода жизненно важна, но имеет небольшую ценность, в то время как алмаз имеет ограниченное использование, не является необходимым элементом жизни, но его цена чрезвычайно высока). Марксисты пытались объяснить парадокс воды и алмаза на основе теории стоимости труда: алмаз дороже, потому что для его изготовления требуется больше труда. Однако это не объясняет поведение потребителя, поскольку при покупке товара его интересует не стоимость рабочей силы для его производства, а его потребительские свойства. Следовательно, цена не всегда способна отразить полезность вещи. Австрийские исследователи пытались решить эту проблему. В конце XIX в. они выдвинули идею предельной полезности. Суть теории заключается в следующем. Потребность людей обладает способностью удовлетворяться. Например, голодный может съесть много хлеба, но, поскольку он утоляет голод, каждый дополнительный кусок будет для него менее ценным. Полезность последней единицы (в нашем примере - хлеба) называется предельной (или наименьшей). Эта зависимость в экономике называется законом убывающей предельной полезности. Впоследствии теория претерпела значительные изменения, особенно с точки зрения применения математического аппарата для определения полезности вещи и поведения покупателя на рынке. Современные теории не дают надежных критериев для определения полезности по отношению к отдельному человеку, потому что у каждой есть своя школа ценностей и предпочтений.

Особенности потребительского спроса

Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя, существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист Х. Лейбенштейн делит потребительский спрос на две большие группы: функциональную и нефункциональную.

Функциональный спрос - это та часть спроса, которая определяется потребительскими свойствами, присущими самому экономическому товару (продукту или услуге).

Нефункциональный спрос - это та часть спроса, которая определяется факторами, которые не связаны напрямую с неотъемлемым экономическим благом.

В нефункциональном спросе социальные, спекулятивные и иррациональные факторы можно различить с определенной степенью условности.

Первое связано с отношением покупателей к товару. Некоторые стремятся поддерживать общий стиль и покупать то, что они ищут, чтобы приобрести. Другие стремятся достичь эксклюзивности, а не плыть по течению. Наконец, третьи достигли такого уровня жизни, как важный аспект, который становится заметным потреблением. Поэтому Х. Лейбенштейн выделяет три типичных случая взаимных влияний.

Эффект присоединения большинства. Потребитель, стремясь не отставать от других людей, приобретает то, что покупают другие. Это зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость является прямой. Следовательно, эффект присоединения к большинству понимается как эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же продукт, что и другие. Следовательно, кривая спроса здесь более эластична, чем в случае, когда этот тип нефункционального спроса отсутствует.

Эффект сноба. В этом случае у потребителя преобладает желание выделиться из толпы. И здесь индивидуальный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная. Поэтому эффект сноба относится к эффекту изменения спроса вследствие того, что этот продукт потребляют другие люди. Обычно реакция направлена ​​в противоположную сторону по отношению к обычной. Если другие потребители увеличивают потребление данного товара, то сноб уменьшает его. Следовательно, если доминирует эффект сноба, кривая спроса становится менее эластичной. Покупатель сноба никогда не купит то, что получает каждый.

Веблен эффект. Во имя Т. Веблена (1857–1929) Х. Лейбенштейн называет престижное или заметное потребление, ярко описанное в «Теории досуга» (1899), когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы сделать неизгладимое впечатление. В этом случае цена товара состоит из двух составляющих: реальной и престижной. Следовательно, эффект Веблена понимается как эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что продукт имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба. Однако принципиальная разница заключается в том, что эффект сноба зависит от потребления других, а эффект Веблена зависит, прежде всего, от цены. Если доминирует эффект Веблена, то кривая потребительского спроса менее эластична и имеет участки с положительным наклоном.

Наряду с социальными эффектами, связанными с внешним влиянием на полезность со стороны отдельных лиц и групп, Х. Лейбенштейн различает спекулятивный и иррациональный спрос.

Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

Иррациональный спрос - это незапланированный спрос, возникший под влиянием мгновенного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спроса, который нарушает предпосылку рационального поведения потребителей. Однако следует отметить, что многие люди более или менее подвержены вспышкам иррационального спроса и часто совершают покупки, о которых часто сожалеют в будущем.

Неэкономические факторы потребительского выбора

Классификация неэкономических факторов потребительского выбора

Потребители не принимают свои решения в вакууме. На их покупки сильно влияют культурные, социальные, личные и психологические факторы. По большей части это факторы, которые не могут контролироваться участниками рынка. Но они должны быть приняты во внимание.

Культура является основной причиной, определяющей потребности и поведение человека. Человеческое поведение - в основном приобретенная вещь. Ребенок усваивает базовый набор ценностей, восприятий, предпочтений, манер и действий, характерных для его семьи и базовых институтов общества.

Любая культура включает в себя более мелкие компоненты или субкультуры, которые предоставляют ее членам возможность определенной идентификации и общения с их собственным видом. В больших сообществах есть группы людей одной национальности, скажем, ирландцы, поляки или русские, с различными этническими вкусами и интересами. Отдельные субкультуры со своими специфическими предпочтениями и запретами представляют религиозные группы, такие как группы католиков, православных христиан и евреев. Разные культурные склонности и отношения характеризуют расовые группы, скажем, арабов и восточных жителей. Географические регионы имеют свои отличия от других субкультур со своим специфическим образом жизни в каждом отдельном случае.

Существуют разные социальные классы почти в каждом обществе.

