Теория переходной экономики

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Государственное регулирование экономики в условиях рынка
Проблемы перехода к рыночной экономике в постсоциалистических странах
Особенности рыночного механизма, как в Российской Федерации, так и за рубежом
Трансформационный процесс в национальной экономике Республики Беларусь


Введение:

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что Казахстан должен стать одной из наиболее эффективно развивающихся стран мира, создающей высокие стандарты жизни для своих граждан.

Данная курсовая работа охватывает такие задачи, как:

  • Теоретические основы переходной экономики;
  • Особенности перехода к рыночной экономике Республики Казахстан;
  • Реформирование экономики Республики Казахстан в переходный период;
  • Решение задач социального развития и макроэкономической стабилизации страны.

Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение основных проблем переходной экономики в Республике Казахстан, а также подведение итогов переходного периода и перспектив дальнейшего развития экономики страны.

Теоретические основы переходной экономики

В современной экономической теории наиболее малоизученной проблемой является проблема изучения предпосылок перехода от одного типа экономической системы к другому и содержания переходной экономики. Это связано с тем, что все страны мирового сообщества находятся на разных уровнях своего развития и характера экономического состояния, поэтому в экономической теории до сих пор нет единства взглядов на критерии разделения общества по стадиям его развития, а, следовательно, нет единства мнений и о содержании перехода общества из одного состояния в другое.

Современная экономическая теория западных школ в истории человечества выделяет три состояния общества, аграрное, индустриальное и постиндустриальное (информационное).

Сельское хозяйство, для которого характерно преобладание первичного сектора в экономике, сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство. Экономисты относят это общество к традиционному, доиндустриальному состоянию экономики.

Индустриальное общество формировалось на основе активной индустриализации (промышленная революция 18 века-начало 20 века).

Развились индустриальные страны, и в этих странах основным сектором экономики стал промышленный сектор (промышленность и строительство). 

Большое количество различных классификаций членства общества по уровню его развития подталкивает ученых к поиску и разработке единого критерия стадий развития общества. Несмотря на многообразие предлагаемых учеными классификаций членства общества по уровню его развития, они содержат определенные общие элементы, что позволяет сформировать исходные предпосылки для теории переходной экономики.

Ученые считают, что теория переходной экономики должна базироваться на трех основных базовых состояниях человеческого общества:

  • Во-первых, традиционная (нерыночная) экономика с примитивными средствами труда. Сюда следует отнести первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный способы производства, где товарный обмен был замкнутым и локальным;
  • Во-вторых, рыночная экономика, охватывающая индустриальную эпоху развития (капитализм);
  • В-третьих, экономика постиндустриального общества, следующая за экономикой рыночного типа.

Экономика постиндустриального общества - это информационная экономика. С точки зрения собственности она трактуется как смешанная экономика пострыночного типа.

Если попытаться обобщить теоретические взгляды на разделение общества по этапам его развития, то можно схематично выделить три основных подхода:

  • Формационный подход предполагает разделение общества на формации, первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и постиндустриальную;
  • Цивилизационный подход предполагает разделение общества на три эпохи, аграрную, индустриальную и постиндустриальную;
  • Рыночный подход предполагает разделение общества на рыночное и нерыночное.

Рыночное общество охватывает: 

  • Эпоха капитализма свободной конкуренции, общества с традиционной экономикой, которое продолжает существовать сегодня в 140 странах Азии, Африки и некоторых частях Латинской Америки, где производство, распределение и обмен основаны на традициях, обычаях и религиозных обрядах;
  • Общество со смешанной экономикой, охватывающее в основном промышленно развитые страны.

В структуре общественного производства производительные силы находятся в диалектическом единстве с производственными отношениями. Производственные отношения - это общественная форма, в которой осуществляется производство. Производственные отношения - это социально-экономические отношения собственности.

Производственные отношения в единстве с производительными силами образуют способ производства, то есть экономическую структуру общества, его экономическую основу. Экономические или производственные отношения дополняются семейными, правовыми, культурными, политическими и социальными отношениями, образующими надстройку общества. Основа и надстройка находятся в диалектическом единстве.

