Теория монополий и проблема рыночной власти

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Механизм саморегуляции рынка совершенной конкуренции
Максимизация прибыли и ценовая дискриминация
Модели рынка: соотношение конкуренции и власти
Ценообразование в условиях рынка несовершенной конкуренции


Введение:

Монополия - (от моно ... и греч. Poleo - продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, компании.

Монополии - это крупные экономические ассоциации (картели, синдикаты, трасты, концерны и т. д.), Которые находятся в частной собственности (индивидуальные, групповые или акционерные) и осуществляют контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала. с целью установления монопольных цен и извлечения монопольной прибыли. Доминирование в экономике является основой влияния монополий на все сферы жизни страны.

Если обратить внимание на монополистические формирования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного типа, благодаря чему они занимают доминирующее положение на рынке; получить возможность влиять на процесс ценообразования, ища наиболее выгодные для себя цены; получить более высокую (монопольную) прибыль.

Следовательно, основной чертой монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последний определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или совместно с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке за конкретный продукт.

Монопольное положение желательно для каждого предпринимателя или предприятия, поскольку оно позволяет избежать ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированное положение на рынке, сосредоточив в своих руках определенную экономическую мощь; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают свои личные интересы своим контрагентам, а иногда и обществу.

При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, невозможно вывести сущность этого явления из этимологии слова «моно» - один, «поле» - продаю. В действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке будет действовать только одна фирма - производитель товаров, не имеющих заменителей. Следовательно, при использовании термина «монополия» и, тем более, «чистая» монополия всегда существует определенное количество соглашений. Не случайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент» (П. Самуэльсон), «искатель цен» (П. Гейне).

Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны с ростом капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области экономических отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктатуры и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия - это теоретические абстракции, которые выражают две полярные ситуации на рынке, два логических ограничения. «... монополия есть прямая противоположность свободной конкуренции ...» (В.И. Ленин, «Полное собрание сочинений»).

Из-за высокого уровня концентрации экономических ресурсов монополии создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монополии - высокой прибыли. Джозеф Шумпетер и другие экономисты утверждают, что крупные фирмы со значительной властью желательны в экономике, потому что они ускоряют технологические изменения, поскольку фирмы с монопольной властью могут тратить свои монопольные доходы на исследования, чтобы защитить или укрепить свою монополию. мощность. Проводя исследования, они приносят пользу себе и обществу в целом. Но нет убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, поскольку монополии могут задерживать развитие технического прогресса, если это угрожает их прибыли.

Сущность монополизма

История возникновения и развития монополий

История монополий достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в различной степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их недавняя история начинается в последней трети 19-го века (особенно во время экономического кризиса 1873 года). Взаимосвязанность явлений - кризиса и монополий - указывает на одну из причин монополизации, а именно на попытку многих фирм найти спасение от кризисных шоков в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе называли «детьми кризиса».

Однако только в конце 19-го века рынок столкнулся с трудными проблемами почти впервые за свою долгую историю развития. Существует реальная угроза для функционирования конкуренции - это необходимый атрибут рынка. На пути к конкуренции возникли значительные препятствия в виде монополистических образований в экономике.

История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации экономики, придавая ей новые формы. Наиболее важными из них являются рост владения акциями; новая роль банков и развитие системы участия; монополистические слияния как способ централизации капитала; эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение в развитии современного капитализма. И в то же время каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации экономики.

Есть два способа формирования монополий: путем капитализации прибыли или слияний и поглощений. В последнее время наблюдается значительное преобладание последнего метода.

Методы концентрации и централизации капитала, используемые в 19 веке, не обеспечивали достаточную концентрацию капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупных заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Методы такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности под единым контролем существовали в течение длительного времени, но только под влиянием быстрого роста производительных сил они стали широко распространенными и решающими. Это, прежде всего, акционерная форма организации капиталистических компаний.

Важнейший аспект развития монополий связан с новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. Растущая концентрация производства и капитала постоянно увеличивала необходимость расширения роли банков, заставляя промышленные компании искать прочные связи с банками для получения долгосрочных кредитов, открывать кредиты в случае изменения экономических условий. Банки из скромных посредников превратились во всемогущих монополистов. Это означало формальное создание «общего распределения средств производства». Но с точки зрения содержания это распределение является частным, то есть соответствует интересам монопольного капитала. Слияние банковского и промышленного капитала привело к формированию финансового капитала и финансовой олигархии.

Важной формой создания отраслевых и межотраслевых монополистических союзов была система участия. Возможность его развития заключается в том, что акционерная форма организации компаний принадлежит владельцу контрольного пакета акций. Если другой компании принадлежит контрольный пакет акций, она получает возможность управлять своей «дочерней» компанией. Это система участия, которая может носить многоэтапный характер, предоставляя компании на самой вершине пирамиды контроль над огромным капиталом.

Быстрый рост размера капитала был также обеспечен усилением централизации, которая произошла в форме слияния независимых компаний. Эта форма централизации капитала широко использовалась в Соединенных Штатах. Первая большая волна монополистических слияний произошла в Соединенных Штатах в 1890-х и начале 20-х годов. В результате были сформированы крупнейшие компании, покорившие целые отрасли. В металлургии - Standard Oil, в автомобильной промышленности - General Motors и т. д. Вторая большая волна монопольных слияний произошла в США накануне экономического кризиса 1929-33 годов. Монополии были сформированы в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и т. д. Другие формы монополизации развивались в европейских странах. Формирование картелей и синдикатов было особенно характерно. Картели также распространяются на международной арене как форма международной монополии. Капиталистические ассоциации, изначально основанные на системе участия, были названы трастами и проблемами. Их возглавляли холдинговые компании, которые являлись финансовыми институтами (банки, инвестиционные компании).