Социальные классы характеризуются четкими предпочтениями товаров и брендов в одежде, предметах домашнего обихода, развлечениях и автомобилях. Поэтому некоторые лидеры рынка концентрируют свои усилия на одном конкретном социальном классе. Целевой публичный класс предполагает определенный тип магазина, в котором должен продаваться продукт, выбор определенных средств распространения информации для его рекламы и определенный тип рекламных сообщений.

Поведение потребителей также определяется факторами социального порядка, такими как референтные группы, семья, социальные роли и статусы.

Многочисленные референтные группы оказывают особенно сильное влияние на поведение человека.

Референтные группы - это группы, которые оказывают прямое (т.е. через личный контакт) или косвенное влияние на отношения или поведение человека.

Группы, которые оказывают непосредственное влияние на человека, называются группами участников. Это группы, к которым принадлежит человек и с которыми он взаимодействует. Некоторые из этих команд являются первичными, и взаимодействие с ними является довольно постоянным. Это семья, друзья, соседи и коллеги по работе. Первичные коллективы обычно неформальные. Кроме того, человек принадлежит к числу вторичных коллективов, которые, как правило, являются более формальными и взаимодействие с которыми не является постоянным. Это все виды общественных организаций, таких как религиозные объединения, сами по себе, поскольку, как правило, они, как правило, «вписываются» в коллектив. И, в-третьих, группа подталкивает человека к комфорту, который может повлиять на выбор конкретных продуктов и брендов.

Члены семьи могут оказать сильное влияние на поведение покупателя. Семья советников состоит из родителей человека. От них человек получает указания о религии, политике, экономике, амбициях, самоуважении, любви. Даже когда покупатель перестает тесно взаимодействовать со своими родителями, их влияние на его неосознанное поведение все равно может быть весьма значительным. В странах, где родители и дети продолжают жить вместе, влияние родителей может иметь решающее значение.

Родившаяся семья индивида оказывает более непосредственное влияние на повседневное поведение покупок, то есть на его супругу и детей. Семья является самой важной организацией, занимающейся покупками в обществе, и ей уделяется пристальное внимание. Участники рынка интересуются ролью мужа, жены и детей и влиянием, которое каждый из них оказывает на покупку различных товаров и услуг.

Человек является членом многих социальных групп. Его положение в каждом из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Каждая роль имеет определенный статус, отражающий степень ее положительной оценки обществом. Человек часто выбирает товары, которые говорят о его статусе в обществе. Таким образом, президенты фирм водят автомобили Mercedes или Cadillac, носят дорогие, красиво сшитые костюмы. Маркет-мейкеры осознают потенциал превращения товаров в символы статуса. Однако такие символы оказываются разными не только для разных социальных классов, но и для разных географических зон.

С возрастом происходят изменения в ассортименте и номенклатуре товаров и услуг, приобретаемых людьми. В первые годы человеку нужно детское питание. В годы взросления и зрелости он ест самые разные продукты, в старости - специальные диетические. Его вкусы меняются с годами.

Характер потребления также зависит от стадии жизненного цикла семьи. В некоторых недавних работах классификация проводится по психологическим этапам жизненного цикла семьи. Взрослый человек переживает определенные периоды трансформации в своей жизни.

Определенное влияние на характер товаров и услуг, приобретаемых человеком, оказывает его профессия. Работник может купить рабочую одежду, рабочую обувь, ланч-боксы, аксессуары для боулинга. Президент фирмы может купить себе дорогие синие костюмы, путешествовать на самолете, вступать в привилегированные загородные клубы, покупать себе большую яхту. Работник рынка стремится различать такие группы по роду занятий, члены которых проявляют повышенный интерес к своим товарам и услугам. Фирма может даже специализироваться на производстве товаров, необходимых определенной профессиональной группе.

Экономическое положение человека оказывает огромное влияние на выбор продуктов. Он определяется размером доходной части доходов, размером сбережений и активов, кредитоспособностью и взглядами на расходы в отличие от их накопления.

У каждого человека есть очень специфический тип личности, который влияет на его покупательское поведение.

Знание типа личности может быть полезным при анализе поведения потребителей, когда существует определенная связь между типами личности и выбором товаров или брендов.

Многие люди, занимающиеся маркетингом, исходят из своей деятельности из идеи, непосредственно связанной с человеком, - из идеи человека о себе (также называемого образом своего «Я»). У всех нас есть сложный умственный образ нас.

На выбор покупателя также влияют четыре основных психологических фактора: мотивация, восприятие, обучение, убеждения и отношение.

Вывод:

Выбор индивида является результатом сложного взаимодействия факторов экономического, культурного, социального, личностного и психологического характера. Многие из этих факторов не подвержены влиянию рынка. Тем не менее, они оказываются полезными для выявления покупателей с повышенным интересом к продукту. Другие факторы поддаются влиянию субъекта рынка и говорят ему, как разработать и оценить продукт, организовать его распространение и стимулирование сбыта, чтобы выявить самый сильный отклик потребителей.

Теория потребительского выбора основана на следующих постулатах:

  1. Несколько видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять широкий спектр индивидуальных товаров.
  2. Ненасыщенность. Потребитель стремится получить больше любых товаров и услуг, он не удовлетворен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.
  3. Транзитивность. Теория потребительского выбора основана на последовательности и некоторой последовательности вкусов потребителей. Логически это можно выразить следующим образом: если A, B и C являются комбинациями некоторых товаров и потребитель безразличен в выборе между наборами A и B и между B и C, то он также безразличен в выборе между A и C.
  4. Замена. Потребитель соглашается отказаться от небольшого количества товара А, если ему предлагается взамен большее количество замещающего товара.
  5. Уменьшение предельной полезности.

Таким образом, теория потребительского выбора лежит в основе и составляет костяк современных рыночных отношений.