Противоречия в основе производительных сил и производственных отношений порождают объективную необходимость перехода общества к необходимому состоянию.

В то же время надстройка может либо облегчить переход общества из одного состояния в другое, либо замедлить этот переход.

На протяжении всей своей истории человеческое общество под влиянием объективно возникающих противоречий между уровнем производительных сил и характером производственных отношений переходило от одного состояния к другому, от одной социально-экономической формации к другой, от низшей ступени цивилизации к высшей. Утверждение новых, более прогрессивных производственных отношений связано со сменой форм собственности. Общество, поднимаясь по ступеням человеческой цивилизации, переходя от общественной (общественной) собственности к частной, от частной к государственной (государственной), управляя экономикой или просто рынком или просто государством. В современных условиях противоречия между производительными силами и производственными отношениями устраняются переходом человеческого общества к смешанной экономике, со смешанными формами собственности (частной и государственной), со смешанными методами хозяйствования (рыночными и государственными).

Переходная экономика, ее виды, характеристики и задачи

Типы стран с переходной экономикой различаются по масштабам и характеру переходных процессов. Существуют глобальный и локальный типы переходной экономики. Глобальный-связан с переходом человечества из одной эпохи в другую: от доиндустриальной к индустриальной или от индустриальной к постиндустриальной; от двух цивилизаций (Восточной и Западной) к единой мировой цивилизации.

В рамках указанных эпох происходят локальные переходные процессы, в частности, от традиционной экономики к рыночной экономике с ее различными моделями. В то же время глобальные переходные процессы активно влияют на локальные особенности и типы переходной экономики.

В частности, в условиях перехода к рынку проявляются следующие особенности экономики:

  • Инерция экономики. Общество и его экономика не могут изменить свой характер или форму за короткое время. Инерция предполагает сохранение старых устаревших экономических форм в переходной экономике в течение длительного периода времени. Программа перехода к рынку Республики Казахстан учитывает инерционность экономики в переходный период, взят курс на постепенную замену старых административных элементов управления новыми, рыночными отношениями;
  • Нестабильность переходной экономики. Здесь любые новые экономические формы и отношения быстро исчерпываются, поэтому приходится постоянно искать новые, более зрелые, более эффективные, более динамичные формы рыночных отношений;
  • Существование старых и новых экономических элементов, форм и частиц одновременно в переходной экономике;
  • Историчность переходной экономики;
  • Переходная экономика имеет свою специфику, своеобразие и особенности, что обусловлено тем, что все страны мирового сообщества находятся на разных этапах своего развития и применяют разные модели экономических систем.

Если взять страны, принадлежащие к рынку, то все они отличаются ролью государства в рыночной экономике, долей государственной собственности в общей структуре различных форм собственности, наличием монопольных и олигопольных рынков и долей свободного рыночного сектора.

Страны с рыночной экономикой постепенно переходят к более современным формам рыночной экономики со смешанными формами собственности и управления, социальной направленностью.

По своей природе переходные процессы могут быть естественно-эволюционными и естественно-реформаторскими.

Естественно-эволюционный процесс перехода общества из одного состояния в другое чаще всего наблюдается в рамках глобальных эволюционных процессов, но в рамках глобальных изменений переходный процесс может носить и естественно-реформаторский характер. Естественно реформистский характер переходного процесса можно также увидеть в местном типе переходной экономики.

Переход Республики Казахстан к социально ориентированной смешанной рыночной экономике также носит эволюционный и реформаторский характер, как и в других странах СНГ.

Основными задачами перехода Республики Казахстан к рыночной экономике были:

  • Разгосударствление и приватизация государственной собственности. Разгосударствление означает снятие с государства функции прямого государственного управления экономикой. Приватизация частной собственности;
  • Формирование социального слоя казахстанских предпринимателей;
  • Формирование рыночной инфраструктуры, в том числе создание товарных и фондовых бирж и других видов рынков;
  • Демонополизация экономики в целях развития конкуренции и предпринимательства;
  • Либерализация цен, переход к рыночным ценам на основе спроса и предложения;
  • Финансово-экономическая стабилизация экономики;
  • Обеспечение прочной системы социальной защиты населения в собственности означает преодоление абсолютной монополии государства на собственность. Доля государственной собственности снизится и будет примерно установлена в пределах 30-40 процентов.