Развитие проблем было связано с процессами объединения, необходимостью более тесного сотрудничества различных отраслей, что требовало более централизованного контроля. Не случайно, что после Второй мировой войны 1939-45 гг. многие американские монополии включили свои бывшие дочерние компании в подразделения, то есть заменили систему участия прямым централизованным контролем. После Второй мировой войны наблюдался процесс создания новых форм монополистических объединений, так называемых конгломератов. Конгломераты, которые развивались в основном в Соединенных Штатах, объединяют самые разные типы отраслей, которые не имеют каких-либо промышленных связей друг с другом, а также не связаны единым сырьем, едиными условиями продаж. Создание конгломератов является результатом усиления концентрации научных исследований и управления с середины 20-го века. В конгломератах создаются условия для притока капитала из одной отрасли в другую в обход традиционного рынка капитала.

Важной характеристикой монополий второй половины 20-го века является их выход на международную арену не только в торговле, но и непосредственно в производстве, организованном в форме филиалов и дочерних компаний за рубежом, то есть превращение национальных монополий в транснациональные корпорации ( ТНК). Экономическая и финансовая мощь ТНК стремительно растет: в середине 1980-х годов их доля в общем валовом продукте развитых стран достигла 1/3, в мировом экспорте - 40% и в обмене технологиями - 80%. Некоторые ТНК с точки зрения годового оборота превышают ВВП малых государств и даже превосходят их с точки зрения их роли в мировой экономике.

Развитие всех видов монополистической концентрации неуклонно ведет к тому, что все большая часть национального дохода и национального богатства стран сосредоточена в руках нескольких крупнейших монополий. Об этом свидетельствуют статистические данные о доле основных фондов 200 крупнейших производственных корпораций США в общем объеме производственных активов 48,3% в 1948 году и 60,1% в 1969 году. В Великобритании доля основных фондов принадлежит 100 крупнейшим производственным, торговым а услуги фирм выросли с 44% в 1953 году до 62% от общих активов в 1963 году.

Причины существования монополий

Есть несколько причин существования монополий.

Первая причина: «естественная монополия». Если производство какого-либо объема продукции одной фирмой дешевле, чем производство двух или более фирм, то отрасль считается естественной монополией. И причина здесь в экономии масштаба - чем больше продуктов производится, тем ниже их стоимость.

Вторая причина: одна фирма имеет контроль над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами, либо в виде сырья, либо в форме знаний, защищенных патентом или хранящихся в секрете. Пример: алмазная монополия De Beers опирается на контроль над алмазным сырьем; Ксерокс контролировал процесс изготовления копий, называемый ксерографией, поскольку он обладал знаниями в области технологий, в некоторых случаях защищенных патентами.

Третья причина: правительственное ограничение. Монополии существуют потому, что они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу какого-либо товара. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в некоторых странах только государственные монополии могут продавать табак.

История возникновения и развития монополий в России

Монополии тоже появились в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии были сформированы в 80-х годах 19 века (Союз железнодорожников и т. д.). Оригинальность развития заключалась в прямом вмешательстве государственных органов в создание и функционирование монополий в секторах, отвечающих потребностям государственной экономики или имеющих особое значение в ее системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефть и сахар). промышленности). Это привело к скорейшему появлению государственно-монопольных тенденций. В 80-90-х годах в промышленности и на водном транспорте действовало не менее 50 различных профсоюзов и соглашений. Монополистическая концентрация также имела место в банковском деле. Иностранный капитал оказывал ускоряющее влияние на процесс монополизации. До начала 20-го века роль монополий в экономике была невелика. Экономический кризис 1900-03 годов оказал решающее влияние на их развитие. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего формировались в форме картелей и синдикатов, в которых маркетинг был монополизирован, а их участники сохраняли производственную и финансовую независимость. Возникли также ассоциации типа доверия (Партнерство "Нобелевский бр.", Доверие нити и т. д.).

Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок регистрации и функционирования монополий, позволило государству использовать против них законодательство, формально запрещающее деятельность монополий. Это привело к распространению официально незарегистрированных монополий, некоторые из которых, однако, действовали с согласия и прямой поддержки правительства (Prodparavoz, военно-промышленные монополии). Незаконная ситуация создавала неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности), и поэтому они стремились к легальной легализации с использованием разрешенных форм промышленных объединений. Многие крупные синдикаты - «Продамет», «Продуктол», «Продвагон», «Крыша», «Медь», «Проволока», РОСТ и другие - были по форме акционерными предприятиями, реальные цели и виды деятельности которых определялись специальные секретные договорные контракты. Нередко одни и те же предприятия участвовали в нескольких соглашениях одновременно. В период промышленного роста (1910-14) произошел дальнейший рост монополий. Количество торгово-промышленных картелей и синдикатов составляло 150-200. Несколько десятков из них были в транспорте. Многие из крупнейших банков стали банковскими монополиями, проникновение которых в промышленность наряду с процессами концентрации и совмещения производства способствовало укреплению и развитию трастов, концернов и т. д. (Российская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», « Коломна-Сормово »,« Россуд-Новаль », военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации продаж и производства монополий был очень неравномерным. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, добыча нефти и угля, производство сахара) монополии сосредоточили основную часть производства и продаж и почти полностью доминировали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность), уровень монополизации был низким.

Во время Первой мировой войны 1914-18. прекратилась деятельность ряда местных монополий, но в целом война увеличила количество монополий и их власть. Наибольшие опасения возникли у Второва, Путилова-Стахеева, Батолина и братьев Рябушинских. Особенно развиты монополии, связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе слияния монополий с государственными органами (металлургический завод, джутовый синдикат и т. д.), А также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участии государства (организаций Ванков, Ипатьев, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции во время национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало органы учета и распределения монополий при создании органов управления народным хозяйством. С переходом России на рынок монополии и связанные с ними проблемы вновь возникли.

Виды монополий

Объективной основой монополии является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать и сокращать объемы производства по сравнению с теоретически возможным уровнем и затруднять доступ к рынку для других предприятий. юридические лица. В конечном итоге это позволяет монополисту перераспределить платежеспособный спрос в его пользу, получать монопольно высокие прибыли. Конкурентные рынки, как правило, работают хорошо, что не относится к рынкам, на которых покупатели или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение, объем производства будет низким, а цены - высокими. Монополия - крайняя форма несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может поднять цену на свой продукт, ограничив собственную продукцию. На монопольных рынках существует барьер для входа, который делает невозможным выход любого нового продавца на рынок. Фирма с монопольной властью проводит политику ценовой дискриминации, то есть она продает один и тот же продукт разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого монопольная фирма должна иметь возможность надежно разделить свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса для разных потребителей, и умело отделить «дешевый» рынок от «дорогого».

Тип монополий зависит от структуры рынка и формы конкуренции.

Существуют различные типы монополий, которые можно разделить на три основных: естественные, административные и экономические.

Естественная монополия возникает по объективным причинам. Это отражает ситуацию, когда спрос на данный продукт лучше всего удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В его основе лежат особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примерами могут служить электроснабжение, телефонная связь, связь и т. д. Эти отрасли имеют ограниченное число, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает в результате действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на осуществление определенного вида деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются различным главам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, предприятия одной отрасли группируются. Они действуют на рынке как один хозяйствующий субъект, и между ними нет конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза была одной из самых монополизированных в мире. Именно там доминировала административная монополия, прежде всего монополия всемогущих министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная государственная монополия на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Его появление обусловлено экономическими причинами, оно развивается на основе законов экономического развития. Речь идет о предпринимателях, которым удалось завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый - это успешное развитие предприятия, постоянный рост его масштабов за счет концентрации капитала. Второй (более быстрый) основан на процессах централизации капитала, то есть на добровольном слиянии или поглощении победителями банкротов. Так или иначе, или оба, предприятие достигает такого масштаба, когда оно начинает доминировать на рынке.

В чем причина возникновения и развития монополистических тенденций? Есть две точки зрения на этот вопрос в экономической литературе. Согласно первому, монополия рассматривается как случайная, не характерная для рыночной экономики. Что касается другой точки зрения, монополистические образования определяются как естественные. Одним из предпочтений таких взглядов является английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что «монопольная власть не возникает случайно». Это логическое завершение стратегии предприятия. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Принцип экономической выгоды, сформулированный А. Смитом, заставляет предприятия постоянно искать возможности для увеличения своей прибыли. Одним из них, наиболее привлекательным и надежным, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монопольные тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

Еще одной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Это обусловлено конкуренцией. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены внедрять новые технологии и увеличивать масштабы производства. В то же время несколько крупных отделены от массы средних и малых предприятий. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей есть альтернатива: либо продолжать невыгодную конкуренцию между собой, либо прийти к соглашению о масштабах производства, ценах, рынках сбыта и т. д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к возникновению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод о том, что возникновение монопольных предприятий обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

Современная теория выделяет три типа монополий:

  1. монополия отдельного предприятия;
  2. монополия как соглашение;
  3. монополия, основанная на дифференциации продукции.

Достижение монопольного положения в первом случае нелегко, о чем свидетельствует тот факт, что эти субъекты являются исключительными. Кроме того, этот путь к монополии можно считать «приличным», поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижение преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является способ соглашения между несколькими крупными фирмами. Это позволяет быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) действуют на рынке как «единый фронт», когда конкуренция, прежде всего борьба за цену, сводится на нет, покупатель оказывается в неоспоримых условиях.

Существует пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений, картелей и синдикатов.

Картель - это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которых сохраняют право собственности на средства производства и производимую продукцию, производственную и коммерческую независимость и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах. рынки сбыта.

Синдикат представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли, участники которых сохраняют средства на средства производства, но теряют право собственности на произведенный продукт, а значит, сохраняют производство, но теряют коммерческую независимость. Для синдикатов распределение товаров осуществляется отделом общих продаж.

Более сложные формы монополистических объединений возникают, когда процесс монополизации распространяется на сферу прямого производства. На этой основе возникает такая высшая форма монополистических объединений, как траст.

Траст - это объединение ряда предприятий в одной или нескольких отраслях промышленности, участники которых утрачивают право собственности на средства производства и производимый продукт (промышленная и коммерческая независимость). То есть производство, продажи, финансы, управление объединяются, и за объем инвестированного капитала владельцы отдельных предприятий получают доли в трасте, что дает им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыль треста.

Диверсифицированным концерном является объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которых теряют право собственности на средства производства и производимую продукцию, а основная компания осуществляет финансовый контроль над другими членами ассоциации.

В 60-х годах в США и некоторых столичных странах появились и начали развиваться конгломераты, то есть монопольные объединения, образованные за счет поглощения прибыли многопрофильных предприятий, не имевших технического и производственного единства.

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и заняв сильные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Это объясняется тем, что преимущества крупномасштабного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение рентабельности только до определенных времен.

В общем, любая монополия может существовать только при несовершенной конкуренции. Монопольный рынок предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) и что он имеет очень высокий контроль над ценами.

Рынок более лоялен к олигополии, которую можно разделить на два типа: олигополия первого типа - это отрасли с точно такими же продуктами и крупными предприятиями. Олигополия второго рода - это ситуация, когда несколько продавцов продают дифференцированные товары. В этом случае есть частичный контроль над ценами. Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией товара предполагает, что покупатель предпочитает определенный тип товара: его привлекает именно этот сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т. д. Признаки такого рынка: много производителей, много реальные или воображаемые различия в продуктах, очень слабый контроль цен.

Международные монополии

Особый вид монополий - это международные монополии. Экономической основой возникновения и развития международных монополий является высокая степень социализации капиталистического производства и интернационализация экономической жизни. Есть два типа международных монополий. Первый - это транснациональные монополии. Они являются национальными по капиталу и контролю, но международными по объему. Например: американский нефтяной концерн "Standard Oil of New Jersey", который имеет предприятия в более чем 40 странах, активы за рубежом составляют 56% от их общего объема, объем продаж 68%, прибыль 52%. Подавляющее большинство производственных мощностей и сбытовых организаций швейцарского пищевого концерна Nestlé расположены в других странах.