Особенности перехода к рыночной экономике Республики Казахстан

Национальный, социально-демографический, научно-технический, организационно-структурный, природно-ресурсный, природно-климатический и географический характер.

Во-первых, особенностью переходного периода экономики является то, что Казахстан осуществлял этот переход в рамках целостности, суверенитета и своей государственности.

Во-вторых, впервые в мировой практике Казахстан осуществил такой переход от административно-плановой экономической системы с государственной собственностью к рыночной системе, основанной на частной и смешанной формах собственности.

В-третьих, географическое положение Казахстана, который является уникальным местом, соединяющим Западную и Восточную цивилизации, оказывает положительное влияние на экономику переходного периода.

В-четвертых, реформа экономики Республики Казахстан проходила в условиях затяжного экономического кризиса, осложненного распадом СССР, разрывом экономических связей с бывшим Всесоюзным народнохозяйственным комплексом. Мощный научно-технический, промышленный и сельскохозяйственный потенциал Республики, глубоко интегрированный в общесоюзную экономику, не был использован.

В-пятых, государственный сектор промышленности был представлен в основном крупными горнодобывающими, металлургическими, химическими и нефтехимическими предприятиями.

Практика реформ показала, что курс, выбранный Казахстаном для создания смешанной социально ориентированной рыночной экономики, все более чувствителен к их местным условиям, их модельбраузерным факторам, в дальнейшем в ходе последующих реформ Казахстан построил собственную модель рыночной экономики, перенимая опыт, достижения и слабые стороны переходных экономик других стран.

Проблемы переходной экономики в Республике Казахстан

Развитие Казахстана в период суверенитета характеризуется масштабными и радикальными преобразованиями социально-экономической системы страны.

Переход к демократии начался в непростых условиях, страна переживала системный социально-экономический кризис, который привел к упадку промышленности, гиперинфляции, резкому снижению уровня жизни населения, не были сформированы основы рыночной экономики как одной из главных экономических предпосылок демократизации. В результате распада СССР усилилась этническая политизация на постсоветском пространстве, обострились межнациональные отношения, в стране отсутствовало политическое многообразие, отсутствовала многопартийность, независимые СМИ, неправительственные организации, отсутствовали исторические демократические традиции и опыт функционирования демократических институтов. В связи с этим процесс политических преобразований превратился в постепенное реформирование политической системы страны.

Первый этап охватывает период 1992-1993 годов, то есть от начала радикальной реформы экономики до введения собственной национальной валюты. На этом этапе произошла трансформация собственности через разгосударствление и приватизацию, углубление финансовой нестабильности (беспрецедентный рост инфляции), гиперинфляция, обесценившая сбережения населения, и спад производства во всех отраслях народного хозяйства. В этот период макроэкономическая политика определялась Россией, то есть экономика республики полностью зависела от России.

Второй этап рыночных преобразований охватывает 1993-1997 годы, когда республика ввела национальную валюту и начала формировать собственную макроэкономическую политику. Этот этап характеризуется созданием нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере налогообложения, бюджетно-банковской деятельности, внешнеэкономической деятельности, развития рынка и рыночной инфраструктуры.

Главным итогом второго этапа реформы стала принципиально новая экономическая политика, в результате которой процесс преобразования административно - командной экономики в рыночную стал необратимым.

Произошло сокращение форм государственного регулирования экономической жизни, наряду с все более широким использованием рыночных регуляторов социально-экономических процессов, либерализацией внешнеэкономической деятельности, открытием страны для иностранного капитала, обеспечением относительно стабильного валютного режима, развитием биржевой торговли. Началась практическая реализация принципов свободного ценообразования с использованием механизма государственного регулирования для весьма ограниченного круга товаров, работ и услуг.

Реальной целью развития государства, обладающего мощным консолидирующим потенциалом, является триединство, повышение уровня жизни, безопасности и достойной жизни граждан Казахстана. Поэтому критерием ее развития должен быть уровень организации, подготовки и использования всех ее сил и средств для достижения этих целей.