Только 2-3% от общего оборота приходится на Швейцарию. Второй тип - это на самом деле международные монополии. Особенность международных трастов и проблем заключается в международном распределении акционерного капитала и многонациональном составе ядра траста или концерна. Например: англо-голландский химический и пищевой концерн "Unilever", немецко-бельгийский трест фотохимических товаров "Agfa-Gevert". Их количество не очень велико, поскольку объединение капитала разных национальностей сопряжено с большими трудностями: различия в законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие любому правительству и т. д. Основные формы объединения: создание монополиями разных страны совместной компании в форме независимо существующего траста или концерна; приобретение одной монополией контрольного пакета акций иностранной монополии; прямое слияние активов фирм из разных стран (слияние де-юре); консолидация компаний разных национальностей через "квази-слияния". Последнее осуществляется посредством обмена акциями между фирмами, сохраняющими юридическую независимость, либо путем взаимного назначения администраторов, либо посредством коллективного владения акциями в совместных компаниях. Этот тип слияния является наиболее распространенной формой формирования международных трестов и проблем. Они помогают различным национальным фирмам, объединяющим операционную деятельность, не только избегать двойного налогообложения, но и поддерживать формальную независимость, корпоративную структуру, индивидуальные характеристики производства и продаж, собственные торговые марки, прежнее местонахождение головных компаний материнских компаний и принадлежность к национальное законодательство своей страны.

Естественные монополии, понятие естественной монополии

Как известно, наиболее эффективной организацией экономики многие выдающиеся ученые и политики признают конкурентный рынок. Однако из-за большого количества разнородных социально-экономических факторов совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынков. Более того, функционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентной основе невозможно или неэффективно, то есть для них естественной становится высокая степень монополизации. Классическими примерами природных на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также некоторые подсекторы коммуникаций, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т. д. Следует отметить, что во многих странах в последние годы масштабы и масштабы государственного регулирования значительно сократились как благодаря технологическим инновациям, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

Естественная монополия в промышленном производстве - это случай, когда для общества в целом монополистическая организация производства и реализации продукции экономически предпочтительнее, чем создание конкурирующих предприятий. Основной причиной возникновения и сохранения естественных монополий в сфере производственной деятельности является наличие в ряде отраслей чрезвычайно высокой отдачи от масштабов производства одним предприятием вследствие определенных технологических особенностей.

Отличительной особенностью таких отраслей является использование сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередач, железные дороги и т. д.). Такая организация производства требует крупных капиталовложений, недоступных для мелких и средних инвесторов, и связана со значительными постоянными затратами. Поэтому необходимым условием их существования является возможность экономии от масштаба, достижение таких объемов производства, при которых происходит достаточное снижение удельных затрат на единицу продукции. Кроме того, активы, воплощенные в проложенных железных дорогах, телефонных линиях, трубопроводах и т. д., Чрезвычайно специфичны, имеют ограниченную сферу применения и не могут быть легко переориентированы на другие рынки. Это определяет эффективность концентрации производства у одного производителя.

В случае рынка электроэнергии и тепловой энергии это означает, что энергоснабжение потребителей обеспечивается с достаточной степенью надежности. В электроэнергетике высокая отдача от масштаба производства связана с высокой капиталоемкостью, уровнем концентрации мощностей и централизацией управления технологическими процессами.

Влияние естественных монополий на реформированную экономику России

Россия не избежала негативного влияния отраслей - естественных монополий в рыночных условиях. В российской промышленности четыре тысячи предприятий - монополистов, а их продукция составляет 7% от общего объема. Из них 500 являются естественными монополиями.

В условиях общего снижения производства в России спрос на товары и услуги отраслей естественных монополий, за исключением коммуникаций, неуклонно снижается. Эти отрасли чрезвычайно капиталоемки, и значительная часть их затрат является постоянной. В результате доля постоянных затрат в цене за единицу увеличилась. Кроме того, до недавнего времени субъекты естественных монополий финансировали инвестиции в основном из внутренних источников (инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые за счет затрат и прибыли), что определяло чрезмерную нагрузку на тарифы.

Перекрестное субсидирование одних групп потребителей за счет других сохраняется практически во всех отраслях. Низкие тарифы для населения и бюджетных организаций субсидировались за счет промышленных и коммерческих потребителей. Например, на железнодорожном транспорте потери на пассажирских перевозках покрываются тарифами на перевозку.

В 1993 - 1996 гг. Отраслевые цены российских естественных монополий росли более быстрыми темпами, чем в других секторах экономики. Они приблизились к мировому уровню, а в некоторых случаях (например, международные телефонные тарифы) превзошли их. Потребители стали оказывать давление на правительство вплоть до требования о замораживании цен.

Быстрый и значительный рост цен в электроэнергетике, газовой промышленности, связи и на железнодорожном транспорте вызвал необходимость поднять вопрос об обосновании затрат (заработная плата, социальные выплаты, инвестиционная деятельность) и соответствии качества предлагаемых продуктов и услуг. до уровня цен. Во всех отраслях, содержащих сегменты естественных монополий, заработная плата превышала среднюю по экономике, а их работники получали больше социальных льгот по сравнению с другими отраслями.

Учитывая фундаментальный характер этих отраслей, очевидно, что рост цен на их продукцию явился мощным фактором макроэкономической инфляции, которую экономисты справедливо назвали инфляцией затрат.

Однако нельзя однозначно утверждать, что отрасли - естественные монополии в годы перехода к рынку обеспечивали процветание за счет остальной экономики. Последствия ценовой дискриминации - катастрофические неплатежи - больно ударили по своему собственному источнику.

По данным отраслевых структур, входящих в систему Министерства топлива и энергетики, задолженность должников по расчетам и платежам предприятиям электроэнергетики на 1 августа 1994 г. составила 12,9 трлн. Руб. и продолжал расти еще в среднем на 36 млрд руб. в день половина выпущенной энергии не была оплачена вовремя. Министерство экономики представило правительству России проект решения, предусматривающий реализацию ранее заключенного соглашения между основными отраслями промышленности, энергетикой и транспортом о совместных действиях по стабилизации цен и тарифов и улучшению расчетов между предприятиями. Проект не был принят.

РАО "ЕЭС России" тогда считало, что необходимо вывести максимальное количество генерирующих источников на федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности в расчете на то, что производители электроэнергии будут вовлечены в конкуренцию, что приведет к поиску путей сокращения издержки производства и удешевление энергии (снижение тарифов).

Эти расчеты «романтики рынка» от РАО «ЕЭС России» не суждены сбыться по той простой причине, что региональные АО-энерго являются монополистами, по крайней мере, по отношению к потребителям в своем регионе и, следовательно, не чувствую потребность в конкуренции. Не менее важным является тот факт, что конкурентный рынок может появиться только при наличии свободных мощностей. Их уровень в России составляет 3% (против ~ 30% в США и Германии), и этого недостаточно даже для компенсации пиков сезонного и ежедневного потребления. Последние покрыты межрегиональными потоками, что защищает европейскую часть России от массовых отключений потребителей из-за критического падения частоты в энергосистеме.

К ноябрю 1995 года потребительские дефолты достигли 27 триллионов долларов. рублей, и уже 86% поставленной электроэнергии не было оплачено вовремя. Понятно, что важнейшая роль в этом механизме откачки дебиторской задолженности принадлежала отраслевой тарифной политике. Кроме того, высокая цена на электроэнергию влияет на стоимость промышленной продукции, что также влияет на самих энергетиков. К концу 1995 года 70% платежей за поставленную электроэнергию осуществлялось в форме бартерных сделок. Теперь товары должников, полученные в качестве платы за электроэнергию, сами подлежат продаже через сеть торговых посредников.

К 1 августа 1996 года просроченная дебиторская задолженность потребителей электроэнергии составила 63,2 трлн. рублей, газа - 8,7 трлн. рублей, железных дорог и нефтепроводов - 65,3 трлн. руб. Госкомстат РФ, что в совокупности превышает 56% всех неплатежей в российской экономике.

Из-за более строгого регулирующего влияния правительства на цены естественных монополий в первой половине 1996 года их рост был значительно ограничен. Результаты не заставили себя долго ждать: с начала лета было достигнуто резкое снижение инфляции.

Однако строгое сдерживание роста тарифов, по мнению отраслевых экспертов, привело к резкому ухудшению финансового состояния отраслей - естественных монополий. В то же время в условиях закрытой финансовой информации и без независимой проверки соответствующих предприятий такие выводы трудно подтвердить или опровергнуть. Так или иначе, в ряде случаев сами естественные монополии нуждаются в защите от необоснованного давления со стороны определенных политических сил, что ведет к подрыву финансовой устойчивости этих отраслей, жизненно важных для государства.

Антимопольная политика в России и за рубежом

Система государственного регулирования естественных монополий в России. Проблема становления

Проблема необходимости государственного регулирования естественных монополий была признана властями только к 1994 году, когда рост цен на их продукцию уже оказал значительное влияние на подрыв экономики. В то же время реформистское крыло правительства стало уделять больше внимания проблемам регулирования естественных монополий, причем не столько в связи с необходимостью остановить рост цен в соответствующих отраслях промышленности или обеспечить использование возможностей. ценового механизма для макроэкономической политики, но в первую очередь в попытке ограничить диапазон регулируемых цен.

Первый проект Закона «О естественных монополиях» был подготовлен сотрудниками Российского приватизационного центра по поручению Государственного комитета гражданской авиации Российской Федерации в начале 1994 года. После этого проект был доработан российскими и зарубежными экспертами. и был согласован с отраслевыми министерствами и компаниями (Министерство связи, Министерство путей сообщения, Министерство транспорта, Минатом, Миннац, РАО Газпром, РАО ЕЭС России и др.). Многие отраслевые министерства выступили против этого проекта, но СКАП и министерству экономики удалось преодолеть их сопротивление. Уже в августе правительство направило согласованный со всеми заинтересованными министерствами законопроект в Госдуму.

Первое чтение Закона в Государственной Думе (январь 1995 г.) не вызвало длительных дискуссий. Основные проблемы возникли на парламентских слушаниях и на заседаниях комитетов Госдумы, где представители промышленности вновь предпринимали попытки изменить содержание или даже предотвратить принятие проекта. Обсуждались многочисленные вопросы: законность предоставления регулирующим органам права контролировать инвестиционную деятельность компаний; о пределах регулирования - законность регулирования деятельности, которая не принадлежит естественным монополиям, но связана с регулируемой деятельностью; о возможности сохранения регулирующих функций с отраслевыми министерствами и т. д.

В начале февраля в Государственную Думу поступило письмо от Президента Российской Федерации, в котором предлагалось приостановить рассмотрение законопроекта и, наряду с другими, содержалось обвинение в том, что данный проект не соответствует программе дальнейшей экономической либерализации. Однако уже в конце февраля был опубликован Указ Президента № 220 «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации». Он поручил правительству представить в течение месяца предложения о создании Федеральной службы по регулированию естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, Федеральной службы по регулированию естественных монополий на транспорте и Федеральной службы по Регулирование естественных монополий в области связи. Почти одновременное появление письма Президента и его Указа показывает, насколько мощным было лоббирование сил с противоположными интересами.

В апреле Госдума приняла закон, и он был отправлен на подпись президенту. В мае президент, сославшись на наличие противоречий с действующим законодательством, наложил вето на новую редакцию закона и вернул его в Госдуму. В июне-июле работали согласительная комиссия Госдумы и аппарат президента. После этого Государственная Дума приняла новую редакцию Закона практически без обсуждения, а 17 августа Президент подписал Закон. Это стало возможным благодаря обширной летней кампании в СМИ против злоупотреблений со стороны естественных монополий. Особое внимание было уделено финансовым показателям газовой отрасли, возможности совершенствования государственного бюджета как в результате увеличения налогообложения РАО «Газпром» и отмены льгот по формированию внебюджетного фонда и т. д.

В соответствии с Законом о естественных монополиях в сферу регулирования входят транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электроэнергии и тепла, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, государственные и почтовые услуги.

Основными методами регулирования были: ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их максимального уровня; выявление потребителей обязательных услуг и / или установление минимального уровня их предоставления. Регулирующие органы также обязаны контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, а также продажу и аренду имущества.