Механизм общественного договора, объединяющего государство, бизнес и общество вокруг основных и соответствующих им целей, в основном выглядит так:

  • По отношению к обществу государство берет на себя сознательную ответственность за повышение уровня жизни, обеспечение социальных гарантий и безопасности, получая взамен легитимность власти и общественную поддержку;
  • По отношению к бизнесу государство выступает гарантом прав собственности, создает благоприятный деловой климат, поддерживает бизнес во внешнем мире, получая при этом поддержку от национального капитала, неукоснительное соблюдение установленных государством норм и правил;
  • Баланс между обществом и капиталом строится по принципу, социально ответственное поведение бизнеса в обмен на общественную поддержку его интересов, целей и действий.

Создание новой системы общественного порядка основано на том, что обеспечение благополучия и достойной жизни не может быть делом одной власти, не говоря уже об одном из ее уровней.

Успех стратегии развития государства, основанной на принципе благосостояния большинства, будет определяться динамикой формирования массового среднего класса. Она должна охватить не менее 50-55% населения, при этом сократив долю граждан с доходами ниже прожиточного минимума до 10-15 %. Государство просто не сможет надолго соединить полярные сегменты разделенного общества, если не начнет ускоренно формировать свою естественную социальную опору, массовый слой людей со средними доходами. Средний класс придаст необходимую устойчивость всей социальной структуре и послужит основой для преодоления наиболее негативных последствий социального разделения.

Формирование среднего класса предполагает новую модель потребления, основанную на казахстанском стандарте благосостояния, который отвечает потребительским ориентирам данной социальной группы. Речь идет не о потребительском минимуме, а о нормах потребления, соответствующих достойному уровню жизни, достижимому для большинства казахстанцев и потому являющихся стимулами для экономической (трудовой и предпринимательской) деятельности. Этот стандарт благосостояния включает в себя качественное жилье, вторые дома, высокую доступность товаров длительного пользования, автомобилей, доступ к качественным медицинским и образовательным услугам и многое другое. Реализация стратегии благосостояние для большинства предполагает, что казахстанский стандарт (экономические и социальные условия для его реализации в качестве массового стандарта) призван стать основой долгосрочного экономического развития.

Реформа социальной сферы, проводимая в рамках стратегии благосостояние большинства, должна базироваться на следующих общих принципах: 

  • Недопустимость снижения уровня жизни массовых групп населения на любом этапе;
  • Обеспечение всеобщего доступа к социальным благам, особенно к качественному медицинскому обслуживанию и образованию;
  • Усиление адресности социальной поддержки в части социальных выплат и иных денежных выплат населению;
  • Постепенный переход на принцип оплаты социальных услуг и ликвидация системы перекрестного субсидирования-строго в соответствии с увеличением реальных доходов граждан, заработной платы работников бюджетной сферы и социальных выплат.

Согласно расчетам, реализация условий формирования массового среднего класса предполагает, что уровень потребления должен увеличиться в 1,7 - 1,8 раза по сравнению с сегодняшним днем.

Отсюда и ряд конкретных задач, которые предстоит решить: 

  • Добиться прогрессивного увеличения реальных доходов граждан страны не менее чем на 75%;
  • Резко сократить бедность за счет сокращения числа людей с доходами ниже прожиточного минимума;
  • Обеспечение поддержки и развития социальных институтов, определяющих качество человеческого капитала (образование, здравоохранение, культура).

Расходы бюджетов всех уровней на социальную сферу в реальном выражении должны увеличиться на 60% по сравнению с 2000 годом.

Необходимость решения этих социальных проблем параллельно с обеспечением достаточного уровня национальной безопасности предъявляет чрезвычайно жесткие требования к экономическому росту. Его граница довольно высока, не менее 5-6% в среднем за год. В этой ситуации ключевым звеном обеспечения экономического роста (а, следовательно, и всей стратегии реализации главной цели развития социального государства) на ближайшие десять лет является инвестиционный прорыв.

Она имеет несколько важнейших составляющих:

  • Ускоренный рост капитальных вложений;
  • Структурный инвестиционный маневр в пользу отраслей, способных обеспечить конкурентоспособность казахстанской экономики в мировом хозяйстве;
  • Инвестиционная поддержка ряда крупных отраслей, не имеющих должного инвестиционного потенциала в целом (сельское хозяйство и электроэнергетика);
  • Инновационное наполнение инвестиций.