Зарубежный опыт регулирования показывает, что главным в такой деятельности является максимальная независимость регулирующих органов как от других государственных органов, так и от регулируемых ими хозяйствующих субъектов, а также согласованность интересов и направлений деятельности регулирующих органов, что будет предоставить им возможность принимать политически непопулярные решения.

В первоначальном проекте закона предполагалось, что регулирующие органы будут обладать высокой степенью независимости: их члены совета директоров, назначенные на длительный срок, не могут быть уволены по любой причине, кроме как по решению суда; предусматривал запрет на совмещение должностей членами совета директоров, владением акциями регулируемых компаний и т. д. Однако в окончательном варианте многие прогрессивные положения, заимствованные из многолетней практики регулирования в зарубежных странах, были либо смягчены, либо отменены, что требует Вопрос о возможности принятия решений, которые достаточно защищены от влияния различных политических сил.

К 1995 году была сформирована только одна система регулирующих органов, работающих вне отраслевых министерств. Это федеральные и региональные энергетические комиссии, созданные в 1992 году для регулирования тарифов на электроэнергию и тепло. Контроль над другими естественными монополиями осуществлялся соответствующими министерствами (Министерство экономики, Министерство топлива и энергетики, Министерство путей сообщения, Министерство связи). Так, Министерство путей сообщения получило разрешение на индексацию месячных тарифов на перевозки с учетом роста цен на основные виды продукции, потребляемой его предприятиями. Министерство экономики и Министерство финансов ежеквартально корректируют тарифы с учетом финансового состояния отрасли.

Тем не менее, даже в электроэнергетике до 1995 года правовые основы регулирования не были закреплены. Государственный контроль над экономической деятельностью естественных монополий был значительно ослаблен в связи с преобразованием многих предприятий в акционерные общества, где интересы промышленности стали доминировать. В то же время федеральное правительство, сохраняя контрольные пакеты в своих руках, не принимало активного участия в механизме корпоративного управления акциями.

Упрощенные схемы государственного регулирования естественных монополий, основанные на индексации тарифов (цен) и не сопровождаемые тщательной проверкой обоснованности затрат и инвестиционной деятельности, позволили монополистам легко обойти ограничения, налагаемые квазирегуляторными органами. (отдел цен Министерства экономики, Федеральная энергетическая комиссия). Наиболее важными причинами такой ситуации были: отсутствие необходимой законодательной базы; неопределенность статуса регулирующих органов, их зависимость как от правительства и министерств, так и от регулируемых субъектов; нехватка финансовых ресурсов и квалифицированных кадров.

Многие дела, возбужденные территориальными управлениями Государственного комитета гражданской авиации России по фактам нарушений Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в 1994-1995 годах, были связаны с действиями предприятия - естественные монополисты. Выявлены многочисленные случаи завышения тарифов, отказа в обслуживании определенных групп потребителей, включения дополнительных условий в договоры (участие в строительстве производственных объектов, перенос жилых помещений, предоставление материальных ресурсов).

К январю 1996 года были приняты три указа президента о создании государственных служб регулирования естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, связи и на транспорте. В марте-апреле были опубликованы постановления правительства о создании регулирующих органов, в частности, была определена численность их сотрудников. Однако в конце мая был назначен только один глава департамента - Федеральная энергетическая комиссия. Назначение заместителя министра топлива и энергетики на этот пост является компромиссом между правительством и регулируемыми структурами.

Как уже отмечалось, в первой половине 1996 года в секторах естественных монополий (электроэнергетика, газовая промышленность, нефтепровод, железнодорожный транспорт, связь) рост цен несколько замедлился по сравнению с предыдущими годами реформ. Во многом это связано с популистской политикой перед президентскими выборами, что подтверждается обострением проблемы неплатежей в связи с принятием постановления правительства, запрещающего отключение потребителей энергии до середины мая 1996 года. Кроме того, Под давлением МВФ постановлением правительства от 21 марта 1996 года были ликвидированы внебюджетные фонды в топливно-энергетическом секторе, а с 1 апреля - стабилизационный фонд РАО "Газпром", в результате чего "Газпром" был лишен Основные налоговые льготы.

Однако даже после выборов был принят ряд мер по жесткому ограничению роста цен для естественных монополий. Так, указом Президента от 17 октября 1996 г. цены на электроэнергию, поставляемую с оптового рынка, были снижены на 10%; Постановлением правительства от 3 апреля 1997 года целевые инвестиционные фонды были исключены из стоимости производства энергии.

Уже ясно, что процесс формирования регулирующих органов будет не только длительным, но и болезненным. Министерства не хотят делегировать соответствующие полномочия. Существует острая проблема финансирования, довольно сложно привлечь квалифицированных работников, поскольку зарплаты государственных служащих значительно ниже, чем зарплаты работников аналогичного уровня в регулируемых компаниях. Многие из лучших специалистов отрасли, которые могли бы выполнять такую ​​работу, занимают высокооплачиваемые должности в организациях, которые необходимо регулировать.

Поэтому сегодня наиболее острыми проблемами являются кадровое обеспечение, разработка конкретных методов регулирования, совершенствование информационной базы, позволяющей принимать обоснованные решения.

Таким образом, в области создания законодательной и институциональной базы для регулирования естественных монополий были приняты некоторые важные и необходимые меры, но многое еще предстоит сделать как с точки зрения создания эффективной системы регулирования, так и с точки зрения реструктуризации отраслей, что будет сделать возможным формирование более компактной и управляемой сферы. регулирование.

Антимонопольное законодательство за рубежом

Все промышленно развитые страны в настоящее время подлежат правовому регулированию (обычно в рамках коммерческого права) процесса концентрации капитала и конкуренции с целью смягчения экономических и социальных последствий монополистической практики.

Разработка и принятие антимонопольного законодательства является одним из важнейших средств такого государственного регулирования экономики. В современный период основной особенностью этого законодательства является то, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. В то же время под олигополией понимается организация отрасли (или местного рынка), в которой ограниченное число крупных производителей производят значительную или преобладающую часть промышленной продукции, и благодаря этому они могут либо нести вывести независимую монопольную политику или вступить в монопольный заговор относительно единой рыночной политики. Важнейшей особенностью олигополистического рынка является взаимодействие конкурентных и монопольных сил.

Следует отметить, что антимонопольное законодательство не первая попытка в истории развития регулируемой конкуренции. Впервые регулирование конкурентных отношений возникло в середине XIX века в рамках законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела необходимость правового регулирования методов и средств конкуренции для защиты товарно-денежных средств. отношения от дезорганизации.

Возвращаясь к генезису антимонопольных законов, следует отметить, что исторически существовали два типа антимонопольных законов. Первый из них предусматривает формальный запрет монополии, второй основан на принципе контроля над монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений. Мы говорим об антимонопольном законодательстве США и европейской системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль над монополистическими объединениями с целью предотвращения злоупотребления доминирующим положением на рынке. В странах европейской системы антимонопольного законодательства предусмотрена регистрация отдельных видов соглашений о создании монополий или значительных ограничениях конкуренции. Если эти соглашения противоречат общественным интересам, они признаются недействительными государственным органом, регистрирующим такие соглашения, вышестоящим государственным органом или судами.

Американская антимонопольная система принята в Аргентине и ряде других стран. Европейская система, помимо Западной Европы, действует в Австралии, Новой Зеландии и Южной Африке. Промежуточное положение между этими двумя системами занимает законодательство Федеративной Республики Германии, что объясняется тем, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общим правилом о запрете монополий предусматривает большое количество исключения из этого принципа.

Первый антимонопольный закон был принят в Алабаме в 1883 году. Затем, в течение 1889-1890 годов, аналогичное законодательство было принято в других штатах США. Принятие антимонопольных законов многими штатами способствовало разработке соответствующих законов на федеральном уровне. Так, в 1890 году появился так называемый закон Шермана, положивший начало антимонопольному законодательству США. Главной особенностью этого законодательства является формальный запрет монополий, который придает ему, в отличие от законодательства других стран, наиболее строгий характер. В 1914 году, следуя общим положениям Закона Шермана, были приняты Закон Клейтона и Закон Федеральной торговой комиссии. Эти три правила с последующими изменениями и дополнениями легли в основу антимонопольного законодательства США.

Главной особенностью антимонопольного законодательства США является принцип запрета монополий как таковых, то есть первоначальное признание их как незаконных, в то время как западноевропейское антимонопольное законодательство было построено на принципе регулирования монопольных практик путем устранения их негативных последствий. Но вскоре судебная практика в Соединенных Штатах нашла инструмент, с помощью которого было смягчено жесткое правило запрета любой монополии. Этот документ стал так называемым «правилом благоразумия», утвержденным Верховным судом США в 1911 году. Верховный суд постановил, что Закон Шермана основан на доктринах общего права, ограничивающих торговлю, и что его следует толковать в пользу запрещения только те ограничения, которые могут быть классифицированы как «необоснованные» в соответствии с принципами общего права.

Кроме того, со временем американские суды стали использовать другие средства регулирования конкуренции, что в целом открыло для них как возможность более гибкого подхода к регулированию монопольной практики, так и широкое поле судебного усмотрения. Например, американская юридическая литература указывает, что негативные последствия строгого правила незаконности монополий как таковых могут быть устранены тремя способами: путем более узкого толкования этого правила, путем установления исключений из него и использования его в качестве первого этап более широкого анализа монопольной практики в рамках применения «правила разума».

Однако сам режим антимонопольного регулирования время от времени претерпевает определенные изменения (смягчение или ужесточение), связанные с различными факторами, в частности, с изменением экономической политики после прихода к власти определенной администрации, ослаблением или усилением вмешательства государства в дела. частного сектора. В настоящее время преобладающей оценкой является оценка монополии и ее антипода конкуренции, основанная на принципе экономической эффективности. Другими словами, негативные последствия монополии с точки зрения ограничения конкуренции могут быть компенсированы экономической эффективностью монополизации определенных рынков.

Великобритания является ярким примером страны с европейской системой патентного права. В целом, оно более либерально, чем американское антимонопольное законодательство, поскольку оно следует традиционной британской политике свободной торговли и минимизации прямого вмешательства государства в предпринимательскую деятельность предпринимателей.

Формирование современного антимонопольного законодательства в Великобритании связано с принятием в 70-х годах этого столетия ряда нормативных актов в области ограничительной торговой практики и справедливой торговли: Закон о справедливой торговле 1973 года, Закон об ограничительной торговой практике 1975 года, законы На суде ограничительной практики 1976 и 1977 годов был принят Закон о перепродажных ценах 1976 года. Результатом попытки улучшить правовое регулирование процессов монополизации в стране стала разработка и принятие Закона о конкуренции 1980 года. в целом надежды, возложенные на этот закон, не оправдались, поскольку процедура контроля за антиконкурентной практикой не стала более оперативной, а число рассматриваемых дел не увеличилось.

С принятием Закона от 19 июля 1977 года во французском законе о конкуренции произошли глубокие изменения. Таким образом, в соответствии с этим Законом были ужесточены санкции против запрещенных картелей и злоупотребления доминирующим положением на рынке. Впервые был организован контроль за концентрацией производства. В 1986 году был принят новый французский антимонопольный закон, который значительно отличается от предыдущего. Суть его можно понять в связи с вмешательством государства в экономическую жизнь страны (так называемая политика «дирижизма»), в частности с государственным регулированием цен. Переломным моментом во французской экономической политике стало отрицание экономической интервенции со стороны государства, хотя и со многими оговорками. Отныне борьба с инфляцией, установление и регулирование цен попали под влияние рыночного механизма.