Следует подчеркнуть, что только модель экономического роста, ориентированная на рост благосостояния большинства населения, может реально снять социально-экономический кризис, острота которого маскируется конъюнктурной волной подъема производства. Если экономическая политика ориентирована на рост ради роста, то обострение социальной ситуации в стране может похоронить как рост производства, так и само государство.

Макроэкономическая стабилизация страны

Главным итогом проводимых реформ стало то, что процесс трансформации административно - командной экономики в рыночную стал в стране необратимым и на этом пути были осуществлены важные системные изменения. Давайте рассмотрим их, оценив как масштаб, так и глубину нынешних кризисных явлений.

Экономическая либерализация. Неоспоримы изменения в становлении этого важнейшего узла трансформационной системы за счет привлечения рыночных регуляторов и сокращения форм государственного регулирования экономической жизни, либерализации внешнеэкономической деятельности, открытия страны для иностранного капитала, обеспечения относительно стабильного валютного режима. Государство, удовлетворяя свои потребности, взаимодействует с другими участниками рынка на равных условиях, развивая биржевую торговлю с использованием форвардных, фьючерсных и аналогичных сделок. На практике реализуются принципы свободного ценообразования и формирования их структуры, удовлетворяющей спрос и предложение, при сохранении механизма государственного регулирования для весьма ограниченного круга товаров, работ и услуг.

Формирование основ многослойной экономики с преобладанием частного сектора. Меняется общая экономическая среда, создаются условия для развития рыночных экономических структур, формирования и расширения основ многослойной экономики, формирования эффективных и ответственных собственников. При всех своих издержках процесс масштабной приватизации в основном завершен. Логическим следствием более ранних этапов приватизации, реализации текущей программы приватизации и реструктуризации государственной собственности, реструктуризации предприятий и дерегулирования должно стать создание сильного частного сектора в экономике, формирование эффективного собственника, основанного на рыночных моделях поведения, развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, расширение базы и необходимых условий для здоровой рыночной конкуренции.

Развитие институтов и инфраструктуры рыночной экономики. Создана и совершенствуется рыночная инфраструктура, включающая сеть банков, инвестиционных и страховых компаний, бирж, аудиторских фирм и других объектов, призванных обслуживать хозяйствующих субъектов, помогать им реализовывать свою продукцию, повышать надежность их деятельности и снижать экономические риски. Расширяется и углубляется законодательство, регулирующее отношения на рынках труда, капитала и товаров. Развитие торговли, финансово-кредитных институтов и других институтов рыночной экономики привело к соответствующим сдвигам в структуре производства валового внутреннего продукта страны, где доля стоимости услуг неуклонно растет.

Установление относительного равновесия потребительского рынка. Трансформация экономической системы позволила в достаточно короткие сроки сбалансировать спрос и предложение и добиться определенного равновесия на потребительском рынке. По большинству потребительских товаров предложение стало превышать эффективный спрос. Но этот положительный факт сам по себе не связан с ростом внутреннего производства. Это следствие интенсивного импорта, благодаря которому полки магазинов и торговых центров были заполнены ранее дефицитными товарами, а во-вторых, снижение платежеспособности большей части населения из-за обесценивания сбережений, остановки производства и обвала потребительских цен.

Финансовая стабилизация. Был достигнут определенный прогресс в лечении больной экономики и обеспечении финансовой стабильности. Золотовалютные резервы государства появились и неуклонно растут. Обменный курс тенге относительно стабилизировался. В ряде отраслей наблюдается тенденция к стабилизации производства.

Преобразование экономики страны сопряжено со значительными издержками. Конечно, возможности и стимулы для накопления и последующего инвестирования связаны с финансовой и общей макроэкономической стабилизацией.