Как уже упоминалось выше, антимонопольное законодательство Федеративной Республики Германии занимает промежуточное положение между двумя системами антимонопольного законодательства. Существенным стимулом в развитии антимонопольного законодательства в Германии стало создание там свободной рыночной экономики в послевоенный период. В 1949 году были подготовлены два законопроекта: об обеспечении конкуренции путем повышения эффективности и об отделе монополий. Работа в этом направлении была продолжена и завершилась принятием в 1957 году Закона о запрете конкуренции, который в повседневной жизни получил сокращенное название Закона о картелях, который не совсем точно отражает его содержание, поскольку он предназначен для регулирования ограничений. на соревнованиях не только в виде картелей. В последующие годы в Закон о картелях были внесены многочисленные изменения. Закон в настоящее время вступает в силу с поправками, внесенными в 1989 году. Вступив в силу 1 января 1990 года, он теперь датирован. Следует отметить, что картельный закон ФРГ опирается на два принципа: принцип запрета и принцип контроля и регулирования монополистической деятельности. Как и в США, он запрещает определенную категорию соглашений, таких как картельные контракты и заказы картелей. Однако эти запреты сопровождаются многочисленными исключениями, которые в значительной степени нейтрализуют принцип запрета монопольной практики. Так, если закон Шермана объявляет о заключении любого соглашения, ограничивающего торговлю, незаконным, то закон о картелях Федеративной Республики Германии делает недействительным исполнение картельных соглашений или положений. Кроме того, в отличие от горизонтальных конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не запрещены. Они подлежат административному контролю для предотвращения антиконкурентной практики.

Опыт законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных источниках правового регулирования пресечения недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности: отдельно приняты антимонопольные законы и законы о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания, Канада, Германия, Швейцария); антимонопольное законодательство и общие нормы гражданского права в области пресечения недобросовестной конкуренции (Италия, Франция); антимонопольное или антимонопольное законодательство и судебные прецеденты в области пресечения недобросовестной конкуренции (Великобритания, США).

Государственный контроль над монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой

Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в суде.

Наиболее сложная ситуация с государственным контролем над монополистической деятельностью сложилась в Великобритании. Особенности развития антимонопольного законодательства в Великобритании привели к созданию двух систем контроля над монополиями. В первом из них, основанном на законах о справедливой торговле и конкуренции, Управление по справедливой торговле, Комиссия по монополиям и государственный секретарь по торговле и промышленности играют ключевую роль. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, отводит ключевую роль Суду по ограничительной практике. Бюро справедливой торговли хранит различную информацию о злоупотреблениях доминирующим положением, информирует правительство о своих решениях и, при необходимости, инициирует следующую процедуру: передает дела о монопольном положении в отрасли в Комиссию по монополиям, отслеживает предполагаемые слияния предприятий, передает Дела о картелях заключаются в суде с ограничительной практикой, инициируется производство по установлению и поддержанию цены перепродажи. Следует также отметить, что деятельность Управления по определению политики в области конкуренции носит консультативный характер.

Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям состоит в том, чтобы расследовать и сообщать о наличии (или возможности возникновения) монопольной ситуации или осуществлении слияния предприятий. В случае, если Комиссия по монополиям приходит к выводу о нарушении общественных интересов, государственный секретарь обладает широкими полномочиями применять различные меры воздействия на правонарушителя: издавать приказы о расторжении договора, запрещать поставки товаров , связывая сделки, дискриминацию, чтобы запретить или ограничить слияния, на разделение предприятий через продажу какой-либо их части или каким-либо другим способом).

Роль государственного секретаря Великобритании по торговле и промышленности в регулировании монополий и конкуренции является значительной. Поскольку выводы, содержащиеся в докладах Монопольной комиссии, носят рекомендательный характер, окончательное решение по вопросам монопольных ситуаций или антиконкурентной практики принимает государственный секретарь или другие министры. Кроме того, государственный секретарь уполномочен предоставлять исключения из законодательства об ограничительной торговой практике на основании экономической значимости соответствующих картельных контрактов.

В Соединенных Штатах основная работа правительственного контроля над монополистической деятельностью осуществляется Антимонопольной секцией Министерства юстиции, которая уполномочена возбуждать судебные процессы против лиц, нарушающих антимонопольное законодательство. Помимо Министерства юстиции Федеральная торговая комиссия осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. В то же время следует отметить, что основное бремя при осуществлении этих мер ложится на федеральные суды и, прежде всего, на Верховный суд США, который оценивает законность или недействительность определенных ограничительных условий в договорах или методах экономическая деятельность.

В Федеративной Республике Германии так называемые картельные власти участвуют в государственном регулировании рыночных отношений, что приводит к смягчению негативных последствий чрезмерной монополизации. Эти органы включают Федеральное управление по картелям, Федеральный министр по экономическим вопросам и органы государственной власти. К ним присоединяется комиссия по монополиям, созданная для предоставления мнений о концентрации предприятий в ФРГ. Деятельность промышленных и профессиональных объединений по разработке правил конкуренции в своих отраслях может быть признана частным бизнесом как саморегулирование конкурентных отношений. Власти картеля могут проводить административные разбирательства, административные штрафы или расследования в отношении предприятий, картелей, промышленных или профессиональных ассоциаций. В ходе административного производства, в частности, решаются вопросы разрешения или запрещения картельных соглашений, признания недействительными соглашений о слиянии и запрещения незаконного поведения предприятий, доминирующих на рынке.

Во Франции контроль над монополистической деятельностью возложен на Совет по конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции. Совет по конкуренции считается независимым административным органом, решения которого не могут быть «наложены вето» министром экономики. Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а в некоторых случаях он сам налагает соответствующие санкции. Важной частью контроля над монопольными практиками во Франции является проверка экономической концентрации на рынке. По инициативе министра экономики Совет по конкуренции может рассмотреть любой проект концентрации или любую концентрацию предприятий, которые могут нанести ущерб конкуренции, в частности создание или укрепление доминирующей позиции на рынке.

Вывод:

Изучив предложенную тему, следует отметить, что основной негативной стороной монополизации экономики является избыточная власть монопольных фирм. Торговая сила - это способность влиять на цену продукта. Цель антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам получить неограниченную рыночную власть, расширить конкуренцию и сделать ее неценовой.

В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической и становится все более политической. Однако общеизвестно, что экономика, прежде всего, не должна иметь политической принадлежности. И только тогда государство сможет полностью заменить складывающиеся десятилетия монополии свободным и самоорганизующимся рынком.

Конечная цель состоит в том, чтобы на рынке остались только те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товаров, относительно более низкие цены и быструю смену ассортимента.