Все изменения, связанные с либерализацией экономики, формированием основ ее мультикультурализма, созданием институтов и запуском механизмов конкуренции и свободного предпринимательства, объективно обусловлены и закономерны на пути к развитой рыночной экономике. Об этом свидетельствует опыт не только развивающихся или постсоциалистических стран, начавших свое движение к рынку несколько раньше нас, но и наиболее развитых стран мира, осуществивших переход от военно-государственной экономики к современной рыночной экономике.

Важно выстроить экономическую и финансовую политику таким образом, чтобы следующий этап не занял слишком много времени и , самое главное, привел не только к восстановлению того, что было утрачено в годы кризиса и реформ, но и к созданию необходимых предпосылок для восстановления и развития экономики на новой качественной основе.

Заключение

Переход к рыночной экономике - это длительный, сложный и противоречивый процесс. Мировой опыт показывает, что все глобальные социально-экономические реформы, связанные с радикальным разрушением ранее существовавшей экономической системы, неизбежно сопровождаются значительным снижением уровня производства и, соответственно, потребления. Эта закономерность требует разработки эффективной и действенной экономической политики, основанной на выборе оптимальной стратегии и тактики осуществления экономических реформ. С обретением полного политического и экономического суверенитета перед Казахстаном встает непростая задача выработки самостоятельного пути экономического развития, учитывающего мировой опыт и специфику Республики.

Сегодня казахстанская модель развития общества, переняв лучшие достижения всех цивилизаций, доказавших свою эффективность, идет по пути, отвечающему ее историческим, трудовым и специфическим особенностям поведения.

Экономическая жизнь, рыночная конъюнктура и ситуация на стыке двух тысячелетий стремительно меняются. Стратегия внутренней и внешней экономической политики базируется на сильной рыночной экономике, активной роли государства и привлечении значительных иностранных инвестиций с учетом реалий глобализации и кризиса мировой экономики, что сегодня создало благоприятный экономический климат посредством проведения ряда радикальных экономических реформ, правовой безопасности, прозрачности и стабильности нормативно-правовой базы, рыночной инфраструктуры, стабильности и конвертируемости национальной валюты, тенге.

За короткий период времени в экономике республики сформировалась основа рыночной инфраструктуры, включающая сеть банков, инвестиционных и страховых компаний, бирж, аудиторских фирм и других объектов, призванных обслуживать хозяйствующих субъектов, помогать им реализовывать свою продукцию, повышать надежность функционирования и снижать коммерческие риски. Расширялось и совершенствовалось законодательство, регулирующее отношения на рынках труда, капитала и товаров. Развитие торговых, финансово-кредитных и других институтов рыночной экономики привело к соответствующим сдвигам в структуре производства валового внутреннего продукта страны (ВВП), где доля стоимости услуг последовательно росла.

В результате ряда радикальных шагов по формированию рыночных институтов и механизмов управления Казахстан опередил большинство стран СНГ по темпам проведения экономических реформ. Казахстан первым среди стран СНГ принял такие меры, как пенсионная реформа, создание системы гарантирования банковских вкладов, досрочное погашение долга МВФ через Национальный банк, формирование Национального фонда, государственная компенсация вкладчикам банков и пенсионных фондов курсовых потерь из-за девальвации национальной валюты, отказ от продажи валютной выручки экспортеров.

Казахстан обладает огромным промышленным, трудовым, научно-техническим потенциалом, использование которого помогает преодолеть экономический спад и создает все условия для превращения страны в одну из ведущих и процветающих держав мира.

Казахстан ставит перед собой высокие цели, занять и сохранить лидирующие позиции в мировой экономике. Важно не упустить этот момент времени. Промедление, упущенные два-три года сегодня могут обернуться огромной потерей времени, завтра страна может не выйти из состояния догоняющей модернизации, постоянно занимаясь реализацией проектов по реиндустриализации экономики.

Анализ результатов экономической реформы показывает, что сегодня в Казахстане заложены фундаментальные основы для развития инновационной модели экономики.

Сегодня республика пытается найти свою нишу на мировом рынке, прежде всего в сфере высоких технологий. В связи с этим одним из главных приоритетов государственной экономической политики стало сохранение и развитие научно-технического потенциала страны. В этой курсовой работе рассматривался непростой путь перехода Казахстана к рыночной экономике и ее реформированию. А также итоги и перспективы развития страны.